Работа с родителями

Седашева Виктория Николаевна

  • Индивидуальная консультация для родителей "Агрессия ребёнка. Причины и способы ее предотвращения" (5-6 лет).
  • Консультация для родителей "Кризис 3х лет"
  • Рекомендации для родителей часто болеющих детей
  • Методы и приемы организации педагогической помощи семье
  • План работы с родителями на 1 неделю по теме "Буду здоровым!"
  • Электронный образовательный маршрут работы с родителями по теме "Волшебница зима"
  • Электронный образовательный маршрут работы с родителями по теме "Перелетные птицы"
  • Электронный образовательный маршрут работы с родителями  по теме "Книгопечатание"
  • Консультация: "Предпосылки девиации детей"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План проведения индивидуальной консультации.

Тема: «Агрессия ребёнка. Причины и способы ее предотвращения» (5-6 лет).

Цель:

Задачи: Оказание помощи родителям в разрешении проблемы – агрессивное поведение ребенка дома и в детском саду.

1. Познакомить родителей с признаками и причинами проявления агрессивного поведения дошкольников.

2. Предложить практические рекомендации, по взаимодействию родителей с детьми данного типа.

Примерные вопросы к родителям:

1. Как вы думаете, в чем причина такого поведения ребенка?

2. В чем проявляется агрессивное поведение Вашего ребенка?

3. Какими по-вашему методами следует предотвращать такое поведение ребенка?

4. Нужно ли применять строгие меры?

5. Как Вам удается бороться с приступами агрессии и жестокости?

6. Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?

7. Как часто сталкиваетесь с приступами агрессии?

8. Какие качества появились недавно, а какие давно?

9. Почему возникла такая ситуация?

10. Что заставляет ребенка так себя вести?

11. Как научить своего ребенка безопасно для себя и других проявлять недовольство и гнев?

Практические рекомендации для родителей:

А. А. Бодалев считает, что оценка ребенком другого человека и его действий является простым повторением оценки авторитетных для ребенка взрослых. Отсюда родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение.

Опираясь на результаты исследований, можно заключить, что на развитие агрессии оказывают влияние два основных фактора:

Образец отношений и поведения родителей;

Характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.

Давайте же попробуем разобраться в причинах детской агрессивности и рассмотрим пути коррекции поведения наших детей.

Что же такое агрессия?

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал «sos», крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.

Агрессивное поведение ребёнка может быть вызвано различными причинами, но все они схожи в том, что у ребенка они вызывают чувство гнева или дискомфорта. И малыш эти эмоции проявляет так, как может. Справиться с ними ему совсем не просто.

Предлагаю Вам рекомендации, как предотвратить упрямство и капризы вашего ребенка:

• Упорядочить систему требований, следите за своими поступками, показывая личный (положительный) пример.

• Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.

• Дайте понять ребёнку, что вы его любите таким, какой он есть.

• Собственным примером приучайте ребёнка к самоконтролю.

• Направьте его энергию в положительное русло: в спорт, где ребёнок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (бокс, ушу, рисование, пение, плаванье, бег).

• Предъявляя ребёнку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.

• Игнорируйте лёгкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

• Включайте ребёнка в совместную деятельность, подчёркивайте его значимость в выполняемом деле.

• На проявление агрессии устанавливайте жёсткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».

• Научите ребёнка жалеть окружающих. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдания близким людям.

• Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый (скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!»).

• Если у ребёнка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему можно предложить, громко спеть любимую песню, пробежать несколько кругов возле дома или вокруг сада, покидать мяч об стену, порвать бумагу.

• Если профилактика агрессивного поведения детей будет проводиться постоянно, то агрессия ребёнка может и не коснуться.

• Нужно следить за содержанием фильмов и мультфильмов, которые просматривает ваш ребёнок.

• Следить за друзьями ребёнка, их поведением. А так-же ознакомиться с играми, в которые играют дети.

• Развивать любовь и доброжелательные отношения с братиками и сестренками.

И главное любить и понимать своего ребенка.

Игры для снижения агрессивности ребенка.

«Игрушка в кулаке».

Цель: снять напряжение и переключить на положительные эмоции.

Попросите ребёнка закрыть глаза. Дайте ребёнку в руку какую-нибудь красивую игрушку, конфетку. Теперь попросите его сильно-сильно сжать кулак и подержать так какое-то время. После этого пусть ребёнок раскроет ручку и увидит красивую игрушку.

«Мешочек гнева»

Цель: снять агрессивный настрой.

Заведите дома «мешочек гнева», чтобы ребёнок мог воспользоваться им для выражения своих агрессивных эмоций. Для этого возьмите обыкновенный воздушный шарик, но вместо того, чтоб надуть его, насыпьте туда муку, песок либо какую-то мелкую крупу (примерно полстакана). После чего хорошенько завяжите шарик. Теперь познакомьте ребенка с новой игрушкой. Его можно кидать, бить им о стену или об стол.

«Тух-тиби-дох»

Цель: снять агрессивный настрой по отношению к другим людям.

Нужно ходить по комнате и как можно злее говорить одну фразу: «Тух-тиби-дох».

Подбадривайте ребенка, чтобы он говорил эту фразу как можно агрессивнее, выражая в ней всю свою злость и напряжение. Вы увидите, что упражнение принесло свои плоды, когда ребенок больше не сможет говорить эту фразу со злостью, так ему будет смешно.

«Час «можно», «Час тишины»

Цель: дать возможность ребёнку в награду за приложенные волевые усилия сбросить накопившееся напряжение таким способом, каким ему нравится.

Договоритесь с ребёнком, что когда он занимается каким-то важным делом (или вам необходимо спокойно поработать, то в вашем доме будет «час тишины». В это время ребёнок может читать, рисовать, играть, слушать плеер или делать ещё что-нибудь очень тихо. Зато потом наступит «час можно», когда ему будет позволено делать всё, что угодно. Пообещайте не одергивать ребёнка, если его поведение не опасно для здоровья или для окружающих.

Примечание. Описанные игровые часы можно чередовать в течение одного дня, а можно откладывать на другой день. Чтобы соседи не сошли с ума от «часа можно», лучше организовывать его в лесу или на даче, где вы не будете чувствовать вину за то, что мешаете другим людям.

Для борьбы с агрессией нужны:

• Терпение. Это самая большая добродетель, какая только может быть.

• Объяснение. Подскажите ребенку, чем интересным он может заняться.

• Поощрение. Если вы похвалите своего ребенка за хорошее поведение, то это пробудит в нём желание ещё раз услышать эту похвалу

Рефлексия

Мы рассмотрели с Вами проблему детской агрессии.

-Скажите, была ли данная информация Вам полезна?

-Помогла ли Вам представляемая информация разобраться в ситуации?

-Какие из предложенных методов и игр Вы будете использовать?

Спасибо за активное участие в консультации. Давайте обсудим изменения в поведении ребенка дома и детском саду через некоторое время. Всего доброго!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Особенности общения с ребенком в период кризиса 3 лет».

Так приятно смотреть, как растет и развивается ребенок, как он всему учится, как у него многое уже получается. И вдруг наступает момент, когда родные и близкие перестают узнавать малыша, когда он становится непослушным ребенком — этот момент можно обозначить, как возрастной кризис. Первый возрастной кризис в жизни человека приходится на возраст трех лет. Именно в этот период ребенок попадает из раннего возраста в дошкольный.

