5. Воспитательная работа

Петрищева Надежда Петровна

Предварительный просмотр:

Турнир-викторина "Лесные тайны"

по книге В. Бианки «Лесная газета»

4-й класс

Уже несколько десятков лет школьники с удовольствием читают книги Виталия Бианки о природе и узнают из них много интересного о жизни растений и животных. Одной из таких книг является "Лесная газета".
Чтобы организовать работу с этим произведением более эффективно и занимательно, советую разделить знакомство с "Лесной газетой" на сезоны и проводить опрос детей в форме турнира-викторины.
По аналогии с предложенными материалами составляются викторины на все времена года.

ТУРНИР-ВИКТОРИНА I

Тема. "Лесные тайны. Осень".

Цель. Расширять знания ребят о природе, развивать их познавательный интерес, формировать умение работать в коллективе.

Оборудование. Рисунки с изображениями: зайчат осенью, сохи, лося с рогами, бегущего зайца, водяной крысы (ондатры), паука, муравейника; птиц: бормотушника, чечевичника, куличка-косача (самца), сойки, синицы, пищухи, поползня, птичьих гнезд; пластинки с голосами птиц и c популярными песнями о природе; призы; книги В.Бианки.

Способ проведения. Перекрестный поединок. Команды готовят несколько вопросов и задают их друг другу поочередно. Вопросы берутся на одну тему из книги В.В. Бианки "Лесная газета". Команды по очереди атакуют и обороняются.

Подготовка: 1) проводится общий сбор-старт, на котором класс делится на две команды, выбирается способ проведения турнира-викторины: перекрестный поединок – атака и оборона; 2) проводится несколько коротких совещаний (по 15–20 мин), на которых каждая команда придумывает себе название, выбирает капитана и выносит решение, на какую тему они хотят провести турнир-викторину (учитель подводит учеников к тому, чтобы тема была одна); 3) команды объявляют свои названия и девизы, представляют капитанов, выдвигают предложения по теме; 4) дается несколько дней для подготовки команд. Дети думают, как представить свою команду, знакомятся с литературой, советуются со старшими, продумывают те вопросы и ответы на них, которые будут задавать соперникам, готовят сценки о природе. Ведущим может быть сам учитель, но лучше вместе с кем-либо из детей; 5) учитель должен обязательно просмотреть вопросы и решить, доступны ли они.

Знакомство детей с правилами: 1) после того как задан вопрос, вся команда тихонько совещается. На это дается одинаковое время, например 30 с. По определенному сигналу, например по звонку, команда выбирает человека, который дает ответ (или несколько человек); 2) если команда, задавшая вопрос, не удовлетворена ответом, то ведущие предлагают ответить ей самой. (Ведущий говорит атакующей команде: "Идите на выручку!")

Оценивание ответов:

1) правильный и полный ответ – 2 балла;
2) неполный ответ – 1 балл;3) наиболее удачные вопросы, остроумие участников, дружная работа команды тоже оцениваются в баллах. Учитывается оформление.

Примерный план проведения турнира-викторины

1. Представление жюри и знакомство детей с правилами турнира

2. Представление команд друг другу и жюри

А. Название команды (например, "Листопадничек", "Ягодка");
Б. Девиз (например, "Охранять природу – значит охранять Родину");
В. Тема (например, "О птицах и зверях в лесу осенью", "Вести с охоты", "О лесных растениях осенью", "О зверях осенью");
Г. Оформление (эмблемы и пр.).

3. Музыкальная разминка

Ведущий. Отгадайте голос птицы.

Каждой команде предлагается узнать по три голоса птиц.

– Что за песня о природе прозвучала?

Команды должны определить название и композитора песни. (Лучше предлагать те произведения, с которыми ученики знакомились на уроках музыки.)

4. Перекрестный поединок

Команды по очереди задают друг другу по одному вопросу. Вопросы записаны на карточках, ответы на них – с обратной стороны.

Начинает атаку та команда, которая набрала больше баллов в музыкальной разминке.

Примерные вопросы и задания команде 1 – "Листопадничек"

Тема: "О зверях"

1. У какого зверя осенью в листопад еще родятся детеныши? (У зайчихи. Поздние зайчата так и называются – листопаднички.)

2. Отчего старых лосей-быков называют сохатыми? (Сохатый – от слова "соха", на которую похожи рога старого лося.)

3. Куда зайцу бежать удобней – с горы или в гору? Почему? (У зайца передние ноги короткие, а задние длинные. Поэтому заяц в гору бежит легко, а с отвесной горы – кубарем через голову.)

4. Какой зверь летом живет в воде, а зимой – в земле? (Водяная крыса.)

5. Можно ли назвать паука насекомым? (У насекомого – 6 ног, у паука – 8 ног, значит, паук не насекомое.)

6. Что такое заячья скидка? (Прыжок зайца со следа в сторону.)

7. Что следопыты называют вздвойкой? (След, по которому заяц прошел дважды – туда и назад.)

8. Как муравьи готовятся к зиме? (Закрывают все входы-выходы в муравейнике и сами все собираются в кучу.)

Примерные вопросы и задания команде 2 – "Синичка"

Тема: "О птицах"

1. Все ли перелетные птицы улетают от нас осенью на юг? Если не все, то объясните. (Не все. Некоторые улетают от нас осенью на восток (через Уральские горы), например, маленькая певчая птичка бормотушка, чечевичник, куличок-плавунчик.)http://nsc.1september.ru/2004/23/18.gif

2. Какие птицы весной бормочут: "Куплю балахон, продам шубу"? (Косачи, тетерева-самцы. Слова эти подобраны в подражание его песни – бормотанью. Бормочет косач весной и осенью.)

3. Собирают ли птицы себе на зиму запасы? Если да, то какие? (Очень немногие: совы собирают себе про запас убитых мышей в дуплах, сойка (ронжа) – желуди, орехи.)

4. Когда птица крепче на рану (то есть легче выживет) – летом или осенью? И почему? (Осенью, потому что осенью она жиреет, а толстый слой жира и плотно лежащее перо защищают ее от дроби.)

5. Вот рисунок головы ушастой лесной совы. Укажите на рисунке уши совы. (Торчащие уши совы – просто пучки перьев. Уши помещаются под этими пучками.)

6. С какими птицами осенью и зимой водят компанию дятлы? (Осенью и на всю зиму дятлы присоединяются к стайкам синиц, пищух, поползней.)

7. Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (На облетевших деревьях видны хорошо скрытые летом в листве птичьи гнезда.)

8. Что значит, если над каким-нибудь местом в лесу с карканьем вьется воронье? (Это значит, что в том месте в лесу находится падаль или раненое животное.)

5. Музыкальная разминка

Проводится конкурс на лучшее исполнение песни о природе.

6. Конкурс на лучшую сценку о природе

7. Конкурс загадок о природе

Проводится в форме перекрестного поединка.

Примерные загадки команде 1

1. Русло – повыросло, из куста повылезло, по рукам покатилось, на зубах очутилось. (Орех.)

2. Идет-идет, а пойти не может, хоть лови не лови – не изловишь. (Река, пена на ней.)

3. Бежать-бежать – не добежать лететь – не долететь. (Горизонт.)

4. Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, падет – почернеет. (Листва.)

Примерные загадки команде 2

1. Вороне через три года что бывает? (Четвертый год идет.)

2. Тело носим, кости бросим, а голову едим. (Лен.) Докажи.

3. С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица. (Рыба.)

4. В воде родится, а воды боится. (Соль.)

8. Подведение итогов

Жюри подводит общие итоги. Объявляет команду-победительницу. Высказывает свое мнение о детях, их работе.

ТУРНИР-ВИКТОРИНА II

Тема. "Лесные тайны. Зима".

Оборудование. Рисунки с изображениями рыси, выдры, норки, зайцев – беляка и русака, медведя, жабы, летучей мыши, барсука, тетерева, куропатки, рябчика, клеста, синицы, воробья, оляпки, грача, скворечника; сетки кроссвордов и задания к ним; пластинки с голосами птиц и песен о природе; призы; книги В.Бианки.

Примерный план проведения турнира-викторины

1. Представление жюри и знакомство детей с правилами турнира

2. Представление команд друг другу и жюри

А. Название команды;
Б. Девиз;
В. Тема: "О зверях зимой" или "Птицы зимой";
Г. Оформление (эмблемы и пр.).

