Инклюзивное образование
В данном разделе представлены материалы для организации сопровождения воспитанников с ОВЗ, детей-инвалидов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ovz.pptx | 88.67 КБ |
struktura_individualnoy_programmy.docx | 17.16 КБ |
karta_razvitiya_4-5-6_let.doc | 827.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Характеристика проекта: Тип проекта: практико-ориентированный По срокам реализации: долгосрочный По целевой установке: коррекционно-развивающий Сроки выполнения: сентябрь 2014 – май 2016
Участники проекта: Директор МДОАУ «Детский сад №20» Заместитель директора по воспитательной и методической работе Воспитанники МДОАУ «Детский сад №20» Родители (законные представители) воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Учитель-логопед Педагог-психолог Музыкальный руководитель Педагог по ИЗО деятельности Инструктор по физической культуре Медицинские работники МДОАУ «Детский сад №20»
Основание для разработки проекта Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» Конвенция о правах ребёнка Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации » Приказ от 30 августа 2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования Ф едеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 31155 Устав МДОАУ «Детский сад №20»
Цель проекта: Создание модели взаимодействия педагогов, специалистов, медицинского персонала ДОУ и родителей (законных представителей) в коррекционно- развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализации в образовательное пространство ДОУ
Задачи проекта: Создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности; 2. Определить модель эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса образования детей с ограниченными возможностями здоровья через взаимодействие диагностического, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально - личностного направлений деятельности; 3. Разработать и осуществить программу повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов в области коррекции нарушений в здоровье и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья ; 4. Совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей; 5. Обеспечить мониторинг эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве ДОУ.
Продукт проекта Система (модель) психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Ожидаемые результаты Создание модели взаимодействия педагогов, специалистов, медицинского работника дошкольного образовательного учреждения и родителей в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и их социализации в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения. Повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области коррекционной работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и их социализации в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения. Улучшение положительной динамики оздоровления воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и их социализации в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения. Обобщение и распространение опыта педагогов на муниципальном уровне Создание единой психологически комфортной образовательной среды для воспитанников с разными стартовыми возможностями. Повышение информационной компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечение методическими рекомендациями по теме проекта.
Стратегия достижения поставленной цели Реализация проекта «Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения » рассчитана на 2 года с выделением следующих этапов: Подготовительный Организационно-практический Заключительный
Механизм реализации проекта 1. Организационно-управленческое обеспечение: создание рабочей группы (сообщества) по разработке проекта «Коррекционно-развивающая работа и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве ДОУ»; создание банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах в ДОУ; формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной базы; создание информационных стендов по организации развития детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ; приобретение и распространение в ДОУ различных изданий по развитию детей с особыми образовательными потребностями.
Научно-методическое обеспечение: организация консультативной помощи педагогам по разработке и внедрению специальных образовательных программ воспитания толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья; мониторинг хода реализации проекта (проведение анкетирование среди детей, родителей, педагогов с целью объективного выяснения состояния дел и корректировки проекта); проведение обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов, круглых столов по проблемам образования детей с ограниченными возможностями здоровья с привлечением специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед); распространение методических рекомендаций, пособий по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья; совершенствование методической базы в ДОУ по реализации программы образования детей с ограниченными возможностями здоровья; внедрение в практику работы ДОУ новых форм и методов деятельности специалистов ДОУ, педагогов, в соответствии с индивидуальной образовательной программой ребенка с ограниченными возможностями здоровья .
Психолого-педагогическое обеспечение: организация работы психолого-педагогических консилиумов ДОУ с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания индивидуальной консультативной помощи воспитанникам и их родителям; разработка методических рекомендаций по взаимодействию ДОУ и семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; организация в ДОУ постоянно действующих семинаров, круглых столов, тренингов, лекций, мастер-классов для педагогов и родителей по проблемным вопросам; организация методического сопровождения процесса образования детей с ограниченными возможностями здоровья; организация и проведение мониторинга по проблемам коррекционно – развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ; подготовка и публикация на сайте ДОУ материалов по вопросам коррекционно – развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализации в образовательное пространство ДОУ.
Взаимодействие ДОУ с родителями (законными представителями) организация и проведение родительских собраний с участием специалистов ПМПк по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья; организация и проведение круглых столов, родительских собраний по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах коррекционно – развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья; творческие мастерские (родители + дети );
Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками ДОУ организация работы по информированию дошкольников и их родителей об основах законодательства, о праве получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов ; организация и проведение в ДОУ различных совместных мероприятий среди воспитанников .
