КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
На этой странице собраны полезные и доступные материалы для родителей. Читайте, изучайте, применяйте!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
ИГРЫ РАЗВИВАЮЩИЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ
Врожденных музыкальных способностей нет - они развиваются в процессе слушания музыки. Ученые предполагают, что решающим в этом обучающем процессе являются первые пять лет жизни ребенка.
Позднее обучение звуковой дифферентации будет затруднительным, и ребенку будет намного труднее распознавать звуки по высоте и по тону. Таким образом, именно в этот период имеет смысл вооружать ребенка музыкальными знаниями, которые пригодятся ему в дальнейшем.
Один из лучших музыкальных инструментов для формирования музыкальных способностей - ксилофон. Постарайтесь остановить свой выбор на инструменте с деревянными пластинами. Качество звучания очень важно, так как любая фальшивая нота или аккорд мешают музыкальному развитию ребенка.
1. Ребенок сидит рядом и внимательно наблюдает, как медленно и отчетливо взрослый ударяет по пластинке ксилофона. Попросите малыша показать пластинку, по которой вы только что ударили. Если это окажется трудным для него, попробуйте снять большинство пластинок ксилофона, оставив несколько. Лучше всего начать обучение со средней «си».
2. Теперь ударьте по пластинке, звук которой выше, и проверьте, сможет ли ребенок ее вам указать. Спросите его, одинаково ли звучали нотки. Чтобы помочь ему, проиграйте их еще раз, но не более четырех раз подряд.
3. Когда малыш научится различать звуки по высоте, настанет черед для музыкального стана. Для образности можно смастерить лесенку со ступеньками. Они должны быть достаточно большими, чтобы поместился игрушечный медвежонок или любая другая игрушка ребенка. Для этой цели можно также использовать обычную лесенку или ступеньки.
Пусть ребенок перемещает медвежонка, начиная с нижней ступеньки, проходя поочередно через все. На каждую ступеньку приходится одна нотка. Одновременно с передвижением игрушки вы начинаете играть с нижней нотки, не пропуская ни одной, доходите до самой верхней.
Повторите эту забаву вместе с ребенком несколько раз. Затем используйте этот прием в новой игре, но начиная уже с верхней нотки и постепенно спускаясь вниз. И, наконец, попробуйте перепрыгивать с медвежонком с верхней на среднюю и наоборот.
4. Самое сложное задание для ребенка - найти для медвежонка ту сту-пеньку, которая бы соответствовала звуку пластинки, по которой вы ударяете. Это достаточно трудное задание, даже если ребенок видит, по какой именно пластинке вы ударили. Можно облегчить это задание для ребенка, предвари¬тельно разрисовав соответственно ступеньки и планочки в разные цвета или расклеив картинки на них. Чередуйтесь с малышом в выполнении этих заданий. Дополнительно можно пропевать нотки. Наряду с умением различать звуки по-высоте, важно научить ребенка различать качество звучания.
Здесь может пригодиться ксилофон. Вам нужно лишь изготовить не-сколько молоточков из различных материалов — дерева, пробки, резинки, металла и т.д. С их помощью, меняясь ролями с ребенком, вы можете угадывать, какой именно молоточек ударил только что по пластинке ксилофона.
Предлагаем следующие развивающие игры:
1. «Пузырь» (5-6 лет). Это развлечение трудно назвать музыкальным, но оно вполне подойдет для этой цели. Наполните водой большое ведро. Пусть ребенок попробует гудеть, опустив в него соломинку. Еще лучше, если вы дадите ему резиновый шланг или пластиковую трубку и позволите заниматься этим во время купания в ванне.
2. «Бумага и расческа». Это старинное развлечение, но большинство детей любят его и сегодня. Не забывайте, что ребенок должен гудеть, а не дуть.
3. «Бумажный тамбурин» (бубен). Пробейте гвоздиком дырочки в пробках от пивных бутылок. Пусть ребенок свяжет их попарно и закрепит по окружности бумажной тарелки.
Ценность перечисленных игр заключается в слуховом различии звуков и мускульном контроле.
4. «Музыкальные банки». Даже взрослые получают удовольствие от помешивания ложкой в стакане воды, от получаемого музыкального эффекта. Маленьким детям нравится это вдвойне. Во-первых, они в восторге от производимого шума, во-вторых, от чувства первооткрывателя этого явления. Но если вы предложите ребенку 10-12 одинаковых бутылок, поставленных вряд (бутылок из под молока или банок из под варенья), и несколько разных барабанных палочек и кувшин с водой, у него будет возможность для собственных систематических экспериментов, меняя при этом уровень воды в бутылках.
