КРУЖОК ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ "СОЛНЫШКО"

Кружок декоративного рисования "СОЛНЫШКО".

Е. А.Флёрина говорила: "Народ в игрушке даёт ребёнку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребёнку, так как это  правдивое и жизнерадостное искусство, оно радует ребёнка учит видеть и поинимать окружающую жизнь . лишённая танденциозности, фальши и позирования, народная игрушка, прямо и прсто учит его творчеству и труду".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                     комбинированного вида детский сад №12 «Яблонька»

Рабочая программа

Кружка «СОЛНЫШКО».

Для детей старших возрастных групп с общим недоразвитие речи.

Составлена на основе методических пособий:

«Народное искусство в воспитании детей»

Т.С.Комаровой;

«Радость творчества»

О.А.Соломенниковой.

                                       

                                                                                           

 СОСТАВИТЕЛЬ:

                                                                                                           Воспитатель высшей

категории Егорова А.В.

г. Лыткарино.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Направленность программы.

Содержание данной программы направлено: на более глубокое  знакомство детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с русскими народными игрушками; на создание эмоционально положительного климата и на воспитание духовного мира ребёнка; любящего и ценящего народное достояние; на развитие творческого патриотизма, желание заниматься декоративной росписью.

Причины создания программы.

Основная причина создания программы - это работа с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.   Эти дети отличаются от нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов, а в продуктивной деятельности, как декоративное рисование у них значительно быстрее происходит развитие восприятия к сознанию речи, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности. Знакомство с народной игрушкой, отвлекает детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, мажорное настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

Новизна программы.

На данное время не существует методических разработок по знакомству с декоративно-прикладным искусством в разделе народная игрушка для детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Занятия  проводятся циклами, во второй половине дня два раза в месяц, в сентябре и мае по одному. Тематическое планирование занятий составлено на основе народного искусства с другими направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, игры, народный фольклор, художественные произведения и т.д.),  дети постепенно овладевают знаниями, развивая  технические навыки и умениями владения кистью, тем самым происходит подготовка руки к письму, развивается зрительно-двигательная ориентация.

Актуальность.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной наиболее актуальной. Народное искусство,  формирует художественный вкус, способствует воспитанию людей оптимистически воспринимающих жизнь; эффективно влияет на развитие психических процессов (восприятие, образное мышление, речь, воображение, эмоционально-положительного отношения к объектам эстетического содержания), которые важны для овладения различным содержанием знаний, на основе которых у детей формируются художественно-творческие способности.

Педагогическая целесообразность.

Обогащать представление детей старшего дошкольного возраста с ОНР о  народной игрушке, ибо занятия эстетического цикла способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребёнка. Декоративное рисование связывает психические функции между собой и помогают ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель всё более усложняющегося представления  о мире.

Цель образовательной программы.

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами народного  декоративно-прикладного искусства с учетом их индивидуальных возможностей.

Задачи образовательной программы.

Дать детям представление об истории возникновения Филимоновской и Дымковской народных игрушках.

Формировать знания об особенностях росписей,  их колорите, основных элементах узоров.

Формировать эмоциональную отзывчивость при восприятии русской народной игрушки (Филимоновской, Дымковской).

Помочь овладеть рисованием элементов узоров, составлением композиций и цветосочетанием росписей.

Формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских и  филимоновских узоров.

Формировать эстетический вкус, творчество и фантазию, ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и  воображение.

Учить выполнять работу поэтапно, в определённой последовательности.

Совершенствовать  технические навыки и умения владения кистью и тычком.

Развитие эстетического восприятия изделий народного декоративно-прикладного искусства.

Возраст детей.

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 5-6 и 6-7 лет.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Общее количество игровых занятий в учебном году 16. Игровые занятия проводятся два раза в месяц, в сентябре и мае по одному, продолжительностью  30 минут.

Формы обучения.

Фронтальные занятия основанные на игровом взаимодействии, проводиться со всей группой детей (12человек), экскурсия в музей Дом творчества.

11.   Рабочая программа составлена на базе  методического пособия «Народное искусство в воспитании детей» под редакцией Т.С.Комаровой, Т.А.Ратановой, Г.В.Быховец, Г.П.Новиковой, М.Н.Братухиной, О.А.Соломенниковой. Москва, «Российское     педагогическое агентство» 1997г.

Методического пособия «Радость творчества» под редакцией О.А.Соломенниковой.  Москва, Министерство образования Московской области, 2001г.

12. Прогнозируемые результаты реализации программы:

Дети должны уметь:

Чётко различать, называть и описывать виды росписей (Филимоновская, Дымковская), называть их отличительные особенности.

Расписывать силуэты народных игрушек, следуя определённому виду росписи на различных силуэтах.

Подходить к работе творчески, внося новые элементы в композицию или самостоятельно создавать её.

Доводить начатое дело до конца, показывая высокую технику владения кистью и тычком.

Формы подведения итогов реализации дополнительной программы.

Вначале учебного года проводиться опрос детей на выявление знаний об изучаемой народной игрушке, которые фиксируются в таблице и выводиться диаграмма об уровне знаний детей данного народного промысла.

(Приложение №1).

В конце года проводится диагностическое занятие по методике Т.С.Комаровой , которое фиксируется в таблице и выводиться диаграмма об уровне знаний и умений. Цель занятия: определить результат умственного и эстетического развития на сравнении двух глиняных игрушек (филимоновской и дымковской) и выполнение по их мотивам росписи:

назвать вид народного искусства;

описать каждую игрушку;

сравнить обе игрушки, выделить сходства и различия;

выразить свое отношение;

выполнить узор по мотивам каждой игрушки на вырезанном силуэте из бумаги.

(Приложение №2).

Диагностическое обследование оценивается по 3-х бальной системе:

-  высокий уровень развития;

1    -  средний уровень развития;

0    -  низкий уровень развития.

К концу каждого учебного года дети могут уметь:

называть вид росписи;

описывать изделие подробно, выделяя характерные признаки (не менее трёх);

при сравнении указывать сходство и различие не менее чем по двум признакам;

выражать ярко выраженное положительное отношение к изделию;

при выполнении узора чётко следовать стилю росписи, вносить новые элементы;

работа должна быть полностью завершена и  выполнена технично высоко.

Проведение выставок детского творчества для родителей, участие в городских конкурсах, проведение открытых игровых занятий, проведение фотовыставок, экскурсия в музей Дома творчества.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 №


АВТОР.


НАЗВАНИЕ.


ИЗДАТЕЛЬСТВО И ГОД ИЗДАНИЯ.

1.

М.А.Васильева , В.В. Гербова, Т.С.Комарова.

