Рабочие программы

Воробьева Марина Отаровна

Здесь содержатся разработанные мной рабочие программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №25»

                

Программа дополнительного образования

«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»

5 «А», 5 «Б» классы

на 2021-2022 учебный год

                                                                Составитель:

 Воробьева Марина Отаровна,

                                                                учитель

русского языка и литературы

г. Нижневартовск

2021 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Социокультурные истоки» для 5 класса разработана на основе:

  • требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждён приказом Минобрнауки РФ от
  • программы «Истоки. Программа для среднего и старшего звеньев общеобразовательной школы (5-11 классы), авторы А.В. Камкин, И.А. Кузьмин – «Истоковедение», т.10. М.: ИД «Истоки», 2010;
  • планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ №25», программы формирования универсальных учебных действий.

Цели изучения курса «Социокультурные истоки»

«Социокультурные истоки» - интегративный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. В центре его – феноменология российской цивилизации, общий контекст её основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.

Главная цель курса «Социокультурные истоки» - освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и смыслам родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно- нравственного и социально-культурного опыта Отечества.

В плане личностного развития обучающихся курс «Социокультурные истоки» призван определить собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать патриотизм, гражданственность, устойчивую и бескорыстную привязанность к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно-нравственные

ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у обучающихся собственной жизненной позиции.

В плане социализации обучающихся курс «Социокультурные истоки» призван определять и развивать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в обучающихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих её идеалы и ценности, курс в то же время создаёт условия для формирования у обучающихся навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.

В плане подготовки обучающихся к профессиональной деятельности курс «Социокультурные истоки» призван привести обучающихся к пониманию духовно-нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), расширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.

Общая характеристика предмета

Содержание курса объединено в семь блоков-модулей: «Соха и топор»,

«Крестьянские хоромы», «Соловки», «Храм Покрова на Нерли», «Икона Живо-начальная Троица», «Московский Кремль», «Летописи». В центре каждого блока-модуля находится, одноименный рассказ, в котором повествовательно-описательное, информативное содержание сочетается с размышлениями, должными подвести ученика к осознанию социокультурных истоков, устойчивых ценностей. Полученные таким образом наблюдения и выводы, а также понятия социокультурного ряда получают развитие в рассказах-спутниках, также содержащихся в каждом блоке-модуле (рубрика

«Дополнение к теме»).

Авторы программы учебного курса сопоставляют достижения этнологии, культурной антропологии, культурологии, религиоведения, а также этики, эстетики и истории повседневности. Педагогическая основа курса во многом опирается на традиции русской педагогики, ведущей своё начало от школы К.Д. Ушинского. Вместе с тем психолого-педагогическая и методическая концепция «Социокультурные истоки» учитывает новейшие достижения психологии, современные педагогические технологии и методики. Образовательный процесс направлен на становление личности при её активном и осознанном собственном участии на основе устойчивой и целенаправленной мотивации.

Благодаря «Социокультурные истоки» в образовательное пространство современной школы вносятся категории, ценности и идеалы отечественного образа жизни. Именно в данном курсе универсалии российской цивилизации становятся предметом отдельного и специального осмысления, что существенно восполняет имеющийся пробел в школьном образовании и придаёт курс качество педагогической инновации. Всё это в полной мере соответствует провозглашённому в «национальной доктрине образования» курсу на повышение воспитательной миссии современной школы, а также стратегическим направлениям модернизации российского образования.

Ценностные ориентиры содержания

В основной школе обучающиеся приобщаются к главным категориям жизни Отечества. В 5 классе эта задача решается посредством цикла «Память и мудрость Отечества», в рамках которого идёт знакомство с семью выдающимися памятниками отечественной культуры и образа жизни, в каждом из которых «прочитывается» тот или иной основополагающий идеал (лад,        мерность,        преображение,        соборность, согласие, державность и т.п.).

Научная основа курса

Курс «Социокультурные истоки» в своей основе имеет ряд фундаментальных наук, до сих пор практически не представленных в школьном современном образовании:

а) отечественная и зарубежная культурология, раскрывающая феноменологию культуры, рассматривающая её как «текст» и разрабатывающая методы раскрытия его смыслов;

б) отечественная и зарубежная этнология, анализирующая и описывающая материальную культуру, жизненный уклад и духовно- нравственные ценности разных народов;

в) социальная и культурная антропология, исследующая разнообразие связей человека с внешней средой, установки его внутреннего мира и социокультурные роли.

