КРУЖОК ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК.
В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Проблема развития моторики у детей с ОНР, как одно из средств развития мыслительной деятельности, является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_vesyolye_palchiki.docx | 51.83 КБ |
diagnostika_kruzhka_vesyolye_palchiki.docx | 49.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
кружка «Весёлые пальчики».
Развитие мелкой моторики как средство коррекции
общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
с элементами Су-Джок терапии.
Для детей среднего дошкольного возраста с ОНР.
Составлена на основе методических пособий:
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Издательство
« Лань», 1996.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Бардышева Т.Ю. Серия книг «Расскажи стихи руками». ООО Издательский дом «Карапуз», Москва 2013.
- Богуш Д.А. Корейский метод Су-Джок. – М.: Ника – Центр, 2008.
- Пак Чжэ Ву «Пальцетирапия». – М., «Су Джок Академия», 2001.
Подготовила
воспитатель высшей квалификационной категории:
Егорова А.В.
г. Лыткарино.
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
«Руки дают человеку голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова
способствуют развитию мозга»
И.П.Павлов.
- Направленность программы.
Содержание данной программы направлено на целенаправленную и систематическую работу по развитию мелкой моторики у детей с ОНР, которая, способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
К.Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями...» Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность.
2. Причины создания программы.
У детей среднего возраста с ОНР недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточная сформированность навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторикой руки испытывают затруднения.
Работая с детьми с ОНР, приоритетной целью своей деятельности мы определили развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук и разработали воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении, которые оказывают благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизацию познавательной и речемыслительной деятельности.
Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.
- Новизна.
Данная программа состоит в насыщении дидактической системы работы по развитию мелкой моторики рук детей с ОНР через внедрение комплексов
нетрадиционных приёмов Су-Джок терапии представляющих собой регулярную систему работы.
- Актуальность.
Дошкольное детство – особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в этот период, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Проблема развития моторики у детей с ОНР, как одно из средств развития мыслительной деятельности, является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики.
- Педагогическая целесообразность.
Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Почему?
Область мелкой моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.
Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.
- Цель.
Данная методическая программа направлена на коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР посредством самомассажа массажором Су-Джок, пальчиковой гимнастики, дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук.
- Задачи.
Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук мы решаем следующие задачи:
- Развиваем тактильную чувствительность рук детей.
- Воздействуем на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажёра, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
- Формируем волевые умения (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата).
- Формируем общее интеллектуальное развитие детей и их положительный эмоциональный подъём.
- Повышаем уровень речевого развития детей;
- Формируем графические навыки, подготавливаем руки ребенка к овладению письмом;
- Развиваем мелкую моторику пальцев рук, точность и координацию движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности.
- Учим действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения заданным;
- Учим самостоятельно выполнять поставленные задачи, контролировать собственные действия;
- Развиваем психические процессы: произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память, речь детей, воображение;
- Формируем сенсорные понятия, как форма, цвет, размер.
- Обогащаем словарный запас, закрепляем лексические термины;
- Создаём предметно – развивающую среду, способствующую эффективному процессу развития моторики рук дошкольника.
- Возраст детей.
Программа предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР.
- Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество игровых занятий в учебном году для детей с ОНР – 28 проводятся с октября по апрель, один раз в неделю продолжительностью 20 минут.
- Формы обучения.
Фронтальные занятия проводятся со всей группой детей (самомассаж кистей рук с элементами Су-Джок терапии, пальчиковая гимнастика), подгрупповые и индивидуальные занятия, основанные на игровом взаимодействии (дидактические игры, упражнения, развитие графических навыков)
- Система занятий составлена на базе методических пособий с использованием интернет ресурсов:
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Издательство
« Лань», 1996.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Бардышева Т.Ю. Серия книг «Расскажи стихи руками». ООО Издательский дом «Карапуз», Москва 2013.
- Богуш Д.А. Корейский метод Су-Джок. – М.: Ника – Центр, 2008.
- Пак Чжэ Ву «Пальцетирапия». – М., «Су Джок Академия», 2001.
