Разработка родительских собраний

Для использования в работе классных руководителей средней и старшей школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети-изгои. Помощь родителей

Глава из книги М.М. Кравцовой "Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой.", вышедшей в свет в издательстве "Генезис". 2005.

Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры — лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу. Общаясь с родителями непопулярных школьников, я условно выделила несколько типов их реакций на сложившуюся в классе ситуацию.

* Родители понимают, что у ребенка есть проблемы в общении, но не знают, как ему помочь (иногда убеждены, что сделать это невозможно). Признаются, что в детстве также испытывали трудности в общении со сверстниками.

Необщительные, замкнутые родители не могут научить ребенка эффективному взаимодействию с окружающими. Ведь наиболее важным является тот пример, который, общаясь с другими людьми, подают детям родители.

* Родители считают, что у ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие: учителя, которые неправильно организуют общение в классе; дети, агрессивные и не умеющие нормально общаться; их родители, неправильно воспитывающие своих детей.

Мама весьма агрессивного мальчика Андрея не желала признавать, что проблема заключается не в одноклассниках ее сына, а в его неумении общаться с ними. Андрей любил посмеяться над неудачами товарищей, обзывал их, в играх стремился руководить. По результатам социометрии выяснилось, что Андрея никто из одноклассников не хочет брать в свою команду и никто не доверил бы ему свой секрет

1). Кстати, иногда именно позиция родителей и становится причиной неприятия их ребенка окружающими. Ребенок при-выкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чув-ством превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением. В исследованиях В.М. Галузинского подчеркивается, что причины отторжения некоторых десятиклассников заключаются в индивидуализме, подогреваемом родителями (например, подчеркивание особой одаренности их ребенка по сравне-нию с окружающими)

2). Иногда родители бывают правы — в плохом отношении к их ребенку действительно в первую очередь виноваты окружающие.

Негативное отношение к Сене с первого класса было спровоци-ровано классным руководителем, которому неприятен был и сам Сеня, и его родители. Учительница называла мальчика только по фамилии, никогда не хвалила его, чаще, чем остальным, делала замечания. Ее неприязненное к нему отношение постепенно передалось и остальным учащимся.

В ситуации, когда есть конкретный обидчик (учитель или одноклассник), родители часто стремятся сами «разобраться» с ним. Они идут жаловаться администрации на несправедливое отношение к их ребенку со стороны учителя. Если же ребенка травят одноклассники, то родители, придя в школу, отчитывают обидчика, угрожают ему или делают выговор его родителям. К сожалению, такие поступки не помогают, а вредят ребенку. В результате учитель, узнав о жалобе, проникается еще большей неприязнью к несчастному ученику. Преследователи становятся осторожнее и изощреннее в своих издевательствах, угрожая расправой, если жертва кому-нибудь еще раз пожалуется. А родители обидчика тоже не остаются в долгу. Иногда приходится наблюдать очень некрасивые сцены, когда родители обидчика и жертвы кричат, оскорбляя друг друга на глазах у ребят. Естественно, такой пример «разрешения» конфликтов не является полезным для детей. Кроме того, подобным заступничеством родители оказывают своему ребен-ку медвежью услугу.

Мама Сони, начиная с первого класса, приходила «разбираться» с одноклассницами дочери, которые ее дразнили. Девочка при-выкла чуть что жаловаться маме, а среди одноклассников прослы-ла ябедой, с ней никто не хотел дружить.

* Родители, обратившиеся за помощью, осознают, что ребенку плохо в классе в силу особенностей его личности. Они готовы сотрудничать с психологом и классным руководите-лем и помогать ребенку. Такой тип реакции встречается чаще всего.

Проблема отвергаемых детей — это палка о двух концах. Никому из родителей не хочется, чтобы их ребенок стал жерт-вой, подвергался нападкам и травле со стороны окружающих. И в то же время вряд ли кто-нибудь захочет, чтобы его ребенок был инициатором травли другого.

Работать с родителями детей-зачинщиков или детей-преследователей непросто. Не каждый родитель может признать, что его ласковый, добрый ребенок может получать удовольствие, унижая сверстника.

Вот что сказала мама одного ребенка: «Пяти-шестилетние дети на площадке все время объединяются и нападают на кого-то одного. Я говорила с сыном, что это делать непозволитель-но. Однажды объектом нападок стал он сам. Но это ничего не изменило. На следующий день он с таким же восторгом напа-дал на товарища вместе со всеми». Дети склонны объединяться против чем-то не угодившего им сверстника. Это называется «дружить против кого-то». Родителей расстраивает, что их ребенок поддается всеобщему настроению и совершает неблаговид-ные поступки. В этом случае им следует постараться объяснить ребенку, как его поведение выглядит со стороны, заставить его задуматься о чувствах жертвы. Стремящемуся к самостоятельности ребенку можно сказать, что в данной ситуации он ведет себя как мячик — куда пнули, туда и покатился. Никакого проявления собственной воли. А вообще умение противостоять коллективу приходит не сразу. Но именно давая возможность проанализировать собственное поведение, можно приблизить момент, когда ребенок перестанет поддаваться влиянию окружающих.

Надо объяснять ребенку, что недопустимо обзывать других, смеяться над ними — пусть поставит себя на их место. Надо учить ребенка считаться с мнением окружающих, находить ком-промиссы.

Если пострадавший родителям несимпатичен, не стоит «подливать масла в огонь», обсуждая это с ребенком. В конце концов, ребенок должен учиться терпимости и уживчивости.

В разговорах с ребенком или в его присутствии не следует давать оценки другим родителям, детям, учителям.

Что делать, если ребенка отвергают

Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним.