«Социокультурные истоки» также обращаются к достижениям современной социо- и микроистории, религиоведения, экологии и географии культуры.

Теоретические и методологические достижения наук, положенных в основу курса «Социокультурные истоки», подчинены его воспитательным и образовательным целям. В итоге сердцевину учебного содержания курса составили универсалии культуры – устойчивые идеалы, ценности и категории сознания и бытия, передаваемые из поколения в поколение и обеспечивающие устойчивость цивилизации и преемственность культуры.

В учебном курсе «Социокультурные истоки» универсалии отечественной культуры условно можно разделить на несколько смысловых рядов (содержательных линий):

  1. универсалии духовного мира;
  2. универсалии нравственности;
  3. универсалии деятельности;
  4. универсалии социума;
  5. универсалии природно-культурного пространства.

Методология курса

Методологической     основой      преподавания      учебного      курса

«Социокультурные истоки» является социокультурный системный подход к истокам в образовании профессора РАЕН И.А. Кузьмина, что позволяет:

  • объединить содержание обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели и единых социокультурных ценностей;
  • обеспечить естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности, объединяя в одну сложную структуру школу, семью и обучающегося;
  • развивать социокультурную основу во всех звеньях образования и, таким образом, обеспечить преемственность всех уровней образования;
  • использовать принципиально новый инструментарий образования и систему подготовки на основе активных форм обучения;
  • развивать образование как открытую организационную систему, способную стать важным фактором как внутрирегионального, так и межрегионального единения.

Важно и то, что социокультурный подход направляет развитие на утверждение человека в обществе, создаёт условия для управления внутренними ресурсами человека, формирует социокультурный стержень всех участников образовательного процесса, вырабатывает «социальный иммунитет», позволяющий защитить ребёнка, подростка от негативных воздействий внешней среды.

Социокультурный подход позволяет образование школьников рассматривать как единую систему, как комплексную проблему, затрагивающую методологические, психологические, внутрипредметные и другие аспекты.

Ключевым элементом социокультурного системного подхода являются активные формы обучения. Учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того,

что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материла предполагает, что каждый вносит в него свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что не только позволяет получать новое знание, но развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокий уровень.

В основе преподавания курса «Социокультурные истоки» лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения: ресурсный круг, работа в паре, в четвёрке, в группе, проект).

Главными целями системы активных форм является развитие у обучающихся        духовно-нравственных        ценностей,        накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.

В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:

-содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Социокультурные истоки»;

  • коммуникативный – развитие способности эффективного общения;
  • управленческий – развитие управленческих способностей;
  • психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;
  • социокультурный - осознание смысла служения Отечеству.

Описание места курса «Социокультурные истоки» в учебном плане Курс        «Социокультурные        истоки»        представлен        в        учебном        плане внеурочной деятельности. На изучение курса в 5 классе отводится 1 час. За год

на изучение предмета отводится 34 часа.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения программы:

Рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с ФГОС.

Личностные результаты изучения курса «Социокультурные истоки» обучающимися 5 класса включают:

  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за ее историческое прошлое, усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • осознание обучающимися своей этнической принадлежности, ощущения укорененности в отечественной этносоциальной и этнокультурной среде, чувства родства этой среде, уважения и признательности наследию предков;
  • осмысление духовно-нравственного и социокультурного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • укрепление социокультурного стержня личности, обогащение духовного и нравственного опыта обучающихся; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям; готовности и способности вести диалог;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору жизненного пути и будущей профессиональной деятельности, основанной на понимании смыслов и предназначений важнейших видов человеческой деятельности;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств

и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в разнообразной деятельности;
  • осознание значимости семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия отечественной культуры и творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения «Социокультурные истоки» включают:

  • умение самостоятельно определять цели обучения, ставить для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение планировать пути достижения целей, сознательно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать действия в процессе работы;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений осознанного выбора;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения;
  • смысловое чтение;

-умение организовывать сотрудничество со сверстниками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать

конфликты на основе согласования позиций; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств. Мыслей и потребностей, владение монологической контекстной речью.

Предметные результаты изучения курса «Социокультурные истоки» учитывают требования Стандарта и специфику предмета и включают:

  • приобщение к базовым, вечным, непреходящим ценностям российской цивилизации; формирование социокультурного стержня личности;
  • обогащение категорий понятий, образов и представлений, связанных с социокультурными истоками;
  • приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников-явлений отечественной культуры;
  • освоение социокультурного и духовного контекста пространства и времени феноменов российской цивилизации и ведущих видов человеческой деятельности;
  • уяснение основополагающих принципов, утвердившихся в качестве жизненной нормы российской культуры;
  • развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;
  • осознание себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно-нравственного социально-культурного опыта Отечества.

