Программа развития одаренных детей: "Нам тайны нераскрытые раскрыть пора ..."
Практическая значимость программы заключается в том, что она может использоваться педагогами общеобразовательных учреждений, содержит рекомендации по диагностике одаренных детей, определяет план действий по достижению поставленных целей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_po_fizike_odarennost.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зырянская средняя общеобразовательное учреждение», зырянского района
Программа развития одаренных детей «Нам тайны нераскрытые раскрыть пора..."» Учитель физики: Буйневич О.Н. 2015 г. |
Пояснительная записка
В современном веке остро встает проблема повышения социально-экономического потенциала. Важную роль в ее решении играет система образования. В законе Российской Федерации «Об образовании» указано на то, что необходимо развивать творческие возможности одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общества. Активный поиск и развитие одаренных детей должно стать одним из основных направлений системы образования. Современное общество уделяет большое внимание уникальным способностям ребенка, так как образование и воспитание личностей с такими способностями помогут решить актуальные проблемы и обеспечить развитие научно-технического, культурного и экономического прогресса.
Одаренные дети – это дети, обладающие врожденными высокими интеллектуальными, физическими, творческими, коммуникативными способностями. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Мы давно стали искать всевозможные формы и методы работы с одаренными детьми, но на второе – развитие интеллектуальных способностей, а творчеству отводилась маловажная роль. Чуть более десятилетия появились олимпиады по физике, где большое внимание стало уделяться не только теоретической но и практической стороне вопроса. А эти вопросы требуют не только углубленных знаний и эрудиции, но и поиска нестандартных решений, творческого подхода, оригинального мышления. Поэтому существенных сдвигов к лучшему можно добиться, если стимулировать творческую работу ребенка. Тем более, что американский ученый Джозеф Рензулли определил одаренность как сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей, волевой настойчивости и творчества.
Нашим ученикам предоставляется широкая возможность участвовать в различных олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах, проектах, как в очной, так и в заочной, дистанционной форме через сайты Интернета .
Работа по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств у учащихся – сложная и многогранная. Поэтому необходимо разрозненные элементы собрать в единое целое, то есть систематизировать и модернизировать всю работу с одаренными детьми в области физики, которая будет направлена на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков, творческого саморазвития и самореализации.
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна и значима, прежде всего, потому, что полное раскрытие одаренности ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Российскому обществу нужны люди инициативные, интеллектуальные, творческие, обладающие нестандартным мышлением.
Практическая значимость программы заключается в том, что она может использоваться педагогами общеобразовательных учреждений, содержит рекомендации по диагностике одаренных, определяет план действий по достижению поставленных целей.
Новизна программы «Нам тайны нераскрытые раскрыть пора..."
состоит в гармоничном сочетании теоретических (карты интересов, карты одаренности , тест школьной тревожности Филипса, тест по развитию творческой личности для родителей) и практических диагностик (тестирование подготовленности учащихся и т.д.). В этой программе найдет свое место модульная подпрограмма «Путь к успеху», которая скорректирует работу с талантливыми детьми, желающими участвовать во Всероссийской олимпиаде по предмету «Физика» и всевозможных крнкурсах.
Цели программы:
1. Создать устойчивую систему работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы (физика) на основе инновационных методик и технологий обучения, воспитания и развития личности.
2. Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих возможностей, дивергентности мышления одаренных детей через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
Задачи программы:
- совершенствование методики выявления одаренных детей;
- создание банка данных об одаренных детях, их индивидуальных образовательных маршрутах, портфолио, а также информационного банка;
- осуществление необходимых мероприятий по научному, методическому и информационному обеспечению работы с одаренными детьми;
- оказание социально-психологической поддержки одаренным детям и их родителям;
- расширение возможности для участия одаренных и способных школьников в международных, российских олимпиадах, спортивных соревнованиях различного ранга, конференциях и проектах;
- совершенствование системы подготовки самообразования учителя, работающего с талантливыми детьми.
Принципы работы с одаренными детьми:
1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
3. Принцип учета возрастных особенностей.
4. Принцип систематичности.
5. Принцип гуманизации и демократизации.
6. Принцип интеграции интеллектуального развития.
Формы выявления одаренных детей:
- наблюдение;
- общение с родителями, классными руководителями;
- тестирование, анкетирование, беседа;
- олимпиады, конкурсы;
Основные этапы и сроки реализации программы.