В первую очередь надо сходить в школу, поговорить с учи-телями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, посмотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и т.д. Можно обратиться за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми.

Следующие симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенку плохо в классе, его отвергают.

Ребенок:

— неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;

— возвращается из школы подавленным;

— часто плачет без очевидной причины;

— никогда не упоминает никого из одноклассников;

— очень мало говорит о своей школьной жизни;

— не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо;

— ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу;

— одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рожде-ния, и он никого не хочет позвать к себе.

Как помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе (обращение психолога к родителям)

Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.). Заикания, тики, энурез, энкопорез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.

Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно. Для учителя может быть и не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка. Это не значит, что надо идти у ребенка на поводу и покупать ему шапку «как у Ленки из 5 „Б“».

Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым: Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, он сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. Например, можно предложить ребенку вместо того, чтобы начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в гла-за обидчикам и спокойно спросить: «Ну и что?» — или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.

Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклас-сниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивай-те праздники, поощряйте общение ребенка с ними.

Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий ан-глийским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся меж-ду собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе.

Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бро-саться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта — это поможет ему научиться само-стоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников.

Внимание! Если ситуация зашла слишком далеко, например, ребенка постоянно унижают или избивают — немедленно реагируйте. В первую очередь оградите ребенка от общения с обидчиками — не отправляйте его в школу. Разбираться с обидчиками — не самое главное (хотя и оставлять их безнаказанными не стоит — они изберут себе новую жертву). Важно помочь ребенку пережить полученную психическую травму, поэтому скорее всего его придется перевести в другой класс. Ребенку нужно будет научиться не бояться сверстников и доверять им.

Несколько слов об уверенности в себе

Если ребенка в классе не любят и отвергают, его родителям необходимо:

— быть готовыми к сотрудничеству с учителем и психологом;

— проявлять по отношению к обидчикам терпимость и сдержанность;

— и самое главное — оказать поддержку своему ребенку.

Я уже говорила, что часто непопулярными становятся дети, имеющие какие-либо физические недостатки или поведенческие проблемы, неуверенные в себе. Именно родители могут помочь ребенку преодолеть чувство неполноценности, превра-тить недостаток в достоинство. Однако родители, наоборот, часто бывают слишком критичны и нетерпимы к особенностям своего ребенка. К сожалению, мы слишком часто даем какую-либо оценку поступкам и словам своих детей, порой даже не замечая этого. Ребенок кажется нам слишком активным, и мы, сокрушаясь, говорим подруге: «Он неусидчив». Таким образом мы прогнозируем его будущее, исходя из своей оценки, и, об-щаясь с ребенком, начинаем загонять его в рамки нашего негативного прогноза. «Вечно ты вертишься, бесишься! Ты ведь никогда не можешь посидеть молча…» и т.д. Если ребенок тих и не стремится к общению с окружающими, мы переживаем, что ему будет трудно заводить друзей, он будет одинок. Ребенок говорит что-то, не соответствующее нашему настроению, мы резко обрываем его: «Опять ты говоришь, глупости!» При-клеивая ярлыки, мы убеждаем ребенка — он именно такой:

неуверенный, неусидчивый, глупый. Ребенок сначала неосознанно, а затем и сознательно начинает строить свое поведение, исходя из предписанной ему взрослыми роли.

Мальчика Васю, героя рассказа Ю.Я. Яковлева «Рыцарь Вася», из-за его полноты и неуклюжести прозвали Тюфяком, а он мечтал о рыцарских доспехах. Но «кроме насмешливого зер-кала, к действительности его возвращала мама. Услышав из кух-ни его шаги, от которых жалобно звенели стаканы, мама кри-чала: „Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!“». И родители в этой непростой ситуации из союзников и помощников сами превращаются в преследователей, а ребенок остается один на один со своей проблемой. Если уж родители не принимают ре-бенка таким, какой он есть, насмехаются над ним, то чего же ждать от остальных.

В детстве мне очень нравились сказки замечательной финской писательницы Туве Янсон о Муми-тролле. В одной из них Муми-тролль, играя с друзьями в прятки, спрятался в шляпе Волшебника и вышел оттуда настолько преобразившимся, что друзья не узнали его и даже задали ему взбучку. Пришедшая на шум Муми-мама тоже сначала не узнала своего сына, но, пристально вглядевшись в его «испуганные глаза-тарелки», призна-ла, что это Муми-тролль. И тогда он снова стал самим собой. Муми-мама обняла его и произнесла особенно впечатлившие меня слова: «Уж моего-то маленького Муми-сына я узнаю всегда, что бы ни случилось». Для меня в этих словах заключается основной смысл родительской любви и поддержки: принятие и помощь ребенку в любой ситуации. Главное - уметь принимать своего ребенка (может быть, более застенчивого или излишне эмоционального по сравнению с другими) таким, какой он есть…

Спокойные, уверенные в себе родители, не ждущие от ребенка моментальных сверхдостижений, с пониманием относящиеся к его успехам и неудачам, — вот залог развития у ребенка уверенности в своих силах и адекватной самооценки.

Как помочь своему ребенку стать увереннее (обращение психолога к родителям)

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка, но и не бросайте его одного. Предложите справиться с проблемой вместе (не важно, что это — шнурки на ботинках или первая ссора с приятелем). Иногда достаточно просто побыть рядом с ребенком, пока он пытается сделать что-то.

Родительская любовь для ребенка вещь не очевидная; если родители никак не проявляют своих теплых чувств, то ребенок может решить, что его не любят. Это сформирует у него чувство беспомощности и незащи-щенности, а следовательно, и неуверенности в себе. Преодолеть это чувство помогает телесный контакт. Можно просто погладить ребенка по голове, обнять, посадить на колени. Это никогда не будет лишним ни для малышей, ни для дошкольников, ни для младших школьников.