Программа воспитания и обучения в детском саду.

Москва.Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004 год.

2.

Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова,

М.А.

Васильева.

От рождения до школы. Примерная программа дошкольного образования.

Москва. Издательство «Мозайка-Синтез», 2010год.

3.

Т.С.Комарова.

Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. -2-е издание, испр. и доп.

Москва. Издательство «Мозайка-Синтез», 2008год.

4.

О.А. Соломенникова.

Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования.

2-е изд., испр. и доп. –

М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,

2008г.

5.

Т.С. Комарова.

Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий

Москва. Издательство «Российское педагогическое агенство», 1997 год.

6.

 А.П.Усова.

Русское народное творчество в детском саду.

Москва. «Государственное учебно-педагогическое издательство», 1961 год.

7.

Т.С.Комарова.

Дети в мире творчества. Книга для педагогов дошкольных учреждений.

Москва. Издательство «Мнемозина», 1995 год.

8.

Н.В. Рыжова.

Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР.

Москва. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2009 год.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по декоративному рисованию

«ДЫМКОВСКАЯ РОСПИСЬ».

Подготовительная группа.

Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Егорова А.В.

г. Лыткарино.

Месяц.

Тема.

Цели и задачи.

Форма проведения.

Дидактический материал, оборудование.

1

Сентябрь.

«Дымковские игрушки».

Познакомить детей с одним из видов народного искусства дымковской игрушкой, с историей возникновения этого промысла и этапами изготовления игрушки. Учить выделять элементы росписи, её колорит. Воспитывать эстетическое восприятие произведений народного искусства, прививать любовь и уважение к труду народных мастеров.

Фронтальное занятие.

Рассказ педагога о промысле. Просмотр презентации «Дымковская игрушка».

Дымковские игрушки  изготовленные руками мастеров, иллюстрации.

Мультимедийная установка.

2

Октябрь.

«Дымковский узор - клетка».

Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, выделяя детали узора (линии, круги). Формировать умение детей рисовать элементы дымковской росписи всем ворсом кисти (линии) и тычком (круги). Развивать чувство цвета и ритма при составлении узора, из пересекающихся линий до получения клетки и располагающихся в них кругов. Воспитывать интерес к народным промыслам.

Фронтальное  занятие.

Образцы дымковского узора – «клетка», изделия дымковских мастеров, 21х21   альбомного листа на каждого ребёнка, кисти№4, тычок, гуашь, банки с водой, салфетки, клеёнки.

3

Октябрь.

«Ткань на юбку».

Формировать умение  детей при рассматривании дымковских барышень замечать различие в росписи юбок. Учить детей  располагать на листе бумаги вертикальные широкие линии, ритмично располагать между ними круги и точки, рисовать кончиком кисти волнистую линию на широкой полоске. Формировать эстетический вкус.

Фронтальное  занятие.

Дымковские куклы, образцы «ткани» с дымковскими узорами. Альбомные листы в форме юбки белого цвета, гуашь, кисточки №1,4,6, тычок, банки с водой, салфетки, клеёнки.

4

Ноябрь.

«Дымковская собачка ».

Познакомить детей с палитрой дымковской росписи и основным элементом росписи – кругом. Учить детей украшать силуэт дымковской собачки кругами с помощью круговых движений кистью и тычком. Учить детей контролировать положение  руки и кисти при рисовании круга, развивать зрительно-двигательную ориентацию. Развивать эстетическое восприятие и интерес к народному искусству.

Фронтальное  занятие.

Образцы росписи дымковских собачек. Силуэты дымковских собачек на каждого ребёнка, гуашь, кисточки№2, 3, тычок, банки с водой, салфетки, клеёнки.

5

Ноябрь.

«Дымковский поросёнок».

Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, выделяя детали узора (точки, круги, чёрточки). Формировать умение детей рисовать элементы дымковской росписи  круги – кистью и тычком, учить располагать

точки вокруг круга. Развивать  умение детей держать тычок и кисть параллельно силуэту поросёнка. Развивать чувство цвета и ритма, воспитывать любовь к народной игрушке.

Фронтальное  занятие.

Образцы дымковских поросят, изделия дымковских мастеров, силуэты поросят на каждого ребёнка, кисть №2, тычок, гуашь, банки с водой, салфетки, клеёнки.

6

Декабрь.

«Новогодние  шары».

Учить детей располагать на круге дымковские элементы узора (точки, круги, волнистые линии, листики). Закреплять умения детей рисовать кончиком и всем ворсом кисти (примакивание), тычком. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать самостоятельность и творчество.

Фронтальное занятие.

Образцы шаров расписанных дымковскими узорами, круги белого цвета на каждого ребёнка, гуашь, кисточки №2,4, тычок, банки с водой, салфетки, клеёнки.

7,

8.

Декабрь.

2

Занятия.

«Дедушка Мороз».

Учить детей расписывать силуэт Деда Мороза, используя в работе знакомые элементы дымковских узоров. Развивать технические навыки и умения владения кистью  и тычком. Продолжать учить тонировать части силуэта, рисовать всем ворсом кисточки и её кончиком.  Развивать художественно-эстетическое восприятие народной игрушки через художественное слово.

Фронтальное занятие.

Образцы Дедов Морозов, иллюстрации дымковских узоров.

Силуэты Деда Мороза на каждого ребёнка, гуашь, кисточки №2,4, тычок, банки с водой, салфетки, клеёнки.

9

Январь.

«Дымковская корова».

Учить детей рисовать всем ворсом кисти большие круги, объединять с маленькими кругами. Продолжать развивать технические навыки рисования всем ворсом и кончиком кисти, умение выбирать для росписи силуэта коровы свои цвета краски, прислушиваться к рекомендациям педагога. Развивать у детей желание расписывать силуэт животного народными узорами. Воспитывать любовь к народной игрушке через малые формы фольклора.

Фронтальное занятие.

Дымковские игрушки, иллюстрации, образцы дымковских коров, силуэты животного на каждого ребёнка, гуашь, кисти №2,3, тычок, салфетки, клеёнки, банки с водой.

10.

Февраль.

«Дымковский  козлик».

Учить детей расписывать силуэт козлика знакомыми элементами дымковской росписи: точки, круг большой и малый, волнистая линия, учить ритмично  располагать  на силуэте козлика. Продолжать отрабатывать технические навыки рисования кистью всем и кончиком, тычком, учить самостоятельно подбирать цветовой строй росписи. Развивать интерес к русской народной игрушке через малые формы фольклора.

Фронтальное занятие.

Иллюстрации, игрушка дымковского козлика, образцы работ, силуэты животного белого цвета  на каждого ребёнка, гуашь , кисточки №2,4, тычок, банки с водой, салфетки, клеёнки.

