запись в блог

Скорынина Надежда Николаевна

 

 

 

Консультация для родителей «Учим с ребенком стихи»

Учим с ребенком стихи.

Заботливые родители, которые желают своему ребенку счастливого будущего, понимают, что оно связано с образованием. Трудно представить человека, который считается просвещенным, культурным, но не любит читать, не имеет широкого читательского кругозора.

Заучивание стихов наизусть развивает память, речь, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры. Особенность поэзии заключается еще в том, что она, подобно музыке, своим ритмом, мелодикой влияет на эмоциональное состояние человека, что очень важно в современном, довольно агрессивном мире. Стихотворения воспитывают у ребенка особое, вдумчивое отношение к литературе. Лирическая поэзия дает возможность насладиться красотой слова и ритма. Психологи отметили, что у детей, которые не знают стихотворений, которым не читали их в детстве, недостаточно развито образное мышление.

Для того чтобы помочь ребенку научиться наслаждаться поэзией, желательно учесть следующее.

• Главным условием воспитания в ребенке ценителя поэзии является наличие книжного окружения и увлечение взрослых поэзией, чтобы ребенок находился в атмосфере стихов, литературы. Читайте ребенку больше и чаще!

• Настоящего читателя поэзии отличает определенная культура чтения стихотворений. Прежде чем читать стихотворение, взрослому нужно обратить внимание на его название, которое состоит из имени и фамилии писателя и заголовка произведения. Если фамилия автора уже встречалась, вспомните, что уже читали, и какое осталось впечатление. Возможно, сначала это будет для вас не очень просто, но потом станет приятной привычкой.

А сейчас проверьте себя! Как вы знаете стихотворения, с которыми познакомились в детстве? Наверное, многие взрослые и дети помнят стихотворение:

Кот Василий, где ты был?

Я мышей ловить ходил.

Почему же ты в сметане?

Потому что был в чулане.

Кто его автор?

Или такой пример:

Мама спит, она устала.

Ну, и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу. Кто его автор?

Или такой пример:

Маша варежку надела.

— Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Если вы припомнили, что авторами стихов являются Алексей Крылов, Елена Благинина, Нина Саконская, то очень хорошо. Если нет— на это нужно обратить внимание.

• Чтобы воспринимать поэзию, нужны особый слух и особое расположение духа. Наиболее сильное впечатление вызывают стихотворения, когда они рассказываются в соответствующей ситуации. Вот, например, зимним утром, выглянув в окно, мама проговаривает строчки стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»:

Мороз и солнце; день чудесный.

Еще ты дремлешь, друг прелестный.

Пора, красавица, проснись:.

«Нужно читать стихи, однако читать не только глазами, но и ушами, т. е. произносить текст и слушать., как звучат. строки. Такое чтение то же самое, что исполнение музыкального произведения, которое пока к нему не притронулся инструмент или голос, остается россыпью странных значков на бумаге». (Наум Басовский) .

Поэзию не столько читают, сколько перечитывают, возвращаются, открывая ее для себя снова. Обращайте внимание на стихотворения, которые вызывают наибольший отклик у ребенка. Постепенно расширяйте круг чтения, вводя в него признанных поэтов. Для этого родители могут воспользоваться рекомендательными указателями или ориентироваться на авторов, которые представлены в современных хрестоматиях, а также собственные вкусы и предпочтения. И, конечно, на стихотворные строки, которые вызывают эмоции, сопереживание. При этом знакомить ребенка можно не только с детской литературой, а и со «взрослой» поэзией. Чем раньше начинать читать стихи малышу, тем лучше. Современные пренатологи даже советуют еще до его рождения читать А. Пушкина и М. Лермонтова, Н. Некрасова и А. Ахматову, Т. Шевченко и Лесю Украинку, Александра Олеся и Л. Костенко. Стихи, услышанные в детстве от родных людей, навсегда сохраняются в сердце среди самых светлых воспоминаний.

Как выбрать лучшее стихотворение для своего ребенка?

