Развитие языковой одарённости детей младшего школьного возраста на основе использования современных технологий обучения английскому языку
В этой работе я делюсь опытом работы с одаренными детьми, методами, которые помогают работать с детьми с языковой одаренностью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_yazykovoy_odarennosti.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие языковой одарённости детей младшего школьного возраста на основе использования современных технологий обучения английскому языку. Деньжонкова Т.Д.
Одной из важнейших проблем совершенствования российской системы образования является раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей. В системе дополнительного образования это так же актуально, как в общеобразовательной школе. Следовательно, возникает необходимость выбора особых форм и видов деятельности с данной категорией обучающихся, нуждающихся в дополнительных информационных и образовательных средствах, способствующих их оптимальному развитию.
При организации работы с одарёнными детьми педагогам необходимо учитывать наличие некоторых общих особенностей, свойственных детям с повышенными возможностями: способность быстро, качественно усваивать новый материал, проникать в суть принципов, понятий, положений, оперировать достаточно широким материалом для обобщения.
Как известно, существует четыре основных стратегии обучения детей с высоким интеллектуальным и творческим потенциалом: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Умелое сочетание данных подходов способствует личностному развитию одарённого ребёнка при условии соблюдения соответствия уровня и скорости обучения его интеллектуальным потребностям. Содержание обучения английскому языку должно обладать необходимыми количественными и качественными характеристиками, определяющими личностный смысл овладения данным учебным предметом. Кроме того, чем раньше педагогам удастся выявить необходимые задатки, развить способности одарённых детей, тем эффективнее будет осуществляться процесс обучения и тем более высокого результата можно достигнуть. Система дополнительного образования открывает для этого большие возможности.
Раннее обучение иностранному языку отвечает принципам личностно-ориентированного подхода в образовании, соответствует возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста. Дети шести – одиннадцати лет чувствительны к овладению иностранным языком, проявляют к нему повышенный интерес и стремление постоянного совершенствования своих речевых и коммуникативных умений. И уже на начальном этапе некоторые обучающиеся выделяются своими незаурядными способностями, которые, как правило, выражаются в высокой скорости обучаемости, качестве усвоения изучаемого материала, стремлении быть в центре внимания учителя. Такие дети всегда с готовностью и неподдельным удовольствием участвуют практически во всех видах деятельности на уроке. Поэтому задачей учителя на данном этапе является дальнейшее развитие их способностей и мотивации учения путём включения в состав компонентов урока дифференцированных заданий по изучаемой теме, отличающихся по уровню сложности, глубине и объёму. Более того, необходимо создание индивидуализированных программ, позволяющих обучающимся выбрать свою индивидуальную траекторию обучения в соответствии с оптимальным темпом, уровнем сложности, предрасположенности к тому или иному виду речевой деятельности.
Начинать обучение английскому языку следует с коротких детских стихов, скороговорок, несложных песен. Использование элементов детского фольклора способствует не только формированию фонетических навыков, аудированию, их ритм и форма помогают усваивать иностранный язык. Организация праздников на изучаемом языке, нестандартные уроки: экскурсии, фантазии, ролевые игры, конкурсы, театральные представления, заочные путешествия, инсценировки, драматизации сказок – это те формы проведения уроков и внеурочной деятельности, которые создают условия для формирования коммуникативной, социокультурной компетенции обучающихся, развития их креативных способностей.
Одним из важных направлений работы с одарёнными детьми при обучении английскому языку является обучение их способам коллективного взаимодействия с целью формирования коммуникативной и социальной компетенции. Коллективная учебная деятельность в группе предоставляет детям с незаурядными способностями возможность адаптации к взаимодействию с другими детьми, научиться выражать своё мнение и учитывать иную точку зрения, корректировать своё поведение и подчинять свои интересы интересам коллектива, группы. К области социальных умений можно отнести умение ориентироваться в ситуации общения, вступать в контакт и поддерживать его, аргументировать свою точку зрения и принять во внимание мнение собеседника, решать конфликтные ситуации. В групповых формах работы детям, имеющим ярко выраженные способности к изучению иностранного языка, следует предлагать роль консультанта.
Организация коллективного взаимодействия учащихся на уроке позволяет применять различные технологии и методы обучения иностранному языку: проектную методику, игровые технологии, кейс- технологии и другие средства, способствующие формированию самостоятельного творческого мышления.
На занятиях по изучению английского языка широко применяются дидактические игры, способствующие развитию интеллектуальных и языковых способностей детей, пополнению их словарного запаса. Использование игровых технологий создаёт оптимальные условия для тренировки употребления в речи грамматических явлений, совершенствования навыков устной речи и формирования устойчивой мотивации к изучению иностранного языка.
Ролевые игры позволяют детям развивать свою коммуникативную и социальную компетенцию, поскольку предполагают создание ситуаций, приближенных к реальному общению, в которых они могут разыгрывать различные социальные роли, учиться адекватно реагировать на реплики собеседника, совершенствовать навыки речевого поведения в ситуациях этикетного характера, развивать творческие способности, воображение и фантазию, участвуя в драматизации сказок на изучаемом языке. Одаренным детям в играх может предлагаться лидирующая, более сложная, ведущая роль.
Проектный метод также применяется как практический и действенный способ развития интеллектуальных, речевых и коммуникативных способностей одарённых детей, создавая условия для воспитания самостоятельности, готовности к осуществлению индивидуальной и коллективной творческой деятельности, позволяя на практике реализовать идеи личностно-ориентированного подхода. Элементы проектной деятельности необходимо вводить в образовательный процесс с самых ранних этапов обучения английскому языку, поскольку работа над проектом создаёт благоприятные условия для практического применения коммуникативных навыков в ситуациях, приближенных к реальной жизни и отражающих интересы и наклонности детей.
Детям семилетнего возраста можно предложить выполнить индивидуальные мини-проекты по темам: «Моя семья», «Любимые игрушки», «Любимые животные». Учащиеся восьмилетнего возраста охотно выполняют проекты: «Английский алфавит», «Домашние и дикие животные». «Моя визитная карточка», «Мой друг». Обучающиеся второго и третьего года обучения выполняют индивидуальные и групповые проекты по окончании изучения таких тем как: «Лес», «Том Дейл», «Джимми Дейл» и другие, при обучении по УМК В.Скультэ.
Вовлечение обучающихся в проектную деятельность способствует формированию у них способности ставить перед собой цели и задачи предстоящей деятельности, определять средства их достижения, планировать свою и оценивать свою работу. В процессе работы над проектом происходит совершенствование речевых умений, обучающимся предоставляется возможность реализации их творческого потенциала.
В процессе обучения английскому языку одарённых школьников можно использовать различные современные методы и приёмы как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Развитию навыков самооценки и рефлексии познавательной деятельности способствует технология создания «языкового портфеля», который представляет собой пакет рабочих материалов, отражающих опыт учебной деятельности обучающегося по овладению английским языком. В структуру портфеля входят: паспорт, языковая биография его пользователя, досье. Данная технология представляет собой эффективное средство формирования осознанного отношения школьников к процессу обучения и его результатам. Кроме того, анализ полученных данных «языкового портфеля» позволяет учителю вносить необходимые коррективы и уточнения в содержание обучения иностранному языку в соответствии с интересами и предпочтениями данной категории обучающихся.
Поскольку одарённые дети отличаются стремлением к постоянному совершенствованию, педагогам необходимо разнообразить учебный процесс, применяя различные средства и приёмы, способные удовлетворить их интеллектуальные запросы. К подобным средствам можно отнести информационно-коммуникационные технологии в самых различных их проявлениях: от проведения уроков с помощью мультимедиа, ведение личной переписки.
Использование кейс-технологий на занятии имеют высокий развивающий потенциал при работе с одаренными детьми. Здесь одаренные дети не только участвуют, но и могут быть привлечены к разработке самих кейсов (ситуаций).
Комплексное развитие и реализация интеллектуальных и творческих возможностей талантливых детей происходят в наиболее сложных видах деятельности, требующих нестандартных подходов и решений. Примерами таких видов деятельности могут послужить олимпиады, конкурсы, научно-исследовательские проекты, проводимые на разных уровнях.
Таким образом, использование разнообразных приёмов и стратегий, современных образовательных технологий позволяет на занятии по английскому языку в системе дополнительного образования формировать широкие познавательные мотивы, развивать у обучающихся познавательный интерес к учебному материалу. Все это окажет неоценимую помощь на занятиях и в общеобразовательной школе, достичь более высоких успехов.
Подводя итог, необходимо отметить, что педагог, работающий с одарёнными детьми, должен обладать высоким уровнем профессионализма, личностными качествами, позволяющими создать благоприятную атмосферу сотрудничества в классе, увлечь своим предметом, содействовать формированию адекватной самооценки одарённых детей.
Литература
- Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инстумент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков/Н.Д. Гальскова//Иностранные языки в школе. – 2000. - №5. – С. 6–11.
- Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на этапе совершенствования навыков иноязычного общения/С.С. Куклина//Иностранные языки в школе. – 2000. - №1. – С. 58-61.
- Литонина Н.В. Формирование учебно-познавательной компетенции школьников средствами иностранного языка/Н.В. Литонина//Иностранные языки в школе. – 2012. - №6. – С. 69-74.
- Петрийчук И.И. Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка/И.И. Петрийчук//Иностранные языки в школе. – 2011. - №10. – С.25 -29.
6. Шишова И.Е. Проблема развития социальной компетенции одаренных детей на уроках иностранного языка/И.Е. Шишова//Иностранные языки в школе. – 2007. - №3. – С.27 -33.
- Шишова И.Е. Проектная работа в обучении одаренных детей иностранному языку/И.Е. Шишова//Иностранные языки в школе. – 2008. - №1. – С.21 -27.