Классное руководство
Классный коллектив подобен живому организму, который существует во времени и пространстве, который учится, работает, отдыхает, имеет свои недостатки и достоинства, который может болеть, сострадать, радоваться. Задача классного руководителя - создать такой коллектив, в котором каждому ребенку было бы комфортно и счастливо сосуществовать и учиться.
Классный руководитель - архитектор классного коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnoe_rukovodstvo.docx | 26.36 КБ |
normy_pedagogicheskogo_vzaimodeystviya.doc | 29 КБ |
pamyatka_yunogo_peshehoda.docx | 1.41 МБ |
uroki_vezhlivosti.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно - ориентированное системное воспитание учащихся.
Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда. Человек воспитывается постоянно, личность его формируется в течение всей жизни. А.С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет».
В современном мире, в новых условиях общественного развития мы должны строить воспитание по-новому, т. е. иначе планировать свою работу. «Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание сложных микромиров, а для такого творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокие знания. К воспитанию детей стоило бы относиться как к самой важной из всех земных профессий…» - так выразил свои мысли Ю. Рюриков. И это действительно так, ведь каждый из нас знает, что мы готовим к жизни новое поколение. Нам доверено ни много ни мало – будущее России. И от того, каким оно будет, что будет заложено в душах и умах детей, будет зависеть наше и их будущее. Это очень важно, как они будут жить в новом веке, какими они станут, каким будет общество их нового века.
Читая труды корифеев воспитания А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, я начала задумываться о сущности воспитания. Наблюдая в течение нескольких лет за своими учениками, я создала свою, может быть, еще несовершенную, концепцию воспитания. В основе ее – всем известное понятие о воспитании как о целенаправленном управлении процессом развития личности. Чтобы этот процесс развития проходил успешно, безболезненно для ребенка, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера. В своей семье каждый ребенок чувствовал себя центром Вселенной: для родителей он всегда был, есть и будет самым особенным, самым умным, самым красивым, самым талантливым. Когда он оказывается в коллективе, то может растеряться, потеряться, остаться незамеченным. А это для него – трагедия. Поэтому, я считаю, нужно обязательно в каждом маленьком человечке разглядеть и развить его талант и способности. Нужно создать такие условия, чтобы каждый ребенок обязательно проявил себя. Для этого нужно выполнять несколько правил:
- Воспитывать в детях уверенность в себе.
- Браться за любое дело и знать, что оно даст положительный результат, принесет успех.
- Уметь удивлять и удивляться.
- Убедить детей в важности любого дела.
- Воспитывать взаимное уважение друг к другу.
- Учить работать и анализировать.
- Предоставлять самостоятельность ребенку.
- Не упустить момент первого успеха ребенка.
- Создать условия для раскрытия индивидуальности каждого ученика, помочь ему реализовать свои способности.
Каждый ребенок – личность. Главное для меня – воспитать эту личность, найти в каждом ребенке хорошее и поддержать в нем это хорошее. Ведь только тогда ребенок научится познавать себя, когда его душа и сердце будут освещены лучиками надежды и успеха. Поэтому я считаю, что индивидуальному воспитанию личности нужно уделять особое внимание. В современных условиях необходимо дойти до каждого ученика, создать каждому условия для развития индивидуальных особенностей, сформировать в каждом потребность к самовыражению. Поэтому основной воспитательной задачей для меня является реализация личностно ориентированного подхода к воспитанию.
Моя система воспитания начинается с того, что я прежде всего представляю себе, чего я хочу добиться от детей на данном этапе времени, какими я хочу видеть их в конце года, какими они должны стать по окончанию школы. Получив классное руководство в 5 классе, я ставлю следующие задачи:
- Изучить личность каждого ребенка, его физическое, психическое состояние, семью, индивидуальные особенности и способности.
- Продолжать традиции, установленные в классе в период обучения в начальной школе, и развивать их.
- Всемерно способствовать сплочению классного коллектива.
- Начать работу по развитию ученического самоуправления.
