Это интересно

Пронина Любовь Ивановна

Знакомые незнакомцы. Расширение кругозора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бриллиа́нтовый зелёный

Знакомая девочка недавно заболела ветрянкой и ее намазали зеленкой. Я ее немного подразнил, назвав царевной-лягушкой. Каждому хотя бы раз мазали этим средством рану на коленке или ссадину на руке. И все знают – зеленку так просто не смоешь. Вот и ходим раскрашенные в зеленый цвет несколько дней, но так ходят только в России. Больше нигде в мире «бриллиантовый зеленый» не применяют.

А ведь бриллиа́нтовый зелёный (тетраэтил-4,4-диаминотрифенилметана оксалат) средство номер один для всех россиян. Именно зеленкой замазывают пуповину при рождении ребенка, чтобы не попала инфекция.

Вообще история санитарных средств интересная.

Хлорка

В середине ХIХ века в Европе каждая десятая роженица умирала от родильной горячки.  Врачи после работы с мертвым телом просто вытирали салфетками руки, переходя к роженицам. Молодой врач-акушер венской больницы Игнац Земмельвейс предположил, что через руки врача роженицы заражаются "трупным ядом". И предложил держать руки в растворе хлорной извести. Смертность сократилась в 7 раз.

Идею Игнаца другие врачи встретили с недоверием и издевками. Один насмешник решил проверить на практике обработку рук хлоркой… и покончил самоубийством. Смертность среди его больных уменьшилась в разы. Не выдержал унижения.

Ирония судьбы. Сам Игнац умер от инфекции, от которой умирали пациентки до его предложения.

Антисептики

нглийский химик Вильям Перкин в попытках создания лекарства от малярии синтезировал из каменноугольной смолы вещество радикально-лилового цвета, которое позже назвали мовеином. Цвет оказался настолько стойким, что его было невозможно отстирать. Так появился первый искусственный краситель для строительных работ. Из фармаколога Вильям переквалифицировался в химика по производству красок. Стал состоятельным человеком и даже получил титул сэра.

Но краситель Вильяма все же нашел применение в медицине. Врачи стали использовать его для окрашивания растворов, чтобы лучше рассматривать их под микроскопом. В микроскоп и увидели, что краситель убивает микробы. Так появись первые антисептики: карболка, сулема, ляпис, фенол, бриллиантовый зеленый, раствор йода.

Свое название зеленка получила благодаря неточному переводу. Переводя с латыни viridis nitentis, то есть "зеленый блестящий", неизвестный химик использовал слово brillant, по-французски "блестящий". Ну а дальше и остальные стали переводить как «Бриллиантовый зеленый». Так что нет бриллиантов в зеленке.

За рубежом бриллиантовый зеленый сегодня не производят.  Для того чтобы производить этот антисептик нужно провести дорогостоящие исследования, подтверждающие эффективность препарата. А поскольку средство старое, на него не действует патентная защита. Выгоднее создать новое средство под своим брендом.

В России же зеленка прижилась. Научных доказательств эффективность зеленки нет, но есть многолетний опыт врачей, которые считают антисептик эффективным и безопасным. Поэтому когда тебя раскрашивают в зеленого леопарда, можно сказать, что это делается по старинной традиции русской медицины.

Ну и как говорят врачи, раскрасить больного зеленым цветом веселее. Так и мы ходим зеленые и веселые, вызывая изумление иностранцев.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Виды химического загрязнения окружающей среды, их влияние на здоровье

Основными вредными веществами, загрязняющими а т м о с ф е р н ы й   в о з д у х, являются следующие:

а) оксиды азоты, особенно диоксид азота – бесцветный не имеющий запаха ядовитый газ, раздражающе действующий на органы дыхания, при повышении концентрации вызывающий сильный кашель, рвоту, головную боль. При контакте с влажной поверхностью слизистой оболочкой дыхательных путей они образуют азотную  и азотистую кислоты, которые вызывают повреждения слизистых оболочек, отек легких (в Николаеве среднемесячные ПДК по оксидам азота превышаются в 2,5 раза).

б) оксиды серы - даже в малых концентрациях раздражают слизистые оболочки глаз и дыхательных путей.

Оксиды серы и азота, поступающие в атмосферу, соединяются с парами воды. образуют мелкие капли серной и азотной кислот, выпадающие в виде «кислотных дождей», « кислотного снега», «кислотного тумана», которые в свою очередь могут вызывать заболевания дыхательных путей и повреждение глаз человека.

в) оксид углерода, угарный газ – бесцветный, не имеющий запаха газ, воздействующий на нервную и сердечно-сосудистую системы, способствующий развитию атеросклероза,  вызывающий удушье (из-за образования карбоксигемоглобина, препятствующего транспорту кислорода гемоглобином крови).В Николаеве среднемесячные ПДК превышены в 3 раза.

г) токсичные  углеводороды (пары бензина, метана и др.) обладают наркотическим действием, даже в малых концентрациях могут вызывать головную боль, головокружение, в больших концентрациях – кашель, неприятные ощущения в горле и т.п.

д) бензпирен – наиболее опасный из углеводородов, т.к. является канцерогеном (веществом, способным вызывать в живых организмах, в том числе и у человека, злокачественные новообразования). В Николаеве отмечается постоянное превышение ПДК бензпирена в атмосфере в несколько раз (особенно в районе Промзоны и на главных автомагистралях города).