С этой проблемой выбора сталкиваются все заботливые родители. Хорошо, если родители имеют педагогическое, филологическое образование, достаточный опыт и художественный вкус и могут решить этот вопрос самостоятельно. Но значительная часть родителей дошкольников и младших школьников часто нуждаются в помощи при выборе стихотворения.

Конечно, наилучший вариант для родителей — это использование классических, проверенных временем хрестоматий для определенного возраста. Но, если подбирать стихотворение для дошкольника, то некоторые замечательные хрестоматии, которыми и сейчас пользуются родители, например «Веселка», «Ручеек», напечатанные в 80-х годах прошлого столетия, к сожалению, имеют значительную идеологическую составляющую, которая уже отошла в прошлое, и большое 'количество переводных произведений. Иногда родителям нужно выбрать ту или иную книгу стихотворений, стоя возле стеллажей книжного магазина. Или, используя возможности Интернета, молодая мама получает значительное количество произведений, среди которых нужно выбрать одно — два. Хорошо, если фамилия автора ей что-то говорит, а если нет? Действовать наобум?

Что можно посоветовать? Попробуйте прочитать несколько строк из книги. Не спешите. Попробуйте прочитать несколько строк вслух. Если они вас заинтересуют, если, читая стихотворение, вы не «спотыкались», можно попробовать. Если постоянно проверять стихотворение чтением, то постепенно научишься отсеивать некачественные стихи. Но если вы сомневаетесь относительно качества стихотворного произведения, что делать?

Проблему выбора хорошей стихотворной книжки для ребенка в свое время решали литературоведы и педагоги, поэты и внимательные читатели. Известный поэт и литературовед Корней Иванович Чуковский на собственном опыте проверил важность соблюдения определенных правил, или «заповедей», какой их называл. Своему больному сыну он придумывал и сразу рассказывал стихотворение для того, чтобы успокоить его (так была создана его первая сказка «Крокодил») - На следующий день сын попросил повторить сказку, но отец уже не помнил ее. Тогда, на удивление, сын смог воссоздать все стихотворение. Это помогло обратить внимание Чуковского на важность соблюдения определенных правил в стихах для детей.

«Заповеди», которые являются результатом многолетнего опыта, вошли в знаменитую книгу К. Чуковского «От двух до пяти». Очень советую прочитать ее тем, кто или уже стал родителем, или бабушкой (дедушкой) или скоро станет, так как эта книга, несмотря на то, что уже прошло больше 50 лет со времени ее появления на свет, является актуальной для понимания того, как формируется детская речь. Эта книга — яркий пример внимательного и доброжелательного наблюдения над развитием ребенка.

Когда и как заучивать наизусть стихотворения с дошкольниками?

Обнаружено, что стихи содействуют формированию слуховой сосредоточенности, которая начинает интенсивно развиваться у детей после 1, 5 лет. Это очень важно для успешного обучения в будущем. Если многократно рассказывать стихотворения, привлекать ребенка к повторению отдельных слов в произведении с одновременным выполнением движений, побуждать к воспроизведению конца стихотворной фразы, то уже в 2, 5 года он может читать наизусть небольшие стихи. Это с давних времен делают все родители, когда играют со своим ребенком, проговаривая разнообразные песенки-потешки.

Дети, которым читают много стихотворных произведений, имеют замечательную память и чувство ритма, без больших усилий запоминают большие тексты. Безусловен тот факт, что с помощью стихов можно развивать память. Особенно, если делать это регулярно и с использованием специальных приемов.

По мнению педагогов и психологов, оптимальным для заучивания стихов является старший дошкольный возраст. Именно в этот период память малыша начинает особенно быстро развиваться. До 5 лет изучение стихов происходит преимущественно непроизвольно. После 5 лет необходимо целеустремленно учить ребенка запоминать текст наизусть, т. е. развивать произвольную память.

Произвольное запоминание — это сложная интеллектуальная работа. Она помогает более быстрому обогащению речи ребенка, чем при невольном запоминании; интенсивнее развивает эстетичные чувства (чувство поэзии, чувство прекрасного) ; укрепляет образную память (связанную с воображением) и словесную память (связанную с мышлением, которая по мнению психологов, является самым совершенным видом памяти.

