Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся
Чтобы грамотно выстроить образовательную траекторию в урочной и внеурочной деятельности для таких групп школьников, свою работу начинаю с диагностики способностей учеников, а также диагностики социальной ситуации учащихся, изучения социального паспорта классов, т.е. семьи, домашних условий, определения позитивного социального опыта, педагогического потенциала семей с учетом ценностных ориентаций родителей, их запросов к школе.
В классах, в которых я работаю неоднородный социальный состав:
классы | количество учащихся | из неполных семей | из многодетных семей | находящихся под опекой | с ОВЗ | мать-одиночка |
7-9 | 237 | 50 | 15 | 1 | 2 | 18 |
10-11 | 83 | 22 | 6 | 2 | - | 3 |
• Работа с одаренными детьми.
Формы реализации: урочная, внеурочная (индивидуальные занятия, консультации, объединения дополнительного образования).
Формы и методы, используемые в работе: наблюдение, анкетирование, тестирование с использованием заданий разного уровня сложности, использование технологий уровневой дифференциации, проектных, учебно – инструментальных, компьютерных, информационных технологий, индивидуальная подготовка и участие во Всероссийских олимпиадах школьников, создание проектов и научно – исследовательских работ, участие в конкурсах, конференциях, соревнованиях.
Одаренным детям предлагается индивидуальная программа, включающая творческие задания, домашние и классные эксперименты, создание презентаций. Подготовка к олимпиадам, создание проектов и научно-исследовательских работ осуществляются в течение всего учебного года.
Результаты работы:
1. Увеличение количества победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ и сохранение контингента:
год | муниципальный этап | региональный этап | ||
победители | призеры | победители | призеры | |
2014-2015 | 1 | 10 | - | 4 |
2015-2016 | 1 | 9 | - | 3 |
2. Увеличение количества участников конкурсов, конференций, получивших призовые места.
год | муниципальный уровень | регионалный уровень | ||
2014-2015 | 1 | 1 | - | 1 |
215-2016 | 4 | 5 | 2 | 2 |
• Работа с детьми из неблагополучных семей и детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации.
Формы и методы, используемые в работе: взаимодействие с социальным педагогом и инспектором по охране прав детства, классным руководителем, родителями, психолого – педагогическое сопровождение детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, контроль посещения занятий, внешнего вида, состояния здоровья детей из неблагополучных семей, вовлечение детей из семей данной категории в работу объединений дополнительного образования.
Результаты работы:
1. 100% занятость детей из неблагополучных семей во внеурочной деятельности.
2. Активное участие детей из семей данной категории в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, конференциях.
• Работа с детьми из семей эмигрантов и детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Формы и методы реализации: взаимодействие с социальным педагогом и инспектором по охране прав детства, классным руководителем, опекунами, контроль посещения занятий, внешнего вида, состояния здоровья опекаемых учащихся школы, организация и контроль внеурочной занятости опекаемых детей.
Результаты работы:
1. Благоприятный психологический климат в семьях, активное участие приемных и опекаемых семей в жизни школы (конкурсы, праздники, школьные мероприятия).
• Работа с детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Формы и методы реализации: урочная, внеурочная (объединения дополнительного образования, индивидуальные занятия), применяются технологии уровневой дифференциации, смена видов деятельности, чередование занятий и физкультурных пауз, медицинское сопровождение и консультирование, ведение учащимися «Дневников здоровья». В обучении учащихся с ослабленным здоровьем использую разработки индивидуальных заданий для развития навыков самостоятельной работы с текстом, схемами, таблицами, консультирование учащихся через программу «Skype», рассылку теоретического материала, заданий через личную электронную почту.
Результаты работы: Положительная динамика и стабильный уровень обученности детей с ОВЗ по предмету.
• Работа с детьми с девиантным поведением.
Формы и методы реализации: взаимодействие с социальным педагогом и инспектором по охране прав детства, классным руководителем, опекунами, контроль посещения занятий, внешнего вида, состояния здоровья опекаемых учащихся школы, организация и контроль внеурочной занятости опекаемых детей.
Результаты работы:
1. Снижение численности обучающихся, состоящих на внутришкольном контроле и на учете в комиссии ПДН.
2. Отсутствие конфликтных ситуаций между учащимися в школе и классе.
3. Отсутствие правонарушений несовершеннолетними.
Адресная работа учителя с различными категориями обучающихся способствует созданию благоприятных условий для жизни и воспитания, самоопределению, саморазвитию, нормализации психофизического состояния детей.