Методическая разработка по теме: "Эмоциональная компетентность как фактор развития коммуникативной культуры педагога"

Трифонов Сергей Александрович

«Современный педагог должен владеть не только наукой воспитания и обучения, но и искусством общения с ребенком и детским коллективом»
Ш. А. Амонашвили

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx45.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме:

"Эмоциональная компетентность как фактор развития коммуникативной культуры педагога"

«Современный педагог должен владеть не только наукой воспитания и обучения, но и искусством общения с ребенком и детским коллективом»
Ш. А. Амонашвили

Главной задачей современной системы образования является создание условий для качественного образования, которая включает в себя формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих у учащихся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Психолого-педагогическая наука при этом доказала: для того, чтобы обучение было эффективным, педагог должен не только владеть системой профессиональных умений, использовать  свои теоретические знания, но и уметь создавать в группе атмосферу взаимопонимания, доверия, способствующую контактам, развитию, творческому общению.

Педагогическое мастерство педагога как раз и состоит в том, чтобы уловить своеобразие каждого ребенка, быть внимательным ко всему, что происходит на занятие, своевременно и правильно реагировать на поведение.

Важным является также умение педагога уйти от стереотипов и организации взаимодействия с воспитанниками. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, должно быть замещено взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и воспитанников. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимоприятие, поддержка, доверие, и др. Так одни педагоги, вступая во взаимодействие с детьми, активизируют у них познавательный интерес, поддерживают положительную эмоциональную атмосферу при обучении, а другие вносят во взаимоотношения с воспитанниками напряженность и провоцируют у них развитие тревожных состояний, отрицательных эмоций и негативных переживаний. Раздраженный тон педагога, окрики, опрос с вербальной и эмоциональной агрессией, предвзятость, негативная жестикуляция, воспринимаемая учащимися как угроза, ведет к негативным эмоциональным состояниям, выраженными нарушением взаимоотношений в диаде «педагог-ребенок».

Поэтому, на сегодняшний день, актуальной является  работа с педагогическими работниками, направленная на развитие эмоциональной компетентности при  взаимодействии педагога и воспитанника, на обучение навыкам конструктивного, бесконфликтного общения, расслабления и снятия напряжения,

     Проведение семинара с элементами тренинга предполагает интенсивную самостоятельную работу участников и ведущего по поводу заданной им темы и позволяет обеспечить педагогов возможностями практического использования теоретических знаний.  В ходе данного мероприятия происходит непосредственный обмен опытом педагогов, рассматриваются варианты решения тех или иных проблем.

Цель:  Повышение уровня  коммуникативной культуры педагога через развитие эмоциональной компетентности  при взаимодействии с  детьми.

Задачи:

  1. Создать благоприятные условия для работы группы.
  2. Помощь педагогам в осознании значимости заявленной проблемы.
  3. Повысить коммуникативную компетентность педагогов.
  4. Сформировать мотивацию для анализа участниками собственных педагогических взглядов и установок, своих индивидуальных особенностей как личности и как профессионала, повышение уровня осознанности влияния установок на профессиональную деятельность.
  5. Создать условия для формирования навыков рефлексии, самоанализа и самораскрытия.
  6. Обучить  педагогов навыкам релаксации и саморегуляции.

Состав группы и режим работы

Состав группы педагоги ДОУ

Программа семинара  с элементами тренинга

№ п/п

Название упражнения

Цель

Время

1

Краткое теоретическое введение в проблему

  • введение в тему;
  • помощь в осознании значимости заявленной проблемы.

5  минут

2

«Снежный ком»

  • Создание доброжелательной атмосферы, снятие тревожности.

5 минут

3

«Дерево ожиданий»

  • актуализировать внимание участников, получить информацию о том, что они ожидают от занятия.

5 минут

4

«Правила группы»

  • Ознакомление с основными правилами работы в группе.

5 минут

5

«Атомы»

  • Настрой на работу,  повышение уровня работоспособности участников. Деление участников на команды.

3  минуты

6

«Эмоциональная подготовка класса к уроку»

  • Обучение педагогов использованию эмоционально-положительно окрашенным выражениям  при взаимодействии с учащимися.

5 минут

7

«Давление»

  • осознание привычного способа взаимодействия, поиск более комфортных и компромиссных путей для осуществления общения, а также при разрешении сложных ситуаций.

5 минут

8

«Психологическая поддержка»

  • показать значимость безоговорочно положительного отношения к учащемуся.

5 минут

9

«Определение эмоционального состояния учащихся»

  • осознание педагогом эмоционального состояния учащегося  на уроке.

5 минут

10

«Я- высказывания»

  • овладение навыками конструктивного взаимодействия с помощью «Я- высказываний».

5 минут

11

«Педагогическое взаимодействие»

  • знакомство с классификацией педагогических позиций;
  • анализ и осознание своей педагогической позиции.

5 минут

12

«Кто я? Кто ты?»

  • получение обратной связи, понимание и соотнесение своих взглядов и мнений с взглядами и мнениями своих коллег в отношении педагогического взаимодействия.

5 минут

13

«Зато…»

  • снижение уровня фрустрации или стресса;
  • поиск возможных путей разрешения проблем.

5 минут

14

«Водопад»

  • обучение навыкам релаксации;
  • получение позитивных переживаний.

5 минут

15

«Подведение итогов»

  • осознание значимости заявленной проблемы;
  • обобщить полученный в ходе семинара материал.

5 минут

  1. Краткое теоретическое введение в проблему.

Один из критериев продуктивного педагогического общения — это создание благоприятного психологического климата, формирование определенных межличностных отношений в учебной группе.

Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной «Я-концепции» личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. 

Формирование внутренней личностной позиции педагога, ориентированной на интересы учащегося, перспективы его развития, на восприятие воспитанников как равноправных партнеров в условиях сотрудничества, невозможно без переосмысления собственных педагогических взглядов, убеждений, без самоанализа, самопознания и самоопределения личности в целом.

Поэтому  в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной компетентности педагога. Под эмоциональной компетентностью мы понимаем интегративное личностное образование, включающее в себя совокупность эмоциональных, коммуникативных, регуляторных,  личностных свойств и способностей, обеспечивающих осознание, применение и регуляцию состояний и чувств других людей, самого себя.

Базовым компонентом эмоциональной компетентности является эмпатия. Уметь сопереживать ребенку, сочувствовать ему, проявлять доброжелательность, чувство сопричастности ко всем его победам и поражением - одно из ведущих качеств личности педагога. Включенный в педагогическую деятельность, педагог должен не только анализировать свои профессиональные и личностные возможности воздействия на ребенка, но и посредством эмпатии проникнуть в мир его интересов и увлечений. Чем выше у педагога уровень эмпатии по отношению к воспитанникам, тем точнее он может прогнозировать поведение в различных ситуациях, предвосхищать результат различных педагогических воздействия. Эмпатия определяет способность строить отношения сотрудничества и сотворчества. Обучение и воспитание становится эффективным лишь тогда, когда педагог понял ребенка, проявил к нему внимание, помог ему.

Не менее важным качеством, которое входит в структуру эмоциональной компетентности педагога является коммуникативная толерантность. Подлинное общение с детьми и другими участниками образовательного процесса предполагает принятие человека таким, какой он есть, терпимость к разнообразию личностных, поведенческих интеллектуальных проявлений. Толерантный педагог учитывает различные психофизические возможности, темп, стиль усвоения материала разными учащимися, не делает категоричных оценок, стремится качественно оценивать разные стороны деятельности учащегося. Такой педагог всегда даст ребенку шанс быть самим собой.

Очень важно отметить, что эмоциональное отношение педагога к воспитанникам во многом определяет успех его педагогической деятельности и эмоциональное благополучие дошкольника в процессе обучения.

Содержание предлагаемых в ходе нашего мероприятия игр и упражнений поможет осознать и прочувствовать смысл личности, т.е. позволит получить собственный опыт адекватного восприятия позиции педагога.

  1. Упражнение: «Снежный ком».

Инструкция: Каждый участник называет свое имя и подбирает на первую букву своего имени прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности. Например: «Я Марина. Я мудрая». Следующий участник в кругу говорит: «Представляю вам Мудрую Марину, а я - …», при этом называя себя. Следующий представляет двух предыдущих членов группы и называет себя и т.д.

  1. Упражнение  « Дерево ожиданий»

Необходимые материалы: ватманы с нарисованным деревом, стикеры в вид листочков или яблочек.

Инструкция: Участникам предлагается на стикерах написать свои ожидания от тренинга, озвучить их и наклеить на нарисованное на ватмане дерево.

  1. Упражнение: «Правила группы»

Инструкция: Участникам предлагается принять правила общения, для того, чтобы оно было продуктивным. Эти правила позволяют всем участникам быть услышанными и услышать мнения других.

Всем участникам предлагается проголосовать за правила:

  • Говорить и чувствовать здесь и сейчас: все, что чувствуешь ты, все, о чем ты думаешь, заслуживает внимания, в твоих словах нет ничего «заумного» или «глупого». Это касается слов и чувств других членов коллектива.
  • Доверять своим субъективным ощущениям: они часто более достоверны, чем разумные обдуманные высказывания.
  • Открытость, откровенность.
  • Слушать других.
  • Не заставляй других думать, как ты: это другой человек – он вправе чувствовать по-другому.
  • Я - высказывания: говорить только о своих чувствах.

Комментарии: В целях сохранения времени лучше предложить участникам готовый набор правил, содержание которого может варьироваться в зависимости от целей. В дальнейшей работе на занятии ведущему рекомендуется  следить за соблюдением правил участниками.

  1. Упражнение «Атомы»

Инструкция: Все участники двигаются в беспорядочном движении, ведущий в любой момент говорит: «Объединитесь в молекулу по 2 атома», «по 3 атома», «по 4 атома», «и последнее - 5 атомов». Когда объединились по 5 атомов, получилось 3 команды, и в таком составе участники переходят к следующему упражнению.

  1. Упражнение «Эмоциональная подготовка»

Информация: для того, чтобы начать занятие, педагогу необходимо совершить некие действия, которые в планах урока часто попадают в категорию: «организационно-установочный этап», или «ориентировочно-мотивационный этап», или «подготовка учащихся к работе», или «создание благоприятной атмосферы на уроке и оперативное включение учащихся в деятельность».

А какие действия педагога целесообразны на этом этапе?

Что происходит с учащимися, когда они слышат следующее? (Эти высказывания можно обсудить с группой).

«Я сегодня волнуюсь, волнуетесь и вы…»

«Не бойтесь, эти люди здесь не для того, чтобы нас оценивать…»

«На уроке не будет ничего страшного… «

А как лучше сказать? (Участники конструируют вводные фразы учителя на уроке. Можно выделить уроки разного характера: настрой на контрольную работу, на открытый урок, проверки знаний, нового материала и т.п.)

Избежать применения выражений, содержащих отрицание, может оказаться весьма трудным. Настолько трудным, насколько вообще трудно говорить фразами, в которых словам тесно, а мыслям просторно.

Инструкция: Участники группы объединяются в подгруппы по 4-5 человек. Дается задание в подгруппы: переконструировать высказывание из левой части таблицы в положительную формулу (в правой приведены варианты ответов для ведущего).

Негатив

Позитив

Не наваливайтесь на стол

Отойдите от стола

Не могу вести семинары

Возможно через год или два я смогу вести семинары. Я могу провести семинар в аудитории из одного - двух человек

Не хочу есть

Я сыт

Не могу занять тебе денег. Нет денег

Деньги у меня все расписаны на другие важные дела. На кредитование в моем бюджете ноль копеек. Возможно через полгода ... я вам одолжу часть этой суммы

Здесь Вы находитесь в безопасности

Это надежное, укромное место

Не путайся под ногами

Посиди спокойно

Не хочу пить

Я уже пил.

Безопасный.

Надежный, защищенный, сохранный, укромный, стабильный

Не выходите из класса

Оставайтесь в классе

Я хочу бросить курить

Я начинаю здоровый образ жизни

Курение помогает снять стресс

Курение способствует лучшей концентрации

Вода не выходит из ванны

Вода остается в ванне

Неправда

Ложь.

Неудовлетворенность

Желание.

Разочарование

Тоска, печаль, грусть.

Мне чай без сахара.

Мне только заварку и кипяток

Обсуждение: По окончании работы целесообразно обсудить – легко или трудно было переформулировать высказывания, какое отношение вызывают слова «безопасный», «стресс», «неудовлетворенность», к чему может привести перевод негативного высказывания в позитивное.

  1. Упражнение «Давление»

Инструкция: Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.

По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится.

Обсуждение: Было ли указание сопротивляться левой рукой? Почему не получилось выполнить задание?

Ключевой момент – интересы сторон. Почему противоположная сторона себя ведет именно так?