Если при этом немного покрасить жидкость вареньем или соком, то будет еще интереснее! Развлекаясь, ребенок постигает различную высоту звуков в соответствии с наполненностью бутылки.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
« Музыка и безопасность детей».
Уважаемые родители ваша основная цель это – создание комфортных условий, чтобы в домашней доброжелательной среде в мозге (в миндалевидном теле) ребенка не запускался механизм реакции страха или гнева. Это – цепная реакция. Стоит возникнуть страху или гневу, которые могут расцениваться организмом как сигнал опасности – тут же уровень тревоги повышается, смещается с гиппокампа (часть мозга, отвечающая за обучение и память), возрастает активность симпатической нервной системы, т.е. учащение пульса, возрастание кровяного давления – а это уже явные признаки стресса.
Теперь давайте присмотримся к нашим детям внимательней и честно попробуем ответить самим себе: а делаем ли мы правильно, когда разрешаем детям слушать, а частенько и громче, чем нужно, музыку и, главное, какую музыку?
Сам механизм распознавания звука очень сложен: мельчайшие частицы передают энергию своих столкновений. Волны определенной длины бьются в барабанные перепонки в ушах, т.е. вызывают вибрацию волосковых клеток внутри улитки уха на определенных частотах, которые преобразовывают звук в электрические сигналы, идущие по слуховому нерву к слуховой зоне коры головного мозга в височных долях. Височные доли отвечают за устойчивость настроения, понимание и владение языком, память, чувство ритма и музыки. При дисфункции височных долей часто отмечается головная боль, приступы головокружения, бессонница, нарушения памяти, приступы беспричинной паники и др. А у многих больных, страдающих приступами тревоги, паники или ужаса развиваются страхи или фобии.
Наверняка, каждый из нас многократно оказывался “жертвой обстоятельств,” когда вынужден был слушать музыку, которая ему совсем не нравилась. Вспомните, чем это заканчивалось: злостью, либо раздражением и, как правило, результатом этого была головная боль или, мягко говоря, очень некомфортное состояние.
Но музыка так же и лечит. Музыкальная терапия много десятков лет является частью психотерапевтического лечения. Впервые это открыли ученые Калифорнийского университета США. И было обнаружено, что поп-музыка 30-х годов, и музыка разных композиторов помогает при разных заболеваниях. Но это - отдельная, очень объемная тема, к которой я хочу
вернуться в следующих своих публикациях. Почему я хочу сейчас остановиться на Моцарте? Наш большой друг, Генрих Нейгауз ( младший), недавно в фейсбуке опубликовал: “Вот написали бы о Моцарте”. С огромным удовольствием напишу о нем, только не как музыковед – оставим это поприще для их деятельности, а как врач, и хочу рассказать об эффекте Моцарта. В чем уникальность его музыки? Исследования, проведенные американскими учеными, показали, что только музыка Моцарта активизировала все участки головного мозга, в том числе и те, которые участвуют в зрении, моторной координации. Так же были высказаны предположения о том, что именно музыка Моцарта активизирует височные доли и повышает способности к обучению.
Обращаюсь к вам, дорогие родители, будьте бдительны! Некоторые виды музыки могут очень вредно воздействовать на человека. И, как было отмечено статистикой, дети, которые любят и слушают “металл” чаще попадают в закрытые исправительные учреждения. У них чаще наблюдается хроническая депрессия, склонность к суициду, агрессивность, головные боли. Зачастую это приводит к неустойчивому настроению, снижению когнитивных возможностей и иммунитета. А слушанье хорошей музыки - наоборот, вызывает активизацию практически тех же самых мозговых систем, которые реагируют на другие удовольствия.
Классическая музыка и просто музыка красивая и спокойная исцеляет. И пока дети маленькие, нужно приучать их любить классическую музыку. В заключение хочу пожелать всем в первую очередь хорошего здоровья и удовольствия от хорошей музыки.
Используемая литература:
А. Соколовой «Влияние музыки на здоровье детей»
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПЕНИИ.
Каждый человек, родившись, получает от матушки - природы драгоценный и великий дар - особого качества музыкальный инструмент - голос. Некоторые педагоги считают, что именно он может стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом.
Обучать ребенка пению лучше всего используя для этого свой собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребенок, тем более легким должен быть песенный репертуар. Помните, что объем детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения.
При обучении пению всегда идите от простого к более сложному, словно постепенно поднимаетесь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.
Методика разучивания песен.
1. Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь слог, например «ля» (в таком случае все внимание ребенка будет сосредоточено на звуковысотной линии).
