Содержание коррекционной работы в рамках ФГТ.
Раздел Программы "От рождения до школы" Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и др.- «Содержание коррекционной работы».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №17»
ДОКЛАД
Тема: Содержание коррекционной работы в рамках ФГТ.
Составила:
учитель-логопед Болотова Н.В.
УМЦО г. Сергиев Посад, 2012г.
Содержание коррекционной работы в рамках ФГТ.
Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственным требованиями дошкольного образования (далее – ФГТ) направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной программы дошкольного образования.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Цель коррекционно – логопедической работы – возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении. Планируемые итоговые результаты усвоения Программы едины, как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речи.
Программа коррекционной работы в группах компенсирующей направленности в соответствии с ФГТ направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе.
Раздел Программы «Содержание коррекционной работы» входит в обязательную часть Программы, поэтому объём раздела «Содержание коррекционной работы» рассчитан в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, со спецификой дошкольного образования, реализуется в группах компенсирующей или комбинированной направленности, построен в соответствии с режимом пребывания детей в образовательном учреждении, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности и рассчитан на 2 года обучения и воспитания детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи: первый год обучения – 5-6 лет, второй год обучения - 6-7 лет, в основе которого положена «Программа коррекционного обучения и воспитания детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной и методические разработки других авторов.
Содержание коррекционной логопедической работы в соответствии с ФГТ обеспечивает:
1. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных общим недоразвитием речи; а именно: усвоение лексических и грамматических средств языка, формирование полноценной звуковой стороны речи, фонетико-фонематического восприятия и слоговой структуры слов, подготовка к обучению грамоте, развитие связной речи.
2. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
ТПМПК организуется по приказу Управления в соответствии с графиком и проходит с февраля по май. Существует Приказ Министерства образования правительства Московской области за № 209 от 15 февраля 2011 г. «О совершенствовании работы государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центра психолого-медико-социального сопровождения Московской области и психолого-педагогических комиссий Московской области». В данном приказе утверждены формы протоколов обследования, отчёта и, что наиболее важно, утверждена форма психолого-педагогической характеристики на детей дошкольного и школьного возраста.
В соответствии с этим приказом в состав ТПМПК должны входить: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, врач-педиатр, врач-психиатр детский. При необходимости в состав ТПМПК могут быть включены и другие специалисты.
У нас в состав комиссии входят логопеды и специалисты Управления образования, но дети приходят на ТПМПК с характеристиками из детских садов и мед. заключениями специалистов детской поликлиники.
Проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия, а так же существует самостоятельная деятельность ребёнка с ОНР в специально организованной пространственно – речевой среде.
В первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) 11 фронтальных занятий по развитию лексико-грамматического строя речи, 11 фронтальных занятий по развитию связной речи и 11 фронтальных занятий подготовки к обучению грамоте. Во второй период обучения (декабрь, январь, февраль и март) : по 15 фронтальных занятий по развитию лексико-грамматического строя речи, развитию связной речи и подготовки к обучению грамоте. И в третий период обучения (апрель-июнь) проводится по 8 занятий по развитию грамматики, лексики, связной речи и подготовки к обучению грамоте. Первые две недели сентября производится обследование психоречевого развития детей. В июне фронтальные занятия не проводятся.
По фронтальным занятиям составляется рабочая программа, которая утверждается старшим воспитателем.
3. Возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении. С этой целью проводятся промежуточные и итоговый мониторинги достижения планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учётом проводимой (или проведённой) коррекционной логопедической работы, что включает в себя оценку степени сформированности слоговой и звуковой структуры слов, словообразовательных навыков, возможности грамматического структурирования, связную речь и исследование импрессивной речи.
Раздел «Содержание коррекционной работы» в соответствии с ФГТ содержит:
1. Перечень, план и содержание индивидуальных коррекционых мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи.
2. В разделе описана система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей. Это ТМПК ( о ТПМПК говорили выше), обследования речи, мониторинг динамики развития и коррекции речи детей, их успешность в освоении программы, планирование коррекционных мероприятий.
На сегодняшний момент существует достаточное количество методик и методов для обследования речи ребёнка-дошкольника. Я использую пособие по диагностике речевых нарушений под редакцией Г.В. Чиркиной «Методы обследования речи детей» и практическое пособие Филичевой и Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», в котором имеется глава «Изучение детей с общим недоразвитием речи». Также существуют: «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» ,авторы О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова, где тестовые задания разработаны для детей 4–5, 5–6, 6–7 лет; «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3–6 лет с речевыми нарушениями», авторы Кабанова Т.В., Домнина О.В.; «Методика диагностики языковой способности ( для детей 3-7 лет)» Микляевой Н.В.; для раннего выявления интеллектуального развития существует методика Стребелевой Е.А. «Ранняя диагностика умственного развития». Сюда относятся различные авторские методики (например: «Методика обследования речевого развития старших дошкольников» Хваловой В.В..), нейропсихологические методы диагностики речи (к примеру, Фотековой Т.А. и Т.В. Ахутиной).
3. Описание специальных условий коррекционно-логопедического обучения и воспитания детей: указаны специальные коррекционные программы и методические разработки авторов, работающих над преодолением общего недоразвития речи, указан перечень специальных методических пособий и дидактических материалов, перечислены технические средства и пособия, используемые в коррекционно-логопедической работе во время фронтальных и индивидуальных занятий, и оборудование логопедического кабинета. Коррекционные программы, конечно, те, которые рекомендованы или имеют гриф «допущено» Министерством образования и науки РФ. Наши логопеды используют в своей работе программу Филичевой и Чиркиной «Программа коррекционного обучения и воспитания детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи» и Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (В подготовительной к школе группе)». Есть и другие программы и методические пособия: Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)»; Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»; Лопатина Л.В., Голубева Г.Г., Баряева Л.Б. «Программа логопедической работы в ДОУ»; Кислякова Ю.Н. и др. «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи»; Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. « Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников»; Коваленко И.А.« Волшебный мир слов и предложений»; Ткаченко Т.А. « Если дошкольник плохо говорит» и др. . Особенно хотелось бы отметить существование «Логопедических домашних заданий для детей 5-7 лет с ОНР» Теремковой Н.Э., состоящих из 4 альбомов.
4. В содержании отражено взаимодействие учителей-логопедов с воспитателями и другими специалистами в разработке и реализации коррекционных мероприятий, что отражено в планировании лексических тем, совместных итоговых или праздничных мероприятиях, драматизациях, инсценировках, музыкальных сказках, в рекомендуемых логопедических играх, создании коррекционно-развивающей среды или подборке речевого материала для автоматизации поставленных звуков, развитию лексико-грамматического строя речи, развитию связной речи и подготовки к обучению грамоте. Учитель-логопед взаимодействует с медицинским работником, который изучает и оценивает соматическое здоровье и состояние нервной системы ребёнка с ОНР; с музыкальным руководителем, во время занятий которого совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, чувства ритма, просодическая сторона речи. Также учитель-логопед взаимодействует с семьями детей. Формы взаимодействия специалистов отражены в планировании мероприятий: педсоветы, консультации, тренинги, семинары – практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий, рекомендации и др..
Таким образом, раздел Программы «Содержание коррекционной работы» разрабатывается учителями-логопедами в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ № 655 от 23 ноября 2009 года Министерства образования и науки Российской Федерации), что соответствует единым требования к раскрытию содержания Программы и существенно облегчает отчётность.