Муниципальный конкурс «Учитель года - 2019»

Арнаутова Светлана Викторовна
 

 

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

С.В. Арнаутова,

 учитель начальных классов

Я – УЧИТЕЛЬ.

Учительство – это искусство, труд не менее творческий,

чем труд писателя и композитора, но более тяжелый и

ответственный.

Учитель обращается к душе человеческой не через музыку,

как композитор, не с помощью красок, как художник, а

впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями

и любовью, своим отношением к миру.

Д.С. Лихачев

Человек живёт тем, что он всегда мечтает. Без этого немыслимо наше существование. Я с детства мечтала стать учителем, хорошим учителем, который научит детей полёту фантазий, вере в свои силы, возможности.  Считаю, что в каждом ребёнке есть росток таланта, который нужно взрастить, а предназначение учителя -  открыть и развить эти способности.

    Меня интересовал вопрос: что делают учителя после школы? Мне было интересно. Я жила на улице, где мирно уживались два математика, физик, биолог и моя первая учительница. С самого детства наблюдала за школьной жизнью учителей и жизнью после школы, и мне это всё нравилось, поэтому, когда пришло время выбирать профессию, я ни минуты не сомневалась, что буду учителем, как Ольга Ивановна Пахомова, учитель биологии тогда еще Прогрессовской школы №5. Я входила в её класс и восхищалась пышной зеленью цветов, порядком и чистотой, но самое главное, Ольга Ивановна, своим тихим, спокойным голосом, с лёгкой улыбкой, всегда красивая, открытая, могла настолько заинтересовать, так могла объяснить материал. Сидя на уроке, я мечтала, хоть чуточку быть похожей на Ольгу Ивановну.

 Шли годы…. и вот  Я-учитель. Учитель начальных классов – профессия особая. Большая ответственность и большая любовь.

 Школа – это  вечная молодость, постоянное   движение вперёд. Профессии учителя можно завидовать. Она даёт возможность развиваться творчески и духовно. Упорство, целеустремленность, способность к самосовершенствованию – обязательные качества, к обладанию которыми должен стремиться педагог.   Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть даже и на шаг вперед. 

Как педагог, я нахожусь в постоянном профессиональном поиске. Разумеется, опыт приходит с годами. Я работаю в школе 14 лет. 

 С чего начинается мой школьный день? С того, о чём и мечтала - с уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Он плотно заполнен разными событиями – приятными и не очень, встречами –  интересными и скучными, замечаниями – моими и чужими, советами, нотациями (без этого не обойтись), разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, вкусными обедами в столовой, дежурством, совещаниями, собраниями, заседаниями… У меня бурная школьная жизнь. Мне некогда скучать.  

 А что значит быть хорошим учителем? Это значит мечтать вместе с детьми, каждый день превращать эти мечты в цель, воплощать в реальность , а потом в результат. Трудно это сделать, но я стараюсь, шаг за шагом, и  вижу, что моя кропотливая работа даёт желаемые результаты. Многие мои ученики уже определились, по какой тропинке они пойдут к своей заветной мечте.

Мечтает один плавать, как рыбка.

А тот, словно птица летать…

Другой без единой ошибки

Все примеры в уме посчитать.

Мечтателей и фантазёров

Всегда школа с радостью ждёт….

         Профессия учителя, на мой взгляд, одна из самых необычных. Почему? Мы, учителя, люди и мечтатели, и очень даже серьёзные личности. К тому же все считают, что учитель – это тот, кто учит. Но ведь это не совсем так: это дети нас учат. Как бы я смогла понять, куда мне двигаться дальше, чему учиться, если бы не мои ученики. Только с их помощью я вижу, что у меня получается, а что нужно изменить. Дети  умеют учить лучше взрослых, они говорят и действуют открыто. Главное для меня – не задуть огонек желания ребёнка говорить о том, что он думает, что его волнует, радует или печалит. Я убеждена, что если учителю не хватает времени на то, чтобы услышать каждого ребенка, дети начнут приспосабливаться – говорить то, что от них ждут.  Выход вижу в открытых вопросах, в общении с ребенком на равных. Только в этом случае на моих занятиях будет настоящее общение и «взаимное» обучение. 