е) диоксины – хлорорганическое соединение, самый сильный яд, созданный человеком ( он по токсичности превосходит яд кураре).Диоксин – детище устарелых технологий, а они у нас повсеместно. В атмосферу диоксин попадает при сжигании органического мусора (на Украине сжигается до 8% бытового мусора, в Николаеве – значительно больше), с выхлопными газами двигателей внутреннего сгорания, с хлорными пестицидами, попутно с которыми они всегда образуются по технологии выпуска. Их мало, но они, попадая в организм человека, накапливаются годами, очень долго выводятся лишь на половину. Даже в малых дозах они подавляют иммунную и ферментативную системы человека. Подавленный иммунитет усиливает влияние на организм аллергенов, токсинов, радиации, повышает риск заболеваний кровеносной, эндокринной систем. При этом наиболее  уязвимыми являются женщины и дети -  диоксины вызывают рождение детей-уродов, мертворождение, самопроизвольные аборты, мозговые нарушения у новорожденных (при отсутствии признаков отравления у матери) и т.д.

ж) сероводород – ядовитый газ с резким запахом тухлых яиц, имеет естественное (в результате деятельности вулканов, естественного выхода газов, серных минеральных вод, гниения органических веществ) и антропогенное происхождение ( чаще в канализационных сетях городов, выгребных ямах). В результате длительного действия небольших концентраций его возникают повреждения кожи, сыпи, фурункулы. Сероводород легко всасывается слизистыми оболочками глаз, носа, дыхательных путей, может вызывать их раздражение, проявляющееся слезотечением, чиханием, потерей обоняния, кашлем; в значительных концентрациях газ разъедает  слизистые оболочки указанных органов, вызывает воспалительные процессы их, желудочно-кишечные расстройства. Одно-два вдыхания газа высоких концентраций вызывает блокирование тканевого дыхания, острое кислородное голодание организма  и смерть.

з) фтористый водород – выделяется при производстве эмалей,  стекла, керамики, фосфорных удобрений и др., ядовит, может вызывать повреждение кожи, слизистых оболочек, носовые кровотечения, кашель, насморк, пневмосклеротические изменения в легких.

и) тяжелые металлы ( свинец, медь, кадмий, ванадий и др.)  

Большая часть свинца   (до 70%) поступает в воздух с выхлопными газами автотранспорта. Другими источниками поступления свинца являются предприятия химической, стекольной  промышленности, аккумуляторные производства. Риск для здоровья людей усугубляется высокой токсичностью свинца и способностью накапливаться в организме. Это приводит к снижению интеллектуального развития (особенно у детей), памяти,  развитию перевозбуждения, агрессивности, невнимательности, глохоты, расстройству зрения, координации движений и др.

к) аммиак  - газ с резким запахом, образуется при гниении органических веществ, а также антропогенно, обладает удушающим действием на организм человека.

л) диоксид углерода (углекислый газ)

Среди химических веществ, содержащихся в в о з д у х е  п о м е щ е н и й, можно назвать следующие:

а) радон-222 – радиоактивный газ, не имеющий ни запаха, ни цвета, ни вкуса; выделяется из земной коры, поступает в жилые помещения из грунта, просачиваясь через щели фундамента, любая наземная постройка его накапливает (наибольшее количество концентрируется на нижних этажах, т.к. радон в 7,5 раз тяжелее воздуха). Его средняя активность в железобетонных домах в 2 раза выше, чем в краснокирпичных. Поступает радон в жилые дома также с водой и природным газом. Радон является канцерогенным веществом. Многие ученые считают радон второй по значимости ( после курения) причиной рака легких у человека. Эксперты Международной комиссии по радиационной защите полагают, что наиболее опасно воздействие радона на детей и молодых людей в возрасте до 20 лет. Важно: на курящих радон действует в несколько (до 10) раз сильнее, чем на некурящих.

б) формальдегид (а также фенол, акрилаты, бензол, ксилол, толуол и т.д.) – химические вещества, выделяемые древесно-стружечными плитами( например, книжными полками), различными полимерными синтетическими материалами, используемыми для покрытия стен, полов, потолков, клеяными деревянными и пеноизоляционными материалами, мебелью, ковровыми и текстильными изделиями  и др. В помещениях, чрезвычайно насыщенных этими веществами, люди, особенно дети, чаще болеют конъюнктивитами ( слезятся глаза), заболеваниями дыхательных путей (простудными и аллергическими), неврастенией, иногда провоцируются и раковые заболевания.

в) асбест – природный волокнистый  материал, используется как электро- и термоизоляционный материал. При использовании его наблюдается постоянный выход мельчайших асбестовых волокон в воздух помещений (особенно при поломке, растрескивании, разрушении асбестоцементных плит, при сверлении блоков или стен, сносе зданий), что может вести к развитию хронических заболеваний легких (асбестоз) и рака легких.

г) антропотоксины – разнообразные вещества, образующиеся в организме человека в результате обменных процессов и выделяющиеся в окружающую среду. Их качественный и количественный состав зависит от возраста и состояния здоровья человека. Известно более 400 соединений, выделяемых человеком ( более 200 – с поверхности кожи, около 150 – с выдыхаемым воздухом, свыше 180 – с мочой, около 200 - с фекалиями). Одни и те же вещества могут выделяться разными способами. Однако основными ( в количественном отношении) являются                                  

- углекислый газ – выделяется при дыхании растений, животных, человека. В помещениях без вентиляции при концентрации его более 0,1% ( природная концентрация в атмосфере-0,03%) у человека может быть головная боль, головокружение, нарушения дыхания, кровообращения, потеря сознания; при концентрации более 0,5% - нарушение кислотно-щелочного равновесия организма с тяжелыми последствиями.

-водяные пары – выделяются в процессе обмена веществ человеком и животными при дыхании, терморегуляции. Оптимальной для здоровья человека является относительная влажность воздуха от 40 до 70%. При увеличении влажности активно размножаются плесневые грибки (являются сильными аллергенами) и бактерии. Снижение влажности ниже 30% также плохо- возникает сухость слизистых оболочек глаз, ротовой полости, першение в горле, сухость кожи.

