Мероприятие в рамках реализации творческого проекта «В гостях у Логосказки» «День рождения буквы Р».
Мероприятие в рамках реализации творческого проекта «В гостях у Логосказки» «День рождения буквы Р».
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
В. Берестов
Как помочь ребенку запомнить буквы, сделать так, чтобы у него появился интерес к изучению алфавита, письму и чтению? Необходимо помнить, что ребёнок воспринимает мир через движение. Как же быть с запоминанием букв? Можно начертить огромные буквы мелом на асфальте или палкой на песке, пройти по ним вместе с ребёнком. Сделать буквы из теста, проволоки, пластилина и т.п. Максимально задействовать способность ребёнка воспринимать мир через органы чувств.
В ходе творческого проекта педагогами логопедической группы проведено развлечение «День рождения буквы Р» для ребят и их родителей.
Ребята научили своих мам давать характеристику звукам (гласный/согласный, согласный — твердый/мягкий, звонкий/ глухой), придумывали слова с заданным звуком, упражнялись в составлении предложений и составляли творческий рассказ - сказку и создавали коллективную картину (коллаж). К этой работе присоединились и родители. «День рождения у буквы Р» получился веселый, яркий, с подарками и поздравлениями.День рождения буквы Р.
Задачи:
- закреплять умение давать характеристику звука (гласный/согласный, согласный — твердый/мягкий, звонкий/ глухой);
- придумывать слова с заданным звуком;
- закреплять понятия «звук— буква», повторить ранее изученные буквы;
- упражнять в составлении предложений;
- развивать связную речь с помощью творческого рассказа (сказки) по созданной коллективной картине (коллажу);
- закреплять приемы аппликации: навыки работы с картоном и бумагой;
- развивать планирующую функцию речи при создании аппликации;
- развивать у детей творческие способности, воображение;
- воспитывать чувства коллективизма и взаимопомощи.
Оборудование: плоскостная бумажная буква Р, лист ватмана, наборы цветной бумаги и картона, шаблоны букв, материал для украшения букв, ножницы, клей, фломастеры.
Организационный момент
Логопед проводит с детьми артикуляционную психогимнастику.
РУ-РУ-РУ!
Мы задумали игру.
Задумчивое выражение лица.
Ры-ры-ры!
Ох, боимся мы жары.
Испуганное выражение лица.
Ра-ра-ра!
Разве нам страшна жара?
Удивляются, пожимают плечами.
Ра-ра-ра!
Улыбнемся, детвора!
Веселое, улыбчивое выражение лица.
Основная часть
Логопед. Ребята, какой звук часто встречался в нашей игре?
Дети. Звук [р].
Логопед. Вы уже знакомы с этим звуком, дайте ему характеристику.
Дети. Звук [р] — согласный, бывает твердым и мягким, звонкий.
Логопед. Придумайте слова, в которых встречается звук [р], а теперь звук [р’].
Дети придумывают и называют слова с заданными звуками [р]—[р’].
Ребята, а вы умеете писать букву Р? Как отличить звук от буквы.
Дети. Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем.
Логопед. Дети, хочу вам сообщить, что у нашей любимой буквы Р сегодня день рождения! Посмотрите, какая она нарядная! (Показывает лист ватмана с нарисованной в виде человечка буквой Р.)
Буква Р приглашает в гости другие буквы из забавной азбуки. Вот они, вы их узнали? (Показывает картонные шаблоны, букв, а дети их называют.)
Я предлагаю вам всем вместе придумать сказку о том, как буквы собирались на день рождения к букве Р. Я начну рассказывать, а вы помогайте.
Пригласила однажды буква Р подруг-буковок на свой день рождения. Буквы затеяли спор, что подарить виновнице торжества. Буква Н кричит: «Надо подарить ей подарки, названия которых начинаются на звук [н]». (Взрослый предлагает детям помочь букве Н придумать слова.)
- Буква И говорит: «И я хочу подарить свои подарки, но со своим звуком».
Ребята, помогите и мне придумать такие слова.
Далее дети самостоятельно рассказывают о других буквах и придумывают слова-предметы, названия которых начинаются с определенных звуков.
Логопед. Ребята! Как же договориться буквам? Подарки на какие звуки они вручат букве Р?
Дети предлагают свои варианты.
Логопед. Что должны буковки сделать со своим внешним видом, чтобы отправиться в гости к Р?
Дети. Нарядиться.
Логопед. Как можно нарядить буковки?
Дети высказывают свои мнения по оформлению букв: раскрасить, приклеить блестящие пайетки или бусинки и т.д.
Логопед. Ребята, а вы хотели бы помочь буквам подготовиться к празднику?
Дети отвечают согласием. Каждый ребенок выбирает себе букву и придумывает ее подарок, а также то, во что бы он ее хотел нарядить.
Логопед. Предлагаю вам пройти к столам и приступить к работе и сделать красивые наряды буквам.
Воспитатель. Я с удовольствием вам помогу, ребята!
Далее идет беседа воспитателя с детьми и родителями, в ходе которой составляется план работы, вспоминаются правила обращения с ножницами, клеем и т.д.
Изготовление подарка для буквы Р.
Приклеивание глазок и ручек буковке, рисование ротика, украшение буквы пайетками, конфетти, бусинками и т.п.
Логопед. Вот и готовы ваши буквы, ребята! Теперь можно продолжать сказку. Помогайте мне рассказывать. Вот первой пришла на день рождения к Р буква Н и сказала...
Ребенок с буквой Н подходит к листу ватмана и говорит от имени своей буквы.
Ребенок. Здравствуй, буква Р, я поздравляю тебя с днем рождения и дарю тебе носочки. (Приклеивает букву и ее подарок к ватману рядом с буквой Р.)
Подобным образом все дети подходят к листу ватмана поочередно, произносят поздравления и называют подарки своих букв, которые дарят, а буква Р благодарит их.
Логопед. Ребята! Наша сказка закончилась. Кто хотел бы ее пересказать от начала до конца? По желанию дошкольники пересказывают сказку с опорой на коллаж.
Итог занятия
Логопед. Ребята! Вам понравилась сказка, которую мы с вами придумали? Как она называлась? Понравился ли вам коллаж, который мы все вместе сделали? Дома вы можете рассказать сказку еще раз своим братишкам и сестренкам. До свидания! До новых встреч!