работа с одарёнными детьми

Предлагаемый комплект методик для углубленного изучения сфер деятельности одаренных детей по критериям психологического мониторинга.

Можно выбрать одну или несколько методик, в зависимости от индивидуальных особенностей одаренного ребенка и задачи углубленного исследования определенной сферы деятельности.

Когнитивная сфера.

Мышление.

Методика исследования особенностей мышления (МИОМ) - адаптированный вариант теста Амтхауэра. Тест предназначен для исследования структуры интеллекта лиц в возрасте от 13 до 61 года. Состоит  из 9-ти субтестов, каждый из которых,  направлен на измерение различных функций интеллекта. Определяется IQ по каждому из субтестов, а также общий IQ.

Выявляет конкретность и самостоятельность мышления. Способность к обобщению и мыслительная изобретательность. Индуктивное мышление. Богатство воображения, пространственное воображение. Практическая или теоретическая одаренность.

 

Продуктивность мышления

Методика Туник Е.Е. позволяет исследовать творческое мышление:

Тесты позволяют оценить различные параметры творческого мышления: вербальное творческое мышление, образно-творческое мышление; дают возможность изучить взаимокорреляции между показателями отдельных факторов – беглости, гибкости, продуктивности, оригинальности мышления.

Диагностика креативности.

Тест  Е.Торренса дает возможность оценить уровни развития вербального, образного и звукового творческого мышления. Дает представление о качественном своеобразии этих структур у разных людей.

Можно использовать  следующие интеллектуальные тесты:

Тест структуры интеллекта Амтхауера предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте с 13- ти лет.

Тест состоит из девяти субтестов каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два — пространственное воображение, один — память. Во всех группах заданий, за исключением 4-6 субтестов, используются задачи закрытого типа.

 

Шкала умственного развития Бине-Симона.  

 Авторы методики - А. Бине, Т. Симон. Методика содержит 30 тестов-заданий, расположенных по мере возрастания трудности таким образом, что вероятность успешного выполнения увеличивалась с хронологическим возрастом. Тест интеллекта. Возраст испытуемых - дети. Состоит из 30 тестов-заданий, расположенных по мере возрастания трудности.

ШТУР А И Б (Школьный тест умственного развития).

Состоит из 6 субтестов: 1. Осведомленность (2 субтеста); 2. Аналогия (1 субтест); 3. Классификация (1 субтест); 4. Обобщение(1 субтест); 5. Числовые ряды (1 субтест).

 Тест интеллекта. Разработан сотрудниками НИИ общей и педагогической психологии АПН СНГ для диагностики уровня интеллектуального развития учащихся с 6-9 –х классов.

ГИТ (Групповой интеллектуальный тест) Тест, известный в нашей стране под названием Групповой интеллектуальный тест (ГИТ), в оригинале имеет название — Vana Intelligence Test — VIT. Он разработан словацким психологом Дж. Ваной и известен как надежный, валидный, хорошо зарекомендовавший себя в практике школы инструмент. Тест содержит 7 субтестов:

1 — исполнение инструкций (направлен на выявление скорости понимания простых указаний и их осуществления);
2 — арифметические задачи (диагностирует сформированность математических знаний и действий, которые усваиваются школьниками в процессе обучения);
3 — дополнение предложений (оценивает понимание смысла отдельных предложений, развитие языковых навыков, умение оперировать грамматическими структурами);
4 — определение сходства и различия понятий (проверяет умение анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков);
5 — числовые ряды (выявляет умение находить логические закономерности построения математической информации);
6 — установление аналогий (диагностирует умение мыслить по аналогии);
7 — символы (проверяет скоростные возможности выполнения простой умственной работы).

 

КОТ «Краткий отборочный тест» для определения интегрального уровня интеллектуальной продуктивности».  Тест  В.Н.Бузина, Э.Ф. Вандерлика. Шкалы: мышление (обобщение, анализ, гибкость, инертность, переключаемость), восприятие (скорость, точность, отвлекаемость).

Внимание.

  • Исследование переключаемости внимания с помощью таблиц Шульте.
  • Измерение устойчивости и концентрация внимания с помощью  корректурной пробы Бурдона-Анфимова.
  • Измерение характеристик произвольного внимания методом интеллектуальной пробы.
  • Методика Пьерона-Рузера
  • Счет по Е.Крепелину (модификация Р.Шульте)
  • Методика В.М.Когана

 

Память.

  • Методика психометрической оценки памяти Д.Векслера. Все методики, направленные на исследование памяти, характеризуются обязательным количественным определением получаемых с их помощью результатов.

Цель изучения, какой - либо одной из сторон функции памяти.

  • Запоминание двух групп слов.
  • Запоминание 10 слов по А.Р.Лурия
  • Запоминаие 2-х фраз
  • Исследование опосредованного запоминания (по Леонтьеву)
  • Исследование опосредованного запоминания  (пиктограмма)

 

Регуляторно-волевая сфера.

 

  • Индекс активности
  • Исследование познавательной активности по методике СОНА
  • Направленность интересов.
  • Уровень  учебной мотивации.
  • Уровень соотношения ценности и доступности  в различных жизненных    сферах Фанталовой (общечеловеческие ценности)
  • Методика Рокича (терминальные и инструментальные ценности)

 

Аффективно-эмоциональная сфера.

Одаренные дети обычно отличаются высокой ранимостью и требуют индивидуального психологического подхода со стороны педагогов и нередко психотерапевтической коррекции врача-специалиста. Поэтому необходимо определять степень эмоциональной устойчивости. Сюда входят методики:

  • Цветовой тест Люшера
  • Опросник "Прогноз"
  • Методика Спилбергера-Ханина
  • Методика Дембо-Рубенштейна (авторская интерпретация)
  • Уровень нейротизма.

 

Тревожность.

  • Диагностика уровня школьной тревожности Филипса
  • Самооценка психических состояний Айзека (тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность).
  • Методика диагностики личностной тревожности разработана А.М.Прихожан (школьная, самооценгочная, межличностная).

 

Психосоциальная адаптация.

 

  • Уровень поликоммуникативной компетенции.
  • Методика исследования коммуникативных установок личности (А.Н.Ивашов, Е.В.Заика)
  • Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (индексы активности – коммуникативной, интеллектуальной, эмоциональности, адаптивности).

Самооценка межличностных взаимоотношений.

  • Методика «Семантический дифференциал» - комбинация процедур шкалирования и метода контролируемых ассоциаций. Модифицированная Э.Г.Смирновой процедура психологического исследования Ч. Осгуда, предназначена для изучения отношения детей к собственному «Я», родителям, учителям, ученикам.
  • Методика диагностики социально-психологической адаптации (К.Роджерса, Р.Джеймонда (выявляет адаптивность, принятие себя и других, эмоциональный и внутренний комфорт, доминирование, ведомость, уход от проблем).
  • Диагностика темпераментных особенностей  (социальная пластичность, социальный темп, социальная эмоциональность и т.п.) опросник В.М.Русалова.