Публикация РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Дюмина Наталья Анатольевна

Детский сад – первоначальное звено единой и непрерывной системы
образования в РФ. Как считают опытные педагоги, именно в стенах
дошкольного учреждения должно начинаться формирование базовых знаний
о многообразии профессий.
       Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные
знания и представления о труде и воспитывает уважение к труду взрослых
        Работа по ранней профориентации детей дошкольного возраста в
нашем дошкольном учреждении реализуется через проектную деятельность.
В ходе реализации проекта особое внимание уделялось значимости разных
профессий, формированию нравственных качеств, развитию познавательной
и творческой активности, навыков сотрудничества в процессе совместной
деятельности. Реализация проекта «В мире профессий» включает в себя
освоение детьми следующих культурных практик: игровая деятельность,

познавательно-исследовательская деятельность, коммуникативная
деятельность, конструктивное творчество, восприятие художественной
литературы.
      Одной из практик является игровая деятельность. Сюда входят
сюжетно-ролевая и свободная игра, «социальная проба». Ведь именно в ходе
игры дети могут погрузиться в профессию, познакомиться с ее спецификой,

трудовыми действиями и орудиями труда. Для игровой деятельности нами
совместно с родителями были изготовлены ширмы, атрибуты, а также
костюмы для сюжетно-ролевых игр. Активное участие приняли родители и в
изготовлении дидактических игр.
      В ходе реализации проекта дети участвовали в квест-игре «Кто
работает в детском саду». Ребята небольшими командами отправлялись в
путешествие по детскому саду, выполняя различные задания. Во время игры
перед детьми ставились проблемные ситуации, преодолевая которые, дети
приходили к определенному результату. Применение игровой технологии
способствовало расширению, а также актуализации знаний детей о
профессиях работников детского сада.
       Во время реализации проекта педагоги МБДОУ детского сада
№ 179 г. Иркутска использовали такие средства развития познавательной
активности детей, как интеллект-карты. Дети с удовольствием наполняли
карты информацией, активно использовали их в свободной деятельности.
При работе с картой у детей развивались познавательная самостоятельность,

мышление, память и речевая активность. В процессе составления интеллект-
карт по профессиям, дети осваивали такие культурные практики как
коммуникативная, познавательно-исследовательская.
      В рамках партнерского взаимодействия с семьей был создан банк
мультимедийных презентаций «Профессии моих родителей». В дальнейшем
данный банк использовался нами в серии мероприятий «Калейдоскоп
семейных профессий», где родители совместно с детьми представляли
информацию о своих профессиях.
       В ходе реализации проекта нами привлекались и внешние социальные
партнеры. Так благодаря сотрудничеству с разными организациями, были
проведены виртуальные экскурсии по предприятиям города: «Хлебозавод»,
«Физкультурно-оздоровительный комплекс», «Авиазавод», «Ново-Иркутская
ТЭЦ». Также дети были участниками экскурсий в библиотеку No20 им.
Евтушенко и выездной экскурсии с участием ЧОУ ДПО «Батарейная казачья
пожарная команда» Иркутской области.
      Еще одним внешним социальным партнером выступил Иркутский
колледж экономики, сервиса и туризма. В рамках этого сотрудничества
детьми осваивалась такая культурная практика, как конструктивное
творчество. Совместно со студентами колледжа на базе ДОУ были
организованы следующие дизайн-студии: «Ателье-салон Модники и
модницы», «Салон красоты – «Чудо локон». Дети на практике получили
представления о таких профессиях, как швея, закройщик, модельер, стилист, парикмахер.

Актуализировали свои знания об одежде, ее деталях, видах, назначении,

а также расширили представления о технологии работы с такими
инструментами, как иглы, ножницы.
       Освоение детьми культурной практики восприятие художественной
литературы осуществлялось в режимных моментах. Совместно с детьми
изучались произведения, посвященные труду – стихотворения, рассказы, сказки.      

Благодаря привлечению родителей были созданы картотеки загадок о
профессиях и орудиях труда, пальчиковых гимнастик, Физминутка, считалок.
Все это помогает в интересной и доступной форме, дать детям новую
информацию о профессиях и актуализировать ранее полученные знания.
В рамках сотрудничества с семьями воспитанников в детском саду
прошли творческие конкурсы: «Книжка-малышка» с представлением книжек
о профессиях, изготовленных родителями совместно с детьми; «Конкурс
чтецов», выставка рисунков «Профессия моей мечты». Все это
способствовало освоению детьми таких культурных практик, как
коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы.
         Продуктом проекта стал изготовленный совместно с детьми лэпбук

«Все профессии важны, все профессии нужны», у детей обогатились
представления о конкретных трудовых процессах, понимание ценности труда
людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и
структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда.