ЭССЕ
Предварительный просмотр:
ЭССЕ
«Я – преподаватель профессиональных дисциплин»
В каждое мгновение мы должны воплощать судьбу
и в то короткое время, что отпущено нам,
брать на себя максимальную ответственность.
Хорхе Анхель Ливрага
Каждый человек в своей жизни сам выбирает судьбу, решает, какую ответственность на себя взять, куда применить свои силы, где он принесёт максимальную пользу обществу. Но иногда бывают такие моменты, когда начинаешь сомневаться во всём, чего достиг, в чём был уверен до недавнего времени, в эти моменты ты не знаешь, чего хочешь и куда идёшь, свои поступки, мысли и решения ставишь под сомнение, начинаешь лихорадочно давать оценку себе. Всё, просматривается как в искривлённом зеркале, временами кажется, что мысли мешают и не дают тебе жить, спокойно дышать, ты не можешь заснуть, и днём и ночью ищешь правильный ответ, и не просто правильный, а единственно правильный... Человеку не дано быть полностью уверенным в «правильности» всего, что он делает, сомнение помогает нам выбрать путь, по которому надо следовать, увидеть цель, а при необходимости, и изменить себя. Первый шаг по новому пути – как он тяжёл! Вздох, шаг - и вперёд!
Сегодня я часто вспоминаю свои студенческие годы, ещё тогда я время от времени задавал себе вопрос: «Каким талантом надо обладать, чтобы уместить у себя в голове такой объём информации, и не только владеть ею, но и так преподнести её, чтобы дошло до всех студентов?» Тогда ответ казался до невозможности прост: преподавателями становятся не совсем простые люди, а только самые талантливые, обладающие творческими способностями и высокой степенью самоотдачи. Сегодня я точно знаю, что для этой работы требуется не только эрудированность, терпение и работоспособность, а также огромное желание передать свои знания молодёжи. А тогда я не мог представить себя в роли педагога, не знал, что пройдёт немного времени, и преподавательская деятельность станет моим признанием!
Переломным моментом в судьбе стал для меня 2008 год, когда я ещё учился на 4 курсе в Тюменской сельскохозяйственной академии. Впервые тогда я серьёзно задумался о том, что смогу стать преподавателем: мысленно представил кабинет, себя у доски, сидящих передо мной студентов. Воображение тут же нарисовало творческую обстановку, горящие глаза ребят, которые смотрели на меня как на бога, и тут же появилось желание попробовать свои силы, ведь «не боги горшки обжигают»! Захотелось несколько изменить течение уроков, которые я посещал, сделать их интересными, внести в них что-то новое, своё. Откуда появились эти мысли, спросите вы меня? Всё очень даже просто! Порой вовремя сказанное слово много значит в твоей судьбе, а встреча с человеком, который становится для тебя не только другом и наставником, но и живым примером – это как подарок судьбы. С этим мне повезло на сто процентов! Именно такая встреча предопределила мою судьбу, позволила сделать правильный выбор.
Мудрость и прозорливость, талант организатора, умение в неприметном мальчишке рассмотреть способности, это лишь небольшой перечень качеств, которые есть у моего наставника. Сегодня он является не только моим руководителем, но и настоящим лидером, профессионалом, с которого хочется брать пример. Благодаря ему, и я стал преподавателем профессиональных дисциплин.
Решение принято, я готовлюсь к первому рабочему дню.
