Обучающимся
Это интересно. Архив исторических фактов
Интересные исторические факты
Почему у Царь-колокола отколот кусок
Изготовленный Царь-колокол, стоявший в яме, пострадал от пожара 20 мая 1737 года. При пожаре в яму стали падать горящие бревна и нагрели его, в результате чего от колокола откололся большой кусок массой 11,5 тонн.
Царь-колокол был поднят из ямы не сразу. Были две безуспешные попытки его поднять - в 1792 году и в 1819 году. И только 17 августа 1836 года удалось его поднять на поверхность. При этом не обошлось без экстремальных моментов: при подъеме лопнули несколько канатов, посредством которых его поднимали и колокол перекосило. Спас положение один из работников, который спустился в яму и установил под колокол подпорки. После замены канатов колокол все же благополучно подняли.
Кто такие голубиные миллионеры или кто произнес фразу "Кто владеет информацией, тот владеет миром"?
А знаете ли вы, что фраза «Кто владеет информацией, тот владеет миром» стала знаменитой благодаря стремлению Ротшильдов первыми узнавать новости. Это их стремление, а также единственное (кроме денег) хобби – разведение почтовых голубей – однажды помогли им сделать целое состояние.
Это было в 1815 году, когда после триумфального возвращения Наполеона, так называемых «ста дней», фондовые биржи ждали исхода решающей битвы при Ватерлоо. Ждали его и братья Ротшильды: Натан – в Лондоне, Якоб – в Париже, предварительно изрядно пополнив свои голубятни в северо-западной Европе.
Начало сражения явно было за Наполеоном, об этом известили Лондон. Но наблюдатели не предвидели, что на помощь армии Веллингтона придет прусский корпус Блюхера, который и решит исход сражения. Наполеон был повержен. Голуби с шифрованными донесениями об этом были срочно отправлены Ротшильдам. Утром Натан уже сокрушался по поводу успехов Наполеона и продавал свои акции. Тот же трюк проделал в Париже и Якоб. На бирже началась паника – ведь Ротшильды, которые все новости узнают первыми, продавали бумаги. Продавать начали все, произошел обвал английских, австрийских, прусских ценных бумаг. А в это время агенты Ротшильдов скупали эти же бумаги за бесценок.
Только через двое суток на бирже узнали, что на самом деле Наполеон битву проиграл. Люди теряли состояния, а Ротшильды за один день заработали 40 миллионов фунтов стерлингов и стали обладателями значительной части британской экономики.
Самая короткая война
А знаете ли вы, что самая короткая война в истории длилась 38 минут? Эта война произошла между Англией и султанатом Занзибар (это в Африке, с 1964 года Занзибар является частью Объединённой Республики Танзания) 27 августа 1896 года.
Конфликт начался из-за того, что новый правитель Занзибара, Халид ибн Баргаш, решил прекратить сотрудничество с Великобританией и сблизится с Германией. Такое решение никак не устраивало англичан, и они выдвинули ультиматум, согласно которому 27 августа в 9.00 Занзибар должен был сдаться. Однако этого не произошло. Армия, собранная султаном Занзибара, состояла из 2800 человек, а его флот из одного корабля с одним орудием. Что и говорить, англичане нанесли сокрушительное поражение Занзибару. В этой войне было насчитано 570 погибших и все со стороны Занзибара. С начала конфликта до полной победы англичан прошло ровно 38 минут.
Этот интересный факт был зафиксирован в книге рекордов Гиннесса, как самая короткая война в истории человечества.
Коротко, но ясно.
1. В армии Наполеона солдаты могли обращаться к генералам на "ты".
2. На Руси стрекозами называли кузнечиков.
3. Наказания розгами были отменены в России только в 1903 году.
4. "Столетняя война" длилась 116 лет.
5. То, что мы называем Карибским кризисом, американцы называют Кубинским кризисом, а сами кубинцы - Октябрьским кризисом.
6. Самой короткой в истории войной была война между Великобританией и Занзибаром 27 августа 1896 года. Она длилась ровно 38 минут.
7. Первая атомная бомба, сброшенная на Японию, находилась на самолете, носящем название Enola Gay. Вторая - на самолете Bock's Car
8. Пpи Петpе I в России было создано спецведомство по пpиему челобитных и жалоб, которое называлось ... рэкетмейкерство.
9. 4 июня 1888 года конгресс штата Нью-Йорк принял билль об упразднении казни через повешение. Причиной этого "гуманного" акта послужило введение нового способа смертной казни - электрического стула.