Критерии оценивания результатов проекта Активное участие в проекте педагогов, специалистов, медицинских работников дошкольного образовательного учреждения, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и родителей (законных представителей) этих воспитанников . Педагогический коллектив реализует приоритетную задачу – воспитание здорового ребенка. Единый подход в решении данной задачи позволяет выстроить целостную систему работы всего коллектива, определять формы и методы взаимодействия, прочеркивать линии интеграции содержания образовательного процесса
Предварительный просмотр:
Согласовано УТВЕРЖДЕНА
Заседанием ПМПК Приказом
Протокол №____ МДОАУ «Детский сад № 20»
от ___ __________2014 __ от ___ __________2014 ____
Индивидуальная программа развития
воспитанника группы_____________
_______________________________
Ф.И.___________________________
Срок реализации ________учебный год
Согласовано с
Родителями
(законными представителями)
Подпись_______Ф.И.О______
От____________ ______год
Содержание
- Титульный лист
- Пояснительная записка
- Педагогическая характеристика на воспитанника;
- Психологическое представление на воспитанника
- Выписка из речевой карты развития;
- Направления коррекционно - развивающей работы, сроки, участники.
- Цель, задачи
Образовательные;
Коррекционные;
Воспитательные
- Индивидуальный учебный план (на учебный год)
- Индивидуальный маршрут развития с воспитанником (заполняется помесячно, вкладывается приложением в программу)
- Анализ коррекционной работы за год.
(заполняется педагогом)
Индивидуальный маршрут развития
с воспитанником_________________ группа___________ месяц _________год _________
Образовательная область, трудности в усвоении | Перспективные задачи | План образовательных мероприятий зоны ближайшего развития | Динамика развития |
Дата, У.О. Пояснения | |||
Условные обозначения:
1 – не справляется
2- справляется частично
3- справляется
(заполняется логопедом)
Индивидуальный маршрут развития
с воспитанником_________________ группа___________ месяц _________год _________
Логопедическое заключение по результатам ПМПк ____________________________
Раздел речи | Перспективные задачи | План мероприятий зоны ближайшего развития | Динамика развития |
Дата, У.О. Пояснения | |||
(заполняется педагогом-психологом)
Индивидуальный маршрут развития
с воспитанником_________________ группа___________ месяц _________год _________
Трудности в развитии | Перспективные задачи | План мероприятий зоны ближайшего развития | Динамика развития |
Психические процессы | Дата, У.О. | ||
Эмоционально – волевая сфера | |||
Социализация |
(заполняется куратором)
Трудности в усвоении ООП | Результат | Рекомендации |
Предварительный просмотр:
6 лет:
Карта развития воспитанника инвалида
Ф. И. ребенка _
Дата рождения Домашний адрес
Сведения о родителях (Ф. И. О., год рождения, образование, профессия, состав семьи) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ Медицинское представление
Ф. И. О.
Дата рождения ___
Домашний адрес
Общий анамнез
Перенесенные инфекционные заболевания во время беременности, на каком месяце
Течение беременности: нормальное, токсикоз (в первой половине беременности, во второй)
Ребенок родился от какой по счету беременности и от каких родов
Характер родов: в срок, досрочные, длительные, стремительные, обезвоженные, кесарево се чение
Родился: недоношенным, переношенным (на каком месяце), вес, рост, закричал сразу, были ли явления асфиксии (белая, синяя), резус-конфликт, оценка по шкале Апгар
Перенесенные заболевания на первом году жизни, позднее
Черепно-мозговые травмы, их время и тяжесть
Состоит ли на учете у невролога, психоневролога, отоларинголога, офтальмолога, ревматолога,
ортопеда, ортодонта, аллерголога, эндокринолога
Основное заболевание, группа здоровья
Раннее развитие
С какого возраста держит голову, сидит, ползает, стоит, ходит
С какого возраста узнает близких
Когда появилось гуление, лепетная речь, первые слова, фразовая речь. Прерывалось ли рече вое развитие и по какой причине
Заключение специалистов
Педагогическая характеристика
(воспитатель)
Навыки самообслуживания
Общение со сверстниками
Общение со взрослыми
Отношение к занятиям
Общие представления об окружающем
Игровая деятельность
Особенности психических процессов (внимания, памяти, мышления)
Сенсорные эталоны
Восприятие цвет
Восприятие форм
Восприятие величин________________
Ориентировка во времени __
Ориентировка в пространстве
Ориентировка в схеме собственного тела
Складывание картинок из частей
Складывание фигур из палочек по образцу
Элементарные математические представления
Количество и счет
Навыки конструктивной деятельности
Складывание фигур из палочек по образцу
Навыки изобразительной деятельности, лепки, аппликации
Навыки работы с карандашом (графомоторные)
Навыки работы с пластилином
Навыки работы с ножницами
Слуховое внимание и восприятие
(музыкальный руководитель)
Дифференциация контрастного звучания
Определение направления звука
Восприятие и воспроизведение ритма
Звуковысотный слух
Тембровый слух _
Динамический слух
Музыкальный слух
Восприятие музыки _______
Певческий диапазон голоса
Общая моторика
(инструктор по физической культуре)
Статическая координация движений _____
Динамическая координация движений