Основные характерные черты ребенка трёх лет:
-строптивость, своенравие
-осваивает предметную деятельность
-гордится своими достижениями
-«человек умелый»
-«я сам!»
-стремится преодолеть зависимость от взрослых
-настаивает на своих желаниях
-ярко выражен негативизм: делает всё наоборот, во вред себе.
Симптомы кризиса («семизвездие»):
1) негативизм
2) упрямство (делает по своему, потому что он так сказал, отступиться не может)
3) строптивость (всем недоволен, неуправляем, отрицает прежние нормы жизни)
4) своеволие, своенравие (всё хочет делать сам)
5) Протест-бунт (повышенная раздражительность, конфликтность)
6) Обесценивание взрослых (обзывает, плюётся, дерётся, швыряет любимые игрушки, отказывается носить вещи)
7) деспотизм, ревность по отношению к близким
Исход кризиса:
1)
неблагоприятный:
-симптомы укореняются (строптивость, упрямство)
-сломленность (утрачивает стремление к самостоятельности, ведомый, зависимый, с комплексом неполноценности)
2)
благоприятный:
-психологически отделяется от взрослых
-осознает свои желания, потребности
-становление самостоятельности, инициативности, ответственности, чувства собственного достоинства.

Советы – наблюдения для родителей.

• Помните: как и всякая революция, этот период будет длиться какое –то время, исход его зависит от вас и от вашего ребенка.

• Оценивайте поступки вашего ребенка, а не его личность.

• Не отвечайте агрессией на агрессию, если ваш ребенок кричит, дерется, пинается, кусается.

• Используйте как можно меньше запретов.

• Не применяйте в это время никаких насильственных мер.

• Важно, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, придерживались единого взгляда на эти запреты и никакие истерики малыша не могли бы запреты упразднить.

Успехи ребенка, достигнутые на протяжении 3 лет, качественно меняют его поведение. Роль взрослого остается главной, но ребенок стремится действовать независимо от взрослого. Это приводит к противоречиям, которые разрешаются, если взрослый поддерживает стремление ребенка к самостоятельности.

В общении с трехлетними следует вести себя очень корректно, уважая их мнение и выбор. Планируя игры с ребенком, надо ставить перед ним лишь посильные задачи, иначе могут возникнуть обида, неуверенность («У меня все равно ничего не получится»).

Вопрос. Как организовать общение с трехлетним ребенком при совместном рассматривании картины «Дети на прогулке»?

Ответ. Сначала взрослый сам составляет рассказ по картинке, вызывая положительно-эмоциональное отношение к ней. Затем побуждает ребенка отвечать на вопросы типа: «Что делают дети?», «Во что они одеты?», «Какое время года изображено на картине?», «Как ты думаешь, в это время года играть весело или грустно?», «Как ты это определил?», «Как ты думаешь, когда дети играют, им тепло или холодно?» , «Куда идут дети?», « Найди на картине мальчика (девочку) , который собирает листья?», «Для чего дети собирают листья?», «Какого цвета листья?»

 Вопросы взрослый ставит таким образом, чтобы ребенок использовал известные ему слова, падежные окончания. В то же время взрослый знакомит ребенка с новыми для него словами.

.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей, воспитывающих часто и длительно болеющего ребенка.

Порой борьба с детскими заболеваниями занимает все свободное время и требует кучи денег. Кашель сменяется отитом, а насморк через пару дней после выздоровления начинается сначала.

Педиатры вносят такого малыша в группу ЧБД (часто болеющих детей), а у родителей просто опускаются руки. ЧДБ — это не диагноз, в эту группу объединяют детей, которые болеют чаще, чем их сверстники.

1.ОБУСТРОЙТЕ ДЕТСКУЮ..В идеале у ребенка должна быть своя отдельная комната, если же такой возможности нет, вам придется налаживать свой совместный быт согласно потребностям иммунитета малыша. В комнате, где обитает ребенок, не должно быть накопителей пыли: мягких игрушек и книг (их надо хранить в закрытых ящиках). Все игрушки должны быть моющиеся. Комнату нужно обязательно проветривать (перед и после сна) и ежедневно убирать (влажная уборка пола и вытирание пыли).

2.ИЗБЕГАЙТЕ ПЕРЕГРЕВА..Кровать малыша должна стоять подальше от отопительных приборов, на которых должен быть регулятор температуры. Оптимальные показатели ночью 18 °С и влажность 50-70%. В такой среде слизистая оболочка после очередного ОРЗ восстанавливается намного быстрее. Вирусные частицы часами и сутками сохраняют свою активность в пыльном, сухом, теплом и неподвижном воздухе и практически мгновенно погибают в чистом, прохладном. Если есть возможность, поставьте увлажнитель воздуха, который упростит вам жизнь. Не кутайте ребенка! Ведь потливость вызывает болезни чаще, чем переохлаждение.

3.НЕ ГОНЯЙТЕСЬ ЗА РЕБЕНКОМ С ЛОЖКОЙ. Никогда и ни при каких обстоятельствах не надо заставлять ребенка есть. Особенно когда малыш болеет и мало двигается. Ребенка нужно кормить только тогда, когда он голоден.

4.ДАВАЙТЕ ПИТЬ. У ребенка всегда должна быть возможность утолить жажду. Даже если вы считаете, что ваше чадо «водохлеб». Обезвоженность — прямая дорога к частым болезням. Восполнять потерю жидкости надо не лимонадом или соком, а негазированной, некипяченой минеральной водой, компотами, морсами или фруктовыми чаями.

5.НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ГУЛЯТЬ. Если малыш здоров, прогулки должны быть ежедневными и, желательно, дополнительно перед сном. Когда же ребенок болен, нужно гулять «с умом». В остром периоде инфекционных болезней, когда высокая температура, слабость, боль, а также пока еще болезнь заразна, лучше остаться дома. Но как только дела пошли на поправку — на улицу. Свежий воздух способствует выздоровлению, особенно при болезнях дыхательных путей.

6.ИЗБЕГАЙТЕ СТОЛПОТВОРЕНИЙ. Единственный способ заполучить новый вирус — контакт с больным человеком. Значит, чем меньше таких контактов, тем меньше вероятность снова заболеть. Поэтому нежелательны занятия в разных кружках, студиях или спортивных залах (в закрытом помещении) и т. п.

7.ПРАВИЛЬНО ОЗДОРАВЛИВАЙТЕСЬ. Идеальный отдых часто болеющего ребенка выглядит так: лето в деревне, надувной бассейн с колодезной водой, рядом куча песка, форма одежды — трусы, босые ноги и кормление только тогда, когда ребенок закричит: «Мама, я тебя съем!». Грязный голый ребенок, который скачет из воды в песок, выпрашивает еду, дышит свежим воздухом и не контактирует с множеством людей, за 3-4 недели восстанавливает иммунитет, поврежденный городской жизнью.

8.ВЫДУРЖИВАЙТЕ ПАУЗУ. Как правило, у большинства работающих родителей нет возможности сидеть с ребенком еще неделю после того, как прошла температура. Но именно столько понадобится для того, чтобы иммунитет малыша восстановился. И если мы отправляем ребенка со слабым иммунитетом в коллектив, не стоит удивляться тому, что через пару дней он «сляжет» с новым вирусом.



Предварительный просмотр:

Методы и приемы оказания педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка-дошкольника.

Цели оказания педагогической помощи семье, стоящей перед проблемой решения педагогических задач, заключаются в следующем:

- оказание адресной педагогической помощи семье по возникшей проблеме;

- удовлетворение запроса родителей на оказание образовательных услуг ребенку и его семье.

Задачи деятельности педагогов:

- обеспечение индивидуального педагогического сопровождения семьи для реализации возможностей ребенка на этапе раннего и дошкольного детства;

- развивающая индивидуальная работа с детьми, отстающими по различным причинам от программы дошкольного учреждения;

- обогащение воспитательного потенциала семей;

- помощь в организации развивающей работы в семье;

- своевременное выявление детей, имеющих проблемы физического, психического, социально-личностного развития, их медико-социально психологическая поддержка.

