Школа позитивного родительства " Рождение совместного рисунка"
В связи с постоянно возрастающей потребностью в психологической помощи семей, имеющих проблемы межличностного общения, возникла необходимость
в разработке мероприятий для реабилитации семьи. Я представляю вам подборку арт терапевтических упражнений, которые использую в совместной работе с детьми и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rozhdenie_sovmestnogo_risunka.docx | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рождение совместного рисунка».
Арт-терапевтическое упражнение «Парное рисование». Партнёры (члены семьи) с каждой паре раздается по листу бумаги, коробке красок или карандашей, фломастеров. Дается инструкция: 1этап. Двое рисуют на листе на заданную тему (например, «Каникулы»). Разрешается разговаривать, обсуждать совместный рисунок. После завершения работ проводится обсуждение: Что помогало вам в работе? Что мешало? Как происходил процесс рисования? Как вы договаривались? Кто был ведущим, кто ведомым? 2этап. Двое рисуют на листе на заданную тему (например, «Творчество»). Разговаривать в процессе рисования нельзя. После завершения работ проводится обсуждение: Как происходил процесс рисования на этот раз? Как вы договаривались? Кто был ведущим, кто ведомым? Как назовет картину каждый из ее создателей? 3этап. Двое рисуют на листе на свободную тему. Разговаривать в процессе рисования нельзя. После завершения работ проводится обсуждение: Какова была тактика рисования? Как вы понимали друг друга? Кто ведущий, кто ведомый? Дайте название картине. Довольны ли вы результатом? Рефлексия. Обсуждение по итогам рисования: какой вид рисования был наиболее интересным? Что было важно в работе? Где может пригодиться умение чувствовать и понимать другого человека?
Упражнение №2 «Эмоциональные портреты». Партнеры (члены семьи) рисуют портреты друг друга в определенном эмоциональном состоянии. Затем передают рисунки друг другу для исправления. Каждый делает свое изображение таким, каким он хотел бы себя видеть.
Упражнение№3 «Семейные темы». Нарисуйте себя с каким-либо членом вашей семьи или нарисуйте какое-нибудь семейное событие (свадьбу, рождение ребенка, праздник и т. д.).
Упражнение №4 «Совместный семейный рисунок». Вся семья рисует что-нибудь на большом листе бумаги или создает композицию с использованием других материалов. Иногда этому предшествует обсуждение темы работы. Она завершается обсуждением динамики процесса создания совместной композиции, в которой анализируются семейные роли и отношения.
Упражнение №5 «Семейные проблемы». Каждый член семьи изображает какую-нибудь семейную проблему (например, алкоголизм, заболевание, безработица и т. д.) и то, как она влияет на его жизнь.
Упражнение №6. «Отношения детей и родителей». Группа делится по парам, изображающим игру родителей и детей. Сначала один из партнеров, изображая «родителя», создает рисунок для другого, изображающего «ребенка». Затем «ребенок» руководит действиями «родителя», создающего рисунок для «ребенка». Варианты: изобразите своих мать и отца, критикующих Вас, распределите роли членов семьи между участниками группы и изобразите сцену семейной жизни.
Упражнение №7. «Совместное действие». Изображение членов семьи в процессе совместной деятельности. 1. Изобразите себя в той роли, которую вы играете в семье. 2. Изобразите план вашей квартиры или дома, дополненный изображениями членов вашей семьи, занимающихся каким-либо делом.
Упражнение №8. «Семейный портрет». Реалистическое, символическое, абстрактное изображение членов семьи. 1.Изобразите членов семьи в виде животных или предметов. 2.Изобразите членов семьи и составьте диалоги между ними. 3.Подберите иллюстрации из журналов, напоминающие о семье и отношениях между ее членами. 4. Создайте трехмерное изображение членов семьи.
Упражнение №9. «Неполная семья». Каждый член семьи изображает на рисунке или коллаже положительные и отрицательные моменты, связанные с неполной семьей.
Упражнение №10. «Наиболее важные вещи». Каждый член семьи рисует то, что наиболее важно для него в настоящий момент. Затем рисунки совместно обсуждаются.
Упражнение №11. «Текущий момент». Члены семьи изображают семейную ситуацию в настоящий момент, а затем то, какой они хотели бы ее видеть.
Упражнение №12. «Наследство». Сложите лист дважды и изобразите на каждой из его четырех частей: 1. Что Вы унаследовали из личных качеств родителей. 2. Что Вам хотелось бы от них унаследовать. 3. Что Вам не хотелось бы от них унаследовать. 4. Какие из этих качеств Вам хотелось бы передать детям. Арт - терапевтический приём: нарисуйте Ваше прошлое и настоящее в семье, и каким Вам хотелось бы их видеть, изобразите сильные и слабые качества, унаследованные Вами от родителей.
Упражнение №13 «Детские воспоминания». Изобразите на рисунке или в скульптуре какой-либо эпизод из Вашего детства. Варианты: проиллюстрируйте «путешествие» в мир детства, изобразите себя, свои интересы, род занятий и фигуру в настоящий момент, а затем - то же самое в определенный момент Вашего детства, изобразите в виде «кукольного дома» Вашу семейную ситуацию, когда Вы были ребенком, стали родителем.
Упражнение№14. «Общий опыт». Каждый член семьи рисует то, что он делал в прошедшие выходные. Затем рисунки обсуждаются совместно. Вариант: изображение других цен из семейной жизни.
Упражнение №15. «Гнев» Каждый член семьи изображает семейную ситуацию, связанную с выражением гнева, затем передает свой рисунок другому.
Упражнение №16. «Дети и родители». Дети изображают себя в более раннем возрасте, родители рисуют себя в возрасте своих детей (техника позволяет исследовать общие у родителей и детей роли, проблемы, проекции, идентификации и т. д.).
Упражнение №17. «Начальник и подчиненный». Ребенок руководит действиями своего родителя в процессе его рисования или лепки.
Упражнение №18. «Влияние дедушки и бабушки». Задание выполняется в два этапа: изображается какая-нибудь семья или брачные отношения, разделив лист на две части, на одной части изображает родителей отца, на другой - родителей матери. Затем выясняют, какой рисунок второго этапа имеет больше сходства с рисунком первого этапа. Данная техника позволяет исследовать бессознательные процессы, связанные с влиянием дедушки и бабушки.
Упражнение №19. «Команды». Члены семьи распределяются по парам. Каждый в паре выбирает карандаш или краску определенного цвета и создает общий рисунок с напарником, рисуя поочередно. Данная техника позволяет выявлять «внутрисемейный альянс».
Упражнение №20. «Общие ресурсы». Семья должна создать скульптуру, используя различные материалы, такие, как картон, клей, пастель, краска, разноцветная бумага и т. д. Однако число листов бумаги или картона должно быть меньше числа участвующих для того, чтобы они могли определить, как использовать общий материал.
Упражнение №21. «Игровые семейные отношения». Используйте песочницу и различные фигурки людей и животных. Для изображения ситуации, создания историй, отражающих семейную жизнь, нарисуйте и вырежьте из картона бумажные фигурки людей, кукол, животных для изображения семейных отношений. Попросите ребенка изготовить фигурку из теста, в особенности, какую-либо значимую для ребенка фигуру члена семьи и спросите его, что она говорит или делает.