2. Подвижные песни сначала необходимо пропевать в замедленном темпе, чтобы ребенок успевал хорошо, правильно проговаривать все слова, особенно трудные для произношения.
3. Сложные по ритмическому рисунку и мелодии фрагменты песни необходимо поучить отдельно. Чтобы ребенок наглядно понял, куда движется мелодия и куда направить голос, пользуйтесь жестом ( рука следует вверх и вниз, скачком или плавно, в зависимости от движения мелодии). Такты с трудным ритмическим рисунком нужно прохлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на какой - либо слог.
4. Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, следите за губами ребенка. Он всегда должен иметь округлую форму. Этому помогает и хорошо открывающийся рот.
5. Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед каждой новой фразой песни. Сохранять воздух в легких желательно до окончания фразы, экономно расходуя его. Научиться этому можно, поиграв, например, со свечей (дуйте на пламя свечи как можно дольше, наблюдая, как оно при этом отклоняется в сторону) или с белыми пушинками - парашютиками знакомого всем одуванчика.
6. Перед пением голос должен быть «разогрет». Для этого используются небольшие, на трех - пяти звуках, распевки. Это может быть «Музыкальная лесенка», которую желательно пропевать от разных ступенек, постепенно повышая голос или какие-нибудь другие короткие пропевки, например «Две трети», «Птица и птенчики» и др.
7. Правильное положение корпуса ребенка во время пения помогает исполнению песни. Сидеть нужно прямо, без напряжения, расправив плечики, руки спокойно положить на колени ближе к корпусу, голову вниз опускать не следует. Если песня исполняется стоя, то спина при этом должна быть также прямой, руки желательно спокойно опустить вдоль туловища. При таком положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроены на процесс пения.
Музыканты - педагоги при оценке пения детей часто используют термин «чистота интонирования». Говорят, например, интонация у ребенка не чистая, или « чистота интонирования оставляет желать лучшего». Что это означает?
Чисто интонировать или, что одно и то же, «чисто» петь - это значит, петь без фальши, не фальшивить во время пения.
Не стоит расстраиваться, если сразу не получается исполнить песню чисто. Для успеха требуется время, упражнения в развитии звуковысотного слуха и, конечно, регулярные занятия пением. И всегда помните:
Прежде чем проинтонировать (пропеть) звук песни, важно правильно услышать его и точнейшим образом повторить голосом.
Предварительный просмотр:
Десять причин, по которым ребенок должен заниматься музыкой
По мнению Д. Кирнарской, профессора, проректора Российской академии музыки им. Гнесиных доктора психологии и искусствоведения
Почему?
Несмотря на то, что ребёнок фальшиво поет песни Чебурашки, и слуха у него нет; пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая...
Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители
Причина первая
Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки?
Причина вторая
Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо регулярно, без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.
Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!
Причина третья
Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.
Причина четвертая
Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала музыка, потом словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.
Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.
Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, знающие не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.
Причина пятая
Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.
Внимание,
прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
Причина шестая
Музыкальные занятия развивают навыки общения или, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими музыкальными персонами.
Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера, где едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими.
Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».
Причина седьмая
Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.
Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».
Причина восьмая
Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.
Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
Причина девятая
Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам.
Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.
И, наконец, последнее…
Музыка – наилучший путь к жизненному успеху.
Почему? См. пункты 1-9.
Детали…
Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене.
Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.
Альберт Эйнштейн впервые взял в руки скрипку в шестилетнем возрасте.
К тому времени, когда ему исполнилось 14, он исполнял сонаты Бетховена и Моцарта и долгими часами импровизировал на фортепьяно.
На протяжении всей жизни Эйнштейн оставался страстным скрипачом, обращаясь к музыке во время творческих застоев. О своих увлечениях музыкой и физикой он говорил: "Оба они имеют один источник и дополняют друг друга..." Не исключено, что необычайно мощный интеллект Эйнштейна является результатом любви к классике.
Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения?
Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.
Предварительный просмотр:
Движение и музыка
Мамы и папы не раз наблюдали, с какой радостью дети включаются в движение под музыку. Звучащая музыка вызывает у них яркие эмоциональные впечатления, разнообразные двигательные реакции, усиливает радость и удовольствие от движения. Взрослые знают, какое наслаждение доставляют детям музыкально-двигательные упражнения, танцы, или просто произвольные движения под музыку (от беготни и подпрыгиваний до забавного подражания танцевальным движениям поп-див). Радость, которую приносит детям музыка, - это радость свободного звукового и двигательного выражения разнообразных эмоций. В музыке заключен целый мир звучащих образов. Войти в этот притягательный мир, взаимодействовать с ним помогает ребенку движение.