Методы и приемы оказания педагогической помощи семье.

  1. Консультирование– целенаправленное психологическое воздействие на семью и ее членов с целью восстановления, оптимизации ее функционирования и совершенствования отношений между ее членами, создания благоприятных внутрисемейных условий для развития семьи и ее членов. Консультирование призвано оказать помощь семье в разрешении конфликтов, а также направлено на их профилактику, предупреждение.
  2. Индивидуальные беседы обусловлены выслушиванием проблем, предложением путей выхода из затруднительных педагогических ситуаций на уровне рекомендаций.
  3. Организация педагогического просвещения родителей– популяризация психолого-педагогических знаний среди родителей, так как многие беды семейного воспитания обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи – это комплекс мер педагогов, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития естественных способностей родителей и детей, а также создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизация семьи на активизацию скрытых резервов, способности в ближайшем будущем самостоятельно справляться с возникшими проблемами.

При консультировании родителей важна психологическая атмосфера, ее положительный фон, поэтому важно:

- поощрять открытое, искреннее общение по проблеме, которую важно обсудить;

- проявлять уважение и взаимопонимание к родителям, не смотря на самую сложную и неграмотно сложившуюся педагогическую ситуацию;

- настроить родителей на положительную перспективу при активном совместном решении педагогических проблем.

Основными принципами консультирования являются:

1. гуманизм – вера в возможности, субъективный позитивный подход;

2. реалистичность – учет реальных возможностей человека и ситуации;

3. системность – рассмотрение консультируемого как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта;

4. вариативность – изменение форм и способов консультирования в зависимости от своеобразия консультируемого и возможностей педагога;

5. добровольность обращения родителя является важнейшим этическим принципом семейного консультирования;

6. конфиденциальности гарантирует личностную и социальную безопасность обращения в консультацию родителей и сохранение в тайне всех сведений, полученных в ходе консультирования;



Предварительный просмотр:

Комплексно-тематический план работы с родителями (на 1 неделю).

Возрастная группа: старшая.

Тема недели: «Буду здоровым!»

Цель работы с родителями: Организация взаимодействия ДОУ с семьёй по теме ЗОЖ.

Задачи: 

  1. Выявить уровень педагогической грамотности родителей по формированию основ ЗОЖ.
  2. Обеспечить родителей наглядной информацией о том, что должен знать ребенок о ЗОЖ в старшей группе.
  3. Познакомить родителей с работой ДОУ по ЗОЖ.
  4. Привлечь родителей к совместной деятельности.

1.Информационно-аналитическое направление

Форма работы: Анкетирование на тему «Ваши дети и их здоровье».

Цель: Выявление уровня педагогической грамотности по формированию основ ЗОЖ

2.Наглядно-информационное направление

Цель: Обеспечение родителей наглядной информацией о том, что должен знать ребенок о ЗОЖ в старшей группе.

Форма работы: Папка-передвижка «Витамины и минералы-незаменимые компоненты».

Форма работы: Буклеты «Правильная осанка – залог здоровья».

Форма работы: Памятка «Культура еды».

Форма работы: Фотовыставка «Как мы закаляемся».

Форма работы: Проведение НОД по ФИЗО «Быть здоровыми хотим».

3.Познавательное направление

Форма работы: Семинар-практикум «Дыхательная гимнастика вместе с мамой и папой».

Цель: Ознакомление родителей с дыхательной гимнастикой, как средством профилактики заболеваний дыхательных путей.

Форма работы: Консультация «Закаливание ребенка».

Цель: Повышение педагогических знаний родителей о совершенствовании организма и повышении его защитных свойств через закаливание.

4.Досуговое направление

Форма работы: Развлечение совместно с родителями «Мама, папа, я-спортивная семья».

Цель: Установление эмоционально - положительного контакта с детьми.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

https://sun9-21.userapi.com/c636425/v636425620/4dbe4/IVEBbO6zEJA.jpg

Вот и ушла осень - щедрая хозяюшка. Наступила красавица зима. Что она нам принесет? Ну, конечно радость и веселье. Ведь именно зимой празднуют всеми любимый праздник. Но сначала давайте поговорим, о том, как познакомить детей с зимой. Для взрослых это так привычно - времена года сменяют друг друга. Но, для ребенка каждый год – это множество открытий!

Предлагаем Вашему вниманию электронный образовательный маршрут «ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА», который не только расширит знания Вашего ребенка об окружающем мире, а конкретно о времени года зима, но и даст возможность провести время с Вашим ребенком с пользой!

Успехов Вам!

Составитель :

Воспитатель первой кв.категории

Седашева В.Н.

ШАГ 1. «Почитайте!»

С наступлением зимы становится все, холодней, приходят морозы. Почти всегда зимой небо покрывают облака, которые приносят уже не дождь, а снег. Он покрывает землю, ветки деревьев, крыши домов. Мороз сковывает льдом озера, реки, ручьи. Все признаки зимы Вы с ребенком сможете закрепить с помощью чтения художественной литературы.

Цель: ребенок закрепит понятие «признаки времени года», но и расширит свою речь и кругозор.

ЧТО ЧИТАТЬ?

ГДЕ ИСКАТЬ?

ЧТО СПРОСИТЬ И УТОЧНИТЬ?

Познакомьте детей с доброй и поучительной сказкой «Синичкин календарь»! Произведение отечественного писателя Виталия Бианки. Юные читатели интерпретируют произведение глазами синицы Зиньки, учатся ценить время и любить окружающую природу.

https://nukadeti.ru/skazki/bianki-sinichkin-kalendar 

Спросите у ребенка:

  • Почему Старый Воробей предложил перебраться в город в декабре? (Пришла зима. И в поле, и на речке, и в лесу теперь голодно и страшно. А у людей всегда найдется для нас, мелких пташек, и приют и еда.)
  • Что разбудило синичку посреди ночи в январе? (…заглянула в окно. Там в комнате стояла большая — под самый потолок елка, вся в огнях, и в снегу, и в игрушках. Вокруг нее прыгали и кричали дети.)
  • Как Старый Воробей описал февраль? (…вьюги да метели под февраль полетели. В феврале лютеют волки, а у медведицы в берлоге медвежатки родятся. Солнышко веселей светит и дольше, но морозы еще крепкие.)

Прочитайте с детьми стихотворения русских поэтов о зиме.

https://www.culture.ru/poems/44415/poet-zima-aukaet 

https://www.culture.ru/poems/43524/belaya-bereza-pod-moim-oknom 

https://www.culture.ru/poems/12470/mama-glyan-ka-iz-okoshka 

  • Как поэты описывают зиму в своих стихах? Что происходит с приходом зимы в данных произведениях(С.Есенин «…А по двору метелица Ковром шелковым стелется…», «…А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром…», А.Фет «…Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело…»

«Серебряное копытце» — сказка Павла Бажова, любимая во многих семьях. В ней рассказывается о простой жизни старого охотника, его воспитанницы Даренки и кошки. Сказка  учит щедрости, милосердию, умеренности, трудолюбию и осторожности.

https://nukadeti.ru/skazki/bazhov-serebryanoe-kopytce 

  • Как звали героев сказки 7 (старик, по прозвищу Кокованя, девочка Даренка и кошка Муренка).
  • Что произошло в сказке? (Пересказ сказки ребенком)
  • Какое время года было? (Время года-зима)

ШАГ 2. «Посмотрите!»

Зимой главное— создать настроение. Чтобы всем было тепло, уютно, очень по-домашнему и обязательно волшебно! Такое уж это время, когда случаются чудеса.

Но не забывайте, что длительность пребывания ребенка у компьютера составляет 15 мин.

