Формы и методы оценивания достижений учащихся
Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у наших детей завтра…
Джон Дъю
Мы живем и работаем в век бурного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни. Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, чтобы подготовить их к жизни в современных условиях, в условиях сложных социально-экономических отношений, уплотнившихся информационных потоков, жесткой конкурентности.
Задача учителя в современной школе – не только дать знания по предмету, но и воспитать личность, способную адаптироваться в этих условиях, найти свое место в жизни.
Теперь урок строится не на учителе как ключевой фигуре, а на ученике. Он – главная фигура, он – планирует, организует, контролирует и оценивает свою деятельность и ее результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no2.formy_i_metody_otsenivaniya_uch-sya.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №2
Формы и методы оценивания достижений учащихся
Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у наших детей завтра…
Джон Дъю
Мы живем и работаем в век бурного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни. Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, чтобы подготовить их к жизни в современных условиях, в условиях сложных социально-экономических отношений, уплотнившихся информационных потоков, жесткой конкурентности.
Задача учителя в современной школе – не только дать знания по предмету, но и воспитать личность, способную адаптироваться в этих условиях, найти свое место в жизни.
Теперь урок строится не на учителе как ключевой фигуре, а на ученике. Он – главная фигура, он – планирует, организует, контролирует и оценивает свою деятельность и ее результаты.
Чтобы научить ученика анализировать, логически мыслить, давать оценку своим знаниям и делать выводы, изменилась и система оценивания достижений учащихся.
Слово “контроль” мы теперь употребляем редко. Все большее распространение получает новое методическое понятие – современные средства оценивания степени сформированности коммуникативной компетентности учащихся.
В настоящее время согласно Закону об образовании РФ «каждое образовательное учреждение свободно в выборе системы оценок для промежуточной аттестации учащихся". В большинстве случаев в школах современной России продолжают использовать цифровые отметки.
Текущая успеваемость в течение обучения в школе, до выпускного экзамена, оценивается по традиционной пятибалльной системе.
В образовательном процессе традиционно использую пятибалльную шкалу, а также внедряю современные средства оценивания степени сформированности коммуникативной компетентности учащихся:
1. Пятибальная шкала.
Критерии выставления отметки "5"(отлично):
- знание, понимание, глубина усвоения всего объема программного материала;
- умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
- отсутствие ошибок и недочѐтов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя;
- соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Критерии выставления отметки «4» (хорошо):
- знание всего изученного программного материала;
- умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
- незначительные (негрубые) ошибки и недочѐты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Критерии выставления отметки «3» (удовлетворительно):
- знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы;
- затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи учителя;
- умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы;
- наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Критерии выставления отметки «2» (неудовлетворительно):
- знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы,
- отдельные представления об изученном материале; отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы;
- наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
- Бинарная («зачет - незачет») показывает соответствие или несоответствие уровня образовательной подготовки ученика планируемым результатам освоения образовательной программы по предмету «Зачет» выставляется при выполнении не менее 50 % работы или получении не менее 50 % баллов от максимального балла.
- Многобалльная шкала (от 1 до 100 баллов). используется при критериальном оценивании различных видов работ. При использовании данного оценивания я разрабатываю и довожу до сведения учащихся критерии оценивания работы. Полученные учеником баллы переводятся в отметку: отметка «5» (отлично) – выполнение более 85 % заданий, отметка «4» (хорошо) – от 69 до 84%, отметка «3» (удовлетворительно) – от 69 до 54 % заданий, «неудовлетворительно»- менее 53%.
- Рейтинговая шкала (для старшей школы)
Рейтинговая оценка присутствует только в старшей школе (10–11 классы) и только по желанию старшеклассника: главный ориентир в системе оценивания - переход от оценки «среза» к оценке «индивидуального прогресса»;
ФГОС определяют требования к результатам освоения образовательной программы начального, среднего общего образования.
В связи с этим впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Большое внимание уделяется процедурам и механизмам оценки.
Система оценки рассматривается как сложная и многофункциональная система, включающая как стартовую, текущую, промежуточную, так и итоговую оценку результатов деятельности школьников.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна (согласно ФГОС) «предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)».
На уроках я использую все перечисленные в основном документе (ФГОС) методы и формы оценки достижения результатов учащихся. Наиболее активно я пользуюсь такими методами оценивания достижений учащихся как письменные и устные контрольные работы, проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль.
Для постоянного текущего контроля я применяю рейтинговую систему, чтобы «наполняемость» оценок была максимальной, а итоговая оценка была более объективной. Рейтинговая система позволяет преодолеть недостатки традиционной пятибалльной системы и достаточно дифференцированно оценить успехи каждого учащегося.
Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка». В практике «рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и характеризующая успеваемость и уровень знания обучающегося в течение определенного периода обучения».
Я, конечно, пользуюсь шкалой в пять баллов. Эта система особенно удобна для «слабых» учащихся, так как «сильные» на одном уроке набирают четыре или пять баллов.
Рейтинговая система обычно используется в вузовской практике, но я применяю ее как «накопление оценок» следующим образом:
- пытаюсь создать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик был активен, то есть накапливал «баллы». Я засчитываю любую форму работы: устный ответ, работу у доски, мини-срезы и т. д. В зависимости от качества ответов ученик может получить баллы.
- почти каждый урок я выборочно просматриваю рабочие тетради учащихся (как можно больше) и за выполнение заданий тоже накапливаются баллы, часто учащиеся сами оценивают свою работу (самоконтроль или взаимоконтроль);
- за выполнение письменных заданий в тетрадях я выставляю оценку.
- все дети активно работают на сайте «Решу ОГЭ и ЕГЭ», выполняют индивидуальную работу и отправляют мне по электронной почте на мой индивидуальный электронный журнал.
Это позволяет иметь хорошую «накопляемость оценок» и достаточно ясную картину уровня знаний и умений каждого учащегося. Результат итоговой проверочной работы (в конце четверти) в форме теста уже практически предсказуем.
Особо хочется отметить такую форму оценивания, как тестирование.
Итоговый контроль в конце четверти проводится в форме стандартизированного теста и творческих проектов, в рабочих тетрадях подробно предлагаю детям схему работы над проектом.
Таким образом, самоконтроль своих достижений становится неотъемлемой частью системы оценивания освоения предмета.
Я очень часто использую метод самоконтроля или взаимоконтроля. Этот метод имеет ряд серьезных преимуществ:
- объективность (отсутствует субъективнее мнение педагога);
- позволяет за короткий промежуток времени проверить знания большого количества учащихся;
- позволяет осуществлять количественный анализ успешности с последующим переводом в пятибалльную систему оценок;
- экономит время учителя;
- развивает у учащихся умение оценивать свои знания, анализировать;
- развивает интерес, стимулирует к изучению математики.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта или учебного исследования.
Итоговый индивидуальный проект (учебное исследование) оцениваю по следующим критериям:
Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно.
Сформированность познавательных УУД в части способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования.
Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью.
Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
Обязательно готовлю учащихся к форме внешнего контроля, которым является Основной Государственный экзамен и Единый Государственный экзамен, позволяющий на основе единой критериальной базы провести экспертизу сформированности коммуникативной компетентности выпускников.