Существует связь между родом деятельности человека и составом выдыхаемого им воздуха ( работа на автозаправочных станциях, на предприятиях нефтеперерабатывающей, химической промышленности и др.). Например,  даже краткое пребывание на автозаправочной станции приводит к тому, что следы бензола регистрируются затем в легких человека в течение нескольких часов.

д) окись углерода (угарный газ) – выделяется ( наряду с другими ядовитыми и канцерогенными веществами) в результате горения газа при использовании газовых плит и других газонагревательных приборов. Специалистами проверено, что если в течение часа горят хотя бы две конфорки, то концентрация оксида углерода и оксида азота доходит до 10-12 миллиграммов на кубический метр нашей кухни, а это в десять раз больше, чем допускается гигиенистами.

Следует указать, что загрязненный воздух, как правило, концентрируется под потолком, толщина этого слоя достигает 0,75 м. Поэтому высота потолков в квартире должна быть не менее 3-х метров.



Предварительный просмотр:

ВЫВЕДЕНИЕ ПЯТЕН.

При удалении пятен с различных тканей надо учитывать действие пятновыводящих средств на ткани, иначе можно испортить вещи. Для ацетатного шелка нельзя использовать кислоту и ацетон, которые его растворяют" для синтетических тканей ( капрона, нейлона, хлорана и т. д. ) не рекомендуется применять растворители. При удалении пятен с шерсти и натурального шелка не употреблять щелочей, а с хлопчатобумажных тканей - крепких кислот ( серной, соляной, азотной ). Щавелевая кислота, используемая для удаления чернил, должна быть тщательно смыта с ткани после выведения пятен, Хлорная известь также вредно действует на хлопчатобумажные и другие ткани, поэтому ее применяют в небольшом количестве и смывают после удаления пятен.

ЖИРНЫЕ ПЯТНА.

Жирные пятна можно вывести очищенным бензином ( скипидаром, ацетоном или их смесью в равных частях, а также смесью бензина - 1 часть денатурированного спирта - 70 частей и нашатырного спирта - 4 части. После этого вещь неоходимо повесить на вешалку или расстелить на столе и тщательно почистить щеткой, смоченной в мыльной воде. Чистить следует так, чтобы подкладка не намокла. Почистив вещь один - два раза, повесить в прохладное место, а затем через тряпочку отутюжить.

 Жир хорошо впитывается мелом. Посыпьте пятно мелом, прижмите поплотней к ткани и оставьте на несколько часов. Потом аккуратно стряхните мел и окончательно очистите его, легко касаясь щеткой: пятно исчезнет. Если нужно свести жир срочно, прогладьте загрязненное место, посыпанное мелом через бумагу.

 С белых и светлых тканей, а также бумаги жирное пятно можно вывести с помощью пасты ( смесь бензина с сухим порошком мела ). Пасту наносят толстым слоем, оставляют на несколько часов. Высохшую пасту снимают щеткой. При необходимости повторяют процедуру 2 - 3 раза.

 На хлопчатобумажных и льняных тканях белого и светлого цветов пятна выводят, протерев нашатырным спиртом ( 1 ч.л. на стакан воды, а затем смывают теплой водой.

 От свежих пятен можно избавиться, прогладив ткань теплым утюгом через промокательную бумагу.

ВИННЫЕ И ПИВНЫЕ ПЯТНА.

Сухие пятна от вина и пива могут быть удалены простым протиранием загрязненного места смесью спирта с водой ( например, водкой ). Пятна можно вывести и промыванием ткани в свежем тепловатом молоке, после чего вещи моют сначала в хлодной, а потом в горячей воде.

 Для удаления пятен от пива хороша смесь мыла ( 2 части ) и стиральной соды ( 1 часть ) в небольшом количестве воды.

 Пятна от красного вина засыпают поваренной солью, затем промывают водой. На цветных тканях пятна смачивают глицерином, потом промывают водой.

 Пятна от наливок промывают сначала теплой водой, затем лимонной кислотой.

ПЯТНА ОТ ЯГОДНЫХ И ФРУКТОВЫХ СОКОВ.

Белые хлопчатобумажные ткани промывают хлорной водой и споласкивают чистой водой. На цветных тканях эти пятна удаляют погружением на несколько часов в кислое молоко и последующтм промыванием в воде с мылом. Либо посыпают небольшим количеством поваренной соли и стирают в холодной воде.

ПЯТНА ОТ ЙОДА.

Можно вывести нашатырным спиртом. Другой способ: смочить загрязненное место водой, на пятно положить немного гипосульфита, затем ткань промыть. Этот раствор действует одинаково хорошо на пятна любой силы как на белых, так и на цветных тканях.

 Хорошо помогает прополаскивание загрязненных иодом вещей в спирте. Отмывают до тех пор, пока спирт перестанет окрашиваться, после чего вещь простирывают с мылом.

 Лучше, чем спирт, действует ацетон. Пятна от настойки иода можно смыть одеколоном.

ПЯТНА ОТ ФРУКТОВ И ЯГОД.

Удаляют также как пятна от красного вина - водой. Свежее пятно можно промыть в горячей воде, горячем молоке или в сыворотке, выдержав вещь в жидкости.

 Свежие пятна легко удаляются аммимчным раствором.

 Если следы от пятна остались, отбелите ткань:

 - хлопчатобумажные и льняные - белизной или перикисью водорода;

 - шерстяные и из искусственного шелка - перикисью водорода, гидросульфитом натрия или перманганатом калия;

 - ацетатный шелк, нейлон, капрон и другие синтетические материалы - белизной, перекисью водорода, гидросульфитом калия ( все вещества в разбавленном виде и при низкой температуре ).

