№ урока | Тема урока | Цели и задачи | Планируемые предметные результаты | Универсальные учебные действия (УУД) | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Летописи, былины, сказания, жития (11 ч) Знакомство с учебником. Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом | Познакомить с содержанием нового учебника, его условными обозначениями; после летнего отдыха привлечь к чтению книг; узнать, как расширился читательский кругозор учащихся | Знать и называть элементы учебной книги, находить их, быстро в них ориентироваться, отвечать на вопросы; умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на список рекомендованной литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, самостоятельно составлять краткую аннотацию | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли. К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в её использовании, знание правил выбора обложки и закладки для книги. |
|
|
2-3 | Из летописи « И повесил Олег щит свой на врата Царьграда». События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. | Познакомить с новым разделом учебника, помочь осознать мотивы чтения и изучения исторических произведений; воспитывать культуру и уважение к истории России | Умения называть элементы учебной книги, ориентироваться в ней, понимать роль читательского воображения в процессе чтения исторических произведений; давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного научно –познавательного текста, выделение в нём основной мысли. К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- проявление бережного отношения к художественной книге, уважения к истории России |
|
|
4-5 | Из летописи « И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | Познакомить с отрывками летописей, помочь понять необходимость знания истории; развивать интерес к истории и историческим произведениям, умение находить в тексте устаревшие слова | Использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику разных текстов; участвовать в их обсуждении; давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного научно –познавательного текста, выделение в нём основной мысли. К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- формирование чувства гордости за свою родину, её историю, народ |
|
|
6 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» | Познакомить с поэтическим текстом былины «Ильины три поездочки»; обобщить и обогатить знания о былинах; учить правильно читать их, понимать исторический текст; работать над содержанием былины; находить аналогии с историческими событиями | Использование разных видов чтения; умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного научно –познавательного текста, выделение в нём основной мысли. К.: - ответы на вопросы, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- формирование чувства гордости за свою родину, её историю, народ |
|
|
7 | Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой | Познакомить с прозаическим текстом былины; обобщить и обогатить знания о былинах; учить правильно читать их, понимать исторический текст; работать над содержанием былины; находить аналогии с историческими событиями | Использование разных видов чтения; умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного научно –познавательного текста, выделение в нём основной мысли. К.: - ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения Л.:- формирование чувства гордости за свою родину, её историю, народ |
|
|
8 | Герой былины – защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри» | Обогатить знания о былинах; учить делить текст на части; составлять рассказ о былинном герое, по картине; находить аналогии с реальными историческими событиями | Использование разных видов чтения; умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; создавать собственный текст на основе художественного произведения, по картине, иллюстрациям, на основе личного опыта | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - использование различных способов поиска информации, и её интерпретация в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, овладение логическим действием сравнения и анализа; построение рассуждений К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, народ, целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий |
|
|
9-10 | Сергий Радонежский – святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». Житие Сергия Радонежского. | Познакомить с краеведческими фактами и материалами, с отрывками их «Жития Сергия Радонежского»; формировать устойчивый интерес к предмету, желание больше узнать о православной культуре России; учит внимательно относиться к слову, обогащать словарный запас | Использование разных видов чтения; умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; создавать собственный текст на основе художественного произведения, по картине, иллюстрациям, на основе личного опыта | П.: - использование различных способов поиска информации, и её интерпретация в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, овладение логическим действием сравнения и анализа; построение рассуждений К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, народ, целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий |
|
|
11 | Обобщающий урок – игра «Летописи, былины, сказания, жития». Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий» | Обобщить знания по разделу; учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развивать речь, мышление, творческие способности | Умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на список рекомендованной литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, самостоятельно составлять краткую аннотацию | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли. К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в её использовании |
|
|
12-13 | Чудесный мир классики (22 ч) Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. П.П. Ершов «Конёк – Горбунок» | Познакомить с новым разделом и с творчеством П.П. Ершова; учить формулировать тему урока на основе ключевых слов, составлять план урока; выразительно читать, находить нужный отрывок текста по вопросам; понимать поступки и характеризовать героев, сравнивать литературную и народную сказки | Умения прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух художественное произведение | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли. К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в её использовании |
|
|
14-15 | П.П. Ершов «Конёк – Горбунок» Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев. | Продолжить знакомство с жизнью и творчеством П.П. Ершова; развивать умения выразительно читать произведение, учить понимать поступки и характеризовать героев, сравнивать литературную и народную сказки | Умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух художественное произведение | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли. К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- формирование системы нравственных ценностей; проявление интереса к чтению и изучению творчества классиков |
|
|
16-17 | А.С. Пушкин «Няне», « Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!» | Познакомить с жизнью и творчеством А.С Пушкина или напомнить о них; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам | Умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух художественное произведение | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли. К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- формирование системы нравственных ценностей; проявление интереса к чтению и изучению творчества классиков |
|
|
18 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» | Познакомить со сказкой А.С. Пушкина; учить анализировать поступки героев, обучать грамотному выразительному чтению, сравнивать литературные сказки и народные | Умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух художественное произведение | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли. К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- формирование системы нравственных ценностей; проявление интереса к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина |
|
|
19-20 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Характеристика героев. Деление сказки на части | Продолжить работу по сказке А.С. Пушкина; учить делить текст на части; формировать умения анализировать литературное произведение. Аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл в сказке; учить различать положительных и отрицательных героев; давать краткую характеристику героев, оценку их поступкам | Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух художественное произведение | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли. К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- формирование системы нравственных ценностей; проявление интереса к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина |
|
|
21 | Внеклассное чтение. Урок – КВН по сказкам А.С. Пушкина | Обобщить знания по разделу; учить прислушиваться к мнению товарищей; принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развивать речь, мыслительные операции, творческие способности | Выявление специфических особенностей сказки | Умение анализировать книги, сравнивать их, планировать свою деятельность по решению учебной задачи, оценивать свою работу на уроке, работать в группе; проявление интереса к творчеству А.С. Пушкина |
|
|
22 | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» | Познакомить с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; дать представление о разнообразии жанров произведений автора; учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; отрабатывать навыки выразительного чтения | Прогнозировать содержание произведения, умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя и с точки зрения моральных ценностей | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт изучаемое произведение, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- формирование системы нравственных ценностей; проявление интереса к чтению и изучению творчества М.Ю. Лермонтова |
|
|
23-25 | М.Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. Характеристика героев | Продолжить знакомство с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; дать представление о разнообразии жанров произведений автора; учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; отрабатывать навыки выразительного чтения | Прогнозировать содержание произведения, умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя и с точки зрения моральных ценностей | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт изучаемое произведение, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- формирование системы нравственных ценностей; проявление интереса к чтению и изучению творчества М.Ю. Лермонтова |
|
|
26-27 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство» | Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого; дать представление о разнообразии жанров произведений автора; учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; отрабатывать навыки выразительного чтения; прививать внимательное отношение к близким людям | Прогнозировать содержание произведения, умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя и с точки зрения моральных ценностей | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт изучаемое произведение, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации; характеристика героев произведения К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- формирование системы нравственных ценностей; проявление интереса к чтению и изучению творчества Л.Н. Толстого |
|
|
28-29 | Внеклассное чтение. Творчество Л.Н. Толстого «Как мужик камень убрал». Басня. | Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого; учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; отрабатывать навыки выразительного чтения; прививать внимательное отношение к близким людям | Прогнозировать содержание произведения, умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя и с точки зрения моральных ценностей | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт изучаемое произведение, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации; характеристика героев произведения К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- формирование системы нравственных ценностей; проявление интереса к чтению и изучению творчества Л.Н. Толстого |
|
|
30 | А.П. Чехов «Мальчики» | Познакомить с жизнью и творчеством А.П. Чехова; учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; отрабатывать навыки выразительного чтения; воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми | Прогнозировать содержание произведения, умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя и с точки зрения моральных ценностей | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт изучаемое произведение, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации; характеристика героев произведения К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- формирование системы нравственных ценностей; проявление интереса к чтению и изучению творчества А.П. Чехова |
|
|
31 | А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. | Продолжить работу по рассказу А.П. Чехова; учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; отрабатывать навыки выразительного чтения; воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми | Умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя и с точки зрения моральных ценностей | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт изучаемое произведение, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации; характеристика героев произведения К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- формирование системы нравственных ценностей; проявление интереса к чтению и изучению творчества А.П. Чехова |
|
|
32-33 | Обобщающий урок – КВН «Чудесный мир классики». Оценка достижений | Обобщить полученные знания по разделу; развивать творческие способности; воспитывать чувство коллективизма, ответственности за свои ответы в команде | Умение выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на рекомендуемый список литературы; оценивать результаты своей читательской деятельности; вносить коррективы, самостоятельно составлять краткую аннотацию | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт изучаемое произведение, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации; характеристика героев произведения К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- формирование системы нравственных ценностей; проявление интереса к чтению |
|
|
34-35 | Поэтическая тетрадь №1 (12 ч) Знакомство с разделом, прогнозирование его содержания. Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» | Познакомить с новым разделом, обучать правильному чтению стихов; сравнивать произведение живописи и литературный текст; расширить знания о Ф.И. Тютчеве | Умения прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух художественное произведение | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт изучаемое произведение, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, изучение творчества Ф.И. Тютчева |
|
|
36 | А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка» | Расширить знания о творчестве А.А. Фета; учить видеть и замечать прекрасное в природе; обогащать словарный запас, развивать память, речь, воображение | Умения прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; умение договариваться о совместных действиях; изучение творчества А.А. Фета |
|
|
37 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!» | Познакомить с жизнью и творчеством Е.А. Баратынского; учить видеть прекрасное с помощью поэзии; воспитывать любовь к природе, внимательное отношение к ней | Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; умение договариваться о совместных действиях; изучение творчества Е.А. Баратынского |
|
|
38 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения | Познакомить с жизнью и творчеством А.Н. Плещеева; учить видеть прекрасное с помощью поэзии; воспитывать любовь к природе, внимательное отношение к ней | Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; умение договариваться о совместных действиях; изучение творчества А.Н. Плещеева |
|
|
39 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» | Расширить знания о поэте, его жизни и творчестве; пополнять словарный запас; учить видеть прекрасное вокруг; развивать речь, мышление, память | Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; умение договариваться о совместных действиях; изучение творчества И.С. Никитина |
|
|
40-41 | Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» | Расширить знания о творчестве Н.А. Некрасова; обучать правильному чтению стихов; развивать речь, мышление, память | Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; умение договариваться о совместных действиях; изучение творчества Н.А. Некрасова |
|
|
42 | И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина | Познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; учить чувствовать поэтический мир; пополнять словарный запас; развивать речь, мышление, память |
| Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; умение договариваться о совместных действиях; изучение творчества И.А. Бунина |
|
|
43 | Внеклассное чтение. Родные поэты | Расширить знакомство с классической поэзией; увлечь чтением стихов о Родине, её людях, природе; формировать и развивать навыки выразительного чтения, речь, мышление | Умение выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на рекомендуемый список литературы; оценивать результаты своей читательской деятельности; вносить коррективы, самостоятельно составлять краткую аннотацию | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт изучаемое произведение, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации; характеристика героев произведения К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- формирование системы нравственных ценностей; проявление интереса к чтению |
|
|
44-45 | Обобщающий урок – игра «Поэтическая тетрадь №1». Оценка достижений | Обобщить знания по данному разделу; проверить сформированность умения работать с учебной книгой | Знание произведений, умение характеризовать героев произведений, сравнивать поэтические сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- проявление бережного отношения к природе, к родному краю |
|
|
46-47 | Литературные сказки (16ч) Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки | Познакомить с новым разделом; учить прогнозировать его содержание; познакомить с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского; прививать интерес к чтению | Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - размышление над нравственными ценностями литературных сказок русских и зарубежных писателей, определение основной мысли; деление текста на части; составление плана пересказа, пересказ К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- проявление бережного отношения к книге, аккуратность в её использовании |