- (http://lfk-consultant.ru/uprazhneniya-dlya-palcev-ruk).
- (http://mdou67.beluo.ru/SUDJOK.doc)
- Прогнозируемые результаты.
По окончании каждого учебного года у детей должны активизировались психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия, расширится словарный запас, а также развиться важнейшие качества человеческой личности: способность сотрудничать в коллективе, быть коммуникабельным, сочувствовать другим, сопереживать. Кисти рук постепенно должны приобрести хорошую подвижность, гибкость, должна исчезнуть скованность в движении.
Так же должны быть созданы условия для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых и дидактических игр. Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики руки, включающие различные виды детской деятельности. Представлен систематизированный материал по развитию мелкой моторики руки (игры, упражнения). Подготовлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики.
- Формы подведения итогов реализации программы.
В сентябре и в мае проводиться диагностическое обследование детей по формированию мелкой моторики пальцев рук с использованием игровых упражнений, данные фиксируются в таблице, и выводиться общий показатель успешности в данной деятельности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Учебно-тематический план. Первый год обучения.
Месяц, год. | Количество занятий в месяц. | Количество часов на изучение темы. | |
Общее количество занятий и часов в году. | 28 занятий 5 часов 60 мин. | ||
Октябрь 2014 г. | Занятие 1 | 20 мин. | |
Занятие 2 | 20 мин. | ||
Занятие 3 | 20 мин. | ||
Занятие 4 | 20 мин. | ||
Ноябрь 2014г. | Занятие 1 | 20 мин. | |
Занятие 2 | 20 мин. | ||
Занятие 3 | 20 мин. | ||
Занятие 4 | 20 мин. | ||
Декабрь 2014г | Занятие 1 | 20 мин. | |
Занятие 2 | 20 мин. | ||
Занятие 3 | 20 мин. | ||
Занятие 4 | 20 мин. | ||
Январь 2015г. | Занятие 1 | 20 мин. | |
Занятие 2 | 20 мин. | ||
Занятие 3 | 20 мин. | ||
Занятие 4 | 20 мин. | ||
Февраль 2015г | Занятие 1 | 20 мин. | |
Занятие 2 | 20 мин. | ||
Занятие 3 | 20 мин. | ||
Занятие 4 | 20 мин. | ||
Март 2015г. | Занятие 1 | 20 мин. | |
Занятие 2 | 20 мин. | ||
Занятие 3 | 20 мин. | ||
Занятие 4 | 20 мин. | ||
Апрель 2015г. | Занятие 1 | 20 мин. | |
Занятие 2 | 20 мин. | ||
Занятие 3 | 20 мин. | ||
Занятие 4 | 20 мин. | ||
Сентябрь и май диагностическое обследование. |
Учебно-тематический план.
Первый год обучения.
№ занятия. № раздела темы | Месяц. | СОДЕРЖАНИЕ. | Количество часов на изучение раздела, темы. | |||
Групповая раб. | № п./г | Подгрупповая работа | Инд. раб. | |||
№1 | ОКТЯБРЬ. | Самомассаж массажором Су-Джок, пальчиковая гимнастика. | 1. | Дидактическая игра «Найди игрушку на ощупь» - контейнер с фасолью на дне лежат мелкие игрушки. | Раскрашивание фруктов (яблоко, банан, слива, вишня). | 20мин. |
№2 | 2. | Упражнение «Золушка» - разложить камушки в ячейки контейнера по цвету, а пуговицы по темам. | 20мин. | |||
№3 | 3. | Дидактическая игра «Разбери и собери пирамидку». | 20мин. | |||
№4 | 4. | Дидактическая игра «Разбери и собери матрёшку». | 20мин. | |||
№1 | НОЯБРЬ. | Самомассаж массажором Су-Джок, пальчиковая гимнастика. | 1. | Упражнение «Витаминки» - фасоль, горох. | Раскрашивание листьев деревьев (берёза, дуб, клён, рябина). рас | 20мин. |
