Эссе

Давыдова Ирина Дашиевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_davydova_i.d.docx54.14 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканский конкурсC:\Users\Дмитрий\Desktop\шапка.png

        «Учитель года Бурятии - 2015»

Конкурсное задание «Эссе»

Давыдова Ирина Дашиевна

учитель истории и обществознания

МАОУ СОШ № 8 г. Улан-Удэ

Эссе «Я – учитель…»

У всех на виду твое имя – Учитель.

И спрос с тебя строгий,

И честь высока,

И ноша твоя на миру не легка.

             По-разному приходят в школу учителя, и по-разному складываются их судьбы. Диплом педагогического вуза – всего только документ на право приобщения  к большому и необыкновенно сложному труду. Еще в детстве я знала, что стану учителем. В моей семье много учителей: папа, сестра, брат, тетя. Уже тогда я видела и поняла, что учитель живет очень интересной, насыщенной ответственным общением с детьми жизнью. Мой папа – Гумпылов Даши Ринчинович (1930-2002 гг.) – труженик тыла, учитель истории, ветеран труда. Из более чем пятидесятилетнего стажа – около 35 лет, мой папа являлся директором разных школ Кяхтинского района, в течение 15 лет его переводили в разные школы, чтобы решать проблемы как материального, так и нематериального характера. Несколько лет работал инспектором Бичурского РайОНО, потом заведующим Кяхтинского РайОНО. Последние двадцать лет папа работал учителем истории, директором школы в селе Шарагол.  Кроме статьи в  сборнике «1000 именитых кяхтинцев», о папе писали в своих книгах с благодарностью две его ученицы. Широко эрудированный, постоянно занимающийся самообразованием, интересующийся всем, что происходило в селе, районе, республике, стране, мире, отец обладал заслуженным авторитетом в нашем селе, занимался политпросвещением взрослого населения. Я видела с детства, как в любое время года, приходили к нему благодарные ученики, взрослые и юные, как смеялись, вспоминая разные случаи из школьной жизни, «отчитывались» о текущих делах, глаза сияли от удовольствия, если есть достижения, о которых можно было гордо поведать любимому учителю. Папа за добросовестный труд был награжден званиями  «Отличник народного просвещения РСФСР», «Заслуженный учитель Бурятской АССР». Моя старшая сестра - Цыденова Татьяна Дашиевна – учитель физики, работала в гимназии 29, затем в гимназии 33. Добилась успеха и признания, отмечена Почетными грамотами Министерства образования и науки РБ, и другими наградами, а, главное, благодарными учениками. Тетя – Ранжурова Дарима Ринчиновна – учитель русского языка и литературы школы № 55 – Заслуженный учитель Бурятской АССР. Еще одна тетя – Шарыпова Бадма Ринчиновна – хирург БСМП, Заслуженный врач РБ. Мама, Гумпылова Анна Бадмажаповна – ветеран труда, медаль «За Доблестный труд», Почетный работник связи РБ. В семье ответственных, трудолюбивых, читающих, переживающих не столько за свои личные проблемы, сколько за общественные, за судьбу страны, в такой семье я с детства знала, что буду учителем. Но одно дело знать цель, другое – придти к ней. И в школе, и в университете, и среди коллег – мне, действительно, всегда везло на встречи с настоящими Учителями, и каждый из них вложил в меня свою частичку души, и каждый из них помогал и помогает стать учителем, хорошим учителем, настоящим.

           А что это значит – настоящий учитель? Помню как переживала свою первую педагогическую неудачу, плакала то от нелюбви к  себе, то от жалости к себе…  Именно тогда мне врезались в душу слова: «Плохой врач может загубить жизнь человека, плохой учитель – испепелить душу…». Именно тогда я осознала, что достижение учителя – это не отдельные ученики, добившиеся больших успехов, а все без исключения дети, которые, если и неблестяще познали твой предмет, но от встречи с тобой не пострадали, а приобрели. Создать ситуацию успеха для каждого ребенка, подарить радость открытия самого себя – вот те нелегкие задачи, над которыми можно трудиться всю жизнь и не факт, что всегда успешно.  В своем сочинении я хочу поразмышлять на тему – на правильном ли я пути профессионального совершенствования? Все ли меня устраивает? И по плечу ли мне нелегкая ноша учителя?        

