Обобщение педагогического опыта

Журсинова Роза Кушкумбаевна

Страница содержит матеалы по обобщению опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1.docx17.71 КБ
Microsoft Office document icon kulturnye_tsennosti_kak_osnova_vospitaniya_1.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание и социализация личности

в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Еленовская  средняя общеобразовательная школа»

Сообщение на РМО классных руководителей

подготовила учитель технологии

МОБУ «Еленовская СОШ»

Журсинова Р.К.

2014 -2015 уч.год.

Воспитание и социализация личности

                                            Вот они главные истины эти:

                                                               Поздно заметили…

                                                              Поздно учли…

                                                             Нет, не рождаются    

                                                            трудными        дети,

                                                           Просто им вовремя не помогли.

           Социальное воспитание детей является одним из важных факторов стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.

          Школы зачастую не могут выбрать необходимую направленность внеклассной и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса учеников и ухудшению отношений учеников и учителей.

          Воспитание – целенаправленный процесс формирования гармонично развитой личности. Воспитание обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, становление их активными субъектами.

          Ранее в школе проблемы внеклассной работы не исследовались, не была оценена важность влияния педагога на ученика. Мы пытаемся выявить влияние внеклассной работы на развитие личности, рассмотрена деятельность педагога как координатора процесса социализации и самовоспитания, по совершенствованию взаимодействия двух основных социальных субъектов, под воздействием которых формируется личность – общества и индивида.

         В социологическом плане воспитание – означает формирование и развитие личности под воздействием всей совокупности объективных и субъективных факторов, с которыми индивид находится в контакте.

        Современная школа должна управлять воспитательным процессом, а не плестись в хвосте. Управлять  воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил. Так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам. Однако в практике воспитания прочно укоренилось мнение, что воспитываемый всегда является лишь объектом воспитательного воздействия, и ответная его реакция на это воздействие не учитывается. Воспитывать по старинке «огулом» легче, но результат неудовлетворителен. Такое воспитание действует однозначно негативно: подавляет волю и инициативу, поощряет приспособленчество, отбивает вкус к самовоспитанию, ибо для этого нужна самостоятельная работа, творческие усилия, а об их развитии школа заботится менее всего.

           При выборе содержания, организации, форм воспитания всегда необходимо соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

         Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые.

Основными рекомендациями создания  воспитательной работы в школе могут быть:

  1. Создание в образовательных учреждениях воспитательных систем, находящихся в русле не только на гуманистической, но и социальной парадигм.
  2. Гармонизация социального поля жизнедеятельности ребенка, педагогическое освоение среды в радиусе действия образовательного учреждения.
  3. Развертывание клубной, досуговой и любительской деятельности, поддержка и создание новых молодежных общественных объединений, поощрение демократических начал в управлении, в том числе детском самоуправлении.
  4. Введение в школу программ, направленных на раннее профессиональное самоопределение молодежи.
  5. Усиление социально-защитной функции школы, повышение эффективности мер  по охране жизни, физического, умственного и психического здоровья детей средствами образования в процессе социально-педагогической деятельности.
  6. Развитие сети учреждений дополнительного образования, и также здравоохранения. Социальной защиты, спорта, комитетов по делам молодежи, выполняющих социальный заказ по реализации образовательных программ различного уровня.

В нашей в МОБУ «Еленовская средняя общеобразовательная школа»  социализация личности является приоритетным направлением. Для реализации этого направления мы взаимодействуем с Детско-юношеским центром города Ясного (организация дополнительного образования) в близлежащем социуме:

- кружок «Юный журналист» - руководитель  Алексеева Ю.А.;

- кружок «Волейбол» - руководитель Мендыкулов К.К.;  

- Туристический кружок – руководитель Колесник В.В.;

- кружок «Шахматы» (руководитель Зафьянцев В.В.);

-кружок по вокалу – руководитель Власенко С.А.;

-кружок «Юный пожарный» - руководитель Сарманова С.Ж. и мн.др.

        Все эти кружки дополнительного образования помогают нам в воспитательном процессе, так как руководители  этих кружков могут с большим профессионализмом дать необходимую информацию нашим учащимся. Они помогают в предпрофильном образовании наших ребят, помогают им в выборе профессии.

