Годовые отчёты

Дробина Наталия Александровна

аналитический отчёт

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

(МДОАУ д/с «Белочка»)

Аналитический отчет

учителя-дефектолога МДОАУ д/с «Белочка»

за 2022-2023 учебный год

Учитель-дефектолог:

Дробина Наталия Александровна

г. Пыть-Ях

2023г.

Целью работы в 2022-2023 учебном году являлось своевременное выявление и оказание специальной коррекционной-развивающей помощи воспитанникам ДОУ с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в усвоении программного материала.

        Для достижения цели было запланировано решение следующих задач:

•        диагностическое обследование развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

•        проведение коррекционно-развивающей работы с детьми, с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей;

•        оказание консультативной и методической помощи педагогическим работникам;

•        повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей.

        По решению ТПМПк 5 детям с ограниченными возможностями здоровья рекомендованы коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом, из них: 1 ребенок – с расстройством аутистического спектра, 4 ребенка – с задержкой психического развития.

Рассмотрим результаты проделанной работы по направлениям.

1. Диагностическое направление.

В начале учебного года было проведено диагностическое обследование 5 детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для диагностики использовалась методика «Психолого-педагогическая диагностика детей» под ред. Стребелевой Е.А.

        По результатам диагностического обследования родителям (законным представителям) предоставлены заключения об уровне познавательного развития детей, даны рекомендации по развитию и воспитанию детей.

        В марте 2023 года была проведена диагностика уровня познавательного развития у 6 воспитанников с ОВЗ подготовительных к школе групп, с целью окончания дошкольного образования. У 4 детей уровень познавательной деятельности соответствует возрастной норме.

2. Коррекционно-развивающее направление.

Коррекционно-развивающее обучение велось по программе коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для детей с расстройствами аутистического спектра и по программе коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для детей с задержкой психического развития, обучение строилось с учетом актуальных возможностей каждого ребенка. С детьми проводились индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю, всего было проведено по 72 занятия. Все занятия организовывались таким образом, чтобы, опираясь на игру, подводить детей к выполнению учебных заданий. Специалистами ДОУ (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель логопед) были разработаны индивидуальные адаптивные образовательные программы, программы коррекционно-развивающей работы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционно-развивающая работа с детьми велась по следующим направлениям:

- формирование базовых предпосылок учебной деятельности (навыков имитации, понимания инструкций, навыков работы по образцу и т. д.);

- сенсорное и сенсомоторное развитие;

- формирование пространственно-временных отношений;

- умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие всех форм мышления);

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи.

По результатам коррекционно-развивающей работы у ребёнка с РАС отмечается волнообразная положительная динамика. У троих детей с ЗПР так же отмечается положительная динамика. У одного ребёнка с ЗПР динамики не наблюдается.

        В январе 2023 года была проведена выставка поделок для детей с ОВЗ и детей инвалидов «Радуга талантов».

3. Консультационно-просветительское направление.

        Коррекционно-развивающая работа осуществлялась в тесном контакте с педагогами и родителями. Велась тетрадь взаимодействия специалистов с воспитателями.

        Для педагогов в 2022-2023 году разработаны следующие консультации:

  • «Использование арт-терапии в развитии детей с ОВЗ»
  • «Формирование и развитие элементов логического мышления у детей с ОВЗ посредством дидактических игр и упражнений»
  • «Игры для развития тактильного восприятия у детей»
  • «Игры и упражнения по формированию сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста»
  • «Знакомим детей с частями суток»
  • «Сенсорное развитие как основа умственного развития детей»
  • «Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ»
  • «Развиваем усидчивость и внимательность у детей»

Для родителей разработаны следующие консультации:

  • «Арт-терапевтические игры и упражнения для развития детей с ОВЗ»
  • «Как помочь ребенку активизировать речевое общение в процессе игры»
  •       «Развиваем чувство времени у детей старшего дошкольного возраста»
  • «Как помочь ребенку активизировать речевое общение в процессе игры»
  • «Рекомендации дефектолога для родителей детей с ослабленным здоровьем»
  • «Учимся быть усидчивыми и внимательными»
  • «Чему и как учить ребенка для подготовки к школе»
  • «Развиваем творческие способности у детей»
  • «Зачем учить стихи?»

Памятки:

  • «Что такое аутизм и расстройства аутистического спектра? Ранние признаки аутизма»
  • «Игры, развивающие память у детей с ЗПР»

4. Самообразование.

        С целью повышения качества осуществляемой коррекционно-развивающей работы регулярно изучаю методическую литературу по работе с детьми с ОВЗ, новые технологии, формы, методы и приемы обучения детей с ОВЗ.

Мною была изучена технология – «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ОВЗ. Технология направлена на развитие интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность. «Дары Фрёбеля» развивают воображение, творческое мышление, мелкую моторику, математические и речевые умения, способствуют психическому развитию детей.

6. Достижения.