            Мне очень понятны и близки слова Василия Осиповича  Ключевского: «Чтобы стать хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и тех, кому преподаешь». Мне повезло, я преподаю самый увлекательный, интересный, поучительный предмет. История требует личности. Еще Николай Михайлович Карамзин говорил: «Превосходные умы – истинные герои истории». Именно через личность история говорит, действует,  а в конечном итоге  - воспитывает. Современному поколению, как и любому другому, нужен идеал. И надежной основой для создания его является история. Только тот, кто обогатит свою память знанием, созданным человечеством, станет действительно духовно богатым, а потому свободным и творческим человеком. История – это и ключ к пониманию современности, и ориентир на будущее. Хочу, чтобы мои ученики не выросли «Иванами, не помнящими родства», чтобы знали и гордились историей своей страны, своего малой Родины, семьи…

             Я уверена, что развитие школы во все времена во многом зависит от личности учителя. Школа создается кропотливым трудом учителя, а славу ей приносят ученики. Поэтому нахожусь в постоянном творческом поиске, пробую, ошибаюсь, ищу истину, не могу работать шаблонно. Стараюсь для  конкретного  детского коллектива выработать свою систему урочной и внеурочной деятельности, преподаю исторический материал с учетом ментального опыта каждого ученика.  Конечно, успех урока зависит от множества факторов – от личности учителя, его эрудиции, учительского мастерства, стиля общения с детьми и т.д. Кто будет слушать учителя, если он монотонным голосом будет бубнить даты и события, задавая шаблонные вопросы и задания? Каждый хороший урок – это большой труд учителя. Казалось бы, 40 минут, но как много нужно сделать, всё до мелочей продумать, предусмотреть разные варианты сценария и финала урока – как с 6 «а» мы придем к выводам? А с 6 «в»?

           Несомненно, основной формой работы с обучающимися был и остаётся урок, но в то же время огромный простор для деятельности даёт и  внеурочная работа по предмету. Такие мероприятия, как интеллектуальный турнир знатоков права,  День памяти жертв международного терроризма, День памяти жертв политических репрессий, День Конституции РФ, мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне (Коренной перелом, Дети войны, Блокада Ленинграда, День Победы и т.д.), мероприятия, посвященные Афганской войне – стали в моей практике традиционными. Ежегодно меняются лишь содержание, формы, методика, с учетом прошлогодних выводов и текущих задач конкретных ученических сообществ.

           Мои первые выпускники сегодня успешные выпускники и студенты ВУЗов и СУЗов России. Эти дети – моя гордость, моя юность. Первый опыт воспитательной работы показал мне, что учителю нужно не только любить и уважать своих детей, но и создавать всевозможные условия для их успешной социализации, «зажигать», вовлекать в разностороннюю деятельность, развивать активную жизненную позицию и это, безусловно, принесет свои плоды. Со своим первым выпуском я практически не расставалась, пожалуй, меня даже было слишком много в их жизни. Мы без устали организовывали тематические дискотеки, молодежные фестивали, форумы, патриотические и экологические акции. Играли в городском КВН, ходили в туристические походы, «приставали» к администрации школы, района со всевозможными проектами…Мы даже летом чуть ли не полным составом ездили отдыхать в оздоровительные лагеря и там, конечно, тоже не скучали. Теперь, я понимаю, что для тех своих первых учеников, я была не столько учитель, сколько старший товарищ. Даже моя дочка Аня, которую я повсюду с собой возила,  стала для них маленьким подшефным другом. Несмотря на указанное «слишком много», считаю, что такого рода деятельность активизировала у детей жизненную позицию, направила их детскую энергию в нужное и полезное русло. Ведь сегодня все они успешные студенты 4-5 курсов ВУЗов страны, с активной жизненной позицией, например, одна из них, Валентина – депутат одного из округов г. Москвы, другая, Иванна – председатель Молодежного правительства при администрации г. Волгодонска, Оксана – звезда новосибирского студенческого КВНа, Таня и Сережа в Томске – активные участники волонтёрского движения.  Являясь в настоящее время классным руководителем 10 «Б» класса, стараюсь с прошлым ярким опытом соединить новые знания – занимаюсь самообразованием в области психологии детства, профориентации. Стала более степенной, наверное, «тяжелее на подъём», но и несколько мудрее, ответственнее. Портфолио класса богато грамотами и дипломами победителей и призеров различных конкурсов. Активнее, чем раньше, привлекаю родителей, тем более, что родители с  удовольствием включаются в решение наших дел.

