Мастер-класс
"Коррекция нарушений словообразования у дошкольников старшего возраста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 29 «Дюймовочка»
г.Белебея муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан
Мастер – класс
«Коррекция нарушений
словообразования
у дошкольников старшего возраста»
Подготовила:
учитель-логопед Хамитова Т.А.
Цель: активировать знания по проблеме формирования словообразовательных операций у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.
- повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.
Оборудование: дидактические игры, материал по формированию словообразовательных операций у детей.
Ход мастер-класса:
В процессе овладению речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя речи у дошкольника включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменения слова по родам, числам, падежам), словообразованием (созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств).
Необходимо развивать активный словарь ребенка, связную речь, звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, любовь и интерес к художественному слову.
Рассмотрим одно из направлений грамматического строя речи – словообразование.
Словообразование – это создание нового слова на базе другого однокоренного слова, которым оно выводится из него по смыслу с помощью окончаний, приставок, суффиксов.
Словообразование включает в себя:
лексико-грамматические игры и упражнения, направлены на формирование умений:
- правильно употреблять несклоняемые существительные;
- правильно употреблять существительные во множественном числе родительного падежа;
- согласовывать слова в предложении в роде и числе;
- образовывать существительные при помощи суффиксов и глаголы при помощи приставок.
Формированию у детей с ТНР словообразовательных умений, необходимо уделять большое внимание, так как это способствует расширению и обогащению словарного запаса, формированию умения строить связные высказывания, а также служит подготовкой к обучению грамоте.
Эффективной формой формирования навыков правильной речи является игра.
Игра имеет особое значение в жизни детей. Она является постоянным спутником дошкольников. Игра для ребенка — это жизнь, через которую он постигает мир и познает себя, развивает ловкость и фантазию, ум и смекалку. Ребенок просто не может не играть в силу своего природного любопытства и потребности в активном действии. Эти-то качества мы и должны использовать, если хотим хоть чему-то обучить ребенка, целенаправленно используя его активность.
В воспитании и обучении детей с ТНР широко используются дидактические игры. Они формируют определенные знания, умения и навыки, развивают все психические процессы...
Дидактическая игра, как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Логопед одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Для этого были подобраны разнообразные дидактические игры и упражнения, которые помогут целенаправленно скорректировать словообразовательные умения у детей с ТНР дошкольного возраста
Дидактическая игра «Один – много»
Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
Ход: взрослый называет существительное в единственном числе, а ребенок должен найти такую же картинку, где их много. Логопед: У меня на картинке мяч а у тебя? Ответ: у меня мячи. И т.д.
Дидактическая игра «Веселые кубики»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -к
Оборудование: большие и маленькие кубики с изображениями предметов.
Логопед: посмотри, у меня большой кубик, а у тебя маленький. Я буду называть картинку, а ты должен найти такую же картинку на своем кубике и назвать ее ласково. Например: дом — домик, стул — стульчик, мышь — мышка и т.д.
Дидактическая игра «Кого (чего) не стало?»
Цель: учить употреблять существительные в родительном падеже единственного и множественного числа (не стало мяча, куклы, машины, яблока, и т.д.).
Дидактическая игра «Назови профессию»
Цель: учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов - щик, - тель, - ист.
часовщик строитель пианист
крановщик учитель бульдозерист
каменщик тракторист стекольщик
Дидактическое упражнение «Сложные слова»
Цель: учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.
Листья падают - листопад
Снег падает - снегопад
Звезды падают - звездопад
Сам летит - самолет
Пыль сосет - пылесос
Мясо рубит – мясорубка
Дидактическая игра «Зверюшки»
Цель: образовать новые слова с помощью суффиксов.
Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.
Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.
Дидактическая игра «Великаны»
(«Большой — огромный»)
Цель: образовывать существительные с увеличительным суффиксом -ищ- .
Ребенку предлагается назвать слова с увеличительным суффиксами.
Например: волк – волчище, дом – домище, лось – лосище, еж – ежище, и т.д.
Упражнение «Кто как голос подает?»
Цель: закреплять умение образовывать глаголы от звукоподражательных комплексов)
Корова - " му-у" – мычит.
Кошка - "мяу" – мяукает.
Лошадь – иго-го – ржет.
Собака – гав-гав – лает.
Свинья – хрю-хрю – хрюкает.
Овца – беееееее – блеет.
Дидактическое упражнение «Назови семью»
Бык - корова - теленок
Конь – лошадь – жеребенок
Хряк – свинья – поросенок
Пес – собака – щенок
Козел – коза – козленок
Баран – овца - ягненок
Волк – волчица – волчонок
Лис – лисица – лисенок
Лось – лосиха – лосенок
Медведь – медведица – медвежонок
Еж – ежиха – ежонок
Заяц – зайчиха – зайчонок
Дидактическое упражнение «Чей хвост?»
Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные.
у лисы – лисий хвост
у волка – волчий хвост
у зайца – заячий хвост
у медведя – медвежий хвост
у белки – беличий хвост
Дидактическое упражнение «Какая бывает каша?».
- Скажи, как называется каша:
Из риса - рисовая каша.
Из пшена - пшенная каша.
Из гречки - гречневая каша.
Из овса - овсяная каша.
Из манки - манная каша.
Из гороха – гороховая каша.
Дидактическое упражнение «Какой? Какая?»
Цель: образование относительных прилагательных.
Стакан из стекла, какой? – стеклянный.
Кружка из фарфора, какая? – фарфоровая.
Миска из глины, какая? – глиняная.
Сковорода из чугуна, какая? – чугунная.
Ложка из дерева, какая? – деревянная.
Нож из металла, какой? - металлический
Таким образом, для нормализации словообразовательных навыков у детей с ТНР необходима систематическая целенаправленная работа и тесная взаимосвязь с развитием всех компонентов языковой системы.
Дидактические игры способствуют повышению уровня сформированности словообразовательных навыков, усвоению речевых норм и правил, совершенствованию связной речи, активизации и пополнению словаря детей.