Страница для родителей. Взаимодействия учителя-логопеда и родителей.
Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательном учреждении имеет работа с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_s_trudnostyami_v_obuchenii.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети с трудностями в обучении
В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями при обучении в начальной школе. Речь идет о школьниках, которые учатся в обычной школе. Однако к таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание, помощь учителей и родителей, причем помощь своевременная, квалифицированная, систематическая.
Трудности освоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении. Среди них на первом месте по частоте стоят нарушения чтения и письма.
Анализ проблемы нарушения чтения основывается на понимании их причин. В чем же они заключаются?
В логопедии на этот счет существует такая точка зрения: данное нарушение возникает в результате недоразвитие всех компонентов языка – фонетико-фонематического и лексико-грамматического.
Обследуя детей 1-х классов, мы отмечаем у большинства из них наиболее часто встречающиеся нарушения, а именно:
- несформированность звуковой стороны речи;
- незаконченность формирования фонематического восприятия;
- бедность словарного запаса;
- нарушения в грамматическом оформлении речи;
- низкий уровень операций отвлечения и обобщения, способностей выделять существенный признак предметов и явлений.
Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ОНР наблюдаются позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Активный словарь детей ограничен, в нем преобладают существительные и глаголы. Обиходная речь к школе становится более или менее развернутой, но в ней часто наблюдается неточное знание и употребление многих слов. В устной речи дети стараются избегать трудных для них слов и выражений. Обычно дети используют только самые простые фразы. При необходимости построить сложные предложения, например, при рассказе о взаимосвязанных событиях, дети испытывают большие затруднения.
При составлении предложений дети, правильно называя действующее лицо и само действие, нередко не включают в предложение названий предметов, которыми пользуется действующее лицо. В самостоятельных высказываниях часто отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и другие отношения. Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию.
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей страдает формирование звукового анализа и синтеза слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладевать чтением и письмом. На письме появляются специфические ошибки: пропуски букв, слогов, вставки, смешения букв, ошибки на обозначение мягкости согласных, нарушение границ слов и предложений и другие. К третьему классу к специфическим речевым прибавляются еще орфографические ошибки. Нарушение процесса письма будет обусловлено не только общим недоразвитием речи, но и дизорфографией.
Многие дети, пришедшие в 1 класс, уже знают буквы. Однако некоторые из них даже после второй четверти еще не могут научиться читать и писать.
Дети пишут с ошибками: искажают буквы, с трудом запоминают рукописные буквы, пропускают гласные и согласные в словах, смешивают буквы, слитно пишут слова, не выделяют предложение заглавной буквой и точкой и т.п.
Дисграфия и дислексия – это специфические затруднения в овладении навыками письменной речи, которые сопутствуют недоразвитию устной речи и могут возникнуть самостоятельно.
Дисграфические расстройства у детей выражаются различно: от отдельных затруднений при чтении и письме до полной невозможности овладения этими навыками.
В основе этого лежит функциональная слабость некоторых тонких функций коры головного мозга. Причиной ее могут стать перенесенное внутриутробное кислородное голодание, родовая травма, заболевания, протекающие остро, с высокой температурой.
Такого ребенка необходимо показать неврологу или психиатру.
Родители считают, что их дети просто ленивы, непослушны, невнимательны, неряшливы. Но это неверно! Ребенку не преодолеть самостоятельно этого дефекта. Нарастает отставание в учебе и дисграфия к 3 классу осложняется дизорфографией: к специфическим речевым ошибкам добавляется огромное количество орфографических ошибок.
Непреодолимые трудности в учебе с самого начала лишают ученика уверенности в своих силах, его познавательная активность угасает.
Школьнику с нарушением устной и письменной речи нужны систематические занятия с логопедом. Они помогут преодолеть отставание в речевом развитии и избавиться от специфических речевых ошибок на письме. Без такой помощи ученик будет неуспевающим не только по русскому языку, но и по математике.
Вы не задумывались, почему ребята, которые слабо учатся, обычно плохо себя ведут? Это их защитная реакция на свою неуспеваемость. Такие дети обычно озлоблены, дерутся, грубят, так как в этом они чувствуют свое превосходство над другими.
Так давайте поможем нашим детям быть уверенными в себе, поддержим их познавательный интерес к учебе.
Литература.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – Спб., 1997
- Лалаева Л.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. Спб., 1998
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. - М.: Владос, 1995.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М. 2006