Все сказанное отнюдь не означает, что ребенка не следует критиковать. Но, порицая его, следует дать по-нять, что вы критикуете конкретный поступок ребенка, а ваше отношение к нему не меняется. Можно сказать ребенку: «Мы любим тебя всегда, что бы ты ни сделал, но иногда нам бывает трудно не сердиться (оби-жаться) на тебя!»

Друзья детей

Родителей часто волнует проблема дружеских отношений ребенка со сверстниками. Обычно они переживают, что их ребенок либо ни с кем не дружит, либо дружит не с тем, с кем надо.

Проблемы с друзьями обычно возникают у застенчивых детей. Действительно, застенчивые и робкие дети чаще, чем агрессивные, страдают от изоляции. Поэтому очень стеснительному и замкнутому ребенку нужна помощь взрослых, чтобы наладить общение. При благоприятной обстановке в классе такой ребенок постепенно находит себе подходящего товарища и чувствует себя вполне комфортно.

Иногда очень общительных родителей тревожит, что их ре-бенок не стремится активно общаться со сверстниками, у него мало друзей. Но одним надо много друзей, чтобы чувствовать себя счастливым, а другим достаточно одного друга. Согласно исследованиям психологов, хотя бы одна взаимная привязанность в классе делает ребенка более уверенным в себе и обеспечивает ему более комфортное существование в коллективе по сравнению с ребенком, которого выбирают многие, но не те, кого выбирает он. Наличие друзей — весьма важная составля-ющая эмоционального благополучия ребенка. Независимо от возраста друг для ребенка — это тот, с кем интересно, кто поддержит, с кем можно вместе что-то делать, это чувство, что ты не один и кому-то интересен. Взрослея, ребенок вкладывает в понятие дружбы более серьезные и глубокие отношения.

Родители обычно расстраиваются, если те, кого их ребенок называет друзьями, обижают его, пренебрегают им, не дорожат дружбой. Если родителям не нравятся друзья их ребенка, то не стоит настаивать на прекращении отношений и постоянно критиковать друга или подругу. Имеет смысл обратить внимание ребенка на отрицательные стороны сверстника и предоставить ему самому решать, поддерживать ли эти отношения дальше. Иногда достаточно как бы между прочим спросить: «И что же, Петя тебя не подождал?», «А Таня тебя чем-нибудь угостила?», чтобы ребенок задумался о том, как друзья относятся к нему. Бывает, что ребенок сохраняет унизительные для него отноше-ния от безысходности. Например, на даче ему не с кем больше общаться, и он рад любому компаньону. А другой ребенок понимает, что от него зависят, и пользуется этим.

Тихая, мечтательная Настя дорожила дружбой с бойкой и само-уверенной Машей, которая постоянно руководила ею, заставляла подчинятся себе. Чуть что было не по ней. Маша угрожала Насте, что не будет с ней дружить. Настя часто расстраивалась из-за этого, но, по мнению ее мамы, продолжала «плясать под Машину дудку». Так было до тех пор, пока Настя не пошла в школу, где у нее появились новые подруги, — она увидела, что отношения можно строить и по-другому, без шантажа и угроз, на рав-ных. Настя стала более критично относиться к Маше. На мой вопрос, что ей больше всего не нравится в сверстниках, Настя сказала: «Не нравится, когда заставляют делать то, что не хочу, и говорят: „Тогда не буду с тобой больше играть!“ Вот моя подруга Маша так делает». Я поинтересовалась, почему же она продолжает с ней общаться. Настя ответила: «Маша много чего придумывает, с ней интересно».

Как показывает практика, у активно отвергаемых одноклассниками детей обычно нет устойчивых дружеских отношений и вне школы. Однако если непопулярный в классе ребенок имеет возможность общаться со сверстниками помимо школы — во дворе или кружках, где его принимают и ценят, — то отсутствие признания в школе его не травмирует.

Как помочь ребенку в выборе друзей (обращение психолога к родителям )

Необходимо знать всех друзей своего ребенка, особенно если вы опасаетесь негативного влияния с их стороны. Надо помочь организовать общение ребенку, создать соответствующее окружение. Мало просто отдать его в подходящий коллектив, приглашайте детей домой, по возможности познакомьтесь с их родителями. Самое главное, ненавязчиво создайте ребенку приемлемый круг общения (позаботиться об этом следует, пока ребенок еще маленький). Это могут быть дети ваших друзей, одноклассники, какой-либо клуб, кружок, секция, словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.

Задача родителей — не только поддержать ребенка, попавшего в непростую ситуацию, но и научить его взаимодействовать с окружающими. Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных пережива-ний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.



Предварительный просмотр:

«МЫ ПРОТИВ НАСИЛИЯ!»

 (ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ)

Насилие – это способ установления власти и контроля путем физического и сексуального воздействия, экономического и психологического давления.

Самые распространенные формы насилия:
• физическое насилие (вред причиняется жизни или физическому здоровью);
• психическое насилие (вред причиняется психическому здоровью);
• сексуальное насилие (нарушается психосексуальное развитие);
• пренебрежение основными нуждами (нарушается психофизическое развитие).

Причины жестокого обращения: стресс, денежные затруднения, нет авторитета и власти, человек сам подвергался насилию в детстве.

На что обращать внимание:

Внешний вид ребенка:
- санитарно-гигиеническая запущенность;
- одежда: грязная, не соответствующая сезону;
- наличие синяков, ссадин и др. повреждений.
Родители и дети не могут правдиво объяснить причину появления данных повреждений

Особенности повреждений
- множественные, на разной стадии заживления;
- возникают после выходных, праздничных дней или после длительного отсутствия ребенка в образовательном учреждении;
- появляются повторно;
- иногда имеют специфическую форму (от ожогов сигарет, отпечатки пальцев, ремня).

