Притчи для родителей по воспитанию детей

Зиннурова Наиля Зайнутдиновна

Ведь это всего один час... После нелегкого рабочего дня вернулся один человек домой. Время было позднее, он измучился и устал, но обрадовался, увидев, что пятилетний сынишка ждет его на пороге дома. – Пап, – поприветствовав отца, тихо проговорил малыш, – можешь ответить? Я ждал, чтобы спросить… – Конечно, спрашивай! – воскликнул отец. – Сколько денег ты получаешь? – Да разве это твое дело?! Незачем тебе об этом знать! Ребенок поднял на него грустные глаза. – Я очень-очень прошу тебя, скажи, сколько ты зарабатываешь за один час? – Ну, допустим, пятьсот. И что дальше? Тебе-то какая разница? – Пожалуйста, папа, – очень серьезно промолвил ребенок, – займи мне триста рублей. Отец вышел из себя и закричал на сына: – Ты ведешь себя отвратительно! Я так устал, но вынужден стоять здесь и слушать твою пустую болтовню! Думаешь только об игрушках, дожидался меня лишь для того, чтобы выпросить денег на всякие глупости! Опустив голову, мальчик скрылся за дверью детской. А отец, рассерженный и огорченный, так и стоял, прислонившись к стене. «Вот бессовестный, – думал он, – как же мой сын эгоистичен. Однако… Может, и я был не во всем прав?.. Я напрасно на него накричал, ведь обычно дитя никогда не просит у нас с матерью денег. Значит, ребенок обратился ко мне неспроста». Он тихонько зашел в комнату сына и сел возле детской кровати. – Ты ещё не заснул, мой хороший? – шепнул он. – Нет, я лежу и думаю… – Не сердись на меня, сынок, я сегодня ужасно устал, поэтому и нагрубил тебе. Вот, возьми деньги и, пожалуйста, прости меня. Малыш обнял отца за шею, его глазенки радостно засветились. – Пап, спасибо, большое-большое спасибо! Мальчик вытащил из кармана пижамы несколько скомканных банкнот и добавил к ним только что полученные купюры. Отец снова начал ворчать: – У тебя, как оказалось, предостаточно денег, а ты жадничаешь и выпрашиваешь еще. – Нет, папочка, мне как раз этих трехсот не хватало. Вот теперь я собрал ровно столько, чтобы купить один, всего лишь один час твоего, папка, времени. Можно? Я очень прошу, приди завтра чуть раньше, чтобы мы сели ужинать все вместе: ты, мама и я…

 

  • Неиссякаемое наследство. Жил на свете старый священник, а с ним – двое его сыновей. Как-то раз удивило их одно известие: нежданно-негаданно унаследовал старик немалые деньги. Вскоре священник получил завещанную сумму, сказал о том своим детям, а они недоумевают: – Отец, что же ты с такими огромными деньгами делать-то станешь? – Помогать буду всем страждущим, – отвечает он, – кормить несчастных и немощных. Коли кто в нужде окажется, всегда выручу, каждому нищему да убогому подам. – Ох, батюшка! Ведь этак мы без копеечки скоро останемся! Воля твоя, только дал бы ты нам нашу долю, а сам уж поступай по разумению своему. Согласился священник, поделил деньги мудро, по совести и отдал детям их законную часть. Сыновья с отцом распрощались, из родного дома своим путем пошли. А старик жил да добро творил: кормил несчастных и немощных, страждущим помогал, нищим и убогим подавал. Много он расходовал, однако деньги не иссякали. Сколько времени с тех пор прошло – неведомо, только однажды на пороге родного дома появился один из сыновей старика. Был он купцом, человеком небедным, да судьба оказалась к нему не слишком добра. Ничего не осталось от прежнего достатка, а из-за долгов грозила ему тюрьма. Выручил священник свое дитя, от долговой ямы спас, приютил. Стали жить они вдвоем. Затем и другой сын нищим явился к отцу. Быстро истратил он свою часть наследства, остался бесприютным и странствовал с сумой. Нашлось и для него место у сердобольного старика. Зажили, как в прежние времена, втроем. Все вместе шли они дорогой добра, однако сыновья не уставали сокрушаться: глупо, впустую растратили наследство, по ветру две трети завещанных денег пустили. Но отец успокоил своих раскаявшихся детей: – Деньги эти душе вашей спастись помогли. Полно вам, не печальтесь. Все, что случилось с вами, к лучшему. Оставшихся денег, пусть это всего треть, и после смерти моей надолго вам, дети, хватит. Будете поживать да людям помогать. – Как же такое возможно, батюшка? – удивились сыновья. – Всевышнему все ведомо. Не позволит он оскудеть той руке, что оказывает помощь и творит от чистого сердца добро.

