Одаренные дети
Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).
Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Ведущим компонентом одаренности является мотивационный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_odarennye_deti_-_sayt.doc | 185.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Одаренные дети» |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зырянская средняя общеобразовательное учреждение», зырянского района
Программа «Одаренные дети»
Основания для разработки программы:
- Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.;
- Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1
- Приоритетный национальный проект «Образование»
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 3.10.2002 г.
Ситуация (современное состояние, тенденции развития и проблемы)
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.
В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Однако существующая на сегодняшний день проблема развития одаренности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Сложность заключается в специфике работы с одаренными детьми. Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают. Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:
1. Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся.
2. Неподготовленность учителей к индивидуализации обучения.
3. Проблемой остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.
4. Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.
5. Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.
Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере. Проблема обучения и развития одарённых детей требует пристального внимания и тесного взаимодействия всей педагогической общественности.
Концептуальные основы. Общая стратегия решения проблемы
Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
При разработке программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия.
Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).
Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Ведущим компонентом одаренности является мотивационный.
Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью.
Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных состоит именно в различии уровня, силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей.
При разработке теоретических основ программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные положения:
1. Концепция «возрастной одаренности» (Н.С.Лейтес), согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем школьном возрасте рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность.
2. Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека (А.М.Матюшкин), согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся прежде всего в высокой познавательной и исследовательской активности.
3. Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева), в которой акцентируется внимание, во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во-вторых – на оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и / или приводящих к феномену диссинхронии.
4. Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И.Панов). одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа.
Одаренность может проявляться:
- как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;
- как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
- как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
- Системный подход.
- Личностный подход.
- Деятельностный подход.
- Культурологический подход.
Основные стратегии в работе с одаренными детьми
В качестве главных механизмов в работе с одаренными детьми используются четыре основные стратегии: ускорение, углубление, обогащение и проблематизация.
Ускорение предполагает выбор индивидуальной скорости прохождения программ, освоения содержательных единиц и способов деятельности, а это требует моделирования индивидуальных маршрутов, программ и учебных планов.
Основное требование при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения следующие:
- учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать явный интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение;
- учащиеся должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;
- необходимо согласие родителей, но необязательно их участие.
Углубление – механизм, направленный на большую конкретизацию содержательных компонентов или детализацию способов деятельности, возможно сочетание того и другого. Этому соответствуют образовательные программы углубленного изучения того или иного предмета, программы факультативных, элективных курсов.
Обогащение является альтернативой углублению, оно выходит за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами или дисциплинами. Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.
В практике могут использоваться три вида обогащения содержания образования:
- ориентированное на расширение круга интересов учащихся, для чего их знакомят с различными областями и предметами изучения, благодаря этому они могут более обоснованно выбрать определенную сферу деятельности, которую бы им хотелось изучить более глубоко;
- нацеленное на развитие мышления учащихся: развитие мыслительных операций (анализа, синтеза и др.), наблюдательности, способности к самостоятельному выдвижению и проверке гипотез, что рассматривается как необходимая база для перехода к более сложным формам познавательной деятельности;
- предполагающее проведение самостоятельной исследовательской работы и решение творческих задач
Проблематизация имеет межпредметный характер, поскольку здесь в качестве содержательных элементов рассматриваются проблемы и способы их разрешения, что реализуется при проблемном обучении, использовании метода проектов и развивающих образовательных технологий. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.
Любая образовательная деятельность, а значит и образовательная программа, ориентированная на развитие одаренности должна включать три основных блока:
1) мотивационный – интерес к определенному виду деятельности, желание им заниматься;
2) операциональный блок – способности к деятельности, владение способами ее осуществления;
3) блок реализации – возможность воплотить в реальность свои достижения
Содержание, методы и формы работы с одарёнными учащимися
Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин и секций.
Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
Создание современной модели «Одарённые дети», в основе деятельности которой находится не только стабильное функционирование, но и в свете современных требований обновление содержания образования на основе поиска новых методик и находок нового, которое и будет способствовать развитию интеллектуальных способностей и возможностей школьников. Создавая данную модель, мы учитываем и тот, накопленный материал, традиции, которые сложились в гимназии. Обновления в ресурсном обеспечении образовательно- воспитательного процесса, профессионально растущий потенциал учителей позволит нам более качественно оказывать помощь в подготовке школьников, в том числе в освоении новых технологий обучения и воспитания.
Программа предполагает использование следующих методических приемов:
Методы опроса (беседа, интервью, анкетирование);
Методы наблюдения с помощью схем анализа личностных проявлений ученика на уроке;
Методы наблюдения с помощью схем анализа личностных проявлений учителя на уроке;
Метод диагностики (пакет диагностических методик);
Метод тренинговых занятий;
Психолого-педагогические мониторинги.
Формы работы с одаренными детьми
Методы и формы работы с одаренными учащимися, органически сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися и, в то же время, отличаются определенным своеобразием.
- Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
- Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
- Участие во Всероссийской олимпиаде школьников на всех уровнях;
- Психологические консультации, тренинги, тестирование;
- Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
- Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
- Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
- Проектно – исследовательская деятельность;
- Создание детских портфолио.
Этапы выявления одаренных детей:
- Начальная школа (1 – 4 классы)
- Среднее звено общеобразовательного учреждения (гуманитарное, естественно – математическое, ИЗО, музыка, физическое)
- 9-й класс – предпрофильная подготовка
- 10-11-е классы - профильное обучение классы)
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
- принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
- принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
- принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
- принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Цель программы: Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей.
Задачи:
- учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;
- разработка системы диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
- определение и использование при организации образовательного процесса методов и приемов, способствующих развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
- организация мероприятий для повышения социального статуса талантливых и способных детей;
- организация различных форм работы для проявления детской одаренности.
- адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов.
Срок реализации программы: 2012-2017 год.
1 этап – 2012 - 2013 – диагностико- организационный
Он включает в себя:
- создание и организацию деятельности координационного совета;
- создание нормативно-правовой базы;
- обеспечение материально-технической базы;
- создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;
- создание базовых предметных групп;
- изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
- отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
- создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, дошкольных учреждений, средней школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений;
- организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;
- разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.
2 этап – 2014 – 2015 – 2016 гг. – практический
На этом этапе планируется:
- апробация экспериментальных авторских программ;
- отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
- отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
- углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
- методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
- отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
- систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
- пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;
- психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.
4 этап – 2017(июнь – декабрь) – обобщающий
На этом этапе предполагается:
- сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
- мониторинг личных достижений учащихся;
- анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;
- создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней школы;
- определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
Механизмы реализации программы:
1. Внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми.
2. Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей учащихся. Совершенствование технологии портфолио для построения индивидуальной траектории развития, как учителя, так и ученика.
3. Организация социальной и психолого-педагогической подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
Предполагаемые результаты и оценка результативности программы:
1. Создание образовательной среды, способствующей успешности ученика через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья.
2. Увеличение количества учащихся на всех этапах обучения, имеющих высокие достижения в олимпиадном движении и конкурсах различного уровня.
3.Создание индивидуальных образовательных программ.
4. Развитие потенциала учителя в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей гимназии.
5.Совершенствование системы работы с одаренными детьми.
6. Повышение качества образования и воспитания школьников.
Реализация программы призвана также способствовать:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов и других специалистов для работы с одарёнными детьми;
- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- повышению качества образования и воспитания школьников в целом;
- формированию банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей
- обобщению и систематизации материалов педагогической практики.
Модель одаренного ребенка:
- личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально;
- личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
- личность, способная осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;
- личность, способная реализовать в жизни «Я – концепцию», способная к саморазвитию и самоизменению;
- личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
- личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
- личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей;
Возможные риски:
- Неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся.
- Рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.
Оценка эффективности реализации программы будет отслеживаться по следующим критериям:
1. Оценка динамики достижения учащихся гимназии через создание и наполнение портфолио.
2. Оценка состояния здоровья и комфортности пребывания учащихся в гимназии, удовлетворенности учащихся, родителей, общественности образовательным процессом.
3. Рейтинги гимназии в районе и республике по итогам участия в олимпиадном движении и различных интеллектуальных и творческих конкурсах.
Критериальная база
Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция. Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитивной «Я-концепции».
