статья

Луценко Елена Николаевна

Статья на тему "Методика организации учебного сотрудничества на уроках окружающего мира", в которой говорится о  внутренней стороне самостоятельности,   образующей потребностно-мотивационная сферу, усилия воспитанников, направленные на достижение цели без посторонней помощи.В течение урока учитель использует не только фронтальную и индивидуальную формы работы, но и учебное сотрудничество. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.7 КБ

Предварительный просмотр:

Методика организации учебного сотрудничества на уроках окружающего мира.

Луценко Елена Николаевна

учитель начальных классов

МОУ гимназия № 4

г. Волгоград, Волгоградская обл.

         Изучение окружающего мира оказывает плодотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность.

            Задача учителя - воспитать у ребенка желание правильно применять полученные знания, объективно оценивать свое поведение в социальной и природной среде, сравнивать его с образцовым. Именно уроки окружающего мира позволяют перевести знания в самостоятельную деятельность: труд на природе, помощь сверстнику, проявление внимания к взрослому и др.

Самостоятельность ученика на уроках окружающего мира выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению. Она проявляется, например, в умении по-своему подойти к анализу сложных учебных задач и выполнению их без посторонней помощи. Самостоятельность школьника на уроках окружающего мира характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других.

            Внешними признаками самостоятельности учащихся на уроках окружающего мира являются планирование ими своей деятельности, выполнение заданий без непосредственного участия педагога, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, ее корректирование и совершенствование. Внутреннюю сторону самостоятельности образуют потребностно-мотивационная сфера, усилия воспитанников, направленные на достижение цели без посторонней помощи.

Таким образом, в течение урока учитель использует не только фронтальную и индивидуальную формы работы, но и учебное сотрудничество.

Учебное сотрудничество – это работа в парах, группах и командах, а также игра в организацию, игра в обучение. Основная цель этой работы – развитие мышления учащихся.

Главная идея обучения в группах - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Девиз обучения: «Помогая другим, учимся сами!» или «Помоги другому и поймёшь сам!»
Сущность группового обучения состоит в следующем: на групповых занятиях происходит взаимодействие между педагогом и учащимися и между учащимися.

Например, на  уроках окружающего мира перед детьми ставилась проблема: происходят ли изменения в живой природе с приходом весны.

  Обучающих разделили на 4 группы. При формировании учебной группы важно учитывать не только учебные возможности ученика, но и качества его характера. Это необходимо для создания соответствующего комфорта в учебной  деятельности.  И так как создаваемая группа является единым целым, то каждый ребенок должен быть задействован в работе. И потому методика такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности. В каждой группе был выбран командир, докладчик, секретарь, контролер.

Первой группе предложили срезать веточку сирени, второй- веточку акации, третьей - веточку черемухи, четвертой – веточку смородины и поставить их в воду. Затем решили, что веточки будут стоять дома у командиров групп. Участники групп должны собираться у своего командира в определенные дни. В обязанности секретаря входила запись изменений, происходившим с объектом наблюдения. Контролер следил за погодой и вел дневник наблюдений. Командир отвечал за работу в целом. По окончании эксперимента, дети принесли все веточки в класс, а докладчик от каждой группы доложил о всех изменениях произошедших с  их объектом наблюдения.

Предлагая обучающимся тестовые задания ведется работа в парах. Задача пары состоит в том, чтобы не только правильно выполнить тест, но и правильно оценить его.

 При изучении Солнечной системы детям предлагалось творческое задание:

1 группа – презентация о Солнечной системе.

2 группа – доклад о горячих планетах Солнечной системы.

3 группа – доклад о холодных планетах Солнечной системы.

4 группа- презентация о нашей Галактике.

Групповая работа позволяет каждому ребенку в процессе эмоционального переживания приобрести опыт самовыражения. Совместные переживания объединяют детей, служат основой для развития межличностных отношений.