Огромный терапевтический и развивающий потенциал музыки связан с удовольствием, которое получают дети от телесного выражения эмоциональных переживаний. Голосовое и двигательное самовыражение под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития эмоционально-телесного опыта ребенка и его личности в целом. Музыка, слитая с движением, выступает как основа становления личности, здоровой в физическом, психическом и духовном смыслах.
Через музыкальную ритмику ребенок попадает в мир своего тела и чувств. Для ребятишек пяти – семи лет это очень важно. Дети этого возраста – девочки и мальчики – отличаются особой впечатлительностью и эмоциональной отзывчивостью на события и явления окружающего мира. Особенно наполнены силой и богаты оттенками эмоции, которые рождаются в общении с другими людьми – взрослыми и сверстниками. Это и сочувствие, и обида, и жалость, и зависть, и восхищение, и презрение. Разнообразие переживаний необходимо в этом возрасте. Чем богаче эмоциональный опыт, полученный в детстве, тем более полноценным и продуктивным будет общение ребенка в дальнейшем. В этом возрасте развивается способность к сочувствию, отзывчивость к переживаниям другого человека, умение адекватно выражать собственные чувства, контролировать возникающие эмоциональные ситуации.
Дети не могут вести себя, как взрослые. И хотя характерной чертой возраста пять – семь лет считается утеря непосредственности, все еще слишком мал жизненный опыт ребенка, чтобы он мог вести себя в соответствии с требованиями взрослых, их пониманием «хорошо» или «плохо». И здесь на помощь приходят музыкальные двигательные игры – как эффективное средство эмоционального развития детей в рамках, соответствующих культурным нормам поведения. Музыкальные двигательные игры могут стать настоящей «школой чувств» для ребенка. Движение под музыку помогает сделать эмоцию видимой, пережить ее в телесных ощущениях, связать с субъективным, индивидуальным опытом и тем самым присвоить ее, сделать личностным достоянием.
Голосовое звучание человека также является показателем его эмоционального состояния. Тембр голоса и набор его оттенков, существующий у каждого в связи с его различными состояниями в разных жизненных обстоятельствах, - это озвученные телесные вибрации, звуковое проявление эмоций, внутренней энергии. Для ребенка звучание голоса имеет огромное значение. Голосовое звучание, выразительное интонирование, как и движение, является эффективным средством регуляции и развития эмоциональной сферы ребенка.
С подобными проблемами сталкивались и наши предки, вырабатывая определенные средства психорегуляции с помощью практического музицирования. Песня, танец, игровое действо позволяли выразить свои эмоции в рамках культурной нормы поведения. С помощью пения и движения люди умели воздействовать на собственный организм, «налаживать» его, возвращать утраченное здоровье. Вед не случайно в мифах и сказаниях разных народов певцы и музыканты наделены сверхъестественными способностями. Детский фольклор русского народа – это настоящее «дидактическое пособие» по игровому взаимодействию ребенка с взрослыми и сверстниками, по самовыражению и терапии через пение и движение.
Да, возразите вы, но современный ребенок живет в совершенно ином социальном контексте. Уходит в прошлое детский фольклор. Печально, что вместе с ним уходит традиция игрового общения ребенка с взрослым. Темп и заботы современной жизни сокращают общение родителей с детьми, а потеря традиций ведет к потере навыков игровой терапии. А ведь так хочется, чтобы ребенок смог сбрасывать накопившуюся за неделю усталость, почувствовать себя защищенным, любимым, чтобы он мог поделиться своими знаниями и умениями, ощутить себя значимым. Что тут можно поделать?
Прежде всего, понять, что музыка – ваш союзник в общении с ребенком, причем в общении плодотворном, развивающем ребенка, готовящем его и к школе, и к будущей жизни в целом. С помощью музыкального движения можно:
- организовать увлекательные физкультминутки для восстановления нормального кровообращения ребенка;
- дать возможность сбросить накопившуюся усталость за день или неделю (а учебная неделя дошколенка достаточно сложна и насыщенна);
- укрепить мышечный корсет ребенка – необходимое условие для хорошей осанки в школе. Тяжелый портфель, который ребенку предстоит носить с первых дней, - еще одно условие для работы над укреплением мышц. Конечно, это можно делать и под «Раз, два, три, четыре», но получится неинтересно и быстро наскучит ребенку;
- развить координацию и пространственные представления ребенка: вправо – влево, вверх – вниз и т.д.;
- научить малыша контролировать свои действия, замедляя и ускоряя их, прерывая и переключая внимание с одного действия на другое;
- развить способность к выразительному интонированию – залог успешной работы в школе на уроках по выразительному чтению, а также четкую, хорошую артикуляцию – необходимое условие для уверенных ответов на уроках;
- научить общаться с другими детьми и взрослыми без смущения и стеснения;
- создать для ребенка ситуацию эмоционального комфорта, позитивного самоощущения.