Переключаемость движений и самоконтроль
Темп движений
Пространственная организация движений
Произвольность движений
- координация рук и ног
- статическая координация движений
- динамическая координация движений
- объем движений
- темп произвольности торможения
- пространственная организация движений
- самостоятельность выполнения
- наличие сопутствующих движений
Психологическая характеристика (педагог-психолог)
Личность
Адаптация к условиям детского сада
Мотивы поведения и деятельности
Самосознание
Эмоции
Воля______________________________________________________________________________________
Общение__________________________________________________________________________________
Форма общения______________
Высшие психические функции
Установление причинно-следственных связей
Аналитико-синтетические умения
Произвольная память
Наблюдение
Воображение
Неречевые психические функции
Зрительное внимание
Зрительная память
Зрительное восприятие
Слуховое внимание
- слуховая память
- слуховое внимание
- зрительно-двигательные координации
- слухо-двигательные координации
Логопедическая характеристика (учитель-логопед)
- Анатомическое строение артикуляционного аппарата
- Дыхательная функция
- Просодическая сторона речи
- Артикуляционная моторика:
Движения языка
Движения губ
Движения мышц щек
Движения мимической мускулатуры:
- объем движений
- точность
- тонус
- темп движений
Воспроизведение мимических поз
Движения мышц глаз
Движения нижней челюсти
Саливация __
- Мелкая моторика
- Речь.
Импрессивная речь:
Понимание имен существительных
Понимание обобщающих слов
Понимание глаголов
Понимание прилагательных
Понимание различных форм словоизменения
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов имен существительных
Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов
Дифференциация глаголов с различными приставками
Понимание предложений
Понимание текста
Экспрессивная речь:
Употребление имен существительных:
- называние частей тела и частей предметов (по картинкам)
- называние одним словом (обобщение) предметов и объектов, изображенных на картинке
- подбор антонимов (скажи «наоборот»)
Употребление глаголов
Употребление прилагательных
- Грамматический строй речи.
Употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множествен ного числа
Употребление имен существительных в косвенных падежах
Образование имен существительных множественного числа в родительном падеже
Согласование имен прилагательных с именами существительными единственного числа
Употребление предложно-падежных конструкций
Употребление числительных «два» и «пять» с именами существительными
- Словообразование.
Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Образование названий детенышей животных
Образование относительных имен прилагательных
Образование притяжательных имен прилагательных
Образование приставочных глаголов
Образование глаголов совершенного вида
- Состояние связной речи.
Пересказ текста
Составление рассказа .
- Фонематические процессы.
Фонематическое восприятие:
Слоги с оппозиционными звуками
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении
Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении
Фонематический анализ
Выделение звука на фоне
Выделение начального ударного гласного звука
Определение места звука в слове (в начале, середине, конце)
Определение последовательности звуков в слове
Определение количества звуков в слове (слова, состоящие из звуков, сохранных в произ ношении)
Фонематический синтез:
Составление слов из звуков, данных в нормальной последовательности
Составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности
Фонематические представления:
Подбор слов на заданный звук (из предложенных картинок)
Подбор картинок с предметами, в названиях которых есть оппозиционные звуки
- Слоговая структура слова
- Звукопроизношение
- Средства общения
Протокол логопедического обследования речи дошкольника
Ф. И., возраст
Возрастная группа
Заключение ПМГ1К
Дата обследования
- Анатомическое строение артикуляционного аппарата.
Выводы:
- губы: толстые, тонкие, неполное смыкание губ, укороченная верхняя губа, расщелина, шрамы;
- зубы: редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие, двойной ряд зубов, излишне крупные передние;
- челюсти: прогнатия (излишнее выдвижение вперед верхней челюсти), прогения (излишнее выдвижение вперед нижней челюсти);
- прикус: открытый боковой, открытый передний, перекрестный;
- твердое небо: высокое узкое, излишне низкое, готическое, уплощенное, куполообразное, субмукозная щель;
- мягкое небо: отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка, плос кое, округлое, гиперкинез, отклонение маленького язычка в сторону, расщелины;
- язык : массивный, не умещается во рту, короткий, длинный, гипертрофия корня языка;
- подъязычная связка: короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъ язычной области, с послеоперационным узлом;
- кончик языка: норма, истонченный, широкий, толстый, раздвоенный;
- позиция языка в полости рта: правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне по лости рта, при фонации в межзубном положении.
- Дыхательная функция.
Задания:
- сыграть на любом духовом инструменте;
- поддувать пушинки, снежинки (2-3 дыхательных движения).
4 года, 5 лет: 2-3 слова на выдохе
6 лет: 3-5 слов на выдохе
- Просодическая сторона речи.
Определяется в процессе свободной беседы с ребенком.
- дикция
- Темп___________________________________
- Ритм _________________________________
- Паузация_____________________________________
- интонационная выразительность речи
- Артикуляционная моторика.
Движения языка
Задания:
4 года:
- показать широкий язычок - «лопату»
- показать узкий язычок - «иголочку»
- положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю - «качели»
- коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого - «маятник»
- лет:
- показать широкий язычок - «лопату»
- показать узкий язычок - «иголочку»
- чередовать выполнение указанных упражнений
- положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю - «качели»
- коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого - «маятник»
- лет:
- показать широкий язычок - «лопату»
- показать узкий язычок - «жало»
- чередовать выполнение указанных упражнений
- положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю - «качели»
- коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого - «маятник»
- облизать кончиком языка губы по кругу - «вкусное варенье»
Движения губ
Задания:
- года:
- растянуть губы в «улыбку»
- вытянуть губы вперед «трубочкой»
- лет:
- растянуть губы в «улыбку»
- вытянуть губы вперед «трубочкой»
- чередовать выполнение указанных упражнений
- лет:
- растянуть губы в «улыбку»
- вытянуть губы вперед «трубочкой»
- чередовать выполнение указанных упражнений
- поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опустить нижнюю губу, обнажив нижние
зубы
Движения мышц щек
Задания (выполняются по словесной инструкции):
- надуть левую щеку (правую), удержать позу в течение 3 секунд
- надуть правую щеку, удержать позу в течение 3 секунд
- надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение 3 секунд
Движения мимической мускулатуры
Задания:
- года:
- поднять брови
- нахмурить брови
- наморщить нос
- надуть щеки
- лет:
- поднять брови __
- нахмурить брови
- надуть щеки
- втянуть щеки_
- наморщить нос :
6 лет:
- нахмурить брови
- поднять брови
- надуть правую щеку
- надуть левую щеку
- втянуть правую щеку
- втянуть левую щеку
Движения мышц глаз
Задания (выполняются по словесной инструкции):
- легко сомкнуть веки, удержать позу
- плотно сомкнуть веки, удержать позу
- прищурить глаза, удержать позу
- закрыть поочередно левый и правый глаз
Движения нижней челюсти
Задания:
- года:
- рот широко открыть и закрыть
- лет:
- открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков
- лет:
- открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков
- подвигать нижней челюстью вправо-влево
Саливация
Сглаженность носогубных складок
Синкинезии
5. Мелкая моторика.
Кинестетическая основа движений
Задания:
- года:
- сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала правой, потом левой руки
- поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять
последовательность
- положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот
- лет:
- одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, потом левой руки
- упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой
- проба «кулак - ребро - ладонь» ведущей рукой
- лет:
- одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки,
обеих рук
- поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом -
на левой
- упражнение «Игра на рояле»
- проба «кулак - ребро - ладонь» сначала правой, потом левой рукой
- Импрессивнан речь.
Понимание имен существительных
Задание: показать на картинках отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов.
- года: девочка, стол, книга, хлеб, телевизор, часы, нож, мяч, лопата, кастрюля, пылесос, ле стница, свеча, колесо, карандаш, голова, рука, пальцы, шея, уши, нос; машина: колеса, двери, окна, руль; самолет: крылья, окна, дверь; до м : крыша, окна, дверь; м ед в ед ь : лапы, голо ва, рот, нос, глаза, уши.
- лет: пятка, кулак, голова, рука, пальцы, шея, уши, лоб, нос, колено; м ашина: колеса, две ри, окна, руль, фары, сиденье; самолет: крылья, хвост, дверь, колеса, окна; дом : крыша, окна, дверь, стены; медведь: голова, туловище, лапы, хвост.
- лет: пятка, кулак, голова, рука, пальцы, шея, уши, лоб, нос, колено, подбородок, плечо; машина: колеса, двери, окна, руль, фары, сиденье, зеркала, багажник; самолет: крылья, хвост, дверь, колеса, окна, кабина; дом-: крыша, окна, дверь, стены, лестница; медведь: голова, туловище, лапы, хвост.
Понимание обобщающих слов
Задание: показать несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию.
- года: игрушки, одежда, обувь, посуда;
5лет: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы;
6лет: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие пти цы, домашние животные, дикие звери, транспорт.
Понимание глаголов
Задание: показать по предложенным картинкам.
- года: девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует.
- лет: птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет.
- лет: строитель строит, уборщица убирает, продавец продает, покупатель покупает.
Понимание имен прилагательных
Задание: показать по предложенным картинкам.
- года: большая чашка, маленькая чашка; красный шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кислый лимон; круглый торт, квадратный торт.