Каждый день я учусь специально и учусь «нечаянно»: жизненные ситуации, книги или путешествия дают мне возможность почувствовать, кто я.

         Я учусь.

         И я учусь учить. 

         Я каждый день учусь учить ребят умению учиться.

А хороший ли я учитель? На этот вопрос ответит время, которое покажет, кто чего достиг. А пока я тружусь над тем, чтобы мои дети получали как можно больше знаний для преодоления самых высоких вершин.

Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила технология системно -  деятельностного метода обучения. При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей. Ученикам  на таких уроках не просто интересно, а их не оторвать от работы. Мне очень важно, с каким настроением ребята уйдут с урока, что расскажут родителям. 

Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорил замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, находиться «в состоянии успеха». Поэтому на своих уроках стараюсь создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения ребят в творческий поиск решения поставленных учебных задач.

Наверное, нет родителей, которые не мечтали бы о  том, что их дети станут успешнее, чем они. Дети разные, но каждый ребёнок индивидуален, у кого-то способности  проявляются раньше, у кого-то позже. 

В связи с этим, учебный процесс строю с учётом реальных учебных возможностей, позволяя каждому осваивать универсальные учебные действия оптимальным для него темпом. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

Я считаю важно не просто учить предмету, а формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный подход в преподавании. Важную роль в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям. Применяю динамические паузы, физкультминутки для глаз, развития мелкой моторики руки; организую музыкальные, танцевальные перемены; стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке; слежу за своевременностью смены видов деятельности; выполняю санитарно-гигиенические условия реализации учебного процесса.

Да, у меня особая миссия. Я – первый учитель маленького человека, который час за часом открывает для себя этот большой, непонятный взрослый мир. И поэтому внушаю своим детям мысль: «Вы не хуже других, вы не лучше других. Вы – это вы. У каждого из вас свой характер. Только от вас зависит, какая из вас выйдет личность – положительная или отрицательная». 

Самая большая награда для меня за мой труд – это горящие понимающие глаза учеников на уроке! Всеми своими радостями и горестями дети делятся со мной. Нужно найти время всех выслушать и понять. И у них, таких маленьких, я тоже многому учусь. Каждый день в школе не похож на другой.

Школе я отдаю много времени и силы. Жить по-другому уже не умею. А когда не остаётся сил, вспоминаю горящие глаза своих учеников и с новыми мечтами и идеями начинаю следующий учебный день. Хочется верить, что мне удастся оставить добрый след в сердцах моих учеников!..

Вспоминая моих девчонок и мальчишек, хочу им сказать словами великого Александра Сергеевича Пушкина: «Друзья, мои, прекрасен наш союз! Он как душа, неразделим и вечен!».

Многое, о чём мечталось и думалось, удалось осуществить. Но почему-то в душе нет успокоения: вечный поиск, вечная работа, одним словом, за далью - даль, за вехой - веха.

По такому принципу, мне кажется, и должен жить человек, если он хочет чего-то добиться. 

Преподавать в начальной школе, да ещё любить свои предметы, тогда на уроках происходит чудо. Чудо общения с прекрасным миром природы, чудо общения человека с человеком.

Поразмышляв обо всём, прихожу к выводу: я не верю в то, что в условиях изменений в системе образования, есть что-то, что может помешать учителю мечтать. Учитель может и должен мечтать! Иначе можно огрубеть, ощетиниться, что недопустимо в нашей работе, в итоге можно лишиться такой ценности, как общение с ребёнком. Уверена, наши мечты – дорога к нашему счастью, в котором профессиональное и человеческое нельзя отделить друг от друга. Важно не дать мечте погибнуть под грузом каждодневных трудов. Ведь если бы я не шла за мечтой, вдруг я не стала бы счастливым учителем, который превращает мечты в реальность?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich._seminar.pptx2.23 МБ
Файл konkursnoe_zadanie.docx28.84 КБ
PDF icon esse_1.pdf280.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар в рамках муниципального конкурса «Учитель года - 2019» « Система методов и приемов работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности». Подготовила учитель начальных классов Арнаутова Светлана Викторовна

