Достижение обучающимися положительной динамики результатов коррекционно-развивающего обучения
Мониторинг проводился по программам нарушения коррекции речи, содержащим диагностический инструментарий, позволяющий установить уровень речевого развития ребенка. При проведении диагностирования учитывались рекомендации, описанные в пособии «Методы обследования речи детей» под общей редакцией проф. Г.В. Чиркиной (3-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2003.). Результаты мониторинга рассмотрены на итоговом педсовете (Протокол прилагается).
Данные мониторинка за два года коррекционно - логопедической работы логопедической службы показывают положительную динамику у 100% учащихся посещавших логопедические занятия (результаты мониторинга прилагаются). По сравнению с 2010-2012 у.г. процент выпущенных детей со значительным улучшением в 2012-2014 г. увеличился на 10%.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №20»
Аналитическая справка
по результатам профессиональной деятельности учителя – логопеда
Сергеевой Нины Викторовны
за 2014- 2015 уч.год
2015 г.
Обучение в группе ведется по «Программе обучения и воспитания детей с ФФН» и «Программе обучения и воспитания детей с ОНР», авторы Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.
За основу мониторинга индикаторов коррекционно-развивающей работы была взята методика Филичевой Т.Б., предложенная автором для исследования речевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Сроки проведения мониторинга – 2 раза в год (сентябрь-май).
Объект мониторинга:
-14 детей старшей группы для детей с НР (5-6 лет): 7 девочек и 7 мальчиков;
Из них:
6 человек – ОНР 3 уровень речевого развития с дизартрией.
8 человек – ФФН у ребенка с дизартрией.
Направления мониторинга: мониторинг качества коррекционно-развивающей работы: первичная и итоговая диагностика уровня сформированности компонентов языковой системы, отслеживание динамики речевого развития дошкольников 5-6 лет, владеющих вербальными средствами общения.
Цель мониторинга: оценить качество коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими трудности усвоения программного материала;
Задачи мониторинга:
-определить уровень сформированности фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи ребенка на начало и конец учебного года;
-уточнить структуру дефекта путем качественного и количественного анализа степени выраженности нарушений разных сторон речи (речевого профиля);
-сформулировать направления индивидуальной (индивидуальный маршрут) и фронтальной коррекционной работы;
-скомплектовать группы детей на основе общности структуры нарушений речи;
-отследить динамику речевого развития ребенка и оценить эффективность коррекционно-педагогической работы за отчетный период.
Методы мониторинга:
-наблюдения,
-беседы,
-создание несложных (естественных) диагностических ситуаций.
Критерии оценки
Диагностика состояла из 10 разделов (компонентов) для исследования состояния устной речи:
- Общее звучание речи.
- Артикуляционная моторика.
- Звукопроизношение.
- Слоговая структура слов.
- Фонематический слух.
- Языковой анализ и синтез.
- Грамматический строй речи.
- Лексика.
- Словообразование.
- Связная речь.
Система оценки мониторинга пятиуровневая:
Высокий уровень (5 баллов) | Выше среднего (4-4,9 баллов) | Средний уровень (3-3,9 баллов) | Ниже среднего (2-2,9 баллов) | Низкий уровень (1-1,9 баллов) |
Правильное и точное воспроизведение | Воспроизведение точное, темп несколько замедлен | Замедленное воспроизведение с запинками | Искаженное воспроизведение | Не воспроизведение |
В конце 2014/ 2015 учебного года проводилось повторное исследование устной речи детей старшей группы 5-6 летнего возраста с целью выявления уровня сформированности основных факторов речи по тем же параметрам, что и в начале учебного года. Методика исследования состояния устной речи четко структурирована по этапам работы и имеет 10 основных тесно взаимосвязанных разделов. Каждый раздел объединяет речевые пробы нарастающей трудности. Количественные результаты отражены в протоколах обследования речи детей в виде таблиц с приложением речевых профилей, что позволяет проанализировать динамику в развитии основных компонентов языковой системы каждого ребенка и группы в целом. Качественный анализ данных осуществляется учителем-логопедом в виде оформленных речевых карт воспитанников, индивидуальных программ развития, а также логопедических заключений, на каждого ребенка соответственно в начале и в конце учебного года.
При оценке результатов были получены следующие данные:
2 ребенка из 14 успешно выполнил пробы задания и получил более 4 баллов,
10 детей из 14 выполнили пробы задания с запинками и получили более 3 баллов,
2 ребенка допустили большое количество ошибок и получили более 2 балов.
Средний балл речевого статуса группы составляет:
3,1 против 2,6 в начале года.
При оценке результатов наблюдается повышение уровня сформированности всех компонентов речи до среднего.
Количественные показатели уровня сформированности компонентов речи воспитанников группы (средний балл).
Разделы | Начало года | Уровень | Конец года | Уровень | Прирост за год |
1. Общее звучание речи. | 2,9 | н/с | 3,2 | с | 0,3 |
2.Артикуляционная моторика. | 3,0 | с | 3,4 | с | 0,4 |
3.Звукопроизношение | 3,0 | с | 3,4 | с | 0,4 |
4.Слоговая структура слова. | 2,9 | н/с | 3,1 | с | 0,2 |
5. Фонематический слух. | 2,3 | н/с | 3,1 | с | 0,8 |
6. Языковой анализ и синтез. | 1,6 | н | 2,6 | н/с | 1,0 |
7. Грамматический строй речи. | 2,5 | н/с | 2,9 | н/с | 0,4 |
8. Лексика. | 2,7 | н/с | 3,4 | с | 0,7 |
9. Словообразование. | 2,5 | н/с | 2,9 | н/с | 0,4 |
10. Связная речь. | 1,9 | н | 2,9 | н/с | 1,0 |
Средний балл. | 2,6 | н/с | 3,1 | с | 0,5 |
Диаграмма результатов сформированности
компонентов речи воспитанников группы.
Средний балл речевого статуса группы.
Сформированность уровня речевого развития детей в процентном отношении.
Диагностика развития уровня речи детей в процентном отношении.
Выше среднего – 2 ребенка (14%) против 0 детей в начале года. Прирост составил 14%.
Средний – 10 детей (72%) против 4 (28%) детей в начале года. Прирост составил 44%.
Ниже среднего – 2ребенка(14%) против 10 (72%) детей в начале года. Прирост составил-58%.
Качественный анализ логопедической коррекции.
- 9 детям (64%) были поставлены нарушенные звуки, звуки в стадии автоматизации. У 5 детей (36%) звуки в стадии постановки.
- 88% детей владеют звуковым анализом и синтезом прямых и обратных слогов, слов типа СУП, определяют позицию звука в слове, выделяют первый и последний звуки в слове. 12% детей не владеют звуковым анализом и синтезом слов.
- Грамматический строй речи в пределах нормы у 9 детей (64%). У остальных детей (36%) в речи присутствуют аграмматизмы.
- У всех детей пополнился и обогатился пассивный словарь. Но активный словарь детей преимущественно номинативно-предикативный. В речи мало эпитетов и наречий, что требует дальнейшей работы по развитию адъективной функции речи.
- Развитие связной речи соответствует возрасту у 11 детей (79%), дети самостоятельно составляют простые распространенные предложения, используют их при ответах на вопросы; составляют рассказ по картинкам, воспринимая их как единое целое. 3 человека (21%) самостоятельно составляют предложения по опорным словам, картинке, но не объединяют предложения в рассказ.
- 86% детей овладели навыком слогослияния, 2 ребенка (14%) имеют трудности в запоминании букв.
- У детей развиваются коммуникативные умения и навыки. Дети общаются между собой, с взрослыми, задают вопросы, поддерживают беседу. Все дети с охотой берут на себя роль взрослого, учителя при проведении артикуляционной гимнастики, проверке выполненного задания, в игре.
- У всех детей улучшились память, внимание, мышление, усидчивость.
Вывод. Количественный и качественный анализ результатов логопедической коррекции показал следующую динамику речевого развития каждого ребенка.
Таким образом, по результатам исследования на конец года отмечается:
у 79% (12 детей) положительная динамика;
у 21% (2 ребенка) незначительная динамика;
Динамика речевого развития детей.
По итогам проведенного исследования намечены направления коррекционно-логопедической работы на следующий год для тех детей, которые продолжат свое обучение.
- Коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация.
- Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.
- Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии.
- Совершенствование мелкой моторики пальцев рук.
- Вовлечение родителей в коррекционный процесс.
Рекомендации: Осуществлять более тесную связь с родителями через проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций, работу сайта ДОУ, поскольку общая осведомленность детей, их словарный запас, грамматические представления во многом зависят от ближайшего окружения.
Справка заслушана на педагогическом совете МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №20» (Протокол № 5 от 28 мая 2015 г.)
Директор Федякова В.А.
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №20»
Аналитическая справка
по результатам профессиональной деятельности учителя – логопеда
Сергеевой Нины Викторовны
за 2012- 2014 уч.год
2014 г.
На основании заключения ПМПК в старшую логопедическую группу №8 были зачислены 17 детей: 11 девочек и 6 мальчиков.
Из них:
6 человек – ОНР 3 уровень речевого развития с дизартрией.
11 человек – ФФН у ребенка с дизартрией.
Обучение в группе велось по «Программе обучения и воспитания детей с ФФН» и «Программе обучения и воспитания детей с ОНР», авторы Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.
За основу мониторинга индикаторов коррекционно-развивающей работы была взята методика Филичевой Т.Б., предложенная автором для исследования речевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Сроки проведения мониторинга – начало и конец обучения (сентябрь2012 –май 2014 г.).
Направления мониторинга: мониторинг качества коррекционно-развивающей работы: первичная и итоговая диагностика уровня сформированности компонентов языковой системы, отслеживание динамики речевого развития дошкольников 5-7 лет, владеющих вербальными средствами общения.
Цель мониторинга: оценить качество коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими трудности усвоения программного материала;
Задачи мониторинга:
-определить уровень сформированности фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи ребенка на начало и конец обучения;
-отследить динамику речевого развития ребенка и оценить эффективность коррекционно-педагогической работы за отчетный период.
Методы мониторинга:
-наблюдения,
-беседы,
-создание несложных (естественных) диагностических ситуаций.
Критерии оценки
Диагностика состояла из 10 разделов (компонентов) для исследования состояния устной речи:
- Общее звучание речи.
- Артикуляционная моторика.
- Звукопроизношение.
- Слоговая структура слов.
- Фонематический слух.
- Языковой анализ и синтез.
- Грамматический строй речи.
- Лексика.
- Словообразование.
- Связная речь.
Система оценки мониторинга пятиуровневая:
Высокий уровень (5 баллов) | Выше среднего (4-4,9 баллов) | Средний уровень (3-3,9 баллов) | Ниже среднего (2-2,9 баллов) | Низкий уровень (1-1,9 баллов) |
Правильное и точное воспроизведение | Воспроизведение точное, темп несколько замедлен | Замедленное воспроизведение с запинками | Искаженное воспроизведение | Не воспроизведение |
В конце 2013/ 2014 учебного года проводилось повторное исследование устной речи детей подготовительной группы 6-7 летнего возраста с целью выявления уровня сформированности основных факторов речи по тем же параметрам, что и в начале обучения. Методика исследования состояния устной речи четко структурирована по этапам работы и имеет 10 основных тесно взаимосвязанных разделов. Каждый раздел объединяет речевые пробы нарастающей трудности. Количественные результаты отражены в протоколах обследования речи детей в виде таблиц с приложением речевых профилей, что позволяет проанализировать динамику в развитии основных компонентов языковой системы каждого ребенка и группы в целом. Качественный анализ данных осуществляется учителем-логопедом в виде оформленных речевых карт воспитанников, индивидуальных программ развития, а также логопедических заключений, на каждого ребенка соответственно в начале и в конце обучения.
При оценке результатов были получены следующие данные:
13 детей из 17 успешно выполнил пробы задания и получил более 4 баллов,
3 детей из 17 выполнили пробы задания с запинками и получили более 3 баллов,
1 ребенок допустил большое количество ошибок и получил более 2 балов.
Средний балл речевого статуса группы составляет:
4,6 против 2,7 в начале обучения.
При оценке результатов наблюдается повышение уровня сформированности всех компонентов речи до среднего.
Количественные показатели уровня сформированности компонентов речи воспитанников группы (средний балл).
Разделы | Начало обучения | Уровень | Конец обучения | Уровень | Прирост за 2 года |
1. Общее звучание речи. | 2,9 | н/с | 4,5 | с | 1,6 |
2.Артикуляционная моторика. | 2,8 | н/с | 5 | в | 2,2 |
3.Звукопроизношение | 2,8 | с | 4,2 | с | 1,2 |
4.Слоговая структура слова. | 2,9 | н/с | 4,9 | в | 2 |
5. Фонематический слух. | 2,3 | н/с | 4,7 | с | 2,4 |
6. Языковой анализ и синтез. | 1,6 | н | 4,5 | с | 2,9 |
7. Грамматический строй речи. | 2,5 | н/с | 4,3 | с | 1,8 |
8. Лексика. | 2,7 | н/с | 4,8 | с | 1,1 |
9. Словообразование. | 2,5 | н/с | 4,7 | с | 2,2 |
10. Связная речь. | 1,9 | н | 4,2 | с | 3,2 |
Средний балл. | 2,7 | н/с | 4,6 | с | 2 |
Диаграмма результатов сформированности
компонентов речи воспитанников группы.
Средний балл речевого статуса группы.
Сформированность уровня речевого развития детей в процентном отношении.
Диагностика развития уровня речи детей в процентном отношении.
Выше среднего – 5 детей (30%) против 0 детей в начале обучения. Прирост составил 30%. Средний – 10 детей (70%) против 10 (28%) детей в начале обучения. Ниже среднего – 2ребенка (12%) против 7 (41%) детей в начале обучения. Прирост составил -29%.
Качественный анализ логопедической коррекции.
- 15 детям (88%) были поставлены нарушенные звуки, звуки в стадии автоматизации у 2 детей.
- 88% детей владеют звуковым анализом и синтезом. 12% имеют затруднения.
- Грамматический строй речи в пределах нормы у 15 детей (88%). У остальных детей (12%) в речи присутствуют аграмматизмы.
- У всех детей пополнился и обогатился активный и пассивный словарь.
- Развитие связной речи соответствует возрасту у 12 детей (71%), рассказы детей соответствуют ситуации, имеют смысловые звенья и правильную последовательность (полное связное описание событий), у 4 детей наблюдаются незначительные искажения ситуаций, недостаточно полное, но связное описание событий. У 1 ребенка наблюдается выпадение смысловых звеньев, недостаточно полное описание событий.
- 88% детей овладели навыком слогослияния, 2 ребенка (12%) имеют трудности в запоминании букв.
- У детей развиваются коммуникативные умения и навыки. Дети общаются между собой, с взрослыми, задают вопросы, поддерживают беседу. Все дети с охотой берут на себя роль взрослого, учителя при проведении артикуляционной гимнастики, проверке выполненного задания, в игре.
- У всех детей улучшились память, внимание, мышление, усидчивость.
Вывод. Количественный и качественный анализ результатов логопедической коррекции показал следующую динамику речевого развития каждого ребенка. Все дети выпущены с улучшением.
Из них:
у 82% (14 детей) отмечается положительная динамика;
16% (3 ребенка) выпущены с рекомендацией дополнительных занятий на школьном логопункте.
Итогам проведенного обследования говорят об успешности коррекционно-воспитательной работы в течение всего периода коррекционного обучения.
Справка заслушана на педагогическом совете МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №20» (Протокол № 5 от 29 мая 2014 г.)
Директор Федякова В.А.