Цель: увеличение у ребенка уровня знаний о времени года зима.

ЧТО СМОТРЕТЬ?

ГДЕ ИСКАТЬ?

ЧТО СПРОСИТЬ И УТОЧНИТЬ?

Предлагаем посмотреть видео-загадки  и познавательное видео о признаках зимы.

https://videomin.ru/37/познавательные-мультики-о-зиме 

https://videomin.ru/1/познавательные-мультики-о-зиме 

Спросите у ребенка:

  • Как происходит смена времен года?

 ( Потому что Земля движется вокруг Солнца и на той стороне, которая дальше от него начинается зима)

  • Как появляются сосульки? (Талая вода льется с крыши, а при похолодании превращается в сосульки)
  • Как звери готовятся к зиме? (Зайцы и белки меняют свои «шубки» на зимние, делают запасы . Некоторые птицы улетают на юг. Медведи впадают в спячку)

Советские аниматоры как никто другой умели нарисовать и передать правильную сказочную атмосферу. Предлагаем Вам не только окунуться в мир мультипликации, но и узнать с ребенком предъисторию создания некоторых мультфильмов.

https://tlum.ru/news/15-lucsih-sovetskih-multfilmov-o-zime/ 

  •  Какой мультфильм понравился больше всего?
  • Что произошло с героями мультфильма?

ШАГ 3. «Исследуй!»

Бесспорно, один из лучших способов познакомить ребенка с физическими свойствами вещей-это проведение опытов. Только мы сейчас говорим о простых и понятных дошкольнику опытах, а не о тех «фокусах», в которых все шипит и дымится, а ребенок сидит с круглыми от непонимания глазами. Поэтому начинать лучше всего с экспериментов, демонстрирующих ребенку явления и процессы , с которыми он сталкивается в обычной жизни. И с тех опытов, результаты которых Вы сможете объяснить ребенку, буквально «на пальцах».

Прежде чем приступить к опыту, поделитесь, как Вы будете опыт преподносить. Можно показывать и рассказывать, как в школе. А можно спрашивать: как ты думаешь, что произойдет? Давай сделаем и посмотрим.

Цель: ребенок расширит знания об окружающей действительности, конкретно об объекте  неживой природы(воде);                            

ЧТО УЗНАВАТЬ?

ГДЕ ИСКАТЬ?

ЧТО СПРОСИТЬ И УТОЧНИТЬ?

Проведите исследование «ЛЕД-ВОДА-ПАР». Этот опыт, наверное, самый очевидны. НО обойти его невозможно, потому что, как еще рассказать и наглядно показать ребенку о трех важных состояниях воды: твердом, жидком и газообразном?

https://azbuka-uma.by/i_led_voda_par 

Спросите у ребенка после исследования:

  • Что случилось со льдом? (Лед растаял)
  • Во что он превратился? (Лед превратился в воду)
  •  Чем отличается лед от воды? (Лед твердый-вода жидкая)

ШАГ4. «Поиграйте!»

Конечно, игра-основной вид деятельности дошкольника. А квест-игра-это еще и увлекательное приключение, которое доставит ребенку море удовольствия и впечатлений. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Квест - это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т.д.

Цель: ребенок разовьет мышление, память, воображение и речь.

ВО ЧТО ИГРАТЬ?

ГДЕ ИСКАТЬ?

ЧТО СПРОСИТЬ И УТОЧНИТЬ?

Новогодний квест для детей или АДВЕНТ «Спаси Деда Мороза»

  1. https://jili-blog.ru/novogodnij-kvest-dlya-detej-ili-advent-spasi-deda-moroza.html
  • Какое задание оказалось самым трудным и почему?
  • Какое задание понравилось больше всего?

ШАГ5. «Сделайте вместе!» 

Новогодние игрушки своими руками и новогодние украшения своими руками для елки и дома- очень веселое занятие для всей семьи. Поэтому, лень в сторону!!! Пройдя по ссылкам, новогодние игрушки и новогодние украшения на праздник можно сделать своими руками без особых усилий, не только, чтобы украсить дом , но и чтобы еще больше сблизится с членами семьи.

Цель: ребенок проявит творческую инициативу, пытливость, самостоятельность и любознательность, творческое воображение.

ЧТО СДЕЛАТЬ?

ГДЕ ИСКАТЬ?

ЧТО СПРОСИТЬ И УТОЧНИТЬ?

«Снеговик из скорлупы»

https://azbuka-uma.by/snegovik_iz_skorlupi 

Уточните у ребенка:

-Из какого материала ребенок хочет сделать своего снеговика?

«Новогодние украшения»

https://jili-blog.ru/novogodnie-podelki-dlya-detej-3-4-5-let-svoimi-rukami.html 

Уточните у ребенка:

-Что ему понравилось делать больше всего?

Зима для многих является любимым временем года. Это пора слепящих сугробов снега, снеговиков, снежков, санок и множества других развлечений, о которых летом приходиться лишь мечтать. Но кроме этого самая холодная пора года также таит в себе и множество секретов и вещей, о которых далеко не все слышали. Наиболее интересные факты про зиму мы объединили в один список:

  • 21 декабря самая длинная ночь. Это период зимнего солнце стояния;
  • Снеговые лавины мчатся с горы со скоростью скорого поезда от 80-110км/ч., а особо крупные снежные лавины даже до 360 км/ч.;
  • Самая известная большая снежинка, которую удалось не только поймать , но и измерить , имела диаметр 12см.;
  • На Крайнем Севере снег бывает таким твердым, что звенит как железо, если по нему ударить;
  • Более половины жителей Земли никогда не видели настоящего снега.

Уважаемые родители!

Просим Вас оставить комментарии в разделе «Комментарии к статье»,

 для понимания нужности, полезности и эффективности

 данной формы работы с Вашими детьми.

 

https://docs.google.com/presentation/d/e/2PACX-1vRHxNMDhj2immIhkm-nqO-VblWUX4MTvRwOsTGSr2Ju9FAenKmsUbwknxGe6ZFxix5VbELUkae6uiDt/pub?start=false&loop=false&delayms=60000 



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Окружающий мир уникален, есть жизнь не только на земле, но и в воде, и даже в воздухе. Современный ребенок, который вырос в урбанизированном обществе и достиг старшего дошкольного возраста, должен знать не только предметы, окружающие его, но и живую природу родного края.

Предлагаем Вашему вниманию электронный образовательный маршрут «МИР ПЕРЕЛЕТНЫХ ПТИЦ», который не только расширит знания Вашего ребенка об этих удивительных созданиях, но и даст возможность провести время с Вашим ребенком с пользой!

Успехов Вам!

ШАГ 1. «Почитайте!»

Еще в дошкольном возрасте детей учат тому, что многие птицы с наступлением холодов улетают в теплые края. Однако кто именно из представителей пернатых отправляется в далекое путешествие с целью поиска благоприятных условий? Куда улетают перелетные птицы и с какой целью? Ответы на эти вопросы ученые смогли установить довольно давно.

Цель: ребенок не только пополнит словарный запас новыми названиями птиц, но и образами.

ЧТО ЧИТАТЬ?

ГДЕ ИСКАТЬ?

ЧТО СПРОСИТЬ И УТОЧНИТЬ?

Энциклопедия для детей

«Птицы»

https://kipmu.ru/pereletnye-pticy/ 

Спросите у ребенка:

  • Почему птицы улетаю на юг? (Зимой исчезает большинство насекомых, ягод и плодов, используемых в качестве пищи.)
  • Какие птицы прилетают первыми, а какие последними? ( первые-грачи, последние-иволги)

«Фразеологизмы «на птичью тему»

http://azbuka-uma.by/frazeologizmi_bird 

  • Что значит фраза «заливаться соловьем»? (говорить о чём-либо с жаром, увлечением, красноречиво).

Художественные книги про птиц для детей

https://mishka-knizhka.ru/skazki-pro-ptic/ 

  • Про какую птицу прочитали?
  • Что произошло в этой сказке или истории?

ШАГ 2. «Посмотрите!»

Жизнь многих птиц сильно меняется в зависимости от сезона. Сюда относится и такое удивительное явление, как осенний перелет птиц из наших мест в теплые страны и весеннее возвращение. Птиц, совершающих такие перелеты, называют перелетными. Птиц, постоянно живущих в данной местности, называют оседлыми. Оседлых птиц всего около 20% видов от общего числа.

Посмотрите увлекательные и познавательные видеоролике о жизни перелетных птиц. Но не забывайте, что длительность пребывания ребенка у компьютера составляет 15 мин., поэтому продолжительность каждого ролика не более 5 мин.!

Цель: увеличение у ребенка уровня знаний о перелетных птицах, развивается слуховое внимание.

ЧТО СМОТРЕТЬ?

ГДЕ ИСКАТЬ?

ЧТО СПРОСИТЬ И УТОЧНИТЬ?

Познавательное видео «Кто такие перелетные птицы?»

https://youtu.be/tKSMCuLiVFg 

Спросите у ребенка:

  •  Какая примета связана с грачами? (грачи прилетели-через месяц сойдет снег)
  • Чем скворцы отличаются от остальных птиц? (у скворцов первыми прилетают самцы и строят гнезда)
  • У какой перелетной птицы голубая грудка? (варакушка)

«Журавли возвращаются домой»

https://youtu.be/Y8FaQ-njUtE 

ШАГ 3. «Исследуй!»

Большую опасность для птиц, преимущественно для водоплавающих, представляет загрязнение воды нефтяной пленкой как на реках и озерах, так и в океанах и морях. Действие нефти на птиц проявляется в том, что запачканное оперение не в состоянии удержать слой воздуха, служащий теплоизолятором. Чтобы ребенку объяснить такие сложные понятия-проведите простой опыт.

Цель: ребенок расширит знания об окружающей действительности, проявит заинтересованность и любопытство в получении результата от экспериментальной деятельности.

ЧТО УЗНАВАТЬ?

ГДЕ ИСКАТЬ?

ЧТО СПРОСИТЬ И УТОЧНИТЬ?

Проведите исследование «Плавучее перо»

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml 

Спросите у ребенка после исследования:

- Почему птицы страдают от загрязненной воды?( Варианты ребенка)

ШАГ4. «Поиграйте!»

Игра стоит в основе развития ребенка-дошкольника.  Поиграйте с ребенком в интересные и занимательные игры в сюжете «Перелетные птицы», которые помогут не только развить у Вашего малыша мышление, память, воображение, речь, но и доставят ребенку массу удовольствия

от общения с Вами.

Цель: ребенок разовьет мышление, память, воображение и речь.

ВО ЧТО ИГРАТЬ?

ГДЕ ИСКАТЬ?

ЧТО СПРОСИТЬ И УТОЧНИТЬ?

Игра на развитие воображения

«Угадай птицу».

  1. http://azbuka-uma.by/i_zvuki_ptic 

Включайте голоса птиц, а ребенок пусть угадывает , какая птица поет.

Игра на развитие мышления

«Чьи это следы»

http://azbuka-uma.by/i_chey_sled_bird 

Спросите у ребенка:

-Чьи это следы: человека? животного? Птицы? Почему ребенок так думает?

Игра на развитие речи

«Беседуем по картинкам»

http://azbuka-uma.by/r_chto_skazal 

Задайте вопросы:

- Что может сказать одна птица другой?

-Что может произойти в следующий момент?

Развитие памяти

http://vospitatel-sada.ru/stihi-o-pereletnyh-pticah-dlya-detej/ 

Выучите с ребенком любой стих про перелетных птиц.

ШАГ5. «Сделайте вместе!» 

Дети лучше воспринимают информацию, когда есть возможность «потрогать» своими руками. Вашему ребёнку будет интереснее, если вы с ним сделаете что-то необычное, интересное.

Цель: ребенок проявит творческую инициативу, пытливость, самостоятельность и любознательность, творческое воображение.

ЧТО СДЕЛАТЬ?

ГДЕ ИСКАТЬ?

ЧТО СПРОСИТЬ И УТОЧНИТЬ?

Птичка из фольги

http://azbuka-uma.by/v_pticka_iz_folgi 

Уточните у ребенка:

-Из какого материала ребенок будет изготавливать основу для птички? (Из фольги)

-Как надо приклеивать полоски бумаги? (Можно клеить полоски целиком - тогда птичка получится гладкой, а можно клеить только кончики, тогда полоски будут напоминать перышки.)

Лепим гнездо для птиц

http://azbuka-uma.by/v_gnezdo_iz_plastilina

Уточните у ребенка:

-Из каких частей будет состоять гнездо?

 (Дно и стенки)

Составляем аппликацию «Птички на проводе»

http://azbuka-uma.by/v_birds_na_provode 

Спросите у ребенка:

-О чем разговаривает парочка сверху? Что поет птичка посередине?

Так почему же перелетные птицы возвращаются домой? Ведь ответ, в самом деле, прост: в теплых странах не хватит места и корма, чтобы свить гнездо и вырастить потомство. Птицы устроены так, что если условия благоприятны для выращивания птенцов, то выводок становится больше. Конкуренция среди видов погубила бы целые кланы птиц. Именно забота о будущих птенцах, толкает хвостатых родителей преодолевать тысячи километров и возвращаться домой.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, что заинтересовав ребенка, можно посеять семя любознательности и пытливости, что, несомненно, поможет ему в будущем учиться на отлично и узнавать каждый день что-то новое.

Уважаемые родители!

Просим Вас оставить комментарии в разделе «Комментарии к статье»,

 для понимания нужности, полезности и эффективности

 данной формы работы с Вашими детьми.

 

https://docs.google.com/presentation/d/e/2PACX-1vQXJl0IlVzPdZ-fDCTEkbw4RN6mCu3DeLD75hQlali3RkBqUraQ6cFp5qtgXSCDQsx_AAIJB9-VCMvw/pub?start=true&loop=false&delayms=60000 



Предварительный просмотр:

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО «РЕКЕ ВРЕМЕНИ»

Уважаемые ребята и их родители!

Предлагаем Вам окунуться в интереснейший и загадочный

МИР КНИГОПЕЧАТАНИЯ.!!!!!!!!!

Пройдя все ШАГИ, вы сможете не только узнать много фактов о том,как появились первые буквы и алфавит, но и, в итоге, стать настоящими книгоиздателями!

Успехов Вам!

ШАГ 1. «Почитайте!»

Прежде чем начинать с ребенком говорить о книгопечатании, надо окунуться в историю и узнать, а откуда же все началось...

Цель: ребенок приобретет навык познавательного интереса к древности, любознательности, взаимодействия и сотрудничества.

ЧТО ЧИТАТЬ?

ГДЕ ИСКАТЬ?

ЧТО СПРОСИТЬ И УТОЧНИТЬ?

«Энциклопедия для дошкольников. История письменности»

https://www.booklot.org/genre/detskie/detskaya-obrazovatelnaya-literatura/book/puteshestvie-v-drevniy-mir-illyustrirovannaya-entsiklopediya-dlya-detey/content/2177644-drevnyaya-pismennost/

Спросите у ребенка:

  • Для чего людям понадобилась письменность?
  • Что представляли из себя первые письмена?
  • На чем писали люди в древности?
  • Как появилось слово «алфавит»?