Идеи, выносимые на обсуждение:

1.  В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, т.е. агрессия рождает агрессию.

2. Если педагог настроен недружелюбно по отношению к детям, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.

  1. Упражнение «Психологическая поддержка»

Инструкция: Двое желающих выходят за дверь. Оставшимся дается  задание: задумать предмет из имеющихся в помещении и место, на которое активному участнику необходимо будет его перенести. Сложность упражнения заключается в двух моментах.

Во-первых, ни сам предмет, ни его новое место не называются напрямую, а ответы с уточнениями на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер.

Во-вторых, группе дается задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации), а второму — положительное (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплиментов и т.д.).

Приглашается активный участник и ему дается задание: определить задуманный группой предмет и перенести его на другое место. Процедура совершается по очереди с каждым игроком, отличаясь только в характере эмоционального подкрепления.

Обсуждение: Первыми высказываются («выпустить пар») активные участники упражнения.

Вопросы для обсуждения

Как вы чувствовали себя в своей роли?

Какие чувства вызвала у вас реакция группы?

Как вы чувствуете себя сейчас?

Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?

Идеи, выносимые на обсуждение

Безусловно положительное приятие подростка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих.

С выданным за несколько минут шквалом отрицательного подкрепления первый игрок справился, так как понимал, что это — игра.

Учащемуся такое количество негативных оценок выдается порциями и растягивается на весь период пребывания в учебном заведении (на несколько лет). Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые помогли бы ему справиться с переживаниями, таким образом у подростка может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику.

Даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявится не в том, чтобы всегда только хвалить воспитанника, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы учащемуся.

  1. Упражнение на определение эмоционального состояния учащихся.

Инструкция: По словесному описанию поз и жестов определите эмоциональное состояние воспитанника.

1. воспитанник сидит, придерживая  свешивающуюся голову, глаза полузакрыты; машинально что-то рисует на бумаге, теребит ручку и карандаш. Внешне заторможен. (Скука.)

2. воспитанник часто покашливает, наблюдается изменение тона голоса, подтягивание ладоней к губам и подбородку, подрагивание шеи, затылка, волос, движения мелкие, суетливые. (Нервозность.)

3. воспитанник стоит, заведя руки за спину, и сильно сжимает одной рукой другую (если сидит, то скрещивает ноги). (Самоконтроль.)

4. воспитанник переплетает пальцы рук: большие пальцы нервно двигаются и пощипывают ладони; ученик грызет или сосет конец карандаша, трогает спинку стула и раскачивает ее, но не садится; топчется, перебирает ногами. (Неуверенность.)

5. воспитанник стоит, скрестив руки на груди. (Недоверие и закрытость, психологическая защита.)

А сейчас я предлагаю вам разделиться на подгруппы и поработать сообща. Участники делятся с помощью расчета на первый – четвертый. Затем все первые номера объединяются в подгруппу, аналогично – вторые и т. д.

Каждая подгруппа работает с заданием, которое ей выпадает по жеребьевке.

Обозначьте качества, которые присуще личности, с вашей точки зрения. (Варианты: честный, независимый, чистосердечный, дерзкий, внимательный, лидер, инициативный, хороший организатор и т. п.) 

Обозначьте качества ребенка, за которого вы спокойны. (Варианты: малоподвижный, отходчивый, пассивный, необщительный и т. д.) 

Какими качествами, на ваш взгляд, обладает «идеальный ребенок». (Варианты: умный, обучаемый, лидер и т. п.) 

Обозначьте, какими качествами обладает «ребенок, который раздражает взрослого». (Варианты: агрессивный, глупый, ябеда, жадный, конфликтный, хитрый, капризный, грубый, расторможенный, ленивый, неряшливый, жестокий, злой, неухоженный, невнимательный, невоспитанный и т. п.) 

Время на выполнение задания семь–десять минут. Затем каждая подгруппа зачитывает свои варианты, а остальные их дополняют.

Обсуждение: 1. Личностью не рождаются, ею становятся во время включенности ребенка в социальные отношения и деятельность. Личность характеризуют такие качества, как активность, заинтересованность, индивидуальность, гуманность, доверие к людям, справедливость, критичность по отношению к себе и другим и др. Таким образом, ваше субъективное представление о личности совпало с научно-теоретическим.

2. К сожалению, такие качества не способствуют воспитанию здорового, благополучного в физическом, психологическом и социальном плане ребенка. Малая подвижность может быть связана с нарушением соматического здоровья и обмена веществ. Пассивность и необщительность могут быть признаками замкнутой, с выше среднего или высоким уровнем тревожности, то есть признаками дезадаптации и психологического неблагополучия.

3. Количество качеств, обозначенных вами, позитивного характера, говорит о том, что у вас есть эталон, «идеальная норма», к которой в воспитании ребенка необходимо стремиться. «Идеальная норма» не существует в реальности, она обоснована теоретически. Однако если педагог руководствуется в своей профессиональной деятельности только «идеальной нормой», без учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, он завышает уровень требований к нему. К чему это может привести, как вы думаете? (Варианты ответов.)

4. Качества «ребенка, который раздражает взрослого»: агрессивный, глупый, ябеда, жадный, конфликтный, хитрый, капризный, грубый, расторможенный, ленивый, неряшливый, жестокий, злой, неухоженный, невнимательный, невоспитанный. Что сразу же бросается в глаза? Мы подчас стараемся устранить не причину нарушения поведения ребенка (соматическое нарушение, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, проблемы в адаптациии т. п.), а следствие – само поведение (грубость, агрессивность, ябедничество и т. п.).

  1. Упражнение «Я-высказывание»

Инструкция: Один из способов открытого выражения желаний и чувств может служить приём «Я-высказывания» Этот приём помогает дать партнёру по общению обратную связь, не перекладывая на него ответственности.

Общая схема проговаривания в рамках этого приёма такова:

Событие – Реакция – Причина напряжения (без интерпретации):

Событие

Реакция

Причина напряжения

Когда вы кричите (говорите, делаете)…

Я чувствую себя (беспомощной, злой, обиженной, у меня возникают проблема)…

Я не могу сосредоточиться, я хочу и не могу высказать вам свою точку зрения, потому что у меня были совершенно другие планы…

Сформулируйте «Я-высказывание» на предлагаемые ситуации:

  • воспитанник пропустил три дня учебных занятий.
  • воспитанник часто опаздывает.
  • воспитанник притесняет более слабого в группе.
  • воспитанник вам нагрубил.

  1.  Педагогическое взаимодействие

Материалы: флипчарт, маркеры.

Инструкция: Одним из факторов, влияющих на профессиональное и личностное самоощущение, является позиция, которую педагог занимает по отношению к детям. Образная классификация в описательной форме позволяет наиболее тонко прочувствовать особенности педагогов, занимающих ту или иную позицию, воздействия на ребенка. Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.

Ведущий зачитывает характеристику, записывая на флипчарте названные модели педагогических позиций.

Модель 1 – "Сократ". Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

Модель 2 – "Руководитель групповой дискуссии". Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

Модель 3 – "Мастер". Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

Модель 4 – "Генерал". Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

Модель 5 – "Менеджер". Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

Модель 6 – "Тренер". Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.

Модель 7 – "Гид". Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

Важно, что «чистых» педагогических позиций не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной.

Затем ведущий предлагает каждому участнику определить свою принадлежность к одной позиции.

Обсуждение: Какие трудности возникали при самоопределении педагогической позиции? Для чего мы познакомились с данной классификацией?

  1. Упражнение «Кто я? Кто ты?»

Материалы: конверты, ручки по количеству участников, листы формата А6 каждому столько, сколько участников.

Инструкция: Ведущий раздает каждому конверт, ручку и листы А6 по количеству присутствующих. Далее предлагает написать на конверте ФИО и передать его по кругу. Тот, кто получил в руки чей-либо конверт, записывает на листке ту педагогическую позицию, которая по его мнению характерна для хозяина конверта; вкладывает этот лист в конверт и передает следующему. И так по кругу, пока все участники не получат свои конверты. Затем участники вскрывают их, читают содержимое и соотносят свое мнение с мнение своих коллег.

Обсуждение: Какие трудности вызвало это упражнение? Что вы чувствовали, когда читали мнения других? Оправдались ли ожидания? Есть ли повод для самоанализа?

Комментарии: Одним из достоинств данного упражнения является объективность обратной связи, в связи с анонимностью.

Во время чтения вскрытых конвертов ведущему желательно наблюдать за реакцией участников и выводить на обсуждение тех, кто ощущает негативные эмоциональные переживания, изумления.

  1. Упражнение «Зато…»

Материалы: Листы и ручки для каждого участника, «волшебный мешок».

Описание: Ведущий предлагает каждому участнику вкратце описать на листке бумаги какую-либо актуальную проблему, неразрешенную ситуацию на данный момент или трудноразрешимую (допускается анонимность авторства).

Далее ведущий собирает листы, помещает в «волшебный» мешочек и перемешивает. Участникам предлагается следующая процедура обсуждения: каждый по кругу вынимает один лист из мешочка с описанной проблемой и приводит как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая или даже выгодная с помощью связок типа «зато…», «могло бы быть и хуже…», «здорово, ведь теперь…».

Обсуждение: Что чувствовали в тот момент, когда осуществлялся поиск возможных путей разрешения конкретно вашей ситуации? Все ли зачитанные ситуации оказались неразрешимыми? Получили ли реальную помощь в разрешении проблемы?

Комментарии: Если участник по какой-либо причине не смог справиться с заданием и не смог найти путь, то ведущему к анализу и обсуждению стоит подключить всю аудиторию.

  1. Упражнение «Водопад»

Материалы: релаксационная музыка

Инструкция: Ведущий обращается к участникам: «Закройте, пожалуйста, глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь. Представьте себе жаркий летний день. Вы идете по лесной тропинке, вдыхаете аромат разнотравья, слушаете пение птиц… И вот вы слышите необычный звук. Вам интерес- но, что это, и вы идете на этот звук. И неожиданно перед вами появляется водопад. Несмотря на палящую жару, воздух здесь свежий. Капли воды попадают вам на лицо, руки… Вы делаете робкие шаги в воду и становитесь под водопад. Вода чистая и теплая. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам, ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом — пусть вода омоет ваше лицо, тело, унесет все тревоги, неприятности, усталость… Вы чувствуете легкость во всем теле. Выйдите из водопада, пусть солнце согреет и обсушит вас… Пора возвращаться обратно. Оставьте в памяти те приятные впечатления, которые вам удалось получить от этого путешествия… Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза. Потянитесь.»

Обсуждение: Поделитесь впечатлениями.

Это простой и очень эффективный способ снятия стрессового напряжения. Когда вы слишком расстроены, напряжены о т тревоги, вы можете использовать это упражнение

  1. Упражнение:  «Подведение итогов»

Инструкция: Участникам предлагается объединиться в тройки и составить небольшую (5-6 пунктов) памятку коллегам, которые не присутствовали на тренинге. Можно использовать собственный опыт, который не проговаривался в процессе тренинга, а также приобретенные в процессе тренинга знания, которые они посчитали наиболее полезными.
Когда памятка составлена, подгруппа передает ее по часовой стрелке в другую подгруппу, которая отмечает галочкой наиболее важный, по мнению всех участников подгруппы пункт. Таким образом, каждая памятка обходит весь круг участников и возвращается к авторам, которые выделяют свою самую ценную рекомендацию и сообщают ее группе. При желании группа может составить одну общую памятку, которую педагоги могут использовать в своей работе.

В заключение ведущий предлагает участникам сообщить группе – что лично для каждого было важным в общей работе.

Литература:

  1. Андреева И.Эмоциональная компетентность в работе учителя/

И. Андреева //Педагогическая техника.2006.№2.

  1. Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М., 2002.
  2. Верхозина О.А. Психологические аспекты эмоциональной компетентности педагогов и учащихся в межличностном педагогическом взаимодействии. Учебно-методическое пособие  / О.А. Верхозина. Иркутск. ИПКРО, 2010.
  3. Емельянова Е.В.. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб.: Речь, 2008. - 336 с.
  4. Искусство вести за собой… Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств/ Под ред. д. п. н. С. В. Тетерского. – М.: АРКТИ, 2007.
  5. Клюева Н. В. Технология работы психолога с учителем. – М., 2000.
  6. Кривцова С.И. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. - М.,Генезис, 1997.
  7. Кривцова С.И., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М.:Генезис, 1997.
  8. Лаврова В. Ф. Решаем проблемы: психологические техники/ В. Ф. Лаврова – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  9. Мардер Л. Тренинг педагогической осознанности //Школьный психолог,  №22, 2003.
  10.  Розанова Е. Г. Книга игр. – Москва.: «РОСМЭН», 2000.