Педагогическая диагностика
Диагностика для оценки образовательных результатов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_dlya_dlya_otsenki_obrazov._rezult.docx | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическую диагностику учёные рассматривают как механизм выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности. С помощью педагогической диагностики анализируется учебный процесс и определяются результаты деятельности как ученика, так и учителя. Для достижения целей в ходе диагностических процедур устанавливается предпосылки к обучению, имеющиеся у отдельных учеников и у класса в целом; определяются условия, необходимые для организации планомерного процесса обучения.
Цели диагностики:
1) оптимизировать процесс индивидуального обучения;
2) определить результаты деятельности участника педагогического процесса и качество образования;
3) свести к минимуму ошибки, которые могут быть допущены в процессе обучения.
Педагогическая диагностика с включает в себя следующие функции:
- аналитическую – выявляет причинно-следственные связи между условиями и результатами обучения;
- диагностическую - способствует изучению уровня обученности, воспитанности и развития ученика, а также уровня профессиональной компетентности учителя;
- оценочную – предполагает качественную и количественную оценку деятельности участников педагогического процесса;
- коррекционную – направлена на исправление (изменение) действий учителя и ученика с целью устранения негативных последствий обучения;
- ориентационную – предусматривает профилактику негативных последствий обучения и определение новых целей;
- информационную – нацелена на постоянное информирование участников педагогического процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.
Перечисленные функции позволяют сконструировать комплекс диагностик с учётом следующих принципов: изучения учащихся в деятельности, в динамике, а также комплексного изучения учеников.
Основные подходы к оценке достижений учащихся:
• Оценка личностных достижений учащихся на пути к получению результата
• Акцент на малых достижениях
• Учет степени сложности и усилий к достижению результатов
• Делегирование части контроля исполнителям, ориентация на рефлексию, самоконтроль и самооценку
• Гибкость оценки
Методы диагностики:
1.Наблюдение:
• прямое
• беседа:
- с психологом
- с учеником
- с учителями- предметниками
- с родителями
2. Анкетирование
3. Метод незаконченных предложений
4.Ранжирование предметов
Объекты диагностики:
1. Личностное развитие ученика:
- интеллектуально-когнитивная сфера (познавательная активность);
- эмоционально-волевая сфера (психологический комфорт);
- потребностно-мотивационная сфера (мотивация);
2. Уровень образовательной подготовки:
- коммуникативная компетенция;
- общеучебные умения и навыки
К основным методам проведения педагогической диагностики, применяемым мною, относится:
Тестирование – одна из инновационных методик педагогической диагностики. Из всех существующих на сегодняшний день методик диагностирования самой перспективной считаю тестирование, потому что они
а) относительно краткосрочны, т.е. не требуют больших затрат времени;
б) однозначны, т.е. не допускают произвольного толкования тестового задания;
в) правильны, т.е. исключают возможность формулирования многозначных ответов;
г) относительно кратки, требуют сжатых ответов;
д) информационные, т.е. обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или интервальной шкалой измерений;
е) удобны, т.е. пригодны для быстрой математической обработки результатов;
ж) стандартны, т.е. пригодны для широкого практического использования – измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.
Практическим работам придаю огромное значение, так как это чаще всего работа с картами, с номенклатурой, со статистическими данными. Формирование этих компетенций необходимы в дальнейшей жизни. Практическая работа – основной способ познания природы. Кроме того что эти виды работ являются одной из форм активизации познавательной деятельности, они являются и средством контроля. Ведь за их выполнение обязательно выставляется оценка. С их помощью можно легко оценить метапредметный результат, умение владеть и использовать необходимое оборудование, ставить цели и делать выводы, сравнивать, доказывать, объяснять
Устный опрос - требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос строится как беседа, рассказ ученика, объяснение, сообщение о наблюдении и т.д. Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом для систематизации и уточнения знаний школьников. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые не только способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия
Итоговые контрольные работы провожу: после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, в конце полугодия. Они содержат тестовую часть и практическую часть, часто работу разбиваю на части А, В, С по уровню сложности.
Ведение электронного дневника позволяет узнать средний балл учеников, что является тоже диагностикой