3. Музыкальная разминка

4. Перекрестный поединок

Примерные вопросы и задания команде 1

Тема: "Животные (звери) зимой"

1. На следу каких хищных зверей нет отпечатка когтей и почему? (На следу кошек, потому что они при ходьбе втягивают когти.)

2. Каких ценных пушных зверей не любят рыбаки? (Выдру и норку – за то, что они истребляют рыбу.)

3. Почему след задних ног бегущего зайца впереди следа его передних ног? (Потому что на бегу заяц выкидывает длинные задние ноги вперед.)

4. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? Почему? (Жирным: жир греет и питает спящего медведя.)

5. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест. Она зимой спит.)

6. Куда на зиму исчезают летучие мыши? (Летучие мыши зимой спят в дуплах, пещерах, на чердаках и под крышей.)

7. Пользу или вред приносит зимой человеку барсук? (Ни пользы, ни вреда: зимой барсук спит.)

8. Какой зверек спит зимой вниз головой? (Летучая мышь.)

9. Все ли зайцы белы зимой? (Белеют только беляки, русаки остаются серыми.)

Примерные вопросы и задания команде 2

Тема: "Птицы зимой"

1. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, куропатки, рябчики.)

2. Вьют ли гнезда наши перелетные птицы зимой на юге? (Гнезд не вьют, птенцов не выводят.)

3. У каких птиц самки больше и сильнее самцов? (У хищных.)

4. Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди снега? (Клест. Он выкармливает своих птенцов сосновыми и еловыми семечками.)

5. Пользу или вред приносят человеку синицы зимой, когда все насекомые спят? (Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и множество их поедают.)

6. Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинакова зимой и летом.)

7. Какая певчая птичка достает себе пищу, ныряя в воду под лед? (Оляпка.)

8. Зачем внутри скворечен под входным отверстием набивают треугольник? (Чтобы кошка не могла лапой достать гнездо.)

9. Все ли грачи улетают от нас на зиму? (Не все: часть грачей остается зимовать у нас. Зимой на помойках, в рощах на ночевке обычно можно видеть одного или нескольких грачей среди стаи ворон.)

5. Музыкальная разминка

Конкурс на лучшее исполнение песни о природе.

6. Конкурс на лучшую сценку о природе

7. Конкурс кроссвордов о природе

Дети обмениваются кроссвордами и работают самостоятельно. Кроссворды начерчены на больших листах ватмана, к ним прилагаются задания в письменном виде.

Кроссворд "Ориентирование, план и карта"

http://nsc.1september.ru/2004/23/20.gif

Вопросы

По горизонтали:

4. Какая сторона находится справа от полуденной тени?
7. Как называется умение находить север, юг, запад, восток?

По вертикали:

1. Как называется число, показывающее, во сколько раз уменьшены или увеличены предметы на карте?
2. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду?
3. Как называется линия, ограничивающая видимую часть земной поверхности?
5. Какая сторона горизонта находится слева от полуденной тени?
6. Какую сторону горизонта можно найти с помощью тени в полдень?

Ответы

По горизонтали: 4. Запад. 7. Ориентирование.

По вертикали: 1. Масштаб. 2. Компас. 3. Горизонт. 5. Восток. 6. Север.

Кроссворд "Погода"

Напиши словами.

Задания

http://nsc.1september.ru/2004/23/21.gif

Ответы: 1. Ветер. 2. Снег. 3. Туман. 4. Град. 5. Дождь. 6. Гололед.

Кроссворд "План местности"

Напиши словами.

Задания

http://nsc.1september.ru/2004/23/22.gif

Ответы: 1. Болото. 2. Овраг. 3. Дорога. 4. Огород. 5. Мост. 6. Озеро.

8. Конкурс загадок о природе зимой

В перекрестном поединке команды загадывают друг другу по пять загадок.

Примерные загадки первой команды

1. С какого дня начинается зима (по календарю) и чем этот день замечателен? (С 22 декабря. Это самый короткий день в году.)

2. Бежит по снегу, а следа нету. (Ветер, поземка.)

3. Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, от матери рожден и мать рождает. (Лед.)

4. Лечу, кручу, на весь мир ворчу. (Вьюга, буран.)

5. Стоит Ермак, на нем колпак: ни шит, ни бран, ни поярковый. (Пень, а на нем снежная шапка.)

Примерные загадки второй команды

1. Я, как песчинка, мал, а землю покрываю. (Снег.)

2. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь, барсук и другие звери, зимой впадающие в спячку.)

3. С прилета каких птиц мы считаем начало весны? (Грачей.)

4. В новой стене, в круглом окне за день стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь во льду ночью затягивается.)

5. В избе мерзнут, а на улице – нет. (Окна замерзают только изнутри.)

9. Подведение итогов



Предварительный просмотр:

                                                                             

Цель: установление признаков конфликтной ситуации, обучение совместному разрешению конфликта.

Задачи урока:

  1. Показать, что такое конфликт между людьми.
  2. Сформировать умение определять признаки конфликтной ситуации.
  3. Выработать навыки разрешения конфликта путем совместного принятия решения.

Оборудование:  

         1.Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

          2.Плакат с кроссвордом;

          3.Бумажные сердечки: грустное, серьезное, веселое;

          4.Лист ватмана

          5.Миниатюрные фигурки человечков, деревьев, камней, домиков, цветов и т.д.;

         6.Карточки  с рассказом К. Ушинского.

Используемые формы работы:

  1. кроссворд
  2. беседа
  3. групповая творческая работа
  4. сюжетно-ролевая игра
  5. разминка

                                             Ход урока.

  1. Организационный момент.

Раз, два, три – слушай и смотри.

Три, два, раз – начинаем мы сейчас.

               Разминка:

Учитель: «Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем-всем, каждому из вас. Добрый день, ребята! И давайте поиграем с вами в игру «Добрый день».  

 Игра «Добрый день»

Я скажу слова: «Добрый день …» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали и отвечаете на приветствие. Попробуем? Добрый день  всем девочкам!... Добрый день всем мальчикам!... Добрый день всем тем, кто сегодня чистил зубы!... Добрый день  всем, кто любит конфеты!... Добрый день всем, кто хочет знать во что мы будем играть сегодня… Молодцы!»

2.Повторение

1.Учитель. - Ребята, сегодняшний классный час к мы начнем с определения  настроения. Сегодня я предлагаю вам выбрать понравившееся сердечко.

/На доске три сердца: первое –  грустное, второе – серьезное, третье – веселое./

- Мы с вами  много говорили о дружбе, создавали правила дружбы. Сегодня, прежде чем мы перейдем к новой теме, давайте вспомним  какие отношения можно назвать дружескими.  Нам предстоит с вами разгадать кроссворд «Дружба»

Вопросы:

1.Делай людям … и оно вернётся сторицей.

2. Он всегда поможет в трудную минуту, значит это настоящий…

3.      Нежные чувства людей друг к другу.

4.   Ее протягивают друг к другу.

5.      Вера в надежность друга (чувство).

6.      Объявить за хорошую учебу, труд…

7.      Отношения между двумя или несколькими людьми.

8.      Человек, который не предаст никогда, всегда поддержит, будет на твоей стороне. Это качество человека.

(Ответы: 1. Добро; 2. Друг; 3. Любовь; 4. Рука; 5. Доверие 6. Благодарность; 7. Дружба. 8. Верность.)

Учитель: Вот на что опирается дружба.

II.      Новая тема. Просмотр мультфильма «Ссора» («Лунтик и его друзья»)

1. Определение темы урока.

Учитель: Посмотрите отрывок из мультфильма и  назовите тему нашего классного часа.

/Дети делают вывод, что разговор пойдет о ссорах/

Учитель: Молодцы!

- А что же такое ссора?

(Ответы детей).

- Давайте прочитаем определение, которое дает В. И. Даль.

«Ссора – несогласие, раздор, размолвка, вражда, разлад, неприязнь».

(Определение записано на  слайде.).

2.Беседа:

- Были ли у вас подобные ситуации, то есть вы когда - нибудь ссорились. Из – за чего происходила ссора?

- Легко ли вам просить прощение?

- Вспомните, какой-либо случай из своей жизни, когда умение прощать помогло вам сохранить дружбу.

- А теперь послушайте сказку. Слушайте внимательно. После прочтения, я вам буду задавать вопросы. Сказка называется «Тысячецвет», а написала ее А. Неёлова.

/Слайд./

На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок тысячецвет.

Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько капелек. Рассердился тысячецвет и закричал: «Гадкий ручьишка, как ты смеешь брызгаться! Все платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть.