Почему буква А называется «А»?

http://www.tavika.ru/2013/04/A.html

ШАГ 2. «Посмотрите!»

Посмотрите короткие видео ролики, которые помогут Вашему ребенку узнать,как раньше создавали и как сейчас печатают книги.  Но не забывайте, что длительность пребывания ребенка у компьютера составляет 15 мин., поэтому продолжительность каждого ролика не более 10-15 мин.

Цель: увеличение у ребенка уровня знаний о мире, а также формирование навыка глубокой обработки информации. 

ЧТО СМОТРЕТЬ?

ГДЕ ИСКАТЬ?

ЧТО СПРОСИТЬ И УТОЧНИТЬ?

Видео «Мир вокруг нас .История создания письменности.

https://yandex.ru/video/search?filmId=12926596139490607111&text=беседа%20виды%20письменности%20для%20детей 

Уточните у ребенка:

  • Что такое  «пиктограмма»?
  • Что такое «иероглифы» ?
  • Как выглядит текст , составленный с помощью пиктограмм и иероглифов?
  • Кто изобрел первый книгопечатный станок?
  • Как печатают книги сейчас

Видеоэкскурсия в типографию

https://www.youtube.com/watch?v=HNrD2HfAhso

Видео как делают бумагу

https://youtu.be/JQ2erKVzF0g

Просмотр мультфильма «Гутенберг и книгопечатание»

https://youtu.be/UUST9xZ49gQ

  • Кто изобрел первый книгопечатный станок?
  • Как печатают книги сейчас?

ШАГ 3. «Исследуй!»

Мы привыкли использовать бумагу для творческого развития ребенка: аппликации, поделки, рисование. Предлагаем вам провести ряд опытов для детей с бумагой. Эти опыты просты в реализации и не потребуют от вас дополнительных материальных или временных затрат. При этом они наверняка разнообразят ваши занятия с детьми, а вы сможете продемонстрировать ребенку в игровой форме некоторые физические и химические явления, связанные со свойствами бумаги.

Цель: ребенок приобретет навык экспериментирования, расширяет знания окружающей действительности. 

Ребенок приобретет представления о свойствах бумаги.

ЧТО УЗНАВАТЬ?

ГДЕ ИСКАТЬ?

ЧТО СПРОСИТЬ И УТОЧНИТЬ?

Увлекательный опыт для детей: как сделать бумагу из использованного материалла.

http://dobrygnomik.ru/bumaga-iz-makulaturi/ 

Спросите у ребенка:

  • Зачем бумаге давать «вторую жизнь»?
  • Почему листы бумаги «танцуют»?
  • От чего зависит «сила бумаги»?

Опыты с бумагой

http://razvivash-ka.ru/opyty-dlya-detej-s-bumagoj/

ШАГ4. «Поиграйте!»

Почему же современная книга – уникальный предмет? Почему письменность так важна в нашей жизни? Как это понять ребенку? Все это можно объяснить в для ребенка игровой форме.

Цель: ребенок приобретет навык пространственного ориентирования, развивает психические функции ( мышление, память, воображение)

ВО ЧТО ИГРАТЬ?

ГДЕ ИСКАТЬ?

ЧТО СПРОСИТЬ И УТОЧНИТЬ?

ДЕТЯМ о КНИГЕ: история письменности в играх.

http://azbuka-uma.by/isporchennij_telefon 

  • Как передавали информацию до появления книг?
  • Кто такие сказители?

Узелковая письменность

http://azbuka-uma.by/kipu

  • Что такое КИПУ и как оно появилось?
  • Насколько удобен этот способ передачи информации?

Рисуем «пиктограммы»

http://azbuka-uma.by/risuem_pismo 

  • Каковы достоинства и недостатки письма с помощью пиктограммы?

ШАГ5. «Сделайте вместе!»

Дети лучше воспринимают информацию, когда есть возможность «потрогать» своими руками. Вашему ребёнку будет интереснее, если вы с ним сделаете что-то необычное, интересное.

Цель: ребенок приобретет навык развития инициативы, пытливости, самостоятельности и любознательности, творческого воображения, а также развивает координацию движений, мускулатуру рук, механизмы мышления (синтез, анализ, умение сравнивать).

ЧТО СДЕЛАТЬ?

ГДЕ ИСКАТЬ?

ЧТО СПРОСИТЬ И УТОЧНИТЬ?

Книжка-малышка «» ( ! )

http://www.logolife.ru/mamam/izgotovlenie-knizhki-malyshki-uchis-pravilno-govorit.html 

  • Что ребенку понравилось больше всего?
  • Какой этап был самым трудным?

  • Поделятся дети информацией в группе?

 «Буквы своими руками»

https://missbagira.ru/themes/sovety/kak-sdelat-obemnye-bukvy-svoimi-rukami-shemy-shablony-izgotovlenie-obemnyh-bukv-iz-bumagi-kartona-penoplasta-plastika-salfetok-poshagovye-instrukcii



Предварительный просмотр:

Предпосылки девиации детей в подростковом возрасте. Причины социальной дезадаптации подростков.

Составила: педагог

высшей кв.категории

Седашева

Виктория Николаевна

Самара 2021

Содержание

Введение

  1. Проблемы социальной дезадаптации подростков
  2. Сущность девиантного поведения
  3. Типология девиантного поведения подростков

Заключение

Список источников

Введение

Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) психологии девиантного поведения. В последние годы, в связи с общесистемным кризисом нашего общества, интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования особенностей, причин, форм, динамики и диагностики девиантного поведения.

Нередко отношения государства и педагогов с девиантными подростками сводятся к запретительным мерам и не устраняют причины, вызывающие отклоняющееся поведение подростка и его психологическую дезориентацию. Это способствует возникновению у подростков аффективных состояний, приводящих к общественно-отрицательным формам поведения, которые при длительном сохранении становятся устойчивыми качествами личности. В некоторых случаях подростки преждевременно уходят из школы. Плохо образованные и слабо подготовленные к жизни, они сталкиваются с непреодолимыми трудностями при включении в трудовую жизнь, становятся потенциальной группой риска, что и порождает целый ряд новых проблем.

Вопросами выявления, коррекции и профилактики девиантного поведения занимались такие выдающиеся ученые, как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, П.П. Блонский и др.

В настоящее время значительное внимание проблемам девиантного поведения подростков уделяют С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик, Б.Н. Алмазов, Н.А. Закатова, Р.В. Овчарова и многие другие.

  1. Проблема социальной дезадаптации  подростков

Современные подростки зачастую становятся заложниками социальной дезадаптации, накладывающей существенный отпечаток на формирование их личностных качеств и черт характера. При этом большая часть случаев социальной дезадаптации в детском и подростковом возрасте относится к частному ее случаю – школьной дезадаптации.

Чтобы разобраться в данном феномене, сначала рассмотрим противоположное исследуемому понятие – «социальная адаптация».

Дефиниция «адаптация» имеет латинское происхождение (от «adaptatio» - приспособление) и в широком понимании трактуется как «приспособление организма к изменяющимся условиям среды, а также как результат данного процесса».

Что касается социальной адаптации, то, как правило, под ней понимается процесс активного приспособления человека к параметрам социальной среды, а также как результат взаимодействия личности и социума.  

Ю.И. Толстых обозначает такие показатели эффективной адаптации:

- удовлетворенность индивида деятельностью в социальной группе (содержанием, условиями, привлекательностью и пр.);

- результативность деятельности индивида (успеваемость в образовательном учреждении, производительность труда, выработка в производстве и пр.);

- активность индивида в не основной деятельности социальной группы (общественные мероприятия, активность общения в нерабочее / неучебное время и пр.);

- удовлетворенность индивидом собой как личности.

