Проектная деятельность
Программа "Проектория" является средством реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы, конкретизирует методы формирования УУД учащихся в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности учащихся. Программа направлена на развитие творческих способностей учащихся, формирование основ культуры проектной деятельности, позитивного социального опыта применения технологий этого вида деятельности.
Обязательным критерием Всероссийской олимпиады школьников по технологии является защита проектов. С помощью систематической работы, обучающиеся ежегодно разрабатывают творческие проекты по разным направлениям: Робототехника, Квадрокоптеры и пилотирование, 3Д-моделирование и т.д. В итоге, ежегодно учащиеся получают отличные результаты на муниципальном, областном и всероссийском уровнях.
Видео проектов:
https://cloud.mail.ru/public/Sa4D/3Lw3kLQhx
https://cloud.mail.ru/public/9nhB/4bKZ5MMBj
https://cloud.mail.ru/public/4KBf/3DK8yQTFH
https://cloud.mail.ru/public/hh1t/3EAYHre45
https://cloud.mail.ru/public/4SBz/5GSQULU5g
https://cloud.mail.ru/public/3tuD/4VxLRj8qe
https://cloud.mail.ru/public/2kxs/sgoNwZdGq
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_proektoriya.docx | 60.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
городского округа города Райчихинска Амурской области
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
городского округа города Райчихинска Амурской области
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей эстетического цикла от 27.08.2019г., протокол №1 ______________ И.Ю. Азимова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОАУ СОШ № 15 ______________ Н.В.Морозова 29.08.2019г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОАУ СОШ № 15 _____________ В.В.Неценстрик 30.08.2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРОЕКТОРИЯ»
ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ
Составитель: учитель технологии И.Ю. Азимова
2019 год
Введение
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектория» духовно-нравственного направления рассчитана на 3 года обучения и предназначена для учащихся 5-9-х классов.
Рабочая программа разработана на основе:
- Методического пособия «Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников» 5—9 классы / О. В. Плетенева, В. Я. Бармина, В. В. Целикова. — М.: Дрофа, 2019. — 217 с. — (Российский учебник).
- Основной образовательной программой основного общего образования МОАУ СОШ №15 г. Райчихинска Амурской области.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Проектория»
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
I год 5-6 класс (приобретение школьниками основ знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) | II год 7-8 класс (формирование основ технологической грамотности, позитивного отношения детей к базовым ценностям общества) | III год 9 класс (получение школьниками начального опыта научно-технологического развития) |
Приобретение школьниками основ знаний о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о логике и правилах проведения научного исследования, основ знаний о предметном мире, как основной среде обитания современного человека, понимание ценности культуры, умение представлять мир профессий, их социальное значение | Развитие ценностных отношений школьников к знаниям, к труду, науке и современным технологиям, социальной роли в мире. | Приобретение опыта для творческой самореализации. Повышение уровня технологической грамотности, осознание ценности науки как фундамента технологий, развитие интереса к исследовательской деятельности. Реализации на практике достижений науки социальным заказом общества на выпускника, готового к профессиональному самоопределению, самоорганизации, самореализации и самообразованию в постоянно изменяющемся мире. |
Формирование универсальных учебных действий
класс | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
5-6 класс | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; личностная саморефлексия. Развитие ответственности за качество своей деятельности, проявление познавательных интересов и активности. | Извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; (выполнять анализ). Рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создание объектов труда, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям) | Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом своих учебных и жизненных ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ. При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению. | Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и группы. |
7-8 класс | Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда. Мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами работы над проектом; проявлять в конкретных ситуациях внимательность, помощь, доверие. Самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиции будущей социализации | Ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план действий, выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос: «Почему выбрал именно эту тему?»); выявлять главное и второстепенное; исследовать собственные нестандартные способы решения. | Учиться подтверждать аргументы фактами; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. Учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе. | Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ). Умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, |
9 класс | Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности, самооценка готовности к предпринимательской деятельности. | Владение способами научной организации труда, формами деятельности, соотвествующими культуре труда и технологической культуре производства, применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов | Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. | Совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. |
Тематический план на каждый учебный год
№ | Раздел программы, количество часов на каждый учебный год | Основные темы | Количество часов по классам всего (теория, практика ) | ||
5-6 кл. | 7-8 кл. | 9 кл. | |||
1 | Тренинг | Анкетирование | 4 | 4 | 4 |
Выявление уровня творческих способностей | 1 | 1 | 1 | ||
2 | Проектная деятельность | Творческий проект | 28 | ||
Прикладной проект | 28 | ||||
Практико-ориентированный проект | 28 | ||||
3 | Мониторинги | Тестирование | 1 | 1 | 1 |
Защита проекта | 2 | 2 | 2 | ||
Итого | 36 | 36 | 36 |
5-6 класс
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Творческие проекты»
Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: наблюдение, умение задавать вопросы, делать выводы, объяснять и защищать свои идеи.
Проект. Знакомство с понятием «проект», где могут быть использованы проекты. Особенности творческого проекта. Основные этапы выполнения творческого проекта.
Знакомство с основными доступными нам методами создания проектов (наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации и др.).
Выполнение практической части, заданий (практические задания типа «что сначала, что потом..»). Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график. Практические задания по созданию схем, графиков. Высказывание суждений. Знакомство с классификацией. Как правильно делать выводы. Работа с книгой. Какие книги считаются научными. Что такое справочник, энциклопедия и т.п. План своего выступления.
Представление результатов деятельности. Мини-конференции в классе. Представление своих проектов. Умение задавать вопрос. Вопросы авторам.
Оформление результатов в виде сценария, программы праздника, плана сочинения, статьи, дизайна и другое.
Тематическое планирование 5-6 класс
Разделы программы и кол-во часов отводимых на данный раздел | Основное содержание разделов и тем программы | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Формирование универсальных учебных действий |
«Творческие проекты» (36 ч) Понятие проекта, типы проектов, освоение этапов выполнения проекта, умений ставить цель проекта, составлять краткий план проекта. | Определение и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. выбирать и обосновывать тему проекта; подбирать необходимую информацию для реализации проекта; прорабатывать структуру совместной деятельности участников творческого проекта; оформлять результаты проектной деятельности. | Находить информацию и проводить сравнительный анализ Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства на базе школьного музея. Анализировать особенности декоративного искусства народов России. Находить информацию для изучения видов народной вышивки. Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия. Проводить сравнительный анализ технологических и эстетических возможностей различных материалов, применяемый в декоративно-прикладном искусстве. Участвовать в коллективном обсуждении творческих работ. Выполнять эскизы проектных работ Составлять технологическую карту. Изготавливать изделия в разных техниках декоративно-прикладного искусства. | а)личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; личностная саморефлексия. б) регулятивные: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, в) познавательные- Извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; ( выполнять анализ) г) коммуникативные: Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом своих учебных и жизненных ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ |
Учебно-тематический план 5-6 класс
Дата | №п/п | Темы занятий | Количество часов |
1 | Мир глазами ребенка. (Наблюдение). Умозаключения, выводы увиденного. | 1 | |
2 | Что такое проект? Где использует человек проекты, с какой целью? Как увидеть проблему? Что такое суждение. | 1 | |
3 | Виды проектов.(творческий, исследовательский, информационный, прикладной) | 1 | |
4 | Основные этапы выполнения творческого проекта. | 1 | |
5 | Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы, видеть проблему | 1 | |
6 | Главное и второстепенное. Практические задания типа «что сначала, что потом…». | 1 | |
7 | Рисунок, схема, график. Практические задания по созданию схем. | 1 | |
8 | Практические задания по созданию графиков | 1 | |
9 | Классификация. Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации – поиск ошибок. | 1 | |
10 | Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. | 1 | |
11 | Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации – поиск ошибок. | 1 | |
12 | Правила работы с дополнительной литературой. | 1 | |
13 | Научная литература. Как выбрать главное. | 1 | |
14 | Творческие учебные проекты (выбор, составление плана, распределение по этапам) | 1 | |
15 | Творческие учебные проекты (выбор источников информации, описание) | 1 | |
16 | Сбор и анализ информации о потребности в планируемом изделии, анализ имеющихся изделий | 1 | |
17 | Определение подробного перечня критериев, которым должно соответствовать изделие | 1 | |
18 | Выполнение эскизов, чертежей, моделей, составление технологических карт, подбор материалов и инструментов | 1 | |
19 | Конструкторская и дизайнерская проработка изделия | 1 | |
20 | Изготовление изделия согласно проекту | 1 | |
21 | Изготовление изделия согласно проекту | 1 | |
22 | Изготовление изделия согласно проекту | 1 | |
23 | Изготовление изделия согласно проекту | 1 | |
24 | Изготовление изделия согласно проекту | 1 | |
25 | Изготовление изделия согласно проекту | 1 | |
26 | Изготовление изделия согласно проекту | 1 | |
27 | Изготовление изделия согласно проекту | 1 | |
28 | Изготовление изделия согласно проекту | 1 | |
29 | Изготовление изделия согласно проекту | 1 | |
30 | Подсчет себестоимости изделия. | 1 | |
31 | Реклама изделия. | 1 | |
32 | Оформление проекта. | 1 | |
33-34 | Обработка полученных результатов. | 2 | |
35-36 | Мини-конференция. Представление проекта. Защита проекта | 2 | |
Итого: | 36 |
7-8 класс
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Прикладные проекты»
Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности, виды презентаций проектов, распределение учащихся по проектным группам. Персональные и групповые проекты.