Особенности поведения ребенка

а) Специфические признаки:
- резкое изменение поведения;
- демонстративное сексуализированное поведение
- появляется сексуальный интерес;
- активно мастурбирует;
- втягивает в сексуальную активность других, просит что-то делать с ним.

б) Неспецифические признаки:
- агрессивное поведение;
- уединяется, не играет с детьми;
- не хочет идти домой вечером;
- печален, безучастен;
- имеются нарушения аппетита в ту или иную сторону;
- пугается резких движений, плача других детей;
- - характерная «щадящая» поза, если что-нибудь болит.

Рекомендации для специалистов:

• Взять под особый контроль учащихся, подвергающихся жестокому обращению:
Поговорить с ребенком. Выбрать место и время, не отвлекаться при разговоре. Дать понять ребенку, что вы сделаете все, чтобы ему помочь.
Наблюдать за ребенком, за его поведением, игрой, обращать внимание на рисунки.
• Завести
дневник наблюдений за учащимися, оказавшимися в тяжелой жизненной ситуации, подвергающихся насилию.
Осмотреть ребенка. При наличии серьезных повреждений сходить с ребенком в поликлинику или травмопункт и зафиксировать побои.
Ликвидировать социально-правовую безграмотность родителей.

Узнав о жестоком обращении с ребенком в семье, классный руководитель...

...обязан сообщить о жестоком обращении с ребенком директору школы и в службы, занимающиеся защитой прав ребенка. Но начинать нужно с выяснения ситуации. Если учитель заметил у ученика какие-то следы физического или психического насилия, он должен обязательно поговорить с ребенком и его родными.

Как правило, дети неохотно признаются в том, что родители жестоко обращаются с ними, поэтому, если ребенок объясняет обнаруженные у него телесные повреждения насилием со стороны родителей, этим объяснениям в большинстве случаев можно доверять.

Однако иногда утверждения ребенка вызывают сомнения:

• ребенок рассказывает о насилии, однако соответствующие телесные повреждения у него отсутствуют;
• ребенок рассказывает о насилии, но при этом не проявляет страха перед родителями;
• ребенок стремится избежать наказания за проступок и просит учителя не сообщать о нем родителям (впрочем, такое поведение может свидетельствовать и о страхе перед физическим наказанием).

Кроме того, о ложности обвинений родителей свидетельствуют чрезмерно общий характер утверждений («отец меня постоянно бьет, жить с ним невозможно»), отсутствие эмоциональной реакции при рассказе, невозможность описания какого-либо конкретного случая (времени, места и характера действий), сходство рассказа ребенка с рассказами взрослых или с сюжетами популярных фильмов.
Следует обращать внимание на совпадение рассказа о событии ребенка и каждого из родителей. При выявлении противоречий необходимо установить их причину. Несовпадения в описании родителями обстоятельств события, которые они не могут объяснить, свидетельствуют о том, что травма была получена ребенком в результате физического насилия.

Родители часто отрицают, что имеющиеся у ребенка телесные повреждения являются следствием физического насилия. Однако не только родители-насильники склонны отрицать неслучайный характер травм. Нередко отрицают факты физического насилия сам ребенок, родитель, не применявший насилия, другие родственники. Такое отрицание может быть обусловлено искренним заблуждением, нежеланием замечать насилие, неумением правильно оценить ситуацию в семье, а также сознательной ложью. Ложь может быть вызвана страхом перед супругом-насильником, полной зависимостью от него, стремлением сохранить семью или собственное материальное благополучие.

Учитель не должен пытаться проводить настоящее расследование: это дело специализированных служб и организаций.

Органы, которые занимаются защитой ребенка от жестокого обращения в семье

Таких органов множество. Существуют они на различных уровнях - от районного до федерального:

  • подразделения по делам несовершеннолетних ОВД;
    2) социальные педагоги в школе;
    3) отделы по охране прав детства или отделы по работе с трудными семьями в муниципальных, районных органах образования;
    4) городские, районные органы опеки и попечительства;
    5) городские, районные комиссии по делам несовершеннолетних;
    6) городские, районные органы социальной защиты (специалисты отдела по делам семьи и детей);
    7) региональный уполномоченный по правам ребенка (или по правам человека).

Надзорным органом по отношению ко всем перечисленным службам и организациям является прокуратура. Именно в прокуратуру следует обращаться при возникновении спорных вопросов, а также при ненадлежащем исполнении сотрудниками этих служб своих обязанностей.



Предварительный просмотр:

(ТЕЗИСЫ)

Лекторий  «Мы ответственны за тех, кого приручили»

Разработано: Центр содействия здоровью 2013/2014 год

Утвреждено на заседании ЦСЗ

«03« октября 2013 года

Цель: формирование коммуникативных навыков в семье, формирование положительного отношения к семье

Воспитывать ребенка – нелегкое дело. Мифы об ангельских чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети – не ангелы. Но это – маленькие человеческие существа, и поэтому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, можно и нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений., профилактика девиантного поведения.