Основные правила заучивания стихотворений с дошкольниками.

1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка. Поэтическое произведение должно нравиться своей музыкальностью, цветистостью образов, должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение, вызывать желание пережить снова и снова чувства, возбуждаемые стихом, желание воссоздавать, слышать еще раз и т. д.

2. Нужно не спеша, выразительно прочитать ребенку все стихотворение от начала и до конца. Понимание содержания способствует эффективному запоминанию. Если взрослый расскажет стихотворение наизусть, то эффект будет большим. Обратите внимание на первые попытки ребенка воссоздать стихотворение: если появляются искаженные слова, авторские слова заменяются другими, или какие-то слова ребенок постоянно забывает— это свидетельствует о том, что он их не понимает. Задача взрослых — доступно их объяснить.

3. Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух, зоровики (те, кому нужно увидеть то, что запоминается) и кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации) .

От вида запоминания зависит выбор вспомогательных приемов запоминания. Для аудиала нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (и шепотом, и громко, и как медведь, и как зайчик и т. д.) . Для зоровиков обязательным является увидеть картинку: или в книге, или нарисованную родителями. Взрослым не нужно бояться, что они не имеют художественных способностей, сам факт рисования привлекает внимание ребенка. Кинестетикам помогут разнообразные жесты, которые как опоры будут напоминать, о чем будет идти речь дальше в стихотворении. Самостоятельно определить, к какому типу относится ребенок, можно практическим путем, обратив внимание на способ запоминания, который более всего ему нравится и который в дальнейшем окажется более эффективным.

Не нужно требовать, чтобы ребенок сразу запомнил и повторил все стихотворение. У кого-то получается легко запомнить большое по объему произведение, а кому-то нужно повторять на протяжении недели одно четверостишие. Но если родители будут спокойны и уверенны, будут ободрять своего ребенка, у них обязательно все получится. Кстати, вспомните, а вы сами быстро запоминаете? Нужно периодически возвращаться к изученным ранее произведениям. Таким образом, вы будете тренировать долговременную память и наполнять поэтический «сундучок» ребенка.

Некоторые особенности заучивания стихов в старшем дошкольном возрасте.

Поскольку изучение стихов происходит с привлечением произвольной памяти, то важным моментом являются создание мотивации: стихотворение разучивается для какого-то события (на праздник, чтобы рассказать бабушке и т. д., а ребенка предупреждают, что нужно постараться запомнить.

Приемы, помогающие лучшему запоминанию:

• выполнение игровых действий с предметами во время чтения;

• договаривание детьми слов, которые рифмуются;

• чтение стихов-диалогов по ролям;

• драматизация.

Обратите внимание, что стихотворение заучивается полностью, без деления на отдельные строки и строфы.

В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 6 лет) увеличивается объем стихотворений, усложняется их содержание и художественные средства. Но, сравнительно с предыдущим периодом, работа по разучиванию существенно не изменяется.

Для лучшего запоминания можно задавать вопросы по содержанию текста, а отвечать на вопросы лучше цитатами из этого стихотворения. Особое внимание и в среднем, и в старшем дошкольном возрасте нужно уделять выразительности чтения. Для этого можно использовать такие приемы:

• образец выразительного чтения взрослого (как основной прием) ;

• подсказывание нужной интонации;

• напоминание случая из жизни ребенка, похожего на описанный в стихотворении, чтобы правильно воссоздать чувства;

• анализ характера персонажей, который помогает выбрать нужную интонацию. (Какая лисичка? (Хитрая) Как она говорит? (Льстиво, уговаривая)

Главное, что должны помнить родители, когда заучивают наизусть стихотворение с ребенком — это должно приносить удовлетворение обоим. Лучше остановиться раньше, чем ребенок утомится. Лучше этим не заниматься, если ребенок категорически отказывается. Лучше вообще не заниматься разучиванием, если это вас раздражает.

