Творческие проекты

Дробина Наталия Александровна

проекты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_defektologa_2023.docx528.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

(МДОАУ д/с «Белочка»)

Проект

«Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников, имеющих  ограниченные возможности здоровья»

Учитель-дефектолог:

Дробина Наталия Александровна

г. Пыть-Ях

2023

Направление проектной деятельности: информационно-творческий

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Вид проекта: краткосрочный (с 01.03.2023г. – по 25.03.2023г.)

Участники: дети (3-4 лет), учитель-дефектолог

Актуальность: ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул для развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

 Цель проекта: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.

Задачи проекта: 

1. Совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;

 3. Развивать способности, координированной работы рук со зрительным восприятием;

4. Развивать эмоциональную отзывчивость;

 5. Развивать коммуникативные навыки.

Предполагаемые результаты: использование пальчиковой гимнастики вызывает положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняют упражнения. Дети проявляют большой интерес к рисованию пальчиками, развивается цветовосприятие, с удовольствием играют с дидактическими игрушками.

Этапы проекта:

Подготовительный этап - выбор темы, постановка целей и задач;  сбор литературного материала; подбор материала для игр.

 Основной этап - массаж рук с помощью подручных предметов; упражнения пальчиковой гимнастики; художественное творчество; проведение дидактических игр и подвижных игр.

Заключительный этап - обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.

1 неделя - Игры с фасолью «Найди игрушки»

- Д/и «Бусы»

- Массаж рук с помощью ребристых мячей (комплекс упражнений)

- «Собери пирамидку»

- П/игра «Ловим мыльные пузыри»

- Упражнения пальчиковой гимнастики «Семья»

- Игры с прищепками «Ежик», «Подсолнух»

- Игры и упражнения для развития мелкой моторики

2 неделя - Д/и «Большие и маленькие мячики»

- Массаж рук с помощью подручных предметов

- Упражнения пальчиковой гимнастики «Дом»

-Д/и «Найди снежинку такую же по цвету»

- Д/и «Найди игрушку»

- П/игра «Солнышко и дождик»

- Игры с прищепками «Тучка», «Солнышко»

3 неделя - Игра «Собери шарики»

- Массаж рук с помощью подручных предметов (карандаши, пробки)

- Упражнения пальчиковой гимнастики «Ножки»

- Д/и «Волшебные замочки» (бизиборд)

- Пальчиковая гимнастика «Яблочко», «Кораблик»

- Игры с прищепками «Цветок», «Стирка»

4 неделя - Д/и «Попробуй расстегни» (бизиборд)

- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнения с шишкой»

- «Рисуем снежные комья» (с помощью пальчиковых красок)

- «Перебери фасоль»

- Упражнения пальчиковой гимнастики «Ладушки-ладошки»

- Игры с песком

                    Изображение выглядит как человек, одежда, ребенок, начинающий ходить, в помещении  Автоматически созданное описание                 Изображение выглядит как в помещении, человек, игра, ребенок, начинающий ходить  Автоматически созданное описание

Изображение выглядит как одежда, ребенок, начинающий ходить, человек, мальчик  Автоматически созданное описание              Изображение выглядит как ребенок, начинающий ходить, человек, одежда, ребенок  Автоматически созданное описание              Изображение выглядит как ребенок, начинающий ходить, в помещении, ребенок, игра  Автоматически созданное описание

Изображение выглядит как игра, в помещении, человек, ребенок, начинающий ходить  Автоматически созданное описание             Изображение выглядит как Детское искусство, ребенок, начинающий ходить, человек, игра  Автоматически созданное описание             Изображение выглядит как ребенок, начинающий ходить, человек, одежда, Человеческое лицо  Автоматически созданное описание 

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». В.А.Сухомлинский

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Значение мелкой моторики Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Дети любят дети махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку - белобоку, показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. Виды игр для развития мелкой моторики.

Мелкую моторику рук развивают: различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых); игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.; рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.); застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д. Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Принципы доступности и индивидуальности. Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку. Принципы последовательности и систематичности. Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность. Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю. Принцип наглядности. Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд. Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений. Создание предметно – развивающей среды. Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Определенную ценность представляет «Работа с крупой» игры предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально - негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности. Малышам нравятся такие игры как: «Собери кубик», «Ловим рыбку», «Весело рисуем». В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера: пирамидки, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, конструкторы; дидактические игры и пособия.

Заключение: в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.