Если что-то произошло:

  • прислушайтесь к ребенку и постарайтесь понять его точку зрения. Не обязательно соглашаться с ним, но благодаря вниманию, которое вы оказали ребенку, он ощущает себя полноправным и достойным участником событий;
  • ребенок охотнее подчиняется правилам, в установлении которых он принимал участие (разумеется, существуют правила, которые могут устанавливать только взрослые);
  • предоставьте ребенку право выбора, дайте ему понять, что он волен выбирать из нескольких возможностей;
  • ребенок имеет право выразить свое мнение и свои чувства относительно тех границ поведения, которые вы ему определяете. Как ни мал ребенок, его мнение по этому вопросу поможет установить эти границы справедливо;
  • взрослому необходимо самому верить в справедливость своих требования, объяснить ребенку их причины и убедиться, что он их осознал;
  • не требуйте от ребенка сразу многого: начинать надо с небольшого набора правил;
  • давайте детям ясные и точные указания;
  • неоднократно возвращайтесь к этим правилам и инструкциям – ребенок нуждается в повторении;
  • не требуйте немедленного исполнения ваших требований, дайте ребенку возможность переключиться.

Устанавливая для ребенка границы и правила поведения, вы отнюдь не превращаетесь в его глазах в суровых и черствых родителей – если, конечно вы делаете это достаточно гибко и справедливо.

И даже если дети порой будут возмущаться и противиться вашим требованиям, они примут и оценят по достоинству проявленную вами последовательность.

Дети подражают вашему поведению и учатся ответственности за свои поступки.

Подбирайте наказание в соответствии с поведением ребенка.

Порой родителям кажется, что неправильный поступок ребенка требует определенной реакции с их стороны, раз уж предварительные предупреждения оказались неэффективными. Родители считают, что наказание за дурной поступок может научить ребенка чему-то хорошему и изменить его поведение к лучшему.

Иногда это действительно так. Но только при одном условии – если ваша реакция связана по смыслу с проступком и имеет воспитательное значение.

Наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Это – основной принцип, которым вы должны руководствоваться, применяя наказание. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием проступка, если вы действительно хотите научить ребенка, как следует себя вести.

Чтобы найти наказание, логически соответствующее поступку ребенка, необходимо задать себе вопрос: “Что произойдет, если я не буду вмешиваться в ход событий? Как надо действовать, чтобы ребенок понял, какого поведения от него ждут?”

Прежде всего ребенку надо объяснить отрицательную сторону им содеянного. И объяснить так, чтобы, несмотря на возраст, он это понял и сделал верные выводы. Существует множество методов, с помощью которых можно воспитать в детях чувство ответственности и послушание, научить их управлять своими поступками, не прибегая при этом к телесным наказаниям.

  • хвалите детей за хорошее поведение подобно тому, как вы указываете на их ошибки и отрицательное поведение. Поощрение закрепит в их сознании представление о правильном действии;
  • старайтесь похвалить ребенка за любое изменение к лучшему в его поведении, даже если оно весьма незначительно;
  • помните, что достаточно часть прибегая к поощрению, вы способствуете развитию у ребенка уверенности в себе;
  • старайтесь научить ребенка осознать и исправить неправильный поступок;
  • полезно высказать свое отношение к неподобающему поведению ребенка ясно и недвусмысленно;
  • разговаривайте с детьми в тоне уважения и сотрудничества;
  • вовлекайте ребенка в процесс принятия решения;
  • старайтесь избегать пустых угроз;
  • желательно, чтобы дети имели возможность выразить свое недовольство или даже возмущение, когда они должны подчиниться правилам, которые им не по вкусу;
  • воздерживайтесь от шлепков, криков, угроз и оскорблений – они могут только усилить в ваших детях неприязнь, ненависть и чувство протеста;
  • нельзя ожидать от ребенка выполнения того, что он не в состоянии сделать;
  • воздерживайтесь от заявлений, что ребенок ни к чему не пригоден, от грубости в стиле “гадкий, злой, бестолковый” и т.п.; оценивайте сам поступок, а не того, кто его совершил;
  • используйте любую возможность, чтобы выказать ребенку свою любовь.

Что делать, если ребенок заупрямился?

Надо помочь ребенку понять, что произошло, установить с ним контакт, решать проблему с учетом его мнения, а точнее – предоставить ему возможность принять и решение, и ответственность за него.

Как это сделать?

  • Постарайтесь понять, что скрывается за поведением ребенка и что он пытается им выразить.
  • Прислушайтесь к его словам. Вникните в проблему, о которой он говорит.
  • Предложите ребенку придумать как можно больше вариантов разрешения этой проблемы (даже если некоторые из них окажутся совершенно фантастическими).
  • Попросите ребенка оценить преимущества и недостатки каждого из вариантов.
  • Попросите ребенка представить себе возможные последствия варианта, который кажется ему самым удачным.
  • Когда ребенок выполнит свое решение, дайте оценку тому, что получилось.

Помните, что такая совместная деятельность укрепляет в ребенке веру в то, что он может самостоятельно справиться с решением проблемы, и приучает его к тому, что он отвечает за свои поступки.

Как же быть, если вы чувствуете, что вам хочется стукнуть ребенка или накричать на него?

Нередко родителям бывает стыдно за свои слова и действия в минуты гнева и отчаяния.

Помните, что существует множество способов снятия напряжения и разрядки!

Отвлекитесь на короткое время, пойдите в другую комнату, может быть, даже выйдите из дома (по возможности). Объясните ребенку свои действия, расскажите о своих чувствах, когда вернетесь домой.

Если позволяют обстоятельства, заставьте себя отключиться и попробуйте расслабиться, займитесь каким-либо физическим трудом, примите душ (ванну), вымойте посуду или, наконец, подержите руки под краном с водой, умойте лицо.

Только в спокойном состоянии вы сумеете выяснить для себя, чего вы хотите и чего требуете от ребенка, и поступить по справедливости. В состоянии же гнева и напряжения вы способны вести себя агрессивно, можете обидеть ребенка и позволить себе высказывания, которые только усилят у него чувство протеста и непослушание, ухудшат его поведение, и вы еще больше отдалитесь друг от друга.

Поскольку вы знаете своего ребенка и предвидите, в связи с чем могут возникнуть конфликтные ситуации, пытайтесь избегать их, а спокойные минуты старайтесь не использовать для бесед с ребенком на “острую” тему и для развития у него конструктивного отношения к проблеме.

Любое проявление жестокости кладет конец вашему диалогу с ребенком и нарушает взаимоотношения между родителями и детьми. В добавление к этому, ребенок учится таким же образом относиться к другим людям.

Если вы считаете, что обидели ребенка, вы должны искренне извиниться перед ним. Это научит вашего ребенка поступать так же в случае, если он кого-нибудь обидит (в частности, и вас).

Стоит ли просить о помощи и в каких случаях?

Если вы почувствуете, что нуждаетесь в консультации и поддержке, это не свидетельствует о вашей слабости.

Если вы чувствуете, что больше не можете мириться с создавшимся положением, - это не говорит о том, что вы плохие родители.

Никто не готовит человека к выполнению родительских обязанностей, и если вы испытываете описанные ниже ощущения, то консультации со специалистами или курсы для родителей помогут вам в решении семейных проблем.

Итак, если:

  • ваши действия постоянно вызывают у детей обиду и протест;
  • вы агрессивны физически и словесно, когда сердитесь на детей;
  • вас удручает, что дети вас не слушаются;
  • действия детей слишком редко отвечают вашим ожиданиям;
  • вы чувствуете, что не способны разговаривать с собственными детьми;
  • не стесняйтесь обращаться за помощью. Это не легко, но пусть вас ободряет тот факт, что многие родители, все-таки сделавшие это, нашли понимание и получили реальную помощь.



Предварительный просмотр:

                                   

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«Значение учебной домашней работы»

                                                    ГОУ школа-интернат № 19

Г.Москва, 2011

 Цель: Показать родителям значение учебной домашней работы школьника. Обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы.

Вопросы для обсуждения: Домашнее задание и его значение в умственном развитии школьника. Роль домашнего задания в самостоятельной работе школьника. Особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.

Нередко в учебе пятиклассников возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих. Причины плохой учебы могут быть связаны: во-первых, со слабой учебной подготовкой в начальных классах; во-вторых, с неумением анализировать, плохой речью, слабой память и вниманием; в-третьих, с нежеланием заставить себя заниматься, неразвитой волей.

Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых.

Памятка для родителей пятиклассника

Помогайте ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия. Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады. Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность. Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание. При подготовке домашнего задания ученику помогут специальные памятки.

Памятка для пятиклассника «Как готовить домашние задания»

Активно работай на уроке: внимательно слушай и отвечай на вопросы.

Если что-то непонятно, не стесняйся задать вопрос.

Внимательно и подробно записывай задания по каждому предмету.

Учись пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснить значение незнакомых слов и выражений.

Научись находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера. Трудный материал урока повтори в тот же день дома, чтобы сразу закрепить его и запомнить.

Выполняя домашнее задание, не просто думай над тем, что надо сделать, а еще и решай, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.

Не стесняйся обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.

Перед выполнением домашней работы убедись, что в дневнике записаны все задания. Реши для себя, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.

На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания.

После его завершения убери со стола уже использованные материалы и выложи те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.

В процессе приготовления домашнего задания делай небольшие перерывы. Изучая заданный материал, сначала его надо понять, а уже потом – запомнить.

Перед выполнением письменной работы выучи все правила, которые тебе могут пригодиться.

Читая учебник, задавай себе вопросы по тексту.

Узнавая новые понятия и явления, связывай их по смыслу с уже известными ранее. Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.

Готовиться к сочинениям и докладам следует заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставляя такую ответственную работу на последний день.

Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.

Составляй план устного ответа и проверяй себя.

Метод ключевых слов

(для изучения большого по объему текста)

Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова – сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста.

При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности, и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Ее необходимо записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.

Метод "5П"

(для подготовки устных ответов)

Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, он позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить.

1П – просмотри текст (бегло);

2П – придумай к нему вопросы;

3П – пометь карандашом самые важные места;

4П – перескажи текст (используя ключевые слова);

5П – просмотри текст повторно.

Содержание собрания

1. Вступительное слово.

– Уважаемые папы и мамы! Сегодняшняя наша встреча посвящена "его величеству" – домашнему заданию.  

Почему именно в пятом классе так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?

Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. При изучении каждого предмета есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, то столкнется с большими трудностями, которые скажутся не только на его учебных результатах, но и на его физическом и эмоциональном состоянии.

Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя. Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает и результаты учебной деятельности ухудшаются.

В-третьих, изменяется само содержание домашнего задания. Если в начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (писать, читать, считать), то на среднем этапе обучения – на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.

Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке – неблагодарное и нереальное занятие. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи.

Выполнение домашнего задания должно обучать ребенка полемизировать с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все "за" и "против".

Самое элементарное в домашнем задании – это буквальное повторение пройденного учебного материала.

Главное назначение домашнего задания: воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности; овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы; формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей; формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

По статистике, если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1–3 ч в неделю, их результаты соответствуют результатам учащихся со средними способностями, которые не выполняют домашних заданий. Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3–5 ч в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.

2. Выступления и комментарии родителей по поводу требований педагогов к выполнению домашних заданий.

На заметку родителям.

Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток.

Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.

Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.

Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.

Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы.

Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий.

Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома.

 Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

 

На заметку учителю

Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, когда: ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания; домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика; вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его исполнения; выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.

5. Заключение. Подводя итог собрания, проводятся  индивидуальные беседы с родителями.