|
|
48 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ | Продолжить изучение литературной сказки «Городок в табакерке»; формировать навык выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы; обучать делить текст на части; учить передавать содержание прочитанного от имени героя | Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - размышление над нравственными ценностями литературных сказок русских и зарубежных писателей, определение основной мысли; деление текста на части; составление плана пересказа, пересказ К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- проявление интереса к литературной сказке |
|
|
49 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. | Познакомить с произведением В.М. Гаршина; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить определять жанр произведения; воспитывать чувство сострадания к другим; учить анализировать характер и поступки героев | Умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух художественное произведение | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- проявление интереса к литературной сказке |
|
|
50-51 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст –описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. | Продолжить работу над сказкой В.М. Гаршина; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; воспитывать чувство сострадания к другим; учить анализировать характер и поступки героев | Умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух художественное произведение | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- проявление интереса к литературной сказке |
|
|
52-54 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Герои художественного произведения | Познакомить с жизнью и творчеством П.П. Бажова; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить анализировать характер и поступки героев; замечать мотивы народных сказок в авторском тексте | Умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух художественное произведение | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- проявление интереса к литературной сказке |
|
|
55-58 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | Познакомить с жизнью и творчеством С.Т. Аксакова; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить анализировать характер и поступки героев; делить текст на части, делать выборочный пересказ | Умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух художественное произведение | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.: - формирование системы нравственных ценностей; проявление интереса к чтению и творчеству С.Т. Аксакова |
|
|
59 | Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей | Расширить знакомство с классической литературой; увлечь чтением литературных сказок; обобщить знания по изученному разделу; учить работать сообща; формировать и развивать навыки выразительного чтения | Умение выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на рекомендуемый список литературы; оценивать результаты своей читательской деятельности; вносить коррективы, самостоятельно составлять краткую аннотацию | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт изучаемое произведение, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации; характеристика героев произведения К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- формирование системы нравственных ценностей; проявление интереса к чтению |
|
|
60-61 | Обобщающий урок – игра «Крестики – нолики». Оценка достижений. Контрольная работа | Обобщить знания по изученному разделу; проверить сформированность умения работать с учебной книгой | Знание произведений, умение характеризовать героев произведений, сравнивать поэтические сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- проявление бережного отношения к близким людям |
|
|
62-63 | Делу время – потехе час (9ч) Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | Познакомить с новым разделом; воспитывать чувство взаимопомощи4Познакомить с новым разделом; воспитывать чувство взаимопомощи, положительные качества личности; учить читать текст выразительно, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи | Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития; умение прогнозировать содержание раздела | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.: - осмысление понятий «благородный поступок», «верность слову», « делу время – потехе час». |
|
|
64-65 | В.Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка» | Расширить знания о творчестве В.Ю. Драгунского; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить учиться на основе рассказа В.Ю. Драгунского | Умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух художественное произведение | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.: - осмысление понятий «благородный поступок», «верность слову» |
|
|
66-67 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | Познакомить с творчеством В.В. Голявкина; помочь понять смысл произведения; учить анализировать поступки героев; отрабатывать навыки выразительного чтения, развивать память, речь | Умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух художественное произведение | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.: - осмысление понятий «благородный поступок», «верность» |
|
|
68 | Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе | Показать многообразие детской литературы; воспитывать на поступках героев – сверстников; развивать память, речь, мышление | Умение выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на рекомендуемый список литературы; оценивать результаты своей читательской деятельности; вносить коррективы, самостоятельно составлять краткую аннотацию | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт изучаемое произведение, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации; характеристика героев произведения К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- формирование системы нравственных ценностей; проявление интереса к чтению |
|
|
69-70 | Обобщающий урок «Делу время – потехе час». Оценка достижений | Обобщить знания по изученному разделу; проверить сформированность умения работать с учебной книгой | Знание произведений, умение характеризовать героев произведений, сравнивать поэтические сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- проявление бережного отношения к близким людям |
|
|
71-72 | Страна детства (8 ч) Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | Расширить знания о творчестве Б.С. Житкова; обучать беглому, выразительному чтению; раскрыть смысл рассказа Б.С. Житкова; учить характеризовать главного героя; развивать память, речь, мышление | Умения работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрации с текстом) | Р.: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирован6ие вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли, умение ориентироваться в учебной книге К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- осмысление понятий «неправда», «враньё», «ложь», формирование системы нравственно – этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в повседневной жизни |
|
|
73-74 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | Расширить знания о творчестве К.Г. Паустовского; обучать беглому, выразительному чтению; раскрыть смысл произведения; учить видеть прекрасное вокруг, замечать, понимать окружающий мир | Умения работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрации с текстом) | Р.: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирован6ие вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли, умение ориентироваться в учебной книге К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:-осмысление пословицы «Жизнь дана на добрые дела», формирование системы нравственно – этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях |
|
|
75 | М.М. Зощенко «Ёлка». | Познакомить с жизнью и творчеством М.М. Зощенко, обогащать словарный запас, учить анализировать поступки героев, развивать речь, память, мышление | Умения работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрации с текстом) | Р: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; П:- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения |
|
|
76-77 | Обобщение по разделу «Страна детства». Оценка достижений | Повторить и обобщить изученный материал; проверить сформированность умения работать с текстом по изученному разделу | Знание произведений, умение характеризовать героев произведений, сравнивать поэтические сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:-осмысление понятий «благородный поступок», « честность». «верность слову» |
|
|
78 | Внеклассное чтение. Что такое «серия книг», и каково их назначение. | Познакомить с сериями книг, показать их назначение; прививать любовь и интерес к книге; развивать читательские способности, речь, мышление | Умение выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на рекомендуемый список литературы; оценивать результаты своей читательской деятельности; вносить коррективы, самостоятельно составлять краткую аннотацию | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт изучаемое произведение, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации; характеристика героев произведения К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- формирование системы нравственных ценностей; проявление интереса к чтению |
|
|
79 | Поэтическая тетрадь №2 (5 ч) Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» | Познакомить с новым разделом, жизнью и творчеством В.Я. Брюсова; обучать правильному, выразительному чтению стихов; развивать память, речь, мышление | Умения прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух поэтическое произведение | Р.: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирован6ие вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли, умение ориентироваться в учебной книге К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств, умение оперировать понятием «лирическое произведение» |
|
|
80 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | Познакомить со стихотворением «Бабушкины сказки»; пополнить биографические знания о поэте; обогащать словарный запас | Умения прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух поэтическое произведение | Р.: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирован6ие вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли, умение ориентироваться в учебной книге К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств |
|
|
81 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства» | Познакомить с творчеством М. И. Цветаевой; раскрыть мир поэзии, учить читать стихи выразительно, развивать память, речь | Умения прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух поэтическое произведение | Р.: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирован6ие вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли, умение ориентироваться в учебной книге К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств |
|
|
82 | Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений | Проверить, полученные при изучении раздела знания | Знание произведений, умение характеризовать героев произведений, сравнивать поэтические сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли К.: - ответы на вопросы на основе поэтического текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств |
|
|
83 | Устный журнал «Поэтическая тетрадь №2». | Повторить и обобщить произведения изученного раздела; развивать память, мышление, творческие способности | Умение читать вслух поэтическое произведение | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств |
|
|
84-85 | Природа и мы (12 ч) Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш». | Познакомить учащихся с новым разделом; расширить знания о творчестве Д.Н. Мамина – Сибиряка; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; прививать любовь к природе, бережное отношение к ней; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности | Умения прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух художественное и научно – познавательное произведение | Р.: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирован6ие вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли, умение ориентироваться в учебной книге К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- осмысление понятий «художественный и познавательный рассказ», «автор – рассказчик», «периодическая литература; привитие нравственных ценностей |
|
|
86-87 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | Познакомить с жизнью и творчеством А.И. Куприна; раскрыть смысл рассказа «Барбос и Жулька», смысл дружбы верности; учить анализировать поступки героев; прививать любовь к животным; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать словарный запас | Умения прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух художественное произведение | Р.: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирован6ие вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли, умение ориентироваться в учебной книге К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- осмысление понятий «художественный и познавательный рассказ», «автор – рассказчик», «периодическая литература» |
|
|
88-89 | М.М. Пришвин «Выскочка» | Расширить знания о творчестве М.М. Пришвина; раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев; отрабатывать навыки беглого, выразительного чтения; развивать память, речь, мышление | Умения прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух художественное и научно – познавательное произведение | Р.: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирован6ие вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли, умение ориентироваться в учебной книге К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- привитие нравственных ценностей |
|
|
90 | Е.И. Чарушин «Кабан» | Расширить знания о творчестве Е.И. Чарушина; раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев; отрабатывать навыки беглого, выразительного чтения; развивать память, речь, мышление | Умения прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух художественное и научно – познавательное произведение | Р.: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирован6ие вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли, умение ориентироваться в учебной книге К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- привитие нравственных ценностей (любовь к природе, животным) |
|
|
91-92 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. | Познакомить с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев; отрабатывать навыки беглого, выразительного чтения; составлять сравнительное описание на основе текста, делить текст на части, озаглавливать каждую часть; расширить знания о стрижах и лебедях; прививать любовь и бережное отношение к животным | Умения прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух художественное и научно – познавательное произведение | Р.: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирован6ие вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли, умение ориентироваться в учебной книге К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- привитие нравственных ценностей (любовь к природе, животным) |
|
|
93 | Обобщающий урок – конкурс «Природа и мы» | Повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела; развивать речь, мышление, творческие способности | Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста | Р.: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирован6ие вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли, умение ориентироваться в учебной книге К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- привитие нравственных ценностей (любовь к природе, животным) |
|
|
94-95 | Проект «Природа и мы». Оценка достижений | Повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела; развивать речь, мышление, творческие способности | Умение самостоятельно подбирать информацию для проекта; оформлять проект и представлять перед классом | Р.: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирован6ие вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли, умение ориентироваться в учебной книге К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- привитие нравственных ценностей (любовь к природе, животным) |
|
|
96-97 | Поэтическая тетрадь №3 (8ч) Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.Л. Пастернак «Золотая осень» | Познакомить с новым разделом, жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака; обучать правильному, выразительному чтению стихов; развивать память, речь, мышление | Умения прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух поэтическое произведение | Р.: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирован6ие вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли, умение ориентироваться в учебной книге К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств |
|
|
98 | С.А. Клычков «Весна в лесу» | Познакомить с жизнью и творчеством С.А. Клычкова; обучать правильному, выразительному чтению стихов; развивать память, речь, мышление | Умения прогнозировать содержание поэтического произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух поэтическое произведение | Р.: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирован6ие вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли, умение ориентироваться в учебной книге К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств |
|
|
99 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето» | Познакомить с жизнью и творчеством Д.Б. Кедрина; обучать правильному, выразительному чтению стихов; развивать память, речь, мышление | Умения прогнозировать содержание поэтического произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух поэтическое произведение | Р.: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирован6ие вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли, умение ориентироваться в учебной книге К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств |
|
|
100 | Н.М. Рубцов «Сентябрь» | Познакомить с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова; обучать правильному, выразительному чтению стихов; развивать память, речь, мышление | Умения прогнозировать содержание поэтического произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух поэтическое произведение | Р.: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирован6ие вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли, умение ориентироваться в учебной книге К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств |
|
|
101 | С.А. Есенин «Лебёдушка» | Познакомить с новым произведением С.А. Есенина; обучать правильному, выразительному чтению стихов; развивать память, речь, мышление | Умения прогнозировать содержание поэтического произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух поэтическое произведение | Р.: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирован6ие вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли, умение ориентироваться в учебной книге К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств |
|
|
102-103 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь №3». Оценка достижений | Обобщить и проверить, полученные при изучении раздела знания | Знание поэтических произведений и их авторов, умение сравнивать поэтические сюжеты; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли поэтических произведений | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли К.: - ответы на вопросы на основе поэтического текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств |
|
|
104-105 | Родина (8 ч) Знакомство с новым разделом и прогнозирование его содержания. И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте | Познакомить с новым разделом, жизнью и творчеством И.С. Никитина; обучать правильному, выразительному чтению стихов; учить понимать поэтические произведения о родине; воспитывать патриотические чувства; развивать память, речь, мышление | Умения прогнозировать содержание раздела и поэтического произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух поэтическое произведение | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли К.: - ответы на вопросы на основе поэтического текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- понимание особенностей поэтического текста; умения оперировать понятиями «любовь к родине», «гордость за свою страну», «картины родного края» |
|
|
106 | С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому | Продолжить работу над поэтическими произведениями о родине; познакомить с биографией С.Д. Дрожжина; воспитывать патриотические чувства; развивать умение делить текст на части | Умения читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли К.: - ответы на вопросы на основе поэтического текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- понимание особенностей поэтического текста; умения оперировать понятиями «любовь к родине», «гордость за свою страну», «картины родного края» |
|
|
107 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» | Познакомить с новым разделом, жизнью и творчеством А.В. Жигулина; обучать правильному, выразительному чтению стихов; учить понимать поэтические произведения о родине; воспитывать патриотические чувства; развивать память, речь, мышление | Умения читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение | Р.: - умение эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока П.: - умение анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины К.: - осмысление правил взаимодействия работы в паре и группе, деление полномочий в группе при планировании проекта о Родине Л.:- умения оперировать понятиями «лирические произведения в стихотворной форме», «картины родного края» |
|
|
108 | Обобщающий урок по разделу «Родина» | Обобщить и проверить, полученные при изучении раздела знания | Знание поэтических произведений и их авторов, умение сравнивать поэтические сюжеты; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли поэтических произведений | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли К.: - ответы на вопросы на основе поэтического текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств |
|
|
109 | Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» | Показать богатство литературы, повествующей о ратных подвигах нашего народа, воспитывать патриотические чувства, развивать память, речь | Умение выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на рекомендуемый список литературы; оценивать результаты своей читательской деятельности; вносить коррективы, самостоятельно составлять краткую аннотацию | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт изучаемое произведение, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации; характеристика героев произведения К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- формирование системы нравственных ценностей; проявление интереса к чтению |
|
|
110-111 | Проект «Они защищали Родину». Оценка достижений | Повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела; развивать речь, мышление, творческие способности | Умение самостоятельно подбирать информацию для проекта; оформлять проект и представлять перед классом | Р.: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке П.: - анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли, умение ориентироваться в учебной книге К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- привитие нравственных ценностей |
|
|
112-113 | Страна Фантазия (7 ч) Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» | Познакомить с новым разделом, жизнью и творчеством Е.С. Велтистова; обучать правильному, выразительному чтению; учить понимать научно –фантастическую литературу; развивать память, речь, мышление | Умения прогнозировать содержание раздела и произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, определять особенности фантастических рассказов | Р.: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке П.: - анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения, нахождение в них общего ценностного смысла К.: - ответы на вопросы на основе фантастического произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы; доказательство своей точки зрения |
|
|
114-115 | Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра | Познакомить с жизнью и творчеством писателя – фантаста Кира Булычева; обучать правильному, выразительному чтению; учить понимать научно –фантастическую литературу, анализировать поступки героев, составлять картинный план к произведению, пересказывать текст; развивать память, речь, мышление | Умения прогнозировать содержание фантастического произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, определять особенности фантастических рассказов, читательского воображения | Р.: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке П.: - анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения, нахождение в них общего ценностного смысла К.: - ответы на вопросы на основе фантастического произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы; доказательство своей точки зрения |
|
|
116 | Путешествие по стране Фантазия | Обобщить знания по изученному разделу; развивать память, речь, мышление, творческие способности | Знание фантастических произведений и их авторов, умение сравнивать сюжеты; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли произведений | Р.: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке П.: - анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения, нахождение в них общего ценностного смысла К.: - ответы на вопросы на основе фантастического произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы; доказательство своей точки зрения |
|
|
117 | Оценка достижений | Проверить, полученные при изучении раздела знания | Знание фантастических произведений и их авторов, умение сравнивать сюжеты; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли произведений | Р.: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке П.: - анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения, нахождение в них общего ценностного смысла К.: - ответы на вопросы на основе фантастического произведения, доказательство своей точки зрения |
|
|
118 | Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных | Познакомить с произведениями, которые посвящены путешествиям, путешественникам; выявить, какими чертами характера должен обладать путешественник или первооткрыватель; развивать память, речь, мышление, творческие способности | Умение выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на рекомендуемый список литературы; оценивать результаты своей читательской деятельности; вносить коррективы, самостоятельно составлять краткую аннотацию | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт изучаемое произведение, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации; характеристика героев произведения К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- формирование системы нравственных ценностей; проявление интереса к чтению |
|
|
119-121 | Зарубежная литература (18 ч) Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» | Познакомить с новым разделом, жизнью и творчеством Дж. Свифта; обучать правильному, выразительному чтению, умению характеризовать героя и его поступки; познакомить с понятием «зарубежная литература»; развивать память, речь, мышление | Умения прогнозировать содержание раздела и произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; знание зарубежной литературы, определение её особенностей | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт изучаемое произведение, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации; характеристика героев произведения К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- формирование системы нравственных ценностей; проявление интереса к чтению |
|
|
122-126 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | Расширить знания о творчестве Г.Х. Андерсена; раскрыть смысл сказки; учить анализировать поступки и характер героев; отрабатывать навыки беглого, выразительного чтения; развивать память, речь, мышление | Знание зарубежной литературы, определение её особенностей; составление пересказов самых интересных эпизодов от лица главных героев | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт изучаемое произведение, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации; характеристика героев произведения К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов |
|
|
127-128 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | Познакомить с жизнью и творчеством М. Твена; обучать правильному, выразительному чтению, умению характеризовать героя и его поступки; прививать интерес к зарубежной литературе; развивать память, речь, мышление | Знание зарубежной литературы, определение её особенностей; составление пересказов самых интересных эпизодов от лица главных героев | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт изучаемое произведение, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации; характеристика героев произведения К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов |
|
|
129-130 | С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете» | Познакомить с жизнью и творчеством С. Лагерлефа; обучать правильному, выразительному чтению, умению характеризовать героя и его поступки; прививать интерес к зарубежной литературе; развивать память, речь, мышление | Знание зарубежной литературы, определение её особенностей; составление пересказов самых интересных эпизодов от лица главных героев | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт изучаемое произведение, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации; характеристика героев произведения К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов |
|
|
131 | Итоговая контрольная работа | Проверка сформированности умений читать и работать с текстом | Знание писателей зарубежной литературы, определение её особенностей; умение работать с текстом | Р.: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планирование деятельность по изучению темы, оценивание своей работы на уроке. П.: - анализ прочитанного текста, понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт изучаемое произведение, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации; характеристика героев произведения К.: - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения Л.:- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов |
|
|
132-134 | Обобщение, повторение | Обобщить знания по изученным разделам; развивать память, речь, мышление, творческие способности | Знание произведений и авторов зарубежной литературы, умение сравнивать сюжеты; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли произведений | Р.: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке П.: - анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения, нахождение в них общего ценностного смысла К.: - ответы на вопросы на основе художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы; доказательство своей точки зрения |
|
|
136-136 | Урок-игра «Литературные тайны». Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | Обобщить знания по изученному разделу; развивать память, речь, мышление, творческие способности | Знание произведений и авторов зарубежной литературы, умение сравнивать сюжеты; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли произведений | Р.: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке П.: - анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения, нахождение в них общего ценностного смысла К.: - ответы на вопросы на основе художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы; доказательство своей точки зрения |
|
|