- Не сердись, это я нечаянно сделал, - извинялся ручеек. – Потерпи немного, солнышко живо тебя обсушит.

Но тысячецвет слушать ничего не хотел и не простил ручеек. Обиделся ручеек и повернул в другую сторону. На смену весне пришло знойное лето…  Тысячецвет изнемогал от жажды; его хорошенькое зелененькое платьице запылилось и покрылось грязными пятнами. В полузавядшем цветке с трудом можно было узнать когда-то красивый тысячецвет. Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая, сказал:

«Будь со мной теперь ручеек, он напоил и обмыл бы меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком».

Решил тут тысячецвет позвать ручеек и попросить у него прощение, но от слабости не мог громко крикнуть… В ту пору, как нарочно, не было ни дождя, ни росы – цветок наш день ото дня всё больше увядал, и скоро дети нашли его в траве совсем высохшим.

Вопросы  и задания к сказке:

1.Сейчас вы разделитесь на пары. Один человек в паре – цветочек, другой – ручеек. Вы должны придумать другой конец, небольшие сценки-диалоги, как цветочек и ручеек помирились.

2.На месте ручейка вы бы простили цветочек? Как вы думаете, изменился бы цветочек, если бы ручеек его простил?

3.Представьте, что ручеек простил цветочек и напоил его. Перечислите добрые качества, которые появились в цветочке после этого.

4.Что вы бы посоветовали человеку, который не умеет прощать людей?

3. Физминутка.

4.Работа  по карточкам. Рассказ К.  Ушинского « Вместе тесно, а врозь скучно»

Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка!»

Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!»

Дети расселись по разным  углам; но скоро им обоим стало скучно.

Учитель: Скажите, брат с сестрой могут поссориться. Прочитайте рассказ К. Ушинского.  Скажите, почему произошла ссора между братом и сестрой.

Игра «Ссоримся и миримся»

Учитель: А теперь мы поиграем в игру «Ссоримся и миримся»

Правила игры таковы: вы работайте в паре, найдите причину для «ссоры», а потом помиритесь. ( можно раздать варианты: причины ссор)

(Несколько пар разыгрывают сценки-диалоги.)

Учитель: Молодцы!

5.  Творческое задании (групповое).

Учитель: Вы замечательно справились с заданиями в тетради. Ну, а сейчас вновь игра, но необычная. Вы будете работать группами: 1 ряд - 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа.

- Представьте, что вы – волшебники. Вы находитесь в стране, в которой ещё никто и никогда не жил. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас каждая группа выберет для себя трех героев, которых они хотели бы поселить в новой стране. Ещё возьмите деревья, камни, цветы, дома – все, что будет вам нужно для создания сказочной страны. Я буду вам рассказывать сказку, а вы вовремя прослушивания будете на листе ватмана строить волшебную страну.

(Дети выбирают миниатюрные фигурки человечков и других необходимых предметов.)

Итак, в одной сказочной стране, где были поля и долины, где текли реки, на волшебной поляне сказочного леса жили волшебные жители в трех домиках.

/дети каждой группы прикрепляют свои домики в любом месте листа ватмана, а рядом все остальные предметы, которые они выбрали./   Жили они дружно и весело.

Как-то раз, волшебным жителям наскучило сидеть по своим домикам, и они пошли гулять по волшебному лесу. По дороге все жители перессорились.

Не успели они ещё вернуться домой как, в наказание за ссору, полил сильный дождь. Дождь шёл долго. От этого разлились реки и разделили сказочную поляну на три части бурными реками.

/учитель проводит черным маркером линии, отделяя  домики друг  от друга/

- Как же могут встретиться и помириться жители сказочной поляны?

/Детям дается 5 минут на обсуждение, затем каждая группа предлагает свое решение. Должны быть использованы:

  1. слова приветствия
  2. слова извинения
  3. мимика, жесты
  4. интонация

Если они не находят решения, или не будет такого варианта, учитель предлагает построить через реки мостики дружбы/

Вот и помирились жители сказочной страны. Они взялись за руки, заплясали и поняли, что вместе они умеют творить чудеса.

Учитель:

- Трудно ли было играть в эту игру?

- Что было труднее делать в ходе игры?

- Чему научила нас эта игра?

III      Заключение.

Упражнение «Рука друга».

Учитель: «Ссора до добра не доводит». (Русская пословица);( слайд)

- В заключение нашего классного часа я предлагаю вам взяться за руки. При этом каждый участник должен сказать  вслух  хорошие пожелания.

- В начале урока мы выбирали сердечки, которые вам понравились. Сейчас я прошу вас сделать это ещё раз.

Литература:

  1. Даль В. И. Толковый словарь.
  2. Неёлова А. Сказка «Тысячецвет»
  3. Ушинский К.Д. Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно»
  4. Мультфильм «Лунтик и его друзья» 104 серия «Ссора»


Предварительный просмотр:


Проблемы взаимоотношений в семье по рассказу В.Осеевой "Бабка": обсуждение произведения

http://1.bp.blogspot.com/-iIyh5a1RYEw/T1HezBI4-RI/AAAAAAAAASI/0gH3c1cKu64/s1600/19223.jpg

Цели:

  1. Учить анализировать текст и оценивать поступки героев, рассуждать, делать выводы по рассказу В. Осеевой “Бабка”;
  2. Развивать умение выражать свои мысли точно и грамотно;
  3. Воспитывать уважительное отношение к своей семье, воспитывать чувство сопереживания и сострадания к своим родным и близким.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово библиотекаря. 

2. Стадия вызова. Сказка-притча (рассказать):

В далекие времена, а может и не очень далекие жил-был старый человек. Ему было много лет. За эти годы глаза его стали плохо видеть, колени дрожали, он больше не слышал окружающего мира. Жил он вместе с сыном и его женой да маленьким сыном. Вот и осталось ему, что поговорить с сыном да невесткой.

– Сынок расскажи-ка мне, что в газетах пишут, что люди говорят.
– Некогда мне, отец, с тобой говорить, – отвечает сын. – Надо поле засевать, скотину кормить, лежишь на печи, ну и лежи. Вот лучше с невесткой поговори.
– Нет у меня времени беседы праздные вести. Надо хлеб месить, пироги печь. Вот с внуком своим поговори. Ему делать нечего.

Лежит старик, текут слезы по его щекам. Вспоминает он свою жизнь. Как воевал, каким храбрым солдатом был, как свободу своим детям и внуку добывал.

Прошло немного времени. Совсем старик обессилел.

– Послушай, муж, – говорит невестка. Отец-то всю еду на пол роняет, только успеваю крошки убирать. Хватит ему с нами за столом сидеть, пусть за печкой ест. А я ему деревянную ложку и миску куплю, чтоб хорошую посуду не бил.

С тех пор старик всё время сидел за печкой один. Ел из деревянной миски и деревянной ложки. И суп его был соленым-соленым, потому что состоял наполовину из его горьких слез.

Однажды мать увидела, что её маленький сын принес из сарая деревянную чурочку и начал ножиком что-то из неё вырезать. Целый день сидел.

Решила мать спросить у своего сына о том, что он так усердно делает.

– Расскажи, сынок мой дорогой, что ты такое хорошее мастеришь?
– Ложки деревянные да миски, – отвечает сын. – Когда вы старыми станете, из каких мисок я вас кормить буду? А эти, глядишь, не разобьёте и не уроните, когда я вам за печку еду приносить буду.

Только тогда сын с невесткой поняли, что они натворили. Посадили они дедушку за стол, стали его пирогами да киселями угощать, совета спрашивать, заботами своими делиться. Поняли они, что натворили. Слава богу, вовремя спохватились.

Ребята, о чем шла речь в этой сказке? (Об отношениях между стариками и их детьми. Об уважительном отношении младших к старшему поколению.) Правильно. Очень отрадно, что дети этого старика вовремя осознали свою ошибку. Но встречаются в жизни и такие ситуации, когда родные дети забывают своих родителей, не навещают их, если они рядом, не пишут писем, если они далеко. Это горько и страшно. К сожалению, герои рассказа Валентины Осеевой “Бабка”, о которых мы будем говорить сегодня, спохватились слишком поздно. Мы с вами проанализируем этот рассказ, сделаем выводы, как необходимо относиться к старшим.

Итак, ребята, давайте вспомним содержание рассказа “Бабка” (краткий пересказ).