Критерии | Показатели | Методика изучения |
Самоактуали-зированность личности | 1.Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей. | Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки. |
2.Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности. | Краткий тест творческого мышления П. Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся. | |
3.Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях. | Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим. | |
4.Способность к рефлексии. | Метод незаконченного предложения. | |
5.Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения. | Тест «Исследование школьной мотивации». | |
6.Уровень коммуникативной культуры. | Коммуникативный тест | |
Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе | 1.Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в школьном сообществе. | Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе. |
2.Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе. | Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в школе. | |
3.Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка. | Тест школьной тревожности Филипса. | |
Конкуренто способность одаренных учащихся | 1.Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся. | Методики статистического анализа данных, их динамика. |
2.Участие учащихся, педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д. | ||
3.Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников. |
Традиционные мероприятия:
- Участие во Всероссийской олимпиаде школьного, муниципального и регионального этапов;
- Организация и участие в научно-практической конференции «Гимназическая весна»;
- Участие в научно-практических конференциях муниципального и регионального уровня;
- Участие в международных и российских интеллектуальных конкурсах;
- Участие в заочных турах предметных олимпиад;
- Участие в международной интеллектуальной игре «Кенгуру», в российских интеллектуальных играх «Русский медвежонок», «Золотое Руно», «Британский бульдог», в региональных интеллектуальных играх «КИТ», «Инфознайка».
- Организация городской интеллектуальной игры «Совенок»;
- Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей.
План действий по реализации Программы
№ п/п | Основные мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
1. Нормативно- правовое и организационное обеспечение: | |||
1 | Разработка приемлемой для школы системы выявления одаренного ребенка. | Февраль 2012 | Администрация, психолог |
2 | Разработка системы взаимодействия с семьей одаренного ребенка. | Март 2012 | Зам. директора по УВР, ВР. |
3 | Подготовка диагностических материалов и диагностика детей. | Март 2012 | Психолог |
4 | Формирование списка одаренных детей. | Март 2012 | Зам. директора по УВР, ВР. |
5 | Проведение организационно-методических мероприятий по подготовке школьного, муниципального и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников | ежегодно | Зам. директора по УВР |
6 | Подготовка и проведениегимназического этапа Всероссийской олимпиады школьников | Ежегодно | Зам. директора по УВР |
7 | Разработка системы мер по поддержке и стимулированию одарённых детей | ежегодно | Администрация, |
2. Научно-методическое сопровождение: | |||
1 | Обеспечение педагогов методиками работы с одарёнными детьми в рамках инновационной деятельности | постоянно | Зам. директора по УВР, ВР. |
2 | Разработка практических рекомендаций по работе с одарёнными детьми с использованием информационных технологий. | Апрель 2012 | Зам. директора по УВР |
3 | Разработка методик исследовательской работы учащихся | Май 2012 | Зам. директора по УВР |
4 | Семинары, совещания, консультации учителей- предметников по вопросам организации работы с одарёнными детьми | постоянно | Зам. директора по УВР |
5 | Осуществление постоянного мониторинга результатов Всероссийской олимпиады школьников. | постоянно | Зам. директора по УВР |
6 | Обобщение опыта работы учителей, занимающихся с одарёнными детьми | постоянно | Зам. директора по УВР |
7 | Формирование компьютерного банка олимпиадных заданий | постоянно | Зам. директора по УВР |
8 | Сотрудничество с высшими и средними специальными учебными заведениями | постоянно | Зам. директора по УВР |
9 | Выпуск сборника детского литературного творчества. | Июнь 2013 | Зам. директора по УВР, ВР. |
3. Информационная поддержка: | |||
1 | Своевременное информирование общественности о результатах проведения Всероссийской олимпиады школьников через сайт гимназии и СМИ | Ежегодно | Зам. директора по УВР |
2 | Размещение публикаций в средствах массовой информации о победителях и призёрах муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников | Ежегодно | Зам. директора по УВР |
3 | Создание информационной базы данных о победителях и призерах Всероссийской олимпиады школьников различного уровня. | Ежегодно | Зам. директора по УВР |
4. Работа с учащимися | |||
1 | Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей | постоянно | Психолог |
2 | Библиотечные уроки. Как работать с научной литературой. | Ежегодно | Библиотекарь |
3 | Оформление портфолио каждого одарённого ребёнка. | Ежегодно | Кл. руководитель |
4 | Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней | постоянно | Зам. директора по УВР, ВР. Руководители МО |
