Программа развития одаренных детей: "Нам тайны нераскрытые раскрыть пора ..."

Буйневич Ольга Николаевна

Практическая значимость программы заключается в том, что она может использоваться педагогами общеобразовательных учреждений, содержит рекомендации по диагностике одаренных детей, определяет план действий по достижению поставленных целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_programma_po_fizike_odarennost.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зырянская средняя общеобразовательное учреждение», зырянского района  

Программа развития одаренных детей

 «Нам тайны нераскрытые раскрыть пора..."»

Учитель физики:

Буйневич О.Н.

                               2015 г.

Пояснительная записка

     В современном веке остро встает проблема повышения социально-экономического потенциала. Важную роль в ее решении играет система образования. В законе Российской Федерации «Об образовании» указано на то, что необходимо развивать творческие возможности одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общества. Активный поиск и развитие одаренных детей должно стать одним из основных направлений системы образования. Современное общество уделяет большое внимание уникальным способностям ребенка, так как образование и воспитание личностей с такими способностями помогут решить актуальные проблемы и обеспечить развитие научно-технического, культурного и экономического прогресса.

     Одаренные дети – это дети, обладающие врожденными высокими интеллектуальными, физическими, творческими, коммуникативными способностями. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Мы давно стали искать всевозможные формы и методы работы с одаренными детьми, но на второе – развитие интеллектуальных способностей, а творчеству отводилась маловажная роль. Чуть более десятилетия появились олимпиады по физике, где большое внимание стало уделяться не только теоретической но и практической   стороне вопроса. А эти вопросы требуют не только углубленных знаний и эрудиции, но и поиска нестандартных решений, творческого подхода, оригинального мышления. Поэтому существенных сдвигов к лучшему можно добиться, если стимулировать творческую работу ребенка. Тем более, что американский ученый Джозеф Рензулли определил одаренность как сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей, волевой настойчивости и творчества.

   Нашим ученикам предоставляется широкая возможность участвовать в различных олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах, проектах, как в очной, так и в заочной, дистанционной форме через сайты Интернета .

   Работа по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств у учащихся – сложная и многогранная. Поэтому необходимо разрозненные элементы собрать в единое целое, то есть систематизировать и модернизировать всю работу с одаренными детьми в области физики, которая будет направлена на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков, творческого саморазвития и самореализации.

   Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна и значима, прежде всего, потому, что полное раскрытие одаренности ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Российскому обществу нужны люди инициативные, интеллектуальные, творческие, обладающие нестандартным мышлением.

     Практическая значимость программы заключается в том, что она может использоваться педагогами общеобразовательных учреждений, содержит рекомендации по диагностике одаренных, определяет план действий по достижению поставленных целей.

     Новизна программы «Нам тайны нераскрытые раскрыть пора..."

 состоит в гармоничном сочетании теоретических (карты интересов, карты одаренности , тест школьной тревожности Филипса, тест по развитию творческой личности для родителей) и практических диагностик (тестирование подготовленности учащихся и т.д.). В этой программе найдет свое место модульная подпрограмма «Путь к успеху», которая скорректирует работу с талантливыми детьми, желающими участвовать во Всероссийской олимпиаде по предмету «Физика» и всевозможных крнкурсах.

Цели программы:

1. Создать устойчивую систему работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы (физика) на основе инновационных методик и технологий обучения, воспитания и развития личности.

2. Создать благоприятные условия для развития  интеллекта, исследовательских навыков, творческих возможностей, дивергентности мышления одаренных детей через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.

Задачи программы:

  • совершенствование методики выявления одаренных детей;
  • создание банка данных об одаренных детях, их индивидуальных образовательных маршрутах, портфолио, а также информационного банка;
  • осуществление необходимых мероприятий по научному, методическому и информационному обеспечению работы с одаренными детьми;
  • оказание социально-психологической поддержки одаренным детям и их родителям;
  • расширение возможности для участия одаренных и способных школьников в международных, российских олимпиадах, спортивных соревнованиях различного ранга, конференциях и проектах;
  • совершенствование системы подготовки самообразования учителя, работающего с талантливыми детьми.

Принципы работы с одаренными детьми:

1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения.

2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

3. Принцип учета возрастных особенностей.

4. Принцип систематичности.

5. Принцип гуманизации и демократизации.

6. Принцип интеграции интеллектуального  развития.

Формы выявления одаренных детей:

  • наблюдение;
  • общение с родителями, классными руководителями;
  • тестирование, анкетирование, беседа;
  • олимпиады, конкурсы;

Основные этапы и сроки реализации программы.

     Работа с одаренными детьми в области физики проводится ежегодно, но для активизации и систематизации работы создана программа «Нам тайны нераскрытые раскрыть пора…».