Обсуждение содержания:

  1. Ребята, о ком этот рассказ? Кто главный герой?
  2. Только лишь о бабке (Борьке) идет речь в рассказе?
  3. Почему рассказ называется «Бабка»? (Название показывает, что к бабушке в семье было пренебрежительное отношение.)
  4. Итак, бабка. Сколько лет было бабке? (Не сказано.)
  5. А что сказано? Что мы знаем о бабке, о её жизни и судьбе? (Тяжёлая жизнь и судьба. Работа по тексту , подтвердите словами из текста.)
  6. Почему вы так решили? (Много морщин.)
  7. О чём свидетельствуют морщины? (О нужде, о трагедиях, которые выпали на её долю.)
  8. Вспомните, как называли её в семье?(Бабка, мамаша, старушенция.)
  9. А теперь вспомните имя бабки. (Нет имени.)
  10. Как выдумаете, почему?
  11. А как вы называете своих бабушек, значит и про вашу бабушку тоже говорится в этом рассказе!

Отношение к бабке её домашних?

Каково отношение к бабке её домашних? И есть ли взаимность в отношениях между ними?  -(Работа по тексту.)

Да, бабка всех раздражала своим присутствием, она была старая.

Отношение к бабке Борьки

Неоднозначна и интересна в рассказе фигура Борьки. Поговорим о ней поподробнее.

  • Как вы оцениваете отношение Борьки к бабке (груб, неласков, нетерпелив, подтвердите).
  • А кому еще не понравилось отношении Борьки к бабке? (Товарища.) Почему?
  • Когда Борька стал задумываться над словами товарища? Что стало волновать Борьку после разговора с товарищем? С каким вопросом он обращался к бабке (мы тебя обижаем?)

Борька понял, что к бабке можно относится по-другому и он решил поделиться с родителями. И уже с какими важными словами он идет к родителям? Зачитайте эти слова (“Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех – никто о ней не заботится…”)

Поняли ли его родители? -  (Нет.) К сожалению, не поняли, а жаль (зачитать бабкины слова из рассказа)

Анализ заключительной части рассказа.

  • Чем заканчивается рассказ? (Смертью бабки) Найдите в тексте.
  • Что осталось? (Шкатулка.)
  • Найдите в тексте и прочитайте эпизод со шкатулкой. Почему мать низко наклонилась над сундуком (заплакала), а почему отец отвернулся? (Ему стыдно, он не хочет показывать, может быть, скупую мужскую слезу.)
  • Ребята, а вам не кажется, что родители чувствуют вину перед бабкой? Почему? (Потому что они ее обижали.)
  • Ребята, а когда человеку плохо на душе, куда он идет? (К близким людям.)
  • А куда идет Борька к дому или от дома? (От дома вдоль чужого забора, растерянно смотрит на свой дом.)
  • Почему (потому что родители не поняли Борьку, жалко бабку). Ребята, а вам не кажется, что между родителями и Борькой нет связи, которая бы основывалась на семейных ценностях.
  • Как вы понимаете одно из предложений заключительной части? Послушайте, я его прочитаю.

“Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина”.

  • Что автор хотел сказать нам этой строкой? Когда человек встаёт на колени со слезами в глазах? (Когда просит прощения.)
  • У кого просит прощение Борька? (У бабки.)
  • Почему же всё равно так горько и больно Борьке? (Его прощение запоздалое; не получает прощения от бабки.)
  • А как вы думаете, любил ли Борька свою бабушку?

(Любил где-то глубоко в душе, живя с мыслью, что бабушка будет всегда и можно её обижать и не спешить просить прощение).

Ребята, у вас у всех есть бабушки и мне радостно от того, что вы относитесь к ним не так как Борька. Включается презентация: на каждом слайде фото бабушки с подписью из сочинений, учащиеся сами читают о своих бабушках.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №32»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

«ПУТЬ К УСПЕХУ»

Автор  Петрищева Н.П.

Кл. руководитель 1 «А» класса

Сроки реализации: 2016-2020 гг.

Нижний Новгород

Содержание

                                                                                                                                                  стр.

  1. Обоснование ……………………………………………………….     3
  2. Аналитическая часть………………………………………………      6
  3. Концептуальные основы и принципы реализации………………    14
  4. Нормативно–правовая база ВСК…………………………………     16
  5. Цель и задачи  системы……………………………………………     17
  6. Содержание, механизм  реализации…………..………………….     18
  7. Управление ВСК………………………………………………….      32
  8. Изучение эффективности и функционирования воспитательной   системы……………………………………………………………      38
  9. Ожидаемые  результаты………………………………………….      40
  10. Список литературы……………………………………………….       42
  11. Приложения……………………………………………………….       45

Обоснование  

Одним из важнейших направлений модернизации начального общего образования  в условиях  Федеральных государственных стандартов является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка, его личностного самоопределения.  В концепции модернизации российского образования определена приоритетность воспитания: «Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе…»

В соответствии с основными направлениями Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, в которой сформулирована приоритетность воспитания: «Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями…Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ РФ, гражданское общество, семья, искусство, религия природа, человечество».

Государство, осознавая нарастающий процесс отчуждения молодого поколения от нравственных ценностей, последовательно стремится модернизовать систему образования, заглядывая   вперёд и выстраивая планы на будущее нашего Отечества, как действительно Великой Державы и требует  системно-деятельного подхода к воспитанию. Стандарты нового поколения направлены на духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. Заказ государства на воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного  гражданина России» нашёл отражение  в Указе Президента РФ от 1 июня 2012 года.

Младший школьный возраст является важнейшим периодом, влияющим на становление  эмоционального мира личности и нравственного опыта ребёнка. Именно   с первого класса закладываются основы социально активной личности, отношение ребенка к школе и к обучению. Я, как педагог, считаю необходимым проводить в первую очередь работу по духовно-нравственному воспитанию учащихся, так как это является основой формирования способности ребёнка сознательно выстраивать отношение к себе, к окружающим его людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

Духовно-нравственное развитие личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества школы с семьёй и общественными организациями. На современном этапе родители, в силу своей занятости или педагогической некомпетентности, перекидывают проблемы воспитания и развития ребёнка на плечи учителей и школы. Однако, духовно-нравственное развитие личности начинается именно  в семье. И перед педагогом стоит ещё одна сложная задача – сформировать  дружный родительский коллектив, готовый стать его партнёром в деле развития личности.

Современная социальная среда, к сожалению, очень агрессивна. На экранах телевизора, на улице дети часто сталкиваются  с  безнравственными моделями поведения, которые провоцируют ребёнка на соответствующий образ жизни. Огромное количество реалити-шоу пропагандирует аморальное  поведение, отсутствие уважение личности. Досуговое время ребёнка занимает компьютер. Поэтому я, как мама и как учитель, считаю, что объединение семьи и школы в деле воспитания позволит ребёнку научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом, выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих  образа жизни.

Учитывая все выше, мной была разработана воспитательная система «Путь к успеху»,  направленная на формирование  социально-активной, духовно-нравственной, творческой личности, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны. Система создаёт  условия для развития индивидуальных способностей ребёнка и позволяет рационально распределить усилия при организации воспитательного процесса, формировать дружный сплоченный коллектив.

Успех – это удача в достижении чего-либо. От того, какой будет путь к этой удаче, зависит всё  дальнейшее развитие, её полнота и качество. И я хочу, чтобы наша воспитательная система стала той дорогой,  которая станет основой духовно-нравственного  становления личности ребёнка.

Аналитическая справка

Сведения о классе и история его формирования

      Мой класс родился 1 сентября 2016 года. На начало  2016-2017 учебного года в 1 «А» классе    обучается  30 человек.

Из них  50 % - девочки  и 50 % - мальчики. Дети 2008-2010 года рождения.

                                                             

Все дети были зачислены в данный класс с учётом пожелания родителей. Все дети посещали предшкольную подготовку «Школу будущего первоклассника». До поступления в школу 23 ребёнка посещали ДОУ.

Показатели здоровья

По медицинским показателям  3 детей имеют I группу здоровья, 11 детей – II группу, 9 учащихся имеют III группу, 4 ребенка имеют IV группу – это дети – инвалиды (Мария Метелёва, Мария Мартынова, Марина Макарова).

 Из представленной диаграммы видно, что состояние здоровья учащихся удовлетворительное. Имеются дети с нарушением  осанки и проблемами  ЖКТ, дети-аллергики и  дети-инвалиды. Выделяется группа часто болеющих детей. К сожалению, за последние годы  процент таких детей увеличивается. Поэтому следует уделить внимание на посадку учащихся за партами, проведению ДП, физкультминуток, горячему питанию в школьной столовой, а так же профилактике вирусных заболеваний.  