5 | Развитие системы индивидуального сопровождения одарённых детей (индивидуальные образовательные программы) | Ежегодно | Зам. директора по УВР, ВР. Учителя- предметники. |
6 | Работа кружков, факультативов, элективных курсов. | постоянно | Зам. директора по УВР, ВР. |
7 | Создание в учебных кабинетах материалов повышенного уровня сложности. | посточнно | Учителя- предметники. |
8 | Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе с одаренными детьми . | постоянно | Библиотекарь |
9 | Информирование учащихся о российских и региональных конкурсах, конференциях и олимпиадах | постоянно | Зам. директора по УВР, ВР. |
10 | Участие в международном конкурсе-игре «Кенгуру», и российском конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех». | постоянно | Руководители МО |
11 | Научно-практическая конференция для учащихся. | Ежегодно февраль | Зам. директора по УВР |
12 | Совершенствование программного обеспечения и структуры дополнительного образования | Ежегодно | Зам. директора по ВР. |
13 | Организовать работу спортивных секций
| Ежегодно | Зам. директора по ВР. |
5. Работа с родительской общественностью | |||
1 | Тематические лекции, для родителей, | По плану работы | Психолог |
2 | Привлечение родителей к участию в проектно-исследовательской деятельности. | Ежегодно сентябрь | Зам. директора по УВР |
3 | Анкетирование. | Сентябрь,май | Администрация |
4 | Индивидуальные консультации. Беседы с родителями. | постоянно | Администрация Психолог |
5 | Заседание родительского комитета школы. | 1раз в четверть | Директор |
6 | Участие в общешкольных мероприятиях, системе дополнительного образования. | постоянно | Зам. директора по УВР, ВР. |
6. Внутришкольный контроль | |||
Управление качеством образования: | |||
1 | Новые формы итоговой аттестации обучающихся 9-х классов; | Ежегодно | Зам. директора по УВР |
2 | Итоговая аттестация выпускников в форме ЕГЭ. | Ежегодно | Зам. директора по УВР |
3 | Использование современных педагогических технологий; | постоянно | Учителя- предметники. |
4 | Результативность участия одарённых детей в гимназических, городских, республиканских олимпиадах; | Ежегодно | Учителя- предметники. |
5 | Анализ участия учащихся в творческих конкурсах; | постоянно | Зам. директора по ВР. |
6 | Участие в дистанционных олимпиадах. | Ежегодно | Зам. директора по УВР |
7 | Творческие отчеты предметных кружков. | Ежегодно | Зам. директора по ВР. |
8 | Изучение методики по организации учебной деятельности учителей на уроках по отработке форм и методов, способствующих развитию интеллектуальных и исследовательских умений учащихся | Ежегодно | Зам. директора по УВР |
9 | Осуществление срезов объема домашних заданий по всем предметам, обращение внимания на формы перспективных заданий длительного характера, подготовленных специально для мотивированных учащихся | Ежегодно | Зам. директора по УВР |
10 | Изучение эффективности применения и внедрения новых технологий на уроках и во внеклассной деятельности | Ежегодно | Зам. директора по УВР, ВР. |
11 | Изучение методики работы учителей-предметников по подготовке проектных и исследовательских работ учащихся | Ежегодно | Зам. директора по УВР |
12 | Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитания стремления к нравственной и предметной самореализации личности учащегося | Ежегодно | Зам. директора по УВР, ВР. |
| |||
1 | Реализация программ профильного обучения; | Ежегодно | Зам. директора по УВР |
2 | Использование современных технологий обучения; | постоянно | Учителя- предметники. |
3 | Организация проектной деятельности учащихся. | Ежегодно | Учителя- предметники. |
Развитие информационно-коммуникационных технологий: | |||
1 | Выполнение плана мероприятий по созданию и работе единой локальной сети. | Ежегодно | Зам. директора по УВР |
2 | Эффективность курсовой подготовки по повышению информационной культуры учащихся, учителей, администрации. | Ежегодно | Администрация. |
3 | Использование ИКТ в образовательном процессе. | постоянно | Учителя- предметники. |
4 | Предоставление одарённым учащимся доступа к глобальным информационным ресурсам. | постоянно | Администрация. |
5 | Обеспечение учебно- образовательного процесса одарённых детей цифровыми образовательными ресурсами. | постоянно | Администрация. |
7. Мониторинговая деятельность
Предмет мониторинга | Критерии оценки качества |
Методическая деятельность | - Наличие поиска, апробированных новых видов, форм, методов, средств обучения, оценивания учебной деятельности учащихся; - Рефлексия своей педагогической деятельности, выстраивание личной системы работы, индивидуального педагогического стиля в общении с одаренными детьми; - Наличие дидактических наработок. |
Образовательная деятельность | Качественные показатели: - удовлетворенность одаренных детей условиями развития, саморазвития, самовыражения; - удовлетворенность родителей одаренных детей уровнем успешности, психологическим самочувствием, уровнем профессионализма учителей. Количественные показатели: - число победителей олимпиад и конкурсов; - число обучающихся на «4» и «5»; - охват детей сетью факультативов, кружков, спортивных секций, всеми формами досуговой воспитательной деятельности, формами дополнительного образования; - ведение портфолио ученических достижений, портфолио учителя и портфолио школы. |