статьи

Из опыта работы в школе-интернате

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dialog_kultur.doc39.5 КБ
Microsoft Office document icon sotsialno-psihologicheskoe_issledovanie.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

г. Москва, ЮЗАО

ГБОУ СОШ-интернат №19

 с углублённым изучением языка хинди

Авторы:

зам. директора по социальной защите - Беляева М. Н;

педагог-психолог - Абдрахманова К.Ф.

Первые шаги практической реализации

возможностей восстановительного подхода

в образовательном пространстве школы

в условиях диалога культур.

На современном этапе развития научного знания становится очевидным, что процесс глобализации во всех сферах жизнедеятельности человека существенно влияет на межкультурное взаимодействие, внося в него начала универсальности и всеобщности. С другой стороны, существует множество уникальных культур, религиозных и мировоззренческих традиций, которые конституируют разные типы этнической идентификации групп и формируют различные модели коммуникации. Россия, которая достаточно длительный период развивалась в довольно замкнутом культурном и ценностном поле, в начале 1990-х годов встала на путь интеграции в современную мир-систему, что не могло не повлиять на характер (который во многом был стихийный) и скорость глобализационных процессов, которые с демонтажем «железного занавеса» распространились и на её территорию. Однако будучи исторически полиэтничной, наша страна столкнулась с рядом проблем, связанных с конфликтом «глобального», представленного мировой культурой и доминирующими в мире неолиберальными ценностями, и «локального», связанного с уникальными культурами и этносами России. Возникла необходимость согласования глобальных ценностей прогресса и мультикультурализма и ценностей традиции.

В многонациональной России трансформационные процессы последних десятилетий привели к невиданному ранее росту миграции населения, что обострило ранее существовавшие проблемы в сфере межэтнического взаимодействия, основы которых лежат в ценностной сфере.

Таким образом, с одной стороны, современная ситуация в нашей стране в политическом, экономическом и социальном плане ведет к рассогласованию ценностных установок и ориентиров различных культур, что часто приводит к различным конфликтам в условиях диалога культур. С другой стороны, в отличие от ценностей этнической культуры, ценности цивилизации всегда претендуют на универсальность, на разрешение глобальных противоречий, на способность объединить человечество и стать фундаментом мировой культуры.

Конечно, диалог цивилизаций и культур способен объединить сложные социокультурные системы в современных условиях. Тем не менее, важно еще и заботиться о том, чтобы межкультурное взаимодействие не приводило к уничтожению и усреднению национальных культур, к разрушению специфической этнической картины мира отдельного человека.

Может быть, для грядущих поколений происходящие глобальные трансформации и адаптация к новым реалиям может оказаться ресурсом для развития и условием выживания, однако если ситуацию рассматривать с точки зрения отдельного человека, живущего в эпицентре политических, социальных и этнических катаклизмов, то для него такая радикальная смена картины мира может стать настоящей катастрофой. И здесь стоит особо подчеркнуть, что глобализация культуры, ведущая к ее унификации, несет в себе риски не только для общества в целом, но и для отдельно взятой личности в частности. Недаром, американский антрополог Ф. Бок раскрывая суть понятия «культурного шока» в широком социальном смысле, когда мы имеем дело с конфликтом старых и новых культурных традиций, ценностных ориентаций и норм, рассматривает современную культуру как конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания. Собственно говоря, «культурный шок» - это и есть конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания  [].

Отмечая важность и актуальность практической работы на индивидуальном уровне в плане формирования толерантности в детском возрасте в условиях диалога культур, стоит сказать, что психологами накоплены значительные сведения о влиянии возраста на процесс адаптации к новым культурным условиям. Понятно, что тяжелым испытанием оказывается изменение культурной среды для пожилых людей, конечно, с трудом адаптируются люди среднего возраста. Ясно, что быстро и успешно адаптируются маленькие дети, но уже для школьников этот процесс часто оказывается не простым. Глобализация культуры, порождающая мощные кросскультурные потоки информации, сильнее всего воздействует на подростковый и молодежный менталитет,  углубляя при этом рост непонимания между родителями и детьми, и предопределяя конфликты между детскими и молодежными субкультурами. Да и помимо всего прочего в современных условиях изменилась и ситуация и движущие факторы развития ребенка, что так же влияет на взаимоотношение между детьми и родителями, между детьми и педагогами.

Стоит особо подчеркнуть, что одним из важных условий межкультурного взаимодействия и коммуникации является неизбежность конфликта и непонимания, к тому же центростремительные социокультурные трансформации демонстрирует невиданную динамику и экскалацию конфликтов среди детей школьного возраста в образовательном пространстве школы. Отсюда, требования реформирующей среды образовательного пространства школы диктуют новые практико-ориентрованные подходы и формы работы. Особенно это важно для организации межкультурного взаимодействия и конструктивных коммуникаций в образовательном пространстве школы в условиях диалога культур.