Предварительный просмотр:

                          МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

                                     «ПОКА БЕДА НЕ ПРИШЛА В ДОМ»

Цель: познакомить родителей с проблемой наркомании в подрстковой среде.

Задачи:

  • Помочь родителям аполучить достоерную информацию о наркотиках и их влиянии на личность;
  • Сформировать у родителей установку на здоровый образ жизни, культуру понимания прблемы и тяжелвых последствий наркомании;
  • Обсудить причины, приводящие подростков к употреблению наркотиков, познакомить с онсоными признаками и симптомами употрбеления ПАВ, возможным способам выхода из возникшей ситуации химической зависимости.

Уважаемые родители! Сегодня мы обсудим одну из главных проблем безопасности жизни человека – проблему наркомании.

Наша страна стоит перед лицом опасного и безжалостного врага, имя которого наркомания. В Росссии около 4 миллионов потребителей наркотиков, преимущественно это люди, которые только делают первые шаги в самостоятельной жизни.

Наркомания – прямая угроза нашей национальной безопасности, поскольку напрямую связана с такими явлениями, как преступность, терроризм, неуправляемая миграция, безработица, распространение СПИДа.

Детская наркомания – это проблема будущего поколения. Наркомания распространяется по России. Цифры статистики с каждым днем становятся все ужаснее. Вслушайтесь в них!

По данным Российской Федераии за последние 10 лет число детских смертей от наркотиков увеличилось в 42 раза!

2/3 детей и подростков пробовали наркотики!

Каждый год в армии наркоманов прибавляется 66 тысяч человек.

75% накркоманов  младше 25 лет.

Среди детей и подростков, принимающих наркотики, 99% больны гепатитом, 30% носители ВИЧ.

Вы видите, что в последнее время отмечается значительная тенденция «омоложения» наркомании.

В результате приема наркотиков возникает два вида зависимости:физиологическая и психологическая.

Физиологическая зависимость – при систематическом употреблении наркотиков организм нуждается в постоянной дозе для нормальной жизнедеятельности, иначе наступает ломка.

Психологическая зависимость – случай, когда для поддержки нормального пихического самочувствия человек постоянно требуется прибегать к употреблению наркотиков. Даже при отсутствии физиологической зависимости наркоману кажется, что без наркотиков ему сегодня не обойтись.

Рядом с наркоманией всегда идет еще одно понятие – преступление. Эти два понятия нераздельны. Во время употребления наркотиков у наркоманов пропадают не только социальные рефлексы, но и инстикт самосохранения, претупляется мораль, появляется полное безразличие к  окружающим, человек ради очередной дозы готов на самый грязный и отвратительный поступок. Наркоман по сути примитивен и эгоистичен. Спектр преступлений наркоманов – продажа наркотиков, кража со взломом, грабеж, воровоство, нападение, убийство, проституция.

Среди значительной части родителей существует заблуждение, что проблемы наркомании их затронуть не могут, что они связаны только с неблагополучными семьями. Для них является потрясением осознать то, что наркоманом может стать ребенок не толко из социально-неблагополучных слоев. Это может случиться с каждым, в том числе и с талантливым ребенком с чуткой душевной организацией.

В культуре наших детей наркотики стали такими же универсальным лекарством от тревоги, депрессии, одиночества, как алкоголь для старшего поколения.

В какой-то момент каждый родитель обнаруживает, что его ребенок уже «не ребенок». Это вызывает целый спектр разнообразных  чувств, в том числе страх за ребенка, поскольку мы все меньше и меньше можем ему помочь. С оной стороны время взросления прекрасно,  впоследствии мы ностальгически вспоминаем о нем всю жизнь. Но с другой стороны, по внутренним ощущениям это время драматическое. Стать взрослым – значит принять, по выражению Ирвна Ялома «боль уществования», справиться с жестокими фактами жизни. Детсво, как правило, жизнь в безопасном мире, где боги – родители, которые все могут, заащищают, любят, все могут. Детство заканчивается, когда ребенок видиТ что все то иллюзия, что родители также слабы и малы перед данностями существования. Обрушившиеся проблемы для каждого человека обретают свои очертания, порождающие тревогу. Ужас наркотиков в том, что все прблемы души решатся простым  уколом или затяжкой.

Каждому родителю необходимо знать основные признаки и последствия употребления наркотиков:

  1. ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ:
  2. неестественно расширенные или суженные зрачки;
  3. пппокрасневшие или мутные глаза, замедленная невнятноая речь;
  4.  состояни поьянения без запаха алкоголя;
  5. плохая координация движения;
  6. заторможенность, погружение в себя или уперактивность;
  7. бледность кожи;
  8. хронический кашель;

ОЧЕВИДНЫЕ ПРИЗНАКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ:

1. Следы от уколов, порезы, синяки;

2. Свернутые в трубочки бумажки фольги;

3.Маленькие ложечки, капсулы, бутылки;

4. Неизвестные таблетки, порошки.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ

  1. нарастающее безразличие, потеря интересов к участию в делах семьи;
  2. уходы из дома и прогулы в школе;
  3. ухудшение памяти, невозможность сосредоточится;
  4. бессоница, чередующаяся с сонливостью;
  5. сверхболезненная реакция на критику, немотивированная агрессивность;
  6. частая и резкая смена настроения;
  7. участившиеся просьбы дать денег или появление сумм сомнительного происхождения;
  8. пропажа из дома ценностей, книг, одежды и других вещей или предметов;
  9. частые необъяснимые звонки, резко сменившийся круг друзей,
  10. вранье по любому поводу.