10. Согласно договору, заключенному между инженером Гюставом Эйфелем и городскими властями Парижа, в 1909 году Эйфелева башня должна была быть разобрана и продана на лом.
11. Испанская инквизиция преследовала многие группы населения, но более других катаров, марранов и морисков. Катары это последователи альбигойской ереси, марраны - крещеные евреи, а мориски - крещеные мусульмане.
12. Первым японцем, попавшим в Россию был Денбей - сын купца из Осаки. Его судно было прибито к берегам Камчатки в 1695 году. В 1701 он добрался до Москвы. Петр I определил его преподавать японский язык нескольким подросткам.
13. Только в 1947 году в Англии была отменена должность человека, который должен был при въезде в Англию Наполеона Бонапарта (!) выстрелить из пушки.
14. Ги де Мопассан, Александр Дюма, Шарль Гуно, Леконт де Лиль и многие другие деятели культуры подписали знаменитый протест против ... "уродования Парижа Эйфелевой башней".
15. Когда знаменитый немецкий физик Альберт Эйнштейн умер, его последние слова ушли вместе с ним. Медсестра, находящаяся рядом с ним, не понимала ни слова по-немецки.
16. В средние века студентам запрещалось носить ножи, шпаги и пистолеты и появляться на улице после 21 часа, ибо ... это представляло большую опасность для горожан.
17. На могильной плите памятника Суворову написано просто: "Здесь лежит Суворов".
18. Между двумя мировыми войнами во Франции сменилось более 40 разных правительств.
19. Последние 13 веков императорский трон в Японии занимает одна и та же династия.
20. Один из американских самолетов во Въетнаме поразил выпущенной ракетой себя же.
21. Безумный римский император Калигула однажды принял решение объявить войну Богу Морей - Посейдону, после чего приказал своим солдатам беспорядочно бросать свои копья в воду. Кстати, с римского "Калигула" означает "маленький башмак".
22. Абдул Кассим Исмаил - великий визирь Персии (10 век) всегда находился рядом со своей библиотекой. Если он куда-то отправлялся, то библиотека "следовала" за ним. 117 тысяч книжных томов перевозились четырехстами верблюдами. Причем книги (т.е. верблюды) располагались в алфавитном порядке.
23. Самый первый автомобильный номер прикрепил к своей машине берлинский коммерсант Рудольф Герцог. Это случилось в 1901 году. На его номере значились всего три знака - IA1 (IA - это инициалы его молодой жены Иоганны Анкер, а единица означает, что она у него первая и единственная).
24. По окончании вечерней молитвы на судах Российского императорского флота вахтенный начальник командовал "Накройся!", что означало надеть головные уборы, и одновременно подавался сигнал отбоя молитвы. Длилась такая молитва обычно 15 минут.
25. В 1914 году германские колонии населяли 12 млн. человек, а британские - почти 400 млн.
26. За всю историю регистрации температуры в России самой холодной зимой была зима 1740 года.
27. В современной армии званию корнет соответствует прапорщик, а званию поручик - лейтенант.
28. Тайский национальный гимн был написан в 1902 году русским (!) композитором Петром Щуровским.
29. До 1703 года Чистые пруды в Москве назывались ... Погаными прудами.
30. Первая книга, напечатанная в Англии, была посвящена ... шахматам.
31. Население мира в 5000 году до н.э. составляло 5 миллионов человек.
32. В Древнем Китае люди кончали жизнь самоубийством, съедая фунт соли.
33. Список подарков Сталину в честь его семидесятилетия печатался в советских газетах с декабря 1949 года по март 1953.
34. Николай I предоставлял своим офицерам выбор между гауптвахтой и прослушиванием опер Глинки в качестве наказания.
35. Над входом в Лицей Аристотеля была надпись: "Вход сюда открыт для любого, пожелавшего рассеять заблуждения Платона".
36. Третьим декретом после "Декрета о мире" и "Декрета о земле", выпущенным большевиками, был "Декрет об орфографии".
37. Во время извержения вулкана Везувия 24 августа 79 года помимо всем известного города Помпеи погибли также города Геркуланум и Стабии.
38. Фашистская Германия - "третий Рейх", империя гогенцоллеров (1870-1918 гг.) - "второй Рейх", Священная Римская Империя - "первый Рейх".
39. В римском войске солдаты жили в палатках по 10 человек. Во главе каждой палатки ставился старший, которого называли ... деканом.
40. Сильно затянутый корсет и большое количество браслетов на руках в Англии периода правлению Тюдоров считались признаком девственности.