11,

12.

Февраль – март.

«Дымковский  петушок».

Продолжать развивать технические навыки и умения детей владения кисточкой и тычком, расписывать силуэт петушка знакомыми дымковскими узорами. Учить самостоятельно подбирать цветовой строй росписи. Развивать интерес к русской народной игрушке через малые формы фольклора.

Фронтальное занятие.

Иллюстрации, игрушка дымковского петушка, образцы работ, силуэты птицы белого цвета  на каждого ребёнка, гуашь , кисточки №2,4, тычок, банки с водой, салфетки, клеёнки.

13

Март.

«Дымковский индюк».

Продолжать учить детей рисовать круг прокручивая кисточку вокруг своей оси. Обратить внимание детей на положение руки и кисти при рисовании круга, развивать зрительно-двигательную ориентацию. Учить равномерно располагать крупные элементы на хвосте индюка, сочетать в узоре крупный элемент – круг с мелкими точками, штрихами, сеточкой, волнистой линией. Формировать эстетический вкус. Развивать интерес к творчеству русского народа.

Фронтальное  занятие.

Индивидуальная работа по вырезыванию деталей индюка – туловище, хвост.

 Дымковская игрушка – индюк, иллюстрации с дымковскими индюками, образцы индюков, силуэты птицы на каждого ребёнка, гуашь, кисточки №2, 4, тычок, банки с водой, салфетки, клеёнки.

14

Апрель.

«Дымковская барышня»

Продолжать формировать умение детей различать несколько видов дымковских кукол: водоноска, няня, барыня. Замечать различия в одежде. Учить видеть выразительность образов: важность барынь; весёлость, статность водоносок; заботливость няни. Закреплять умения детей расписывать силуэт куклы элементами дымковской росписи. Формировать умения выбирать один из вариантов узора для юбки или придумывать свой, проявляя своё творчество. Соблюдать цветовую гамму и ритмичность узора. Воспитывать любовь к народной игрушке.

Фронтальное занятие.

Дымковские барышни, образцы  кукол расписанных дымковскими узорами, силуэты кукол белого цвета на каждого ребёнка, гуашь, кисточки №2,4, тычок, банки с водой, салфетки, клеёнки.

15,

16.

Апрель.

2 занятия.

«Космос по мотивам дымковских узоров».

Дать детям представление о космосе и космических объектах. Формировать у детей умение придумывать узоры для космических объектов по мотивам дымковской росписи, используя элементы: круги, кольца, прямые и волнистые линии, точки, чёрточки. Продолжать совершенствовать технические навыки и умения работы кистью и тычком. Учить создавать совместную композицию из космических объектов Развивать эстетическое восприятие.

Фронтальное занятие.

Предварительная индивидуальная работа по тонировке космического неба чёрной гуашью, поверхность луны и силуэты солнца жёлтым цветом.

Иллюстрации на тему космос, образецы космического неба и космических объектов расписанных дымковскими узорами, силуэты объектов, кисточки №2,4, 6, гуашь, тычок банки с водой, салфетки, клеёнки.

17

Май.

«Рыба-кит»

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Закреплять технические навыки и умения работать кистью и тычком. Развивать чувство цвета и ритма при росписи силуэта рыбы дымковскими узорами. Воспитывать любовь к народной игрушке, поощрять творческую инициативу.

Фронтальное занятие.

Иллюстрация с изображением дымковской рыбы, образцы рыб, силуэты  рыбы на каждого ребёнка, гуашь, кисточки №2,4, тычок, банки с водой, салфетки, клеёнки

18

Май.

«Дымковская ярмарка».

Дать детям возможность проявить своё творчество при выборе  росписи силуэта дымковской игрушки. Развивать инициативу и фантазию, самостоятельно подбирать цвета для росписи, проявлять желание расписывать силуэты игрушек дымковскими узорами. Воспитывать любовь к русской народной игрушки.

Фронтальное занятие.

Выставка изделий промысла. Иллюстрация с изображением дымковских игрушек, силуэты разных игрушек по количеству детей, гуашь, кисточки №2,4, тычок, банки с водой, салфетки, клеёнки.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование работы кружка по мотивам филимоновской росписи старшая  логопедическая группа.

Месяц.

Тема.

Цели и задачи.

Форма проведения.

Дидактический материал, оборудование.

1

Сентябрь.

«Игрушки не простые – глиняные, расписные».

Познакомить детей с одним из видов народного искусства – филимоновской игрушкой, с историей возникновения этого промысла, этапами изготовления игрушки и особенностями её строения.Обратить внимание детей на элементы росписи, колорит, композиции узоров. Воспитывать интерес и любовь к народным промыслам.

Образовательная деятельность по ознакомлению с народной игрушкой.

Филимоновские игрушки  изготовленные руками мастеров, иллюстрации, подбор стихов о филимоновской игрушке.

2

Октябрь.

«Филимоновский заборчик».

Познакомить детей с основными цветами филимоновской росписи (желтым, красным, зелёным) и основным элементом росписи – полоской. Учить детей рисовать узор «заборчик» состоящий из вертикальных полос ритмично располагая их на полосе бумаги, чередуя цвета. Учить детей контролировать положение  руки при ведении кисточки сверху вниз. Развивать эстетическое восприятие и интерес к народному искусству.

Образовательная деятельность по декоративному рисованию.

Изображение домика в деревне в стиле филимоновской росписи, образец работы, ½ полоска альбомного листа затонированного в жёлтый цвет на каждого ребёнка, гуашь зелёна и красная, кисточки№2, банки с водой, салфетки, клеёнки.

3

Октябрь.

«Филимоновские дорожки».

Вспомнить с детьми  основные цвета росписи и основной элемент полоску. Учить рисовать дорожки всем ворсом кисточки, ритмично располагать на полоске бумаги чередуя цвета, контролировать положение руки при ведении кисточки слева на право. Продолжать развивать эстетическое восприятие и интерес к филимоновской игрушке.

Образовательная деятельность по декоративному рисованию.

Изображения силуэтов: домика деревьев, бабушки, автобуса  в филимоновоской росписи, образец «дорожки»,

½ полоска альбомного листа затонированного в жёлтый цвет на каждого ребёнка, гуашь красная и зелёная, банки с водой, кисточки№2, салфетки, клеёнки.

4

Ноябрь.

«Филимоновский коврик».

Вспомнить с детьми основные цвета росписи. Закрепить умение детей рисовать полоски в двух направлениях с лева на право и сверху вниз, объединяя их в один узор. Развивать умение детей чередовать полоски по цвету и ритмично располагать их на бумаге. Воспитывать любовь и интерес к народной игрушке.

Образовательная деятельность по декоративному рисованию.

Образец работы, ½ полоска альбомного листа затонированного в жёлтый цвет на каждого ребёнка, гуашь красная и зелёная, банки с водой, кисточки№2, салфетки, клеёнки.

5

Ноябрь.

«Филимоновский козлик».

Учить расписывать силуэт филимоновского козлика, используя в работе знакомые узоры росписи (заборчик, дорожки), развивать чувство ритма и цвета. Обратить внимание детей на положение руки при ведении вертикальных и горизонтальных полосок, развивать зрительно-двигательные координации. Учить внимательно, слушать педагога и выполнять работу поэтапно. развивать умение видеть красоту собственной работа и товарища.

Образовательная деятельность по декоративному рисованию.

Поэтапное изображение росписи козлика, силуэты козлика с жёлтой тонировкой отдельных его частей на каждого ребёнка, гуашь красная и зелёная, кисточки №2, банки с водой, салфетки, клеёнки.

6

Декабрь.

«Филимоновская ёлочка».

Познакомить детей с новым элементом росписи – «ёлочка». Учить детей правильно держать кисть тремя пальцами  за край железки, рисовать наклонные линии, выходящие из одной точки, ритмично располагать полоски.

Образовательная деятельность по декоративному рисованию.

Иллюстрации с филимоновскими узорами. Образец работы, ½ полоска альбомного листа затонированного в жёлтый цвет на каждого ребёнка, гуашь красная и зелёная, банки с водой, кисточки№2, салфетки, клеёнки.

7

Декабрь.

«Филимоновский петушок».

Учить детей расписывать силуэт петушка, используя в работе знакомые узоры (заборчик, дорожки, ёлочка) состоящие из полосок. Развивать технические навыки и умения владения кистью, учить рисовать всем ворсом кисточки и её кончиком. Учить детей при выполнении этапов работы сопровождать речью свои действия (хоровые и индивидуальные ответы). Развивать художественно-эстетическое восприятие народной игрушки через художественное слово.

Образовательная деятельность по декоративному рисованию. Предварительная индивидуальная работа по тонировке отдельных частей силуэта птицы.

Подарочная коробка с петушком внутри, конверт с письмом от Деда Мороза, поэтапное изображение росписи петушка, силуэты петушка с жёлтой и красной тонировкой отдельных его частей на каждого ребёнка, гуашь красная и зелёная, кисточки №2, банки с водой, салфетки, клеёнки.

8

Январь.

«Филимоновские цветы».

Познакомить детей с традиционным филимоновским узором – «цветок», состоящим из различных элементов росписи (пересекаю-щихся линий, прима-кивание – листики, точки-горошины, ёлочки и т.д.) продолжать развивать технические навыки и умения владения кистью и тычком, закрепить основные цвета росписи, развивать чувство ритма и цвета. Учить, внимательно слушать педагога и выполнять роспись цветов поэтапно.

Образовательная деятельность по декоративному рисованию.

Предварительная индивидуальная работа по тонировке кругов.

Иллюстрации филимоновских игрушек. Образцы филимоновских цветов и поэтапного выполнения их росписи,  ½ полоски альбомного листа с тремя затонированными кругами жёлтого цвета, гуашь красного и зелёного цвета, кисти№2 и №1, тычок, салфетки, клеёнки, банки с водой.

9

Январь.

«Филимоновский котик».

Учить детей расписывать силуэт котика знакомыми  элементами росписи и объединять их в один узор. Продолжать развивать технические навыки рисования тычком, всем ворсом и кончиком кисти, умение выбирать для росписи силуэта котика свой узор, прислушиваться к рекомендациям педагога. Развивать у детей желание расписывать силуэт животного народными узорами. Воспитывать любовь к народной игрушке через малые формы фольклора.

Образовательная деятельность по декоративному рисованию.

Предварительная индивидуальная работа по тонировке отдельных частей силуэта животного.

Игрушка БИ-БА-БО  котика, несколько образцов росписи кота, поэтапное изображение росписи филимоновских цветов силуэты котика с жёлтой тонировкой отдельных  частей на каждого ребёнка, гуашь красная и зелёная, кисточки №2,тычок, банки с водой, салфетки, клеёнки.

10

Февраль

«Филимоновский Олень».

Учить детей расписывать силуэт оленя знакомыми узорами филимоновской росписи состоящими из полос. Продолжать отрабатывать технические навыки рисования кистью, учить самостоятельно подбирать цветовой строй росписи. Развивать интерес к русской народной игрушке через малые формы фольклора.

Образовательная деятельность по декоративному рисованию. Индивидуальная работа  по предварительной  тонировке отдельных частей силуэта животного.

Иллюстрация с изображением филимоновского оленя, образцы росписи оленя, силуэты  оленя с жёлтой тонировкой отдельных частей на каждого ребёнка, гуашь красная и зелёная, кисточки №2, тычок, банки с водой, салфетки, клеёнки.

11

Февраль.

«Филимоновский сундучок»».

Познакомить детей с новым элементом росписи «зубчиком». Обратить внимание детей на положение руки при ведении ломаных линий, развивать  зрительно- двигательную ориентацию. Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании, сидеть свободно не напрягаясь , придерживать левой рукой силуэт оленя. Продолжать развивать эстетическое восприятие народной росписи.

Образовательная деятельность по декоративному рисованию.

Индивидуальная работа по предварительной тонировке  силуэта сундучка.

Иллюстрация с филимоновскими  узорами,  несколько образцов работы, силуэт сундучка  с тонировкой его отдельных частей  на каждого ребёнка, гуашь красная и зелёная, кисточки №2, банки с водой, салфетки, клеёнки.

12

Март.

«Филимоновская корова».

Закреплять навыки и умения детей украшать силуэт животных филимоновскими узорами. Закрепить умение детей рисовать узор «зубчик». Развивать чувство ритма, умение чередовать основные цвета росписи. Воспитывать любовь к народной игрушке, поощрять творческую

инициативу.

Образовательная деятельность по декоративному рисованию.

 Предварительная индивидуальная работа по тонировке отдельных частей силуэта животного.

Иллюстрация с изображением животного, образцы роспис коровы, силуэты  коровы с жёлтой тонировкой отдельных частей на каждого ребёнка, гуашь красная и зелёная, кисточки №2, банки с водой, салфетки, клеёнки.

13

Март.

«Филимоновский зайчик».

Закреплять навыки  и умения украшать силуэт зайчика филимоновскими узорами, познакомить с новым элементом волнистой линией. Продолжать отрабатывать навыки рисования тычком, кончиком кисти и всем ворсом. Развивать творческие способности при выборе узоров для росписи силуэта зайчика.

