Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования различных образовательных технологий

         Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда, являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. «…Важнейшими качествами личности, - говорится в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», - становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».

        Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» имеет перекрестные связи практически со всеми предметами, и он может дать учащимся системное представление о новой ситуации в мире. Он формирует новую культуру безопасности, готовит личность безопасного типа со сложившимся мировоззрением и менталитетом.

Требования времени усиливать патриотическое и гражданское воспитание школьников зачастую воспринимаются педагогами буквально – «Больше мероприятий – хороших и разных». Но формируется ли при этом у ребенка позиция «гражданина», «патриота»?

       К сожалению, современное мировоззрение школьников формируется, в основном, через средства массовой информации. Подростки оказываются незащищенными перед потоком огромного количества информации, поступающей из Интернет-сети, с экранов телевизоров, радио, газет и журналов. Этой информации они не могут противопоставить систему собственных взглядов, ценностей, личностную позицию.

       В ситуациях, требующих самоопределения, личного действия, проявления творческой активности, школьники теряются или действуют по некоему образцу, шаблону.

Использование современных образовательных технологий в обучении и воспитании.

     Системно-деятельностные и мыследеятельностные технологии, применяемые мною, обеспечивают развитие способностей мышления, понимания, коммуникации, развитие личности учащегося.

        Задачная форма организации обучения – одна из форм используемых технологий. Получая учебную задачу (проблему), учащийся анализирует ее мыслительно, обязательно вырабатывает свою собственную точку зрения по проблеме или способ решения задачи, понимает чужую позицию, фиксирует, на каком уровне происходит понимание чужой позиции. Появление своей точки зрения по отношению к ситуации, превращение ее в позицию и представляет собой процесс самоопределения.

        Задачная форма организации обучения основывается на групповой работе учащихся, в которой сталкиваются между собой их суждения по проблемному вопросу. В процессе решения задачи (проблемы) учащиеся осваивают своеобразную и сложную технику: видеть один и тот же предмет одновременно с разных позиций. Без способности понимания друг друга в процессе живой коммуникации здесь не обойтись. На таких занятиях педагог выступает организатором коммуникации, что требует от педагога большего акцента на собственное понимание. Учитель ставит исходное задание перед учениками и обсуждает лишь конечный результат групповой работы детей. Учитель работает со множеством версий учащихся, показывая им принципиальные различия между ними. Эта работа существенно меняет профессионализм учителя. Но и при подготовке таких занятий от учителя требуется другой уровень профессионализма – сочетание функций методиста, дидакта, антрополога.

         Педагогу, прежде чем сценировать занятие, необходимо: осуществить выбор проблемной ситуации, которая была бы принята учеником, обнаружена и зафиксирована им как свое личное затруднение или затруднение, преодоление которого для него значимо, придание этического и эстетического смысла проблемной ситуации; продумать формы ухода от коммунального и выход в ценностно-смысловое целеполагание; продумать опосредованное предъявление культурных способов и средств возможных выходов из проблемной ситуации, подобрать задания для организации рефлексии, диагностических заданий.

       Именно такие ситуации учения-обучения создаются мною на занятиях. Деятельностные технологии позволяют сформировать у учащихся способы самоопределения или решения задач. Только в результате собственной работы над проблемной ситуацией – присвоение знаний, являющихся итогом мышления, занятие собственной позиции по отношению к ситуации – возникает самоопределение, формируется мировоззрение.

            

      Мною разработана серия уроков ОБЖ с использованием деятельностных технологий: 7-9 классы - «Пожары», «Землетрясения», «Вулканы», «Цунами», «Ситуации криминогенного характера», 10-11 классы - «Служба по призыву», «Военная присяга – клятва воина на верность Отечеству», «Альтернативная гражданская служба», «Проблемы соблюдения норм международного гуманитарного права», «Гражданский брак: за и против».

Использование здоровьесберегающих технологий.

       В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в рамках образовательного процесса является особо актуальным, так как они являются важнейшим фактором сохранения и укрепления здоровья учащихся.