Работа с одаренными детьми в области физики проводится ежегодно, но для активизации и систематизации работы создана программа «Нам тайны нераскрытые раскрыть пора…».
Программа разработана для реализации в основной и старшей школе (5-11 класс). Ее реализацию предполагается осуществить в течение 3-х лет (2014-2017 г.г.) в
3 этапа:
1 этап (2014-2015г.г.) – диагностико-прогностический: разработка программы, обеспечивающей качественное образование различным категориям учащихся. Диагностика и прогнозирование.
2 этап (2015-2016 г.г.) – практический: реализация программы и оценка ее эффективности.
3 этап (2016-2017 г.г.) – аналитико-обобщающий: анализ итогов реализации программы.
Этапы | Краткое содержание работы | Практическая деятельность | Сроки |
1. Диагности- ко-прогности- ческий | 1. Постановка проблемы. 2. Определение целей и задач. 3. Изучение литературы по теме 4. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 5. Прогнозирование результатов. | 1. Анализ результатов работы с ОД в предыдущие годы. 2. Изучение нормативно- правовой базы, литературы и других печатных изданий, поиск материала в сети Интернет. 3. Создание информационного банка. 4. Диагностика учащихся по группам:7-9 кл., 10-11кл. 5. Формирование банка данных «Одаренные дети». | 2014- 2015г.г. |
2. Практичес- кий | 1.Создание системы по развитию креативности, личностного роста, индивидуального сопровождения обучающихся. 2. Вовлечение обучающихся в практическую деятельность через уроки и дополнительное образование. 3. Повышение методического мастерства учителя, работающего с одаренными детьми | 1. Проведение нестандартных уроков. 2. Участие обучающихся в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах разного ранга. 3. Работа по индивидуальным планам: индивидуальная траектория, дистанционное обучение. 4. Составление модульной программы дополнительного образования. 5. Проведение мастер- класса. | 2014- 2015 гг. |
3. Аналитико- обобщающий | 1. Подведение итогов работы. 2. Оформление результатов 3. Распространение опытов работы. | 1. Проведение мониторинга участия одаренных детей в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях разного уровня. 2. Обобщение опыта на муниципальном уровне. 3. Размещение опыта в сети Интернет. 4. Внедрение в практику рейтинга лучших обучающихся. | 2014- 2017 гг. |
Основные направления и план действий по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей.
Основные направления | Мероприятия | Примерные сроки |
1. Создание системы выявления одаренных детей. | 1. Изучение нормативных документов. 2. Знакомство с научными данными о психологических особенностях и методах работы с одаренными детьми. 3. Изучение методической литературы и других печатных изданий, поиск материала в сети Интернет. 4. Составление картотеки газетно-журнальных статей по проблеме одаренности, подбор и накопление литературы по теме. 5. Подготовка диагностического материала. 6. Системное наблюдение на уроках за детьми. 7. Системное диагностирование потенциальных возможностей обучающихся 7-9 классов 8. Диагностика старшеклассников 10-11 кл. 9. Обработка анкетных данных 10. Создание банка данных «Одаренные дети» | сентябрь 2014г. октябрь 2014 г. « ноябрь 2014 г. декабрь ежегодно февраль 2015 г. март 2015 г. апрель май 2015 г. |
2. Организация учебного процесса | 1. Изучение опыта учителей физики, методистов, ППО из методических журналов, сайтов, образовательных ресурсов в области инновационных образовательных технологий. 2. Создание банка образовательных технологий для формирования познавательного интереса. 3. Проведение нестандартных уроков: - сюжетно-ролевые игры; - педагогическая мастерская; - ИКТ-уроки; - уроки критического мышления и другие. 4. Подбор заданий повышенной сложности. 5. Составление индивидуальных карточек. 6. Составление расписания индивидуальных консультаций. 7. Опережающие задания творческого характера. 8. Организация конкурсов рефератов, презентаций, спортивных сказок, рисунков и других творческих работ. 9. Работа с дополнительной литературой. 11. Дни самоуправления. 12. Информирование обучающихся о новейших достижениях науки в области физика (урок, газета, спортивный уголок, сайт учителя). 13. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых детей. 14. Апробация и введение в широкую практику дистанционных викторин, олимпиад. | сентябрь 2015 г. в течение года с 2014 по 2016 г. |