Слайд 2

Общие сведения об учителе Ф.И.О . Арнаутова Светлана Викторовна Дата рождения: 20.11.1983 г. Место рождения: г. Майкоп Место работы: МБОУ СОШ №2 им. А. Асеева и. Ю. Голикова Образование : высшее Учебное заведение: Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева , 2003 г.; Адыгейский Государственный Университет, 2008г. Стаж работы: 14 лет Должность : учитель начальных классов

Слайд 3

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь В.О.Ключевский

Слайд 4

Владеть первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета Иметь позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; Уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач Владеть учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач Владеть техникой речи вслух и про себя Требования Федерального Государственного Образовательного стандарта

Слайд 5

Цели и задачи : Создание условий для становления личности младшего школьника, способного коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соответствии с речевой ситуацией. Целенаправленное поэтапное формирование у младших школьников различных видов речевой деятельности и механизмов речи. Формирование у младших школьников УУД, необходимых для работы с текстом. Развитие способности самостоятельно определять возможности языковых средств. Воспитание эстетически развитого читателя и слушателя, способного к усвоению различных способов интерпретации художественного текста. Пробуждение интереса к словесному творчеству, воспитание ребёнка как автора. Воспитание у детей эмоционально-эстетической отзывчивости, духовно-нравственных ценностей. Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.

Слайд 6

Выявленные факты ! Число детей с различными нарушениями речи за 20 лет выросло в 6 раз

Слайд 7

Проблема Способ решения проблемы создание собственной системы развития речи младших школьников на основе включения методов и приемов, корректирующих нарушения звукопроизношения, лексико-грамматической стороны и интонационновыразительности речи, в уроки и внеурочную деятельность. Речь наших учеников зачастую характеризуется малой выразительностью, неуместным, неточным употреблением языковых средств. Это обусловлено несколькими причинами: диалектная среда; занятость родителей не позволяет уделять должного внимания ребенку, с ним мало общаются. Информация идет в основном из телевизора; закомплексованность или неумение и боязнь самих детей высказывать свое мнение, отношение к предмету, действию, поступку.

Слайд 8

Методологические основы системы развития речи младших школьников Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса (ФГОС НОО) Методика работы со словом (Л.С. Айзерман ) Идеи личностно-ориентированного обучения ( И.С.Якиманская ) Концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых расстройств (Р.Е. Левина, А.Н. Корнев); методики тренировки дыхательных мышц и регулировки работы дыхательного центра (А.Г. Ипполитова , Е.Л. Пеллингер , А.Н. Стрельникова ).

Слайд 9

Усвоение речи ребёнком зависит: . От натренированности мускулатуры его органов речи; . От понимания ребёнком лексических и грамматических значений языковых единиц; . От развития у ребёнка восприимчивости к выразительности речи; . От развития чувства языка как способности запоминать нормы употребления языковых единиц в речи; . Усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной; . Темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речи творческой системы ребён ка Требования к уровню развития речи учащихся: .Содержательность Логичность .Точность .Выразительность .Ясность .Правильность

Слайд 10

Организационный аспект системы развития речи младших школьников в урочное и внеурочное время Развитие звуковой культуры речи Словарная работа. Обогащение словаря Работа над словосочетанием и предложением в плане развития речи Развитие связной речи Формирование выразительной речи Словесное рисование Математическая речь Работа по развитию речи со слабовидящими детьми. Театрализация народных и литературных произведений Экскурсии в природу, направленные на развитие речи.

Слайд 11

Формы организации деятельности детей на уроке Учебное сотрудничество (учитель-ученик) Проектная деятельность Работа в паре, группе, индивидуально . Изготовление Лепбуков ( во время внеурочной деятельности)

Слайд 12

Методы и приёмы в урочной деятельности: I . Коррекция звукопроизношения II . Развитие лексико-грамматической стороны речи III . Развитие выразительности речи 1. Уроки литерного чтения (скороговорки, стихи, работа со словарём, свовообраз . анализ, работа с наглядностью) 2.Уроки (артикуляционные, дыхательные гимнастики, логоритмика , физкультминутки, пальчиковые гимнастики и массажи) 1.Уроки русского языка (расширенная интенсивная лексико-грамматическая работа), связная речь). 2.Уроки (обогащение словарного запаса, работа со словарем, создание устных презентаций) 3. Активная работа по развитию речи при написании сочинения и изложения 1. Уроки литературного чтения (работа над выразительностью и образностью речи) 2.Уроки (дыхательные гимнастики, работа над темпом, ритмом, тембром голоса). 3. Словесное рисование

