Педагогические технологии
Я предлагаю описание педагогических технологий, которые использую в своей работе: технология развивающего обучения, опорных сигналов, проектной деятельности, информационно-коммуникационные, проблемного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedtekhnologiya_razvivayushchego_obuch.docx | 17.39 КБ |
tekhnologiya_opornykh_signalov.docx | 30.85 КБ |
tekhnologiya_prektnoy_deyateln.docx | 17.19 КБ |
inform_tekhnologii_na_geogr.pptx | 2.85 МБ |
ispolzovanie_problemnogo_obucheniya_na_urokakh_g.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ эффективности и результативности педагогической технологии развивающего обучения
Рукосуева О. Ю.
Под развивающим обучением понимается активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. Данная методика может рассматриваться как целенаправленная учебная деятельность, в которой обучаемый ставит цели и задачи и творчески их решает. Метод включает проблемное изложение материала, моделирование учебных задач. Проблемное изложение побуждает к коллективной мыслительной деятельности, диалогу, формированию межличностных отношений в учебной деятельности.
Условиями, при которых обучение становится развивающим (по Л.С.Выготскому) являются:
- Формирование мотивации, интереса, познавательной потребности.
- Создание в учебном процессе «ситуации успеха» для обучающегося.
- Перевод «извне во внутрь: через коллективные обсуждения от коллективных творческих дел к индивидуальному творчеству.
- Реализация принципа относительной успешности обучения.
- Учёт механизма развития способностей, определяющего этапы в учебной деятельности «операция – действие – способ деятельности – обобщённый способ деятельности – способность».
Существует система учебных приемов, способствующих развитию личности учащихся:
- перенос усвоенных приемов с обучающей задачи на новую;
- поиск новых приемов учебной работы;
- управление своей учебной деятельностью;
- приемы обобщения.
Основная цель работы учителя по развивающему обучению географии – развитие творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания, способность к творчеству. Поэтому главная задача учителя – развивать познавательную деятельность учащихся на уроках географии.
На мой взгляд, главное в работе с детьми – это творчество учителя, помноженное на творчество учеников. Система творческих заданий помогает раскрыть потенциальные возможности ученика. Виды творческих работ, которые я предлагаю учащимся, разнообразные: написать мини-сочинение, стихи, сказки, составить кроссворды, подобрать литературные произведения, загадки, пословицы, составить задание, тест, подготовить доклад, презентацию, провести исследование и сделать вывод. Сама подбираю интересные вопросы, на которые хочется найти ответ. Применяю конспекты учебной информации, опорные схемы, незаконченные предложения, ложные идеи, скоростное и жужжащее чтение. Использую следующие приёмы: «снежный ком», «две стороны одной медали», «молчанка», «распаковка понятия», «паучок», «вопросительные слова», «синквейн», которые позволяют учащимся непроизвольно запоминать учебный материал, расширять и углублять его, а также развивать творческие умения и способность применять знания в практических ситуациях. Особое внимание в своей работе уделяю работе с картами, так как карта – это источник новых знаний. Географические карты содержат дополнительные сведения, которые расширяют и углубляют обязательный материал, увеличивают объем сведений и несут практическую значимость урока.
Преимущества данной технологии:
- Каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, только ему посильную ступень.
- Развивающее обучение активизирует мыслительную деятельность школьников.
- Формируется положительная мотивация к изучению предмета.
- Возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Технология развивающего обучения – творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной поисковой, исследовательской работы школьников.
Предварительный просмотр:
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей
Основу учебной деятельности представляют опорные конспекты (сигналы)- наглядные схемы, в которых закодирован учебный материал. Работа с опорными сигналами имеет чёткие этапы:
1.Изучение теории в классе.
2.Самостоятельная работа дома.
3.Фронтальный контроль усвоения материала.
4.Обобщение и систематизация знаний.
5.Контроль, оценка.
В процессе обучения географии я давно применяю технологию листов опорных сигналов (логических опорных конспектов — ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении географии писал еще Н.Н. Баранский, подчеркивая, что схемы «научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок». Схемы связей использую постоянно. Разработанные опорные конспекты помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы. Учителями-практиками эта технология хорошо разработана, опубликовано немало статей и даже книг для учителя, где представлены опорные конспекты по целым курсам
Опорный конспект
Предварительный просмотр:
Технология проектной деятельности школьников
Проект в переводе с латинского означает «выброшенный вперед», «бросающийся в глаза». Проектная технология – это создание ситуации творчества, где ученик получает шанс натолкнутся на что-то удивительное. Учебный предмет география в этом отношении уникален. Он позволяет интегрироваться с другими учебными дисциплинами, соединять научные сведения из самых разных областей знаний для более полного их осмысления и объяснения, построения логических цепочек и нахождение причинно-следственных связей. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности чаще всего на основе краеведческой работы. Цель такой работы – формирование у учащихся адекватных представлений о сути природных, социальных, экономических явлений с одновременным воспитанием экологической и экономической культуры. Элементы проектной деятельности я использую на всех ступенях изучения географии. Наиболее эффективно, творчески, с достижением глубокого и осознанного уровня усвоения материала работу выполняют учащиеся старших классов. В этом возрасте личность учащегося активно формируется, это возраст самоопределения. Ребята пытаются найти свое место в жизни, убедится в собственной значимости.