      Для поддержания психического и физического здоровья учащихся применяю следующие компоненты: создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; использование проблемных творческих заданий, создание на уроке ситуаций успеха; стимулирование обучающихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; применение заданий, позволяющих обучающемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); рефлексия, обсуждение того, что получилось, а что – нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

        С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках провожу физкультминутки, обеспечиваю двигательную активность обучающихся за счет проведения практических занятий по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП, эвакуации при пожаре, подаче сигналов бедствия (жестами), по использованию спасательного круга и спасательного линя при спасении утопающего и т.д..

             

Использование информационно–коммуникационных образовательных технологий

        Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования при введении ФГОС. Применение компьютерных технологий в преподавании курса ОБЖ в общеобразовательной школе позволяет видоизменить весь процесс обучения.

           Использование средств ИКТ в урочной и внеурочной деятельности позволяет:

• активизировать познавательную деятельность обучающихся;

• проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

• обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

• повысить объем выполняемой работы на занятии в 1,5-2 раза;

• усовершенствовать контроль качества образования;

• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятия.

           На уроках по ОБЖ и во внеурочное время использую электронные учебники, справочники и энциклопедии по ОБЖ, обучающие и контролирующие программы.

Например:

• Контрольно-обучающая программа «Кроссворд».

• Викторина по курсу ОБЖ «Знай и умей», ООО «Поиск – НТЦ ХХI», Москва, 2007.

• Мультимедийный образовательный комплекс по профилактике дорожно-транспортного травматизма для учащихся 5-9 классов, ФЦНСО, 2008.

• Действия при угрозе и возникновении пожаров. - М.: МЧС России, 2005 (М.: ООО "Кирилл и Мефодий", 2005).

• ОБЖ. Электронное пособие для 9-11 классов, ЦИЭКС, 2005.

• ОБЖ. Электронное пособие для 5-7 классов. Москва, 2006.

• ОБЖ: Библиотека электронных наглядных пособий. 5-11класс. - М.: Кирилл и Мефодий: Министерство образования РФ, 2003

• Учебно-методический комплект для 5-9 классов «Безопасность на дорогах», Москва, Учприбор, 2009.

        Учащиеся используют ИКТ для выполнения мини-проектов, домашней работы.

         Мини-проекты представляют собой презентации, макеты, сборники стихотворений, памятки, рисунки, тематические тесты и т.д.

      Примеры таких работ: макет «Форсирование десантом реки Свирь в августе 1944 г.», фотоальбомы «Зеленоград – живой памятник победы», «Мы рисуем улицу», сборник медиапроектов «Дни воинской славы России» и т.д.

      Используя в своей работе рабочие тетради, тематические тесты из УМК, возникает необходимость переработки или доработки готовых заданий в зависимости от уровня подготовки учащихся. При составлении тестов и контрольных работ, используя средства ИКТ, можно многократно разнообразить виды заданий и вариантов.

         

Внедрение дистанционного обучения в процесс преподавания учебных предметов.

      Современные условия информационного общества, развитие телекоммуникаций, процессы перестройки, происходящие в России, требуют иных подходов, методов и технологий, и особенно в такой важной сфере, как образование.

    В основе дистанционного обучения заложены педагогические технологии разнотемпового обучения, самостоятельность в самообразовании школьников по различным образовательным областям, сочетание различных форм и методов взаимодействия учителя и ученика.

     Как показывает практика, использование для обучения специальной оболочки повышает мотивацию детей к учению, наглядно демонстрирует им широкие возможности информационных технологий.

     Мною были разработаны обучающие пространства в Интернете: «ОБЖ – 9», «ОБЖ -10-11», «ОБЖ. Подготовка к олимпиадам». К сожалению система learning в 2015 году перестала работать. Адрес http://learning – недоступен. В настоящее время создаю сайт с системой дистанционного обучения Moodle.

     В обучении учащихся с ослабленным здоровьем использую разработки индивидуальных заданий для развития навыков самостоятельной работы с текстом, схемами, таблицами, консультирование учащихся через программу «Skype», рассылку теоретического материала, заданий через личную электронную почту.

    Наша школа стала победителем второго этапа проекта «Школа новых технологий». Образовательное учреждение получило возможность реализовывать инновационные ИТ-проекты в сфере образования, принимать участие в обширной партнерской программе «ШНТ».

       Мои ученики являются победителями и призерами конкурсов и научно-практических конференций мультимедийных проектов.