Методическая копилка по информатике
Разработки уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_sistema_schisleniya.rar | 214.33 КБ |
esse.docx | 12.24 КБ |
konspekt_uroka.docx | 19.78 КБ |
otkrytyy_urok_algoritm.ppt | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Система счисления разных стран. Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную»
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, электронная презентация, тестовые задания, смайлики.
Цель:
Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:
Познавательные учебные действия:
- Проверка знаний, полученных на предыдущих уроках
Регулятивные учебные действия:
- самостоятельно определять тему и цели урока
- принимать и сохранять учебную задачу
- составлять план решения задачи, сверять свои действия и, при необходимости, исправлять ошибки
- принимать роль в учебном сотрудничестве
- учиться определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе
Коммуникативные действия
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками
- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее
- воспринимать другое мнение и позицию
- эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками
Личностные действия:
- продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи
- прививать умение к ответственному отношению за результаты своего труда.
Предметные задачи:
- формировать умение выполнения перевода из различных систем счисления
- формировать умение применять изученное понятие для решения задач практического содержания.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические комментарии |
| Здравствуйте ребята. садитесь! Французский писатель 19 века Анатолий Франс однажды заметил: «Учится можно только весело…, чтобы переваривать знания, их нужно поглощать с аппетитом. Так вот давайте будем сегодня на этом уроке следовать этому совету, будем поглощать знания с большим желанием. ведь они пригодятся в дальнейшей жизни. Успехов и удачи!» | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку | |
| Сформулируйте тему нашего урока (презентация) Исходя из названия темы, какие цели вы поставите перед собой на данном уроке Для того чтобы достичь цели урока, какие задачи нам нужно поставить? | Узнать о системах счислениях разных народов Научиться переводить числа из различных систем счисления Вспомнить основные понятия, | |
| Что такое система счисления? Какие системы счисления мы знаем? На прошлом уроке вам задала домашнее задание: искать информацию о системах счислениях разных народов мира Задание1. Перевести числа в стихотворении в нужную систему счисления, чтобы рассказ получился понятным Ей было 1100 лет. Она в 101 класс ходила. В портфеле по 100 книг носила. Все это правда, а не бред. Когда пыля десятком ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато стоногий, Она ловила каждый звук Своими десятью ушами, И 10 загорелых рук Портфель и поводок держали. И 10 темно-синих глаз Оглядывали мир привычно. Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ. Какие будут предложения для решения данной загадки? Выпишем упомянутые в стихотворении числа Выведите алгоритм перевода из двоичной системы счисления в десятичную Посмотрите на следующий пример. Определите как перевести число из десятичной системы счисления в двоичную. 23 =10111 | Учащиеся высказывают свои предложения Может быть , здесь зашифровано разложение чисел степеням двойки? Наше предположение подтвердилось Сформулировать правило перевода и записывают его в тетрадях: записать двоичное число в развернутой форме и вычислить его значение Учащиеся делают выводы, алгоритм перевода из десятичной системы счисления в двоичную: 1.Последовательно выполнять деление исходного целого десятичного числа и получаемых целых частных на основании системы счисления (на 2) до тех пор, пока частное от деления не окажется равным нулю. 2.Получить искомое двоичное число, записывая полученные остатки в обратной последовательности | |
| Задание 1. Переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную 110011 (51) 1011010 (90)- самостоятельно Задание 2. Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную 81 (10010) 330 (1010001) - самостоятельно Задание 3. Групповая работа 1 группа. 2010 году нашей школе исполнилось 111100 лет, в этом году сколько лет нашей школе? ( 64 ) 2.Количество звезд в созвездии Большой Медведицы +количество бит в одном байте*лучшая оценка в школе/количество цифр, используемых в двоичной системе счисления =… (ответ запишите в двоичной системе счисления) 27=11011 2 группа. 1.Выполнив следующее задание, вы сможете определить год рождения С.А.Есенина Х=10010; У=1100000 - 1 Х+У 2.Количество бит в одном байте*(количество звезд в созвездии Большой Медведицы + лучшая оценка в школе)/ количество цифр, используемых в двоичной системе счисления =… (ответ запишите в двоичной системе счисления) 48=110000 Самостоятельная работа. Высоко в горах растет прекрасный цветок Эдельвейс. Эдельвейс считается цветком верности и любви, мужества и отваги. Но кто же первым найдет этот великолепный цветок? Вопрос Понаблюдайте за рождением цветка: сначала появился один листочек, затем второй … и вот распустился бутон. Постепенно подрастая, цветок показывает нам некоторое двоичное число. Если вы до конца проследите за ростом цветка, то узнаете, сколько дней ему понадобилось, чтобы вырасти.
Ответ: 100100012 = 145 дней | Ученики решают задание в тетрадях, один из учеников решает у доски Работа в группе | |
Рефлекция | Рефлексия: — Какое задание было самым интересным? — Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным? — С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания? — Своей работой на уроке я:
я не доволен, потому что ... | ||
| Домашнее задание. Под названием «Самый самый»
Вопрос о самой длинной реке в мире давно волновал как исследователей, так и обывателей. Кандидата было два — южноамериканская Амазонка и африканский Нил, который долгое время считался рекордсменом. Однако современные исследования заявляют, что это все же Амазонка, чья длина от истока Укаяли составляет свыше 1110000000002 километров, тогда как Нил протянулся примерно на 11010110000102 километров.
Придумайте или найдите интересные (необычные) задания по теме «Системы счисления) |
Предварительный просмотр:
Конкурсное задание «Я -учитель»
Эссе учителя информатики МБОУ СОШ с.Морен
Номчу-Белек Челээш Биче-ооловны
Почему я выбрала профессию учитель? Вспоминая свои школьные годы, мои одноклассники мечтали, о том кто кем будет. А я решила стать педагогом, ведь учитель очень важная и ответственная профессия. Огромную роль при выборе профессии сыграла моя мама. Она педагог дошкольного обучения, учитель с высшим образованием, окончила Кызылский педагогический институт.
Профессия учителя предопределяет способность к общению, пониманию и знание учащегося. Учитель должен донести до ученика саму суть обучаемого предмета.
Профессия учителя для меня это – дисциплина, упорство, любовь к профессии и к детям. Желание узнавать и познавать новое.
Считаю что, учитель должен иметь индивидуальный подход к каждому ребенку, помочь в саморазвитии и совершенствовании, раскрыть его таланты, поощрять инициативу. Готовясь к урокам, я стараюсь чтоб ребятам было понятно и интересно. Вовлекать учащихся в творческий процесс решения поставленных учебных задач.
Для достижения эффективности образовательного процесса передо мной возникает необходимость использовать все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, работу в микрогруппах, коллективную, самостоятельную. На уроках чаще всего использую работу в парах, реализуя принцип взаимопомощи, когда более сильный ученик курирует более слабого.
Важную роль в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям. Применяю физкультминутки для глаз, организую музыкальные, танцевальные физкультминутки, стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке.
Самая большая награда для меня за мой труд – это горящие глаза моих учеников на уроке! Всеми своими радостями и горестями они делятся со мной. Нужно найти время всех выслушать и понять.
В МБОУ СОШ с.Морен работаю 6 лет. Общий трудовой стаж - 6 лет. У меня не так много опыта, но я для себя поставила цель – построить отношения со своими учениками на взаимопонимании. Ведь люди по-настоящему любящие детей и искренне увлеченные своей деятельностью, добиваются поставленной цели и остаются в сердцах учеников на всю жизнь.
Предварительный просмотр:
Конспект урока по информатике на тему:
«Алгоритм. Свойства и форма записи алгоритма»
Цель урока: приобретение теоретических знаний в области алгоритмики и навыков словесного описания алгоритма.
Задачи урока:
- Образовательная: организовать и направить познавательную деятельность на понимание сути алгоритмов, их свойств и формы записи;
- Развивающая: развивать логическое и алгоритмическое мышление школьников;
- Воспитательная: показать связь данной темы с практикой жизни; развитие навыков групповой работы.
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, ИКТ.
Межпредметные связи: предметы учебного плана
Материалы и оборудование: доска и мел; ПК для учителя и учеников; мультимедийное оборудование (проектор, экран); презентация «Алгоритм. Свойства и формы записи алгоритмов»
- Орг. момент (2 мин)
- Актуализация знаний (3 мин)
- Теоретическая часть (10)
- Командная игра (первичное закрепление) (10)
- Физкультпауза (2 мин)
- Практическая часть (15)
- Домашнее задание (1)
- Рефлексия (2)
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1.Организационный момент. | Здравствуйте ребята, Проверьте все ли у вас готово к уроку. | Ученики здороваются. Проверяют все ли у них готово к уроку. | |
2. Постановка темы и цели урока. Актуализация знаний | Но прежде чем мы непосредственно перейдем к изучению темы урока, я вам предлагаю следующее задание. В информатике последовательность действий имеет свое название, чтобы узнать, какое именно, разгадайте ребус. Да, действительно, в информатике это понятие называют алгоритм. Давайте сформулируем тему урока и поставим цели. | Учащиеся отвечают на вопросы. Разгадывают ребус. Сами сформулируют тему и цели урока. | Разгадывают ребус. Записывают тему урока |
3.Теоретическая часть | Слово «алгоритм» происходит от имени арабского учёного Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми. Ал-Хорезми жил и творил в IX веке, он сформулировал правила выполнения арифметических действий в десятичной позиционной системе счисления. Давайте посмотрим определение, которое записано в учебнике, прочитаем и запишем в тетрадь. С.107 Алгоритм – это описание детерминированной последовательности действий, направленных на получение из исходных данных результата за конечное число дискретных шагов с помощью понятных исполнителю команд. Какие слова вам не понятны? Детермированный – строго определенный. Вы хорошо знаете, как вызвать скорую помощь по сотовому телефону. Однако, чтобы научить этому ребенка или пожилого человека, придется четко разъяснить и сами действия, и порядок их выполнения. Какие действия нужно совершить, чтобы они смогли позвонить в скорую? Вот вы сейчас приводили примеры алгоритмов. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: а зачем нужен алгоритм? Это пример алгоритма из жизни. А приведите мне, пожалуйста, примеры алгоритмов с ваших уроков. «Съешь конфету, которая лежит у тебя на столе». Этот пример будет являться примером алгоритма? Почему? Как должен выглядеть алгоритм? Помогите мне составить алгоритм съедания конфеты. | Записывают на тетрадях Отвечают на вопросы Составляют алгоритм 1.Взять телефон. 2.Отключить блокировку клавиатуры. 3.Набрать номер 112, 03. 4.Нажать на кнопку вызова. Отвечают на вопросы | |
4.Первичное закрепление. Командная игра | Класс делится на несколько групп. Каждая группа должна составить подробную инструкцию для какого-либо действия: заваривание чая, решение уравнения, переход дороги по светофору, лепка снеговика, рисование круга на компьютере, перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную. До сих пор нами рассматривались примеры, где исполнителем являлся кто? А кто еще может быть исполнителем алгоритма? Для записи алгоритмов используют несколько способов:
Командная игра | Ученики выполняют задания и отвечают на вопросы | |
5.Физкультпауза | Упражнения для глаз | Выполняют упражнения | |
6.Практическая часть | Далее вам предстоит работа за компьютером. | Работают на ПК | |
7.Домашнее задание | Запишите домашнее задание:
Творческое сообщение на тему: «Алгоритмы вокруг нас» | Ученики записывают домашнее задание | |
8.Рефлексия | Больше всего мне понравилось… Самым интересным сегодня на уроке было… Самым сложным сегодня было… Я понял… Я научился… | Ученики отвечают |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
,,
АЛГОРИТМ.СВОЙСТВА И ФОРМА ЗАПИСИ АЛГОРИТМА Учитель информатики МБОУ СОШ с.Морен Номчу-Белек Челээш Биче-ооловна
Из истории Само слово «алгоритм» происходит от имени средневекового ученого аль Хорезми. Родился в 783 году. Algorithmi – латинское написание имени аль-Хорезми.
Алгоритм – это описание детерминированной последовательности действий, направленных на получение из исходных данных результата за конечное число дискретных шагов с помощью понятных исполнителю команд .
Алгоритм поедания конфеты: Взять конфету Развернуть фантик Съесть конфету Фантик выбросить Алгоритм поедания конфеты:
Дискретность (разделенный, прерывистый) Результативность Массовость Детерминированность (определенность) Понятность Свойства алгоритма:
Формы записи алгоритмов Словесный Например , Составить алгоритм решения арифметического выражения ( 23+34)*57/3 1 шаг 23+34=57 2 шаг 57*57=3249 3 шаг 3249/3=1083 Программный
Графический способ: Элементы блок-схемы Начало и конец алгоритма Описание ввода и вывода данных Описание линейной последовательности команд Обозначение условий в алгоритмических структурах «ветвление» и «выбор» Объявление переменных или ввод комментариев Начало, конец Данные Последовательность команд Условие Объявление переменных
Командная игра
Аль-Хорезми С именем какого ученого связан термин алгоритм ? Паскаль Виннер Лобачевский Выберите ответ
Алгоритм – совершить последовательность направленных на достижение или на решение исполнителю понятное и точное предписание поставленной задачи указанной цели действий Вставьте слова в нужной последовательности
Исполнители Выберите исполнителей ! ! ! ! ! !
Свойства алгоритма О каком свойстве алгоритма идет речь, когда алгоритм при его составлении разбивается на отдельные блоки – шаги ? результативность дискретность Понятность массовость Выберите ответ детерминированность
Свойства алгоритма Свойство алгоритма, состоящее в том, что алгоpитм должен пpиводить к pешению задачи за конечное число шагов ? результативность дискретность Понятность массовость Выберите ответ детерминированность
Свойства алгоритма Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что исполнитель должен выполнять команды алгоритма в строго определенной последовательности ? результативность дискретность понятность детерминированность массовость Выберите ответ
Свойства алгоритма Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что исполнитель алгоритма должен знать, как его выполнять ? результативность дискретность Понятность массовость Выберите ответ детерминированность
Свойства алгоритма Свойство, заключающиеся в том, что один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными ? результативность дискретность понятность массовость Выберите ответ детерминированность
Свойства алгоритма Выберите правильные свойства алгоритма понятность дискретность детерминир-ь результативность массовость абстрактность линейность цикличность ветвление простота записи
Вопросы: Какие из документов являются алгоритмами ? Правило правописания приставок, оканчивающихся на з, с Программа телепередач Кулинарный рецепт приготовления блюда Инструкция по сборке проданного в разобранном виде шкафа Вращение Земли вокруг оси ДА ДА НЕТ НЕТ ДА
Способы записи алгоритма Выберите способ записи графический словесный программный псевдокод Алгоритм. Почистить картошку Дано: Нож, картошка; 1. В правую руку взять нож за ручку 2. Пока картошка не кончилась 3. В левую — взять нечищеную картошку 4. Острой стороной лезвия тонко срезать у картошки кожуру. 5. Положить картошку в кастрюлю. 6. Результат: Картошка почищена.
Способы записи алгоритма Выберите способ записи графический словесный программный псевдокод Начало Конец Ввод N N = 1 да линия N = 2 прям-к да
Способы записи алгоритма Выберите способ записи графический словесный программный псевдокод INPUT “ Введите номер фигуры “ , N IF n = 1 THEN LINE (100, 100)-(100, 200) IF n = 2 THEN LINE (400, 100)-(500, 200), 4, BF IF n = 3 THEN CIRCLE (200, 200), 30: PAINT (200, 200), 14, 15
Способы записи алгоритма Выберите правильные способы записи электронный графический словесный программный псевдокод магнитный визуальный табличный логический оптический
Выполнение алгоритма А теперь вы становитесь исполнителями алгоритмов Ответы дают обе команды на листах ответов Выигрывает та команда, которая первой дает правильный ответ
Выполнение алгоритма Составьте определение по указанному времени: 15:55, 13:30, 04:10, 07:50, 12:25, 20:45 МОДЕЛИ ЭТО РОВАНИЕ МЕТОД ПОЗ НАНИЯ СОСТО ЯЩИЙ В СОЗД АНИИ МОДЕ ЛЕЙ Ответ: МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭТО МЕТОД ПОЗНАНИЯ СОСТОЯЩИЙ В СОЗДАНИИ МОДЕЛЕЙ
Физминутка
Практическая работа на ПК
1) На отметку «4» вам необходимо, пользуясь приведенным алгоритмом нарисовать флаг России. 2) На отметку «5» нарисовать эмблему олимпийских игр и написать алгоритм Алгоритм рисования эмблемы олимпийских игр: 1. 2.
Рефлексия -Больше всего мне понравилось… -Самым интересным сегодня на уроке было… -Самым сложным сегодня было… -Я понял… -Я научился…
Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Н. Д. Угринович, стр. 105-109 (прочитать). 1. Составить алгоритм на тему: как получить «5» на уроке? 2) Творческое сообщение на тему: «Алгоритмы вокруг нас», используя разумные источники. Домашнее задание
Предоставить ход сопернику Взять столько фишек, чтобы в сумме с взятыми соперником получалось 5 Игра Баше Алгоритм выигрыша: Если осталась одна фишка, то – выиграл, иначе вернуться к выполнению команды 1
СПАСИБО за урок!