Конечно, все это музыка делает не сама по себе, а музыка, сопровождающая какую – либо деятельность ребенка. Без помощи взрослых организовать такую работу ребенок не сможет.
Предварительный просмотр:
Как организовать слушание музыки дома.
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и к искусству – необходимые условия формирования личности. Достижению этой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания детей.
Музыка сопровождает человека всю жизнь. Д.Шостаковичу принадлежат такие слова: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая… Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».
Музыка, воспринимаемая слуховыми рецепторами, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Умелое использование мелодического, ритмического, и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха. Учёные доказали, что мелодии Моцарта, а именно, сочетание звуков, успешно лечат заболевания нервной системы. Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитании ребёнка.
Огромная роль в музыкальном воспитании ребёнка ложится на педагогов детских садов, школ. Но также большая роль отводится и родителям. Ведь кто лучше мамы или папы может понять своего ребёнка, его духовный мир, восприятие.
Родители с первых дней жизни ребёнка воздействуют на него с помощью музыки. Услышав нежный напев колыбельной, ребёнок сосредотачивается, затихает. Но вот раздаётся бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляется движение. Поэтому, наряду с современной музыкой, ребёнок должен слушать дома классическую музыку. Родители должны петь своему ребёнку детские песенки и петь вместе с детьми.
Памятка для родителей
Как слушать музыку с ребёнком трёх, четырёх лет.
Как долго? Внимание ребёнка к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течении
2 – 5 минут, а с перерывами между пьесами в течение 5 – 7 минут.
Слушание может быть более или менее продолжительным, в
зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, его
физического состояния.
Как? Заранее приготовьте магнитофон и кассету. Определите силу звука. Музыка
не должна звучать громко. Также желательно, чтобы в доме на время
слушания была тишина, чтобы в комнату во время звучания музыки не
входили. Пригласите вместе с ребёнком послушать музыку кого-то из членов
семьи. Слушать надо сидя.
Когда? Выберите удобное время в течение дня (когда ребёнок не увлечён игрой, не
возбуждён приходом кого либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше после
завтрака или после дневного сна.
Произведения для слушания дома:
Сейчас в продаже имеется много записей классической музыки. Естественно не вся музыка может быть понятна маленьким слушателям. Поэтому предлагаю произведения для слушания, предложенные в журнале «Дошкольное воспитание», именно для детей 3 – 4 лет.
В.Моцарт – Менуэт соль мажор, Рондо ре мажор.
П.Чайковский – Танец маленьких лебедей.
Ж.Рамо – Курица.
С.Прокофьев – Песенка №4 ре мажор.
М.Балакирев – Полька.
П.Чайковский – Марш из балета «Щелкунчик».
И.Бах – Маленькая прелюдия ре мажор.
Д.Шостакович – Вальс – шутка, Мурзилка.
Ж.Люлли – Гавот.
С.Прокофьев – Марш фа мажор, Гавот.
В.Моцарт – Аллегро фа мажор.
Г.Свиридов – Музыкальный момент, Весна.
И.Бах – маленькая прелюдия №3 ре минор.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Музыкальная терапия для всей семьи
В лечебных целях музыку применяют с давних времен, так как приятные эмоции, вызываемые мелодиями, повышают активность коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. При этом в активную нервную деятельность вовлекаются дополнительные нервные клетки, которые снимают нагрузку с уже работающих звеньев этой системы.
Под музыку выстраивается ритмика организма, при которой физиологические реакции протекают наиболее эффективно. При умело подобранной мелодии снижается утомление, улучшается самочувствие.
Музыка, влияя на ребенка и маму, рождает положительные эмоции, снимает противоречия, успокаивает и настраивает на любовь. Установлено, что с помощью музыки можно воздействовать на три сферы жизнедеятельности плода - двигательную, эмоциональную, дыхательную - и даже управлять их развитием. Такое влияние помогает корректировать изменения в формировании плода, направлять развитие в нужную сторону.
И главное, что музыкальная стимуляция развития будущего ребенка положительно сказывается как на психических, так и на физических его качествах. После рождения ребенка прекращать музыкотерапию, к которой он так привык, по крайней мере нецелесообразно.
Существуют три фактора воздействия музыки на организм человека:
- психолого-эстетический (ассоциации, эмоции, образный ряд);
- физиологический (функциональный, с помощью которого можно тренировать отдельные функции организма);
- вибрационный (музыка оказывает вибрационное воздействие на клетки, активизируя различные биохимические процессы в них).