  1. ПОСЛЕДСТВИЯ И ОСЛОЖНЕНИЯ

1.похудение

2.снижение иммунитета;

  1. выпадение зубов, волос, ломка ногтей;

4.телесные повржедения:нагноения, рубцы;

5.энергетическое снижение:вялость, утомляемость;

6.эгоцентризм, пренебрежение интересами самых близких людей;

7.психическкя опустошенность;

8. рассеянность, затруднение концентрации внимания, нарастяющие расстройства мышления, памяти.

В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ДЕТИ НАЧИНАЮТ ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ НАРКОТИКАМИ??

10-12 лет. Ребят интересует все то, что связано с наркотиками, как они действуют, как их принимают. Сами наркотики не пробовали. С наркоманами знакомы единицы.

12-14 лет. Дети начинают эксперемнтировать с приемом легких наркотиков, растворителей. Таблеток. Знакомы с потребителями и распространителями практически все. Опасность недооценивают. Разговаривают о наркотиках только между собой.

14-16 лет. Формируются три группы:

1.Употреблящие и сочувствующие.

Употребление наркотиков здесь признак независимости и «крутости». Не верят в привыкание, интересуются вопросами, связанными со снижением риска употребления.

2. Радикальные противники.

«Сам не буду и не дам гибнуть другу».

3. неопределившиеся.

В ней много ребят, относящихся к наркотику  любопытством.

16-18 лет. Группы сохраняются, но уменбшаетя число «определившихся».

Появляется негативная информация. Глобальной проблемой наркоманию считают многие.

КАК УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ?

Учитесь видеть мир их глазами, чаще вспоминайте о том времени, когда вы были детьми.

Учитесь слушать. Чаще выслушивайте своего ребенка, не отталкивайте его, общайтесь с ним.

Говорит о себе, чтобы ребенку бчло проще говорить о себе.

Не запрещайте чего-либо безапелляционно. Выражайте свое мение, задавайте вопросы.

Присматривайтесь к друзьям ребенка, проявляйте к ним интерес, старайтесь, чтобы ребенок стремился познакомить вас со своими друзьями.

Разделяйте проблемы ребенка и оказывайте ему помощь и поддержку.

Учите ребенка решать проблемы, а не избегать их. Если у него не получается решить их самостоятельно, помогите ему.

Предоставьте ребенку все  необходимые сведения о наркотиках . Помогите сделать правильный выбор между кратким увольствием и необратимыми последтвиями для здоровья и жизни.

Научите ребенка говорить «нет», чтобы ему легче было противостоять давлению сверстников.

ЕСЛИ ВЫ ПОДОЗРЕВАЕТЕ. ЧТО ВАШ РЕБЕНОК ВСЕ-ТАКИ УПОТРЕБЛЯЕТ НАРКОТИКИ:

Не отметайте ваши подозрения. Разберитесь в ситуации. Не паникуйте, если ваш ребенок даже попробовал наркотик, это не значит, что он наркоман.

Поговорите с реенком честно и доверительно. Не начинайте разговор, пока не спраитесь со своими чувствами.

Не читайте мораль, ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте ребенка.

Поддержите вашего ребенка, проявите понимание и заботу.

Обратитесь к специалисту. Химическая зависимость не проходит сама собой. Она только усугубляется. Вы можете обратиться в анонимную консультацию: если ребенок отказыается идти с вами, придите сами.

Оставайтесь открытым для своего ребенка. Оказывайте ему поддержку.

Помните, что каждый ребенок особенный. У каждого человека есть сильные и слабые стороны. У каждого ребенка есть спообности, даже если кажется, что это не так. Помогите ему поверить в себя, найти то, что у него получается. Если он поверит, что чего-то можеть добиться в жизни, то направит усилия на что-то более полезное и конструктивное, чем наркотики.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Вот и подошло к концу наше обрание. И закончить я его хочу поучительной историей легендарного греческого баснописца Эзопа.

«В одном болоте жили-были две лягушки. Настало жаркое лето, болото высохло, и лягушкам пришлось перебираться на ноое место, ведь лягушки живут ам, где влажно. В поисках нового убежища они наткуниль на высокий колодецю

Одна лягушка заглянула в него исказала:»Отличное место! Здесь полно холодной воды! Давай прыгнем в этот колодец и останемся в нем жить!».

Но другая лягушка ответила:» Не торопись. Конечно, здесь много выоды, но что с нами будет, если этот колодец высохнет, как  болото? Как мы сможем выпрыгнуть из такой глубокой ямы?»

Вот также и дети, начиная употреблять психоактивные вещества, словно прыгают в колодец, не здаумываясь о последствиях и о том, удстся ли им выбраться из ямы или нет. А мы, родители, всегда должны быть рядом со своими детьми,  вовремя подсказать правильное решение. Ведь только вместе вы сможете преодолеть все препятствия и найти выход из самых сложных ситуаций. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку:»Я тебя люблю, я рядом, мы вместе и все преодолеем!».

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ

«Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить, но меньше всго берегут.»

                                        Ж.Лабрюйер

Чтобы быть нравственно свободным – человек должен уметь управлять собою»

                                        Н.В. Шелгунов

Свобода – это цена победы, которую мы одержали над собой.

                                        К.Мати

Наши потребности определяются, главным образом, не природой,а нашим воспитанием и ривычками

                                        Э.Филдинг

Многие детские игры – подражание взрослой деятельности взрослых.

                                        Я.Корчак

Многие беды имют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правльно относиться к понятиям «можно», «надо», нельзя».

                                        В.Сухомлинкий

ТЕСТ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Наркотики – это …

Человек, употребяющий наркотики, - это …

Если бы мне предложили наркотик, то я бы …

Если бы мои друзья принимали наркотики, то я бы …

Если бы мои родители узнали, что я принимаю наркотики, то они бы…

Если бы я захотел попробовать, то я мог бы …

Я знаю как можно бороться с наркотиками …