Результатом успешной социальной адаптации можно считать высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом. Переводя вышесказанное в сферу школьного образования, адаптированный к школе ребенок – тот, который смог полностью включиться в учебную деятельность, достаточно комфортно чувствует себя с новыми взрослыми и сверстниками, физически и психологически готов к дальнейшему обучению и развитию.

В противном случае можно говорить о таком явлении как социальная дезадаптация - состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации. При этом школьная дезадаптация - отклонение социально-психологического характера, которое влияет на продуктивность учёбы ребёнка, а также на его отношения в коллективе и с самим собой.

Усиление и углубление процессов дезадаптации приводит к формированию так называемого отклоняющегося поведения, выражающегося в нарушении норм школьной и общественной морали и права, в асоциальном поведении и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. Причем разброс проявляемых отклонений в поведении ребенка колеблется от обычного непослушания и мелких шалостей до вполне серьезных и осознанных преступлений.

  1. Сущность девиантного поведения

Под отклоняющимся или девиантным поведением понимают систему поступков личности, выходящих за общепринятое представление о нормальном (нормативном) поведении в определенной сфере общественных отношений и носящих деструктивный характер.

При этом нормальное – гармоничное - поведение характеризуется следующими аспектами:

- сбалансированностью психических процессов (на уровне свойств темперамента, типов высшей нервной деятельности);

- адаптивностью и самоактуализацией на уровне характерологических особенностей;

- духовностью и самоактуализацией на личном уровне.

Подобно тому, как норма поведения базируется на этих трех основных характеристиках, так и девиации основаны на их изменениях, отклонениях и нарушениях .

Т.З. Герасимов, рассматривая девиантное поведение с правовой точки зрения, делит указанные отклонения на первичные и вторичные. Те из них, которые с точки зрения общества незначительны, считаются первичными, а субъекты, которые их совершают, не расцениваются как девианты, потому что не нарушают социальные нормы. Эти отклонения не вызывают, как правило, социальных конфликтов на макро-, мезоуровне, но могут быть поводом для кратковременных конфликтов микроуровня. Но именно эти отклонения, если они приобретают массовый и устойчивый характер, свидетельствуют возникновения противоречий в социальном бытии.

Вторичными являются отклонения, нарушающие социальные нормы, а их субъекты признаются девиантами – теми, кто, нарушив социальные нормы, не всегда может и хочет продолжать жить в соответствии с социальными требованиями. Прежде всего потому, что девиант в силу определенных обстоятельств разрывает социальные связи и отношения со своей референтной группой, а возможно, и изолируется от нее. Для многих людей он становится потенциальным носителем социального конфликта.

В отличие от криминологии, уголовного права и других правовых наук, рассматривающих девиантное поведение в основном как отклоняющееся в ракурсе нарушения норм права, психология и педагогика используют более широкое определение девиации, рассматривая этот феномен как отклонение от общепринятых ценностей и норм: к девиантному поведению относятся не только преступления и иные правонарушения, но и алкоголизм, пьянство, наркомания, бродяжничество, тунеядство, детская беспризорность, аморальное поведение и тому подобное.

Согласно исследованиям В.М. Оржеховской, девиантное поведение чаще всего наблюдается у детей, подростков и молодежи до 25 лет. Одна из причин этого - социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать новые ощущения, в любознательности, любопытстве, недостаточной способности прогнозировать последствия того или иного действия, в повышенном желании независимости. Юные представители подрастающего поколения не всегда соответствуют требованиям, которые предъявляет к ним общество по выполнению ими определенных социальных функций. Сами же они, в свою очередь, считают, что не получают от общества того, на что вправе рассчитывать.

Девиантное поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися во взаимодействии и взаимовлиянии. Однако наиважнейшими детерминантами возникновения девиантного поведения являются социальные и психологические аспекты.  

В частности, исследования девиантного поведения убедительно свидетельствуют о дефектах развития способности к саморегуляции лиц, совершивших те или иные девиации. Так, И. Жданова в своей работе отмечает, что у лиц с различными формами девиантного поведения обнаруживаются определенные нарушения регуляторных психических механизмов. Наиболее существенное значение для формирования девиантного поведения имеют:

- противоречивое отношение к социальным нормам и правилам, которые вследствие этого не играют свою регулирующую роль;

- недостаточно развитые свойства стилевой регуляции (слабая способность выделять значимые условия достижения целей, строить адекватную цели программу действий, менять систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий, адекватно оценивать себя, результаты деятельности и поведения, способность к автономности в организации активности);

- напряженность конфронтационного копинга при снижении самоконтроля, ответственности положительной переоценки сложной жизненной ситуации.

Результаты анализа предпосылок формирования девиантных проявлений в поведении подростков свидетельствуют о существовании целого комплекса социально-психологических факторов, обуславливающих их возникновение. Это: неполная семья, приемные дети, недостатки воспитания (гиперопека, «оранжерейное воспитания», повышенная ответственность и жестокое обращение), влияние референтного окружения и средств массовой информации. Валидными оказываются и другие причины, о которых говорят исследователи: выраженное протекание подросткового кризиса, деформация идентичности, низкая самооценка, социальная изолированность, стигматизация. Как правило, дивиантные личности - внутренне неуверенные индивиды, которые не склонны к ответственным поступкам, зависящие от внешних воздействий, сосредоточены на материальных ценностях и существуют исключительно в настоящем.

Значительную роль в склонности к девиантному поведению ребенка играют его референтные группы: семья, класс, друзья и др.

В семейных проблемах сосредоточено много причин проявлений девиантного поведения  подростков. Аффективная, неосознанная жестокость, которая так легко заражает сверстников, чаще всего является результатом переживаний по поводу семейных драм. В тех случаях, когда эта агрессия не может «вылиться» на окружающую среду, она порождает чувство бессилия, и тогда направляется внутрь, порождает низкое самоуважение, чувство тревоги, что впоследствии формируется в форме отклоняющегося поведения.

Прочие референтные группы также влияют на процесс выбора ребенком форм поведения и выступают в качестве источника усвоения норм, социальных установок и ценностных ориентаций. Если же особенностями малой социальной группы является противостояние норм и ценностям общества, это становится предпосылкой дезадаптации личности.

Таким образом, отклоняющееся поведение характеризуется как негативное явление, поскольку наносит вред окружающим, нарушает благоприятное личностное развитие индивида и успешное функционирование его в обществе. Причины подобных отклонений кроятся в множестве самых разнообразных факторов: личностных особенностях индивида, проблемах его воспитания и окружения, трудностях социальной адаптации и т.д. При этом дети и подростки, в силу своих возрастных особенностей и еще несостоявшихся устойчивых ценностей, относятся к уязвимой категории лиц в плане возможностей возникновения девиантного поведения.

  1. Типология дивиантного поведения  подростков

Как сложное и многогранное явление девиантное поведение имеет множество самых разнообразных форм.

В частности, выделяют:

Самоповреждающее (аутоагрессивное) и суицидальное поведение. Определение аутоагрессивного (саморазрушительного) поведения в настоящее время сводится к тому, что индивид совершает осознанные акты действий, которые направлены на нанесение ущерба собственной жизни. При этом лишь в части случаев действия прямо направлены на лишение себя жизни, в остальных − личность воздействует на свою жизнь негативным способом, пытается ее сократить, подавить, исказить и т.п. В своем крайнем выражении аутоагрессивное поведение ведет к суициду.

Под аутоагрессивным поведением понимаются действия, направленные на нанесение какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью, то есть, это вариант агрессивного поведения, при котором субъект и объект агрессии совпадают.