- лет: круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холод ное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье.
- лет: прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; молодой человек, пожилой чело век; веселый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом.
Понимание различных форм словоизменения
Задание: дифференциация единственного и множественного числа имен существительных (показать по картинкам).
- года: дом - дома, кот - коты, кукла - куклы, груша - груши, ведро - ведра;
- лет: глаз - глаза, стул - стулья, лист - листья, окно - окна;
- лет: рукав - рукава, пень - пни, гнездо - гнезда, перо - перья, ухо - уши.
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами
Задание: показать на картинках расположение предметов.
4 года: в, на, у;
- лет: в, на, у, под, за, по;
- лет: в, на,' у, под, над, за, по, с, из, из-за, из-под.
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов имен существительных
Задание: показать по предложенным картинкам.
- года: стол - столик, машина - машинка, ведро - ведерочко;
- лет: носок - носочек, чашка - чашечка, окно - окошечко;
- лет: нож - ножик, рукавица - рукавичка, одеяло - одеяльце.
Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов
Задание: показать по предложенным картинкам.
- года: кошка сидит - кошки сидят, слон идет - слоны идут;
- лет: птица летит - птицы летят, машина едет - машины едут;
- лет: мальчик читает - мальчики читают, девочка ест - девочки едят.
Дифференциация глаголов с различными приставками Задание: показать но предложенным картинкам.
- года: девочка наливает воду в чашку, выливает воду из чашки, поливает цветы из лейки;
- лет: птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку;
- лет: мальчик переходит дорогу, мальчик перебегает дорогу, мальчик подбегает к дому.
Понимание предложений
Задание: показать по предложенным картинкам.
- года: Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика.
5лет: Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.
6 лет: Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился.
Понимание текста
Задание: ребенку читают сказку и проводят беседу по содержанию прочитанного.
- года: сказка «Репка»;
- лет: сказка «Колобок»;
- лет: сказка «Теремок».
- Экспрессивная речь.
Употребление имен существительных
Задание. Назвать по 4-5 имен существительных по предложенным темам.
- года:
Игрушки
Посуда ______
Одежда
Обувь ___________ __________
- лет:
Мебель ___________
Овощи
Фрукты
Птицы
- лет:
Ягоды______________
Насекомые
Животные
Транспорт
Задание. Назвать части тела и части предметов (по картинкам).
- года: ноги, руки, голова, глаза, уши; спинка стула, сиденье стула, ножки стула, кузов ма шины, колеса машины;
- лет: нос, рука, шея, живот, грудь, ворот, воротник, пуговица, кабина машины, руль;
- лет: локоть, ладонь, затылок, висок, манжета, петля для пуговицы, фары, мотор.
Задание. Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке.
- года:
мяч, кукла, машинка
рубашка, платье, шорты
тапки, туфли, ботинки
- лет:
стул, стол, шкаф
огурец, помидор, морковь ___
яблоко, банан, апельсин
воробей, голубь, сова
- лет:
клубника, смородина, черника
муха, комар, бабочка
кошка, собака, корова
самолет, автобус, машина
Задание. Подобрать антонимы (скажи «наоборот»).
6 лет:
Друг
Добро
Горе
Горячий .
Легкий
Длинный
Давать '
Поднимать
Употребление глаголов
Задание: ответить на вопросы по картинкам.
- года:
Что делает мальчик? (Ест.)
Что делает девочка? (Спит.)
Что делают дети? (Играют.)
Что делает птица? (Летит.)
Что делают рыбки? (Плавают.)
Что делают машины? (Едут.)
- лет:
Как передвигаются птицы? (Летают.)
Как передвигаются рыбы? (Плавают.)
Как передвигается змея? (Ползает.)
Как передвигается лягушка? (Прыгает.)
Как передвигается человек? (Ходит.)
Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает.)
А как подает голос корова? (Мычит.)
А как подает голос петух? (Кукарекает.)
6 лет:
Ворона каркает. А кукушка? (Кукует.)
А как подает голос волк? (Воет.)
А как подает голос лошадь? (Ржет.)
А как подает голос овца? (Блеет.)
Врач лечит. А что делает учитель? (Учит.)
А что делает продавец? (Продает.)
А что делает маляр? (Красит.)
А что делает швея? (Шьет.)
Употребление имен прилагательных Задание: Назвать предъявленные цвета.
- года:
Красный
Синий
Зеленый
Желтый_
Белый
Черный _____
- лет:
Красный
Оранжевый
Желтый
Зеленый
Голубой
Синий
Белый
Черный
- лет:
Красный
Оранжевый
Желты й
Зеленый
Голубой
Синий
Фиолетовый
Розовый
Белый
Черный
Серый
Задание: Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки).
4 года:
Мяч какой? (Круглый.)