Проект. Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы.
Проектирование – познание в действии. Практическая работа.
Планирование и разработка проектов с доступными объектами (вода, свет, бумага, нитки, ткань и др.)
Гипотезы и идеи. Разработка гипотез прикладных проектов.
Практическая работа на выдвижение гипотез, постановка цели проекта.
Искусство делать сообщения. Как правильно спланировать сообщение о своем проекте. Как выделить главное и второстепенное. Составление рассказа по плану.
Обработка полученных результатов. Итог работы. Направленность учащихся на выполнение прикладных проектов.
Как выбрать тему проекта. Индивидуальная работа с учащимися.
Индивидуальная консультативная работа с учащимися по выполнению проекта.
- Прикладной проект
Понятие прикладного проекта. Особенности прикладного проекта. Основные этапы выполнения прикладного проекта.
1. Поисково-конструкторский этап.
- Поиск и выбор темы проекта, определение потребности в том или ином изделии или услуге.
- Сбор, изучение и обработка необходимой информации об объекте труда и процессе его изготовления.
- Проектирование изделия: изучение вариантов конструкции изделия с учетом предъявляемых к нему требований; выбор оптимального варианта конструкции и технологии изготовления изделия с учетом имеющегося оборудования и других условий; рассмотрение вопросов эколого-экономической экспертизы, связанных с изготовлением и применением изделия.
- Составление конструкторской и технологической документации: выполнение эскиза и рабочих чертежей деталей; разработка технологии изготовления элементов и всего изделия в целом; составление технологических карт.
- Технологический этап.
- Материальная реализация проекта: подбор необходимых конструкционных материалов, инструментов, приспособлений и оборудования, исходя из реальных возможностей учебной мастерской.
Выполнение запланированных обработочных, сборочных и отделочных операций по изготовлению изделия.
- Текущий контроль качества выполнения технологических операций.
- Соблюдение в работе технологической и трудовой дисциплины, культуры труда, техники безопасности.
- Внесение изменений в конструкцию изделия и технологию по изготовления при необходимости.
- Заключительный этап.
- Контроль изготовленного изделия и его испытание (при необходимости).
- Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности и их реализация.
- Общий анализ работы, проведенной над прикладным проектом, и вытекающие из него выводы.
- Защита проекта. Представление результатов деятельности . Семинар. Предварительная защита результатов своей работы. Заслушивание всех проектов. Вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Тематическое планирование 7-8 класс
Разделы программы и кол-во часов отводимых на данный раздел | Основное содержание разделов и тем программы | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Формирование универсальных учебных действий |
«Прикладные проекты» (36 ч) Определять конкретную индивидуальную проблему, ставить цель и разрабатывать прикладной проект. | Определение и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация, алгоритм выполнения прикладного проекта; общие правила оформления прикладного проекта. | Находить информацию и проводить сравнительный анализ Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства на базе школьного музея. Анализировать особенности декоративного искусства народов России. Находить информацию для изучения видов народной вышивки. Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия. Проводить сравнительный анализ технологических и эстетических возможностей различных материалов, применяемый в декоративно-прикладном искусстве. Участвовать в коллективном обсуждении творческих работ. Выполнять эскизы проектных работ Составлять технологическую карту. Собирать коллекцию образцов декоративно-прикладного искусства края. Изготавливать изделия в разных техниках декоративно-прикладного искусства. Организовывать и проводить праздники (юбилеи, день рождения, Масленица и др.)