ПЯТНА ОТ КАКАО, КОФЕ, ЧАЯ.

Смочите пятно несколькими каплями глицерина, а потом постирайте вещь в тепловатой воде, либо протрите бензином, промойте нашатырным спиртом, разведенным пополам с водой.

 Пятна от кофе, шоколада, смываются сильно подсоленной водой ( хлопчатобумажные и льняные ткани ). На шерстяной ткани пятна от кофе смазывают глицерином и отмывают теплой водой, после чего влажную ткань гладят утюгом с изнанки.

 Для шелковой ткани применяют смесь нашатырного спирта ( 1 часть ), воды ( 20 частей ), глицерина ( 20 частей ). Ткань выдерживают в смеси несколько часов. Затем обтирают места, где есть пятна, чистой тряпкой и промывают водой.

 Свежее пятно от какао можно убрать следующим образом: ткань натягивают на какой - нибудь посуде и медленно капают на это место холодной водой.

 Шололадные и кофейные пятна удаляют и холодням молоком, и яичным белком с глицерином.

ПЯТНА ОТ КРОВИ.

Удаляют при стирке, предварительно замочив вещь в холодной воде.

 С белых хлопчатобумажных и льняных тканей старые пятна выводят нашатырным спиртом ( 1 ч.л. на стакан воы ) или раствором буры. Для трудноудаляемых пятен используют хлорную известь с содой ( в равных количествах ), после удаления пятен вещь тщательно прополаскивают, прибавляя в воду немного уксуса.

ПЯТНА ОТ МАСЛЯНОЙ КРАСКИ.

Лучше всего пятно вывести смесью из равных частей спирта, бензина и скипидара. Когда краска размягчится ее удаляют тупым ножом.

 Можно пользоваться обычным чистым керосином, которым с помощью ваты смачивают загрязненное место, затем протирают нашатырным спиртом до полного исчезновения пятна.

 Застарелые пятна от масляной краски смачивают скипидаром, после чего чистят крепким раствором питьевой соды, потом тщательно промывают теплой водой. Либо удаляют смесью бензина и скипидара в равных частях. Пятно смачивают смесью и выдерживают 20 - 30 минут, затем протирают тряпкой, смоченной этой смесью.

 Небольшие пятна на окрашенных хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых тканях нужно смочить подогретым глицерином. Через несколько минут к пятну приложить вату с глицрином несколько раз, а затем вату, смоченную водой.

ПЯТНА ОТ РЖАВЧИНЫ.

На хлопчатобумажных, льняных и шерстяных тканях удаляют так: раствор щавелевой или лимонной кислоты ( 1 чайная ложка на стакан воды, подогреть до кипения, и ткань ткань с пятном несколько раз окунуть в раствор, затем кислоту тщательно смыть водой, лучше с добавлением нескольких капель нашатырного спирта для нейтрализации кислоты.

  Старые пятна можно удалить с помощью уксусной эссенции ( 1 чайная ложка на полстакана воды ). В подогретый раствор кислоты на несколько минут опускают загрязненную часть одежды, после чего хорошо прополаскивают холодной водой.

ТРАВЯНЫЕ ПЯТНА.

Свежие выводят теплым мыльным раствором с небольшим количеством нашатырного спирта, либо промывают горячей водой с поваренной солью ( 1 столовая ложка на стакан воды ).Аптечный эфир хорошо растворяет красящее вещество травы хлорофилл, поэтому им выводят травяные пятна.



Предварительный просмотр:

Что делать, если разлилась ртуть?

Ртуть опасна. Это аксиома. Попасть в организм она может двумя путями: через пищеварительный тракт или через дыхательные пути. Съесть ртутный шарик вы, конечно, сможете вряд ли. (Исключение – вы маленький ребенок. Но в этом случае нужно вызвать рвоту и срочно звонить в скорую.) А вот вдохнуть пары ртути при наличии разбившегося градусника – запросто. Результат – ртутное отравление, которое долгое время может протекать без каких-либо общих симптомов. Раздражительность, тошнота, похудение. Подумаешь, с кем не бывает: неделя была сложная, и потом – в городе вообще жить вредно. Однако отравление медленно, но верно подкрадывается к святая святых нашего организма – центральной нервной системе и почкам.

► Что нужно делать

1. Перед сбором ртути наденьте резиновые перчатки: вещество не должно соприкасаться с обнаженными участками кожи.

2. Ограничьте место аварии. Ртуть прилипает к поверхностям и может быть легко разнесена на подошвах по другим участкам помещения.

3. Максимально тщательно соберите ртуть и все разбившиеся части градусника в стеклянную банку с холодной водой, плотно закройте закручивающейся крышкой. Вода нужна для того, чтобы ртуть не испарялась. Банку держите вдали от нагревательных приборов.

4. Мелкие капельки можно собрать с помощью шприца, резиновой груши, двух листов бумаги, лейкопластыря, скотча, мокрой газеты.

5. Откройте окна и проветрите помещение. Если и остались какие-либо испарения, пусть выветриваются в окно.

6. Место разлива ртути обработайте раствором хлорной извести или хлорамина. Это окислит ртуть, чем приведет ее в нелетучее состояние. Если ни того, ни другого в доме не нашлось, можно приготовить горячий мыльно-содовый раствор: 30 граммов соды, 40 граммов тертого мыла на один литр воды.

► Что делать нельзя

1. Нельзя выбрасывать разбившийся термометр в мусоропровод. Испарившиеся там два грамма ртути способны загрязнить шесть тысяч кубометров воздуха.