Платок какой? (Квадратный.)
- лет:
Солнце какое? (Круглое.)
Салфетка какая? (Квадратная.)
Косынка какая? (Треугольная.)
Огурец какой? (Овальный.)
- лет:
Руль какой? (Круглый.)
Окно какое? (Квадратное.)
Флажок какой? СГреугольный). .
Слива какая? (Овальная.)
Одеяло какое? (Прямоугольное.)
8. Грамматический строй речи.
Употребление имен существительных
в форме именительного падежа единственного и множественного числа
Задание: образовать слова по аналогии.
- года:
стол - столы, кот - , дом - , кукла - , рука -
, окно - .
- лет:
рот - рты, лев - , река - , ухо - , кольцо - .
- лет:
глаз - глаза, лист - , стул - _, дерево - , пень -
, воробей - .
Употребление имен существительных в косвенных падежах Задание: ответить на вопросы.
- года: Что есть у мальчика? (Мяч.) Чего нет у мальчика? (К1яча.) Кому мальчик дает мяч? Девочке.) Что ты видишь на картинке? (Машину.) Чем рисует девочка? (Карандашом.) О ком 'мает кошка? (О мышке.)
Образование имен существительных в форме множественного числа родительного падежа
Задание: ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам.
- лет:
шаров - , ключей - , берез - ложек -
;он - •
- лет:
карандашей - , листьев - , книг - ,
вилок - , ведер .
Согласование имен прилагательных с именами существительными единственного числа
Задание: назвать по картинкам.
- года:
красный мяч
синяя шапка
желтое ведро -
- лет:
оранжевый апельсин
голубая бабочка
белое блюдце
фиолетовый- колокольчик
серая ворона
розовое платье
Употребление предложно-падежных конструкций Задание: ответить на вопросы по картинкам.
- года:
Где стоит ваза? (На столе.)
Где лежат фрукты? (В корзине.)
У кого мячик? (У мачьчика.)
- лет:
Г де сидит снегирь? (На дереве.)
Где стоит машина? (В гараже.)
У кого кукла? (У девочки.)
Г де стоит коза? (За забором.)
Где едет машина? (По дороге.)
- лет:
Где лежит мяч? (Под столом.)
Где летает бабочка? (Над цветком.)
Откуда вылетает птичка? (Из клетки.)
Откуда прыгает котенок? (С кресла.)
Употребление числительных «два» и «пять» с именами существительными
Задание: образовать множественное число имен существительных (один - много).
- года:
два кота - (пять котов)
две машины - (пять машин)
- лет:
два мяча - (пять мячей)
две розы - (пять роз)
два окна - (пять окон)
- лет:
два пня - (пять пней)
два воробья — (пять воробьев)
две шали - (пять шалей)
два ведра - (пять ведер)
9. Словообразование.
Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Задание: выполнить словообразование по картинкам.
- года:
стол - (столик)
чашка - (чашечка)
сумка - (сумочка)
ведро - (ведерочко)
- лет:
забор - (заборчик)
носок - (носочек) ,
лента - (ленточка)
окно - (окошечко)
палец - (пальчик)
изба - (избушка)
кресло - (креслице)
Образование названий детенышей животных
Задание: образовать слова по образцу.
- года:
у кошки - (котята)-,
у лисы
у утки
у слонихи __
- лет:
у зайчихи
у волчицы
у белки
у козы
- лет:
у медведицы_
у бобрихи
у барсучихи
у собаки
у коровы
Образование относительных имен прилагательных Задание: образовать слова по образцу.
- лет:
Стол из дерева (какой?) - деревянный.
Аквариум из стекла (какой?)
Крыша из соломы (какая?)
Стена из кирпича (какая?)
Шапка из меха (какая?)
Носки из шерсти (какие?)
Сапоги из резины (какие?) t
Крепость из снега(какая?)
Лопатка из металла (какая?)
Сок из яблок (какой?)
Образование притяжательных имен прилагательных Задание: образовать слова по образцу.
6 лет:
Очки бабушки (чьи?) - бабушкины.
Туфли мамы (чьи?)
Усы кошки (чьи?)
Хвост лисы (чей?)
Берлога медведя (чья?)
Гребень петуха (чей?)
Образование приставочных глаголов Задание: ответить на вопрос «Что делает мальчик?» (по картинкам).
6 лет:
Мальчик выходит из дома
Мальчик отходит от дома
Мальчик подходит к магазину
Мальчик переходит улицу
Мальчик обходит лужу
Мальчик входит в дом
Образование глаголов совершенного вида Задание: составить предложения по картинкам.
6 лет: Девочка строит домик
Девочка построила домик
Мальчик красит самолет
Мальчик покрасил самолет
10. Состояние связной речи.
Составление рассказа по картинке Задание: составить рассказ по сюжетной картинке («Котенок»).
