Методический семинар
Содержит пояснительную записку и презентацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка | 83.74 КБ |
Презентация | 492.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Республиканский конкурс
«Учитель года Бурятии - 2015»
Конкурсное задание «Методический семинар»
Давыдова Ирина Дашиевна
учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ № 8 г. Улан-Удэ
Игровая технология на уроках истории и обществознания
Изучение истории и обществознания как самостоятельной науки начинается в 5 классе. Знакомимся с детьми, в их глазах – ожидание: «Посмотрим - посмотрим, какой ты учитель?», «А будет ли мне интересно?»; в глазах многих – нетерпение и интерес: «Я! я знаю, что такое история! Спросите, спросите меня, я прочитал книгу «Мифы народов мира!», в глазах некоторых – опасение: «Что же мне этот учитель и этот предмет готовит?»… И только от учителя зависит, чтобы ожидание порадовало, нетерпение и интерес не угасли, опасение сменилось не просто облегчением (лишь бы поменьше меня трогали!), а радостью от встречи с уроком и учителем.
Мотивация учеников, активизация их деятельности – проблема не нова. Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ребёнку возможность почувствовать себя в ситуации успеха? Один из вариантов решения этого вопроса — использование игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности.
Игра – феномен человеческой деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Блестящий исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе, называя игру «арифметикой социальных отношений», Д.Б. Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых. Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал Л.С. Выготский: «Не существует исходной независимости индивида от общества, как нет и последующей социализации». А.М. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает» самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы, раздела предмета; как элементы более обширной технологии; в качестве технологии урока или его фрагмента на разных этапах; как технология внеклассной работы.
В 5 – 6 классах сначала использую элементы игровых технологий, чтобы дети освоили процесс, почувствовали себя увереннее. Когда базовый набор игровых ситуаций становится понятен для всех учеников класса, переходим к их усложнению. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр – к играм-комплексам, от возрастных игр –к безвозрастным, «вечным».
Существуют игры различной ориентации:
- Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений, навыков, необходимых в практической деятельности; развитиеУУД; развитие трудовых навыков.
- Воспитывающие: воспитание самостоятельности, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
- Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.
- Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению.
Существуют различные классификации исторических игр, например:
В.Г. Семенов выделил: 1) интерактивные игры с опосредованным воздействием на ученика (ребусы, кроссворды); 2) интерактивные игры с непосредственным воздействием на ученика (сюжетно-ролевые игры); 3) неинтерактивные (индивидуальные игровые задания). Этот же исследователь классифицирует игры по степени импровизации: 1) игры с ролями и сюжетом (импровизационные); 2) игры с четким каноническим сюжетом (канонические); 3) бессюжетные игры (кроссворды) Г.К. Селевко разделяет игры на сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и драматизации.
Изучение нового материала
посредством устного изложения материала | посредством работы с печатным текстом | в процессе работы с наглядностью | в ходе практической работы учащихся | |||
«Устный диафильм» «Три предложения» «Из уст в уста» «Древо познания» «Земский собор» «Чистая доска» | «Три предложения» «Переводчик» «Реставрация» | «Живая картина» «Экскурсия» «Китайские иероглифы» «Коллаж» | работа с контурной картой, конструирование макета или модели; видеоряд и др. | |||
ПРИМЕР | ||||||
В игре «Древо познания» учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому историческому материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ребятам даётся задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на пяти листочках пять разных вопросов и заданий к нему. Наиболее интересные вопросы могут быть оценены и прикреплены к «древу познания» (которое нарисовано на ватмане в виде обычного дерева, на ветках которого сделаны небольшие прорези со вставленными скрепками). А на следующем уроке, при проверке знаний, вызываемые учащиеся снимают любой листочек (как будто срывают плод), читают вопрос и отвечают на него. | Игра «Три предложения» В ее основе – логическая операция по выделению главного. Один из вариантов – работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа или документ. Побеждает тот, у кого рассказ короче, при этом точно передается содержание. Эта игра позволяет развивать очень важное умение – выделять главное. | Игра «Экскурсия» может использовать при необходимости внимательного рассмотрения репродукции картины, изображения скульптурной композиции или архитектурного памятника. Класс делится на несколько групп. Каждая из них за определённое время готовит содержание «экскурсии» о данном экспонате, но для разных групп экскурсантов: первая группа - для детей старшей группы детского сада; вторая группа - для школьников 5-го класса; третья группа - для студентов вуза; четвертая группа - для иностранных туристов. | Игра «Творческая лаборатория». В игре учащиеся делятся на 4 группы, получают игровые задания, выполняя которые они становятся сценаристами и актёрами, журналистами, художниками-иллюстраторами, историками-картографами. Группы получают карточки с соответствующими заданиями. Например, по теме «Движение декабристов» задания могут выглядеть следующим образом: • создание мини-видеофильма (спектакля) - комментария по теме; • создание исторического альманаха; • создание исторической карты; • написание сообщения о восстании, предназначавшегося для воображаемого помещения в газеты и для дипломатических представителей за границей (как правительство Николая I могло представить события декабря 1825 года иностранным государствам). |
Повторение, закрепление, обобщение материала
Игры с правилами | Ролевые и комплексные игры | |||
словесно-логические | игры - головоломки | |||
«Аукцион», «Исторический снежный ком», «Вассал-сеньор», «Реставрация», «Исторические пятнашки», «Историческая азбука», «Отгадай героя», «Отгадай термин», «Продолжи рассказ», «Ассоциации» и т. д. | «Слово по вертикали», «Карты прошлого и настоящего», «Восстанови изображение», «Восстанови карту», «Проложи дорогу к храму», «Пирамиды» и другие. | «Музей», «Путешествие в прошлое», «Импровизация на тему…», «Интервью с историческими героями», «Светский салон XIX века», «Новый учитель», «Урок-суд» и так далее. | ||
ПРИМЕР | ||||
Игра «Ассоциации» Называем героя или термин. Например, Пётр I. Учащиеся класса должны назвать, с чем или с кем ассоциируется у них этот герой. Петр I может ассоциироваться с российским флотом, с Меньшиковым и т.д. Игра позволяет учителю увидеть некоторые индивидуальные особенности учащихся, а также увидеть, что ребята хорошо усвоили, а какой материал прошёл мимо внимания учащихся. Если учитель заметил такой пробел, то после игры целесообразно выяснить и прокомментировать материал, оставшийся без внимания: «Ребята, с помощью ваших ассоциаций мы повторили с вами почти всё, что изучили о Петре I, но что же мы всё-таки пропустили?» | Игра «Карты прошлого и настоящего». За основу берётся один из путей военных походов или маршрутов путешествий какого-либо исторического деятеля (военные походы Александра Македонского, Наполеона, Юлия Гая Цезаря, Александра Суворова; маршруты Колумба, Васко - да - Гама, Афанасия Никитина). На уроке ребята отмечают его на контурной карте. Дома нужно будет показать этот же путь, но с современными названиями географических пунктов. | Игра «Интервью с историческими героями». Инсценировка интервью с историческим героем. Это могут сделать два человека, один из которых герой, а другой - журналист, а также весь класс, если речь пойдёт о пресс-конференции. Если участвует весь класс, то «исторический герой» заранее готовится: собирает максимум информации о том человеке, которого ему придётся играть, а «корреспонденты» должны заранее подготовить интересные вопросы. Игра позволяет активизировать работу учащихся по изучению исторических персоналий, даёт возможность отдельным учащимся глубоко изучить исторический материал и проявить свои знания в форме, отличной от традиционного ответа (доклад, реферат и пр.). |
Организационно-деятельностная игра
Одним из способов решения педагогических задач стала для меня технология организационно-деятельностной игры (Г.П. Щедровицкий). По замыслу автора методики главной характеристикой ОДИ является активная, деятельностная включенность в работу всех участников – коллективная мыследеятельность. Предоставляя членам групп проблемное задание, перед участниками игры ставится задача на поиск и изобретение собственного способа решения обсуждаемой проблемы. Особенность ОДИ в том, что основной акцент в ней делается на рефлексии участниками собственной деятельности и той ситуации, в которой эта деятельность осуществляется. Так, когда во главу задач ставятся метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, регулятивные, личностные и т.д., ОДИ является, на мой взгляд, наиболее удобной и полезной технологией обучения. Я использую ОДИ чаще всего в ходе повторительно-обобщающих занятий, но также и при изучении новых тем.
Пример проблемно-дискуссионной организационно-деятельностной игры в 11 классе:
Тема «Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг.»
Цель: Установить виновников и зачинщиков Второй мировой войны;
Задачи учителя:
- создать условия для освоения темы;
- активизация гражданской позиции учащихся.
Задачи учащихся:
- определить главную цель советской внешней политики в 30-е гг.;
- уяснить позиции ведущих мировых держав накануне Второй мировой войны.
1. Когнитивные компетенции (познавательные):
а) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины темы;
б) называть и перечислять основные события в истории международных отношений в 1930е гг., приведших к Второй мировой войне;
в) сравнивать основные принципы внешней политики разных стран, делать собственные выводы.
2. Операционные компетенции (развивающие):
а) совершенствовать умение самостоятельно добывать знания (работа с документами);
б) развивать творческие способности к анализу и осмыслению социальных явлений и процессов (систематизировать и творчески перерабатывать знания);
в) отрабатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументировано изложить свою позицию (беседа, диспут);
г) проявлять коммуникативные умения работы в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека.
3. Ценностные компетенции (воспитательные ):
а) способствовать воспитанию активной жизненной позиции, способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
б) способствовать воспитанию патриотизма.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: организационно - деятельностная игра.
Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: групповая, разноуровневая.
Межпредметные связи: история, литература, культурология.
Технология проведения урока: проблемное обучение.
Средства обучения: ТСО, комплекты раздаточного материала.
Ход урока
- Организационный момент – 1 мин.
- Актуализация – 5 мин.
Вступительное слово учителя: 67 лет назад отгремели последние залпы Второй мировой войны. Советский Союз, советский народ на своих плечах вынес все тяготы войны и внёс решающий вклад в Победу над немецко-фашистскими агрессорами. Эта эпоха удалена от нас почти на 80 лет, но споры о ней разгораются все чаще и ожесточеннее. Отношение к далекой эпохе стало лакмусовой бумажкой для проверки каждого россиянина на предмет истинной любви к Отечеству. В народном рейтинге выдающихся личностей “10 имен России” И.В.Сталин занял второе место. Историко- и политикоориентированные чаты глобальной сети пестрят эмоциональными рассуждениями современных россиян о том времени. Настала пора и нам выразить свое мнение о прошлом, познакомившись с разнообразными информационными источниками.
Целеполагание: Чтобы сформулировать цель нашего урока обратимся к книге «Ледокол» Виктора Суворова. Настоящее имя – Владимир Резун, бывший сотрудник внешней разведки ГРУ СССР в Женеве. В 1978 бежал в Великобританию. Утверждает, что был заочно приговорён в СССР к смертной казни. Автор множества скандальных книг, большинство академических историков отвергает концепцию Суворова.
? Итак, какова точка зрения В.Суворова о роли СССР во Второй мировой войне?
? Какую проблему мы с вами должны сегодня решить? На какие вопросы нам предстоит найти ответы?
Учащиеся формулируют цель и задачи. (да, я с вами полностью согласна – слайд и доска)
Действительно, все дискуссии о международных отношениях накануне войны можно объединить в одну дилемму: Кто виноват в развязывании Второй мировой войны? Была ли неизбежной Вторая мировая война? (ДОСКА 1)
В конце урока мы снова вернемся к этой проблеме.
Для того чтобы найти ответ на поставленные вопросы нам необходимо будет
изучить следующие положения (план урока на доске): (ДОСКА 2)
- Возникновение очагов агрессии
- Внешняя политика СССР в 30-е гг.
- Изменение ориентиров внешней политики СССР в конце 30-х гг.
- Изучение нового материала
1 этап – 5 мин на подготовку + 10 минут на ответы групп
1) Работая над пунктом 1 о возникновении очагов агрессии, мы с вами разделимся на три группы: картографы, аналитики, хроники. Для работы вам предлагается текст «Международная обстановка в 1930-е гг.» и задания к нему, через 5 минут будьте готовы к ответу у доски.
