Разъяснение понятия Социально-экономическая система

Липартелиани Ольга Николаевна

Для понимания хода развития нашего общества и нашей страны в целом учащимся необходимо давать разъяснение понятия Социально-экономическая система.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 О.Н. Липартелиани

 учитель истории и обществознания

 ГБОУ «Набережночелнинская школа № 87для детей с ОВЗ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗЪЯСНЕНИЯ ПОНЯТИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

В первой четверти XXI столетия налицо растущие темпы изменения и интеграции мировых социально-экономических систем

 Социально-экономическая система - это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов по поводу производства и  распределения  материальных и нематериальных ресурсов. К социальным институтам относят производство, государство, образование, семью, религию и другие. Все они тесно взаимосвязаны между собой. Например, в ходе изучения обществознания обращаемся к изучению производственных институтов (ферма, фабрика, торговая фирма), занятых производством таких социальных благ как пищи, одежды, жилья, транспорта, услуг.

Средняя школа сегодня призвана обеспечить подготовку субъектов социального действия к решению  планетарных задач по преумножению  сотрудничества и взаимосвязи развития стран мира, стоящих перед человечеством. Учитель истории особо ответственен за эвристическую работу по пониманию учащимися современных региональных и мировых процессов. Для того чтобы добиться усвоения систематизированных знаний учащихся 10-11 классов о динамичном развитии социально-экономических систем на наш взгляд необходимо на уроках истории обращаться к изучению опыта «экономического чуда» ФРГ, Франции, Италии 1950-1960-х гг.

Например, Германия на пороге III тысячелетия знакома всем как одно из развитых государств постиндустриального общества, а ведь начинался ее переход к рыночной экономике после 1945 г. На уроке истории по данной теме с учащимися,  используя их навыки работать с ресурсами сети интернет и инновационными технологиями обучения, учитель может выбрать работу по анализу исторических источников в классе, анализируя работу министерства экономики ФРГ во главе с Л. Эрхардом. В ходе  изучения Конституции Германии 1949 г. и  Закона ФРГ о защите прав работающей молодежи 1960 г. возможно раскрыть  картину хозяйственного и социального развития страны после Второй мировой войны [1].

Используя знания конкретной немецкой программы, можно методом сравнения проанализировать текущее социально-экономической развитие Германии и России сегодня, увидеть как, применяя методы стимулирования предпринимательства и денежную реформу, можно умело направлять инвестиции в основные отрасли промышленности: жилищную (особо важную для благосостояния населения), химическую, металлургическую, машиностроение, электротехническую [2]. В ходе изучения темы учащиеся самостоятельно приходят к выводу о том, что решение социальных задач осуществляется не за счет максимума государственной социальной поддержки, а за счет создания условий эффективной занятости населения.

Опираясь на межпредметные связи истории и обществознания, учитель может попросить вспомнить, чем оправдывалась политика государственного экономического регулирования 1950-1960 гг. и на чьи идеи она опиралась? (На идеи Дж.М. Кейнса. С помощью макроэкономических методов (налогов, инвестиционной политики, эмиссии денежной массы, государственных дотаций) он предлагал решить социальные проблемы населения).

К методическим приемам разъяснения сущности современной социально-экономической системы на уроке истории можно отнести и эвристическую беседу построив ее на изучении того факта, что в 1947 г. 28 стран мира подписали Генеральное соглашение о торговле и тарифов (ГАТТ), предполагавшее либерализацию международной торговли. Учитель просит, чтобы учащиеся после самостоятельного поиска информации догадались о том, какая организация является преемницей ГАТТ сейчас? (ВТО) и существуют ли  другие международные организации,  способствующие развитию социально-экономических мировых систем (например, 1957 г. - образование Европейского экономического сообщества (ЕЭС). В качестве домашней работы ученикам можно предложить написать эссе на тему «История возникновения и развития Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития». Подобный вопрос неминуемо обратит их к исторической справке 1944 г. об  образовании бретонвудской валютной системы и решении международной конференции о создании МВФ и МБРР, позволит выявить новые направления работы данных организаций сегодня.

Таким образом, на уроках истории в средней общеобразовательной школе, изучая опыт послевоенного развития стран Европы 1950-1960-х гг., можно увидеть и проанализировать векторы развития современной европейской социально-экономической системы.

Список источников

  1. Конституция Германии 1949 г.  // www.booksite.ru/fulltext/1/001/004/082/11.htm;  Закон о защите прав работающей молодежи 1960 г. //www.booksite.ru/fulltext/1/001/004/082/11.htm
  2. Закон о жилищной помощи в Германии 1963 г. //www.booksite.ru/fulltext/1/001/004/082/11.htm