- года: опиши котенка, какой он? __________________
- лет: опиши котенка, какой он, придумай про него рассказ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- лет: разложить 3-4 картинки в последовательности и составить рассказ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пересказ текста
Задание: пересказать текст.
- года.
Котенок.
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила его молоком. Котенок любил играть с Катей.
Ребенку выразительно читают рассказ, не предупредив о последующем пересказе. Затем за дают-несколько вопросов по содержанию: «Кто жил у Кати? Катя любила котенка? Чем она пои ла котенка? Что любил делать котенок?». Потом еще раз выразительно читают рассказ, преду предив ребенка о последующем пересказе.
Далее предлагают ребенку план рассказа: «Сначала ты расскажешь, кто жил у Кати. Потом ты расскажешь, как Катя относилась к котенку, чем она его поила. И наконец, ты расскажешь, что любил делать котенок».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- лет.
Рыбалка.
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкус ную уху.
Ребенку читают рассказ и задают вопросы: «Куда собрался Илюша? Как он собирался? Что он сделал, когда пришел к реке? Кого он поймал сначала, а кого потом? Что сварила мама Илю ше?». Далее предлагают ребенку план пересказа: «Сначала ты расскажешь, куда собрался Илю ша и как он собирался. Потом расскажи, что он сделал, когда пришел к реке, кого поймал снача ла, а кого потом. И наконец, расскажи, что сварила Илюше мама».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет.
Щенок.
Мама подарила Егору маленького щенка. Егор очень ему обрадовался.
Он назвал щенка Тобиком. Стал Тобик знакомиться с квартирой. Сначала Тобик обнюхал ди ван, потом залез под стол и стал грызть ножку стула. Егор полез за Тобиком под стол, но щенок выскочил оттуда, побежал в коридор и спрятался за тумбочкой.
Ребенку читают рассказ и задают вопросы: «Кого подарили Егору? Что почувствовал при этом Егор? Как Егор назвал щенка? Что стал делать Тобик сначала, а что потом? Что сделал Егор? Что сделал щенок?». Далее предлагают ребенку план пересказа: «Сначала ты расскажешь, как щенок попал к Егору. Потом расскажи, как щенок знакомился с квартирой. И наконец, рас скажи, что сделал Егор и где спрятался щенок».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Фонематические процессы.
Фонематическое восприятие
Задание. Повторить слоги с оппозиционными звуками:
- года:
ба-па, па-ба; га-ка, ка-га; да-та, та-да; ма-ба, ба-ма; ва-ка, ка-ва; ня-на, на-ня
________________________________________________________________________________________
- лет:
ба-па-ба; па-ба-па; да-та-да; та-да-та; га-ка-га; ка-га-ка; за-са-за; са-за-са; та-тя-та; тя-та-тя
____
______________________________________________________________________________
6 лет:
са-ша-са; ша-са-ша; жа-ша-жа; ша-са-ша; жа-ша-жа; ша-жа-ша; са-ца-са; ца-са-ца; ча-тя-ча; гя-ча-тя; ла-ля-ла; ля-ла-ля
_________________________________________________________________________________________
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении
Задание: показать по картинкам.
- года:
кот - кит, дом - дым, уточка - удочка, киска - миска;
- лет:
мышка - мишка, почка - бочка, катушка - кадушка, корка - горка;
- лет:
мышка - мошка, пашня - башня, сова - софа, крот - грот.
Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении
Задание: показать по картинкам.
- года:
коса - коза, мишка - миска, кочка - кошка, малина - Марина;
- лет:
речка - редька, цвет - свет, челка - щелка, рейка - лейка;
- лет:
лук - люк, марка - майка, ель - гель, плач - плащ.
Фонематический анализ
Задания:
- года:
- выделение звука на фоне слова (ДОМ; МАК)
- лет:
- выделение начального ударного звука (АНЯ, ОЛЯ, УТРО, ИРА, ЭХО; САД; ЗАЙКА;
ШУБА; ЖУК; ЩУКА; ОТЕЦ; МЯЧ; ЛАПА; РАК)
- лет:
- определение места звука в слове (в начале, середине, конце):
Где находится звук С в словах САД; ФОКУС; ЛИСА?
На каком месте стоит звук С в словах САНИ; ОСА; НОС
- определение последовательности звуков в слове:
Какой звук ты слышишь в начале слова САНИ? ([С].)
Какой звук ты слышишь после звука С в слове САНИ? ([А].)
Какой звук ты слышишь после звука А в слове САНИ? ([Н].)
Какой звук ты слышишь после звука Н в слове САНИ? ([И].)