В связи с выше изложенным социально-психологическая служба школы-интерната №19 в рамках воспитания толерантности с учетом специфики образовательной среды на основе диалог-культурного взаимодействия предлагает обратить внимание на «восстановительный подход» в рамках создания школьной службы примирения (ШСП).

Как известно, основными стратегиями любого взаимодействия являются «соперничество» и «сотрудничество», которые могут варьироваться в очень широких пределах. Не углубляясь в особенности теоретических подходов к классификациям межкультурного взаимодействия, отметим, что в литературе, рассматриваются различные типологии, которые осуществляется по одному из четырех сценариев: 1) «плюс на плюс» – взаимное способствование развитию; 2) «плюс на минус» – ассимиляция (поглощение) одной культуры другой; 3) «минус на плюс» – модель взаимодействия аналогична второму варианту, только контрагенты меняются местами; 4) «минус на минус» – обе взаимодействующие культуры подавляют друг друга.[1] 

Восстановительный подход направлен, прежде всего, на «сотрудничество» и взаимное способствование развитию друг друга («плюс на плюс») Термин «восстановительный» наилучшим образом передает смысл подхода и практической работы, направленной на восстановление нарушенной социально-психологической ситуации, восстановление социальных связей, необходимых для развития человека.

ДАЛЕЕ Я  СОБИРАЮСЬ НАПИСАТЬ НЕМНОГО О ВОСТАНОВИТЕЛЬНОМ ПОДХОДЕ , О ИДЕЕ ШСП  И НАШЕМ ОПЫТЕ – НАДО ВСЕ УМЕСТИТЬ НА 3 СТРАНИЦАХ. 

Приложения:

Фото-отчеты по мероприятиям в рамках создания ШСП в образовательном пространстве ГБОУ ШКОЛА_ИНТЕРНАТ № 19:

  1. «Семинар-практикум семинар с воспитателями школы-интерната № 19»
  2.  «Круги в классных коллективах школы-интерната № 19»;

 



Предварительный просмотр:

Понятие социального сиротства в условиях круглосуточного пребывания детей ( на примере работы Центра содействия Здоровью ГБОУ школы-интерната № 19)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ФАКТОР, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

Пояснительная записка

В связи с резким ухудшением состояния здоровья школьников в последние годы  остро встал вопрос об организации в образовательных учреждениях здоровьесберегающего обучения. В документах Министерства образования РФ (в Законе об образовании, в Конвенции о правах ребёнка, Концепции модернизации российского образования и др.) указывается, что «обновлённое образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, её генофонда, обеспечении устойчивого, динамического развития российского общества с высоким уровнем жизни и  подчёркивается,  что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является - создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.    Это требование положено в основу содержания  Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.).

С учётом новых подходов к выстраиванию стратегии образования, её ориентацию на воспитание здорового ребёнка,  проблема здоровья рассматривается с различных точек зрения.     Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние  «полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней  и физических дефектов». Поэтому процесс организации здоровьесберегающего обучения в школе- интернате носит комплексный характер, учитывает все составляющие понятия здоровья в целом: в школе- интернате организован и успешно  работает ЦСЗ, который укомплектован необходимым штатом специалистов для реализации здоровья сберегающих технологий  в организации учебно-воситательного процесса, развития успешности ребенка. В своей деятельности Центр руководствуется: Положениями Конвенции о правах ребенка ст.43, Конституцией РФ, Федеральным законом от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Законом РФ от 13.01.1996г. № 12-ФЗ «Об образовании».

1.1.Социально-психологическое сопровождение в условиях круглосуточного пребывания детей

Учитывая увеличение тенденции желания родителей в связи с их занятостью (см. анализ социального состава) пользоваться услугами интерната уже с первого класса, специалистами ЦСЗ дают профессиональные рекомендации уже на этапе поступления в школу.

Ведь учебная деятельность, связанная с высокими умственными, физическими нагрузками, нервно-психическим напряжением, должна быть строго регламентирована и рационально построена не только во время пребывания ребенка в школе , но и за ее стенами.

Однако рекомендации данные специалистами ЦСЗ зачастую так и остаются рекомендациями, и желания, а зачастую и возможность родителей сотрудничать с нами носят лишь кратковременный характер.