| а)личностные: Развитие ответственности за качество своей деятельности, проявление познавательных интересов и активности. б) регулятивные: Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. в) познавательные- Рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создание объектов труда, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям) г) коммуникативные: Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом своих учебных и жизненных ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению. |
Учебно-тематический план 7-8 класс
Дата | №п/п | Темы занятий | Количество часов |
1 | Понятие прикладного проекта. Особенности прикладного проекта. | 1 | |
2 | Основные этапы выполнения прикладного проекта. | 1 | |
3 | Распределение учащихся по проектным группам. | 1 | |
4 | Персональные и групповые проекты. | 1 | |
5 | Выбор темы проекта Индивидуальные проекты | 1 | |
6 | Сбор, изучение и обработка необходимой информации об объекте труда и процессе его изготовления. | 1 | |
7 | Определение подробного перечня критериев, которым должно соответствовать изделие | 1 | |
8 | Проектирование изделия: изучение вариантов конструкции изделия, с учетом предъявляемых к нему требований; выбор оптимального варианта конструкции и технологии изготовления изделия | 1 | |
9 | Выполнение эскизов, чертежей, моделей, составление технологических карт, подбор материалов и инструментов | 1 | |
10 | Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. | 1 | |
11 | Проектирование – познание в действии. Практическая работа. | 1 | |
12 | Изготовление изделия согласно проекту | 1 | |
13 | Изготовление изделия согласно проекту | 1 | |
14 | Изготовление изделия согласно проекту | 1 | |
15 | Изготовление изделия согласно проекту | 1 | |
16 | Изготовление изделия согласно проекту | 1 | |
17 | Изготовление изделия согласно проекту | 1 | |
18 | Изготовление изделия согласно проекту | 1 | |
19 | Изготовление изделия согласно проекту | 1 | |
20 | Изготовление изделия согласно проекту | 1 | |
21 | Изготовление изделия согласно проекту | 1 | |
22 | Изготовление изделия согласно проекту | 1 | |
23 | Обработка полученных результатов. Итог работы. | 1 | |
24 | Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. | 1 | |
25 | Проектирование – познание в действии.. Практическая работа. | 1 | |
26 | Гипотезы и идеи. | 1 | |
27 | Искусство делать сообщения. | 1 | |
28 | Обработка полученных результатов. Итог работы | 1 | |
29 | Подготовка отчёта. Расчет себестоимости изделия | 1 | |
30 | Подготовка презентации. Слайды презентации | 1 | |
31 | Подготовка презентации. Слайды презентации | 1 | |
32 | Подготовка выступления. План выступления | 1 | |
33-34 | Семинар, проектная деятельность. | 2 | |
35-36 | Защита проектов. Вопросы авторам, высказывание собственных суждений. | 2 | |
Итого: | 36 |
9 класс
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Практико-ориентированный проект»
Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: формулирование основных вопросов, обозначение границ проектов.
Практико-ориентированные проекты, это проекты ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Может быть ориентация на определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и четкая координационная работа по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения практику, а также организации внешней оценки проекта.
Понятие практико-ориентированного проекта.
Особенности практико-ориентированного проекта. Основные понятия, необходимые для выполнения проекта: гипотеза, аргумент, аспект, концепция, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, факт, методы научного познания (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, анализ и синтез и т. д.).
Алгоритм выполнения исследовательского проекта:
1 этап выполнения (Введение)
Осознание и обоснование актуальности темы: поиск и выбор темы проекта, определение потребности.
Формулировка проблемы исследования.
Выделение предмета и объекта исследования.
Обозначение задач исследования.
Определение методов исследования.
Определение источников информации: сбор, изучение и обработка необходимой информации об объекте.
Выдвижение гипотез решения обозначенной задачи.
Технологический этап.
Разработка путей решения проблемы.
Поиск и обработка информации.
Аналитическая работа над собранными фактами.
Выводы.
Корректировка первоначального направления (при необходимости).
Дальнейший поиск информации по уточненным направлениям.
Анализ новых фактов.
Рефлексивно-оценочный этап.
Обобщение и обсуждение полученных результатов.
Выводы по результатам исследования.
Обозначение новых проблем для дальнейшей реализации пректа.
Общие правила оформления проекта. Представление результатов проектной работы. Критерии оценки проекта.
- Представление результатов деятельности. Подготовка презентации. Демонстрация продукта, выполненная на основе информационных технологий.
- Работа над определениями основных понятий. Умение отвечать на незапланированные вопросы.
- Умение защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. Учить излагать добытую информацию. Представление продукта. Презентационные умения и навыки.
- Подготовка отчёта. Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам проектирования, использовать рисунки, таблицы.
- делать аргументированные выводы, выстраивать систему доказательств;
- собирать, систематизировать и анализировать полученные данные;
- подбирать методы исследования для конкретной исследовательской работы;
- делать выводы по результатам исследования;
- оформлять результаты исследований;
- защищать результаты исследовательского проекта;
- видеть перспективы дальнейшей работы по данной теме.
Тематическое планирование 9 класс
Разделы программы и кол-во часов отводимых на данный раздел | Основное содержание разделов и тем программы | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Формирование универсальных учебных действий |
«Практико-ориентированные проекты» (36 ч) Определять социально-значимую проблему, ставить цель и разрабатывать проект | Основные понятия, необходимые для работы; Алгоритм выполнения проекта; Критерии оценки проекта; Общие правила оформления проекта. Определение и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация.
| Находить информацию и проводить сравнительный анализ Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства на базе школьного музея. Анализировать особенности декоративного искусства народов России. Находить информацию для изучения нового материала Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия. Проводить сравнительный анализ технологических и эстетических возможностей различных материалов, применяемый в декоративно-прикладном искусстве. Участвовать в коллективном обсуждении исследовательских работ. Выполнять эскизы проектных работ Составлять технологическую карту. Изготавливать и исследовать изделия в разных техниках декоративно-прикладного искусства.
| а)личностные: мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами работы над проектом; проявлять в конкретных ситуациях внимательность, помощь, доверие. Самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиции будущей социализации б) регулятивные: Совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. в) познавательные: Совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. г )коммуникативные: Учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе |
Учебно-тематический план 9 класс
Дата | №п/п | Темы занятий | Количество часов |
1 | Основные понятия, необходимые для практико-ориентиованной работы; | 1 | |
2 | Алгоритм выполнения проекта | 1 | |
3 | Осознание и обоснование актуальности темы: поиск и выбор темы проекта, определение потребности. | 1 | |
4 | Формулировка проблемы исследования. | 1 | |
5 | Выделение предмета и объекта исследования. | 1 | |
6 | Определение методов реализации проекта | 1 | |
7 | Определение источников информации: сбор, изучение и обработка необходимой информации об объекте. | 1 | |
8 | Выдвижение гипотез решения обозначенной задачи. | 1 | |
9 | Разработка путей решения проблемы | 1 | |
10-13 | Делать аргументированные выводы, выстраивать систему доказательств; | 3 | |
14 -17 | Аналитическая работа над собранными фактами. | 4 | |
18-23 | Дальнейший поиск информации по уточненным направлениям. Анализ новых фактов. | 6 | |
24-27 | Обобщение и обсуждение полученных результатов. | 4 | |
28-29 | Выводы по результатам исследования. | 2 | |
30 | Обозначение новых проблем для дальнейшего развития. | 1 | |
31-32 | Подготовка презентации. | 2 | |
33-34 | Подготовка выступления. | 2 | |
35-36 | Круглый стол. Защита проектов. Вопросы авторам, высказывание собственных суждений. | 2 | |
Итого: | 36 |
Литература для учителя
- Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
- Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117
- Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2013. - № 3. – С. 50-57
- Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 3 – 7
- Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. - № 11. – С. 20-33
- Кадыкова, О. М. Общешкольный проект – основа механизма управления проектно- исследовательской деятельностью учащихся // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. - № 5. – С. 14-22
- Каримуллина, О. В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся // Управление качеством образования. – 2013. - № 6. – С. 59-65
- Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности // Управление качеством образования. – 2013. - № 7. – С. 80-84
- Смыковская, Т. К., Головина Н. Н. Проектный метод развития интеллектуальных умений // Профессиональное образование. Столица. – 2013. - № 5. – С. 35-36
- Тигров, В. В., Тигров В. П. Проектная деятельность учащихся в условиях творческой технологической среды // Педагогика. – 2013. - № 10. – С. 43-48
Литература для учащихся
- Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе : учеб. пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. – Сургут, РИО СурГПУ, 2014. – 135 с
- Леонтонович А.В., Смирнов И.А., Саввичев А.С. Проектная мастерская 5-9 классы– М.: Просвещение, 2018. – 112 с.
