Квалификационная работа

Михайловская Светлана Александровна

Квалификационная работа

«Использование технологии сотрудничества как средство реализации проектной деятельности»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc288.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение "Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся" г.Троицка

Квалификационная работа

«Использование технологии сотрудничества как средство реализации проектной деятельности»

Михайловская Светлана Александровна

учитель английского языка

Троицк,  2019-2020

Содержание

Введение

1. Сущность педагогической технологии сотрудничества..................................4

2. Приемы технологии развития критического мышления.................................6

3. Проектная деятельность……………….………………………...……........…10

Заключение………………………………………………………………… ……14

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

           В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность находилась в центре внимания педагогов-исследователей, то есть процесс познания, а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении. Важность такого подхода к образованию, очень точно выразил видный американский бизнесмен Джон Гриллос: «Меня мало беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и эти знания устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, чтобы приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь».

          Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям являются:

- обучение в сотрудничестве;

- метод проектов;

- разноуровневое обучение.

           Т.к. обучение в ГКОУ «ОШИ для слепых и слабовидящих обучающихся» г.Троицка  осуществляется посредством УМК Кузовлев, метод проектов играет важную роль в образовательном процессе. После каждого юнита (раздела)  детям предлагается работа с проектами.

С учетом выявленных противоречий и проблем был сделан выбор темы исследования: «Использование технологии сотрудничества как средство реализации проектной деятельности».

Объект исследования: учащиеся ГКОУ «ОШИ для слепых и слабовидящих обучающихся» г.Троицка

Предмет исследования: сформированность у учащихся умения работать в сотрудничестве.

          Цель исследования: обеспечение положительной динамики формирования и развития навыков самостоятельной деятельности обучающихся посредством сотрудничества малыми группами при работе с проектами. 

          Гипотеза исследования: при использовании на уроках технологии сотрудничества, происходит активное вовлечение детей в проектную деятельность.

Цель, предмет и гипотеза исследования определяют постановку следующих задач:

1.  Создание условий для активной совместной деятельности учащихся  в разных учебных ситуациях и стимулирование учащихся к проектной работе  и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала

2. Развитие основ самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам  совместной деятельности;

3. Использование способов и приемов, направленных на становление активной позиции школьника.

Сущность педагогической технологии сотрудничества.

        Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

        Переходя далее к рассмотрению собственно технологии обучения в сотрудничестве, уместно определиться с понятием технология. Это совокупность приемов, действий учащихся, выполняемых в определенной последовательности, позволяющий реализовать тот или иной метод обучения.

        Вариантов этой технологии очень много, но во всех вариантах это организация групповой работы. Особое внимание во всех вариантах уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над проблемой, подлежащей изучению.

        Таким образом, задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.

        Я думаю, что у многих возник вопрос: «Групповая работа? Что же здесь нового? Я много раз в своей практике использовала такой вид деятельности». Не спешите с выводами. Давайте лучше тщательно разберемся, так ли мы организовали групповую работу учащихся.

В чем отличие?

             Организацию группового общения я начинаю с формирования речевых групп с учётом психологической совместимости детей. Оптимальный состав группы – четыpе-пять человек. При этом в каждой группе есть сильный, средний и слабый ученики, обязательно девочки и мальчики. Если группа на протяжении нескольких уроков работает слаженно, то она работает в этом составе постоянно.

             Практика показала, что наиболее удачными оказываются группы, где их члены дополняют друг друга: один работоспособен, но не эмоционален; другой обладает личным опытом, но слабо успевает; третий мало знает, но интересуется данным вопросом. В процессе работы возникает чувство сотрудничества, взаимной поддержки.

            Обычно оцениваю работу не одного ученика, а всей группы. На таких уроках я оцениваю не столько знания, сколько старания и усилия учеников. Очень часто на промежуточном этапе работы результаты труда каждого члена группы оценивает лидер группы.

            Как правило, я сама выбираю учащегося из каждой группы, который должен отчитаться за выполненную работу.

            Очень прекрасно эта работа подходит при создании проекта, поэтому метод проектов будет в данном случае актуален.

           2017-2018 уч.год внедрение технологии сотрудничества посредством метода проектов.

           2018-2019 уч.год совершенстование технологии сотрудничества посредством использования   технологии развития критического мышления.

Приемы технологии развития критического мышления

         Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению. Это полностью соответствует требованиям ФГОС.

         Существуем ряд приемов, которые легко внести в ход урока с применением технологии сотрудничества.
1. «Инвентаризация» - составление списка известной информации
Учащиеся записывают (обычно на стадии вызова индивидуально или после  обсуждения в парах) известную им информацию по теме. В дальнейшем соотносят новую информацию с уже имеющейся и дополняют ее.
2. «Верите ли вы…?» - верные и неверные утверждения
На стадии вызова учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). 

На стадии осмысления и рефлексии, работая с новой информацией, они проверяют правильность первоначального выбора.