Слайд 13

Сказкотерапия …. Сказкотерапия — один из приемов в арт-терапии , разделе психологии — психологическое воздействие на личность через сказки, способствующее коррекции проблем и развитию личности. Цели: развитие речи; творческой фантазии детей; стимулирование театральной деятельности; воспитание нравственных ценностей. 1. Продолжи сказку: «Жили-были…» 2. Угадай, кто я? 3. Инсценировка 4. Угадай сказку. 5. Растеряшка. 6. Доскажи имя литературного героя и в какой сказке он живёт. 7.Докажи характер героя примерами из сказок. 8.Опиши героя. 9.Придумай конец сказки. 10.Придумай кроссворд к сказке. «Игра « - огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В.А.Сухомлинский 1. «Кто это сказал?» 2. «Продолжи стихотворение или рассказ». 3. «Кто мы?» 4. Игра «Умники и умницы». 5. Викторины по сказкам. 6. «Игра «Знатоки русского языка».

Слайд 14

« Пословица – короткое предложение, содержащее народную мудрость». Цели: знакомство с пословицами, их ролью в жизни людей, воспитывать интерес к устному народному творчеству, развивать умение объяснять смысл пословиц, их содержание, формировать личностные качества и отношения к культуре и обычаям страны. 1. Вместо точек вставь название животных. 2. Доскажи пословицу. 3. Кто больше? (Вспомнить пословицы на определённую тему). 4. Соотнести пословицу и картинку. 5. Составить пословицу. 6. Игра «Пословичная лента». «Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов». Цели: развитие речи обучающихся, работа над выразительностью речи, правильном произношении, силой голоса, приобщение учащихся к устному народному творчеству. 1. Работа над артикуляцией. 2. Письмо по памяти. 3. Конкурс на звание чемпионов по скороговоркам.

Слайд 15

Математическая речь Изучение математического языка , знакомство с его компонентами неотъемлемая часть начального обучения математике. Именно в начальной школе учащиеся впервые знакомятся с искусственным языком математики. Поэтому работе с его знаками следует уделять особое внимание. Сочинения- описания Сочинения-рассказы Сочинения-сказки Сочинения-загадки « Считалка – фольклорный жанр, творцом которого является не один человек, а целый народ». Цели: изучить историю создания считалок, их назначение в древние времена. 1. «Дополни считалку». 2. игры с использованием считалок. 3. «Составить считалку». 4. «Найти рифму». 5. «Найти концовку».

Слайд 16

Формирование речи у слабовидящих детей…. 1 4 3 2 Слабовидящие - дети со значительным снижением зрения, имеющие остроту зрения на лучше видящем глазу (с использованием очковой коррекции) 0,05-0,2 или выше, при значительном нарушении других зрительных функций ( цвето - и светоощущений , периферическое и бинокулярное зрение). Релаксация (расслабление) выработка положительного настроя Зарядка, разминка для глаз 15 мин. 5 Применение метафоры для развития самосознания слабовидящих детей рациональное построение учебных занятий, ограничение зрительных нагрузок, применение корригирующих и т средств (совокупность специальных средств и приспособлений)

Слайд 17

Результативность опыта: снизилось количество учащихся с фонетическим недоразвитием речи - на 20%, детей с общим недоразвитием речи - на 10%, детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи - на 7%; 1

Слайд 18

вырос интерес учащихся к урокам литературного чтения и русского языка 2 возросла активность учащихся к выполнению творческих исследовательских работ, что позволило установить позитивную динамику в развитии коммуникативных умений учащихся. 3 повысилась мотивация родителей к речевым проблемам детей 4 улучшилась техника чтения учащихся 5

Слайд 19

2018г 2017г Мастер-класс «Проектно-исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте». Районный семинар «Реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ОО» Тема: «Приёмы обучения грамоте для детей с ОВЗ» 2018г Тема: « Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»

Слайд 20

Интернет-ресурсы https://s5.hostingkartinok.com/uploads/images/2013/03/b6bdee1c10179ada4a1ec8e668fe3dea.png http://static3.depositphotos.com/1000802/120/i/950/depositphotos_1207530-Vintage-cover-for-album-with-gold-lace.jpg Источник шаблона: Ушакова Виктория Викторовна, учитель немецкого и английского языков, МОУ «Лицей № 5», г. Железногорска, Курской области сайт: http://uvv77.blogspot.ru/



Предварительный просмотр:

 Конкурсное задание «Методический семинар»

«Использование современных  методов и приемов работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности».

 

Обобщение опыта работы учителя начальных классов

                                                        МБОУ «СОШ № 2» им. А.Асеева и Ю. Голикова

Арнаутовой С.В.

1 слайд (титульный)

Конкурсное задание «Методический семинар»

«Использование современных  методов и приемов  в работе по развитию речи младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности».

Подготовила: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 2» Арнаутовой С.В.

2 слайд (информация об учителе)

3 слайд  Условия возникновения и становления педагогического опыта

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь.

Самообразование – процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков.

Самообразование предполагает развитие учителя как личности и профессионала, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических умений.

Исходя из сказанного,  мною была взята тема по самообразованию «Использование современных  методов и приемов в  работе по развитию речи младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности».

4 слайд  

Актуальность представляемого опыта определяется следующими требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, где сказано:

«Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Возрастающие требования к качеству звучащей речи учащихся, к произношению, ударению, интонации и ритму в повседневном общении определяют значимость работы над техникой речи при условии правильного использования интонационных средств выразительности, соблюдения орфоэпических норм»

5 слайд   Из выше сказанного вытекают цели и задачи развития речи.

Создание условий для становления личности младшего школьника, способного коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соответствии с речевой ситуацией. 

Целенаправленное поэтапное формирование у младших школьников различных видов речевой деятельности и механизмов речи.

Формирование у младших школьников УУД, необходимых для работы с текстом.

Развитие способности самостоятельно определять возможности языковых средств.

 Воспитание эстетически развитого читателя и слушателя, способного к усвоению различных способов интерпретации художественного текста.

Пробуждение интереса к словесному творчеству, воспитание ребёнка как автора.

Воспитание у детей эмоционально-эстетической отзывчивости, духовно-нравственных ценностей.

 Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер. 


6 слайд  

С каждым годом детей с нарушением речи становится больше, а сама речевая патология становится сложнее.

При этом, анализируя результаты психолого-педагогической диагностики,  в МБОУ СОШ №2 большая часть детей, поступающих в первый класс, обладает низким речевым уровнем готовности к обучению. Растёт число детей с различными нарушениями речи (за 20 лет число речевых нарушений выросло в 6 раз). Более 50 % первоклассников нашей школы имеют различные речевые проблемы (звукопроизношения, нарушения звуко - слоговой структуры речи, интонационной выразительности).

В начальной школе дети обучаются четырем видам речевой деятельности: чтение, аудирование, устная речь, письменная речь

7  слайд.  Обоснование проблемы и пути её решения

Анализ программ и учебных пособий дают основания полагать, что работе над техникой речи в школьной практике не уделяется достаточного внимания, речевая техника детей в большинстве случаев не совершенствуется. В настоящее время учебно-методических пособий для работы над техникой речи в I — IV классах явно недостаточно. Это снижает качество знаний, затрудняет формирование слуховых, артикуляционно-произносительных умений и групп навыков, составляющих владение речью: физических, мускульных (поскольку речь есть трудовой процесс) и интеллектуальных (поскольку речь и психический процесс). Методика работы над техникой речи в начальных классах нуждается в совершенствовании приёмов и методов преподавания, анализе и научном обосновании отбора дидактического материала. Эта проблема определила необходимость создания собственной системы развития речи младших школьников, на основе включения в уроки  методов и приемов коррекции речи (коррекционно-логопедических упражнений), а также во внеурочную деятельность.

8 слайд  Современные образовательные технологии обеспечивают: 

  •  познание окружающей действительности;
  •  создание условий для образования учащихся в соответствии с    

требованиями времени;

  •  активизацию познавательной деятельности учащихся.

   Использование современных образовательных технологий помогает:

 -  сделать изложение нового материала более увлекательным, наглядным и динамичным;

 - легко устанавливать обратную связь с учениками; 

 - повысить эффективность урока,

 - исключить монотонность в преподавании.

