Воспитание гуманного отношения к живой природе посредством тематических недель
Реализация программы воспитание, направление - духовное воспитание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_gumannogo_otnosheniya_k_zhivotnym_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание гуманного отношения к живой природе посредством тематических недель
Считается, что восприятие природы помогает развивать у детей такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных. Приобретённое в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
С целью пробуждения у детей интереса к живой природе и в рамках реализации программы воспитания, мы проводим тематические недели, направленные на экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. Основная направленность которых, является не только расширение знаний детей о природе, но и воспитание умений видеть её красоту и бережно к ней относиться.
Основные задачи тематических недель:
1. Формирование представлений о живой природе.
2. Развитие эмоционально-положительного отношения к природе.
3. Воспитание гуманное отношения к окружающему миру.
Во время реализации тематических недель мы развиваем познавательный интерес к природе, создаем проблемные ситуации, в которых побуждаем детей рассуждать и делать правильный выбор, активизируем детей на творческую деятельность.
Тематические недели разделены на модули. Каждый модель обеспечивает реализацию своих задач.
- Модуль «Домашние животные», в рамках данного модуля были организованны и проведены тематические недели «Кто живет у бабушки»», «Мой домашний друг», «Птичий двор»
- Модуль «Дикие животные», в рамках данного модуля были организованны и проведены тематические недели «Кто живет в лесу», «В гостях у жителей зоопарка».
- Модуль «В воде и на земле», в рамках данного модуля были организованны и проведены тематические недели «Кто живет воде», «Наш друг кузнечик».
- Модуль «Растительный мир природы», в рамках данного модуля были организованны и проведены тематические недели «Первоцветы», «Что нам осень подарила», «Что растет на подоконнике»
В рамках данных недель мы применяем разные формы и методы организации образовательной деятельности, это:
- сюжетно-ролевые игры «Зообольница», «Ветеринарная клиника» играя, дети учатся сочувствовать заболевшим животным, проявлять к ним заботу и доброту;
- театральные постановки сказок «Тили – бом, загорелся Кошкин дом», «Петушок – золотой гребешок» дети на себе примеряют роль животного попавшего в беду;
- наблюдение в природе за животными, которые живут вокруг нас. Например, наблюдение за насекомыми, которые живут внутри пня, на нём, под ним, над ним и вокруг него за фауной около пня или упавшего ствола дерева. Ребята рассматривают, изучают, исследуют. Представляют себя на месте насекомых, если они будут жить внутри пня, а кто-то будет их уничтожать. Дети учатся рассуждать делать выводы о гуманности по отношению к живой природе.
- работа с демонстративным материалом, карточками, картинками, книгами. Чтобы сформировать у детей чувство ответственности за природу, сострадание к живым существам, приводится обсуждение картинок, изображающих лесной пожар, охоту, вырубленный лес и белку около пней, обработку ядами и мёртвое дерево. Детям предлагается рассказать, что люди делали, прежде чем наступила показанная ситуация. Проводится большая исследовательская деятельность, с ребятами стараемся провести связь между деятельности человека и животным миром;
- беседы и рассказы о природе, экологические сказки, речевые логические задачи помогают детям понять жизнь животных в их естественной, среде, в лесу, в поле, в воде, на земле и под землей. Расширяют экологические понятия, как охрана окружающей среды, экологические пищевые цепочки, закономерности в природе (времена года, круговорот воды в природе и т.п.);
- труд в природе и уголке «Природы» Отбор растений для уголка природы осуществляют в соответствии с программой обучения в детском саду. Все растения уголка достаточно разнообразны и интересны для наблюдения. Растения в группе неприхотливые, и уход за ними доступен нашим детям. При уходе за растениями ребята учатся не только ухаживать за ними, но развивают умения замечать интересные события, которые происходят с ними, видеть красоту растения, замечать их различия и особенности. А самое главное у детей формируется желание заботиться, проявлять гуманное отношение к растениям.
В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему (появляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия ребёнка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребёнка, как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому реализуемые нами тематические недели очень актуальны, они учат детей делать правильные выводы и поступки в мире живой природы.