     Программа разработана для реализации в основной и старшей школе (5-11 класс). Ее реализацию предполагается осуществить в течение 3-х лет (2014-2017 г.г.)   в

3 этапа:

1 этап (2014-2015г.г.) – диагностико-прогностический: разработка программы, обеспечивающей качественное образование различным категориям учащихся. Диагностика и прогнозирование.

2 этап (2015-2016 г.г.) – практический: реализация программы и оценка ее эффективности.

3 этап (2016-2017 г.г.) – аналитико-обобщающий: анализ итогов реализации программы.

Этапы

Краткое содержание работы

Практическая

деятельность

Сроки

1. Диагности-

ко-прогности-

ческий

1. Постановка проблемы.

2. Определение целей и

задач.

3. Изучение литературы

по теме

4. Разработка системы мер,

направленных на решение

проблемы.

5. Прогнозирование

результатов.

1. Анализ результатов

работы с ОД в предыдущие годы.

2. Изучение нормативно-

правовой базы, литературы

и других печатных изданий, поиск материала в сети Интернет.

3. Создание

информационного банка.

4. Диагностика учащихся

по группам:7-9 кл.,

10-11кл.

5. Формирование банка

данных «Одаренные

дети».

2014-

2015г.г.

2. Практичес-

кий

1.Создание системы по

развитию креативности,

личностного роста,

индивидуального

сопровождения обучающихся.

2. Вовлечение обучающихся

в практическую деятельность через уроки и

дополнительное

образование.

3. Повышение методического мастерства учителя, работающего с

одаренными детьми

1. Проведение нестандартных уроков.

2. Участие обучающихся в

олимпиадах, соревнованиях, конкурсах

разного ранга.

3. Работа по индивидуальным планам:

индивидуальная траектория, дистанционное обучение.

4. Составление модульной

программы дополнительного

образования.

5. Проведение мастер-

класса.

2014-

2015 гг.

3. Аналитико-

обобщающий

1. Подведение итогов

работы.

2. Оформление результатов

3. Распространение опытов работы.

1. Проведение мониторинга участия одаренных детей в

конкурсах, олимпиадах,

соревнованиях разного

уровня.

2. Обобщение опыта на

муниципальном уровне.

3. Размещение опыта в

сети  Интернет.

4. Внедрение в практику

рейтинга лучших

обучающихся.

2014-

2017 гг.

   

Основные направления и план действий по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей.

Основные

направления

Мероприятия

Примерные

сроки

1. Создание

системы

выявления

одаренных

детей.

1. Изучение нормативных документов.

2. Знакомство с научными данными о психологических особенностях и методах

работы с одаренными детьми.

3. Изучение методической литературы и других

печатных изданий, поиск материала в сети

Интернет.

4. Составление картотеки газетно-журнальных

статей по проблеме одаренности, подбор и

накопление литературы по теме.

5. Подготовка диагностического материала.

6. Системное наблюдение на уроках за детьми.

7. Системное диагностирование потенциальных возможностей обучающихся   7-9 классов

8. Диагностика старшеклассников 10-11 кл.

9. Обработка анкетных данных

10. Создание банка данных «Одаренные дети»

сентябрь

2014г.

октябрь

2014 г.

«

ноябрь

2014 г.

декабрь

ежегодно

февраль

2015 г.

март

2015 г.

апрель

май 2015 г.

2. Организация

учебного

процесса

1. Изучение опыта учителей физики, методистов, ППО из методических журналов,

сайтов, образовательных ресурсов в области инновационных образовательных технологий.

2. Создание банка образовательных технологий для формирования познавательного интереса.

3. Проведение нестандартных уроков:

- сюжетно-ролевые игры;

- педагогическая мастерская;

- ИКТ-уроки;

- уроки критического мышления и другие.

4. Подбор заданий повышенной сложности.

5. Составление индивидуальных карточек.

6. Составление расписания индивидуальных консультаций.

7. Опережающие задания творческого характера.

8. Организация конкурсов рефератов, презентаций, спортивных сказок, рисунков и

других творческих работ.

9. Работа с дополнительной литературой.

11. Дни самоуправления.

12. Информирование обучающихся о новейших достижениях науки в области физика (урок,

газета, спортивный уголок, сайт учителя).

13. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых детей.

14. Апробация и введение в широкую практику дистанционных викторин, олимпиад.

сентябрь

2015 г.

в течение

года

с 2014

по 2016 г.

3. Создание условий для

развития физи-

ческих качеств, интеллекта,

исследовательских

навыков, твор-

ческих

возможностей

посредством

взаимосвязи уроков с вне-

классной работой

по предмету

«Физика»

1. Организация  реферативных и проектных работ одаренных детей.