Шестое февраля - первый рабочий день, начало новой жизни, чувствуешь себя именинником. Полный волнения, как минёр, который ошибается только один раз, иду на урок, начинаю лекцию, старательно подбираю слова. Успокоится и провести первое занятие мне помогли ребята: они внимательно слушали, казалось, что моё волнение передаётся им, тогда у меня было ощущение, что они понимают меня. В завершении учебного занятия, воодушевившись, совершенно успокоившись, я отвечал на их вопросы. В душе пели соловьи, а за спиной вырастали крылья! Казалось, что нет вопросов, на которые я не знал ответа. Но они появились примерно за пять минут до звонка, и тут я понял: чтобы учить других, надо самому учиться. Пообещав студентам ответить на их вопросы на следующем занятии, я быстро закончил урок, дал задание, а потом, когда вернулся домой, принёс с собой целую сумку книг и твёрдое намеренье-найти ответы на все вопросы… Первый год трудовой деятельности, несмотря на некоторые профессиональные сложности, пролетел незаметно. Честно говоря, времени совершенно не оставалось: оно в колледже летело так, что я не успевал опомниться, первый и последний урок сливался воедино, по пути домой в голове крутились новые вопросы, а дома конспекты, книги, компьютер, наконец, сон, а утром всё сначала. Сегодня эти воспоминания вызывают у меня только положительные эмоции, я понимаю, что первый год был проверкой на прочность, только он смог дать ответ на главный вопрос, который каждый задаёт себе, приступая к чему-то новому: смогу ли я…?
Прошло несколько лет, но и сегодня при возникновении трудной ситуации, я вспоминаю первые дни в колледже, глаза ребят, их открытость, чуткость, и сразу становится легко и спокойно, появляется уверенность, что всё можно решить, со всем справиться. Впереди еще много уроков, мероприятий, соревнований, будут положительные и отрицательные моменты в работе, из этого и складывается в жизнь. Именно в этом бесконечном движении от «минуса» к «плюсу» и живёт преподаватель всю свою жизнь, подчас забывая о собственном возрасте. Наверное, это и есть счастье!
На протяжении почти семи лет я преподаю профессиональные дисциплины. У меня уже есть свои «звёздочки», ребята, в которых я вложил душу и силы, помог им определиться в жизни. Студенты приходят разные, в основном, уже со своими устоявшимися взглядами, сформировавшимся типом мышления, со своим мировоззрением. Мне как педагогу, классному руководителю нужно не только сформировать новый коллектив – группу, в которой все вместе, но и помочь каждому студенту понять, что он личность, которой надо продолжать развиваться. Я искренне убеждён, что классические отношения, построенные на взаимопонимании, взаимоуважении, доверии, а, главное, на соблюдении педагогического такта, всегда приносят положительный результат, а мастерство педагога выражается не только в профессионально проведённой лекции, но в умении помочь студентам найти себя в жизни, осознать свой профессиональный выбор, сделать процесс обучения желанным, радостным.
Планируя уроки на основе развития познавательных интересов обучающихся, я стараюсь предусмотреть формирование нравственных и профессиональных качеств, а для этого нужно и самому меняться: быть терпимым, честным, искать в ребятах лучшее, пробуждать жажду знаний, создавать для них ситуации «успеха», чтобы не только я, но и они имели возможность гордиться достигнутыми результатами.
Каждый год работы добавляет что-то новое в мою «педагогическую копилку». Я считаю, что каждый преподаватель должен быть творческой личностью, постоянно повышать уровень грамотности в своей области, уметь пользоваться информационными и коммуникационными технологиями, постоянно заниматься самообразованием и не только уметь использовать инновации, но и научить этому студентов, чтобы они стали высококвалифицированными специалистами, людьми которые могут быть уверенны в себе, в своем будущем. Особое внимание я уделяю практико-ориентированному подходу в обучении. Он является организующим центром занятия и позволяет соотносить имеющиеся теоретические знания с конкретной жизненной ситуацией. Благодаря этому расширяется социальный опыт студента, что очень важно в формировании профессиональных качествах будущих специалистов.
Много профессий есть на свете, но моя –самая лучшая. Я –педагог! Об этом я говорю с гордостью и знаю, что моя работа требует от меня высокой самоотдачи, но это так мало по сравнению с тем, что я могу сделать - изменить мировоззрение молодого поколения, научить ребят верить в себя. А, ВЕРА в свои возможности – это большая СИЛА. Только тогда, когда по-настоящему веришь в себя, веришь в своих воспитанников, появляется столько энергии, что с ней можно сделать многое, даже зажечь на небе новую звезду, и для меня это очень важно. Ведь «если звезды зажигаются, значит, это кому-то нужно»!