-- определение количества звуков в слове (слова, состоящие из звуков, сохранных в произно шении);
- сколько звуков в словах:
МАК МУКА КОМОК
Фонематический синтез
Задания:
6 лет:
- составить слова из звуков, данных в нормальной последовательности:
С-А-Д Д-О-М Р-У-К-А_______________
П-О-Ч-К-А __
- составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности:
М-О-С О-Л-Б У-Ш-А-Б
А-М-Р-К-А
Фонематические представления
Задания:
6 лет:
- подобрать слово на заданный звук
- назови слово со звуком С 3 Ц
Ш Ж Ч Щ Л
Р
- из предложенных картинок предлагается отобрать те, в названиях которых имеется данный звук (звук С: самолет, стакан, сыр, сосна, сумка)',
- из предложенных картинок предлагается отобрать картинки с предметами, в названиях ко торых есть оппозиционные звуки С-3 {сумка, забор, сок, лиса, зубы, коза, лес, роза, нос, автобус, зонт и т. д.).
12. Слоговая структура слова.
Задание: повторить слова (предложения) с опорой на наглядность.
- года:
Кот
Вода .
Стук
Мост .
Спина
Банка
Фантик
Ступенька
- лет:
Самолет
Скворец
Фотограф
Микстура *
Парашютист
Погремушка
Сестренка развешивает простыни.
В универсаме продают продукты.
Парашютисты готовятся к прыжку.
- лет:
Тротуар
Градусник
Фотоаппарат ^
Экскаватор
Виолончелист
Регулировщик
Виолончелист укладывает инструмент в футляр.
Регулировщик руководит движением на перекрестке.
У фотографа фотоаппарат со вспышкой.
Анализ звукопроизносительной стороны речи
Звукопроизношение | Изолированно | В словах | В предложении | ||||||
4 года | 5 лет | 6 лет | 4 года | 5 лет | 6 лет | 4 года | 5 лет | 6 лет | |
1 | 2 | 3 | 4 | 3 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
[м] - мышь, пума, дом. У мамы и Маши малина | |||||||||
[м’] - медведь, гурами, семь. У мишки мед | |||||||||
[п] - помидор, попугай, суп. У Поли и Павлика поезд | |||||||||
[if] - перец, копилка, голубь. Петя пел | |||||||||
[б] - банан, яблоко, колобок. У Бори и Бэллы баранки | |||||||||
[б’] - белка, воробей, голуби. У белки бельчонок | |||||||||
[т] - тапки, петух, букет. У Толи букет | |||||||||
[т’] - телефон, котенок, сеть. У Тины утюг | |||||||||
[д] - дуб, подосиновик, помидор. У Дани и Даши домик | |||||||||
[д’] - диван, желуди, смородина. Дина у дивана | |||||||||
[н] - носки, малина, каштан. Носок на стуле | |||||||||
[if] - нитки, вишня, окунь. Ника и Нина едут на пикник | |||||||||
[в] - волк, слива, кровать. Вовочку купают в ванне | |||||||||
[в’] - ведро, винт, телевизор. У Вики и Вити вишни | |||||||||
[ф] - футболист, телефон, шарф. У Марфы муфта | |||||||||
[ф’] - фиалка, кефир, кофе. Федя пил кефир | |||||||||
[к] - кот, стакан, мак. У кошки котенок | |||||||||
[к!] - кит, ракета, носки. Никита надевает носки | |||||||||
[г] - груша, гусь, попугай. Галя и Гоша гусей стерегут | |||||||||
[г’] - гиря, гитара, сапоги. У Гены гитара | |||||||||
[х] - хвост, сахарница, горох. Под дубом мох | |||||||||
[х’] - хек, петухи, лопухи. Петухи боятся хитрой лисы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
O’] - яблоко, майка, сарай. Яша играет на балалайке | |||||||||
[с] - самолет, лиса, ананас. Киска ест «Вискас» | |||||||||
[с'] - синица, персик, гусь. Сема и Сеня тянут сети | |||||||||
[ц] - цыпленок, курица, огурец. У курицы цыплята | |||||||||
[з] - зайка, мимоза, динозавр. За забором коза и козлята | |||||||||
[з’] - земляника, корзина, паровозик. У обезьяны зеленый бантик | |||||||||
[ш] - шапка, груша, мышь. Лягушка в мышином горошке | |||||||||
[ж] - желудь, баклажан, ножи. У Жанны и Жени желуди | |||||||||
[V] - чайник, кабачок, мяч. У Ванечки булочки с черемухой | |||||||||
[щ] - щегол, овощи, плащ. В ящике три щенка | |||||||||
[р] - ромашки, торт, помидор. В траве корзина | |||||||||
[р’] - редис, перец, букварь. У Риммы репа и редиска | |||||||||
[л] - лодка, кукла, стол. Володя и Мила в лодке | |||||||||
[л’] - лимон, коляска, медаль. Лебеди летят над полями |
Психолого-педагогическое заключение
4года________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 лет ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение
4 года ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 лет ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________