2. Создание банка творческих работ.

3. Конкурс спортивных презентаций

4. Организация работы кружка  по модульной подпрограмме «Путь к успеху» для одаренных детей.

5. Организация и проведение 1 тура (школьного) Всероссийской олимпиады по физике.

6. Подготовка победителей школьной олимпиады к участию в районной олимпиаде по предмету.

7. Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады.

8. Анализ итогов олимпиады школьников по предмету «Физика».

9. Участие одаренных детей в различных конкурсах.

10. Вовлечение обучающихся в систему

дополнительного образования.

в течение

года

декабрь

в течение

года

с 2015 г.

октябрь

     ноябрь

в течение года

ноябрь

ноябрь

октябрь

февраль

4. Работа с

родителями

одаренных детей.

1. Беседа о выявлении природных данных

детей.

2. Анкетирование.

3. Организация психолого-педагогической работы среди родителей одаренных детей.

4.Совместная практическая деятельность

одаренных детей, родителей и учителей.

5. Дистанционное обучение родителей:

информирование об особенностях, проблемах,

интересах одаренных детей через сайт учителя.

5. Поддержка и поощрение родителей

талантливых детей.

в течение

2014-2016 г.г

 

5. Взаимодействие с другими

структурами

социума для

создания

благоприятных

условий

развития

одаренности.

1. Определение базовых учреждений и

установление сотрудничества с заинтересованными лицами в работе с

одаренными

3. Привлечение одаренных детей к социальному проектированию

В течение 2014-2016 г.г

6. Работа по индивидуальным планам.

1. Составление портфолио достижений

одаренных детей, участие в конкурсах портфолио.

2. Составление индивидуального образовательного маршрута и организация

занятий с обучающимися.

3. Организация дистанционного обучения

через личный сайт учителя и электронную

почту.

в течение

2014-2016 г.г.

7. Стимулиро-вание творческой

деятельности

 через

систему

поощрения.

1. Публикация в СМИ.

2. Публикация на сайте учителя физики в

блоге о  всех уровней,

размещение фото в блогах, в фотоальбомах.

3. Размещение поздравлений победителям и призерам .

4. Объявление благодарности, вручение

грамот, фото с подписью директора,

сувениров.

5. Размещение творческих работ в проекте для

одаренных детей «Алые паруса» на

nsportalе.

6. Награждение грамотами «За особые успехи в

изучении предмета «Физика».

7. Проведение мастер-классов победителями

олимпиад в период подготовки детей к

олимпиадам разных уровней.

после

каждого

мероприятия

.

8. Подведение

итогов

реализации программы.

1. Проведение мониторинга участия

одаренных детей в конкурсах, олимпиадах по физике, соревнованиях разного уровня.

2. Проведение интернет-тестирования

(самооценка своих знаний).

3. Анкетирование одаренных детей об

удовлетворенности качеством учебного и

дополнительного образования.

4. Создание творческой группы учителей

района, работающих с одаренными детьми.

5. Размещение опыта на личном сайте.

6. Ежегодный анализ состояния результатов

работы с одаренными детьми, принятие

необходимых коррекционно-направляющих

мер.

2016-2017 уч.год

Ожидаемые результаты:

1. Формирование системы работы с одаренными детьми.

2. Формирование банка «Одаренные дети».

3. Создание информационно-методического банка:

- приобретение научной и учебно-методической литературы;

-приобретение  научно-популярной литературы для исследовательской и реферативной работы;

- сбор заданий и вопросов для Всероссийской олимпиады.

4. Рост числа победителей и призеров конкурсов, соревнований и олимпиад.

5. Улучшение образовательных достижений обучающихся.

6. Возрастание роли дополнительного образования в процессе формирования интеллектуальных умений и навыков, активной жизненной позиции, навыков здорового образа жизни.

7. Успешная социализация выпускников школы.

Учебно-методическое обеспечение программы.

Формы работы:

1. Групповые занятия.

2. Предметные кружки.

3. Реферативные работы.

4. Создание и защита творческих проектов.

5. Исследовательская деятельность.

6. Дни самоуправления.

7. конкурсы, соревнования.

8. Работа по индивидуальным планам (индивидуальный образовательный маршрут).

9. Портфолио достижений учащихся.

10. Использование новых образовательных технологий: разноуровневое обучение, творческие мастерские, модульное обучение, ИКТ.

При составлении программы были использованы следующие нормативные документы:

Нормативно-правовая база:

1. Федеральный закон «Об образовании  в РФ ».

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2014 годы «Национально-образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа».

3. Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.

4. ФГОС второго поколения.

5. Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 3.10.2002 г.

6. Устав МБОУ лицей №4