       Также занятия в данных кружках  помогают в профилактике вредных привычек и формированию здорового образа жизни – а это неотъемлемая часть социализации личности.

         Усвоение мира обеспечивает уровень взаимодействия с реальностью, оснащает ребенка свободным поведением. Взаимодействие с социумом выполняет данное назначение воспитания, формируя у воспитанников ценностно-значимые умения.

Список использованной литературы:

1.Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. М, 1991.

2.Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. М, 1996

3.Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет):

4.Учебное пособие. - М.: Изд-во РОУ, 1996. 180 с.

5.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М, 1994

6.Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и её предупреждение. М, 1977.



Предварительный просмотр:

Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье

Сообщение на родительское собрание

  подготовила учитель технологии

МОБУ «Еленовская СОШ»

Журсинова Р.К.

2014 г.

Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье

Цель:  Обратить внимание на значение культурных ценностей и традиций семьи в развитии и становлении личности подростка, как будущего примерного семьянина.

Задачи:

-актуализировать значение культурных ценностей семьи для развития полноценной личности подростка

-проанализировать наличие традиций и обычаев в современных семьях

Семья – это та первичная среда,

где человек должен учиться творить добро.

(В.А.Сухомлинский)

              Воспитание  человека начинается в  семье. Семья для ребенка - это место его рождения и становления. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. В семье ребенок учиться трудиться, у него формируется умение ценить и уважать труд взрослых. В семейной атмосфере складываются представления ребенка о добре и зле, то есть закладываются основы нравственности личности. В семье закладываются основы духовной культуры человека.  В семье ребенок с раннего детства, еще до того, когда он начинает ясно осознавать свои поступки и четко контролировать свое поведение, усваивает язык и веру, образ мышления, картину мира, мнения по поводу кардинальных проблем бытия. Семья и семейные ценности представляют собой важные элементы культуры, являются необходимыми и значимыми для человека на протяжении веков.

Культура семьи, которая накладывает свой отпечаток на все сферы ее деятельности (быт, взаимоотношения, характер и содержание досуга) - одна из важнейших предпосылок  полноценного воспитания детей, а также других ее членов. Учитывая широкий диапазон понятия «культура», можно предположить, что качество семейного воспитания будет во многом обусловлено культурными ценностями, которых придерживаются члены семьи, и умениями использовать различные виды, жанры искусства во благо развития ребенка, вот, например, музыка: нет другого искусства, которое бы так властно вторгалось в эмоциональный мир человека, подчиняло его себе. Но воспитательное воздействие музыка оказывает лишь в том случае, если она воспринимается как искусство. В одной семье ребенок с пеленок привыкает к музыке как к бытовому шуму, который с утра до вечера звучит из магнитофона, радио, телевизора. Воспринимая музыку «вполслуха», ребенок вряд ли научится слушать ее всерьез. А в другой семье сохранились давние традиции  интеллигентной семьи: посещение концертов, оперных спектаклей, хоровое пение в часы досуга…  Семьи исповедуют разные культурные ценности и соответственно получают различные результаты воспитания. Несомненно, что дети в тех семьях значительно «выиграют» в развитии, особенно  нравственном и художественном, в которых близкие им люди не только «потребляют» культуру, но сами творят, вовлекая в этот процесс всю семью: рисуют, лепят, поют хором, устраивают концерты, разыгрывают домашние спектакли, ведут летопись семьи, сочиняют сказки.

             Родители, озабоченные судьбой ребенка, серьезнее подходят к выбору для него детского сада, школы, учреждений дополнительного образования (спортивная секция, кружок, музыкальная школа и др.).

Тип поведения ребенка формируется на основе ценностных представлений семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Один папа считает, что сын должен быть добрым уступчивым, другой, наоборот,  идеал мужчины видит в физической силе, в умении постоять за себя. Словом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то поведение ребенка, которое соответствует их представлению о «хорошем» человеке. А если ребенок поступает вразрез  с этими представлениями, то его наказывают, стыдят, порицают. Так изо дня  в день в сознание ребенка внедряют систему норм, правил, формируют представление, какие из них допустимы, а какие следует избегать.