Приложение 1
Банк проектов и творческих заданий
Классификация проектов по содержанию
1. Интеллектуальные. Описание модернизированных, оригинальных новых технологий обработки материалов, продуктов; программы для ЭВМ; дизайнерские обработки учебных, жилых и производственных помещений и т. п.
2. Материальные. Изготовление инструментов, приспособлений, бытовых устройств, средств малой механизации и автоматизации, учебно-наглядных пособий.
3. Экологические. Очистка загрязненных производственных помещений, лесных и лесохозяйственных угодий, сбор и использование вторичного сырья для изготовления объектов труда учащимися.
4. Сервисные. Сбор, оформление и представление информации; обслуживание и ремонт оборудования; ремонт и благоустройство жилья.
5. Комплексные, включающие интеллектуальные, материальные, экологические и сервисные составляющие.
Например, в машинописи разработка машинописных визитных карточек, оформление текста писем, деловых бумаг, в кулинарии -сервировка стола, оформление блюд, интерьера квартиры, реклама продуктов и кулинарной продукции; в парикмахерском деле -реклама косметических средств, совершенствование парикмахерских инструментов, рабочего места и т.д. Следует обратить внимание на то, что приведенная тематика проектов, в основном направлена на повышение интеллектуализации (рудового образования, на стимулирование любознательности, на установление межпредметных связей. Творческие проекты могут выполняться для школы, для дома, досуга, в виде заказов предприятий (фирм).
Примерные направления проектов:
Робототехника,
3Д моделирование и прототипирование,
Квадрокоптеры и пилотирование,
Интерьер,
Рукоделие,
Декоративно-прикладное творчество,
Дизайн.
Модель совместной творческой деятельности
учителя и учащегося
№п/п | Стадии выполнения проекта | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | |
1. Организационно-подготовительный этап | ||||
1.1 | Поиск проблемы | Слушать учителя, анализировать услышанное | Ставит перед учащимися проблему: предлагает банк проектов, раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения и критерии оценивания | |
1.2 | Выбор и обоснование проекта | Осуществляет маркетинговые исследования, выявляет потребности, интеллектуальные и материальные возможности самого и школы | Наблюдает за учащимися, консультирует и контролирует, участвует в принятии решения | |
1.3 | Анализ предстоящей деятельности | Анализирует предстоящую деятельность, разрабатывает «Схему обдумывания» | Наблюдает за учащимися, консультирует и | |
1.4 | Разработка различных вариантов выполнения проекта | История проекта: рисунки и схемы различных вариантов, определение их достоинств и недостатков | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает | |
1.5 | Выбор оптимального | Выбирает из многих вариантов наиболее подходящий | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает | |
1.6 | Подбор материала | Разработка «Схемы обдумывания» | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает | |
1.7 | Разработка технологического процесса и конструкторско технологической документации | Выбирает и анализирует рациональную технологию; составляет технологические карты, чертежи, эскизы, осуществляет конструирование и моделирование, определяет режим работы и затраты времени, уточняет критерии контроля | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает | |
1.8 | Организация рабочего места | Подбирает и размещает на рабочем месте материалы, инструменты и приспособления | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает | |
2. Технологический этап | ||||
2.1 | Выполнение технологических операций | Подбирает режимы | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает | |
2.2 | Самоконтроль своей деятельности | Осуществляется самоконтроль своей деятельности; вносит изменения в технологический процесс | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает | |
2.3 | Корректирование технологического процесса | Корректирует последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает | |
2.4 | Соблюдение технологическо и, трудовой дисциплины, культуры труда | Контролирует технологический процесс; соблюдает технологическую и трудовую дисциплину; контролирует организацию рабочего места | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает | |
3 Заключительный этап | ||||
3.1 | Контроль и испытание изделия (услуги) | Осуществляет контроль и корректировку параметров изделия; проводит испытание изделия | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает | |
3.2 | Корректирован ие документации | Подготовка документации к защите; проектирование (проект, чертежи, рисунки, эскизы, технологические карты) | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает | |
3.3 | Экономико-экологическое обоснование | Рассчитывает себестоимость изделия (услуги); разрабатывает (при необходимости) бизнес-план; проводит экологическую экспертизу | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает | |
3.4 | Мини-маркетинговые исследования | Разрабатывает рекламу, товарный знак изделия (услуги); осуществляет поиск предложений возможностей реализовать изделия (услуги) | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает | |
3.5 | Подведение итогов | Самоанализ достоинств и недостатков проекта; самооцен ка результатов; перспективы производства | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает | |
3.6 | Защита проекта | Доклад и демонстрация; ответы па вопросы | Слушает, участвует в оценке проекта (услуги) |
Основные требования к проектированию изделия
1.Технологичность. Заключается в возможности максимально простого изготовления изделия, в частности на имеющемся оборудовании, из доступных материалов, с наименьшими затратами труда, т.е. выбор наиболее рациональной технологии.