Регулятивные УУД:

1.Принятие учебной цели. 2.Выбор способов

деятельности. 3.Планирование организации контроля труда.

  1. Организация рабочего места.
  2. Выполнение правил

гигиены

Познавательные УУД:

1.Сравнение. 2.Анализ.

3.Систематизация. 4.Мыслительный эксперимент.

  1. Усвоение информации с помощью компьютера.
  2. Работа со справочной литературой.
  3. Работа с дополнительной

литературой.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.
  2. Умение выделять главное из прочитанного.
  3. Слушать и слышать собеседника, учителя.

Личностные УУД:

1.Самопознание. 2.Самооценка.

3.Личная ответственность. 4.Адекватное реагирование на трудности.

Учебного труда.

4.Задавать вопросы на понимание, обобщение.

Результаты образования, развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:

- предметную грамотность в виде уровня освоения системы социокультурных и духовно-нравственных ценностей и категорий на основе базового социокультурного ряда курса «Истоки»;                                                                                                                                       универсальные учебные действия (познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные), сформированные через активные формы обучения;

- развитие социокультурной основы личности по пяти аспектам: содержательном, коммуникативном, управленческом, психологическом, социокультурном.

Учебно-тематический план

Наименование разделов

Кол-во часов

Активные формы обучения (ресурсный круг)

Активные формы обучения (активное занятие)

Активные формы обучения (оценивающее

занятие)

Введение

1

1

1

-

Соха и топор

4

1

3

1

Крестьянские хоромы

4

2

3

1

Соловки

5

2

3

1

Храм Покрова на Нерли

5

3

3

1

Икона

«Живоначальная Троица»

5

2

2

1

Московский Кремль

5

1

4

1

Летописи

4

1

4

1

Обобщение

1

1

-

1

Итого

35

14

23

9

Содержание Программы 5 класс Введение

Какой смысл может иметь слово «памятник». Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках. Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого. Как вести библиографию о памятниках России.

Соха и топор

Основная идея: мудрая простота основных орудий труда российской аграрной цивилизации находилась в согласии с суровой природно- географической и климатической средой, формировала свою эстетику труда и устойчивую привязанность россиян к проверенным на многовековом опыте технологиям, общинности и артельности как важнейшим гарантам созидания и успеха.

Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина: их традиционное устройство, варианты конструкций, трудовые операции. Многофункциональность и универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой технологии.

Труд пахаря и плотницкое дело определили устойчивый перечень престижных трудовых качеств человека: выносливость, наблюдательность, добросовестность. Безусловная опора на опыт предыдущих поколений, полное доверие ему – основа мастерства пахаря и плотника. Общины и артели – первичные сообщества российской цивилизации, осуществляющие передачу производственного опыта из поколения в поколение, хранители трудовой мудрости.

Освящение труда с сохой и топором. Эстетика (красота) труда. Соха и топор в народных обычаях. Соха и топор в фольклоре, их метафорическое восприятие.

Социокультурный ряд: опыт, мастерство, простота, мудрость, артель, община.

Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи при знакомстве с бороной как ещё одним примером практичности и приспособляемости традиционных орудий труда; с деревянной церковью во имя Преображения на острове Кижи, в коей плотницкое мастерство достигло уровня высокого искусства; с былинным образом Микулы Селяниновича, где труд пахаря приравнен к богатырскому подвигу.

Крестьянские хором

Основная идея: в традиционном русском домостроительстве и домоустройстве наиболее ярко видны истоки народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого должен быть иерархический порядок и лад между домочадцами и согласие с Богом.

Состав и конструктивные особенности крестьянских хором: изба, двор, сени, зимовка, подклет, хлев, поветь, сеновал, взвоз и др. Оптимальное объединение под одной крышей хозяйственных и жилых помещений. Функциональное распределение пространства крестьянского жилища по принципу: для каждого дела своё место – и для труда земного, и для труда души.

Основные черты этики семейно-бытовых отношений. Распределение обязанностей между поколениями, мужчинами и женщинами, родственниками по принципу: для каждого своё дело, в доме лишних нет. Ответственность мужчины за достаток и защиту интересов семьи. Ответственность женщины за чистоту и порядок. Идеальная основа разумного домостроительства – лад с людьми и согласие с Богом.