Влияя на клеточном уровне на организм человека, музыка может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на слушателя. Поэтому подбирать музыку для лечения и релаксации должен профессионал.
Долгое время существовало мнение, что, например, рок, тяжелый металл отрицательно влияют на нервную систему, особенно подростков, людей с неустойчивой психикой. Это верно. Но резко отвергать те или иные музыкальные направления тоже нецелесообразно. Как правило, музыка подбирается по личным качествам человека, по его предпочтениям и музыкальным пристрастиям.
Представители классической отечественной школы музыкотерапии сходятся во мнении, что лучшая музыка для лечения и расслабления - классическая, представленная известными композиторами, а также музыка, основанная на традиционных народных мотивах.
По своему назначению классические произведения делятся на детские, релаксационные, активизирующие и смешанные. Музыкальные этюды действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают и т.д. Поэтому если надо пообщаться на музыкальном уровне с ребенком, как еще не рожденным, так и на первых годах жизни, то используются следующие колыбельные мотивы:
"Спи, моя радость, усни" (Моцарт - Флис),
"Сон приходит на порог" (Дунаевский - Лебедев-Кумач),
"За печкою поет сверчок" (Островский - Петрова),
"Колыбельная Светланы",
"Спи, дитя мое".
Родителям совсем необязательно иметь слух и хороший-голос, главное - петь песни с нежностью. Необходимо, чтобы ребенок слышал материнский голос, привыкал к нему. После рождения малыша следует продолжать слушать музыку после кормления и перед сном. Напевайте ребенку колыбельные - он будет намного спокойнее, радостнее и эмоциональнее. Даже самые активные шалунишки, слушая музыку, успокаиваются и расслабляются, потому что слышат давно знакомое и привычное. Включайте музыку, когда ваш малыш уже лег в кровать.
Мамы тоже должны научиться слышать музыку. Релаксационную, расслабляющую и успокаивающую можно слушать, как днем, так и вечером, перед сном, в удобной, приятной обстановке. При этом в комнате должен быть приглушенный, спокойный свет, нужно удобно сесть или лечь и не забывать правильно дышать. Как правило, при музыкальных сеансах профессионалы советуют дышать не грудью, как мы привыкли, а животом и на счет десять выдыхать. Благодаря такому дыханию воздух проникает в клетки организма и помогает лучше расслабиться.
В классическую релаксационную программу входят следующие произведения по 3-6 минут:
Бах И.С. "Ария из сюиты № З" или медленные части из Бранденбургских концертов;
Шуберт Ф. "Аве-Мария" или 2-я часть 8-й симфонии;
Беллини В. "Каватина Нормы";
Вивальди А. "Зима";
Бетховен Л. вторые части фортепьянных сонат (8, 14, 23);
Чайковский П. анданте кантабиле из 5-й симфонии "Июнь" и "Октябрь" из цикла времена года.
Помимо этого, ученые советуют слушать классическую музыку активизирующую мозговую деятельность, помогающую вернуть утраченную и израсходованную энергию.
К активизирующим музыкальным произведениям относятся:
Творения В. Моцарта - первые и третьи части из фортепьянных сонат и концертов, "Рондо" из "Маленькой ночной серенады", отрывки из оперы "Волшебная флейта";
П. Чайковского - вальсы из балетов, "На тройке" из "Времен года", отрывок из финала 4-й симфонии,
С. Прокофьева из 1-й части 1-й симфонии, отрывок
М. Глинки "Романсы",
А. Вивальди "Весна",
Л. Боккерини "Менуэт",
Ф. Шуберта "Форелленквартет".
Самое главное - помнить, что музыку надо пропустить через себя. Как это сделать? Просто тихонечко подпевайте.
Предварительный просмотр:
«Поиграйте в кукольный театр дома»
Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории. При этом нужно помнить: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Для этого очень подойдёт кукольный театр.
Для того, чтобы организовать кукольный театр дома, необходим не только набор кукол (перчаточные куклы, фигурки на палочках, теневой театр, театр игрушек и т. д.), простейшие декорации и ширма, но самое главное-желание заняться интересным делом. Дети любят играть с уже готовыми куклами, но ещё с большим удовольствием они любят их делать сами. Используя подручные средства, сделать их совсем не сложно.
- Куклы – напёрстки.
Куклы-напёрстки- куклы маленького размера, одевающиеся на указательный палец. Кукольные представления с их участием можно разыгрывать при чтении стихотворений, сказок в лицах. Укладывая малышей спать, эти куклы помогут вам образно рассказать сказку. Они изготавливаются из полосок бумаги, накрученных на указательный палец, из пластмассовых шариков или мячиков, из старых перчаток. Путём рисования или апплицирования, используя цветную бумагу или плотные ткани, создаётся нужный образ.
- Забавные носки.
Из обычных носков, картона, пуговиц, бусин и обрезков ткани получаются очень забавные персонажи для кукольного театра. Куклы, созданные по этой технологии, имеют очень необычный вид. Мы привыкли видеть игрушки, голова которых имеет форму шара. У этих игрушек шаровидной головы нет, зато есть вытянутая мордочка, которая напоминает образы животных, имеющих такую же форму головы: лошадь, мышь, собака и т. д.
- Кукольные фантазии.
Из предметов домашнего обихода, бросового материала (пустые коробки, бутылки) можно сделать замечательных кукол. Для оформления лиц героев кукольного представления можно использовать фотографии в журналах, предварительно наклеив их на картон.
При использовании элементов кукольного театра, манипуляции с куклами должны быть предварительно отработаны, чтобы во время показа не фиксировать на этом внимание. При подборе куклы для спектакля, изготавливая её, необходимо учитывать, что внешний облик куклы должен отвечать возрастной и психологической характеристикам персонажа.
Особый всплеск эмоций вызывает общение персонажа сказки с ребёнком, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. В этой ситуации взрослый берёт на себя функцию советчика. От лица героя сказки родитель преобразовывает сложные ситуации в педагогические задачи, подводит к решению проблемы. Ребёнок вместе с героем ищет альтернативные способы действия, спорит с ним или соглашается, предлагает свои решения.
Чувства, испытываемые ребёнком при слушании сказок, превращают его из пассивного слушателя в активного участника событий. Положительные герои вызывают у ребёнка сочувствие. Стремясь защитить любимого героя, он возмущается поступками отрицательных персонажей.
В процессе рассказа и показа сказки важно не увлечься описанием второстепенных моментов, игрой кукольных персонажей, а донести до ребёнка идею сказки, основное её содержание, выделив при этом основные моменты нужной интонацией голоса, громкостью или паузой.
Не стесняйтесь играть в театр кукол вместе с детьми!
Желаем Вам приятных часов и прекрасного отдыха всей вашей семье!
Предварительный просмотр:
Советы родителям о музыкальном воспитании
Музыка создаст необходимый энергичный фон для ребенка, поможет ребенку почувствовать ритм. Включать спокойную, плавную музыку, без слов во время выполнения ребенком рисования, лепки и еще когда ребенок учится писать.
Психологи установили, что когда в первом классе учителя включали классическую музыку, в то время, когда дети учились писать, то движения детей становились более плавными и они лучше сосредоточивались на выполнении заданий. Пусть няня или родители включают музыку и почаще танцуют с ребенком. Это замечательно для воспитания ребенка.
Ребенок научится танцевать, хорошо двигаться под музыку, чувствовать ритм каждой мелодии, кроме того, ребенок посредством танца общается с няней или родителями без слов, что важно для наилучшего взаимопонимания. Можно пригласить к ребенку профессионального преподавателя музыки и проверить, есть ли у ребенка музыкальный слух, способности к обучению игре на музыкальном инструменте. Если есть, и, еще, что очень важно, желание играть, тогда можно учить ребенка музыке с преподавателем.
Если у ребенка нет никакой заинтересованности к игре на музыкальном инструменте, то не настаивайте, потому что, в противном случае, это может вызвать обратную реакцию и ребенок будет всю оставшуюся жизнь вспоминать о том, как его заставляли играть на пианино, ругали и может относиться к музыке с отвращением. Музыкальные способности + добровольное желание ребенка играть! Не обязательно учить играть ребенка только на пианино, можно попробовать нежную флейту, романтичную гитару, энергичные барабаны, скрипку и т.д.
Попробовать разное, чтобы почувствовать, какой музыкальный инструмент ребенку больше по душе.
Пойте ребенку колыбельные песенки, пойте их сами перед сном, а также ставьте ему их послушать в профессиональном исполнении. Пойте с ребенком различные песенки, легкие для запоминания, песенку «Крокодила Гены», «Винни Пуха», другие песенки из мультфильмов. Если у вас дома есть система караоке, замечательно, тогда под музыку няня или родители могут петь самые разнообразные песенки.