9 слайд  Итак, существует шесть закономерностей естественного процесса усвоения родного языка.

-От натренированности мускулатуры его органов речи;

-От понимания ребёнком лексических и грамматических значений языковых единиц;

-От развития у ребёнка восприимчивости к выразительности речи;

-От развития чувства языка как способности запоминать нормы употребления языковых единиц в речи;

-Усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной;

-Темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речи

10  слайд  Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать» (Л.Н. Толстой)

Передо мной, как учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование положительной мотивации – это залог успеха в познании. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения, повышения мотивации к изучаемому предмету реализую с помощью средств активизации, в качестве которых выступают, наряду с применением приемов и методов обучения, современные образовательные технологии. Организационный аспект системы на уроках и во внеурочное время:

  • Развитие звуковой культуры речи
  • Словарная работа. Обогащение словаря
  • Работа над словосочетанием и предложением в плане развития речи
  • Развитие связной речи
  • Формирование выразительной речи
  • Математическая речь
  • Работа по развитию речи со слабовидящими детьми.
  • Работа с фразеологизмами
  • Словесное рисование
  • Театрализация народных и литературных произведений

Экскурсии в природу, направленные на развитие речи

11  слайд  Формы организации деятельности детей  в осуществлении межпредметных связей.

Работа в группе, паре, индивидуально.

Проектная деятельность на уроках русского языка, окружающего мира, в рамках кружка « Росинка» ( изучение природы родного края). Проекты: Животные и растения Адыгеи. Мой славный город Майкоп.

Проекты, выполненные в рамках празднования 9 мая.

12  слайд  

Обязательным условием в развитии устной речи учащихся является условие новых слов и значений. В своей практике  использую различные приёмы:

- показ картинки или макета;

- при изучении букв и слогосложения использовала слоговую таблицу

-уточнение значения слова по толковому словарю;

-подбор синонимов и антонимов (думать- мыслить- размышлять), правда-ложь.

-Словообразовательныйанализ(прибрежный-береговой-берег)

-Этимологический анализ

-включение нового слова в словосочетание и предложение.

Артикуляционные, дыхательные  гимнастики, разработанную А.Н.Стрельниковой

« Ладожки» «Поясок» «Поклон».

Комплекс артикуляционной гимнастики для  шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ].

  •  «Заборчик», «Слоник», «Непослушный язычок», «Блинчик на тарелочке»

На уроках русского языка осуществляется работа связанная с этимологией слова. Дети ведут поисковую работу под руководством учителя, учатся пользоваться этимологическим словарём; расширенная интенсивная лексико-грамматическая работа по

Например, на вопрос «Какое варенье варят из слив?» один ребёнок отвечает «сливное», а другой – «сливановое». В обоих случаях ответы ошибочны как лексически (значение слов), так и грамматически (способ словообразования).

чить ребёнка правильно образовывать форму Родительного падежа единственного числа существительного с предлогом «У»

- У кого добрые глаза? (у мамы, у папы, у бабушки, у дедушки).

учить выделять «МАЛЕНЬКОЕ СЛОВО «НА» в предложении;

МАЛЕНЬКОЕ СЛОВО «НА» ПОЯВЛЯЕТСЯ ТОГДА,  КОГДА ПРЕДМЕТ НАХОДИТСЯ НАВЕРХУ.

Учимся писать  сочинение на основе личного  опыта и наблюдений

-по рассказам других людей

-по картине.

Учимся описывать предметы. Сравнительное описание предмета на основе модели.

Проводится работа при написании изложения: знакомство с автором текста, выделение основной мысли, темы, построение предложений.

Работа над связной речью:

Учить понимать, осмысливать тему; уметь писать на тему, не выходя за её рамки, достаточно полно раскрывать тему, выражая при этом и собственное отношение к изображаемому.

Уметь собирать материал.

Научиться спланировать работу – сначала в общих чертах, затем составлять план, записывать его, располагать накопленный и отобранный материал в соответствии с планом, строить свой рассказ, своё изложение или сочинение.

Использовать языковые средства – лексику, словосочетания, отдельные предложения и фрагменты текста, выверять правописание трудных слов.