3. Ключевые слова
Учитель  произносит ключевые слова – учащиеся определяют по ним тему урока (или задание, или предполагаемое содержание текста  и т.д.) 
4. «Тонкие» и «толстые» вопросы

Толстые вопросы: Объясните, почему...?    Почему Вы думаете ...?    В чем различие ...?     Предположите, что будет,    если... ?

Тонкие вопросы: Кто ?    Что ?     Когда ?    Где? Согласны ли Вы ...?Верно ли ...?

5.   Таблица ЗХУ  «Знаю – хочу узнать - узнал».

6. Прием « ИНСЕРТ» - маркировка  текста значками по мере его чтения
I – interactive    -  интерактивная

N – noting         -  размечающая

S – system         -  система

E – effective      -  для эффективного

R - reading and  - чтения и      
T - thinking        - размышления
 Содержание приема:
1. Чтение текста с маркировкой:

" V " - уже знал     " + " - новое     " - " - думаю иначе, не согласен     " ? " - не понял, есть вопросы  

7. Зигзаг - групповая работа с текстом
Изучение и систематизация большого по объему материала, для этого текст разбивается на смысловые отрывки для  взаимообучения.  Количество отрывков должно совпадать с количеством  членов в группе.  Каждый учащийся работает со своим текстом,  по окончанию работы ученики переходят в другие группы-группы экспертов. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались   специалисты по одной теме.  Эксперты составляют общую презентационную схему рассказа по теме.  Затем ученики пересаживаются в первоначальные группы, где оказываются специалисты по всем смысловым отрывкам. Каждый из них знакомит со своим текстом других членов групп

8.  Эффективная лекция  
Стадия вызова: учащиеся, обсудив  в парах, заполняют 1 графу таблицы «Бортовой журнал» – «Что мы знаем по данной теме».
Стадия осмысления (поэтапное прослушивание лекции): на каждом этапе учащиеся индивидуально отмечают в 1 графе таблицы  знаками + и – верность предположений и конспективно заполняют 2-ю графу «новая информация»

Стадия рефлексии: учащиеся в парах сопоставляют 1 и 2 графы, обсуждают результаты работы.
Итоговая рефлексия: коллективное обсуждение результатов работы

9. Кластер ( «грозди») –графический прием систематизации материала             Выделение смысловых единиц тестов и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди

10. Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний

11. Р А Ф Т - Идея в том, что пишущий или рассказывающий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица.  Для робких, неуверенных в себе учащихся это снимает страх перед самостоятельным высказыванием

Р  роль, от чьего лица составляется текст
А- аудитория кому адресован текст
Ф - форма
Т - тема

Практическая часть

1 этап

         Данные мониторинга предоставлены в период с 2017-2018 уч.год.

         В качестве опытно-экспериментальной базы исследования  принимали участие учащиеся 6б класса. Объектом мониторинга выступает метод проектов .

    Цель: выявить заинтересованность и мотивацию детей на создание групповых и своих индивидуальных проектов.

    Срезы мониторинга за 5 класс проводились в начале учебного года, а также по итогам первого и второго полугодия.

    Результаты мониторинга я брала в соответствии с технологической картой, которую использую во время уроков с применением технологии сотрудничества. Технологическая карта «Уровень сформированности у учащихся  5Б класса навыков самостоятельной деятельности при работе малыми группами» (См. приложение таблица 1). Технологическая карта составлена по критериям, которые на мой взгляд являются основными при работе с данной технологией.

          Т.к. речь идет о технологии сотрудничества посредством метода проектов в основу легли следующие критерии:

1. Умение работать в группе

2. Разрешение конфликтов

3. Умение выражать мысли

4. Речь учащихся

5. Умение выступать перед публикой

(См. приложение диаграмма №1 "Мониторинг достижения результатов за 2017-2018 учебный год")

           Все данные представлены в диаграмме в процентах. По итогам мониторинга к концу учебного года учащиеся добились положительных результатов.

           Поскольку технология сотрудничества была заявлена посредством проектной методики, уместно будет показать мониторинг участия детей в проектах. Детям предлагались проекты индивидуальные и групповые.

(См. приложение диаграмма № 2 "Мониторинг достижения результатов учащихся при работе с проектами  за 2017-2018 учебный год"). В данном случае, проводя мониторинг, мы указали конкретное количество детей вовлеченных в проектную деятельность. Данные также можно увидеть и сравнить в диаграмме.

       В ходе мониторинга по итогам года мы сделали промежуточные выводы о том, что дети стали более свободно принимать участие в проектной деятельности, выбирая для себя подходящую форму работы: индивидуальную или групповую.

     

       

 

Практическая часть

2 этап

         Как показал опыт 2017-2018 уч.года, учащиеся работая в коллективе добились положительной динамики. Принцип распределения рабочих групп нацелен на помощь со стороны сильных детей, детей с более низким уровнем подготовки. Поскольку стандарты нового поколения диктуют свои правила, возникла мысль сочетать технологию сотрудничества с элементами (приемами) технологии развития критического мышления.

Данные мониторинга предоставлены в период с 2018-2019уч.год.

        В качестве опытно-экспериментальной базы исследования  принимали участие учащиеся 6б класса.

    Объект и цель исследования не изменились. Мы продолжаем работать по той же технологической карте. (См. приложение таблица 1).

    На данном этапе дети уже научились работать совместно в сотрудничестве, поэтому результаты мониторинга по итогам на начало учебного года можно увидеть в диаграмме. (См. приложение диаграмма № 3 "Мониторинг достижения результатов учащихся при работе в малых группах  за 2018-2019 учебный год"). Как и в первой части нашего исследования данные о качестве указаны в процентах. Дети показали хорошие результаты, некоторые результаты на начало года понизили показатели, это связано с отсутствием учебных занятий в летний период.

     На этой же диаграмме можно увидеть и результаты мониторинга по итогам первого полугодия. Эти результаты отражают использование на уроках приемов технологии РКМ.

     По промежуточному результату видно, что данная работа был проведена не зря и есть положительная динамика,  заметен рост нескольких показателей.

          Проведя мониторинг   и по работе с проектами, также можно заметить положительные результаты. Дети с удовольствием участвуют в проектной деятельности.

(См. приложение диаграмма № 4 "Мониторинг достижения результатов учащихся при работе с проектами  за 2018-2019 учебный год").  Как и в диаграмме за прошлый учебный год мы брали конкретное количество учащихся, которые работают с методом проектов.

Заключение

         В ходе мониторинга мы сделали однозначные выводы о пользе использования технологии сотрудничества на уроках английского языка. Поскольку дети попадают в другую иноязычную среду, они с удовольствием работают в группе, где они могут найти помощь и поддержку со стороны одноклассников. В данном случае учащиеся сами находят пути решения проблем и ставят перед собой задачи, а также  выполняют различные алгоритмы  для достижения цели. Учитель является лишь проводником и только ведет их к этой цели. Работа с проектами - работа творческая, и дети самостоятельно решились на коллективные проекты.

 Особенно привлекательным для учеников является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом ученики учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве это и есть наша основная цель, это значит, что идет неразрывный процесс.

Метод проектов является составной частью обучения английскому языку школьников  по стандартам нового поколения. Одной из главных задач обучения иностранным языкам является решение такой важной проблемы, как формирование и развитие навыков  самостоятельной работы учащихся, умение логично мыслить и оперативно принимать решения. В этом нам помогли приемы ТРКМ, так как "Критическое мышление - сложный процесс творческого интегрирования идей и возможностей, переосмысления и перестройки концепций и информации. Это активный и интерактивный процесс познания, происходящий одновременно на нескольких уровнях". Именно поэтому по итогам вовлеченности детей в проектную работы, мы увидели 100% занятость, это говорит о том, что дети стали смелее относиться к индивидуальным проектам, где они работают самостоятельно, с учетом особенностей развития и мышления каждого ученика в отдельности.

Приложение

таблица 1

Технологическая карта «Уровень сформированности у учащихся  5 класса

навыков самостоятельной деятельности при работе малыми группами»

2017 – 2018уч.г.

Ф.И. учащегося

Умение работать в группе

Умение разрешать конфликты

Умение выражать свои мысли

Речь

 уч-ся

Сформированность ВРД

Умение выступать перед публикой

ЧТ

А

Г

П

  1. Аверьянов Вадим

-

-

-

2

3

3

3

3

-

  1. Андриянец Артем  

-

-

-

4

4

3

4

3

-

  1. Андрющенко Георгий

+

-

+

4

4

5

5

4

+

  1. Будилова Валентина

+

-

-

3

4

3

3

4

-

  1. Величков Владислав

+

+

+

4

5

5

4

5

+

  1. Гормонова Ксения

+

+

+

4

4

3

4

4

-

  1. Гребенщикова Анна

-

-

-

4

4

4

4

3

-

  1. Загреба Ольга

-

-

-

4

3

4

4

4

-

  1. Литвинов Игорь

-

-

-

3

3

2

3

3

-

  1. Луцкович Владимир

+

+

+

4

4

3

4

4

-

  1. Лямин Алексей

+

-

-

3

3

3

3

3

-

  1. Мантурова Любовь

+

-

-

4

3

3

4

4

-

  1. Мешкова Александра

-

-

-

3

3

4

4

3

-

  1. Половников Владислав

-

-

-

3

2

3

3

2

-

  1. Сиромля Анна

-

-

-

4

5

4

4

5

+

     

 

диаграмма 1

Мониторинг достижения результатов при работе в малых группах

за 2017-2018 учебный год

диаграмма 2

                Мониторинг достижения результатов учащихся при работе с проектами

 за 2017-2018 учебный год

диаграмма 3

Мониторинг достижения результатов при работе в малых группах

за 2018-2019 учебный год

диаграмма 4

                Мониторинг достижения результатов учащихся при работе с проектами

 за 2018-2019 учебный год