Современные бабушки и дедушки могут припомнить, сколько их бабушки знали наизусть произведений. И не обязательно эти бабушки учились в гимназии. Даже после двух-трехлетнего обучения в школе при фабрике они могли цитировать наизусть большое количество стихотворных произведений. Выпускницы института благородных девиц, согласно требованиям времени, должны были знать около 150 стихов наизусть. И действительно знали.

А зачем нам поэзия сегодня?

Современному человеку нужна поэзия, потому, что она «помогает понимать другого человека, так же как и сопереживаемая музыка, но она еще и дает слова для этого понимания». Украинский поэт XX столетия Василий Симоненко сказал, что «Поэзия — это прекрасная мудрость». Пусть наши дети обогатятся тем, что наилучшего накоплено в человеческой культуре. Им нужно только чуточку помочь.

 

Консультация для родителей

 

 

Как учить ребенка читать?

Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых, умением читать и считать чуть ли ни с младенчества. Сегодняшняя школа диктует свои условия: «Ребенок должен читать хорошо». Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма? Какими навыками и умениями он должен владеть, чтобы научиться читать и писать?

Прежде всего, ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном синтетическом процессе одновременно принимают участие разные психические способности ребенка. Перечислим их:

  1. Зрительное, пространственное восприятие помогает узнавать и отличать буквы между собой, ориентироваться на листе бумаги, определять направление слева направо, сверху вниз.
  2. Зрительное внимание, память способствуют удержанию в поле зрения необходимого объема зрительного материала, запоминать начертания и порядок следования букв друг за другом.
  3. Слуховое восприятие (речевой слух), внимание и память необходимы для различения между собой звуков речи, удержания в памяти их последовательности .
  4. Кинестетическое (мышечное) восприятие формирует произносительные образы звуков, необходимые для проговаривания текста про себя во время письма.

Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы между собой позволяет ребенку:

  1. услышать и правильно повторить звук, определив правильность его произнесения;
  2. соотнести услышанный звук с соответствующей буквой;
  3. правильно подобрать букву к звуку, который он сам теперь произносит или произносит про себя;
  4. написать букву и правильно прочитать.

Способность к языковому анализу и синтезу помогает

  1. выделять заданный звук из потока звуков, в слоге, слове;
  2. выделять  слог из слова;
  3. выделять  слово из предложения;
  4. соединять звуки в слог;
  5. составлять из слогов слово;
  6. составлять  из слов предложения.

Конечно, учить читать и писать ребенка должен специалист, но многие мамы хотят сами научить этому своего ребенка. Учить ребенка читать и писать можно с раннего возраста.

Для успешного обучения приведем несколько советов.

  1. Начинайте знакомство с гласных звуков: их можно петь, тянуть, «гласить», их так и называют — гласные. При произнесении гласных звуков воздух проходит свободно, не встречая преград. Сравните их с тем, как произносятся согласные. Попробуйте пропеть, протянуть звуки [п], [н]. Эти звуки нельзя пропеть, протянуть, прокричать, они согласны, чтобы их не пели, не кричали, их так и называют — согласные. Названия букв произносите коротко, как звуки — Б [б], П [п], М [м], а не Мэ, Пэ.
  1. Учите ребенка слушать каждый звук и выделять заданный звук из потока других звуков.

Задания и вопросы

— Хлопни, когда услышишь звук [а] среди других звуков

  1. Хлопни, когда услышишь в слоге заданный звук.
  2. Найди и назови картинки, в названии которых ты услышишь заданный звук.
  3. Хлопни, когда услышишь в слове заданный звук.
  4. Какой один и тот же звук ты услышал bq всех произнесенных словах?
  5. Кто больше назовет слов на звук [а]?
  6. Что могли бы рассказать о себе звуки [а], [о], а что расскажут о себе звуки [п], [б] при встрече друг с другом?

И так со всеми звуками.

3. Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Звук мы произносим и слышим, а букву, которая обозначает этот звук, мы видим и пишем [А-А-А].