Занятость во внеурочной деятельности

Занятость в учреждениях дополнительного образования

Психолого - педагогическое тестирование

Психодиагностические методики М. Карне, Е.П. Торранса и М.В. Ильиной позволили определить уровень развития творческого мышления и воображения учащихся.

Уровни воображения и творческого мышления.

58% учащихся имеют средний уровень воображения и творческого мышления, 35% - низкий, и только у 7% преобладает высокий уровень. Исследование показало, что дети обладают определенными способностями, поэтому учителю необходимо создать условия для того, чтобы дети имели возможность для «пробы своих сил»  в различных областях, продумывать такие формы работы, которые направлены на развитие творческого воображения.

Уровень воображения.

77% детей способны фантазировать, но нуждаются в помощи взрослого, 23% - дети-реалисты, и совсем не оказалось детей способных к фантазиям. Учителю необходимо пробуждать в детях желание фантазировать и развивать эту способность.

 

Уровни речевых творческих способностей

50% обучающихся имеют средний уровень речевых творческих способностей,  23% - низкий и умеренно низкий уровень. Отсутствие веры в свои силы мешает этим детям проявить себя творчески. Поэтому учитель должен создавать для них ситуации успеха, чтобы ребенок сумел начать новое интересное дело и довести его до конца.

Уровень воспитанности

     Данная диаграмма показывает уровень воспитанности учащихся по методике Н.П. Капустиной.

    46%  детей выявлено со средним уровнем воспитанности, количество обучающихся низкого уровня воспитанности преобладает над количеством обучающихся высокого уровня.

Характеристика семей обучающихся

Все дети из благополучных семей. Они окружены вниманием и заботой родителей, ценят  семейные  традиции.

 Из 26 учащихся четверо детей из неполных семей; 1 семья – мама-одиночка (Карина Ч.),    3 семьи в разводе (Марина М., Константин О., Мария М.).

12 ребят являются единственным ребёнком в семье; у 14  ребят есть младшие или старшие братья и сёстры.

 Образование родителей

 Высшее образование имеют  28 родителей, 2 человека – неоконченное высшее, 15 родителей – среднее специальное,  3 человека  получили лишь среднее образование.


 Большинство родителей имеет высшее образование, все семьи социально благополучны, выразили и уже показали желание помогать учителю в организации жизни класса и школы.

Степень активности семей в жизни класса

Результаты изучения помощи родителей в определенных видах деятельности жизни класса представлены в диаграмме.

Данные диаграмм показывают, что все семьи социально благополучны, выразили свое желание помочь учителю в жизни класса, но, к сожалению, есть семьи, которые не могут уделить своего внимания, из-за большой загруженности на работе.

 Изучение коллектива обучающихся и их семей позволило выявить  условия, способствующие успешной воспитательной деятельности и препятствующие ей.

Проблемы

Успехи

 89% учащихся класса имеют проблемы со здоровьем.

  Больше половины учащихся имеют средний и высокий уровень воображения и творческого мышления.

 Есть дети с заниженной самооценкой. Это выражается в тревожности и неуверенности в себе.

Все дети охвачены внеурочной деятельностью.

В воспитании преобладают средний и низкий уровни воспитанности.    (46% и 31%)

Большая часть родителей предложила свою помощь в организации жизни класса в разных направлениях деятельности.

Недостаточно развито творческое мышление и воображение учащихся.

В детском коллективе нет  агрессивных, жестоких и озлобленных  ребят.

Концептуальные основы  и принципы реализации

           Совместная деятельность учителя, учащихся и родителей позволила разработать модель воспитательной системы «Путь к успеху».

В качестве основополагающих концепций воспитательной системы «Путь к успеху» стали:

  • Методика коллективно творческих дел по И.П. Иванову;
  • Теория деятельности Л.С. Выготского.
  • Концепция М.Г. Кагана «Духовность как определяющий фактор педагогических ценностей».
  • Идеи Ш.А. Амонашвили  объединения детей и взрослых в единый коллектив.
  • Идеи В. Сухомлинского том, чтобы обогатить духовный мир ребёнка, сделать его человечным, гуманным и добрым.
  • Идеи трудового воспитания по А. С. Макаренко.

Воспитательная система реализуется через  технологию содружества и самоуправления: протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности.   И в этом ему помогут родители, я и наши социальные партнеры.

В основу системы были положены следующие принципы и подходы:

- личностно-ориентированный подход – уважение личности ребёнка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям;

- принцип  индивидуальности – надо принимать ребенка таким,  каков он есть;

- принцип целостности – охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную и  внеурочную деятельность;

-  принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнёрства, уважения, доверия;

- принцип успешности – степень успешности определяет самочувствие человека, его  отношение  к окружающим его людям, окружающему миру.

- принцип открытости – младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем при  поддержке родителей.

Сумма вышеперечисленных идей, подходов, принципов, на наш взгляд, помогает сосредоточить усилия на решении наиболее  важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Это способствует достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, в формировании индивидуальности классного сообщества и его членов.

Нормативно-правовая база ВСК

  • Закон РФ « Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования;
  • Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;
  • Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России;
  • Областные, городские, районные, школьные положения по конкурсам, смотрам;
  • Устав МБОУ СОШ № 32;
  • Школьная программа «Школа здоровья»;
  • Школьная программа «Семья и школа»;
  • Программы дополнительного образования;
  • Программы школьных лагерей;
  • Проект «Клуб молодых семей»;
  • Проект «Школьная газета»;
  • Должностная инструкция классного руководителя.

Цель и задачи воспитательной системы

Цель воспитательной системы «Путь к успеху» - создание условий для духовно-нравственного развития личности ребенка, формирование активной жизненной позиции, интереса к общественной, познавательной и трудовой деятельности, развитие творческой индивидуальности и организаторских способностей учащихся на основе социального партнёрства с семьёй.

Достижение этой цели возможно путём выполнения следующих задач:

  •  Включить воспитанника в  систему урочных и внеурочных занятий по предметам;
  •  Разработать систему КТД, ориентированных на духовно-нравственные ценности. Утверждать их в сознании и поведении ребёнка на основе семейных традиций, народных праздников и традиций, через чтение художественной литературы;
  • Воспитывать художественный и эстетический вкус;
  • Формировать стремление к здоровому образу жизни учащихся;
  • Создать и развить дружный классный коллектив;
  • Сформировать творческий и сплоченный коллектив родителей.

Механизм реализации

Воспитательная система «Путь к успеху»  рассчитана на 4 года и имеет поэтапное построение, основанное на периодах взросления младшего школьника.

Этап

Сроки

 Цели

Формы

 Ожидаемые результаты

1 этап

«Давайте познакомимся!»

1 класс

2012 -2013 у.г.

Изучение интересов и  потребностей младших школьников.

Проектирование желаемого образа класса.

Классные часы;

диагностика по различным методикам.

КТД различных направлений (совместно с родителями).  

Психолого-педагогические консультации для  родителей.

Создание классного уголка.

Организация   клуба «Семейное творчество».

Формирование

дружного, сплоченного детского коллектива через тесное сотрудничество педагога, родителей и детей.

 

Активное участие всех обучающихся в жизни классного коллектива.

Повышение уровня познавательной, социальной и творческой активности обучающихся в процессе выполнения социально-значимой деятельности.

2 этап

«Вместе весело шагать!»

2 класс

2013-2014

у.г.

Укрепление межличностных отношений.

Создание благоприятных условий для формирования нормального микроклимата в классе.

Создание  традиций классного коллектива на основе социального партнерства.

Формировать органы ученического самоуправления.

Мониторинг, классные часы, КТД, родительские собрания, родительские консультации.

Создание своего традиционного классного календаря.

Принятие всеми участниками ВСК

законов, правил и норм.

Рост активности учащихся и их родителей.

Создание условий, направленных на познание учащимися самих себя и своих способностей.

3этап

«Делу время – потехе час»

3-4 класс

2014-2016у.г.

Воспитание самостоятельности, развитие умения организовать коллективную деятельность.

Работа органов ученического самоуправления.

КТД, круглые столы, встречи с интересными людьми, психологические тренинги, ролевые игры, активное участие в районных, городских конкурсах. НОУ, олимпиады. Проектирование. Активное участие в общешкольных КТД. Семейные вечера. Промежуточная диагностика.