№2 | 2. | Мазайка-пазлы из 4-5 частей | 20мин. | |||
№3 | 3. | Дидактическая игра «Бусы для мамы» по образцу. | 20мин. | |||
№4 | 4. | Дидактическая игра «Волшебные палочки» Флажок, солнышко, домик, заборчик, грибок. | 20мин. | |||
№1 | ДЕКАБРЬ. | Самомассаж массажором Су-Джок, пальчиковая гимнастика. | 1. | Упражнение «Пальчики шагают» - пластиковая решётка. | Раскрашивание овощей (помидор, огурец, лук, морковь). | 20мин. |
№2 | 2. | Дидактическая игра «Поймай мышку или загони машину в гараж». | 20мин. | |||
№3 | 3. | Упражнение «Золушка» - разложи природный материал в ячейки контейнера (семечки подсолнуха, арбуза, тыквы и шляпки жёлудя) | 20мин. | |||
№4 | 4. | Дидактическая игра «Велькрош» - разъедини и соедини полоски липучки по цвету. | 20мин. | |||
№1 | ЯНВАРЬ. | Самомассаж массажором Су-Джок, пальчиковая гимнастика. | 1. | Дидактическая игра «Прищепки» - травка, ёжик, солнышко, платочек. | Раскрашивание на тему: Зима (снежинка, снеговик, дед Мороз, ёлка). | 20мин. |
№2 | 2. | Дидактическая игра «Рамки-вкладыши» - домики, яблочки. | 20мин. | |||
№3 | 3. | Шнуровка одинарная. | 20мин. | |||
№4 | 4. | Дидактическая игра «Рисуем по контуру» выкладываем природный материал по контуру сюжетного рисунка. | 20мин. | |||
№1 | ФЕВРАЛЬ. | Самомассаж массажором Су-Джок, пальчиковая гимнастика. | 1. | Дидактическая игра «Волшебные палочки» - ёжик, лопатка, ёлочка, лодка, конверт. | Раскрашивание диких животных (белка, ёж, лиса, медведь). | 20мин. |
№2 | 2. | Мазайка-пазлы из 11-12 частей. | 20мин. | |||
№3 | 3. | Мазайка кнопочная «Продолжи узор» | 20мин. | |||
№4 | 4. | Упражнение «Озорной катёнок» наматывание нити на клубок. | 20мин. | |||
№1 | МАРТ. | Самомассаж массажором Су-Джок, пальчиковая гимнастика. | 1. | Дидактическая игра «Шнуровка». | Раскрашивание домашних животных (лошадь, кошка, собака, корова). | 20мин. |
№2 | 2. | Дидактическая игра «Рамки-вкладыши» сюжетные. | 20мин. | |||
№3 | 3. | Дидактическая игра «Геометрическая мазайка» | 20мин. | |||
№4 | 4. | Дидактическая игра «Бусы для мамы» из фломастеров по образцу | 20мин. |
№1 | АПРЕЛЬ. | Самомассаж массажором Су-Джок, пальчиковая гимнастика. | 1. | Дидактическая игра мягкая мазайка – транспорт (вертолёт, корабль, паровоз, машина) | Раскрашивание домашних птиц (утка, гусь, курица, петух). | 20мин. |
№2 | 2. | Дидактическая игра «Кубики». | 20мин. | |||
№3 | 3. | Упражнение «Продолжи ряд». Выкладывание крышек по образцу. | 20мин. | |||
№4 | 4. | Объёмный конструктор, сборка фигур по схемам. | 20мин. |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ,
УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК
У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
2014г. – 2015г.
Материалом для исследования стали 5 упражнений из пособия И. Светловой «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук» 2001 год.
Упражнения:
1. Поочередное загибание пальчиков отдельно каждой рукой.
2. Легкие удары кулаком по ладонь.
3. Поочередные удары ребрами прямых ладоней по столу
4. Постукивание пальчиками, собранными в щепоть по ладони
5. Поочередное постукивание пальчиков по столу
Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем играть в интересную игру. Я тебе прочитаю стихотворение и покажу, как умею играть пальчиками. Ты эти движения попробуй повторить вместе со мной».