Задания и вопросы

  1. Какой звук я произнесла?
  2. Как ты определил, что это звук [а]?
  3. Да, ты его услышал. Это буква А, которая обозначает произнесенный мною звук. На что похожа эта буква?
  4. Давай, слепим ее из пластилина, нарисуем, выложим из палочек.
  1. Сколько и каких палочек нужно для буквы А.
  2. Одинаковой длины или разной?

Найди и покажи эту букву среди других букв.

—        Зачеркни все буквы А.  И так со всеми буквами.

4.        Учите слушать и определять место нахождения звука в слове. Объясните, что слово можно обозначить полоской, разделив ее на три части (начало, середина и конец полоски будут обозначать начало, середину и конец слова). Гласный звук можно обозначить красным квадратиком.

Задания и вопросы

  1. Произнеси слово автобус.
  2. Какой первый звук в этом слове? Звук [а].
  3. Какой это звук? Гласный.
  4. Обозначаем его красным квадратиком. Куда мы положим квадратик в нашем слове? В начале слова.

5.        Ты уже знаешь, что есть  гласные и согласные звуки.

Задания и вопросы

  1. Послушай и скажи, одинаково ли звучат эти согласные звуки [п] — [пь], [т] — [ть].
  2. Как произносятся первые звуки? Твердо.
  3. А как вторые? Мягко.

Можно послушать, как произносятся твердые и мягкие звуки в словах пушинка — перышко.

Твердые согласные звуки мы обозначаем синим цветом, они произносятся твердо, они такие же твердые, как лед. Мягкие звуки мы произносим мягко, они такие же мягкие, как травка, обозначим их каким цветом? Зеленым.

Поиграйте с этими звуками. Вспомните слова, которые начинаются на один и тот же звук, только в одном случае он твердый, а в другом — мягкий (лук — люк).

6. Мы знаем, что согласные звуки бывают твердыми, как лед, и мягкими, как травка.

Задания и вопросы

  1. Послушай звуки, закрыв ушки ладошками [п]—[б]; [т]-[д]; [с]-[з].
  2. Когда произносишь первый звук с закрытыми ушками, что слышишь? Ничего.
  3. Мы знаем, что он согласный, твердый, теперь знаем, что он еще и глухой звук.
  4. Когда произносишь второй звук с закрытыми ушками, что слышишь?
  5. Правильно, как будто звенит колокольчик. Мы знаем, что этот звук согласный, твердый, а теперь мы узнали, что он звонкий, как колокольчик.

Когда ребенок научится слышать и выделять заданный звук, находить и  определять место  заданного звука в слове, можно переходить к слиянию звуков, образованию слогов.

7. Покажите ребенку разницу в произнесении слов и отдельных звуков.

Задания и вопросы

— Легко ли понять друг друга, если будем говорить так: «М-е-н-я з-о-в-у-т Р-и-т-а». Мы так не говорим. В нашей речи все звуки «дружат», «держатся» друг за друга: «Меня зовут Рита». Поэтому, когда мы читаем, звуки у нас не рассыпаются.

Обучение чтению начинается с чтения слогов. Если это закрытый слог, объясняйте так: «Произноси первый звук и, потянув его, произноси сразу второй — АП».

При открытом слоге: «Сложи губки, как будто хочешь произнести первый звук, и сразу произноси второй — ПА».

8. Обратите внимание на то, что когда согласные «дружат» с гласными звуками [а], [о], [у], [ы], [э], они, кроме [ч], [щ], — твердые. Когда они «дружат» с гласными звуками [и], [е], [ё], [ю], [я], кроме [ж], [ш], [ц], — мягкие.

Без гласных не получится слога, а без слога не получится слова. Запомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Вместе с ребенком поиграйте, поделите слово на слоги, отхлопывая в ладоши каждый слог, тем самым можно показать ребенку, что слова бывают длинные и короткие (мак, ма-ши-на).

Запомните:

  1. звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твердые;
  2. звуки [ч], [щ]— всегда мягкие.
  3. звук [й] — мягкий согласный.

9.        Все гласные второго ряда [е] [ё] [ю], [я] произносите
кратко, не растягивая.

Поиграйте в игру «Волшебные звуки» и покажите ребенку, как с помощью гласных согласные из твердых превращаются в мягкие и наоборот, кроме перечисленных выше звуков.

  1.   Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребенка на то, что слова мы произносим плавно, не разделяя их при произношении на слоги.
  1.   Читая с ребенком первые слова, не забывайте и о смысловой стороне прочитанного.

Обучая детей чтению, учитывайте очень важный момент — развитие мелкой моторики необходимо для успешного обучения ребенка письму.

 

Памятки для мам

 

 

 

 

 

Консультация для родителей на тему:

«Подготовка детей к школе».

imageПодготовка детей к школе – очень актуальная проблема для родителей, чьи дети посещают подготовительную группу детского сада. Учитывая то, что одних детей готовят к школе в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выравнять" их знания и умения. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, уметь организовывать свою деятельность.

Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: т.е. отношение к учебе как к важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.

Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести в глазах детей почетное положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему,

в стремлении узнавать новое.

Специалисты выделяют 4 критерия готовность к школе:


  • физический
  • нравственный
  • психологический
  • мыслительный

  •  

 

Физическая готовность:

  • Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.
  • Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.

Нравственная готовность:

  • Умение строить отношения с взрослым человеком.
  • Умение общаться со сверстниками.
  • Вежливость, сдержанность, послушание.
  • Отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).
  • Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Психологическая готовность:

  • Это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
  • Это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);
  • Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
  •  Это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Мыслительная готовность:

  • Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.
  • Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, делать выводы из прочитанного, увиденного, услышанного, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».
  • Учить ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса.
  • Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ребенок при записи в первый класс должен:

  • Знать свое имя, фамилию, адрес, имена членов семьи.
  • Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
  • Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.
  • Уметь увеличивать и уменьшать группу предметов на заданное количество, уметь уравнивать множество предметов.
  • Уметь сравнивать группы предметов (больше, меньше, равно).
  • Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.
  • Уметь находить в группе предметов «лишний», (например, из группы «одежда» убрать цветок).
  • Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
  • Иметь пространственные представления: право-лево; верх-низ; прямо, кругом, под-над; из-за; из-под чего-либо.
  • Уметь доброжелательно общаться с другими детьми
  • Слушать взрослых и уметь выполнять их распоряжения.
  • Уметь обслуживать себя.

Советы родителям:

Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать

Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

Консультация для родителей: «Подготовка руки дошкольника к письму. Игры и упражнения»

 

Для успешной учёбы будущего первоклассника одного желания недостаточно. Не все знают, что грамотное письмо зависит от чёткого взаимодействия уха, языка, глаз и руки. Сбой в одном звене этой цепочки приводит к нарушению письменной речи.

 Ухо звук определит,

 Язычок проговорит,

 Глаз увидеть букву сможет и

 Руке писать поможет!

 Что же такое письмо? Письмо – это сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц всей руки. Овладение навыком письма это длительный и трудоемкий процесс, который не всем дается легко. Зависит это от психофизиологических особенностей детей 5-7 лет и от самого процесса письма в целом.

 У детей в этом возрасте слабо развиты мышцы рук, несовершенна координация движений. Трудна для детей и ориентация в пространстве – верх, низ, лево, право, около, внутри, под, над.

 При отработке навыков письма необходимо обращать особое внимание на координацию движений руки, посадку детей, используемые ручки и карандаши; на одинаковый размер букв, расстояние между словами, ориентацию при письме в тетради в клетку.

 Чтобы подготовить ребенка к овладению навыкам письма, необходимо педагогам и родителям уделять особое внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки.

 Стоит отметить, что задания должны проводиться систематично, целостно, доступно. Не следует забывать и о возрастных особенностях детей. Ребенок должен видеть свой результат, радоваться своим новым достижениям и успехам.