Эстетика крестьянского жилища. Близость форм, материалов и сюжетов к природе. Чувство меры.

Изба – освящённый мир (иконы, рисунки райских птиц и цветов, книги и т.п.). Дом как корабль спасения. Отражение трёхчастности Вселенной в устройстве крестьянского дома. Традиционные мифологические взгляды на жилище и его обитателей.

Социокультурный ряд: хоромы, мера, лад, согласие, освящённый мир, разумное домоустроительство.

Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи посредством знакомства с топографией русской деревни, для которой была характерна разумная организация пространства и для каждого дела и праздника было своё место; со старинной традицией помочей, когда помощь нуждающемуся становилась трудом для рук, но праздником для души, согласием с совестью; с миром и волостью, существование которого было жизненной необходимостью для большинства россиян в прошлом.

Соловки

Основная идея: созданный и обустроенный на далёкой северной окраине островной Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь был как бы живым напоминанием о евангельском чуде преображения и тем самым придавил многовековому освоению огромных просторов России высокий духовный смысл.

Основные вехи в становлении Соловецкого монастыря. Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие. Выдающаяся хозяйственная деятельность и духовное подвижничество игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского и всея Руси, священномученика. Участие в устроении Соловецкой обители вкладчиков, паломников и трудников со всей России. Общественное служение братии Соловецкого монастыря.

Храмы и постройки Соловецкого монастыря, крепостные стены, скиты, каналы, маяки, ботанический сад, дамбы, сухой док. Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в экстремальных условиях Севера. Всероссийское значение духовной, хозяйственной и экологической практики Соловецкого монастыря.

Евангельская идея Преображения в истории Соловков: опыт заселения, освоения и преображения земель; опыт умирения и преображения моря- океана; опыт внутреннего преображения людей под воздействием соловецких святынь.

Дополнение к теме расширяет восприятие основной идеи, предлагая познакомиться с деятельностью русских землепроходцев и мореходов, не только разведывавших новые земли, но и включавших их в круг ценностей российской цивилизации; с отцами-пустынниками, напоминавшими об особой важности освоения и преображения своего внутреннего мира.

Храм Покрова на Нерли

Основная идея: храм на реке Нерли, первый на Руси храм во имя Покрова Божией Матери, стал символом той гармонии между миром духовным, природным и рукотворным, к которой, как к идеалу, стремилась изначально русская культура.

Храм во имя Покрова Божией Матери на Нерли (1165г.)- древнейший памятник отечественного храмостроительства. Князь Андрей Боголюбский и духовный мир его эпохи.

Архитектурные особенности храма Покрова на Нерли: белый цвет, вертикально вытянутые формы, аркатурный пояс, белокаменные рельефы, гармония с окружающим ландшафтом.

Храм Покрова на Нерли и церковное предание о заступничестве Божией Матери. Праздник Покрова Божией Матери на Руси. Покров - символ гармонии мира земного и мира небесного.

Социокулътурный ряд: гармония, мир природный, мир рукотворный.

Покров.

Дополнение к теме предлагает расширить представление о гармонии

мира

природного        и        рукотворного        через        знакомство        как        с        народными

художественными промыслами (шемогодская береста), так и с благочестивыми обычаями (поморские кресты).

Икона «Живоначальная Троица»

Основная идея: икона «Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева, являясь одной из вершин русской иконописной традиции, указала на подобие земных идеалов согласия, любви и соборности основному

догмату православия о Триедином Боге, на необходимость жертвенного подвига на пути к ним.

Иконопочитание в православной традиции. Правило иконописного образа: лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл. Икона «Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева - величайший памятник русского иконописания.

Сюжет иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внешнее выражение сюжета: фигуры ангелов, престол с чашей, жезлы и троны, храм, дерево, гора, золотистый цвет и теплый свет.

Духовный смысл иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внутреннее средоточие иконы: схожесть ангелов и единая устремленность жестов, состояние их общего раздумья, невидимые круги как символы завершенности и вечности (Нераздельность лиц Святой Троицы), различия в изображении ангелов и окружающих их символов (Неслиянность лиц Святой Троицы). Идея великой искупительной жертвы во имя спасения человечества. Икона «Живоначальная Троица» как зов к любви и единению на пути к горнему миру.

Дополнение к теме состоит из трех сюжетов, развивающих идею духовного подвига; в рассказе «Святой» повествуется о преподобном Серафиме Саровском, чей путь подвижничества является уделом для избранных, но спасителен для тысяч людей; в рассказах же о паломничествах и обетах приводятся сведения о благочестивых обычаях, доступных для всех стремящихся к горнему миру.

Московский Кремль

Основная идея: Московский Кремль, уникальный ансамбль и хранилище Московский Кремль, уникальный ансамбль и хранилище отечественных реликвий, стал символом важнейших черт и идеалов российской государственности: патриотизма, державности, неразрывной связи земного

Отечества с духовными идеалами, трепетного отношения к чести и достоинству России.

Московский Кремль - символ Российского государства.

Кремль как щит военный: крепостные стены, кремлевские башни, храм Архангела Михаила.

Кремль как щит духовный: храмы Соборной площади Кремля, колокольня «Иван Великий», чудотворные и намоленные иконы.

Кремль - центр государственности, резиденция главы государства. Кремлевские дворцы и сооружения, призванные свидетельствовать о достоинстве России. Исторические и современные государственные регалии: шапка Мономаха, царские и императорские короны, двуглавый орел, герб, держава, скипетр. Символика регалий. Идея власти по Вере и Правде. Орден

«За заслуги перед Отечеством».

Кремль - хранитель славной истории и достижений культуры России.

Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Оружейная палата.

Социокультурный ряд: щит военный, щит духовный. Вера и Правда, государственные регалии, резиденция главы государства.

Дополнение к теме обогащает представления о государственности России через восприятие символики старинного российского герба, показывает подлинный смысл государственного служения (сюжет об ордене) и расширяет знания о кремлевских реликвиях (царь-пушка и царь-колокол).

Летописи

Основная идея: древнерусская историческая и летописная литература оставила нам свой неповторимый взгляд на смысл происходящих событий, сердцевиной которого стало убеждение в предопределенности истории, ее поучительности для новых поколений.

Старинные летописи - наше национальное достояние.

Летописец Нестор и составление «Повести временных лет». Идеи летописей: единство рода человеческого, древнее происхождение славянского народа, убеждение, что через историю вершится воля Божия. Патриотизм -

подвиг по имя Отечества, особая добродетель. Летописи общерусские и летописи местные.

Как писали и украшали летописи. Древние летописи - бесценные памятники отечественной культуры. Летописные миниатюры -«окно в исчезнувший мир». Лицевой свод эпохи Ивана Грозного.

«Сказание»,   «Житие»,    «Слово»    -    младшие    братья    летописей.

Древнерусские книжники. Книжная мудрость как путь к знанию о главном.

Социокулътурныи ряд: летопись, житие, сказание, слово, книжная мудрость, добродетель, патриотизм.

Дополнение к теме призвано показать различные пути тяготения к познанию истории - через вековые традиции книговладения в народной среде (Деревенские книжники), посредством сохранения в устной фольклорной традиции былин, а также через разнообразные формы закрепления исторической памяти.

«Семь чудес России» (обобщающий урок)

Ресурсное обеспечение реализации Программы

Преподавание учебного курса в основной школе обеспечено следующим социокультурным учебно-методическим комплексом:

  1. Камкин А. В., Кузьмин И. А. «Программа учебного курса «Истоки» (5- 11 классы), (Истоковедение. Том 10, с.87-134, 2010).
  2. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).
  3. Красикова Н. Б., Твардовская Н. Ю. Истоки. Рабочая тетрадь для 5 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И.А. (Издательский дом

«Истоки», 2011).

  1. «Истоки»-5. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 2, Издание 3-е, дополненное,2010, с.155-245).
  2. «Истоки»-5. Общие комментарии к дидактическому материалу и тетради (Истоковедение. Том 2. Издание 3-е, дополненное,2010, с.145-154).
  3. Фруменков Г.Г. Соловецкий монастырь и оборона Беломорья. Архангельск, 1975.
  4. Белов В.И. Лад. Очерки о народной эстетике (Любое издание).
  5. Календари «Храмы России»
  6. Энциклопедия православия. Москва, 2008г.

Интернет-ресурсы http://www.moscowkremlin.ru — «Московский Кремль» http://nesusvet.narod.ru — Иконы. Иконография. Иконопочитание. www.krugosvet.ru — Энциклопедия «Кругосвет». http://russia.rin.ru/ — Россия Великая

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы проведения

Дата проведения 5А

Дата проведения 5Б

Причина корректировки

по плану

по факту

по плану

по факту

1

Вводный урок.

1

Этическая беседа

Соха и топор

2

Соха и топор

1

Познавательная беседа

3

Куда соха и топор вместе ходили?

1

Дидактический театр

4

Чему соха и топор учили    

человека

1

Познавательные игры

5

Соха и топор              как чудеса России

1

Познавательная беседа

Крестьянские хоромы

6

Состав крестьянских    

хором

1

Виртуальная экскурсия

7

И тесен дом, да просторен он

1

Беседа, конкурс рисунков

8

Домашний лад и

порядок

1

Проектная деятельность

9

Крестьянские хоромы – чудо России

1

Познавательная беседа

Соловки

10

Соловецкий монастырь

1

Познавательная беседа

11

Этапы жизни                         Соловецкого монастыря

1

Познавательные игры

12

Путешествие в Соловецкий монастырь

1

Виртуальная экскурсия

13

Чудо Преображения

1

Познавательная беседа

14

Соловецкий монастырь - чудо России

1

Познавательная беседа

Храм Покрова на Нерли

15

Когда я бываю в храме…

1

Этическая беседа

16

Покров Пресвятой Богородицы

1

Познавательная беседа

17

На святом месте

1

Виртуальная экскурсия

18

Храм Покрова на Нерли – символ гармонии

1

Познавательная беседа

19

Храм Покрова на Нерли – одно из чудес России

1

Познавательная беседа

Икона

«Живоначальная Троица»

20

Икона «Живоначальная Троица»

1

Познавательная беседа

21

Путешествие в мир иконы

1

Виртуальная экскурсия

22

Звенящие краски иконы

1

Познавательные игры

23

Нераздельность  и неслиянность  

лиц Святой Троицы

1

Познавательная беседа

24

Икона «Живоначальная    

Троица» как чудо России

1

Познавательная беседа

Московский Кремль

25

Щит военный, щит духовный

1

Этическая беседа

26

Сооружения и соборы Московского Кремля

1

Познавательная беседа

27

Московский Кремль – центр  государства

1

Виртуальная экскурсия

28

Хранитель                           истории, доблести и славы

1

Познавательные игры

29

Московский Кремль – одно из чудес России

1

Познавательная беседа

Летописи

30

Первые летописцы и первые летописи

1

Познавательная беседа

31

Как писали и            украшали летописи

1

Познавательные игры

32

Преподобный            Нестор и его летописи

1

Виртуальная экскурсия

33

Летописи – чудо России

1

Познавательная беседа

Обобщающий  урок

34

Обобщающий  урок «Семь чудес России»

1

Познавательные игры



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №25»

                

Программа дополнительного образования

«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»

8 «А», 8 «Б» классы

на 2021-2022 учебный год

                                                                Составитель:

 Воробьева Марина Отаровна,

                                                                учитель

русского языка и литературы

г. Нижневартовск

2021 год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 8 класса разработана на основе нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от17.12.2010г. №1897».
  5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
  6. Основная образовательная программа основного общего образования СШ №25

Цели и задачи программы курса

«Социокультурные истоки» — внеурочный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно – нравственном опыте. В центре его – феноменология российской цивилизации, общий контекст ее основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.

Главными целями курса «Социокультурные истоки» в 8 классе являются:

А) в образовательном отношении - продолжить освоение социокультурного и духовно-нравственного контекста ведущих видов человеческой деятельности;

Б) в воспитательном отношении - воздействовать на мотивацию выбора жизненного пути и будущей профессиональной деятельности, основанную на понимании исторически сложившегося предназначения труда, служения и творчества;

В) в личностно-развивающем отношении - обогатить социальный и нравственный опыт подростка множеством смыслов и предназначений важнейших видов человеческой деятельности.

Задачи курса «Социокультурные истоки»:

  1. Дальнейшее обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками.
  2. Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной и духовной культуры.
  3. Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности, и через этот опыт ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде.
  4. Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков.
  5. Развитие единого контекста в группе и продолжение работы по формированию активно действующей четверки, в ресурсном круге.

Достигнуть поставленные цели и задачи учителю помогут активные формы обучения – социокультурные тренинги. Содержание тренингов и методика их проведения позволяют расширишь социокультурный опыт учащихся, акцентировать внимание на ключевых идеях каждой темы, развить коммуникативные и управленческие навыки, сформировать мотивацию.

Основными видами тренингов в 8 классе являются:

  1. Ресурсный круг
  2. Работа в четверке
  3. Работа в семерке
  4. Активный экзамен

Общая характеристика программы курса

Программа «Социокультурные истоки» представляет собой апробированную образовательно – воспитательную и дидактическую систему призванную формировать личность на основе духовно – нравственных  и социокультурных российских традиций. Учебно – методический комплект, состоящий из программы с комментариями, учебных  пособий, рабочих тетрадей и методических разработок, последовательно раскрывает смысл универсалий отечественной культуры.

Авторы программы учебного курса сопоставляют достижения этнологии, культурной ант ропологии, культурологии, религиоведения, а также этики, эстетики и истории повседневности. Педагогическая основа курса во многом опирается на традиции русской педагогики, ведущей свое начало от школы К. Д. Ушинского. Вместе с тем, психолого – педагогическая и методическая концепция «Истоков»  учитывает  новейшие  достижения  психологии, современные педагогические технологии и методики. Социокультурный подход направляет развитие на утверждение человека в обществе, создает условия для управления внутренними ресурсами человека, формирует социокультурный стержень всех участников образовательного процесса, вырабатывает

«социальный иммунитет», позволяющий защитить ребенка, подростка от негативных воздействий внешней среды.

Методы, технологии, формы и средства организации внеурочной деятельности

При организации курса по внеурочной деятельности возможно использование словесных методов (рассказ, беседа, лекция, объяснение), наглядных методов (наблюдение, иллюстрация, демонстрация) и практических методов (дидактические и деловые игры, упражнения). Также курса «Социокультурные истоки» предполагает использование таких форм как экскурсия, лекция, круглый стол, конференция, диспут, беседа.

Описание места рабочей программы в структуре основной образовательной программы ОО

Курс «Социокультурные истоки» в образовательном процессе школы представлен в качестве отдельного учебного предмета регионального компонента базисного учебного плана с 5- 9 класс. На изучение курса в 8 классе отводится 1 час при 35 недельной работе. За год на изучение предмета отводится 35 часов.

Формы представления результатов и система оценивания результатов обучения учащихся

При организации курса «Социокультурные истоки» используются следующие формы: экскурсии, лекции, круглые столы, конференции, диспуты, беседы. В конце учебного года проводится активный экзамен для оценивания результатов обучения учащихся.

Планируемые результаты освоения рабочей программы по курсу

Обучение детей по программе курса направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные результаты:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  2. формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,  национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  3. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  4. развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  5. воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  6. развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  7. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  8. наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  2. формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  3. адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  4. умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  5. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  6. овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  7. готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  8. определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

Предметные результаты:

  1. знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  2. знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  3. формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  4. осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Содержание тем курса внеурочной деятельности.

Творчество: дух и формы (3 часа)

Талант как духовный дар. Вдохновение, озарение и духовное зрение. Нравственные смыслы творчества. Путь к истине и духовное состояние человека. Идея преображения в истории и культуре России. Отражение мира видимого и невидимого, горнего и дольнего в творческой деятельности человека.

Истоки творческого слова (12 часов)

Сказитель, летописец, писатель, поэт и оратор. Творческое слово как отражение духовно-нравственных идеалов и земной действительности. Слово как творец новой реальности.

Великие мастера слова: летописец Нестор и историк Николай Карамзин, митрополит Илларион и епископ Игнатий Брянчанинов, князь Владимир Мономах и полководец Александр Суворов, писатели Иван Тургенев, Антон Чехов и Леонид Леонов, поэты Александр Пушкин, Федор Тютчев и Николай Рубцов.

Истоки образа (7 часов)

Свет, цвет, звук, жесты, формы, ритмы в художественном творчестве как символическое отображение духовных и нравственных состояний человека.

Эстетические взгляды различных поколений соотечественников: общее и особенное. Самобытность народной эстетики. Духовное и нравственное видение мира и ДО-видение образа. Образное и БЕЗ образное в творчестве. Вдохновение мастера.

Выдающиеся творцы образов: иконописец Дионисий, художники Виктор Васнецов и Павел Корин, зодчий Матвей Казаков и скульптор Федот Шубин, композитор Александр Бородин и певец Федор Шаляпин.

Духовные и нравственные уроки их творчества и жизненного пути.

Истоки книги (12 часов)

Пути научного творчества. Гипотезы и предвидение, анализ и синтез, теория и аксиома. Научные школы. Предназначение ученого. Общественное служение науки.

Различные стратегии творческого научного мышления: интуитивное и рациональное, эволюционное и цикличное, аналоговое и образное и др. Книжный мир Отечества.

Великие ученые и просветители: князь Ярослав Мудрый, математик Николай Лобачевский, механик Иван Кулибин, путешественник Николай Миклухо-Маклай, физиолог Иван Павлов, физик Игорь Курчатов, врач Николай Пирогов, филолог Владимир Даль, издатель Иван Сытин, педагог Константин Ушинский, конструктор Сергей Ильюшин.

Научные знания и мудрость. Место науки и искусства в ценностном «ядре» цивилизации, их социокультурные и духовные смыслы

Активный экзамен (1 час)

Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения

Список методических и учебных пособий.

  1. Учебник: Камкин А.В. Истоки. 8 класс. – М., ИД «Истоки», 2017
  2. А.В.Камкин, И.А.Кузьмин Истоки. Программа для среднего и старшего звеньев общеобразовательной школы. 5-11 классы. - М: Истоки, 2014г.
  3. Камкин А. В., Кузьмин И. А. «Программа учебного курса «Истоки» (5-11 классы), (Истоковедение. Том 10, с.87-134, 2010).
  4. Красикова Н. Б., Твардовская Н. Ю. Истоки. Рабочая тетрадь для 8 класса./ Под общей редакцией Кузьмина И. А. (Издательский дом «Истоки», 2011).
  5. «Истоки» - 8. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 8, 2009, с.265-316).

Медиаресурсы

  • История русского быта, «Новый диск»
  • DVD и видеофильмы: «Троице-Сергиева лавра», «Соловецкий монастырь», «Земное и небесное»,
  • Энциклопедия православного христианина, «Новый диск»
  • Прогулки по достопримечательностям Москвы, «Новый диск»
  • Золотое кольцо России, «Новый диск»
  • Энциклопедия достопримечательностей России, «Новый диск»
  • Иллюстрированная библейская энциклопедия, «Новый диск»

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол ичес тво

часо в

Формы проведени я

Дата проведения 8а

Дата проведения

 8б

Причина корректиро вки

по плану

по плану

по плану

по плану

1

Творчество: дух и формы.

Талант как духовный дар.

1

Лекция

2

О Творце, творчестве и

творении. Нравственные смыслы творчества

1

Беседа

3

Непременные спутники творчества. Идея преображения в истории и

культуре России

1

Диалог

4

Истоки творческого слова.

Дух творчества

1

Беседа

5

Языки творчества:

Язык духа, язык разума

1

Конферен

ция

6

Язык образа, Язык звука

1

Круглый

стол

7

«Творческая деятельность

человека»

1

Диспут

8

Языки без слов: язык жеста

1

Лекция

9

Мотивы творчества: к творчеству призвало сердце

1

Беседа

10

К творчеству призвала

любовь и Отечество

1

Диалог

11

Истоки законотворчества.

1

Беседа

12

Жить по закону. Жить по справедливости

1

Конферен

ция

13

Жить по обычаю

1

Круглый

стол

14

«Об идеалах и долге»

1

Диспут

15

Обобщение «Истоки

законотворчества»

1

Лекция

16

Образы Божественного мира.

1

Беседа

17

Творение образов

Божественного мира. Иконопись

1

Диалог

18

Храм как образ

Божественного мира

1

Беседа

19

Образы мира природного.

Инструментарий художника

1

Конферен ция

20

Образы мира дольнего и мира мифопоэтического.

Мир узорочья

1

Круглый стол

21

Образы мира

человеческого

1

Диспут

22

Как каждое сословие творило свой образ. Как творили образ невидимого.

Посмотрим на самого себя.

1

Лекция

23

Донаучные и вненаучные

знания Признаки научных знаний

1

Конферен ция

24

Пути и смыслы науки. Как наука познает мир

1

Круглый

стол

25

Пути научного познания

1

Диспут

26

«Нравственная

ответственность ученого»

1

Лекция

27

«Нравственная

ответственность ученого»

1

Беседа

28

Техническое творчество

1

Диалог

29

Техническое творчество

1

Диспут

30

Творчество просветителя

1

Лекция

31

«Просветительская деятельность

книгоиздателей»

1

Беседа

32

Духовное просветительство

1

Конферен ция

33

Место науки и искусства в мире

1

Круглый

стол

34

Что значит быть творческим человеком

1

Круглый

стол


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: