Творческие проекты
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
(МДОАУ д/с «Белочка»)
Проект
«Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников, имеющих ограниченные возможности здоровья»
Учитель-дефектолог:
Дробина Наталия Александровна
г. Пыть-Ях
2023
Направление проектной деятельности: информационно-творческий
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Вид проекта: краткосрочный (с 01.03.2023г. – по 25.03.2023г.)
Участники: дети (3-4 лет), учитель-дефектолог
Актуальность: ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул для развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Цель проекта: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.
Задачи проекта:
1. Совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
3. Развивать способности, координированной работы рук со зрительным восприятием;
4. Развивать эмоциональную отзывчивость;
5. Развивать коммуникативные навыки.
Предполагаемые результаты: использование пальчиковой гимнастики вызывает положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняют упражнения. Дети проявляют большой интерес к рисованию пальчиками, развивается цветовосприятие, с удовольствием играют с дидактическими игрушками.
Этапы проекта:
Подготовительный этап - выбор темы, постановка целей и задач; сбор литературного материала; подбор материала для игр.
Основной этап - массаж рук с помощью подручных предметов; упражнения пальчиковой гимнастики; художественное творчество; проведение дидактических игр и подвижных игр.
Заключительный этап - обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.
1 неделя - Игры с фасолью «Найди игрушки»
- Д/и «Бусы»
- Массаж рук с помощью ребристых мячей (комплекс упражнений)
- «Собери пирамидку»
- П/игра «Ловим мыльные пузыри»
- Упражнения пальчиковой гимнастики «Семья»
- Игры с прищепками «Ежик», «Подсолнух»
- Игры и упражнения для развития мелкой моторики
2 неделя - Д/и «Большие и маленькие мячики»
- Массаж рук с помощью подручных предметов
- Упражнения пальчиковой гимнастики «Дом»
-Д/и «Найди снежинку такую же по цвету»
- Д/и «Найди игрушку»
- П/игра «Солнышко и дождик»
- Игры с прищепками «Тучка», «Солнышко»
3 неделя - Игра «Собери шарики»
- Массаж рук с помощью подручных предметов (карандаши, пробки)
- Упражнения пальчиковой гимнастики «Ножки»
- Д/и «Волшебные замочки» (бизиборд)
- Пальчиковая гимнастика «Яблочко», «Кораблик»
- Игры с прищепками «Цветок», «Стирка»
4 неделя - Д/и «Попробуй расстегни» (бизиборд)
- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнения с шишкой»
- «Рисуем снежные комья» (с помощью пальчиковых красок)
- «Перебери фасоль»
- Упражнения пальчиковой гимнастики «Ладушки-ладошки»
- Игры с песком
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». В.А.Сухомлинский
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Значение мелкой моторики Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Дети любят дети махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку - белобоку, показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. Виды игр для развития мелкой моторики.
Мелкую моторику рук развивают: различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых); игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.; рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.); застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д. Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Принципы доступности и индивидуальности. Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку. Принципы последовательности и систематичности. Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность. Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю. Принцип наглядности. Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд. Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений. Создание предметно – развивающей среды. Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Определенную ценность представляет «Работа с крупой» игры предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально - негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности. Малышам нравятся такие игры как: «Собери кубик», «Ловим рыбку», «Весело рисуем». В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера: пирамидки, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, конструкторы; дидактические игры и пособия.
Заключение: в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.