 Я предлагаю ряд упражнений, которые позволят развить качества, необходимые ребенку для овладения письмом:

 • Пальчиковая гимнастика. Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Можно использовать несколько событий, сменяющих друг друга, дополняя различными мелкими предметами-атрибутами. Чаще всего пальчиковую гимнастику надо использовать при подготовке к началу письма. По времени затяжной гимнастика быть не должна.

 • Занятия с пластилином. Пластилин – любимый материал для творчества детей. Это благодатный материал для развития мелкой моторики, пространственного мышления, зрительной памяти. Ребята обожают мять, раскатывать, месить эту податливую массу. Сейчас пластилин выпускают с приятным запахом, более мягкой и приятной консистенции, разнообразных оттенков.

 • Работа с ножницами. Начинать лучше с нарезания полосок. Как только малыш освоился с нарезанием полосок, можно пробовать вырезать по контурам. Для начала выбираем простые контуры с четкими линиями. Например, геометрические фигуры. Все вырезанные детали необходимо использовать в аппликациях. Не стоит забывать и об основных правилах безопасности при работе с ножницами: - Ножницы нельзя брать без разрешения. - Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить. - Ножницы нельзя оставлять в открытом виде. - Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно поранится. - Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед. - Ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх. - Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнутся и пораниться. - Ножницами нельзя вырезать на ходу.

 • Игры с мозаикой разного размера. Цель игры - развитие координации движений пальцев ведущей руки, развитие способности запоминать расположение объектов на образце и располагать их на наборном полотне.

 • Игры с бусинами, пуговицами, крупой, мелкими предметами. Перебирая и захватывая пальцами маленькие предметы, ребенок учится координировать работу различных систем организма. При выполнении самых обычных движений участвует мышечная, зрительная, нервная, костная системы. Очень полезны для развития мелкой моторики игры с крупами. Можно их сортировать по цветам, размеру, использовать совочки, воронки. Выкладывать разные силуэты, буквы, цифры, геометрические фигуры.

 • Шнуровка - идеальная игрушка для развития устной речи. Уровень развития речи детей постоянно меняется со степенью развития пальцев рук. Незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности. Цель игры: научить детей шнуровать, развивать мелкую моторику рук, внимание, закрепить цвет, развивать усидчивость и терпение.

 • Занятия с конструктором разного диаметра, закручивание гаек, шурупов. Детей увлекает игра с деревянными кубиками, брусочками, пластинам, яркие цвета различной мозаики, объемность и многогранность конструктора «Лего», «Блоки Дьенеша», «палочки Кюизенера», счетные палочки, спички и т. д. Безграничная фантазия ребёнка, стремление и возможность сделать своими руками поднимает у детей не только самооценку, но и на прямую влияют на развитие мелкой моторики, а следовательно на письмо ребенка.

 • Рисование различными графическими материалами (ручка, простой и цветной карандаш, краски, восковые мелки, мел, гуашь, уголь, рисование ватными палочками, пальцем и т. д.) . Дети понимают, что нажим на бумагу тем или иным материалом должен быть разным.

 • Работа с бумагой (оригами, аппликации, плетение). Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетов, лягушек и других игрушек из бумаги. Так же дети любят рвать и мять бумагу для определенных поделок. Обращать внимание на приемы сгибания и складывания бумаги. Дать общие представления о видах бумаги – газетная, рисовальная, писчая, оберточная.

 • Графические упражнения. Штриховка. Диктанты по клеточкам. Рисование линий, фигурных дорожек, соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок. Штриховки с различным направлением движения руки. Рисование по точкам. Очень хорошо обводить трафареты, шаблоны, обводка по фигурным линейкам, объемным и плоскостным изображениям предметов. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д.

 • Раскрашивание картинок. Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.

 • Игры с ниткой. Эта игра влияет на нервную систему ребенка, успокаивает его после активных игр, где ребенок перевозбужден. Можно предложить ребенку перемотать нитку из одного клубочка в другой, наматывать нитку на карандаш на себя и от себя. Так же детям нравится делать различные плоскостные фигурки из ниток.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить вашему ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

 Уважаемые родители, не откладывайте развитие мелкой моторики рук ребёнка на потом. Это действительно очень важно для него! Научите ваших детей всему, что умеете сами!