Образовательная деятельность по декоративному рисованию.

 Предварительная индивидуальная работа по тонировке отдельных частей силуэта животного.

Иллюстрация с изображением филимоновского всадника, образцы росписи зайчика, силуэты  зайчика с жёлтой тонировкой отдельных частей на каждого ребёнка, гуашь красная и зелёная, кисточки №2, тычок, банки с водой, салфетки, клеёнки.

14

Апрель.

«Филимоновская барышня».

Закреплять умение детей расписывать бумажные силуэты филимоновской росписью, используя в работе знакомые элементы и объединять их в узоры. Продолжать совершенствовать технические навыки и умения работы кистью. Развивать эстетическое восприятие.

Образовательная деятельность по декоративному рисованию.

Предварительная индивидуальная работа по тонировке отдельных частей силуэта барышни.

Иллюстрация с изображением фигуры человека, силуэты  барышни с тонировкой отдельных частей на каждого ребёнка, гуашь красная и зелёная, кисточки №2, тычок, банки с водой, салфетки, клеёнки.

15

Апрель.

«Филимоновский всадник».

Закреплять умение детей расписывать силуэт всадника по мотивам филимоновской росписи, выполнять работу поэтапно следуя указаниям педагога. Проявлять своё творчество при украшении орнаментом силуэта  всадника. Формировать эстетические чувства при восприятии народной игрушки.

Образовательная деятельность по декоративному рисованию.

 

Предварительная индивидуальная работа по тонировке отдельных частей силуэта всадника и коня.

Иллюстрация с изображением филимоновского всадника, несколько образцов росписи всадника, силуэты  всадника с тонировкой отдельных частей на каждого ребёнка, гуашь красная и зелёная, кисточки №2, тычок, банки с водой, салфетки, клеёнки.

16

Май.

«Филимоновская ярмарка».

Дать детям возможность проявить своё творчество при выборе  и росписи силуэта филимоновской игрушки. Развивать ини-циативу и фантазию, самостоятельно подби-рать цвета для росписи, проявлять желание рас-писывать силуэты живот-ных и людей филимоновс-кими узорами. Воспи-тывать любовь к русской народной игрушке.

Образовательная деятельность по декоративному рисованию.

Выставка изделий промысла. Иллюстрация с изображением филимоновских игрушек, силуэты разных игрушек на каждого ребёнка (на выбор), гуашь жёлтая, красная и зелёная, кисточки №2, тычок, банки с водой, салфетки, клеёнки.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение - детский сад

№12 «Яблонька» комбинированного вида.

 

Конспект занятия по декоративному рисованию:

«Филимоновские дорожки».

(для детей старшей логопедической группы)

                                                                         

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Егорова А.В.

Октябрь  2012 г.

Цель: создать у детей положительное эмоциональное настроение. Вспомнить с детьми основные цвета филимоновской росписи (красный, жёлтый, зелёный) и знакомый элемент – полоску. Учить детей рисовать горизонтальные полоски-дорожки всем ворсом кисточки, ритмично располагать на полоске бумаги чередуя цвета, контролировать положение руки при ведении ворса кисточки с лева на право. Продолжать развивать эстетическое восприятие и интерес к Филимоновской игрушке.

Материал к занятию: образец работы, ½ альбомного листа предварительно закрашенная в жёлтый цвет, банки с водой, гуашь, кисточка №2 или 1, салфетки, клеёнки.

Ребятки, сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к нашей бабушке Наташе. Кто  помнит, как называется деревня, в которой она живёт? (Деревня Филимоново).  А на чём мы туда доберёмся, ведь деревня далеко?  (Дети  предлагают разные виды транспорта).  Правильно, доехать до деревни Филимоново можно на любом транспорте. А я вам предлагаю отправиться на сказочном автобусе (воспитатель показывает макет автобуса расписанного филимоновской росписью). Но вот несчастье дорогу к деревне Филимоново ещё не проложили, и наш волшебный автобус не может ехать. Что же делать? А давайте мы нарисуем филимоновскую дорогу, но для этого нам надо сесть за свои столы.

Педагог рисует с детьми «Филимоновские дорожки».

- Ребята, скажите, что мы рисовали для бабушки Наташи на прошлом занятии? (Мы рисовали заборчик).

- Какого цвета краски мы использовали? (Красную, зелёную, жёлтую).

- Какой элемент филимовкой росписи мы учились рисовать? (Филимоновскую полоску).

- Ребята, а как мы вели кисточку? (Сверху – вниз, снизу-вверх).

- Сегодня  мы будем рисовать полоски, а вести кисточку будем слева-направо. Посмотрите, как я буду это делать. Сначала кисточку нужно намочить, аккуратно  набрать на весь ворс краску(зелёную или красную), отступить от верхнего левого угла немного вниз, чтоб получилось расстояние для жёлтой полоски, затем прикладываем кисточку всем ворсом к бумаге и прокладываем дорожку из краски. Посмотрите, кончик палочки кисточки смотрит в правую сторону, он отвернулся от вас. Не забывайте следить за ворсом кисточки, тогда у вас получатся ровные дорожки.

- Теперь берём вторую краску и отступаем вниз от первой полоски так, чтобы осталось место для жёлтого цвета, и прокладываем ещё одну дорожку.

Дети прорисовывают филимоновские дорожки, а педагог даёт индивидуальные рекомендации. По мере выполнения работы на доску вывешиваются детские рисунки, приобретая вид дороги.

Педагог. Наша дорога готова и мы смело можем отправиться к бабушке в гости. Уважаемые пассажиры, прошу занять свои места, наш автобус отправляется с остановки «Детский сад». (Дети встают друг за другом и двигаются за воспитателем по кругу).

Мы едем, едем, едем

В далёкие края.

И бабушка Наташа

Нас встретит у крыльца.

Приехали!  Деревня Филимоново. Просьба покинуть автобус.

(Педагог накидывает на плечи платок  и говорит голосом бабушки).

Бабушка: «Мои любимые внучата приехали. Здравствуйте, как  я рада вас видеть даже вкусной кашки наварила, угощайтесь мои хорошие».

Дети рассказывают стихотворение с движениями.

Как у бабушки Наташи

Ели вкусную мы кашу.

Каша вкусная с дымком /2

С хлебом, с маслом, с молоком.

Взяли мы большие ложки

Съели всё до самой крошки!

Вот какая каша!

У бабушки Наташи.

Бабушка: «Ой, порадовали бабушку, всю кашу съели, а дорогу какую замечательную проложили к моей деревне, настоящую филимоновскую. Теперь вы меня ждите в гости, а в дорогу я вам гостинцы припасла (угощает конфетами), знаю вы сладенькое любите.  До свидания ребятушки, ещё увидимся!»

Педагог. Внимание! Внимание!  Наш сказочный автобус отправляется в обратный путь, просьба занять свои места.

Мы едем, едем, едем

Домой спешим друзья.

Весёлые соседи

Хорошие друзья!

Мы ехали, ехали и наконец, вернулись в детский сад, и у нас осталось ещё одно важное дело нужно привести в порядок своё рабочее  место.



Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

ПО ТЕМЕ: ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА.

СЕНТЯБРЬ 2012г.

ТАБЛИЦА №1

Проанализировав методические пособия Т.С. Комаровой «Народное искусство в воспитании детей»; «Изобразительная деятельность в детском саду»; «Детское художественное творчество» и О.А.Соломенниковой «Радость творчества» я подготовила ряд вопросов для выявления уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о филимоновской игрушке и провела индивидуальную работу с детьми.

Ребёнку предлагали рассмотреть две глиняные игрушки: дымковскую и филимоновскую барышни и начинали беседовать: «Посмотри к нам в гости пришли две барышни, полюбуйся какие они красивые и нарядные. Покажи, мне филимоновскую барышню, почему ты решил, что это она? (ребёнок даёт обоснование своего ответа). У каждого человека есть место, где он родился, ты родился в г. Лыткарино, а филимоновская игрушка родилась в деревне, напомни мне, как она называется?.. Посмотри, у вас в группе много разных игрушек, они сделаны из разных материалов, а из чего сделана филимоновская игрушка?.. Посмотри, на филимоновскую барышню она очень нарядная, яркая, похожая на солнышко, а какими цветами она расписана?.. У нашей филимоновской барышни платье украшено разными элементами, как ты думаешь  какой элемент основной?..»

ОЦЕНКА КАЖДОГО ОТВЕТА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО 3-Х БАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ:

Высокий уровень – 2.

Средний уровень  - 1.

Ниже среднего уровень – 0.

Фамилия, имя

ребёнка.

Покажи  (выбери) филимоновскую игрушку?

Как называется

деревня, в которой

делают игрушки?

Из какого материала (из чего) сделана игрушка?

Какими цветами расписана игрушка?

Как называется основной элемент росписи?

(полоска)

Уровень развития ребёнка.

1.

Коваленко Юра.

0

0

0

1

0

1

Н.с.

2.

Кочкаева Полина.

0

0

0

2

0

2

Н.с.

3.

Кулигин Паша.

1

0

0

2

1

4

С.

4.

Сардарова Амина.

0

0

1

2

1

4

С.

5.

Соколов Женя.

0

0

0

1

1

2

Н.с.

6.

Соколова Арина.

0

0

0

2

1

1

Н.с.

7.

Соколова Настя.

1

0

1

2

2

6

С.

8.

Свиридова Настя.

0

0

0

1

0

1

Н.с.

9.

Потапин Антон.

0

0

0

1

1

2

Н.с.

10.

Потапина Кристина.

0

0

0

2

0

2

Н.с.

11.

Рубанова Алиса.

1

0

1

2

1

5

С

12.

Трошова Ксюша.

1

0

0

2

0

  3

Н.с.

13.

Чугунов Артём.

0

0

0

1

0

1

Н.с

14.

Шиитов Артём

0

0

0

1

0

1

Н.с

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ ЗНАНИЙ.

 Уровень ниже среднего 0-3: ребёнок затрудняется ответить на поставленные вопросы или     молчит, не проявляет интереса к народной игрушке, поссивен.

 Средний уровень 4-7: ребёнок  с помощью наводящих вопросов педагога отвечает на поставленный вопрос. Описывая игрушку, называет 1-2 признака, проявляет незначительный   интерес к народной игрушке.

 Высокий уровень 8-10:   ребёнок правильно отвечает на вопросы, описывает изделие подробно, выделяет 2-3 характерных признака. Проявляет живой интерес к народной игрушке.

ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММЫ ПО ТАБЛИЦЕ №1

Уровень развития.

Высокий.

Средний.

Ниже среднего.

Количество детей.

0; 0%

4; 28%

10; 72%

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ  ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ МАЙ 2013г.

Определение вида росписи.

1. Называет игрушку правильно.

2. Называет неправильно.

3. Не называет, молчит.

Описание народной росписи.

1.Описывает достаточно полно.

2. Называет лишь некоторые признаки..

3.Совсем не называет признаков.

Сравнение по сходству и различию.

1.Сравнение полное и последовательное.

2. Указывает сходство и различие по одному признаку.

3.Не проводит действие сравнения.

Выражение своего отношения к произведению народного искусства.

  1. Ярко выраженное эмоционально-положительное отношение.

2. Положительное,    

      но не обосновывает.

  1. Не даёт оценки, безразличное отношение.

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ УЗОРА НА СИЛУЭТЕ ИГРУШКИ.

(соответствие элементов росписи).

  1. Полное соответствие узора.
  1. Частичное несоответствие, есть погрешности в цвете, форме, композиции.
  1. Большое несоответствие. Значительные нарушения характера росписи.

Анализ выполнения узора на силуэте игрушки (уровень творческого решения).

  1. Вносит в соответствии с росписью не менее 3х  новых элементов.
  1. Полностью копирует роспись, вносит небольшие изменения.
  1. Копирует роспись изделия без детализации.

Анализ выполнения узора на силуэте игрушки (уровень завершённости работы).

1.Роспись завершена на обоих рисунках.

2.  Завершенность работы составляет 2/3.

3. Завершённость составляет 1/3.

                       

Анализ выполнения узора на силуэте игрушки (техника исполнения).

Высокая.

Средняя.

Низкая.

ОЦЕНКА РАБОТЫ ОСУЩЕСТВЛЯЛАСЬ ПО 3-х БАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ:

3 - высокий уровень развития;

2 - средний уровень развития;

                                               1 - ниже среднего уровень развития;

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

 

УРОВЕНЬ НИЖЕ СРЕДНЕГО - ТО 1 ДО 8.

Ребёнок не называет вид росписи (молчит). Затрудняется в описании предмета. В сравнении изделия затрудняется. Затрудняется в выражении своего отношения. Узор рисунка не соответствует стилю росписи. Технические навыки средние. Большая часть росписи не завершена 1/3. Копирует роспись изделия без детализации.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ -  ОТ 9 ДО 16.

Ребёнок называет один вид росписи с наводящими вопросами. Описание изделия неполное, называет 1-2 характерных признака. Указывает сходство и различие по одному признаку. Выражает положительное отношение к изделию, но не обосновывает его.  Может вносить небольшие изменения в цвет и элементы узора. При выполнении узора  роспись частично не завершена 2/3. Технические навыки средние.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РОСПИСИ -  ОТ 17 ДО 24.