 В связи с вышеизложенным мы проанализировали  социальный состав школы-интерната

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Наглядно видно, что  за отчетный период 2012-2013 учебного года по сравнению с предыдущим годом снова увеличился процент семей, в которых родители состоят в разводе(24% и 36%), а количество семей, где дети воспитываются одинокими матерьми достаточно стабильно (7,6% и 8%). Также отмечается увеличение роста многодетных семей, что напрямую связано с повышением благосостояния граждан и улучшения демографической ситуации по стране в целом. Если в 2011-2012 учебном год в школе обучалось 13,4% воспитанников из многодетных семей, то к 2012-2013 учебному году их количество возросло до 21%.  

В ходе анализа социального состава воспитанников можно сделать вывод о том, что увеличился процент родителей, работающих по ненормированному графику. Именно поэтому, с каждым годом увеличивается процент детей, пользующихся услугами школы-интерната уже с первого класса.

2. Аналитический отчет ЦСЗ

 социального состава учащихся и форм взаимодействия с родителями

ГБОУ школы-интерната №19 г. Москвы

 

 В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Проблема отчуждения родителей от воспитательного процесса остро встает в условиях круглосуточного пребывания детей в школе-интернате.

Анализ занятости детей во внеурочное время

Проанализировано 10 классов средней школы, 181 учащийся

Из них – 115 учащихся заняты во неурочное время в кружках, секциях, клубах, а также факультативах (63,9%)

Физическое развитие (футбол, волейбол, баскетбол, танцы, борьба, плавание, тхеквандо, бокс, конный спорт, гребля, будзинкам, теннис) – 42 учащихся (23,3%)

Эстетическое развитие (хореография, музыка, рисование, театр) – 15 учащихся (8,3%)

Интеллектуальное развитие (курсы подготовки в ВУЗ, колледж,  английский язык, шахматы, интернет технологии) – 58 учащихся (32,3%)

Анализ состояния взаимодействия с семьями учащихся

 При поступлении ребенка в ГБОУ школа-интернат №19 родители заполняют анкеты «Общие сведения о семье», в которую по мере необходимости вносятся изменения, произошедшие в семье в период посещения ребенком учреждения. Данные ежегодно обобщаются.

Приведем примерную диагностику по социальному составу семей в школе-интернате с анализом взаимодействия ЦСЗ с с семьями различного социального состава.

Проанализировано – 73 учащихся различных возрастных категорий

Родители рабочие – 13 (17,8%)

Родители-госслужащие – 27(сотрудники МВД, врачи, МЧС, образование)-  27(36,9%)

Родители. имеющие собственное дело – 10- (13,7%)

Неработающие родители – 23- (31,6%)

Представленные данные можно обобщить в виде таблиц:

Таблица1
 Характеристика социального статуса родителей

Социальный статус

Количество родителей (чел.)

Количество родителей (в %)

Рабочие

13

17,8%

Служащие

20

27,4%

Представители сферы образования

7

9,5%

Предприниматели

10

13,7%

Безработные

23

31,6%


Таблица 2
Характеристика образовательного уровня родителей

Образование

Количество родителей (чел.)

Количество родителей (в %)

Среднее

19

26%

Среднее специальное

20

28%

Высшее

12

16%

По этим данным мы выявляем одну из главных проблем в воспитании учащихся  - отстраненность семьи от образовательного пространства школы-интерната.

Мы видим, что подавляющее большинство родителей это служащие или безработные, имеющее  средне специальное образование. Соответственно, наблюдаем недостаточный уровень психолого-педагогической компетентности родителей; низкий уровень мотивации и инициативы родителей к совместной деятельности и сотрудничеству со школой.
   В школе-интернате № 19 г. Москвы активно проводится диагностика воспитанников по социально-психологическим запросам родителей. Исследование причин обращений родителей показывает, что запросы соответствуют содержанию образовательной деятельности учебного заведения и касаются: предоставления качественных образовательных услуг (в 90% случаев обращений), сохранения психофизического здоровья детей ( в 40%), развития интеллектуально-творческих и познавательных способностей учащихся (в 63%) в условиях круглосуточного пребывания. Изучение семейной микросреды и социально-психологический анализ обращений родителей помогают дифференцированно подходить к работе с родителями.

Но, к сожалению,  вопросы здоровья детей (самый маленький процент заинтересованности) меньше всего волнуют родителей. Поэтому, родители зная, что в школе-интернате работает ЦСЗ, укомплектованный полным штатом специалистов (психолог, дефектолог, логопед, соц.педагог), предпочитают отдавать детей на присмотр к специалистам под их полный контроль. Цель современных интернатов – осуществлять работу по профилактике безнадзорности, и именно осуществляя контроль за детьми, родители которых вынуждены почти круглосуточно зарабатывать деньги на жизнь семьи (см. социальный состав), ЦСЗ способствует их социальному и психологическому здоровью и благополучию. 