 

  • Как найти хорошую школу? Родители выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети. - Какой смешной старик, - засмеялся один мальчик. - Эй, маленький толстяк, - скорчил рожицу другой. Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали. Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу. - Ура, я не пойду в школу, - обрадовался мальчик. - Пойдешь, но не в эту, - сердито ответил дед. – Я сам найду тебе школу. Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошел искать лучшего учителя. Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перерыв. В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других – дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец, он вошел в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор. - Дедушка, вам плохо, принести воды? – послышался голосок. - У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, - предложил один мальчик. - Хотите, я позову учителя? - спросил другой ребенок. Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал: - Наконец, я нашел лучшую школу для моего внука. - Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная. Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушел. Вечером мама мальчика спросили деда: - Отец, Вы неграмотны. Почему Вы думаете, что нашли лучшего учителя? - По ученикам узнают учителей, - ответил дед.

Вопросы и задания • Как вы думаете, правильно ли дед искал школу? как будут проходить уроки.

 

 

  • У кого руки чище? Два ученика пришли учиться в мастерскую знаменитого скульптора. Учитель сказал им: «Сначала вам нужно научиться работать с камнем. У меня во дворе лежит большая каменная глыба. Обтешите ее с двух сторон так, чтобы получились ровные плоскости. Я вернусь вечером и посмотрю вашу работу». Затем скульптор дал ученикам инструменты и ушел. - Я не буду заниматься скучной работой. Такую грубую работу любой каменотес может выполнить. Я хочу быть скульптором, а не каменотесом, - заявил один ученик. - Не стыдно потеть за работой, если берешься с охотой, - сказал второй ученик и принялся за работу. Первый ученик ушел и весь день отдыхал. Он вернулся только под вечер, когда вся работа была сделана. Позже пришел учитель и, не посмотрев на работу, попросил учеников показать свои руки. У первого ученика руки были чистыми и ухоженными. У второго - все руки были в мозолях, ссадинах и каменной пыли. - Я сейчас вымою руки, учитель, - сказал он, покраснев. - Чистые руки мыть не нужно, - заметил учитель. - Чистота - лучшая красота, - заявил первый ученик и с гордостью оглядел свои розовые руки. - Руки лентяя лишь с виду чисты. По-настоящему чисты вот эти руки, - сказал скульптор, показав на пыльные руки второго ученика. - Они весь день трудились и честно сделали всю работу. Как заставить сына учиться? Единственный сын был у богатого купца. Отец хотел, чтобы сын стал образованным человеком, но учеба давалась мальчику с трудом. Сын купца учился только под страхом наказания и при любой возможности сбегал с уроков. Больше всего мальчик любил лошадей. Все свободное время он проводил в конюшне или на скачках. - Не даются мне знания, батюшка. Дети младше меня бойко отвечают, а я, как будто немой. Не могу я терпеть такую муку, - сказал однажды сын. - Терпи, сын, без муки нет науки, выучишься и станешь продолжать мое дело, - ответил отец. Но мальчика не тянуло к купеческому делу. Батюшка запретил ему подходить к лошадям. Тогда мальчик стал убегать на пристань. Там новый корабль строили. Мальчик вскоре стал помогать строителям корабля. Он любил руками работать. Как-то увидел отец его на пристани, взял сына за вихор и грозно спросил, что он тут делает. - Не ругайте его, господин. Сынок у вас умельцем растет, - вступился за мальчика один из строителей. - Он у нас на все руки, кроме науки, - сердито произнес отец, но сына отпустил. - Не хочу я учиться, батюшка, лучше на конюшню пойду работать, - упрямился сын. Но отец мальчика все равно велел ему идти в школу, а сам подошел к учителю и предложил: - Я заплачу вам много денег, если вы будете дополнительно заниматься с моим сыном и добьетесь, чтобы он стал лучшим учеником. - У вас хороший мальчик, но я не возьму ваших денег. Я не смогу сделать из него лучшего ученика. Бесполезно нагибать голову быка, который не хочет пить.

Вопросы и задания • Почему учитель отказался от денег, предложенных ему отцом мальчика?

 

  • Почему одному плохо? Трое маленьких детей было у родителей да одна старшая дочка – помощница. С утра до вечера она нянчилась с младшими детьми: кормила, утешала, умывала. Вечером, когда малыши засыпали, девочка маме помогала все постирать да прибрать. Однажды пошла девочка за водой на речку и нашла в воде чей-то посох. Вытащила она посох из речки и видит, бабушка по берегу идет. - Бабушка, не ваш ли это посох? - спросила девочка. Схватила бабушка посох, обрадовалась: - Это мой волшебный посох. За то, что нашла его, я тебя награжу. Говори, чего хочешь. - Больше всего я хочу отдохнуть денек, - ответила девочка. - Можешь отдыхать, сколько хочешь. Мой волшебный посох любое желание исполнит. - Это хорошо, - обрадовалась девочка, - но кто меня кормить будет? - Об этом не беспокойся, - сказала бабушка и взмахнула посохом. Все закружилось перед глазами девочки, и оказалась она в замке дивной красоты. В каждой комнате замка были невидимые слуги, которые поили, кормили, умывали и одевали девочку. Вокруг замка не было никого, только птицы пели в саду. День прошел, второй прошел, заскучала девочка и заплакала: - Я хочу домой. Там, наверное, без моей помощи пропадают. - Если домой вернешься, до конца жизни работать будешь без отдыха, - прозвучал чей-то голос. - Ну и пусть. В одиночестве человеку и рай – не рай, - сказала девочка. В тот же миг оказалась она дома. Братья и сестренки к ней бросились. Один - кушать просит, другой - попить, третий - поиграть, а девочка и рада. Вопросы и задания • Как вы думаете, почему девочка не осталась в чудесном замке, хотя колдунья сказала ей, что она будет работать до конца жизни без отдыха? • Согласились бы вы жить на райском острове в одиночестве? Зачем нужен брат? Больше всего на свете младший брат любил старшего. Однажды собрался старший брат в соседний город по делам. Идти нужно было три дня, поэтому брат запасся всем необходимым. - Возьми меня с собой, я тебе в пути пригожусь, - стал просить младший брат. - Нет, дорога опасная, а ты еще мал, - отказался старший брат. - Мудрые говорят: «Гол тот, у кого сзади нет брата». Возьми его, - попросила мать. - Чем мне может помочь маленький мальчик? - усмехнулся старший брат. Встал старший брат на рассвете и отправился в путь. Не заметил он, что младший за ним увязался. Так целый день они и шли. Вечером устроился старший брат на ночлег, костер развел, ужин сварил в котелке. У младшего уже давно живот сводило от голода. Только он хотел из кустов выйти и во всем признаться, как появились двое разбойников. Связали они старшего брата, вещи его забрали и приготовились съесть его ужин. Младший брат был в отчаянье. Тут он вспомнил, что старший брат научил его подражать голосам зверей и птиц. Набрал младший брат воздуха и зарычал тигром. Так зарычал, что у разбойников кровь в жилах застыла от страха. Бросились они бежать без оглядки и вещи побросали. Вышел младший брат из кустов, а старший в страхе закричал: - Беги, брат, спасайся. Пусть лучше тигр меня растерзает. Засмеялся младший брат, развязал старшего и рассказал обо всем. После ужина старший брат заботливо уложил младшего спать, укрыл его плащом и сказал: «Гол тот, у кого сзади нет брата».