 

Тема недели: "Транспорт" (с 10 - 14 ноября)
Рекомендуем родителям:
- прогулки по городу. В ходе прогулок наблюдение за транспортом (наземный, воздушный, водный);
- уточнение правил дорожного движения, перевозки пассажиров в машине, правила поведения в общественном транспорте;
- чтение художественной литературы В.Иванова «Паровоз» Н. Носов «Незнайка и его друзья», С. Михалков «Дядя Степа - милиционер», «Моя улица», «Велосипедист»;
- прогулка на железнодорожный вокзал;
- рассмотреть грузовой автомобиль, который возит продукты;
- упражнять ребенка в переходе улицы, закреплять правила поведения в транспорте (ребенок рассказывает, как надо переходить дорогу);
- совместное рисование «Правила дорожного движения»;
- создание коллекции моделей автомобилей (по возможности);
- изготовлении атрибутов к игре « Шоферы».

Робототехника в ДОУ

Робототехника – одно из самых передовых направлений науки и техники, а образовательная робототехника является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, мехатронике, технологии, математике и ИКТ.

 Актуальность:

►В  современной России наблюдается сильнейший дефицит качественных молодых инженерных кадров для существующих и развивающихся предприятий

►Современная молодежь не имеет навыков работы руками и плохо взаимодействует в команде

►Введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в основу которых положен:

      - системно-деятельностный подход;

      - интегративный подход.

Цель программы:

Развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков; всех сторон речи; воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные способы решения.

Задачи программы:

►развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;

►учить видеть конструкцию объекта, анализировать её основные части, их функциональное назначение;

►развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек;

►закрепить знания детей об окружающем мире;

►совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределение обязанностей;

►выявить и обеспечить дальнейшее развитие одаренным, талантливым детям, обладающими нестандартным мышлением, способностям в конструктивной деятельности.

Этапы программы:

  1. Ребенок анализирует поделку, которую ему предстоит сконструировать, выявляет условия достижение цели, планирует последовательность работы над ней, подбирает необходимые детали, и определяет практическое умения, навыке, с помощью которых цель будет достигнута.
  2. На втором этапе ребёнок приступает к непосредственному созданию поделки. При этом он учится подчинять своё поведение поставленной перед ним задаче.
  3. На третьем этапе ребёнок анализирует результаты деятельности. Конечным результатом работы должна быть не только созданная поделка, но и формирование у ребёнка определённого уровня умственных действий, конкретных практических навыков и приёмов работы, умений как неотъемлемой стороны трудовой деятельности.

Интеграция:

►Конструирование;

►Математика;

►Развитие речи.

Современные конструкторы по образовательной робототехнике FUN&BOT и HUNA совмещают развлечение и образование. Наборы позволяют очень легко и играючи собирать роботов, и при этом понимать научные принципы, что помогает развивать у ребенка творческий потенциал и навыки научного мышления.

Предпологаемый результат детей:

►Развитие мышления, навыков конструирования и программирования;

►Творческого мышления и изобретательности;

►Мелкой моторики, внимания, аккуратности;

►Повышения мотивации к созданию собственных разработок;

►Поиск качественного результата;

►Развитие ответственности при командной работе;

►Игры и состязания в результате в целях к мотивации к обучению.

Реализация проекта значима для развития системы образования, так как способствует:

►Формирование имиджа детского образовательного учреждения;

►Удовлетворённости родителей в образовательных услугах ДОУ ;

►Повышению профессионального уровня педагогов;

►Участию педагогов в конкурсах различных уровней;

►Участию воспитанников ДОУ в фестивалях робототехники.

 Вывод: Реализация процесса «присоединения» детского сада к школе основана на преемственности дошкольного и начального ступеней образования (в настоящих условиях, которая помогает:

 - реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного, начального школьного и основного общего образования;

 - придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер;

 - создать методическую «копилку» для повышения качества образовательных услуг, а также обмен опытом между педагогами и рост их квалификации.