Выделяют следующие типы аутоагрессивного поведения:

1) суицидальное поведение (осознанные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни);

2) суицидальные эквиваленты и аутодеструктивное поведение (неосознанные действия, преднамеренные поступки, целью которых не является добровольное лишение себя жизни, но ведущие к физическому, психическому саморазрушению или к самоуничтожению);

3) несуицидальное аутоагрессивное поведение (различные формы умышленных самоповреждений, самоотравлений, целью которых не является добровольная смерть);

Рискованное поведение .

Рискованное поведение подростков наиболее проявилось в современных социальных условиях в связи со следующими основными причинами:

  • ослабление воспитательной функции в социальных институтах образования;
  •  выраженное наличие бесконтрольности в досуговое время;
  • демонстрация дефицита внимания со стороны взрослых и эмоциональной доверительности;
  • погруженность в виртуальный мир, предоставляющий информацию о различных видах экстримального развлечения;
  • групповое «заражение» от сверстников в ситуации отсутствия контроля взрослых и формальных детских (подростковых) организаций.

Если взрослый заметил признаки рискованного поведения ребенка, необходимо отделить реальный риск от выраженной увлеченности. Для этого важно организовать наблюдение, позволяющее отследить особенности проведения детьми и подростками свободного от занятий времени. Также следует провести мониторинг социальных сетей как самого обучающегося, так и его друзей.

Аддиктивное (зависимое) поведение. Традиционно данный вид обозначают как попытки подростков попробовать психоактивные вещества. Следовательно, зависимость равнозначна субстанциональной зависимости. Главной характеристикой зависимости является синдром, состоящий из субстанционально и индивидуально специфических, взаимосвязанных соматических и поведенческих симптомов нарушения познавательной деятельности.

В данном содержании особую значимость имеют ниже следующие факторы.

Человеческий фактор. У личностей, страдающих зависимостями, нет характеристических преморбидных черт. Часто описывают личностные нарушения, патологию настроения или нарушение самооценки как базис злоупотребления психотропной субстанцией. В одном ряду с этими факторами рассматривают скромных, незаметных лиц без психопатологической предрасположенности.

Наркотический фактор. Под потенциалом зависимости подразумевается специфическое действие конкретного психотропного вещества, вызывающего зависимость. Такое действие в его различном выражении свойственно всем психотропным субстанциям и вытекает из биологического свойства так влиять на центральную нервную систему, что это изменяет до того безусловные психические и социальные установки индивида. Потребление психотропной субстанции оказывает влияние на деятельность структур центральной нервной системы и устойчивое равновесие, поддерживающее их функционирование. В связи с этим возникает компенсация, обычно в форме повышения толерантности к психотропной субстанции, так что, в свою очередь, желаемое ее действие происходит при повышении дозировки. Последнее обстоятельство служит оправданием для кажущегося отказа от приема субстанции, хотя потребность в ее приеме в возрастающих дозах увеличивается.

Фактор окружения. К психосоциальным и социокультурным факторам, способствующим возникновению зависимости, относятся эмоциональные, особенно вследствие напряженных межличностных отношений, идентификация со стилем жизни субкультуры или мистическим мировоззрением и общая установка общества к потреблению определенных психотропных веществ;

Агрессивное поведение .

Понимание сущности агрессивного поведения весьма разнообразно: одни исследователи усматривают в этом явлении больше негатива, чем позитива, другие полагают, что агрессия необходима для нормального существования человека.

Исходя из того, что агрессия имеет позитивные и негативные проявления, логичным представляется выделение взаимно противоположных функций – положительных и отрицательных. К первым Е.В. Змановская относит отстаивание собственной автономии, устранение источника угрозы или страдания, удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей, разрешение внутреннего конфликта, повышение самооценки.

Наряду с позитивными функциями агрессия имеет негативные последствия, поскольку таит в себе угрозу для объекта агрессии (окружающих или самого себя). Агрессия всегда ищет выход. Поэтому неумение человека регулировать собственные агрессивные тенденции чревато, прежде всего, нарушением социальных отношений, поскольку приводит к возникновению конфликтов. Как известно, страшны не сами по себе конфликты, а непродуктивные стратегии их разрешения.

По степени выраженности агрессивное поведение разделяется на:

1) ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию);

2) пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего-либо);

3) активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий).

В содержательном плане основными признаками агрессивного поведения являются такие его проявления, как:

а) выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;

б) тенденция к разрушению;

в) направленность на причинение вреда окружающим людям;

г) склонность к насилию (причинению боли);

Делинквентное поведение. В психологической литературе делинквентность относят к сфере девиантного поведения.  Следовательно, речь идет о специфическом действии индивида, не соответствующем установленным или исторически сложившимся нормам в данном обществе. Обычно говорят о моральных и правовых актах, нарушение которых приводит делинквента к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Соответственно, внутри девиации делинквентность – это противоправное поведение, приводящее человека к преступному или криминальному опыту, сопряженного с антиобщественым выбором. Таким образом, делинквент – правонарушитель, готовый к присвоению асоциального поведения как образа жизни.

Делинквентность обычно начинается незаметно: прогулы занятий, включение в неформальную группу сверстников. За этим может последовать мелкое хулиганство, давление на слабых, воровство. Может быть и мошенничество, спекулятивные сделки, вандализм, разнообразные аддикции.

Таким образом, девиантное поведение может проявляться в самых разнообразных формах, крайние из которых могут выражаться в совершении серьезных преступлений. Задача семьи и школы – как можно раньше определить признаки дезадаптации ребенка в группе или среде, чтоб разработать эффективную систему профилактических мер по предупреждению развития социальной дезадаптации в более тяжелые формы девиантного поведения.

Заключение

Здоровье, самочувствие и успешность человека во многом определяется его умением адаптироваться к окружающим условиям и налаживать связи с людьми. Кому-то это удается очень легко, кто-то учится в течение жизни, а для некоторых это превращается в настоящую проблему. Психологическая дезадаптация не только ухудшает качество жизни человека, но и может стать причиной развития множество психологических и социальных проблем – от отсутствия круга общения до невозможности работать и содержать себя.

Особое значение в современном обществе приобретает дезадаптация детей: с каждым годом растет численность представителей молодого поколения, страдающих разнообразными нарушениями поведения и психики. Большинство из них не могут нормально адаптироваться к социуму и, по мере их роста и взросления, количество проблем только увеличивается: у них возникают деформации личности, асоциальные наклонности, может развиться неврологическое заболевание и т.д.

Пытаясь противостоять обществу, а не стать его частью, такие подростки без принятия профилактических мер со стороны окружающих взрослых рано или поздно проявляют склонность к той или иной форме дивиантного поведения.  

Отклоняющееся поведение в школьном возрасте несет большую опасность. Во-первых, потому что ребенок своими действиями может навредить себе или окружающим; во-вторых, потому что корректировка подобных явлений требует активных действий и длительного времени, тем более учитывая множество различных форм данного феномена.

Список источников

  1. Александров И. А. Понятие адаптации с точки зрения психологии // Молодой ученый. — 2018. — №22.
  1. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения - М.: ИД «Городец», 2016. - 386 с.
  1. Меньшикова Татьяна Ивановна Специфика агрессивного поведения подростков // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2017. - №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-agressivnogo-povedeniya-podrostkov
  2. Нефедова А.В. Психология девиантного поведения: курс лекций / А.В.Нефедова; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и  Н.Г.Столетовых.‒Влади-мир: Изд-во ВлГУ, 2015. ‒76с.
  3. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье: пособие для педагогов учреждений образования  / Т.В.Ничишина.—Минск: Национальный институт образования,2018. —248с.:ил.
  4. Толстых Ю.И. Критерии оценки успешности адаптации студентов-первокурсников в вузе // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. - №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-otsenki-uspeshnosti-adaptatsii-studentov-pervokursnikov-v-vuze