- Активизировать работу классного коллектива через участие в общешкольных мероприятиях.
- Способствовать формированию активной жизненной позиции детей.
- Развивать лучшие человеческие качества детей в процессе организации коллективно-творческой деятельности класса.
Выбирая формы работы, я отдаю предпочтение таким, в которых ребята смогут проявить себя, реализовать свое «Я». Для этого я провожу различные наблюдения, анкетирования, тестирования, мероприятия и праздники, которые дают возможность увидеть творческие возможности детей, их наклонности, проследить систему взаимоотношений детей между собой. Здесь выясняются сильные и слабые стороны как коллектива, так и отдельных личностей. Из года в год продолжаю работать над задачами, поставленными в самом начале, ставлю новые, более актуальные и важные на данном этапе. Моя задача – создать условия самореализации ребенка, важно, чтобы каждый ребенок понял, что он сам творец себя, своей удивительной души. Нужно помочь ему обрести не только веру, но и уверенность в себе. Без этого он не будет соответствовать высокому назначению человека. Ведь именно это поколение должно стать той силой, которая построит новую процветающую Россию. Воспитывая своих учеников, я всегда представляю каждого из них личностью, определившей свою жизненную цель и путь к ее достижению. Такие люди всегда уверенны, ответственны, их слова не расходятся с делом, они доброжелательны, отзывчивы и умеют любить. Очень важно, мне кажется, воспитать в детях чувство собственного достоинства, веру в себя, веру в то, что он знает, умеет, может. У каждого человека есть в этой жизни свое призвание, своя уникальная миссия, которую должен исполнить он, и только он. Сущность этой миссии – в самореализации, в самоосуществлении. Поэтому основу воспитательного процесса должны составлять следующие принципы:
- воспитание строить в соответствии с потребностями ребенка;
- давать возможность ребенку сознательно формировать свою личность;
- создавать ситуации успеха;
- обеспечить доверительные отношения между учителем и учеником, проявлять любовь и уважение к детям;
- обеспечить целостность и последовательность воспитательного процесса.
Моя формула успеха.
Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах.
ПОМНИ!
-Будь осторожен!
-Не ошибись!
-Не навреди!
-Будь надеждой для своего ученика!
-Дари себя детям!
-Знай, к чему стремиться!
-Постоянно ищи в ребенке богатство его души!
-Будь терпеливее в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!
-Все делай творчески!
-Улыбки рассыпай направо и налево!
-Сначала отдай, а потом проси!
-Сам цени свое время и ребенка этому учи!
Думай о детях, как о своих!
-Принимай каждого ребенка таким, какой он есть наедине с собой!
СТРУКТУРА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Учебный сектор:
- ведет учет успеваемости в классе;
- оформляет молнии для классного уголка, отражающие положение учебных дел в классе;
- помогает классному руководителю проверять дневники;
- ежемесячно проверяет учебники;
- планирует работу своего сектора на каждую четверть.
Сектор дисциплины и порядка:
- планирует работу своего сектора на каждую четверть;
- следит за выполнением единых требований к учащимся;
- организует дежурство по школе;
- ведет дневник дисциплины и порядка в классе;
- следит за дисциплиной и порядком на уроках.
Санитарно – хозяйственный сектор:
- проверяет внешний вид учащихся;
- регулярно следит за дежурством в классе;
- организует генеральные уборки в кабинете;
- составляет график дежурства в кабинете;
- оформляет «Уголок здоровья».
Спортивный сектор:
- организует и проводит спортивные мероприятия;
- ежедневно проводит комплекс упражнений утренней зарядки;
- ведет учет спортивных достижений;
- ведет пропаганду здорового образа жизни.
Культмассовый сектор:
- планирует проведение культурно-массовых мероприятий;
- составляет сценарии праздников;
- оформляет классный уголок.
Трудовой сектор:
- отвечает за проведение трудовых десантов;
- составляет график работ на пришкольном участке.