2. Нельзя подметать ртуть веником: жесткие прутья только размельчат ядовитые шарики в мелкую ртутную пыль.

3. Нельзя собирать ртуть при помощи пылесоса: продуваемый пылесосом воздух облегчает испарение жидкого металла. К тому же, пылесос после этого придется сразу же выбросить.

4. Ни в коем случае нельзя создавать сквозняк до того, как вы собрали ртуть, иначе блестящие шарики разлетятся по всей комнате.

5. Нельзя стирать одежду и обувь, контактировавшие с ртутью, в стиральной машине. По возможности – эту одежду лучше выбросить.

6. Нельзя спускать ртуть в канализацию. Она имеет свойство оседать в канализационных трубах. Кстати, извлечь ртуть из канализации – невероятно сложно.



Предварительный просмотр:

Занимательные задачи по химии по теме "Массовая доля вещества"

М а с с о в а я    д о л я     в е щ е с т в а

Химия-наука точная и конкретная. Многие дети это не сразу понимают и принимают. Поэтому неплохо было бы вносить в точные дисциплины элементы гуманизации. Ведь не все станут химиками. Это каждый из нас понимает. А вот выпустить из школы человека с определенными ценностями, для которого не чужда доброта, было бы достоинством каждой школы. Чем с большим количеством ценностей личности человек встречается в жизни, тем больше он их перенимает.

В химии есть много мест, где можно обратить взор ученика на человеческие качества личности, моменты добра и юмора, человечности. Одним из них являются задачи. С их помощью можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, невзначай обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются без внимания. Г. Остер давно подметил это, и мы имеем возможность пользоваться его задачами по физике и математике. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты.

Мною была сделана попытка составить несколько подобных задач по химии на тему «Массовая доля вещества». Пусть условия задач несколько пространны, но они вносят в урок некоторую разрядку,  снимают строгость и скупость условий, которыми отличаются задачники, да и урок становится более раскованным, поскольку учащиеся ведут себя более непосредственно.

Условия задач

Задача 1. Определите массу раствора фосфорной кислоты, пролитую на себя неаккуратным лаборантом, если кислоты в растворе было 4 г, а её массовая доля составляла 0,001.

Задача 2. Миша с пеленок был заядлым экспериментатором. Однажды он решил получить кристаллы йода из 5%-го спиртового раствора йода путем выпаривания спирта. Выпарную чашку он вылил из флакончика 25 г раствора и начал процесс выпаривания.

Объясните, почему в конце работы у Миши округлились глаза, и было недоумевающее лицо. Сколько граммов йода мог бы получить Миша теоретически?

Задача 3. Познакомившись на уроках химии со способами выражения концентрации растворов, Оля для себя решила, что станет фармацевтом. Для домашней аптечки 3%-й раствор перекиси водорода она взялась приготовить сама. Сполоснув флакончик из - под спирта дистиллированной водой, и бросив в него четыре таблетки гидропирита (каждая по 0,75 г), она отмерила 97 мл все той же воды, влила во флакон и плотно закрутила крышечку.

Как вы полагаете, получилось ли у Оли медицинское средство?

Задача 4. Ученик выполняет контрольное задание. Ему нужно приготовить 100 г раствора поваренной соли с её массовой долей 7%. Он взвешивает 7 г соли, отмеряет 100г воды и помещает все это в стаканчик. Размешивает палочкой и видит колючие глаза учителя с поджатыми губами. Ученик сразу все понял.

Что понял ученик?

Задача 5. Алена уже целый год воспитывает полосатого кота Матрос. Матрос неравнодушен к запаху одеколона «Гвоздика», который девочка использует для отпугивания комаров. Оставшись дома один, он пролежал клубочком до обеда на диване, затем потянулся, выгнулся дугой и важно зашагал к трюмо, потерся усами о крышечку флакона и слегка ударил лапой по стеклу. Покатав с грохотом флакон по полу, кот принялся грызть крышечку. От первых капель жидкости Матрос громко чихнул, затем принюхался и начал подлизывать.

Войдя в дом, Алена устремилась в зал. Во флаконе еще оставалось 20 г содержимого (это половина того, что было), а кот лежал на полу, как большая белая плюшка, растопырив лапы, и продолжая лизать пол.

Сколько граммов спирта слизал кот с пола, если его доля в одеколоне – 96% (испарением пренебречь)?

Задача 6. Со шкафа техничка уронила сосуд, где содержалось 700г раствора гидроксида натрия с массовой долей NaOH 10%.

Сколько граммов воды и щелочи взял лаборант для приготовления нового такого же раствора?

Задача 7. У Виталия пониженная кислотность желудка. Врач порекомендовал ему запивать принимаемую пищу 3%-м раствором соляной кислоты. В день Виталий выпивает 10 г такого раствора. Чтобы не ходить часто в аптеку, Виталий предложил маме купить средство сразу на весь год. Мама посмотрела на сына и предложила ему сначала подумать, а затем самому воплотить в жизнь это решение.

Почему мама так себя повела? Найдите массу выпитой Виталием кислоты за год.

Задача 8. Завхоз школы обратился за помощью  в химический кружок школы. Выдав кружковцам 500 г 25%-го раствора технического аммиака (нашатырный спирт), он поставил передними задачу: обеспечить каждый из 30 кабинетов школы флакончиком для аптечки, где содержалось бы 20 г раствора аммиака с его массовой долей 10% .

Справится ли с поставленной задачей кружковцы?

Задача 9. В лаборатории был разбит градусник, и ртуть раскатилась по полу. Её собрали в сосуд, который закупорили. Учитель химии дал строгое распоряжение лаборанту провести демеркуризацию помещения подкисленным соляной кислотой раствором марганцовки с массовой долей перманганата калия 10%.

Предложите быстрый грубый способ приготовления раствора в 12-литровом ведре. А как приготовить раствор точно?

Задача 10. Студент химического факультета в очередной раз после стирки любовно разглаживал свой халат. Дойдя до рукавов, он решил бросить эту затею и купить новый, ибо это остался без отпавшего рукава.  Причина этого была в попадании на ткань всего лишь 100 г раствора соляной кислоты с массовой долей HCl, равной 5%. Оставшиеся 400 г раствора находились в колбе.

Сколько граммов хлороводорода осталось в колбе?

Задача 11. Подоив корову, хозяйка налила в горшок 2 литра молока с жирностью 4,6%. Выспавшийся за целый день толстый пушистый кот прыгнул на стол и слизал   200 г отстоявшихся сливок с жирностью 15%.

Подсчитайте, много ли жира осталось в горшке? Сколько граммов жира съел кот? Плотность молока принять за 1 г/см3.

Задача 12. Определите массовую долю сахара в сгущенном молоке, которое вылизал из банки пудель Тотоша, пока его хозяева купались в реке. Тотоше показалось, что во всей 400-граммовой массе молока сахара было 180 г.

Задача 13. Юлина мама взвешивала сахар для вишневого варенья. Она попросила папу подать полиэтиленовый  пакет с верхней полки, где был сахар. Пробегающая мимо Юля с ножницами в руках случайно проткнула пакет, он разорвался, и весь килограмм сахара оказался на полу. Рассерженная мама заставила папу и Юлю убрать сахар с пола и высыпать в мусорное ведро. Папа решил восстановить справедливость. Он сказал, что все сделает сам и отпустит девочку играть, если она предложит способ очистки рассыпанного сахара и определит его массовую долю в водном растворе 15 литрового ведра, где воды было 12 л.

Поставьте себя на место Юли и дайте ответы на все вопросы.

Задача 14. Четыре подряд съеденных мороженых обернулись для Насти температурой и ангиной. Врач назначил ей почаще полоскать горло 2%-м раствором фурацилина.

Сколько 250-граммовых  стаканов этого средства попало в канализацию, если было израсходовано 8 стандартов фурацилина по 10 таблеток каждый? Каждая пилюля весит по 0,5 г.

Задача 15. Определите массу воды, идущую на промывание желудка при отравлении щелочами, если при этом необходимо выпить пять стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем столько же стаканов раствора уксусной кислоты с массовой долей её 2%. После чего сделать еще два промывания чистой теплой водой по пять стаканов каждое. Стакан вмещает 250 г жидкости. Какой вывод вы сделаете для себя?

Задача 16. Чтобы продемонстрировать детям, пришедшим на экскурсию в аптеку, важность знаний по химии, директор показал на женщину, работающую со склянками, и сказал, что здесь готовится 5%-й спиртовой раствор борной кислоты, и тут же дал школьникам задачку на 5 мин. Решите и вы её.

Определите долю воды в 5%-м спиртовом растворе борной кислоты, если использован 96%-й раствор спирта.

Задача 17. Уходя на работу, мама поручила Ксюше постирать тюль и свести пятно от ржавчины лимонной кислотой. Покопавшись в книге «Домоводство», Ксюша поняла, что нужно приготовить 10%-й раствор кислоты и погрузить туда на 30 мин ткань с ржавым пятном размером с её ладошку.

Будь вы Ксюшей, сколько взяли бы воды и кислоты для приготовления раствора? В какой ёмкости выводили бы пятно?

Задача 18. Плохо, когда родители медики. Они часто замечают то, что другие упустили бы из вида. Когда Никита вошел в квартиру со двора, его мама мельком глянула на грязное, обветрившиеся руки сына и удалилась в свою комнату. По запаху Никита понял, что для него мама готовит «гремучую смесь» из глицерина и 10%-го раствора нашатырного спирта в весовом соотношении 1:1.

Определите массу аммиака, выпущенного в воздух мальчиком, если морщить нос и пускать слезы при смазке рук ему пришлось два раза. Первый раз мама налила на руки  7 г смеси, а второй-5 г. Третьего раза не понадобилось, т.к. цыпки исчезли.

Задача 19. Открыв дверь в квартиру, вернувшаяся из гостей семья ощутила «запах больницы». Первым провел расследование глава семьи – отец. На полу он обнаружил осколки флакона от 5%-го спиртового раствора йода, где его до этого было 8 г, а из-под шкафа мерцали две пары шкодливых глаз (кота и щенка). Отец все решил миром, объявив, что состоялась игра в футбол со счетом 1:1.

Определите, сколько граммов йода и спирта создали «запах больницы»?

 Н.Г. Пахомова, учитель химии средней школы №11          (г. Рубцовск, Алтайский край)



Предварительный просмотр:

О ЧЕМ ГОВОРЯТ БОЛЕЗНИ

Исследования специалистов в области психосоматической медицины показали следующее.

Голова — это то, что мы есть. И если что-то не в порядке с головой — это значит, что-то не в порядке с нами самими

Головные боли возникают по причине чувства неполно! ценности, униженности. Полюбите себя, освободитесь от недоверия к самому себе, и головная боль облегчится и исчезнет сама собой.

Мигрени чаще всего бывают у людей, желающих быть самыми-самыми лучшими, что приводит к накоплению в организме множества ядов раздражения. Станьте скромнее и расслабленнее — и вы излечены.

Шея символизирует способность к гибкости мышления умение увидеть оборотную сторону любого вопроса и понять точку зрения любого человека. Когда у нас возникают проблемы с шеей — значит, мы упрямимся и отказываемся быть гибкими.

Горло связано с нашей способностью постоять за себя и испросить у других того, что мы хотим. Проблемы с горлом возникают от ощущения собственной неполноценности, из-за чувства, что мы «не имеем права». Больное горло — это всегда раздражение.

Простуда — это значит, что здесь примешаны еще страх, растерянность, замешательство. К примеру, наорать на ребенка — это верный путь к провоцированию ангин и кашля. Особенно часто простуды и кашель возникают еще и тогда, когда мы оказываем яростное сопротивление переменам в собственной жизни, пытаемся противостоять законному ходу событий.

Щитовидка, лимфатические узлы, миндалины также связаны с горлом, в котором сосредоточена высшая творческая энергия личности. Поэтому эти заболевания связаны прежде всего с невозможностью реализовать свой творческий потенциал.

Легкие отражают нашу способность брать и отдавать энергию жизни. Проблемы с ними возникают, когда человек отказывается жить полной жизнью, считая, что у него нет права «дышать полной грудью». И болезнь ни за что «не отцепится», если человек всеми мечтами, влечениями и делами не включится в окружающее нас существование.

Бронхиальная астма чаще всего бывает у людей, считающих, что у них нет права на дыхание. К примеру, дети-астматики отличаются от других высокоразвитой совестью и тягостными самообвинениями. Они словно принимают всю вину на себя — и страдания мира кристаллизуются в их телах. (Эта информация — плод многолетних наблюдений тысяч специалистов.)

Грудь олицетворяет энергетику материнства. Если возникают проблемы с молочными железами — значит, мы душим своим напряженным вниманием и излишней заботой то, что находится рядом с нами, будь то другой человек, вещь или ситуация. Заболевания груди — это и следствие жадности, и результат чрезмерной опеки, это и расплата за то, что мы не хотим отпускать своих детей от себя.

Сердце связано с переживаниями любви, а кровь символически соответствует радости. Когда у человека нет в жизни радости и любви, когда, запутываясь в повседневных драмах, он перестает замечать радость жизни, которая его окружает, его сердце сжимается, становится холодным, кровь начинает течь медленнее, приводя к анемии, стенокардии и инфаркту.

Боль любого происхождения, в т. ч. и невралгия чаще связаны с плохо сознаваемым чувством вины. Вина всегда требует наказания и создает боль. Застаревшая боль — устойчивое, захороненное в нас чувство вины, о наличии которой мы даже можем не подозревать. Подумайте, вина — самое бесполезное из переживаний, оно никому не помогает, оно не в состоянии изменить ситуацию. Выпустите себя из «тюрьмы» — и многие боли облегчатся сами собой.

Опухоли — ошибочные, ложные наросты, спровоцированные замкнутыми в душе огорчениями. Человек прикрепляется к старой обиде и носится с ней, как с «писаной торбой», пока она не кристаллизуется в его теле в опухоль. Опухоли в матке — это обида, нанесенная ударом по женственности. Женщины, имеющие такое заболевание, обычно любят говорить: «Он сильно меня обидел».

Рак — болезнь, вызванная глубокой, накопленной и взращенной застарелой обидой — неудовлетворенностью собственной жизнью, которая «поедает» тело. Кто-то или что-то подрывает веру человека в жизнь. Цепь безысходных разочарований, чувство безысходности, ставшее доминирующим в сознании, заставляют винить других в своих проблемах. Люди, страдающие раком, почти всегда обвиняют в происходящем весь мир, но только не себя. Полюбить себя и других, принять мир таким, как он есть, — значит встать на путь медленного, но неотвратимого излечения.

Желудок не только перерабатывает пищу, но и новые идеи и ситуации. Если заболевает желудок — значит, человек не смог что-то «переварить», не знает, как поступить в новой жизненной ситуации, ему становится темно и страшно. Для исцеления не нужны ни таблетки, ни диеты, а нужно увидеть вошедшую в жизнь новизну и сжиться с ней.

Язва желудка — это больше, чем страх, это скрытое чувство собственной неполноценности. Человек боится, что он недостаточно хорош сразу для всех: родителей, детей, супруга, начальника, сослуживцев. Он пытается угодить всем сразу, а внутри не хватает чувства собственного достоинства, даже если он внешне бахвалится. И человек в таком случае не в состоянии «переварить самого себя». Решить проблему болезни может только любовь. Люди, любящие себя и уважающие других, не имеют язв.

Артриты происходят в результате постоянной критики себя и других. Люди с этим заболеванием убеждены, что им можно и должно критиковать других. Они несут на себе своеобразное проклятие, они стремятся быть во всем правыми, лучшими, наисовершеннейшими. Но такая ноша, полная гордыни и самомнения, невыносима, поэтому тело не выдерживает и заболевает.

Спина — это система поддержки тела и души. Любые проблемы с ней говорят, что человек не надеется на себя самого и не находит поддержки ни в себе, ни в окружении. Человек ошибочно считает, что его должны поддерживать семья, друзья, родственники, общество. На деле же можно рассчитывать только на себя и Господа Бога.

Верхняя часть спины — сигнализирует о недостаточной эмоциональной уверенности. «Они все не понимают и не поддерживают меня, столь правильного и достойного».

Средняя часть спины — связана с чувством вины. Проанализируйте — чего Вы боитесь, откуда исходит угроза? Возможно, в самом себе Вы обнаружите чувство, как будто кто-то ударил Вас в спину. Разберитесь с этим.

Нижняя часть спины — неуверенность в своем материальном, финансовом, юридическом положении. Стоит освободиться от пустых страхов, и позвоночник становится гибким и здоровым.

Яичники представляют творческую энергию организма. Проблемы с ними — невозможность выразить свои творческие способности, будь то рождение детей или создание художественного произведения.