Новые учебники географии из серии «Полярная звезда» по ФГОС предусматривают проектную деятельность на уроках и имеют для этого специально отведённые часы и рекомендации для составления проекта. Так все седьмые классы, разбившись на группы разрабатывали проект по теме « Создание национального парка в Танзании» и защищали на уроке
Проектной деятельностью можно заниматься на внеклассных и факультативных занятиях и индивидуально с одарёнными детьми, интересующимися географией. Более
удачные проекты получились именно с этими учащимися.
Этапы работы над проектом
1. Погружение в проект.
Формулировка проблемы проекта.
Постановка цели и задач.
2. Организация деятельности.
Организация рабочих групп.
Определение роли каждого в группе.
Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта.
Определение необходимых материальных и финансовых затрат для выполнения проекта.
Определение возможных форм презентации проектного продукта.
3. Осуществление проектной деятельности.
Активная и самостоятельная работа учащихся.
Консультации учителя.
Оформление полученных результатов.
Репетиция предстоящей презентации.
4. Презентация результатов.
Критерии оценки проекта.
- Новизна
- Является ли проблема, раскрываемая автором, никем ранее не исследовавшийся?
- Использует ли автор какие-либо новые методики исследования?
- Изучаются ли неизвестные до сих пор аспекты исследовавшийся ранее проблемы?
- Актуальность
Актуальность проекта оценивается как с точки зрения научной значимости, так и общей значимости для окружающей среды и для общества:
- Нацелен ли проект на решение важной проблемы в области охраны окружающей среды?
- Научная значимость проекта: относится ли он к области фундаментальных или прикладных исследований, насколько возможно прямое внедрение результатов проекта?
- Может ли проект улучшить качество: (а) окружающей среды, (б) жизни людей?
- Предлагает ли проект новые решения старых проблем?
- Сочетает ли проект экологические и социальные аспекты?
- Оригинальность подходов в решении проблемы
Необходимо продемонстрировать творческий подход в следующих аспектах:
- постановка проблемы
- решение проблемы
- анализ данных
- постановка экспериментов и организация исследований
- распространение результатов и повышение осведомленности о проблеме.
- Грамотность и логичность в последовательности реализации проекта
- Существует ли четко поставленная задача по достижению конкретного результата?
- Хорошо ли определена проблема?
- В какой степени ограничена поставленная проблема?
- Спланирована ли работа в соответствии с поставленными задачами?
- Достаточно ли информации для того, чтобы сделать выводы?
- Учитывались ли возможности неправильной интерпретации данных?
- Сформулированы ли новые вопросы или предложения для дальнейших исследований по данной проблеме?
5. Доклад и презентация результатов
- Может ли ученик доложить о результатах своей работы достаточно убедительно и информативно, как устно, так и письменно, а также наглядно путем демонстрации своего экспоната?
- Насколько хорошо продумано содержание доклада (отчета)?
- Прослеживаются ли в представленном отчете личные качества ученика? Насколько он индивидуален?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слово " технология " имеет греческие корни и в переводе означает сочетание методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Если это определение применить к географии , то ИКТ – это отбор географической информации, ее переработка и доведение до сознания ученика научной информации о процессах и явлениях, происходящих в окружающем нас мире средствами информационных технологий.
СРЕДСТВА ИКТ И ИХ МЕТОДИЧЕСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
Применение компьютерных технологий в системе образования способствует реализации следующих педагогических задач: * Личностно-ориентированное обучение школьников (усиление мотивации к процессу обучения, углубление знаний по предмету); * Подготовка к самостоятельной поисковой деятельности (подбор статистических данных, материала по теме, исследовательские проекты); * Практико-ориентированное обучение (умение применить полученные знания в повседневной жизни); * Социальная значимость обучения (отвечать потребностям современного общества); * Краеведческий подход в обучении (на основе исследования объектов местного значения, экологического мониторинга и последующая обработка статистических данных);
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ТСО НА УРОКАХ
ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ПОСОБИЙ Электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедиа проектора Интерактивные доски Электронные энциклопедии и справочники Тренажеры и программы тестирования Образовательные ресурсы Интернета DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями Видео- и аудиотехника Интерактивные карты и атласы
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ содержит разделы: уроки, каталог, экзаменатор, атлас, помощь
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ на каждый урок имеет материалы, задания, подсказки
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ предусматривает тренировку и контроль усвоения материала
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ учит учиться
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ предлагает практические работы с наглядным материалом
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ имеет задания профориентационного характера
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ позволяет проводить опыты
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ даёт возможность работать с контурной картой
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ содержит задания на построение диаграмм со статистическим приложением
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ предлагает задания с графическими записями
Вывод Использование ИКТ на уроках географии: Позволяют акцентировать внимание учеников на важнейших объектах и явлениях; Делают процесс объяснения нового материала наглядным Способствуют формированию аналитических способностей Облегчают организацию самостоятельной работы учащихся Делают возможным переход от одних объектов к другим в любой последовательности Осуществляют связи между учебными предметами Позволяют сравнивать объекты с последующим анализом Использование мультимедиа возможно на любом этапе урока.
Предварительный просмотр:
Использование проблемного обучения на уроках географии
Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова ПРОБЛЕМА – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.
Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998).
1. Метод проблемизации.
Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления. Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению – углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины:
факт –> гипотеза –> теория –>знание (истина).
Задача учителя – направить изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим.
Для осуществления проблемного подхода учитель должен иметь систему проблемных вопросов и заданий. Вопросы можно считать проблемными лишь при соблюдении следующих условий:
- если вопрос связан с ведущими идеями, понятиями и закономерностями самой науки, с мировоззренческими вопросами, самостоятельное усвоение которых обеспечивает в значительной степени умственное развитие учащихся;
- если возможна группировка учебного материала, в том числе и фактического, вокруг вычлененных проблем;
- если возможно раскрытие путей научного поиска решения проблемы, в том числе и возникающих в истории науки, с целью приобщения учащихся к методам научного познания;
- если на основе поставленного вопроса возможно создание проблемной ситуации.
2.Самостоятельное выдвижение гипотез по решению проблемы.
На этапе выдвижения гипотез необходимо, чтобы учащиеся научились прелагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, учиться видеть пути их доказательства. Активизация механизма мышления на этом этапе происходит при применении приема размышление вслух, при использовании активизирующих вопросов. Создание ситуации, в которой ученик как бы идет на один, два шага впереди учителя. Учитель, подготовив логикой своего доказательства какой-либо вывод, отдает права его “открытия” классу.
3. Метод уяснения готового знания из печатного источника.
Учащимся предлагаются тексты из газет, журналов, книг, словарей и т.д. по определенной теме и вопросы к ним. По этим материалам организуется работа по группам, парам или индивидуальная, а затем проходит коллективное обсуждение вопросов.
4. Методы проблемного обсуждения.
Эти методы предполагают сочетание устного изложения материала учителем и постановку проблемных вопросов, выявляющих личностное отношение учеников к поставленному вопросу, его жизненный опыт, знания, полученные вне школы.
Цель проблемного типа обучения не только усвоение научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной активности ученика и развития его творческих способностей.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.
Виды проблемных заданий на уроках географии
В обучении географии используется несколько видов проблемных или творческих заданий.
Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса).
Особенности объектов и процессов, изучаемых географией, обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер.
Задания, требующие понимания диалектических противоречий, умение оперировать ими. Особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.
Задания, в основе которых лежит научная гипотеза. Раскрывая эту гипотезу, обучающимся необходимо высказать свои суждения по ней, обосновать ее научно-практическое значение.
Задания-парадоксы
Памятка для учащихся, решающих проблемные вопросы:
1 этап решения проблемы. Осознание проблемы, вскрытие противоречия
На этом этапе необходимо выполнить следующие действия:
- внимательно прочитать вопрос;
- найти условие и требование вопроса;
- определить, что дано в условии и что требуется найти;
- вспомнить, что вы уже знаете об этом объекте или явлении, какие
- причинно-следственные связи его объясняют;
- сопоставить ранее полученные знания и новую информацию;
- выявить на основании такого сопоставления противоречия, скрытое в вопросе.
Этап. Формулирование гипотезы
На этом этапе необходимо высказать предположение о причинах возникновения
явления или объекта, сформировать гипотезу.
Этап. Доказательство гипотезы
На этом этапе надо:
- поставить новый вопрос;
- исходя из предположений, высказанных в гипотезе, ответить на этот вопрос;
- по возможности проверить этот ответ.
этап. Общий вывод.
На этом этапе необходимо выполнить следующие действия - ответить на вопросы:
1) какие новые знания вы получили?
2) что вы узнали о причинно-следственных связях, объясняющих это явление или объект?