Дальше организация выполнения ребенком задания предусматривается следующая последовательность:
1. Педагог, читая потешку, выполняет упражнение, ребенок смотрит пытается подражать ему (пробная ориентировка в движениях, которая не оценивается)
2. Затем взрослый повторно показывает упражнение, и ребенок вместе с ним повторяет движения
3. Если ребенок не справляется с тем или иным заданием, экспериментатор сначала показывает еще раз, ребенок пытается повторить вместе с ним
4. Если и это не помогает, используется метод пассивных движений: взрослый придавал руке, пальцами ребенка нужное положение, затем движение снова повторялось по подражанию взрослого
Обработка результатов:
1 балл- отсутствие основных элементов в структуре движения
2-балла основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения
3-балла точное воспроизведение движений
ТАБЛИЦА№1.
СЕНТЯБРЬ 2014 г.
ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЁНКА. | УПР.1 | УПР.2 | УПР.3 | УПР.4 | УПР.5 | УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ | |
1.Долгов Илья | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 8 | С |
2.Жирнов Дмитрий | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | Н |
3.Ивашнев Матвей | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | Н |
4.Котляров Владислав | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | Н |
5.Ксенофонтов Евгений | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 7 | С |
6.Малкин Родион | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | Н |
7.Ожерельев Алексей | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 6 | С |
8.Первенков Егор | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 7 | С |
9.Смирнова Валерия | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | Н |
10.Чевгун Тимофей | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | Н |
11.Чернышов Дмитрий | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | Н |
12.Шанталий Ярослав | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | Н |
Высокий уровень – 0 человек.
Средний уровень – 4 человек
Ниже среднего – 8 человек.
5 баллов (ниже среднего) – У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена.
6-10 баллов (средний уровень) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков.
11-15 баллов (высокий уровень) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Построение диаграммы к таблице №1.
Сентябрь 2014г.
Уровень развития детей. | Высокий. | Средний. | Ниже среднего. |
Количество детей. | 0; 0% | 4;33% | 8; 67% |
Вывод: диагностическое тестирование детей средней логопедической группы с ОНР в сентябре 2014г. показало, что у 67 % детей посещающих группу ниже среднего уровень развития. Мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы, движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы, а средний уровень развития детей составил 33%. Поэтому дети среднего возраста с ОНР нуждаются в дополнительных и систематических занятиях по развитию мелкой моторики пальцев рук.
ТАБЛИЦА№2.
Май 2015 г.
ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЁНКА. | УПР.1 | УПР.2 | УПР.3 | УПР.4 | УПР.5 | УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ | |
1.Долгов Илья | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 12 | В |
2.Жирнов Дмитрий | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 13 | В |
3.Ивашнев Матвей | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 11 | В |
4.Котляров Владислав | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | С |
5.Ксенофонтов Евгений | 2 | 3 | 3 | 2 | 1 | 11 | В |
6.Малкин Родион | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 8 | С |
7.Ожерельев Алексей | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 14 | В |
8.Первенков Егор | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 14 | В |
9.Смирнова Валерия | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | С |
10.Чевгун Тимофей | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | С |
11.Чернышов Дмитрий | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | С |
12.Шанталий Ярослав | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 12 | В |
Высокий уровень – 7 человек.
Средний уровень – 5 человек
Ниже среднего – 0 человек.
Построение диаграммы к таблице №2.
Май 2015г.
Уровень развития детей. | Высокий. | Средний. | Ниже среднего. |
Количество детей. | 7; 58% | 5; 42% | 0; 0% |
Вывод: к концу 2014 - 2015 учебного года у детей с ОНР намного повысился высокий уровень развития, он достиг 58%, средний составил 42% , а детей с ниже средним уровнем развития в конце года не выявлено.
Построение сравнительной диаграммы за 2014-2015у.г.
Уровень развития | Сентябрь 2014г. | Май 2015г. |
Высокий уровень | 0% | 58% |
Средний уровень | 33% | 42% |
Ниже среднего | 67% | 0% |
Выводы: сравнительная диаграмма данных за 2014-2015 учеб год показывает, что у детей с ОНР улучшилась общая координация движений, их целенаправленность, точность, графические навыки. Дети стали более точны в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу.