Выступления на РМО
Особенности речевого развития обучающихся с дизартрией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_rmo_-_kopiya.pptx | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Термин «дизартрия» означает расстройство . Возникает при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола, ответственных за артикуляцию.
Термин «Дизартрия» ввела в науку логопед О.А . Токарева в 1969 году. Она раскрыла понятие «стертая дизартрия», дала определение невыраженной форме нарушения . В Европе специалисты используют другое название – артикуляционная диспраксия .
У детей с дизартрией поражаются двигательные механизмы речи, вследствие чего возникают параличи (парезы) органов артикуляции: - мышц языка - губ - мягкого нёба - гортани - дыхательных мышц - страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика.
Причины возникновения дизартрии : - Гипоксия. - Асфиксия в родах. - Резус-конфликтная беременность. - Недоношенность. - Токсикоз. - Физиологические заболевания мамы - Родовые травмы. - Длительная желтуха новорожденных. - Заболевания головного мозга, нейроинфекции , ( менингит, энцефалит, опухоли). - Гнойный отит. - Гидроцефалия. - Тяжелые интоксикации, - Черепно-мозговая травма в возрасте до 3-х лет.
Логопедическая классификация включает в себя 4 степени тяжести дизартрии: 1 степень (стертая дизартрия) - дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании; 2 степень - дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной; 3 степень - понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям; 4 степень - речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям ( анартрия ).
По локализации очага поражения центрального отдела речедвигательного анализатора различают : - корковую - экстрапирамидную - бульбарную - псевдобульбарную - мозжечковую формы дизартрии.
Основные проявления дизартрии: - смазанная, нечеткая дикция ; - невнятная речь; - нарушение звукопроизношения; - нарушение голосообразования; - изменение интонации, темпо-ритмических, артикуляционно - фонетических и просодических нарушений.
Разнообраз ные расстройства речи: - замена или пропуск звуков в словах, - добавление лишних звуков при стечении согласных, - изменение тембра голоса, «носовое» произношение звуков, писклявый или глухой, скрипучий голос у малыша, - нарушение ритма и мелодичности речи, - затухание речи к концу предложения, - нарушения дыхания и быстрая утомляемость во время разговора, - монотонность или прерывистость речи , - отсутствие или неадекватность эмоциональной окраски речи, модуляций голоса, - невнятность произношения слов и предложений и т.д.
Речевое развитие детей с дизартрией: - Начинают поздно говорить; - Недостаточное накопление активного словаря ; - Отклонения в формировании и развитии грамматического строя речи; - Активный и пассивный словарный запас значительно отличается по объёму; - Пассивный словарь шире активного; - В грамматическом строе речи - пропуск предлогов .
Цель логопедической работы при дизартрии : - улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребенку большее понимание его речи окружающими.
Задача коррекции произношения детей- дизартриков — добиться дифференцированного произношения. Г лавной причиной недостатков произношения является полная или частичная неподвижность органов речевого аппарата .
Работа учителя-логопеда Логопедическая работа на начальном этапе заключается в постановке неправильно произносимых звуков – потом этот навык будет доводиться до автоматизма.
Пальчиковая гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика
Спасибо за внимание! Всем удачи!