Факторы, способствующие решению возникающих проблем при взаимодействии с семьей: 

  • условия, имеющиеся для включения семей в образовательное пространство школы-интерната №19,  доказывают готовность школы-интераната к переходу на более качественный уровень сотрудничества с родителями;
  • в рамках коррекционно-развивающей работы при переходе к новым образовательным стандартам специалисты ЦСЗ уделяют большое внимание стрессоустойчивости каждого участника образовательного процесса, особенно детей, пользующихся услугами интерната. Тем самым решается одна из главных задач центра - сохранение здоровья (как психического, так и физического).

Таким образом, для решения поставленных задач специалистами центра был разработан алгоритм работы с родителями детей потенциальной «группы риска».

Этапы работы с родителями.

Вся работа с родителями в ГБОУ школе интернате осуществляется в 4 этапа:

  • 1 этап– ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт класса.

  • 2 этап– выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана для более четкого представления ночующего контингента и оказание своевременной помощи:
  • трудности в адаптации,
  • агрессивность,
  • страхи,
  • проблемы общения со сверстниками,
  • не усвоение программы и другие.

  • 3 этап– анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.

  • 4 этап – непосредственная работа с родителями.

  • Вся работа с семьёй подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую.

  • Ежедневное общение с родителями детей, посещающих школу, осуществляется классными руководителями.

  • Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в школе-интернате и поддержания контакта в семье.

  • Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы с классным руководителем об индивидуальном развитии своего ребёнка. С родителями проблемных детей встречаются все специалисты согласно составленной коррекционной программе. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираются на материал наблюдений, диагностики, программного материала.

  • Ежемесячные формы общения с родителями – это:
  • праздники,
  • родительские собрания,
  • спортивные мероприятия,

Эти классические формы работы с родителями всем известны и имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества. Используют педагоги и такую традиционную форму работы как консультации, они востребованы родителями, вопрос состоит только в определении наиболее актуальных тем для консультаций и приглашении специалистов из консультационных центров, врачей, работников социальных служб.

Особое внимание уделяется инновационной форме  работы с родителями и учащимися -   так называемые домашние задания по коррекционной работе с детьми и упражнения по их грамотному выполнению. 

Прописать курги

Такая форма работы с родителями при апробации доказала свою необходимость и возможность ее активного использования в условиях работы центра, так как у большинства родителей  не всегда хватает времени уделять достойное внимание воспитанию детей (период эпидемий у врачей, родители-предприниматели, работающие в условиях жесткой экономии свободного времени). Родители отчитываются за проделанную работу, проводится самоанализ совместной деятельности воспитанников, родителей,  педагогов специалистами ЦСЗ. Эта работа также включает в себя анализ мотивов детского поведения, анализ примеров из личной практики семейного воспитания.

Специалисты ЦСЗ, проанализировав  социальный состав родителей, их занятость пришли к выводу, что  воспитанники, зачисленные на коррекционно-развивающие занятия имеют:

ассоциальных неработающих родителей, не полные семьи и вечно занятых родителей, с высоким уровнем жизни и доходов, которые одинаково не додают необходимых эмоциональных ощущений своим детям. В связи с этим у современных детей нет необходимого контакта с родителями, вследствие чего они не получают эмоциональное тепло. Этот фактор носит психотравмирующий характер, в разной степени для разных детей. Социальная общность воспитанников, урочная, внеурочная деятельность, круглосуточный контакт  с педагогами и воспитателями, не только учебного характера, но и эмоционального, общечеловеческого для ребенка создает дополнитетельное такое необходимое для него ощущение защищенности и общности именно в условиях круглосуточного пребывания детей в интернате.

Дети, которые не ночуют, так же практически разделены с родителями. В результате, дети более агрессивны, нестабильны, с трудом поддерживают контакты с соучениками и взрослыми, сложнее адаптируются ко всему новому, их труднее заинтересовать, вовлечь во что бы то ни было.

        В рамках инклюзии в государственном среднем образовании, в школу придут дети с ОВЗ, которым необходимо не только развитие, а уже коррекция, для успешного освоения учебной программы. Состояние здоровья, а также повышенные учебные нагрузки могут помешать не только успешному освоению учебной программы, а овладению элементарными навыками, нормами и правилами этими детьми. Это вторая важная категория воспитанников после педзапущенных детей.

   В понятие комплексная помощь в условиях интерната входят: прежде всего воспитатетельная работа, учебная деятельность, поддержание психологического комфорта, внеурочная деятельность, воспитательная работа, спортивные мероприятия, здоровьесберегающие мероприятия, выезды на экскурсии, в лагеря, содействие в преодолении трудностей обучения, мониторинг показателей здоровья, проводимый специалистами ЦСЗ. Ведь именно мониторинг   предоставляет возможность проанализировать динамику и сложившуюся ситуацию, он необходим для самоанализа и выработки управленческих решений. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживания основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся

     Сотрудники ЦСЗ в условиях круглосуточного пребывания детей  обеспечивают медико-социально-психологическое проектирование, мониторинг и экспертизу условий для личностного и социального развития воспитанников школы-интерната №19, охрану и сохранение физического и психологического здоровья всех участников образовательного процесса начиная с первого дня обучения.

.

2.2. Диагностика готовности ребенка к школьному обучению

Были проанализированы результаты диагностики детей, поступивших в школу-интернат (октябрь-ноябрь 2012 года). Результаты анализа обсуждались с учителями начальной школы, школьной администрацией.

В середине учебного года проведено обследование всех учеников первого класса с целью получить окончательную информацию о готовности ребенка к обучению в школе-интернате, адаптации к процессу обучения. Результаты данного обследования предоставлены школьной администрации, учителям первого класса и родителям (в индивидуальном порядке). По каждому конкретному обращению учителя или родителя проводится дополнительная диагностика ребенка. Весь учебный год работа проводилась в постоянном, тесном контакте с учителями первых классов и родителями детей. Особое внимание уделяется ночующим первоклассникам,,,,

Считаю необходимым обратить особое внимание на тенденцию отдавать детей до наступления 7 летнего возраста в 1 класс и пользоваться услугами интерната в части круглосуточного пребывания!!!

Анализ приема детей в 1 классы  2013-2014 года подтвердил эту тенденцию и усугубил ее наличием детей, не достигшим возраста 6 лет!!! на момент подачи документов.

Ночующие

Классы

Тревожность

Агрессивность

Осень

Весна

Осень

Весна

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Среднее по параллели 5-е

 классы

2 чел. из 10 чел.

20 %

2 чел. из 10 чел.

16 %

2  чел. из

 10 чел.

20 %

2 чел.  из 36 чел.

20 %

6 класс

3 чел. из 6 чел.

50 %

2 чел.  из 6 чел.

33 %

2 чел. из 6 чел.

33%

2 чел. из 6чел.

33 %

Среднее по параллели 7-е классы

2 чел. из 4 чел.

50%

2 чел. из 4 чел.

50%

 2 чел.  из 4 чел.

50 %

2 чел. из 29 чел.

50%

Среднее по параллели 8-е классы

1 чел. из 3чел.

33 %

0 чел.  из 3 чел.

0%

1 чел.  из 3 чел.

33%

0 чел. из 3 чел.

0 %

Среднее по параллели 9-е классы

1 чел. из 6 чел.

16,6%

1 чел. из 6 чел.

16,6%

1 чел. из 6 чел.

16,6%

1 чел. из 6 чел.

16,6%

Среднее по средней школе

12 чел. из 29 чел.

41,3%

7 чел.

из 29

чел.

24,1%

8  чел. из 29 чел.

27,5 %

8 чел.

из 29 чел.

27,5 %

10

 1 чел. из 3 чел.

33%

1 чел. из 3чел.

33 %

0 чел. из 3 чел.

0%

0 чел. из 3 чел.

0 %

11

2чел.  из 6 чел.

33%

2 из 6 чел.

33%

1 чел. из 6 чел.

16,7%

1 чел. из 6 чел.

16,7%

Среднее по старшей школе

3 чел. из 9чел.

33 %

3 чел. из 9

33 %

3 чел.из 33

33 %

3 чел из 33

.

33 %

Среднее по основной школе

15 чел. 38 чел.

21,7 %

10 чел.

Из 38

26%

11 чел.  из 29

38 %

11чел. из 29

38%

  Анализ данных ночующих  с учетом занятости родителей помог сделать вывод, что их дети имеют  сложности  в адаптационной сфере, а это уже «потенциальная группа риска» даже на фоне хорошей успеваемости. Специалисты ЦСЗ в этом случае начинают совместный поиск приемов и методов работы с учителем, а не с родителями  которые помогут ребенку лучше адаптироваться в  школе. Постоянный контакт с учителем  и воспитателем ночующего ребенка позволяет корректировать процесс взаимодействия и подбирать индивидуальный подход к ученику. Следует отметить важность данного направления для практической работы в системе школьного образования. Высокий процент тревожных детей, безусловно, влияет на здоровье, успеваемость детей и психологический климат в классе, школе. А профилактическая работа является неотъемлемой частью всей системы обучения в школе-интернате. Этих детей специалисты ЦСЗ выделяют в отдельную категорию – социальные сироты.

2.3 Коррекционная работа с воспитанниками в условиях круглосуточного пребывания

Во втором и третьем классах основной акцент делается  на индивидуальной диагностической (особенности развития познавательной сферы – 2 класс, переход в среднее звено – 3 класс) и коррекционной работе с учениками. Данная деятельность осуществляется исходя из запросов родителей, учителей и школьной администрации.

Далее приводится Аналитический обзор особенностей воспитанников вышеприведенного соц.статуса родителей школы-интерната, с которыми велась коррекционная работа в 2012-2013 учебном году:

  1. Запущенные логопедические проблемы воспитанников.

у 22% отобранных воспитанников нарушено звукопроизношение;

56% отобранных воспитанников имеют нарушения письма и 32% - нарушение чтения

  1. Нарушение зрения и нарушение слуха.

28% детей имеют диагностированные проблемы со зрением и 2% -со слухом

  1. Нарушения развития мелкой моторики у 24% этих детей и у 2% детей нарушение общей моторики.
  2. 40% отобранных детей имеют неврологические проблемы, либо подтвержденные справками невролога, либо показывают проявления неврологической симптоматики в момент обследования.

30% имеют СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивность).

  1. Педагогически запущенные 50% этих детей, 20% стоит на ВШУ.
  2. 14% отобранных детей являются леворукими.

ВЫВОД: ОСНОВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ОТОБРАННЫХ ДЕТЕЙ –  СЛОЖНАЯ СОЧЕТАННАЯ СТРУКТУРА НАРУШЕНИЙ, КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ДВА И БОЛЕЕ СИСТЕМНЫХ ДЕФЕКТА, ОТЯГОЩЕННЫХ НЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКОЙ СИМПТОМАТИКОЙ, КОТОРЫЕ СОЧЕТАЮТСЯ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТЬЮ ВОСПИТАННИКОВ УЖЕ НА МОМЕНТ ПОСТУПЛЕНИЯ В ШКОЛУ.

СТОЙКИЕ СИСТЕМНЫЕ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ И ОСВОЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ОБУСЛОВЛЕНЫ НАРУШЕНИЯМИ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ, ПРОИЗВОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ, А ТАКЖЕ В БЫСТРОЙ ИСТОЩАЕМОСТИ И ПРЕСЫЩАЕМОСТИ ЛЮБЫМ ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОВЫШЕННОЙ ВОЗБУДИМОСТИ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ, ДВИГАТЕЛЬНОЙ РАСТОРМОЖЕННОСТИ.

КРОМЕ ТОГО, ДЛЯ МНОГИХ ИЗ НИХ ХАРАКТЕРНЫ: ПОВЫШЕННАЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ ИСТОЩАЕМОСТЬ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ, В ВИДЕ НАРУШЕНИЙ ФУНКЦИЙ АКТИВНОГО ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ.

Интересно, что дети, посещающие занятия специалистов ЦСЗ в большинстве своем, заявлены своими родителями и медицинскими документами, как дети соответствующие возрастной норме. На самом деле, большинство из них, по уровню своего развития не соответствуют нижней границе возрастной нормы:

- развития Высших Психических Функций;

- состояния здоровья (хронические заболевания, инвалидность, состояние здоровья, близкое к инвалидности);

- серьезные неврологические проблемы и психопатические состояния;

- логопедические нарушения (звукопроизношения, письма и чтения).

Эти дети не «не хотят», а не могут учиться согласно требованиям учебной программы, им требуется особый подход, замедленная подача учебного материала, многократное повторение, упрощенные разъяснения, возможно, индивидуальный подход.

На данный конкретный момент, по результатам 2 полугодия коррекционно-развивающего обучения достигнута минимальная динамика, незначительное улучшение, т. к. формально, мы считаем динамику от уровня возрастной нормы каждого ребенка. На самом деле положительная динамика более существенна, т. К. по факту, большинство этих детей находятся значительно ниже уровня возрастной норы.

Несколько фактов для размышления:

С учениками 1и 2 классов учителем-дефектологом фактически используется программа подготовки к школе, для коррекции и развития степени готовности к обучению, формирования ВПФ и УУД. Коррекционные программы занятий с детьми других классов (с 3 и далее) применяются со значительным снижением возраста на 1 год или 2.

      Поэтому главный вопрос в работе специалистов ЦСЗ, как сделать коррекционную работу более эффективной, как преодолеть противоречие между одинаковым для всех содержанием, требованиями к результатам обучения и неравными возможностями детей в связи с их педзапущенностью, особенностями развития, которые, возможно, являются фактором недосмотра или невнимания родителей в связи с их занятостью.