Составлять весь текст – правильно распределять время для сочинения, сосредоточиваться и не пропускать чего-то существенного

Методы и приёмы работы над выразительностью речи у младших школьников:

1.Высказывание творческого характера(высказывания по впечатлениям или воспоминаниям о событиях, людях, их поступках и характерах.

Выразительное чтение художественного текста.

-чтение небольшого произведения с предварительной самостоятельной подготовкой

-чтение отрывков из художественного произведения.

-чтение рассказа или отрывков в «лицах»

-чтение произведений различных жанров(басни, сказки, рассказа, очерка)

4.Высказывание в виде передачи информации прочитанного (переработка информации и объединение в связном высказывании)

-подробный или сжатый пересказ

-передача рассказа или сказки с изменением лица  рассказчика.

-словесное рисование картины из прочитанного произведения

- рассказ по содержанию иллюстрированием прочитанного текста

-драматизация  или инсценирование рассказа или сказки.

 Методика работы над выразительным исполнением отдельных жанров:

Педагогу важно учить детей осваивать правила выразительного чтения. При чтении сказки детям нужно пояснить, что сказка читается  в простой, задушевной, разговорной , манере чуть напевно .

Присказка читается живо, заинтересованно, шутливо, чтобы заинтересовать слушателя.

Тон таинственности соблюдается в зачине и тех местах, где есть чудесные действия, события, превращения.

Голос звучит приглушённо с паузами между эпизодами.

13,14  слайды

  • Сказкотерапия — один из приемов в арт-терапии, разделе психологии — психологическое воздействие на личность через сказки, способствующее коррекции проблем и развитию личности.
  • Цели: развитие речи; творческой фантазии детей; стимулирование театральной деятельности; воспитание нравственных ценностей.

Работа со скороговорками

К. С. Станиславский рекомендовал работать со скороговоркой следующим образом:

  • скороговорка произносится очень медленно и чётко, по слогам;
  • дети учатся делать всё то же, но в беззвучном режиме;
  • чтение скороговорки шёпотом;

чтение вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром.

Этапы работы с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения и русского языка :

  •  внимательно прочитайте с детьми пословицу;
  •  выясните лексическое значение непонятных и устаревших слов и подберите слово, используемое в настоящее время;
  •  выясните смысл пословицы в целом: о чем она и чему учит;
  •  определите, к какой тематической группе ее можно отнести;
  •  предложите детям подумать, в какой житейской ситуации можно ее употребить.
  • 15  слайд  

Изучение математического языка, знакомство с его компонентами неотъемлемая часть начального обучения математике. Именно в начальной школе учащиеся впервые знакомятся с искусственным языком математики. Поэтому работе с его знаками следует уделять особое внимание.

  • Сочинения- описания- Сочинения-рассказы -Сочинения-сказки Сочинения-загадки 

16  слайд  

Обязательным условием работы с детьми данной категории является рациональное построение учебных занятий, ограничение зрительных нагрузок, применение корригирующих и тифлотехнических средств (совокупность специальных средств и приспособлений, позволяющих осуществлять компенсацию выраженных нарушений функций органа зрения и способствующих активному приспособлению человека к окружающей среде: лупа, очки, трость, а также организация специальных коррекционных занятий, направленных на преодоление отклонений в психофизическом развитии. Очень важны порядок и точность. По возможности позаботьтесь о специальном шкафчике для школьных принадлежностей. Научите слабовидящего ученика самостоятельно находить свой материал. Введите определенную структуру.

Предупреждайте ученика, если в классе меняется месторасположение стола и стульев.

Не оставляйте двери и шкафы приоткрытыми. Старайтесь, как можно меньше стоять против света.  

Разрешайте ему вставать со своего места, чтобы лучше Вас понять или лучше видеть доску. Большая подвижность иногда лучше специального места ближе к доске, которое выделяет ученика и иногда мешает другим. Если же из-за организации класса такое отдельное место все же необходимо, способствуйте тому, чтобы слабовидящий ученик чувствовал себя среди одноклассников на равных.                          

17,18.19 слайды результативность:

Районный семинар «Реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ОО»

Тема: «Приёмы обучения грамоте для детей с ОВЗ»

Тема: « Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»

Тема: « Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»

 

  • Театрализация народных и литературных произведений
  • Экскурсии в природу, направленные на развитие речи.


Предварительный просмотр: