«Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми старшей группы»

Трифонов Сергей Александрович

Метод песочная игра – это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Он с удовольствием использует миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры ребенок может смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом малыш выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании. Другими словами, ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир с помощью этой терапии ребенок может расслабиться, успокоиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._plan_pesochnaya_terapiya.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по самообразованию:

«Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми старшей группы»

Педагог-психолог: Трифонов С.А.

Образование: высшее

Стаж педагогической работы: 9 лет

Квалификационная категория: I

На период: 2023-2024 учебный год

Актуальность: Метод песочная игра – это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Он с удовольствием использует миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры ребенок может смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом малыш выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании. Другими словами, ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир с помощью этой терапии ребенок может расслабиться, успокоиться.

Почему именно песок? Потому что игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок развивает творческие способности ребёнка и воображение. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Игры в песке развивают фантазию малыша. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря этому происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. С каждым годом детей в «группе риска» становится все больше, а также увеличивается количество воспитанников, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимают психическое напряжение у ребенка. Трогая руками песчинки, ребёнок развивает мелкую моторику рук. Все это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития человека. Игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Многие психологи видят в отдельных песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение жизни во вселенной. Незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики и речи ребенка.

Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений он переносит в реальность.

Итак, центральная психическая функция дошкольников - эмоциональная. С одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны - игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать. Если эта магистральная линия развития - линия развития эмоций - нарушается, нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом. Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности. Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы.

Цель: повысить уровень собственной компетентности в применении песочной терапии  в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи самообразования по теме:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
  • Подготовить и провести психолого-педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;
  • Организовать и провести проект с детьми старшей группы «Песочная страна»

Предполагаемые результаты:

  • Развитие психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
  • Стабилизация эмоционального состояния детей и их физическое оздоровление;
  • Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
  • Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
  • Формирование самосознания и адекватной самооценки;
  • Совершенствование игровой деятельности (песочная терапия);
  • Приобретение опыта самостоятельного выбора исследовательско - творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.
  • Распространение психолого-педагогического опыта: выступление на методических объединениях воспитателей, участие в конференциях и конкурсах разного уровня по теме самообразования.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

«Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми старшей группы»

Месяц

Содержание

работы

Форма представления результатов самообразования

Сентябрь

  1. Изучение литературы по данной теме.
  2. Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач.
  3. Прослушивание семинаров
  4. Мониторинг дошкольников: «Лесенка» (В.Г.Щур)
  • Создание и оформление памяток и консультаций для педагогов и родителей
  • Разработка организованной образовательной деятельности с детьми

Октябрь

  1. ООД «Знакомство с песком и с его свойствами»
  2. ООД «В гостях у Песочной Феи»

Консультации для родителей на тему: «Песочная терапия в развитии детей дошкольного возраста»

Ноябрь

  1. ООД «Как Песочная Фея пригласила детей в  страну Вообразилию»  
  2. ООД «Разговор с ладошками на песке»

Папка – передвижка

«Игры с песком»

Декабрь

  1. ООД «Мы – Победители злости»
  2. ООД «Путешествие на Остров Плакс»

Буклет для родителей: «Игры с песок в домашних условиях»

Январь

  1. ООД  «Разговор с ладошками на песке»
  2. ООД «Рисуем на песке»

______

Февраль

  1. ООД «Испекли мы пирожок»
  2. ООД «Я – Песочный Волшебник»

Информационный стенд: «Значение песка в жизни Вашего ребенка!»

Март

  1. Дидактические игры и упражнения с песком направленные на развитие всех психологических процессов (внимание, память, мышление, восприятие и эмоционально-волевая сфера)

Памятка для родителей:

«Рисуем на песке»

Апрель

  1. ООД «Пишем на песке»
  2. ООД «Жили-были обыкновенные животные  с необыкновенными следами»

Фотовыставка «Пусть не сердятся родители, что измажутся строители».

Май

  1. Мониторинг дошкольников: «Лесенка» (В.Г.Щур)
  2. Написание отчета по проделанной работе на завершающий педагогический совет.
  3. Составление плана на дальнейшую работу по сохранению и укреплению эмоционального состояния в коллективе.

Составление аналитической справки по проделанной работе.