Активное участие

в социально значимых школьных  акциях.

Участие в проектах, НОУ, олимпиадах.

Выход на новый уровень развития структуры самоуправления.

Направления деятельности

ВСК реализуется по 6 направлениям:

  •  интеллектуальное направление: «Тропа Знаний»
  •  патриотическое направление: «Родная тропинка так сердцу мила»
  •  духовно – нравственное: «Дорогою Добра»
  •  культурно–эстетическое направление: «Тропа творчества и  фантазий»
  • спортивно-оздоровительное направление: «Тропа силы и здоровья»
  • экологическое направление:  «Экологически чистой дорогой».

 Интеллектуальное направление «Тропа Знаний»

Цель: развивать познавательную активность учащихся, умение работать с информацией;

Задачи:

  • создавать условия для интеллектуального развития учащихся;
  • развивать кругозор и любознательность детей и родителей;
  • воспитывать ответственное, творческое отношение к учебы;
  • развивать познавательную активность учащихся, сознательное отношение к учебному труду;

1 класс

Сентябрь

День Знаний

Октябрь

Беседа «Правила поведения в школе»

Ноябрь

Праздник «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!»

Декабрь

Проект «Моя семья»

Январь

Библиотечный урок «Мои первые  книжки»

Февраль

Экскурсия в планетарий.

Март

Праздник «Прощание с Азбукой!»

Апрель

Игровая программа «Кто хочет на загадки находить отгадки»

май

Праздник «До свидания, 1 класс!»

2 класс

Сентябрь

Проект «Мой город»

Октябрь

Собираем портфолио.

Ноябрь

Викторина «Буквознайка».

Декабрь

Математическая игра «Крестики-нолики»

Январь

Библиотечный урок «Жизнь и творчество С. Михалкова»

Февраль

Экскурсия в исторический музей города.

Март

Математическая игра «Головоломки»

Апрель

Кл.час – игра «Путешествие в космос».

Май

Интеллектуальная игра «Все обо всем»

3 класс

Сентябрь

Единый тематический классный час.

Октябрь

Викторина по творчеству Г.Х. Андерсена

Ноябрь

КТД «Живой мир: самые, самые»

Декабрь

Классные олимпиады по предметам.

Январь

Библиотечный урок «Как правильно работать с книгой»

Февраль

КВН по русскому языку.

Март

Участие в школьном НОУ.

Апрель

Звездный час по сказкам зарубежных писателей.

Май

Круглый стол «Почемучки»

4 класс.

Сентябрь

Классный час

Октябрь

Проект «Вчера. Сегодня. Завтра»

Ноябрь

Проект «Народные промыслы земли Нижегородской»

Декабрь

Ролевая игра «Учись учиться»

Январь

Библиотечный урок  «Жизнь и творчество А.П. Гайдара»

Февраль

Выпуск стенгазеты «Час вопросов и ответов»

Март

Участие в школьном НОУ.

Апрель

КТД «Путешествие в затерянный мир»

Май

«Последний звонок»

Патриотическое воспитание  - «Родная тропинка так сердцу мила»

Цель: воспитание патриотических, гражданских и нравственных качеств

Задачи:

  •  формирование гордости за свой народ, родной край;
  • воспитание любви к своей Родине;
  •  развитие личности гражданина и патриота своей страны;

1 класс

сентябрь

День Знаний. Единый классный час

октябрь

Фотовыставка «Знаменитые места города»

ноябрь

Выставка творческих работ «Мой подарок маме»

декабрь

Экскурсия в музей Зодчества.

январь

Кл.час « Народы России»

февраль

Урок мужества «День Защитника Отечества».

март

Праздник «Масленица»

апрель

игра «Путешествие в космос».

май

Библиотечный урок « Они защищали Родину».

2 класс

сентябрь

День Знаний. Единый тематический классный час

октябрь

Выставка рисунков «Таким я вижу свой город»

ноябрь

Кл. час «День согласия и примирения».

декабрь

Беседа  «Государственная символика РФ»

январь

Рождественские посиделки.

февраль

Библиотечный урок  « Юные герои войны»

март

Экскурсия в краеведческий музей.

апрель

Викторина «Открыватели космоса»

май

Музыкальная гостиная  «Песни Великой Отечественной войны»

3 класс

сентябрь

Фотовыставка «Сердцу милый уголок»

октябрь

Экскурсия в музей района.

ноябрь

Викторина «История России в датах»

декабрь

КТД  «Жизнь замечательных людей»

январь

Библиотечный урок «Вифлеемская звезда»

февраль

Акция «Сын. Отец. Отечество».

март

КТД «Широкая масленица»

апрель

Кл. час «Сказки и легенды Нижегородского края».

Май

Участие в митинге  Победы.

4 класс

сентябрь

Единый тематический классный час.

октябрь

Фотовыставка «Мой любимый Нижний»

ноябрь

КТД «Знаменитые места города»

декабрь

Экскурсия в музей М. Горького.

январь

«Коляда» праздники и обычаи старины.

февраль

Акция «Сын. Отец. Отечество».

март

«Богатырские забавы»  игровая программа.

апрель

Праздник Благовещения. Беседа.

Май

Участие в митинге  Победы.

Духовно – нравственное направление -  «Дорогою Добра»

Цель: воспитание духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении ребенка.

Задачи:

  • определить правила жизнедеятельности в классном коллективе и в коллективе вообще;
  • воспитывать нравственные ценности, уважение девочек к мальчикам, мальчиков к девочкам, детей к взрослым; воспитывать любовь к труду, к окружающим людям, природе;
  • развивать способность анализировать поступки других и свои, опираясь на духовный эталон, воспитывать этические нормы поведения, нравственные качества личности;

1 класс

сентябрь

Выход в кукольный театр.

октябрь

Конкурс открыток ко дню пожилого человека.

ноябрь

Единый классный час «День Матери»

декабрь

Библиотечный урок «Что такое хорошо и что такое плохо»

январь

Кл. час  «Дружба начинается с улыбки!»

февраль

Праздник «Папин день»

март

Праздник «Мамин день»

апрель

Проект «Мой семейный альбом»

Май

Праздник «Вот и стали мы на год взрослей!»

2 класс

сентябрь

Конкурс рисунка  «Пусть всегда будет солнце!»

октябрь

Поздравление для бабушек и дедушек.

ноябрь

Акция «Мать – хранительница семейного очага»

декабрь

Круглый стол «Умеешь ли ты дружить?»

январь

Игра «Если же вы вежливы»

февраль

Игра «Солдатушки, браво ребятушки!»

март

Праздник «Милые, добрые самые!»

апрель

Акция «Наш школьный двор»

Май

Игровая программа «Подари мне улыбку!»

3 класс

сентябрь

Организация системы самоуправления в классе.

Октябрь

Конкурс открытки ко дню пожилого человека

Ноябрь

Беседа «Мой круг друзей»

Декабрь

Письма Дедушке Морозу.

Январь

Библиотечный урок «Скажи кто твой друг и я скажу кто ты!»

Февраль

«Поздравим наших мальчиков»

Март

«Поздравим наших девочек»

Апрель

День смеха.

Май

Развлекательная программа «Дружат в классе нашем девочки и мальчики».

4 класс

сентябрь

Беседа «Правила доброго общения»

Октябрь

Игра –тренинг «Каким меня видят окружающие»

Ноябрь

Поздравление ко дню пожилого человека

Декабрь

Кл. час «Как отвечать за свой поступки».

Январь

Библиотечный урок «Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты!»

Февраль

Рыцарский турнир

Март

«А ну-ка, девочки!»

Апрель

КТД «Давайте посмеёмся!»

Май

«Последний звонок!»

Культурно–эстетическое направление - «Тропа творчества и  фантазий».

Цель: воспитывать художественный и эстетический  вкус учащихся, развивать творческие способности и интересы;

Задачи:

  • формировать духовные качества и высокие эстетические чувства;
  • развивать творческую самостоятельность и способности;
  • вовлекать детей в художественную творческую деятельность;

1 класс

Сентябрь

Фотоконкурс «Краски лета» Выставка рисунков «Осторожно, дорога!»

Октябрь

Конкурс поздравлений ко дню учителя

Конкурс рисунков «Животные Красной Книги»

Ноябрь

Выставка поздравительных открыток ко Дню Матери

Декабрь

Мастерская Деда Мороза

Январь

Выставка технического моделирования и прикладного искусства

Февраль

Выставка рисунков и открыток ко Дню Защитника Отечества

Март

Конкурс открыток и поздравлений к 8 Марта

Апрель

Выставка рисунков ко дню Космонавтики

Май

Конкурс рисунков «День Победы»

2 класс

Сентябрь

Выставка работ «Золотая осень»

Октябрь

Конкурс поздравлений ко дню учителя

Ноябрь

Выставка поздравительных открыток ко Дню Матери

Декабрь

Мастерская Деда Мороза

Январь

Выставка технического моделирования и прикладного искусства

Февраль

Выпуск стенгазеты ко Дню Защитника Отечества

Март

Выставка творческих работ к 8 Марта

Апрель

Выставка рисунков «Наши меньшие друзья»

Май

Выставка творческих работ «Подарок ветерану»

3 класс

Сентябрь

Экскурсия в художественный музей

Октябрь

Музыкальная гостиная «П.И. Чайковский»

Ноябрь

Выставка творческих работ «Мой подарок маме»

Декабрь

Мастерская Деда Мороза

Январь

Выставка технического моделирования и прикладного искусства

Февраль

Выставка творческих работ «Мой подарок папе»

Март

Конкурс газет к 8 Марта

Апрель

Фотоконкурс «Весна! Весна!»

Май

Конкурс чтецов «Салют! Победа!»

4 класс

Сентябрь

Фотовыставка «Осень золотая в гости к нам пришла».

Октябрь

Выставка рисунков «Загадочный мир природы»

Ноябрь

Конкурс сочинений «Моя мама!»

Декабрь

Мастерская Деда Мороза

Январь

Выставка технического моделирования и прикладного искусства

Февраль

Конкурс патриотической песни

Март

Праздничный концерт «Для самых милых и родных!»

Апрель

Конкурс «Первоцветы»

Май

Участие в концерте для ветеранов.

Спортивно-оздоровительное направление - «Тропа силы и здоровья»

Цель: укреплять здоровье, отношение к здоровью как к одной из главных жизненных ценностей;

Задачи:

  • формировать здоровый образ жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
  • способствовать укреплению здоровья детей через подвижные игры, конкурсы, соревнования;
  • содействовать приобретению необходимого минимума знаний в области гигиены медицины, физкультуры и спорта;

1 класс

Сентябрь

Спортивный конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья»

Октябрь

День Здоровья

Ноябрь

Месячник «Перемена с увлечением»

Декабрь

Кл. час. «Мой режим дня»

Январь

Лыжная прогулка

Февраль

Игра «Зимние забавы»

Март

Подвижные игры на воздухе.

Апрель

Спортивный праздник «Мой веселый звонкий мяч»

Май

Игровая программа «Наш спортивный дружный класс»

2 класс

Сентябрь

Веселые игры на свежем воздухе.

Октябрь

Товарищеская встреча «Веселые старты»

Ноябрь

Кл. час «Мое здоровье в моих руках»

Декабрь

Круглый стол «Глаза мои –главные помощники»

Январь

Лыжная прогулка

Февраль

Классный турнир по шашкам

Март

Неделя  подвижных игр

Апрель

Кл. час «Зарядка в жизни школьника»

Май

Товарищеская встреча по футболу

3 класс

Сентябрь

Спортивный конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья»

Октябрь

КТД «Малые олимпийские игры»

Ноябрь

Беседа мед. работника «Грипп. Профилактика»

Декабрь

Игра «Зимние забавы»

Январь

Лыжная прогулка

Февраль

Кл. час «Вредные привычки»

Март

Товарищеская встреча по пионерболу

Апрель

Игра «Безопасное колесо»

Май

Спортивный праздник «Сильные! Ловкие! Смелые!»

4 класс

Сентябрь

Спортивный конкурс  «Мама, папа, я – спортивная семья»

Октябрь

День Здоровья

Ноябрь

Кл. час «Как быстрее выздороветь»

Декабрь

Товарищеская встреча по волейболу

Январь

Лыжная прогулка

Февраль

Устный журнал « Расти здоровым!»

Март

Классный турнир по шахматам

Апрель

Кл. час «Содержание в чистоте своего тела»

Май

Поход «Вместе весело шагать»

Экологическое направление - «Экологически чистой дорогой».

Цель: формирование экологической культуры;

Задачи:

  • воспитание  любви к родному краю; бережное отношение к природе;
  • формирование у детей ответственного отношения к природе. Умения и желания активно защищать. Улучшать, облагораживать  природную среду;
  • формировать чувство эмоциональной близости с природой; умение видеть её красоту;

1 класс

Сентябрь

Организация дежурства в классе

Октябрь

Конкурс загадок о природе

Ноябрь

Акция «Цветы – наши друзья»

Декабрь

Мастерская по изготовлению кормушек для птиц.

Январь

Кл. час «Экологические сказки»

Февраль

Викторина «Узнай по голосу!»

Март

Конкурс рисунка «Берегите воду!»

Апрель

Акция «Книжкина больница»

Май

Акция «Наш двор»

2 класс

Сентябрь

Организация дежурства в классе и по школе

Октябрь

Проект «Мой домашний питомец»

Ноябрь

Кл.час « Мои домашние обязанности»

Декабрь

Выставка  рисунков «Правила природы»

Январь

Мастерская «Чем я могу помочь птицам?»

Февраль

Библиотечный урок «Планета в опасности!»

Март

Мастер класс по уходу за комнатными  цветами.

Апрель

Акция «Сохрани дерево!»

Май

Акция «Наш двор»

3 класс

Сентябрь

Экскурсия в зоопарк

Октябрь

Акция «Школьный двор»

Ноябрь

Проект «Экологические катастрофы»

Декабрь

Фотоконкурс «Наши меньшие друзья»

Январь

Мастерская «Им нужна твоя помощь!»

Февраль

Беседа «Красота вокруг нас»

Март

Мастерская по изготовлению скворечников для птиц

Апрель

Викторина «Первоцветы»

Май

Акция «Наш школьный  двор»

4 класс

Сентябрь

Фотовыставка «Краски лета»

Октябрь

Акция «Школьный двор»

Ноябрь

Выставка рисунков «Растения Красной Книги»

Декабрь

Библиотечный урок «Заповедники России»

Январь

Мастерская «Им нужна твоя помощь!»

Февраль

Звездный час по окружающему миру

Март

Мастерская «Птичий базар»

Апрель

Выпуск агитплаката «Не рвите цветы, не рвите!»

Май

Акция «Наш школьный  двор»

Управление воспитательной системой «Путь к успеху»

 Деятельность в рамках обозначенных направлений осуществляется через систему ученического и родительского соуправления.

 Формирование системы детского соуправления осуществлялось следующим образом.  Класс делится на пять отрядов, которым ребята дают свое название. В каждом отряде формируется команда отряда.  Она состоит из:

капитана – ответственного за всю команду;

затейника – организатора досуга;

физорга – ответственного за спортивную деятельность;

редактора – ответственного за информационную работу;

садовника – ответственного  по уходу за  цветами;

Ребята, не пожелавшие входить в команду отряда становятся помощниками членов команды, выбирая по интересам вид деятельности.

Высшим органом классного самоуправления является классное собрание, на котором происходит обсуждение, оценивание  и подведение итогов совместно с родителями.  Ответственность за реализацию  решений несет совет командиров и проводников. Проводниками являются родители, вошедшие в родительский комитет.  Остальные родители также включены в деятельность, они являются помощниками своим детям в рамках своего отряда.  Однако,  каждый отряд помнит, что  путь к успеху  совместных усилий и что мы идем к одной поставленной  цели. Помощниками детей и родителей являются педагоги.  Классный руководитель выполняет роль координатора совместных действий детей, родителей и учителей-предметников. Система соуправления представлена в следующей схеме.

Родители в воспитательной системе

Большую роль в управлении ВСК играет коллектив родителей. Сотрудничество классного руководителя  и родителей строится на следующих принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
  • содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

            Просвещение родителей осуществляется в рамках родительского клуба «Семейное творчество», в рамках заседаний которого проводятся родительские собрания, индивидуальные консультации, круглые столы. В заседания клуба кроме родителей и классного руководителя принимают участие психолог, служба СППС, библиотекарь, врач школы, приглашенные гости в рамках встреч с интересными людьми.

Тематика родительских собраний.

В первый год обучения собрания носят просветительский, познавательный  характер, направлены на стимулирование интереса родителей к узнаванию своего ребенка каждый раз с новой стороны, наталкивают родителей на развитие в себе умений воспитательного характера, подчеркивая при этом успехи семей в проявлении положительных родительских умений.

  1. Знакомство. Родителям о ФГОС.
  2. Новый режим дня в жизни первоклассника.
  3. Трудности адаптации первоклассника в школе.
  4. Роль семьи и школы в формировании интереса к учению.
  5. Как научить ребенка жить в мире людей.
  6. О внимании и внимательности.
  7. Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника.

Во втором классе  начинается  более серьёзная учебная деятельность, появляются оценки, что накладывает определенные отпечатки на поведенческие реакции ребят, влияет на мотивацию учения младшего школьника. Важно уделить внимание на объективные трудности в учебе ребенка и показать родителям пути выхода из проблемной ситуации. Родительские собрания направлены на сплочение коллектива на принципах справедливости, добра и человеколюбия, на формировании умения жить среди людей и поступать согласно нравственным нормам.

1.Первые школьные отметки.

2.Хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня.

3. Поощрение и наказание в семье.

4. Детская агрессия.

5. Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка.

6..Перелистывая страницы учебного года.

В работе с родителями третьеклассников нужно обратить внимание на воспитание ответственного отношения к выполнению нравственных законов жизни в социуме, воспитывая при этом стойкую привычку нравственного поведения. Воспитывать ребят на примерах родных и близких людей, родителей, бабушек и дедушек, воспитывать толерантное отношение к другим людям.

  1. Семейные традиции и способность ребенка учиться.
  2. Что нужно знать родителям  о физиологии младшего школьника.
  3. Мой ребенок становится дурным.
  4. Домашняя школа интеллектуального развития. Значение воображения в интеллектуальном развитии ребенка.

 

Родительские собрания в 4 классе  должны снять определенную тревогу родителей перед переходом на новую ступень обучения, подготовить их к общению с педагогами на среднем этапе обучения.

  1. О родных и близких людях с любовью.
  2. Роль семьи и школы в формировании у ребенка интереса к учению.
  3. Как уберечь ребенка от насилия.
  4. Эффективное общение – залог успеха.
  5. Вот и стали мы на год взрослей.

 Тематика круглых столов и индивидуальных консультаций определяется в течение года.

Структура  родительского коллектива

Родительский коллектив класса состоит из активистов и рядовых членов.  

Актив родителей представлен в схеме.

Функции родительского комитета.

Родительский комитет  контролирует исполнение принятых решений, анализирует работу, координирует работу всех служб, активно участвует в проведении классных собраний.

Сектор творчества – организует помощь родителей в организации праздников, сбором информации на  посещение выставок, театров, музеев; привлекаются к проведению тематических классных часов, вечеров; организует совместные праздники и развлечения.

Организаторский сектор – составляет план работы; организует выход в театры, музеи, экскурсии; оказывает помощь в проведении трудовых десантов;

Финансовый сектор – собирает средства у родителей на нужды класса; составляет смету расходов; отчитывается перед родителями за использование средств;

Сектор по АХЧ – организует помощь родителей по ремонту кабинета, следит за санитарным  состоянием  класса, приобретает необходимый хозяйственный инвентарь.

 За каждым родителем закреплена обязанность помогать детям в организации их деятельности, выступать проводниками их  дел.

Социальное партнерство

Изучение эффективности функционирования воспитательной системы «Путь к успеху!»

(мониторинг)

По мнению Н.Е. Щукиной, главной оценкой воспитательного процесса выступает воспитанность учащихся, её изменения из года в год.

Критерии оценки:

- уровень воспитанности детей;

- сформированность классного коллектива;

- возможность самопроявления и самореализации каждого ребенка в   формах жизнедеятельности классного коллектива;

- удовлетворенность учеников и их родителей жизнедеятельностью в классе и школе.

При отслеживании результатов эффективности функционирования воспитательной системы используются различные методики:

- изучение воспитанности школьников по методике Н. П. Капустина;

- изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;

- изучение удовлетворенности родителей работой ОУ  по методике Е.Н. Степанова;

- социометрия;

- анкета для определения школьной мотивации по Л. Лусканова;

- методики М. Карне, Е.П. Торранса и М.В. Ильиной

  Удовлетворенность  обучающихся   школьной жизнью по методике А.А. Андреева.

Уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью 27%, дети позитивно относятся к школе, большинство отмечают положительным фактом отношение с учителем (61%),  степень удовлетворенности условиями обучения и развития в школе – 12 %.

Классному руководителю необходимо поддерживать  существующее отношение учащихся к школе, позитивные отношения к учителями, научить учащихся полностью использовать предлагаемые ОУ услуги.

Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения по методике Е.Н. Степанова.

Уровень удовлетворенности родителей работой ОУ средний (У=3). Высоко оценили родители взаимоотношения с учителем (У=3,4), взаимоотношение в коллективе учащихся (У=3), а также работу кружков и секций.

Ожидаемые результаты

воспитательной системы «Путь к успеху!»

Для учащихся

  • Создание условий для развития неформального образовательного процесса через сотрудничество учителей, учащихся и их родителей;
  • Повышение уровня интеллектуального развития
  • Сформированность активной жизненной позиции, интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации с опорой на ценностные ориентиры: любовь к Родине, природе, семье, людям, самому себе;
  • Раскрытие творческих способностей учащихся, приобретение опыта коллективно-творческой  и проектной деятельности;
  • Приобщение учащихся к здоровому образу жизни, пониманию ценности своего здоровья;

       Для родителей

  • Повышение психолого-педагогической культуры родителей, укрепление связи с семьей;
  • Формирование ценности осознанного родительства

       

Список   литературы.

Нормативно-правовая база ВСК

  1.     Закон РФ « Об образовании»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования;
  3. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;
  4. Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России;
  5. Областные, городские, районные, школьные положения по конкурсам, смотрам;
  6. Устав МБОУ СОШ № 32;
  7. Школьная программа «Школа здоровья»;
  8. Школьная программа «Семья и школа»;
  9. Программы дополнительного образования;
  10. Программы школьных лагерей;
  11. Проект «Клуб молодых семей»;
  12. Проект «Школьная газета»;
  13. Должностная инструкция классного руководителя.

Методические сборники, статьи в периодических издания:

  1. Белик Н. Н., Зайчикова Т.Н. и др. Классный руководитель и семья. Нижний Новгород, 2008
  2. Белик Н.Н., Стрельникова О.М., Свадьбина Т.В. и др. Осознанное, ответственное родительство - взгляд в будущее. Научно-методический сборник, 2009
  3. Белик Н.Н., Тарасова И.Б., Сидоркина С.Л. Сб. Воспитание продуктивно, если оно системно. Нижний Новгород, 2005
  4. Белик Н.Н., Тивикова С.К., Елагина Г.А. и др. Федеральный государственный образовательный стандарт и воспитание в школе. Научно-методический сборник, 2011
  5. Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной   среды. Пособие для учителя. М. 1997
  6. Евстифеева Н.В. Семейная гостинная в рамках программы "Семья - это звучит гордо!!// Практика школьного воспитания. 2012. № 2.
  7. Ильина М. В. Воображение и творческое мышление. Психодиагностические методики. М., Книголюб, 2004
  8. Нечаев М. П. Управление воспитательным процессом в классе. М., 2006
  9.  Нечаев М. П. диагностика результатов воспитательного процесса в школе. Методическое пособие. М.: УЦ перспектива, 2008
  10.  Петрова В., Хомякова И., Стульник Т. Азбука нравственного образования // Воспитание школьников, 2009,  №1
  11. Повшедная Ф. В., Белик Н.Н., Учитель, воспитай человека!: Научно-методический сборник. Н.Новгород, 2009
  12.  Повшедная Ф. В., Белик Н.Н., Жаркова М.В., Елагина Г.А. Классный руководитель и Федеральный государственный образовательный стандарт. Н.Новгород, 2012
  13.  Стельникова О.М. На пороге семьи. Н.Новгород, 2009
  14.  Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепция воспитания. М.: ТЦ Сфера, 2005
  15.  Степанов Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса. Методическое пособие. Москва, 2000
  16.  Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. Москва, 2001
  17. Шильникова Е.В. "Моя малая родина": О программе творческого    объединения младших школьников// Практика школьного воспитания. 2012.№ 1.
  18. Щурова Н.Е. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. Москва, 1998