Камни в желчном пузыре — накопленные горькие мысли о сущем, надоевшая гордость, бахвальство, защитное самомнение, самодовольство, мешающие успокоиться и отдохнуть. Этим людям нужно почаще повторять: «Я с радостью и легкостью отпускаю свое прошлое. Жизнь в общем-то прекрасна, и я не плох».

Ноги несут нас по земле. Проблемы с ними — страх и нежелание двигаться в определенном направлении, продвигаться вперед, нежелание участвовать в жизни других.

Варикозное расширение вен — связано с домом, с работой или с людьми, которых мы по какой-то причине возненавидели.

Излишний вес — результат переживания нужды в защите от боли и критики, от излишней сексуальности и необоснованных оскорблений. Находясь в неуверенном, дискомфортном состоянии, человек автоматически полнеет на несколько килограммов. Исчезает угроза — и излишек веса уходит сам. Важно понять, что борьба с естественным ходом событий — пустая трата времени. Лучше расслабиться и удовлетвориться тем, что имеешь, воздержаться от отрицательных мыслей и высказываний, и вес тела нормализуется.

Несчастные случаи тоже вовсе не случайны. Мы создаем сами свою систему убеждений и влечений, которые нас магнитным образом привлекают к ситуации несчастного случая. Несчастные случаи — это концентрированное выражение накопившихся раздражений и обид. Человек не может открыто выразить свои чувства, злится на других, а в результате разбивает коленку. С другой стороны, несчастный случай как бы и приятен, так как позволяет обратиться нам за помощью и сочувствием к другим — можно поболеть, поныть. Размер же боли при этом указывает на то, насколько мы подсознательно стремились наказать самих себя за неумение в жизни быть самими собой.

Таким образом, можно сказать, что все инфаркты, инсульты и прочие хронические заболевания так или иначе связаны с разрушением нашего душевного мира. И виноваты в этом мы сами. Об этом писал и С. Н. Рерих: «Человек болен лишь потому, что засорил свой организм страхом, слезами и раздражением, поэтому сердечный припадок правильнее было бы назвать припадком ужаса и страха, боли в печени — приступом корыстолюбия и уныния». Как видите, подумать нам есть о чем.

Глава из книги А. Артёмовой  "Ароматы и масла исцеляющие и омолаживающие"



Предварительный просмотр:

Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро  получить результат, является работа над  созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила составления синквейна.

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.



Предварительный просмотр:

Роль молочной кислоты в организме человека

Молочная кислота С3Н6О3    (CH3CH(OH)COOH )

Молочную кислоту винят во всем: в наступлении утомления во время занятий спортом, в судорогах, нарушениях дыхания,  в мышечной болезненности на следующий день после жесткой тренировки. Однако связь между молочной кислотой и негативными последствиями, возникающими в ходе упражнений, по крайней мере, случайна.

 Молочная кислота    в ходе физических упражнений  обеспечивает организм энергией, помогает в использовании пищевых углеводов, ускоряет заживление ран и служит топливом для печени в процессах производства глюкозы и гликогена - двух критически важных углеводов для тренировок.  

В результате расщепления глюкозы клетки производят АТФ (аденозин трифосфат), который обеспечивает энергией большинство химических реакций в организме. Именно АТФ определяет, насколько быстро и долго ваши мышцы смогут работать.

 Многие волокна, в особенности скелетные мышцы, постоянно производят и используют молочную кислоту. Бодибилдеры учатся переносить боль, связанную с мышечным жжением. Ученые называют это "привыканием". Существует   даже такое выражение:  "Когда уровень молочной кислоты в мышцах возрастает, трудности становятся привычными". Для улучшения использования молочной кислоты атлетам нужны высокоинтенсивные тренировки   в постоянном темпе.  

Молочная кислота - это важный вид топлива, и объявление ее виновником утомления и мышечной болезненности совершенно беспочвенно. Наоборот, именно она дает вам возможность интенсивно тренироваться.  



Предварительный просмотр:

Роль соляной кислоты в организме человека

Соляная кислота HCl. К сожалению,  почти никто не знает, какое решающее значение имеет нормальное содержание соляной кислоты в желудке. Когда организм не может производить необходимое  количество желудочного сока, то возникает состояние пониженной кислотности, называемое гипоацидностью. Пониженная кислотность оказывает неизбежное разрушительное воздействие на пищеварение и нарушает всасывание питательных веществ, необходимых для здоровья.

Помимо того, что соляная кислота принимает участие во всасывании, она выполняет множество других важных функций: она  разрушает все вредные микроорганизмы, патогенные бактерии, которые попадают в организм через рот. Таким образом, если количество соляной кислоты в желудочном соке недостаточное, то сопротивляемость организма к инфекциям и паразитам снижена.

Желудочный сок начинает выделяться уже тогда, когда вы начинаете пережевывать пищу. Поэтому жевать резинку на голодный желудок очень вредно: в отсутствии пищи соляная кислота разрушительно действует на стенки желудка.  

 Естественная концентрация соляной кислоты в желудочном соке понижается по мере того, как мы стареем, особенно сильно — к 40 годам. Именно в этом возрасте у людей начинают появляться седые волосы как результат недостатка питательных веществ, который обусловлен пониженной кислотностью. Кислотность может понижаться и в более раннем возрасте, если мы наносим вред своему организму перееданием, различными химическими агентами и стрессом.  Таким образом, соляная кислота абсолютно необходима для жизни.

Соляная кислота — это единственная кислота, вырабатываемая нашим организмом. Все остальные кислоты являются побочными продуктами метаболизма и должны выводиться из организма как можно скорее.