        С детьми принято участие во Всероссийских конкурсах:

  • «Творчество без границ» - Диплом 1 степени
  • «Страна талантов»- Диплом победителя
  • «День рождения снеговика» - Диплом 1 степени
  • «Гордость страны» - Диплом 1 степени
  • «Достижения юных» - Диплом 2 степени

 в Международном конкурсе:

  • «Солнечный свет» - Диплом 1 степени

в Региональном и городском конкурсах:

  • «Путешествие капельки» региональное молодёжное общественное экологическое движение ХМАО-Югры «Третья планета от солнца»
  • «Сказки народов России и Югры» - Диплом 1 степени

Достижения учителя-дефектолога:

  • Сертификат за участие в работе вебинара «Развитие интеллекта ребёнка при помощи разрезных картинок и пазлов» (07.10.22)
  • Сертификат об участии во Всероссийском педагогическом вебинаре «Методы, средства и приёмы повышения эффективности образовательной деятельности» (06.02.23)
  • Сертификат об участии в работе вебинара «Арт-терапия эмоциональтных состояний дошкольников» (14.02.23)
  • Удостоверение о повышении квалификации «Игротерапия как здоровьесберегающая технология и средство развития познавательных и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» - 16 часов (16.03.23)
  • Сертификат за участие в вебинаре «Признаки раннего детского аутизма. Диагностика и практические методы для работы» (10.04.23)
  • Диплом 1 степени в Международном педагогическом конкурсе «Образовательный ресурс» (22.04.23)
  • Благодарственное письмо за подготовку участника детско-юношеской патриотической акции «Рисуем победу-2023»
  • Свидетельство за публикацию в сборнике «Эффективные формы, методы, приёмы обучения и воспитания: проблемы, поиск, опыт, перспективы» (23.04.23)

        В 2023-2024 учебном году планирую  продолжить работу над познавательным развитием детей с ОВЗ. Провести занятия для родителей с целью обучения их приемам и методам развития детей в домашних условиях. Продолжать повышать свой профессиональный уровень, пополнить кабинет развивающими играми и пособиями.

Учитель-дефектолог МДОАУ д/с «Белочка» _________________  Дробина Н.А.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

(МДОАУ д/с «Белочка»)

Аналитический отчет

учителя-дефектолога МДОАУ д/с «Белочка»

за 2023-2024 учебный год

Учитель-дефектолог:

Дробина Наталия Александровна

г. Пыть-Ях

2024г.

Целью работы в 2023-2024 учебном году являлось своевременное выявление и оказание специальной коррекционной-развивающей помощи воспитанникам ДОУ с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в усвоении программного материала.

        Для достижения цели было запланировано решение следующих задач:

•        диагностическое обследование развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

•        проведение коррекционно-развивающей работы с детьми, с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей;

•        оказание консультативной и методической помощи педагогическим работникам;

•        повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей.

        По решению ТПМПк 6 детям с ограниченными возможностями здоровья рекомендованы коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом, из них: 6 воспитанников  – с задержкой психического развития.

Рассмотрим результаты проделанной работы по направлениям.

1. Диагностическое направление.

В начале учебного года было проведено диагностическое обследование 4 детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для диагностики использовалась методика «Психолого-педагогическая диагностика детей» под ред. Стребелевой Е.А.

        По результатам диагностического обследования родителям (законным представителям) предоставлены заключения об уровне познавательного развития детей, даны рекомендации по развитию и воспитанию детей.

2. Коррекционно-развивающее направление.

Коррекционно-развивающее обучение велось по программе коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для детей с задержкой психического развития, обучение строилось с учетом актуальных возможностей каждого ребенка. С детьми проводились индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю. Все занятия организовывались таким образом, чтобы, опираясь на игру, подводить детей к выполнению учебных заданий. Специалистами ДОУ (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель логопед) были разработаны индивидуальные адаптивные образовательные программы, программы коррекционно-развивающей работы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционно-развивающая работа с детьми велась по следующим направлениям:

- формирование базовых предпосылок учебной деятельности (навыков имитации, понимания инструкций, навыков работы по образцу и т. д.);

- сенсорное и сенсомоторное развитие;

- формирование пространственно-временных отношений;

- умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие всех форм мышления);

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи.

По результатам коррекционно-развивающей работы у каждого ребёнка отмечается волнообразная положительная динамика.

        

3. Консультационно-просветительское направление.

        Коррекционно-развивающая работа осуществлялась в тесном контакте с педагогами и родителями. Велась тетрадь взаимодействия специалистов с воспитателями.

        Для педагогов в 2022-2023 году разработаны следующие консультации:

  • «Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста»
  • «Как научить ребёнка не путать стороны»
  • «Игры на расширение словарного запаса»

Для родителей разработаны следующие консультации:

  • «Дефектолог, кто же это? Давайте познакомимся…»

            «Что должен знать и уметь ребёнок 2-3 лет»

  • «Если ребёнок левша?»

4. Самообразование.

        С целью повышения качества осуществляемой коррекционно-развивающей работы регулярно изучаю методическую литературу по работе с детьми с ОВЗ, новые технологии, формы, методы и приемы обучения детей с ОВЗ.

Мною была изучена технология – «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ОВЗ. Технология направлена на развитие интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность. «Дары Фрёбеля» развивают воображение, творческое мышление, мелкую моторику, математические и речевые умения, способствуют психическому развитию детей.

        В 2024 учебном году планирую  продолжить работу над познавательным развитием детей с ОВЗ. Провести занятия для родителей с целью обучения их приемам и методам развития детей в домашних условиях. Продолжать повышать свой профессиональный уровень, пополнить кабинет развивающими играми и пособиями.

Учитель-дефектолог МДОАУ д/с «Белочка» _________________  Дробина Н.А.