3. Создание условий для развития физи- ческих качеств, интеллекта, исследовательских навыков, твор- ческих возможностей посредством взаимосвязи уроков с вне- классной работой по предмету «Физика» | 1. Организация реферативных и проектных работ одаренных детей. 2. Создание банка творческих работ. 3. Конкурс спортивных презентаций 4. Организация работы кружка по модульной подпрограмме «Путь к успеху» для одаренных детей. 5. Организация и проведение 1 тура (школьного) Всероссийской олимпиады по физике. 6. Подготовка победителей школьной олимпиады к участию в районной олимпиаде по предмету. 7. Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады. 8. Анализ итогов олимпиады школьников по предмету «Физика». 9. Участие одаренных детей в различных конкурсах. 10. Вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования. | в течение года декабрь в течение года с 2015 г. октябрь ноябрь в течение года ноябрь ноябрь октябрь февраль |
4. Работа с родителями одаренных детей. | 1. Беседа о выявлении природных данных детей. 2. Анкетирование. 3. Организация психолого-педагогической работы среди родителей одаренных детей. 4.Совместная практическая деятельность одаренных детей, родителей и учителей. 5. Дистанционное обучение родителей: информирование об особенностях, проблемах, интересах одаренных детей через сайт учителя. 5. Поддержка и поощрение родителей талантливых детей. | в течение 2014-2016 г.г
|
5. Взаимодействие с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности. | 1. Определение базовых учреждений и установление сотрудничества с заинтересованными лицами в работе с одаренными 3. Привлечение одаренных детей к социальному проектированию | В течение 2014-2016 г.г |
6. Работа по индивидуальным планам. | 1. Составление портфолио достижений одаренных детей, участие в конкурсах портфолио. 2. Составление индивидуального образовательного маршрута и организация занятий с обучающимися. 3. Организация дистанционного обучения через личный сайт учителя и электронную почту. | в течение 2014-2016 г.г. |
7. Стимулиро-вание творческой деятельности через систему поощрения. | 1. Публикация в СМИ. 2. Публикация на сайте учителя физики в блоге о всех уровней, размещение фото в блогах, в фотоальбомах. 3. Размещение поздравлений победителям и призерам . 4. Объявление благодарности, вручение грамот, фото с подписью директора, сувениров. 5. Размещение творческих работ в проекте для одаренных детей «Алые паруса» на nsportalе. 6. Награждение грамотами «За особые успехи в изучении предмета «Физика». 7. Проведение мастер-классов победителями олимпиад в период подготовки детей к олимпиадам разных уровней. | после каждого мероприятия . |
8. Подведение итогов реализации программы. | 1. Проведение мониторинга участия одаренных детей в конкурсах, олимпиадах по физике, соревнованиях разного уровня. 2. Проведение интернет-тестирования (самооценка своих знаний). 3. Анкетирование одаренных детей об удовлетворенности качеством учебного и дополнительного образования. 4. Создание творческой группы учителей района, работающих с одаренными детьми. 5. Размещение опыта на личном сайте. 6. Ежегодный анализ состояния результатов работы с одаренными детьми, принятие необходимых коррекционно-направляющих мер. | 2016-2017 уч.год |
Ожидаемые результаты:
1. Формирование системы работы с одаренными детьми.
2. Формирование банка «Одаренные дети».
3. Создание информационно-методического банка:
- приобретение научной и учебно-методической литературы;
-приобретение научно-популярной литературы для исследовательской и реферативной работы;
- сбор заданий и вопросов для Всероссийской олимпиады.
4. Рост числа победителей и призеров конкурсов, соревнований и олимпиад.
5. Улучшение образовательных достижений обучающихся.
6. Возрастание роли дополнительного образования в процессе формирования интеллектуальных умений и навыков, активной жизненной позиции, навыков здорового образа жизни.
7. Успешная социализация выпускников школы.
Учебно-методическое обеспечение программы.
Формы работы:
1. Групповые занятия.
2. Предметные кружки.
3. Реферативные работы.
4. Создание и защита творческих проектов.
5. Исследовательская деятельность.
6. Дни самоуправления.
7. конкурсы, соревнования.
8. Работа по индивидуальным планам (индивидуальный образовательный маршрут).
9. Портфолио достижений учащихся.
10. Использование новых образовательных технологий: разноуровневое обучение, творческие мастерские, модульное обучение, ИКТ.
При составлении программы были использованы следующие нормативные документы:
Нормативно-правовая база:
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ ».
2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2014 годы «Национально-образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа».
3. Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
4. ФГОС второго поколения.
5. Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 3.10.2002 г.
6. Устав МБОУ лицей №4