Выступление на педагогическом совете

Михайловская Светлана Александровна

Домашние задания в рамках реализации ФГОС

 

Поскольку домашние задания – являются неотъемлемой частью учебного процесса на каждой ступени обучения, эта информация буде полезна и воспитателям и учителям – мамам. Необходимо помнить, что каждый этап учебной деятельности решает какую-либо задачу. В рамках реализации ФГОС этот вид деятельности школьника предусматривает достижение не только предметных результатов, но и личностных. При продумывании домашнего задания учитель ставит определенную цель и задачи перед детьми. Домашнее задание не должно вызывать у детей отрицательных эмоций. Цель домашнего задания – закрепление знаний, полученных на уроке и формирование интереса  к учебному предмету. Оно должно быть доступным для ребёнка.               

Для этого на каждом уроке я выделяю время на разъяснение домашнего задания

1. Задание выписывается на доску.

2. Открывается страница учебника, на которой учащиеся находят нужное задание.

3. Прочитывается вслух текст упражнения (мной или детьми).

4.Разъясняю  как надо выполнить задание, выясняю затруднения.  

Каждый УМК предполагает свою структуру и предписывает выполнение домашнего задания. Но не всегда выполнение этого домашнего задания считается необходимым и рациональным, тем более, работая в данном учебном заведении с обучающимися, у которых ограниченные возможности здоровья. Еще нужно учитывать и тот факт, что обучение в нашей школе пролонгировано на 1 год, а значит календарно-тематическое планирование и входящее в него домашнее задание определяется учителем-предметником.

Каждое домашнее задание решают свою цель, а именно не только воспитание всесторонне развитой интеллектуальной личности, но и подготовка к выпускному экзамену.

В английском языке сдача выпускного экзамена предполагает решение 4 видов речевой деятельности, Чтение, говорение, аудирование и письмо.

  1. Аудирование – самый сложный вид РД, который отрабатывается на уроке с учителем.
  2. Чтение  - это и чтение с переводом, и чтение на оценку.
  3. Письмо – все виды письменных работ.
  4. Говорение – составление диалогов, монологов и пересказы.

А вот выученные наизусть слова бесценны, но, к сожалению, большинство из них остаются в пассивном словаре наших учеников.

Виды домашних заданий и алгоритм работы с ними

 Чтение и перевод:

Главная задача учащихся почитать и перевести текст.

Первое – это нужно вспомнить правила чтения;

Текст необходимо прочитать вслух не менее 2-х раз, если есть возможность текст прослушать. Перевод лучше всего осуществлять с применением бумажных словарей, а не телефонов, это дольше, но эффективнее.

Проговорить перевод текста вслух.

Важно, ребенок записывает перевод и читает его, не отрываясь, а значит, делает это механически, а должен сам вспоминать!

Рекомендации: выписать все незнакомые слова и найти их значение в словаре, выучить их, это в идеале, но время, поэтому ребенок самостоятельно решает эту задачу.

 

 Ответы на вопросы по прочитанному тексту:

Нужно внимательно прочитать текст и перевести его.

Прочитать предлагаемые вопросы к тексту.

По ключевым словам найти соответствующие предложения в тексте.

Ответить на вопросы, помня о том, что чаще всего часть ответа уже содержится в вопросе; если нужно, записать ответы в тетрадь.

 Пересказ текста:

Сложный, но необходимый вид самостоятельной деятельности. Время показывает, что это не так и страшно, так например учащиеся 9-х классов выполняют данное домашнее задание достаточно хорошо. Первый опыт был просто заучивание, сейчас мы совершенствуем эти навыки и уже научились составлять план и выбирать нужную информацию.

Нужно прочитать текст, разделить на логические части, составить план пересказа.

По каждому пункту плана выписать ключевые слова и написать с ними предложения. А затем заучить предложения и проговорить пересказ вслух с опорой на ключевые слова и без.

Чтение на оценку

Дети всегда воспринимают эту домашнюю работу не серьезно, так как считают это легким (что там, прочитать, и все). Но не надо сравнивать чтение первичное на уроке, чтение с переводом и чтение на оценку.

Когда мы на уроке рассматриваем подробно текст. Отрабатываем сложные слова и словосочетания. Дети слышат образцовое чтение либо на аудионосителе, либо я читаю сама. Чтение на оценку должно быть не только грамотным, но и выразительным. Данный вид домашнего задания подразумевает опрос всех учащихся.

Текст нужно прочитать вслух не менее 5 раз.

Письменные работы

Как правило, задается после изучения нового грамматического материала или его повторения. Детям следует воспользоваться правилом, памятной в учебнике или в тетради. На уроке мы обговариваем, что и как выполнять, в целях экономии времени практически всегда дети пишут не весь текст, а только ту информацию, которую необходимо вставить.

Письменные лексические упражнения:

Предполагают повторение пройденных лексических единиц, значит нужно  повторить лексику по теме, которая расположена в этом же юните, разделе. Затем внимательно прочитать предложения с пропущенными словами, перевести их.

Вставить пропущенные слова, при необходимости опираясь на текст и

переписать в тетрадь.

 Сочинение, письмо

Полностью все прорабатываем с детьми, часто вместе составляем план и алгоритм работы. Детям нужно составить предложения в соответствии с планом, употребляя необходимые вводные фразы, которые я им даю сама, им нужно оформить в соответствии со структурой написания сочинения, письма. Структуру они знают или она есть в учебнике в качестве образца. Объем задания всем разный, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 Словарный диктант:

Словарный диктант даю только в том случае, если мы слова отработали на уроке. По возможности учить слова даю на выходных. Запрещаю детям разделять понятия учить слова (А как письменно или устно?), дети должны уметь писать и произносить их. Исключением служат фразы и выражения, их, как правило, я спрашиваю устно. Опрос провожу с русского на английский. 5б класс работает со словами в 2 этапа, сначала с английского на русский, а уж потом наоборот.

Что нужно детям, во-первых, внимательно прочитать слова;

Написать слова на иностранном языке с опорой на русские и наоборот т такую же работу провести устно;

Самостоятельно проверить правильность написания и слова, в которых были допущены ошибки, написать ещё раз.

Все слова нужно выписать в словарь, так работает первичное запоминание, так как работают различные виды памяти. (в идеале прописывать новые для изучения слова по 2 строчки в черновике каждое… доказано!!!).

Хочется отметить и творческие задания – проекты. В конце каждого раздела в  УМК Кузовлева дается детям проект, один из 3 на выбор. Данное задание даю детям на выходные для самостоятельной работы. В каждом учебнике есть памятка по выполнению данной работы.

Выучить наизусть встречается реже, но я сама ввела некоторые подобные задания, в целью развития памяти учащихся и расширения активного словаря. Каждый день один ребенок из класса готовит рапорт к уроку. Дата, день недели и погода, элементарное развитие навыков говорение, но к этому добавлено небольшое стихотворение, конечно же его объем отличается, в зависимости от возраста и способностей класса. За это учащийся получает отметку, а значит он мотивирован. По мере того, как все учащиеся в классе сдали рапорт, мы меняем стихотворение.

Наверное вы все слышали о грядущих переменах об обязательных экзаменах. В связи с этим я сознательно ввела детям, начиная с 7 класса (растяжка) новый вид задания. Выучить договорки. Ценность данного задания заключается в том, что учащиеся в игровой форме запоминаю 3 формы глагола. Сдают мне данное задание в виде зачета, у детей есть четверть, и в течении этого времени они должны выучить и мне рассказать, поэтому они такой работы не бояться, и отнеслись к ней с пониманием. Нет жестких рамок сдачи, а тем кому сложно, я разрешаю делить и рассказывать частями. Бывает, что мы еще и сами дорабатываем их иногда (например, 8б buy/ bought/ bought купил бутерброд, а мы с 8б классом выучили, buy/ bought/ bought Арина и Наташа полиглот).

Вообще часто приходится искать ассоциации с русскими слова, так например ученики 5б, 6а, 8б сложно запоминают слова, поэтому им объем выученных слов я уменьшаю.

Главное, чтобы дети не забыв али о самоконтроле! Самоконтроль нужно проводить не только после окончания работы, но и непосредственно в самом ее ходе, чтобы не только сразу обнаружить ошибку, но и установить ее причину. Проверять свои знания и способы действий требуется и спустя некоторое время, чтобы выяснить прочность усвоения учебного материала.

И все же я считаю, что иностранный язык должен закрепляться и отрабатываться еще и дома. Хотя многие современные родители на этот счет имеют свою собственную точку зрения, они считают, что все это должна делать школа. Хотя есть и сознательные, ответственные, но проблема… они учили немецкий!!!