Называет оба вида росписи. Описывает изделие достаточно полно, выделяя характерные признаки не менее 3х.   При сравнении указывает сходство и различие не менее чем по двум признакам. Даёт обоснованную оценку своего отношения к изделию. Наблюдается ярко выраженное положительное отношение к изделию. При выполнении узора чётко следует стилю росписи, вносит новые элементы. Работа полностью завершена. Техника исполнения высокая.

СПИСОЧНЫЙ СОСТАВ ДЕТЕЙ ГРУППЫ №10.

  1. Короленко Юра.
  1. Кочкаева Полина.
  1. Кулигин Паша.
  1. Сардарова Амина.
  1. Соколов Женя.
  1. Соколова Арина.
  1. Соколова Настя.
  1. Свиридова Настя.
  1. Потапин Антон.
  1. Потапина Кристина.
  1. Рубанова Алиса.
  1. Трошова Ксюша.
  1. Чугунов Артём.
  1.  Шитов  Артём.

ТАБЛИЦА №2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Название.

2

3

3

3

2

2

3

2

2

3

3

3

2

3

Описание.

2

2

3

3

2

2

3

2

2

3

3

3

2

2

Сравнение.

2

2

3

3

2

2

3

2

2

2

3

2

2

3

Оценка.

2

3

3

3

2

2

3

2

2

 2

3

2

2

3

Соответствие

узору.

2

2

2

3

2

2

3

 2

2

3

2

2

2

2

Уровень

творчества.

2

2

2

3

2

2

3

2

2

3

3

2

2

2

Степень завершённости.

3

2

2

3

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

Техника

исполнения.

2

2

2

3

2

2

2

2

2

3

2

3

2

2

Общий балл.

17

20

20

24

16

16

22

16

16

22

21

19

16

19

Уровень.

В.

В.

В.

В.

С.

С.

В.

С.

С.

В.

В.

В.

С.

В.

ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММЫ ПО ТАБЛИЦЕ№2.

Уровень развития.

Высокий.

Средний.

Ниже среднего.

Количество детей.

9; 64%

5; 36%

0; 0%.

ПОСТРОЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ДИАГРАММЫ 2012-2013г

Уровни развития.

Высокий.

Средний.

Ниже среднего.

2012 год.

0%

28%

72%

2013 год.

64%

36%

0%

Вывод: данные сравнительной диагностики показали, что высокий уровень знаний и умений у детей к концу учебного 2012-2013г. возрос от 0% до 64%, средний повысился  с 28%  до  36%, а с ниже средним уровнем детей не выявлено.  

Таким образом, предложенная методика по знакомству с народной игрушкой показала высокую эффективность восприятия детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР  филимоновской игрушки, а статистические методы обработки полученных знаний у детей позволяют нам сделать вывод, что  народная игрушка обладает высоким педагогическим потенциалом, поскольку носит интерактивный (игровой) характер. Так же более обширное знакомство детей старшего дошкольного возраста с ФФНР с филимоновской игрушкой привило к позитивным изменениям в речевом развитии (расширился и обогатился лексический состав языка, появилось умение логично, последовательно и точно излагать свои мысли), повысилась эмоциональная отзывчивость и самостоятельность в повседневной деятельности. У детей появилось желание творить самим, так как у них повысилась самооценка, появилась вера в свои возможности. Обучая детей рисованию элементов росписи, развивая умение составлять из них узор на различных силуэтах, мы тем самым  повысили у них зрительно-двигательную активность, улучшили технические навыки и умения владения кистью и тычком и существенно разработали  мелкую моторику пальцев рук.  



Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

 ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

2013-2014 г.

ПО ТЕМЕ:

«ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА».

СПИСОЧНЫЙ СОСТАВ ГРУППЫ.

  1. Александров Артём
  1. Коваленко Юра
  1. Кулигин Паша.
  1. Мельникова Яна.
  1. Рубанова Алиса.
  1. Потапин Антон.
  1. Потапина Кристина.
  1. Свиридова Настя.
  1. Соколов Женя.

    10. Соколова Арина.

    11.Соколова Настя.

    12.Трошова Ксюша.

    13.Фильянова Ира.

    14.Чугунов Артём.

    15.Шитов Артём.

СЕНТЯБРЬ 2013г.

ТАБЛИЦА №1.

Фамилия, имя

ребёнка.

Покажи  (выбери) дымковс-кую игрушку?

Как называется

деревня, в которой

делают игрушки?

Из какого материала (из чего) сделана игрушка?

Какими цвета-ми распи-сана игруш-ка?

Назови, какими элемен-тами украшна игруш-ка?

Уровень развития ребёнка.

1.

Александров Артём.

0

0

0

2

0

2

Н.с.

2.

Коваленко Юра

0

0

1

2

1

4

С.

3.

Кулигин Паша.

0

0

1

2

2

5

С.

4.

Мельникова Яна

0

0

0

2

0

2

Н.с.

5.

Потапин Антон

0

0

1

2

1

4

С.

6.

Потапина Кристина.

0

0

1

2

1

4

С.

7.

Рубанова Алиса

0

0

1

2

2

5

С.

8.

Свиридова Настя

0

0

1

2

2

4

С.

9.

Соколов Женя

1

0

0

2

1

3

Н.с.

10.

Соколова Арина.

0

0

0

2

1

3

Н.с.

11.

Соколова Настя

0

0

1

2

2

  5

С.

12.

Трошова Ксюша

0

0

1

2

1

4

Н.с.

13

Фильянова Ира

0

0

0

2

1

3

Н.с.

14

Чугунов Артём.

0

0

0

2

1

3

Н.с.

15

Шитов Артём

0

0

1

2

1

4

С.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО 3-Х БАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ:

Высокий уровень – 2.

Средний уровень  - 1.

Ниже среднего уровень – 0.

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ ЗНАНИЙ.

 Уровень ниже среднего 0-3: ребёнок затрудняется ответить на поставленные вопросы или     молчит, не проявляет интереса к народной игрушке, пассивен.

 Средний уровень 4-7:            ребёнок  с помощью наводящих вопросов педагога отвечает на поставленный вопрос. Описывая игрушку, называет 1-2 признака, проявляет незначительный   интерес к народной игрушке.

 Высокий уровень 7- 10:   ребёнок правильно отвечает на вопросы, описывает изделие подробно, выделяет 2-3 характерных признака. Проявляет живой интерес к народной игрушке.

ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММЫ ПО ТАБЛИЦЕ №1

МАЙ 2014г.