2.4.Использование здоровьесберегающих технологий

как средство предупреждения перегрузки учащихся

Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья воситанников, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребёнка, особенно в в условиях круглосуточного пребывания, воздействующие на здоровье,  представляющую  собой совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

Назначение  здоровьесберегающих образовательных технологий является такая организация образовательного процесса, при которой качественное обучение происходит без нанесения ущерба  здоровью учащихся.

Вместе с тем, безграмотное использование технологий развивающего обучения таит в себе угрозу такой интенсификации учебного процесса, которая приводит к перегрузке учащихся, формированию у них утомления и переутомления.

Успешная коррекционная работа и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны, т.к. хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Долголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, что работоспособность, качество усвоения учебной программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными умениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья.

В связи с вышеизложенным определяем:

2.4. Компоненты учебной нагрузки школьника в условиях круглосуточного пребывания детей

  1. Интеллектуальная нагрузка в условиях круглосуточного пребывания детей зависит от   содержания учебных программ, от степени развития психических качеств ребёнка – внимания,  восприятия, воображения, памяти, мышления. Нельзя ожидать от всех детей одинакового уровня развития и темпа обучаемости, их следует определять (диагностировать) и учитывать в процессе организации обучения, выстраивать индивидуальную программу доразвития отдельных сторон личности. Необходимо учитывать  индивидуальные особенности детей и тот факт, что на сегодня у большинства детей существует несоответствие паспортного и биологического возрастов; у детей, признанных психически полноценным, может наблюдаться отставание до 1,5 - 2-

У таких детей естественной причиной снижения работоспособности является утомление, то есть временное обратимое снижение работоспособности, наступающего в результате деятельности. Утомление и переутомление - это явления физиологического и химического порядка. Они аналогичны отравлению организма. Был открыт яд переутомления – «кенотоксин», который отрицательно воздействует не только на работоспособность человека, но и на общее эмоциональное состояние.

Утомление не только закономерный, но и физиологически благоприятный процесс, так как защищает организм от переутомления, является индикатором между желаемым уровнем учебной нагрузки учащихся и перегрузкой. В связи с этим уси лия специалистов ЦСЗ направлены не на то, чтобы полностью исключить у школьников утомление, а на то, чтобы не допустить переутомления, сделать учебный труд максимально эффективным. Переутомление возникает в том случае, когда учебные нагрузки неадекватны функциональным возможностям ребёнка, если нерационально организован учебный труд, если ребёнок не получает полноценного отдыха – другими словами, не соблюдается режим труда и отдыха. К сожалению, в век урбанизации, глобализации, мультимедийного господства, постоянной занятости родителей им все труднее и труднее удается  сочетать учебную нагрузку и полноценный здоровый отдых для младших, а тем более старших  школьников. Поэтому, его величество режим – это квинтиссенция  здоровьесберегающих технолгиий, обеспечивающих воспитанникам интерната рациональную организацию учебно-воспитательного процесса, а следовательно условия для развития успешности и стрессоустойчивости каждого воспитанника.

Далее мы приводим основные характеристики наблюдения за воспитанниками в условиях круглосуточного пребывания, осуществляемых сотрудниками ЦСЗ:

Самочувствие – чувство, испытываемое, воспитанником в зависимости от состояния его физических и душевных сил.

  • хорошее (ощущение бодрости, жизнерадостности, наличие интереса к выполняемой работе);
  • плохое (наличие жалоб на боли, слабость, вялость, головокружение, сердцебиение и др.)

Изменение самочувствия, вызванное ухудшением общего состояния организма, требует в ряде случаев коренных изменений в режиме дня учащегося и в дальнейшем продолжении коррекционнойпрограммы.

Настроение (совместно с педагогами, воспитателями, ночующими воспитателями) – внутреннее душевное состояние. Обычно самочувствие и настроение совпадают, но возможно и несоответствие между ними – удовлетворительное самочувствие при плохом настроении и т.п.

  • Хорошее;
  • Удовлетворительное;
  • Плохое.
  • Сон (совместно с ночующими воспитателями) – имеет исключительное значение для поддержания здоровья, работоспособности и жизнедеятельности воспитанника. Он предупреждает истощение нервных клеток, создаёт условия для восстановления их работоспособности. Продолжительность сна младшего школьника должна составлять не менее 9 – 10 часов. К сожалению, работающие родители не всегда в полной мере способны обеспечить это требование дома. Сокращение продолжительности сна  отрицательно сказывается на работоспособности, создаёт предпосылки для утомления и переутомления. Бессонница или повышенная сонливость часто являются одним из признаков наступившего переутомления.
  • Аппетит (совместно с педагогами, воспитателями) – один из признаков нормальной деятельности организма. Отсутствие аппетита может быть в результате утомления организма или болезненного состояния.
  • Хороший;
  • Удовлетворительный;
  • Плохой;
  • Отсутствует.