Если нет, то можно петь под аудиодиск. Играйте с ребенком в музыкальные игры, например, кружитесь с маленьким ребенком в ритме вальса, или играйте под музыку в «Ладушки- ладушки – где были – у бабушки» или под энергичную музыку играйте в игру «испекли мы каравай – вот такой ширины – вот такой высоты» или «Мы едем-едем-едем в далекие края – хорошие соседи, хорошие друзья» или «Море волнуется раз – море волнуется два – фигура замри» и т.д.
Можно включать определенные мелодии для поддержания режима дня, например, колыбельные – сигнал для ребенка, что пора идти спать, веселая песенка Винни Пуха – пора собираться на прогулку, песенка «Антошка – готовь к обеду ложку» – пора есть, другая мелодия – время игр и т.п. Это особенно важно для маленького ребенка, который не умеет говорить или плохо говорит. Если ребенок часто болеет простудными заболеваниями, кашляет или у него астма, то ребенку обязательно надо почаще петь или учиться игре на флейте.
Это помогает детям справиться с проблемами дыхания, держать определенный ритм дыхания. Музыка помогает, если у ребенка речевые дефекты. В таком случае, ребенку лучше всего почаще петь, это может помочь справиться с заиканием, с речевыми проблемами.
Если ребенок гиперактивный – ему надо почаще ставить слушать спокойную музыку.
Если у ребенка что-то болит, то можно дать ему послушать красивую мелодию без слов, и поглаживая больное местечко, приговаривать «у сыночка (у дочки) не боли, боль – скорее уходи». Этот старинный способ заговаривания боли отвлекает, успокаивает ребенка, дает «обезболивающий эффект», а дети постарше уже сами будут так «заговаривать боль».
Покупать ребенку музыкальные игрушки, самому маленькому – мелодичные погремушки, затем музыкальных кукол-неваляшек, музыкальных пупсиков, детям постарше – музыкальные игрушки посложнее.
Чаще слушать с детьми различную красивую музыку: классическую – Моцарта, Чайковского, Грига, Шумана, Шуберта и др.; этническую, народные песни; музыку природы – пение птиц, звуки моря; мягкое, мелодичное пение; красивую, романтичную музыку без слов; красивые, выразительные оперные арии; джаз; блюз.
Хорошо, когда няня или родители слушают музыку вместе с детьми, но можно периодически и оставлять ребенка наедине с музыкой. Рассказывайте ребенку о различных композиторах, об их интересных судьбах, а затем поставьте ребенку послушать музыку этого композитора.
Рассказывайте о разных музыкальных инструментах, обязательно сопроводив свой рассказ музыкальными комментариями. Учите ребенка чувствовать музыку, подскажите ему, что музыка отражает настроение, пусть он сам подберет ту музыку, которая соответствует его разным ощущеним и разному настроению. Это поможет ребенку научиться быстро и правильно разбираться в своих чувствах и правильно слышать музыку своей души. Музыка может помочь справиться с горем, с бедой ребенка. Веселые, энергичные мелодии помогают детям справиться с чувством страха.
Воспитывайте при помощи музыки воображение ребенка, например, попросите ребенка что-то представить под данную мелодию или нарисовать те образы, цвета, которые возникают у ребенка при прослушивании какой-либо мелодии. Смотрите с ребенком различные музыкальные фильмы по телефизору или на DVD, где также много поют, танцуют. Например, «Мэри Поппинс, до свидания», «Мама», «Синяя птица», «Звуки музыки», «Поющие под дождем», «Серенада Солнечной долины», мультфильмы Уолта Диснея «Фантазия», «Золушка», «Спящая красавица», «Русалочка», «Красавица и чудовище» и др., музыкальные мультфильмы «Волк и семеро козлят на новый лад», «Пластилиновая ворона», «Коробка с карандашами», «Щелкунчик», «Контакт» и т.д.
Объясняйте ребенку, что музыка – многообразна и для каждого случая существует своя музыка: для радости и для грусти, для общения и для веселья, для отдыха и для работы, и что важно уметь подбирать му3зыку соответственно ситуации и настроению. Кроме того, ребенку обязательно надо объяснить. Что громкая музыка может мешать остальным и сто мелодия, которая нравиться ребенку, необязательно понравиться другим. И еще, даже если ребенку очень нравится музыка . не стоит , чтобы музыка звучала целый день, иначе из источника радости и умиротворения она быстро станет обыденностью и ее перестанут замечать.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание журнала: 1. «Кто же такой музыкальный руководитель?» 2. «Внешний вид детей на музыкальных занятиях» 3. «Музыкальные занятия в детском саду» 4. «Влияние музыки на психику ребенка» 5. «Как определить артистический талант»
Благодарим за внимание!
Интернет- ресурсы: Ds3eka.ucoz.ru Jenskoe-schastie.ru Solnyshko15.ru