41. Агенты ФБР получили право носить оружие только в 1934 году, через 26 лет после основания ФБР.
42. Вплоть до второй мировой войны в Японии считалось кощунством любое прикосновение к императору.
43. 16 февраля 1568 года испанская инквизиция вынесла смертный приговор всем (!) жителям Нидерландов.
44. В 1911 году в Китае косы были признаны признаком феодализма и поэтому их ношение было запрещено.
45. Первый партбилет КПСС принадлежал Ленину, второй - Брежневу (третий - Суслову, а четвертый - Косыгину).
46. Американская Лига Физической Культуры, первая нудистская организация в США, была основана 4 декабря 1929 года.
47. В 213 году до н.э. китайский император Цинь Ши Хуанди отдал приказ сжечь все имевшиеся в стране книги.
48. На Мадагаскаре в 1610 году король Раламбо создал государство Имерин, что означает "насколько видит глаз".
49. Первыми русскими святыми были Борис и Глеб, канонизированные в 1072 году.
50. Одним из наказаний преступников в Древней Индии было ... уродование ушей.
51. Из 266 человек, занимавших папский престол, 33 умерли насильственной смертью.
52. Подлинником на Руси называли палку, которой били свидетеля, добиваясь истины.
53. В обычную погоду римляне носили тунику, а когда наступали холода - несколько туник.
54. В древнем Риме группу рабов, принадлежищих одному человеку называли ... фамилией.
55. Римский император Нерон женился на мужчине - одном из своих рабов по имени Скорус.
56. До 1361 года в Англии судопроизводство велось исключительно на французском языке.
57. Приняв капитуляцию, Советский Союз не подписал мир с Германией, то есть остался с Германией в состоянии войны. Война с Германией была окончена 21 января 1955 г. принятием Президиумом Верховного Совета СССР соответствующего решения. Тем не менее, Днем Победы считается 9 мая - день подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии.
58. Извержение мексиканского вулкана Парикутин продолжалось 9 лет (с 1943 по 1952 год). За это время конус вулкана поднялся на 2774 метра.
59 К настоящему времени археологи обнаружили на территории, ассоциируемой с древней Троей, следы девяти крепостей-поселений, существовавших в разные эпохи.
ПАМЯТКИ
О науке истории
• Историю нельзя изменить, вопросы типа «Что было бы, если…» бессмысленны.
• Историю изучают, чтобы делать выводы на будущее.
• Чтобы делать выводы, необходимо сопоставлять однотипные исторические события, анализировать их сходства и различия, их причины и последствия.
• События в истории часто повторяются.
• В истории нет ничего «без причины», «из ниоткуда», «просто так», «с бухты-барахты» и т.д.
• Люди создают историю, а не история людей.
Об исторических персонажах
• Без тех, кого мы называем историческими персонажами, ничего бы не было.
• Все исторические персонажи – такие же люди, как и мы, со своими характерами, радостями, бедами, проблемами, обидами, болезнями и т.д., с одним только различием: преимущественно все они уже умерли. При изучении истории категорически запрещается терять в фактах ЧЕЛОВЕКА.
• Нельзя сразу осуждать того или иного исторического персонажа, необходимо действовать по принципу: «Не говори «плохо», пока не знаешь, как сделать лучше».
• Не бывает «хороших» и «плохих» исторических персонажей.
• Чтобы лучше понять причины поступков исторических персонажей, выясните как можно больше деталей и «прикиньте на себя».
• У всех исторических персонажей обычно есть имена. Это значит, что их надо знать.
О датах
• Основные даты необходимо знать, просто чтобы не падать лицом в грязь.
• Все даты связаны с событиями и историческими персонажами, а не существуют сами по себе.
Об исторических материалах
• К любому материалу, где об историческом персонаже говорится или только очень хорошо, или только очень плохо, следует относиться с сомнением и опаской.
• Надо уметь пользоваться дополнительными источниками, т.к. на уроках есть время изучить лишь самое главное, а интересующие подробности можно найти в дополнительной литературе.
• Даты и имена не всегда точно известны, поэтому в разных источниках бывают разными. Этому не нужно удивляться. Это нужно проверять и сопоставлять.
Об исторических терминах
• Исторические термины (словарные слова) знать необходимо, чтобы долго и запутано не объяснять то, что можно сказать одним словом.
Об исторических картах
• Изучая историю, необходимо ориентироваться в географии, чтобы египтяне не переправлялись через Темзу, а исследователи Сибири не блуждали по Греции в поисках реки Амур.