Далее приводятся исследования специалистов ЦСЗ состояния детей, страдающими одним из выщеперечисленных признаков и посещающих коррекционно-равзивающие занятия:

Особенности физиологических состояний организма детей

Состояние

Внешние проявления

Пути преодоления

Утомление

Увеличение числа ошибок, ослабление внутреннего торможения (наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания, появление чувства усталости, головная боль и др. Об утомлении нескольких учащихся свидетельствует шум в классе.

Необходимо позволить детям подвигаться.

Движение - самое мощное средство снятия утомления.

Переутомление

Наблюдаются расстройства сна, головные боли, нарушения в протекании психофизиологических процессов (страдает, внимание, восприятие память), раздражительность, беспричинная тревога, угнетение эмоционального состояния, депрессия. Снижается успеваемость, сопротивляемость к заболеваниям.

В тяжёлых случаях переутомление снять невозможно даже длительным отдыхом, необходимо обращение к врачу.

        

урока.

Данные исследования специалистов ЦСЗ подтверждает аналитика причин обращений родителей в 3-4 четверти:

1. Ребенок не может вечером долго заснуть, хотя зачастую ложится спать позже положенного времени. Младшеклассник хочет спать днем, хотя уже задолго до поступления в школу от дневного сна отказывался.

2. Аппетит стал плохим. Ребенок отказывается есть перед школой, в лучшем случае берет завтрак с собой.

3. Садясь за домашние уроки, не может сразу сосредоточиться – долго копается, перебирает бумажки, карандаши, ищет учебники…

Учителя жалуются, что на уроках он вертится, не слушает объяснений, на вопросы отвечает невпопад.

4. Школьник стал чересчур возбужденным, подвижным, или  постоянно грубит.

Подвижность ребенка – защита от перегрузок. А грубость в подростковом возрасте – признак эмоционального дискомфорта.

5. У ребенка часто болит голова, (Симушкин, Петржицкая) может подняться артериальное давление.

 
6. Ребенок без конца простужается. Это тоже «звоночек» – не пора ли пересмотреть жизненные приоритеты – на первое место поставить не хорошие отметки, а крепкое здоровье.

Все обращения родителей трактуются специалистами ЦСЗ, как симптомы хронического переутомления, которые напрямую связаны с увеличением нагрузки на воспитанников  в конце четверти, а особенно года.

  1. Эмоциональная нагрузка в условиях круглосуточного пребывания детей складывается из эмоциональных переживаний за успехи и неудачи ребёнка в учении, общении со сверстниками, самоутверждении и др. Здесь важен стиль взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса, умение учителя чутко реагировать на эмоциональное состояние учащихся, вовремя корректировать его.

В связи с этим возникает необходимость расширения и внедрения различных психологических программ в рамках дополнительного образования, способствующих максимальному раскрытию личности каждого ученика, где он мог бы по-настоящему почувствовать себя успешным. В октябре 2012 года совместно с ЦДиК «Коньково»  была организована и реализована психолого-профилактические программа «Я+Ты», «Моя семья» и «Толерантность».  Структура занятий  предполагала активное участие детей в обсуждении, содержит элементы дискуссии. Дети проявляли неподдельный интерес к данным программам. Воспитание не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но охватывет  и пронизывать собой все виды: учебную  и внеурочную.

Научная организация работы учащихся по сохранению здоровья воспитанников предлагает следующую систематизацию здоровьесберегающих технологий:

Таким образом, здоровьесберегающие технологии в условиях круглосуточного пребывания детей – это многокомпонентное понятие, включающие как минимум три составляющие: санитарно-гигиенические, медико-профилактические и педагогические технологии.

   Таким образом, мы налаживаем отношения с родителями, делаем их конструктивными, чтобы оказывать помощь и поддержку усилиям семьи в воспитании ребенка, пересматриваем основы взаимоотношений с родителями. Для эмоционального контакта общаемся с родителями доброжелательно, приветливо, открыто. Для информационного контакта – готовы принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках.

Подобная работа возможна только в условиях ЦСЗ при круглосуточном посещении детьми школы-интерната и активном взаимодействии со специалистами центра и воспитателями интерната, когда благополучие детей напрямую зависит от создания качественного социально-психологического комфорта.