Однако, несмотря на бытующее мнение, что ребенок «зеркало семьи», он не  всегда усваивает «моральный кодекс» своей семьи от «А» до «Я». Пропуская его через призму личного опыта, ребенок «создает» свой свод  правил поведения, взаимоотношений, деятельности и следует ему в силу привычки, а потом  внутренней потребности.

Ценности семьи, которые определяют смысл традиционного поведения, лежат в основе традиций семейного воспитания. Современные ученые (И.В.Бестужев–Лада, Д.С.Лихачев, А.В.Мудрик) к числу важных условий, оказывающих заметное влияние на особенности воспитания, относят семейные традиции и обычаи.

Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции,  исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Так, например, во многих семьях сложилась традиция посадки дерева в честь новорожденного малыша или новобрачных; празднования дня поступления ребенка в школу; передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги; ведение семейной фотолетописи (а сегодня – видеолетописи) и т.д.

В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребенка реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением, танцами, радостное воспоминание о котором сохранится на долгие годы не только для виновника торжества, но и для всех присутствующих.  А в другой семье день рождения ребенка – повод для очередного  взрослого застолья,  пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго сохранится горечь и обида на самых близких людей. В первом примере традиция - основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует элементы творчества, во втором – причина многих сегодняшних и завтрашних бед и потрясений ребенка, наглядное свидетельство пропасти между ними и родителями, через призму которой весь окружающий мир кажется враждебным и жестоким.

Несмотря на суету и спешку современной жизни, во многих семьях сохранилась традиция общесемейных трапез, которые восполняют недостаточность постоянных живых контактов между членами семьи, подтверждают ее цельность и заинтересованность в ней всех домашних. Идет обмен текущими новостями, обсуждаются семейные дела, волнующие всех или кого-либо из членов семьи. Традиция общесемейных трапез, сохраняя свою ценность, является своего рода символом семейственности.

В книге «Мир детства: Подросток» ее авторы, рассматривающие данную проблему, предлагают выделить в качестве главных признаков, характеризующих семью, следующие:

-гармоничность отношений в семье;

-особенности воспитательных усилий родителей.

         Проведенные исследования позволили выделить несколько групп семей.

В семьях первой группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. У подростков, воспитывающихся в таких семьях, можно выделить некоторые общие черты: общительность, коллективизм, доброжелательное отношение к окружающим их людям, уважение к старшим.

Вторая группа семей.   Здесь также присутствует согласованность семейных отношений, но, в отличие от первой группы, отношение к воспитанию подростков более пассивное. Взаимоотношения между родителями и детьми скорее можно назвать сосуществованием. В таких семьях авторитет родителей невысок. У подростков из семей данной группы наряду с определенными положительными качествами можно отметить и отрицательные: лень, упрямство, лицемерие.

Третья группа семей.    Наиболее характерная их черта — конфликты. В педагогическом плане такие родители несостоятельны, а дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».

Четвертая группа семей.   Это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Их главное правило: «чтоб учился отлично и вел себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости, взаимопонимания. И результат такого воспитания — полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи.

Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка — его взгляды, его отношение к людям — в огромной степени зависят от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребенок — зеркало, в котором его родители могут увидеть себя.

Вера, духовное единство, забота о ближнем, нерасторжимость супружеского союза, материнство, отцовство, терпение, послушание, взаимное доверие, взаимное уважение, трудолюбие, почитание родителей, память предков, преданность, верность, целомудрие, взаимное прощение, неиссякаемая любовь – все эти ценности семьи созидает отечественная  культура.

Образ матери, колыбельные песни, спетые ею; рассказанные сказки, потешки и пословицы; выпеченный ее руками хлеб или вышитая скатерть, ее поведение по отношению к мужу, родителям и другим детям несли и с первых дней жизни несут ребенку огромную социально-культурную информацию о нравственных ценностях семьи и семейной жизни, формируя обобщенный образ-идеал жены, хозяйки, матери.

«Что делает отец, то старается делать и сын»

«Один добрый пример лучше ста слов»

«Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются»

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому:

Родители пример тому.

                                                                                                      С. Брандт