2. Экономичность. Экономичность требует изготовления изделия с наименьшими затратами, с получением. наибольшей прибыли при реализации или эксплуатации изделия.
3. Экологичность. Состоит в том, что изготовление и эксплуатация изделия не повлекут за собой существенных изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека, животного или растительного мира.
4. Безопасность. Предусматривается как на стадии выполнения проекта, так и на стадии эксплуатации. Безопасность связана с системой мер по охране труда, производственной санитарией, гигиеной и т.д. В проекте должна исключаться возможность травматизма и профессиональных заболеваний.
5.Эргономичность. Тесно связана с научной организацией труда и предусматривает оборудование рабочего места с наименьшими энергетическими затратами человека при обслуживании.
6. Системность. Содержание работ по выполнению проекта должно комплексно отражать изученный материал в течение года, быть политехнически направлено.
7.Творческая направленность и занимательность. Предполагает творческую деятельность и учёт интересов детей.
8.Посильность. Предполагает соответствие уровню подготовки учащихся, их индивидуальным, возрастным и физиологическим возможностям.
9. Соответствие требованиям дизайна. Проектируемое изделие должно быть внешне эстетически красивым, модным, должны гармонично сочетаться все детали и цветовая гамма, а также быть практичным, функциональным.
10. Значимость. Изготовленное изделие должно иметь определённую ценность, полезность в интересах общества или конкретной личности.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И ЗАЩИТА ПРОЕКТА
На защите проекта должны:
- Объявить название своего проекта, показать или продемонстрировать его.
- Назвать причины, побудившие её взяться за выполнение данного проекта, и указать цели и задачи, поставленные, ею перед его выполнением.
- Назвать оборудование и средства, используемые при изготовлении проекта.
- Назвать разделы программ предмета технологии, дополнительную литературу, задействованные при выполнении проекта.
- Обосновать выбор модели.
- Обосновать выбор изделия с учётом свойств, соответствие названию и форме модели, цветовой гаммы
- Указать на положительные и отрицательные стороны изделия, т.е. выявить недостатки и достоинства изделия, которые могли присутствовать при выборе: оборудования, ткани, прокладочных материалов, отделки, конструирования, методов обработки изделия и пр.
- Указать, что можно изменить из вышеперечисленного в случае повторного выполнения проекта, с целью улучшения качества и эстетического восприятия.
- Рассказать о новых знаниях и умениях, полученных при выполнении проекта, об использовании прогрессивных методов обработки , если они имели место.
- Объявить окончательную себестоимость изделия и сделать вывод о целесообразности его выполнения и правильности выбора изделия.
- Самостоятельно объективно оценить выполненную проектную работу, выслушать мнения одноклассниц и оценку учителя.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Общая оценка является среднеарифметической четырех оценок: за текущую работу, за изделие, за пояснительную записку и за защиту работы.
При оценке текущей работы учитывается правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность организации труда и рабочего места, экономное расходование материалов, электроэнергии, соблюдение правил техники безопасности, добросовестность выполнения работы, осуществление самоконтроля.
При оценке изделия учитывается практическая направленность проекта, качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся.
При оценке пояснительной записки учитывается полнота раскрытия темы задания, оформление, рубрицирование, четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей.
При оценке защиты проекта учитывается аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, способность работать с перегрузкой).