            Мною написано несколько грантов, множество проектов – от образовательных до социальных. В 2011 году по предложению администрации школы разработала и представила на Байкальском образовательном форуме проект по развитию инклюзивного образования на базе СОШ № 2 г. Кяхта «Безоблачное небо». Проект получил одобрение и поддержку «Фонда создания безбарьерной среды», и в настоящее время развивается. Проект «Безоблачное небо»  считаю своим большим достижением. Последние три года занимаюсь проблемой правового воспитания учеников. Мною изучен передовой педагогический опыт по теме, созданы и реализуются авторские элективные курсы по праву «Бумеранг» и «Основы конституционного права РФ».

          Фундаментом своей профессиональной деятельности считаю способность и желание к  непрерывному самообразованию.  Как только учитель перестает учиться – в нем умирает учитель – всем известная аксиома Константина Дмитриевича Ушинского. Постоянно повышаю свой уровень знаний по преподаваемым предметам через чтение книг, журналов, газет, ресурсов глобальной сети.  Постоянное изучение передового педагогического опыта, инновационных образовательных и педагогических технологий, форм и методов обучения и использование их в своей педагогической практике позволяет повысить качество и результаты обучения. Тем более, учителю истории и социальных дисциплин, в условиях роста информационного потока, огромного количества научных школ и направлений, событий в мире и стране как прошлого, так и настоящего времени – учителю истории  и обществознания – нужно уделять много времени для самообразования, чтобы не отстать от жизни и быть готовым к любому адекватному диалогу с подрастающим поколением, к ответам на вопросы, которые их волнуют.

           Конечно, это далеко не полный перечень форм моей профессиональной  деятельности. В целом же, она направлена на то, что помочь детям  понять самого себя и свое место среди других людей, а также закономерностей мира, в котором они живут, осознание личных перспектив.  

           Как бы хорошо мы не знали свой предмет, овладевали технологиями и прочими профессиональными навыками - невозможно стать творческим учителем – без искреннего желания им стать, особого психологического склада человека и его любви к детям. Именно особенности моего психотипа – открытость, готовность к диалогу, переменам в образовании и в себе в частности – эти особенности помогают мне профессионально не сгореть, не останавливаться на достигнутом. Конечно, в жизни не обходится без негатива, как в стихотворении –

Бывают дни, когда всё кажется не так

И чувствуешь усталость и волненье,

Но входишь в класс - свет детских глаз -

И отступает прочь сомненье…

            Наша профессия налагает на учителя ответственность и даже в области частной жизни.  Образ учителя – это образ человека нравственного, неравнодушного, активного.  Так и я  вовлекаю свою семью в активную общественную деятельность. Мой муж – Евгений Владимирович – участник всех моих социальных проектов, мы любим активный отдых, участвуем в различных  конкурсах, пропагандирующих семейные ценности. Свою дочь Анну стараюсь воспитывать честной, активной, ответственной.

           Каков же итог всему вышесказанному? Но ведь на вопросы о правильности своего пути, наличии или отсутствии счастья – ответы на эти вопросы может дать лишь сама жизнь. И делает это она каждый день, постоянно. В настоящее же время могу сказать, что я счастлива. Моя педагогическая философия – любить свое дело, воспитывать детей в духе свободы и творчества, приучать их к ответственности. Получаю большое  удовлетворение от работы с детьми. Верю, что затраченные силы моей души вернутся ко мне победами и успехами моих учеников.

     

Ссылка на цитаты, использованные в тексте:

http://od.gum-ped.ru/gumpedagogika/news-aforizmyi-ob-uchitele