работа с одарёнными детьми
Предлагаемый комплект методик для углубленного изучения сфер деятельности одаренных детей по критериям психологического мониторинга.
Можно выбрать одну или несколько методик, в зависимости от индивидуальных особенностей одаренного ребенка и задачи углубленного исследования определенной сферы деятельности.
Когнитивная сфера.
Мышление.
Методика исследования особенностей мышления (МИОМ) - адаптированный вариант теста Амтхауэра. Тест предназначен для исследования структуры интеллекта лиц в возрасте от 13 до 61 года. Состоит из 9-ти субтестов, каждый из которых, направлен на измерение различных функций интеллекта. Определяется IQ по каждому из субтестов, а также общий IQ.
Выявляет конкретность и самостоятельность мышления. Способность к обобщению и мыслительная изобретательность. Индуктивное мышление. Богатство воображения, пространственное воображение. Практическая или теоретическая одаренность.
Продуктивность мышления
Методика Туник Е.Е. позволяет исследовать творческое мышление:
Тесты позволяют оценить различные параметры творческого мышления: вербальное творческое мышление, образно-творческое мышление; дают возможность изучить взаимокорреляции между показателями отдельных факторов – беглости, гибкости, продуктивности, оригинальности мышления.
Диагностика креативности.
Тест Е.Торренса дает возможность оценить уровни развития вербального, образного и звукового творческого мышления. Дает представление о качественном своеобразии этих структур у разных людей.
Можно использовать следующие интеллектуальные тесты:
Тест структуры интеллекта Амтхауера предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте с 13- ти лет.
Тест состоит из девяти субтестов каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два — пространственное воображение, один — память. Во всех группах заданий, за исключением 4-6 субтестов, используются задачи закрытого типа.
Шкала умственного развития Бине-Симона.
Авторы методики - А. Бине, Т. Симон. Методика содержит 30 тестов-заданий, расположенных по мере возрастания трудности таким образом, что вероятность успешного выполнения увеличивалась с хронологическим возрастом. Тест интеллекта. Возраст испытуемых - дети. Состоит из 30 тестов-заданий, расположенных по мере возрастания трудности.
ШТУР А И Б (Школьный тест умственного развития).
Состоит из 6 субтестов: 1. Осведомленность (2 субтеста); 2. Аналогия (1 субтест); 3. Классификация (1 субтест); 4. Обобщение(1 субтест); 5. Числовые ряды (1 субтест).
Тест интеллекта. Разработан сотрудниками НИИ общей и педагогической психологии АПН СНГ для диагностики уровня интеллектуального развития учащихся с 6-9 –х классов.
ГИТ (Групповой интеллектуальный тест) Тест, известный в нашей стране под названием Групповой интеллектуальный тест (ГИТ), в оригинале имеет название — Vana Intelligence Test — VIT. Он разработан словацким психологом Дж. Ваной и известен как надежный, валидный, хорошо зарекомендовавший себя в практике школы инструмент. Тест содержит 7 субтестов:
1 — исполнение инструкций (направлен на выявление скорости понимания простых указаний и их осуществления);
2 — арифметические задачи (диагностирует сформированность математических знаний и действий, которые усваиваются школьниками в процессе обучения);
3 — дополнение предложений (оценивает понимание смысла отдельных предложений, развитие языковых навыков, умение оперировать грамматическими структурами);
4 — определение сходства и различия понятий (проверяет умение анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков);
5 — числовые ряды (выявляет умение находить логические закономерности построения математической информации);
6 — установление аналогий (диагностирует умение мыслить по аналогии);
7 — символы (проверяет скоростные возможности выполнения простой умственной работы).
КОТ «Краткий отборочный тест» для определения интегрального уровня интеллектуальной продуктивности». Тест В.Н.Бузина, Э.Ф. Вандерлика. Шкалы: мышление (обобщение, анализ, гибкость, инертность, переключаемость), восприятие (скорость, точность, отвлекаемость).
Внимание.
- Исследование переключаемости внимания с помощью таблиц Шульте.
- Измерение устойчивости и концентрация внимания с помощью корректурной пробы Бурдона-Анфимова.
- Измерение характеристик произвольного внимания методом интеллектуальной пробы.
- Методика Пьерона-Рузера
- Счет по Е.Крепелину (модификация Р.Шульте)
- Методика В.М.Когана
Память.
- Методика психометрической оценки памяти Д.Векслера. Все методики, направленные на исследование памяти, характеризуются обязательным количественным определением получаемых с их помощью результатов.
Цель изучения, какой - либо одной из сторон функции памяти.
- Запоминание двух групп слов.
- Запоминание 10 слов по А.Р.Лурия
- Запоминаие 2-х фраз
- Исследование опосредованного запоминания (по Леонтьеву)
- Исследование опосредованного запоминания (пиктограмма)
Регуляторно-волевая сфера.
- Индекс активности
- Исследование познавательной активности по методике СОНА
- Направленность интересов.
- Уровень учебной мотивации.
- Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах Фанталовой (общечеловеческие ценности)
- Методика Рокича (терминальные и инструментальные ценности)
Аффективно-эмоциональная сфера.
Одаренные дети обычно отличаются высокой ранимостью и требуют индивидуального психологического подхода со стороны педагогов и нередко психотерапевтической коррекции врача-специалиста. Поэтому необходимо определять степень эмоциональной устойчивости. Сюда входят методики:
- Цветовой тест Люшера
- Опросник "Прогноз"
- Методика Спилбергера-Ханина
- Методика Дембо-Рубенштейна (авторская интерпретация)
- Уровень нейротизма.
Тревожность.
- Диагностика уровня школьной тревожности Филипса
- Самооценка психических состояний Айзека (тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность).
- Методика диагностики личностной тревожности разработана А.М.Прихожан (школьная, самооценгочная, межличностная).
Психосоциальная адаптация.
- Уровень поликоммуникативной компетенции.
- Методика исследования коммуникативных установок личности (А.Н.Ивашов, Е.В.Заика)
- Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (индексы активности – коммуникативной, интеллектуальной, эмоциональности, адаптивности).
Самооценка межличностных взаимоотношений.
- Методика «Семантический дифференциал» - комбинация процедур шкалирования и метода контролируемых ассоциаций. Модифицированная Э.Г.Смирновой процедура психологического исследования Ч. Осгуда, предназначена для изучения отношения детей к собственному «Я», родителям, учителям, ученикам.
- Методика диагностики социально-психологической адаптации (К.Роджерса, Р.Джеймонда (выявляет адаптивность, принятие себя и других, эмоциональный и внутренний комфорт, доминирование, ведомость, уход от проблем).
- Диагностика темпераментных особенностей (социальная пластичность, социальный темп, социальная эмоциональность и т.п.) опросник В.М.Русалова.