Определение вида росписи.

1. Называет игрушку правильно.

2. Называет неправильно.

3. Не называет, молчит.

Описание народной росписи.

1.Описывает достаточно полно.

2. Называет лишь некоторые признаки..

3.Совсем не называет признаков.

Сравнение по сходству и различию.

1.Сравнение полное и последовательное.

2. Указывает сходство и различие по одному признаку.

3.Не проводит действие сравнения.

Выражение своего отношения к произведению народного искусства.

  1. Ярко выраженное эмоционально-положительное отношение.

2. Положительное,

но не обосновывает.

  1. Не даёт оценки, безразличное отношение.

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ УЗОРА НА СИЛУЭТЕ ИГРУШКИ.

(соответствие элементов росписи).

  1. Полное соответствие узора.
  1. Частичное несоответствие, есть погрешности в цвете, форме, композиции.
  1. Большое несоответствие. Значительные нарушения характера росписи.

Анализ выполнения узора на силуэте игрушки (уровень творческого решения).

  1. Вносит в соответствии с росписью не менее 3х  новых элементов.
  1. Полностью копирует роспись, вносит небольшие изменения.
  1. Копирует роспись изделия без детализации.

Анализ выполнения узора на силуэте игрушки (уровень завершённости работы).

1.Роспись завершена на обоих рисунках.

2.  Завершенность работы составляет 2/3.

3. Завершённость составляет 1/3.

Анализ выполнения узора на силуэте игрушки (техника исполнения).

Высокая.

Средняя.

Низкая.

ОЦЕНКА РАБОТЫ ОСУЩЕСТВЛЯЛАСЬ ПО 3-х БАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ:

3 - высокий уровень развития;

2 - средний уровень развития;

1 - ниже среднего уровень развития;

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

УРОВЕНЬ НИЖЕ СРЕДНЕГО - ТО 1 ДО 8.

Ребёнок не называет вид росписи (молчит). Затрудняется в описании предмета. В сравнении изделия затрудняется. Затрудняется в выражении своего отношения. Узор рисунка не соответствует стилю росписи. Технические навыки средние. Большая часть росписи не завершена 1/3. Копирует роспись изделия без детализации.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ -  ОТ 9 ДО 16.

Ребёнок называет один вид росписи с наводящими вопросами. Описание изделия неполное, называет 1-2 характерных признака. Указывает сходство и различие по одному признаку. Выражает положительное отношение к изделию, но не обосновывает его.  Может вносить небольшие изменения в цвет и элементы узора. При выполнении узора  роспись частично не завершена 2/3. Технические навыки средние.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РОСПИСИ -  ОТ 17 ДО 24.

Называет оба вида росписи. Описывает изделие достаточно полно, выделяя характерные признаки не менее 3х.   При сравнении указывает сходство и различие не менее чем по двум признакам. Даёт обоснованную оценку своего отношения к изделию. Наблюдается ярко выраженное положительное отношение к изделию. При выполнении узора чётко следует стилю росписи, вносит новые элементы. Работа полностью завершена. Техника исполнения высокая.

СПИСОЧНЫЙ СОСТАВ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.

  1. Александров Артём
  1. Коваленко Юра
  1. Кулигин Паша.
  1. Мельникова Яна.
  1. Рубанова Алиса.
  1. Потапин Антон.
  1. Потапина Кристина.
  1. Свиридова Настя.
  1. Соколов Женя.
  1. Соколова Арина.
  1. Соколова Настя.
  1. Трошова Ксюша.
  1. Фильянова Ира.
  1. Чугунов Артём.
  1. Шитов Артём.

ТАБЛИЦА №2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Название.

2

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

3

Описание.

2

3

3

2

3

3

2

2

3

2

2

3

1

1

2

Сравнение.

2

3

3

1

3

3

2

3

3

3

3

3

1

2

2

Оценка.

1

3

3

2

3

3

2

3

3

2

3

3

2

2

2

Соответствие

узору.

1

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

1

1

Уровень

творчества.

2

3

3

2

3

3

3

2

3

3

3

3

2

2

2

Степень завершённости.

1

2

3

2

3

2

2

2

3

3

3

2

2

2

2

Техника

исполнения.

1

2

3

2

3

3

3

3

3

3

3

2

2

2

2

Общий балл.

12

22

24

16

24

23

20

21

24

22

23

22

14

14

16

Уровень.

С

В

В

С

В

В

В

В

В

В

В

В

С

С

С

                ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММЫ К ТАБЛИЦЕ №2

Уровень развития.

Высокий.

Средний.

Ниже среднего.

Количество детей.

10

5

0

 

   

ПОСТРОЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ДИАГРАММЫ  

  2013-2014 учебный год.

Уровень развития детей.

Высокий

 уровень.

Средний

 уровень.

Ниже среднего.

 Сентябрь 2013

0%

53%

47%

 Май 2014

73%

27%

              0%

           

ВЫВОД: данные сравнительной диаграммы за прошедший год показали, что высокий уровень знаний и умений детей к концу 2013-2014 учебного года возрос от 0% до 73%, средний понизился от 53% до 27%, а детей с ниже средним уровнем не выявленно. Полученные данные позволяют нам сделать вывод о том, что  разработанный материал усваивается успешно, так как носит систематический и игровой характер.

ПОСТРОЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ДИАГРАММЫ

  за 2012-2013 и 2013-2014уч. года.

Уровень развития детей.

Высокий

 уровень.

Средний

 уровень.

Ниже среднего.

2010-2011

64%

36%

0%

2013-2014

73%

27%

             0%

ВЫВОД: данные сравнительной диаграммы за два прошедших учебных года 2012-2013 и 2013-2014 показали высокий уровень эстетического развития детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Таким образом, предложенная методика по знакомству с народной игрушкой показала высокую эффективность восприятия детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР  народной  игрушки, а статистические методы обработки полученных знаний у детей позволяют нам сделать вывод, что  народная игрушка обладает высоким педагогическим потенциалом.

Так же более обширное знакомство детей старшего дошкольного возраста с ФФНР с народными игрушками привило к позитивным изменениям в речевом развитии (расширился и обогатился лексический состав языка, появилось умение логично, последовательно и точно излагать свои мысли), повысилась эмоциональная отзывчивость и самостоятельность в повседневной деятельности. У детей появилось желание творить самим, так как у них повысилась самооценка, появилась вера в свои возможности. Обучая детей рисованию элементов росписи, развивая умение составлять из них узор на различных силуэтах, мы тем самым  повысили у них зрительно-двигательную активность, улучшили технические навыки и умения владения кистью и тычком и существенно разработали  мелкую моторику пальцев рук.