• Исторические карты существуют для того, чтобы мы могли ярче представить то, что увидеть не можем. Они графически восстанавливают картины прошлого.
Вариант 1
Характеристика – представление образа личности путем описания её внешности, перечисления биографических сведений.
2. Опишите внешний облик личности.
3. Определите главные черты характера.
4. Раскройте важнейшие события жизни и поступки.
5. Определите значение деятельности личности.
6. Выразите ваше отношение к личности.
Как давать оценку личности
1. Выскажите свое мнение о делах и поступках личности (подтверждая его фактами).
2. Определите, что вам нравится в личности, а что для вас оказалось неприемлемым в её характере, поступках.
3. Объясните, почему.
Вариант 2
1.Имя исторического деятеля. В какое время он жил (если возможно, установи точную дату)? К какой общественной группе (сословию, классу) он принадлежал?
2.Если возможно, опиши его внешность, черты характера.
3. Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? Каким путем добивался своей цели? Установи по делам, поступкам, какие сильные и слабые стороны характера проявились в его деятельности.
4. Оцени результаты его деятельности: для государства, народа, живущих рядом с ним людей, для развития культуры, страны
5. Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, какие - неодобрение?
1. Выберите (уясните) тему сообщения.
2. Составьте план изучения темы.
3. Найдите источники для подготовки сообщения. Наиболее достоверными являются первоисточники и научно-популярная литература.
4. При необходимости сделайте выписки из книг.
5. Можете написать текст выступления.
6. Подготовьте изложение темы по плану и отрепетируйте ваше сообщение.
7. Во время выступления перед одноклассниками говорите свободно (не зачитывая текст) и понятно.
2. По названиям пунктов параграфа проследите план изучения темы.
3. Заучивать текст параграфа не надо! При чтении основного текста параграфа:
-выясняйте значения новых для вас слов, для этого используйте наш «словарик»;
-самые важные сведения выделены в тексте жирным шрифтом или курсивом, на них обращайте особое внимание;
-обязательно выполняйте все задания и отвечайте на вопросы, размещенные в тексте параграфа;
-внимательно изучайте иллюстрации, схемы, таблицы параграфа. отвечайте на вопросы к этим частям учебника.
4. Прочитайте дополнительные тексты к параграфу. Постарайтесь ответить на вопросы к ним.
5. Проверьте, как вы усвоили тему, ответив на вопросы и выполнив задания, которые находятся после параграфа.
6. Попробуйте придумать свои вопросы по теме параграфа и постарайтесь найти на них ответы самостоятельно или с помощью книг.
2. Опишите, что вы видите на иллюстрации. Сначала опишите, что изображено на переднем плане иллюстрации, затем – что находится на заднем плане, слева и справа.
3. Обратите внимание на внешний вид людей, их действия, другие детали.
4. Предположите, правдиво ли это изображение?
5. В чём ценность информации, которую несёт в себе данная иллюстрация?
1. Определите, что вам необходимо доказать – тезис. Тезис – это определенное утверждение.
2. Приведите аргументы вашего доказательства. Аргументы – это факты, положения, с помощью которых можно показать истинность тезиса.
3. Сделайте выводы – почему тезис верен.
План может быть простым или сложным.
Простой план – это перечисление главных вопросов содержания, состоит не более чем из 3-5 пунктов.
Сложный план кроме основных пунктов имеет еще и подпункты, которые раскрывают содержание главных вопросов.
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Разделите текст на законченные по смыслу части.
3. Выделите главную мысль каждой части.
4. Озаглавьте части текста: главные мысли каждой части текста надо сформулировать в виде названий пунктов плана.
Критерии оценивания ответа по обществознанию
Критерии оценивания устного ответа:
Отметку «5» - заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать, приводить примеры из жизни общества.
«4» - есть небольшие недочёты по содержанию ответа.
«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
«2» - есть серьёзные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.
Критерии оценивания письменных работ:
«5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.
«4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
«3» - работа выполняется при помощи учителя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.
«2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
Словари по истории
- Словарь по истории России с древнейших времен до конца XVI века
- Словарь по истории Средних веков
- Знаменитые личности по истории России с древнейших времен до конца XVI века
- Словарь по истории России XVII-XVIII веков
- Словарь по истории Нового времени, I часть, конец XV-XVIII веков
- Основные даты по истории России XVII-XVIII веков
- Словарь понятий по Новой истории XIX-начала XX веков
- Словарь по истории России XIX века
- Основные даты и личности по Новой истории XIX-начала XX веков (по Загладину)
- Все правители России с древнейших времен до 2000 года