Задание картографам: Найдите на карте государства и территории, о которых идёт речь в тексте. Обозначьте знаками на карте возникшие очаги агрессии, подготовьте ответ по карте у доски.
Задание хронистам: Составьте список основных событий. Оперативно перенесите свой ответ на доску под заголовком «Хронологический ряд» (таблицу на доске можно не писать – оформить ответ: дата-событие). Устно прокомментируйте хронологию событий.
Задание аналитикам: Дайте анализ тексту, приготовьте развёрнутый ответ. Уточните: Какие страны развязали агрессию против других государств? Объясните, почему это стало возможным?»
Каждая группа делает доклад у доски. Далее дискуссия продолжается…
Еще примеры уроков по технологии «организационно-деятельностная игра» см. в презентации.
Для диагностики эффективности игровой технологии была проведена диагностика в 5 «а» в сентябре 2013 года, и в этом же классе в 6 «а» в декабре 2014 г. Результаты следующие:
На входном контроле диагностировался уровень сформированности ментального опыта учащихся, который показал, что высоким уровнем ментального опыта владеют 3% учащихся; выше среднего - 21%; средним - 46%; низким - 30% учащихся. В результате использования технологии получены следующие показатели: высоким уровнем ментального опыта владеют 11% учащихся; выше среднего -36%; средним -39%; низким -14% учащихся. Таким образом, уровень сформированности ментального опыта учащихся значительно повысился, и существуют возможности для дальнейшего его обогащения.
Таким образом, в числе других технологий, методов и приемов, удается повышать качество обучения, достигать высоких творческих результатов отдельных учеников, стойкий интерес к исторической науке многих учеников (Наградной материал см. на сайте)
Список литературы:
- Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии», М.Педагогика,1989г.
- Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. «Как сегодня преподавать историю», Москва, 2004 г.
- Каплан С.Д. «Я делаю уроки». Минск, 1998 г.
- Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2001 г.
- Левитес В. Г. Школа для профессионалов. Семь уроков для тех, кто учит. Воронеж, 2001 г.
- Маркова А.П. и др. «Формирование мотивации учения» М.Просвещение, 1990 г.
- Обзор статей по теме в журнале «Преподавание истории в школе» с 2000-2009 гг.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игровая технология на уроках истории и обществознания Игра – феномен человеческой деятельности; Д.Б. Эльконин :«Игра - арифметика социальных отношений »; Игра – сфера социального творчества детей, полигон для общественного и творческого самовыражения ; Игра необычайно информативна и многое «рассказывает» самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию; Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина.
Компетентностный подход; Ключевые компетенции; Метапредметные результаты; Индивидуальный подход; Проектирование. ФГОС и игровая технология
В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы, раздела предмета; как элементы более обширной технологии; в качестве технологии урока или его фрагмента на разных этапах; как технология внеклассной работы.
Существуют игры различной ориентации: Дидактические : расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений, навыков, необходимых в практической деятельности; развитие УУД ; развитие трудовых навыков. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности . Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии , рефлексии, умений находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению.
Классификации исторических игр По В.Г . Семенову: интерактивные игры с опосредованным воздействием на ученика (ребусы, кроссворды); интерактивные игры с непосредственным воздействием на ученика (сюжетно-ролевые игры ); неинтерактивные (индивидуальные игровые задания). По степени импровизации: игры с ролями и сюжетом (импровизационные); игры с четким каноническим сюжетом ( канонические) бессюжетные игры (кроссворды) По Г.К . Селевко : Сюжетные Ролевые Деловые Имитационные Драматизации .
Классификации исторических игр
Изучение нового материала посредством устного изложения материала посредством работы с печатным текстом в процессе работы с наглядностью в ходе практической работы учащихся «Устный диафильм» «Три предложения» «Из уст в уста» «Древо познания» «Земский собор» «Чистая доска» «Три предложения» «Переводчик» «Реставрация» «Живая картина» «Экскурсия» «Китайские иероглифы» «Коллаж» работа с контурной картой, конструирование макета или модели; видеоряд и др. ПРИМЕР В игре «Древо познания» учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому историческому материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ребятам даётся задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на пяти листочках пять разных вопросов и заданий к нему. Наиболее интересные вопросы могут быть оценены и прикреплены к «древу познания» (которое нарисовано на ватмане в виде обычного дерева, на ветках которого сделаны небольшие прорези со вставленными скрепками). А на следующем уроке, при проверке знаний, вызываемые учащиеся снимают любой листочек (как будто срывают плод), читают вопрос и отвечают на него. Игра «Три предложения» В ее основе – логическая операция по выделению главного. Один из вариантов – работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа или документ. Побеждает тот, у кого рассказ короче, при этом точно передается содержание. Эта игра позволяет развивать очень важное умение – выделять главное. Игра «Экскурсия» может использовать при необходимости внимательного рассмотрения репродукции картины, изображения скульптурной композиции или архитектурного памятника. Класс делится на несколько групп. Каждая из них за определённое время готовит содержание «экскурсии» о данном экспонате, но для разных групп экскурсантов: первая группа - для детей старшей группы детского сада; вторая группа - для школьников 5-го класса; третья группа - для студентов вуза; четвертая группа - для иностранных туристов. Игра «Творческая лаборатория». В игре учащиеся делятся на 4 группы, получают игровые задания, выполняя которые они становятся сценаристами и актёрами, журналистами, художниками-иллюстраторами, историками-картографами. Группы получают карточки с соответствующими заданиями. Например, по теме «Движение декабристов» задания могут выглядеть следующим образом: • создание мини-видеофильма (спектакля) - комментария по теме; • создание исторического альманаха; • создание исторической карты; • написание сообщения о восстании, предназначавшегося для воображаемого помещения в газеты и для дипломатических представителей за границей (как правительство Николая I могло представить события декабря 1825 года иностранным государствам).
Игры с правилами Ролевые и комплексные игры словесно-логические игры - головоломки «Аукцион», «Исторический снежный ком», «Вассал-сеньор», «Реставрация», «Исторические пятнашки», «Историческая азбука», «Отгадай героя», «Отгадай термин», «Продолжи рассказ», «Ассоциации» и т. д. «Слово по вертикали», «Карты прошлого и настоящего», «Восстанови изображение», «Восстанови карту», «Проложи дорогу к храму», «Пирамиды» и другие. «Музей», «Путешествие в прошлое», «Импровизация на тему…», «Интервью с историческими героями», «Светский салон XIX века», «Новый учитель», «Урок-суд» и так далее. ПРИМЕР Игра «Ассоциации» Называем героя или термин. Например, Пётр I. Учащиеся класса должны назвать, с чем или с кем ассоциируется у них этот герой. Петр I может ассоциироваться с российским флотом, с Меньшиковым и т.д. Игра позволяет учителю увидеть некоторые индивидуальные особенности учащихся, а также увидеть, что ребята хорошо усвоили, а какой материал прошёл мимо внимания учащихся. Если учитель заметил такой пробел, то после игры целесообразно выяснить и прокомментировать материал, оставшийся без внимания: «Ребята, с помощью ваших ассоциаций мы повторили с вами почти всё, что изучили о Петре I, но что же мы всё-таки пропустили?» Игра «Карты прошлого и настоящего». За основу берётся один из путей военных походов или маршрутов путешествий какого-либо исторического деятеля (военные походы Александра Македонского, Наполеона, Юлия Гая Цезаря, Александра Суворова; маршруты Колумба, Васко - да - Гама, Афанасия Никитина). На уроке ребята отмечают его на контурной карте. Дома нужно будет показать этот же путь, но с современными названиями географических пунктов. Игра «Интервью с историческими героями». Инсценировка интервью с историческим героем. Это могут сделать два человека, один из которых герой, а другой - журналист, а также весь класс, если речь пойдёт о пресс-конференции. Если участвует весь класс, то «исторический герой» заранее готовится: собирает максимум информации о том человеке, которого ему придётся играть, а «корреспонденты» должны заранее подготовить интересные вопросы. Игра позволяет активизировать работу учащихся по изучению исторических персоналий, даёт возможность отдельным учащимся глубоко изучить исторический материал и проявить свои знания в форме, отличной от традиционного ответа (доклад, реферат и пр.). ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Организационно-деятельностная игра активная, деятельностная включенность в работу всех участников – коллективная мыследеятельность ; предоставляя членам групп проблемное задание, перед участниками игры ставится задача на поиск и изобретение собственного способа решения обсуждаемой проблемы ; особенность ОДИ - основной акцент в ней делается на рефлексии участниками собственной деятельности и той ситуации, в которой эта деятельность осуществляется.
Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930е гг.
Виктор Суворов «Ледокол»: «Вторая мировая война – это термин, который коммунисты приучили нас писать с маленькой буквы. А я пишу этот термин с большой буквы и доказываю, что Советский Союз – главный её виновник и главный зачинщик».
Цели и задачи: Цель: Установить виновников и зачинщиков Второй мировой войны; Определить главную цель советской внешней политики в 30-е гг.; Уяснить позиции ведущих мировых держав накануне Второй мировой войны.
Рефлексия Как бы вы назвали урок? Что было самым важным на уроке? Зачем мы сегодня на уроке…? Какова тема сегодняшнего урока? Какова цель урока? Чему посвятим следующий урок? Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке? Что для тебя было легко (трудно)? Доволен ли ты своей работой? За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников? …
РЕАЛЬНО ЛИ СТАТЬ БОГАТЫМ? Экономический практикум
I ЭТАП. Бизнес и предпринимательство. Нормативно-правовая база предпринимательской деятельности.
БИЗНЕС ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
1 этап. Работа с нормативными документами ЗАДАНИЯ 1 группа Конституция РФ о предпринимательской деятельности 2 группа Гражданский кодекс РФ о предпринимательской деятельности 3 группа Понятие и возникновение юридического лица.
1 группа 2 группа 3 группа Линии сравнения Общество с ограниченной ответственностью ООО Акционерное общество АО Производственный кооператив Ответственность по обязательствам Органы управления Выход участника, реорганизация и ликвидация
Завершает этап «Мозговой штурм» Какие черты должны быть присущи, по вашему мнению, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ?
II ЭТАП Реально ли стать богатым? Учитель: Переходим к творческому заданию – презентация бизнес-плана (опережающее задание). Одна из решаемых здесь задач доказать, что проблемы – что производить, где производить и как – можно решить с помощью уже приобретенных знаний. Ваш проект должен быть связан с экономической ситуацией в нашем городе. Помочь ответить на главный вопрос: «Реально ли стать богатым?» нам помогут гости нашего мероприятия – действующие предприниматели, которые составят экспертную комиссию. Экспертная комиссия будет решать: чей план наиболее реален и отвечает на вопрос: реально ли стать богатым?
Примерные критерии экспертизы : а) продуманность плана; б) реализм и практичность; в) практическая польза для жителей микрорайона Бурвод г. Улан-Удэ. Максимальное количество баллов по каждому критерию – 10 баллов. Следующий шаг – презентация проекта. В то время как одна группа представляет свой проект, остальные слушают, могут подвергать критике, задавать вопросы, прояснять какие-то положения бизнес-проекта . Итоги экспертизы озвучивает экспертная комиссия.
Рефлексия - примеры незаконченных предложений Мне понравилось… Мне не понравилось… Новым для меня было… Мне было интересно… Я сегодня понял, что… Мне было трудно… Завтра я хочу на уроке… Меня поразило… Меня удивило… Я узнал… Мне больше всего удалось… Я чувствовал… Я думал… Я приобрел… Я получил от этого урока… За это я могу себя похвалить… Мне показалось важным… Было трудно… Мои ощущения… Я научился… Урок взволновал… Урок заставил задуматься… Урок навел меня на размышление… Над этим мне надо еще поработать… Я недоволен потому, что… Я выбрал эти задания, потому что…
Диагностика эффективности игровой технологии
Планируемые результаты согласно ФГОС, реализуемые с помощью технологии Формирование навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний; Формирование навыка решения проблем -проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределенности; Формирование навыка сотрудничества; Формирование навыка развёрнутой коммуникации; Формирование навыка самоорганизации и саморегуляции .
В египетской школе писцов Команда Египтян Турнир «Знатоки права» Сценка «Боги Олимпа»
Спасибо за внимание!