Задачи воспитательной работы
1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
1) продолжить работу по формированию сплоченного ученического коллектива;
2) продолжить работу по развитию ученического самоуправления в классе;
3) оказывать помощь активу класса.
2. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
1) учить детей вырабатывать собственные взгляды, суждения, оценки;
2) учить осмысливать и анализировать собственные нравственные поступки, а также поступки сверстников и одноклассников.
3) вести работу по развитию нравственных личностных качеств: доброта, желание помогать другим, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
3. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
1) организовать самообслуживание, воспитывая хозяйское отношение к школьному имуществу;
2) воспитывать у учащихся постоянное стремление к приобретению знаний, к самообразованию.
4. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
1) принимать участие во всех художественных мероприятиях, проводимых в школе;
2) воспитывать учащихся средствами искусства;
3) поощрять развитие индивидуальных творческих способностей.
5. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧЩИХСЯ
1) формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
2) пропагандировать санитарно-гигиенические знания.
6. РАБОТА С СЕМЬЕЙ
1) организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, индивидуальных бесед, консультаций;
2) проводить мероприятия, направленные на формирование единых моральных требований семьи и школы к учащимся.
7. РАБОТА С УЧИТЕЛЯМИ-ПРЕДМЕТНИКАМИ
1) индивидуальные беседы с учителями-предметниками об успеваемости учащихся;
2) провести малый педсовет в классе с приглашением родителей, учителей, работающих в 8 классе;
3) организовывать встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией, оказания помощи родителям в воспитании и обучении детей.
Анкета для родителей.
- Какие положительные качества характерны для Вашего ребенка?
- Какие отрицательные качества характерны для Вашего ребенка?
- Какие качества Вы стараетесь воспитать у Вашего ребенка, и насколько Вам это удается?
- Имеет ли Ваш ребенок постоянные обязанности по дому и как он их выполняет?
- Как он относится к другим членам семьи, оказывает ли он им нужную помощь, сочувствует, защищает?
- Как Вы реагируете на полученные Вашим ребенком оценки?
- Как поощряете за успехи в учении?
- Достаточно ли Вы осведомлены о школьной жизни ребенка?
- На всех ли родительских собраниях Вы бываете?
- Ваши предложения и пожелания классному руководителю.
Анкета « Школа и я».
- Назови свой самый любимый предмет.
- Считаешь ли ты свой класс дружным?
- Если бы тебе предложили перейти в другой класс, согласился бы ты это сделать?
- К кому бы ты обратился за помощью, если бы в классе возникла конфликтная ситуация?
- С кем бы из учителей тебе было трудно расстаться, если бы ты перешел в другую школу?
- Кто из одноклассников принес классу наибольшую пользу?
- Когда на тебя кричат, ты отвечаешь тем же?
- Нравится ли тебе учиться в школе?
- Легко ли тебе дается ученье?
- Устаешь ли ты после занятий в школе?
- Сколько времени ты тратишь на подготовку домашнего задания?
Анкета «Выявление качеств личности учащегося»
- Часто ли ты чувствуешь, что нуждаешься в друзьях, которые могут тебя понять, ободрить или посочувствовать?
- Считаешь ли ты себя беззаботным человеком?
- Очень ли трудно тебе отказаться от своих намерений?
- Всегда ли ты сдерживаешь свои обещания, даже если тебе это невыгодно?
- Часто ли у тебя бывают спады и подъемы настроения?
- Много ли ты мечтаешь?
- Считаешь ли ты свои привычки хорошими?
- Когда на тебя кричат, ты отвечаешь тем же?
Варианты ответов: ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ
Предварительный просмотр:
- любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
- приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слышать, и услышать;
- уважение достоинства и доверие, вера в миссию, каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
- ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
- признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное олеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);
- умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
- собственный самоанализ, постоянный профессиональный рост, самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку;
- поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа;
- признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ЧТОБЫ ВОСПИТАТЬ ВОЛЮ И ХАРАКТЕР.
Слово "честность", "честь" похожи на слово "чистота".
Честным человеком мы называем такого, который "не запачкал" себя притворством, трусостью и ложью. Честный человек - тот, кто правдив и смел. Тот, кто дорожит дружбой. Кто уважает и любит своих близких и прочих-остальных знакомых и даже незнакомых людей.
У человека, который всегда старается вести себя вежливо и честно, со временем вырабатывается сильная воля и твердый характер. Про такого говорят:
- Этот человек сам умеет себя воспитывать.
Если ты, мой маленький дружок, тоже желаешь воспитать в себе волю и характер, вот тебе несколько советов:
- Будь дисциплинированным и аккуратным. Не трать попусту на капризы и глупые дела свое время.
- По утрам обязательно делай зарядку, чтобы стать сильным и ловким. (Вдруг тебе когда-нибудь понадобится защищать девочку или слабого малыша от задиры-хулигана?)
- Веди себя деликатно, по-доброму со всеми знакомыми и незнакомыми людьми.
- Всегда уступай свое место в транспорте людям, которые старше тебя. Или которые - ты видишь - очень устали, больны.
Никогда не обманывай своих друзей и взрослых. Лгут и притворяются чаще всего трусливые и плохо воспитанные люди. Не будь на них похожим!
ЛЕСНЫЕ УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ.
Пожалуйста, запомни, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, и научи этому своих друзей.
- Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет лесных цветов. Травяной покров сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.
- Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них - лекарство для лесных обитателей.
- Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше "развлечение" часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки.
- Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут!
И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ.
- Локти на стол не клади, только кисти рук.
- Закуски и салаты с больших блюд клади не теми ложками, которыми ешь сам, а теми, что на блюде.
- Ложку или вилку с едой подноси к чуть склоненной голове, но никогда не наклоняйся к тарелке.
- Прожевывай пищу обязательно с закрытыми губами - ни быстро, ни медленно, не чавкай и не разговаривай с полным ртом.
- На тарелку клади ровно столько, сколько съешь.
- Когда трапеза закончена, нож и вилку клади на тарелку параллельно друг другу справа.
СОВЕТЫ ЕДОКАМ.
Это ешь вилкой: котлеты, рулеты, гуляш, бефстроганов, салаты, паштеты, омлеты, рис, макароны, пельмени, овощные гарниры, картофель.
Это ешь с помощью ножа и вилки: жаркое, отбивные котлеты, птицу.
Это ешь ложкой: каши, творог, суп, пюре.
Хлеб берут рукой, не откусывают от куска, а отламывают кусочки и кладут в рот.
Торт, пирожное и другие сладости с кремом не нужно брать руками. Их едят маленькой ложкой.
Ну вот, а теперь нам надо с тобой решить
ЗАДАЧУ ДЛЯ ХОЗЯЙКИ.
Дано: клеенка, скатерть, салфетки, тарелки (глубокие и мелкие), чашки, стаканы, вилки, ножи, ложки (столовые, десертные, чайные), цветы и вазочки для цветов.
Требуется: расположить все так, чтобы было красиво, правильно, удобно.
Решение:
1. На поверхность стола положить клеенку, затем скатерть.
2. Мысленно на расстоянии 1-2 см от края проведи прямую линию, по ней ровно расставь тарелки - каждую против стула. Если стол к обеду, на мелкую тарелку поставь глубокую.
3. Ножи расположи справа от тарелок лезвием к ним, вилки - слева острием вверх. Ложки - суповую, десертную - положи за тарелками параллельно краю стола ручками вправо.
4. Для воды или сока поставь бокалы справа за приборами. Салфетки - на тарелки. Не забудь о ложках, ножах, вилках для закусок, салатов, масла. Цветы в вазочках украсят праздничный стол.
Рассаживайтесь, гости дорогие.
ПРАВИЛА ДРУЖБЫ.
- Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
- Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет. Играй и работай с друзьями так, чтобы не брать себе все самое лучшее.
- Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом.
- Не ссорься с друзьями; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй товарищам - надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
- Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.