Методическая копилка
Конспекты уроков по русскому языку и литературе, презентации, интерактивные плакаты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспекты урока по теме "Имя прилагательное" | 647.82 КБ |
Гомер. Илиада "Одиссея" | 38.76 КБ |
Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла" | 23.06 КБ |
Дон Кихот Сервантеса | 20.76 КБ |
Мифы Древней Греции | 27.98 КБ |
В. Шукшин "Критики". Конспект урока | 28.01 КБ |
Тукай | 23.93 КБ |
Беглые гласные | 171 КБ |
Корни с чередованием раст-ращ-рос | 60.5 КБ |
Тся-ться в глаголах | 2.28 МБ |
Морфологические признаки имеи существительного | 386.38 КБ |
Одушевленные и неодушевленые имена существительные | 356.5 КБ |
Правописание сложных имен прилагательных | 253.03 КБ |
Профессионализмы и диалектизмы | 1.43 МБ |
Степени сравнения имен прилагательных | 229.03 КБ |
Синтаксический разбор простого предложения | 924 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока №1
- Дата проведения урока: 16.11.2021г.
- Тема урока: Правописание сложных имен прилагательных.
- Тип урока: урок открытия нового знания.
- Цели урока:
- изучить условия дефисного и слитного написания сложных имен прилагательных;
- учиться выполнять морфемный разбор слов, выразительно читать текст.
Планируемые результаты:
1) предметные: умение обозначать условия дефисного и слитного написания сложных имен прилагательных;
2) метапредметные:
регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, осознавать причину успеха (неуспеха);
познавательные: способность объяснять языковые явления;
коммуникативные: умение слышать и слушать себя и одноклассников, связно и развернуто отвечать на вопросы учителя;
3) личностные: уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса, уважение и любовь к родному языку.
- Форма проведения урока: традиционная, урок-беседа.
- Методы и приемы:
- по источнику знаний: словесные, наглядные;
- по характеру деятельности обучающихся: проблемный, частично-поисковый
- ТСО и наглядные пособия: компьютер, проектор, презентация PowerPoint
- Использованная литература:
- Русский язык: 6 класс: учебник / Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2020. – 286с.
План урока
п/п | Время этапов | Этапы урока |
1 | 2 мин. | Организационный момент |
2 | 3 мин | Проверка домашнего задания |
3 | 5 мин | Актуализация знаний учащихся |
4 | 10 мин | Объяснение нового материала |
5 | 15 мин. | Закрепление нового материала |
6 | 3 мин | Итоги урока |
7 | 2 мин | Домашнее задание |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Организационный момент | Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Демонстрируют готовность к уроку, слушают учителя. |
II.Проверка домашнего задания | Опрашивает нескольких учеников. | Зачитывают творческие работы, которые выполняли дома. |
III.Актуализация знаний учащихся | 1) Беседа. Фронтальный опрос. - Что такое имя прилагательное? - Каким членом предложения может быть имя прилагательное? - Приведите примеры имен прилагательных. - Какие формы может иметь имя прилагательное? Приведите примеры. - При помощи каких способов образуются имена прилагательные? 2) Проверочная работа. Выпишите все имена прилагательные из текста, разберите их по составу. 1.За домом рос большой дуб. 2.Лесная чаща была богата грибами. 3.У рыбаков был хороший улов рыбы. 4. Мальчик был маленький, но уже умел читать. 5. В саду ощущался приятный аромат цветов. | Отвечают на вопросы. Выполняют задания на листочках. |
IV.Объяснение нового материала | 1) Диктует число и тему урока. 2) Проблемный вопрос. Целеполагание. На доске: Ярко-белый Литературно-музыкальный Юго-восточный Хитрый-прехитрый Железнодорожный - Ребята, как вы думаете, почему данные прилагательные пишутся через дефис? Почему последнее слово пишется слитно? Чем оно отличается от предыдущих слов? - Сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока. 3) Решение поставленной проблемы. - Откройте учебники на странице 98, давайте прочитаем правило и узнаем, почему некоторые имена прилагательные пишутся слитно, а некоторые –раздельно. | Записывают число, тему урока. Высказывают свою точку зрения. Формулируют цель урока. Читают правило. Один ученик читает, остальные следят. |
V.Закрепление нового материала | 1) Работа в тетрадях для правил. - Нарисуйте опорную схему по прочитанному правилу в виде кластера. 2) Выполнение упражнений 264, 265 в рабочих тетрадях. | Рисуют опорную схему. Выполняют упражнения у доски и в тетрадях. |
VI.Итоги урока | 1) Опрос. - Когда сложные имена прилагательные пишутся через дефис? Приведите примеры. - Когда сложные имена прилагательные пишутся слитно? Приведите примеры. 2) Выставление оценок. | Отвечают на вопросы. |
VII.Домашнее задание | § 28, выучить правило, упражнение 265. | Записывают домашнее задание в дневники. |
Конспект урока №2
Дата проведения урока: 18.11.2021г.
Тема урока: Правописание Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока:
- изучить условия написания одной и двух букв Н в именах прилагательных, образованных от имен существительных;
Планируемые результаты:
1) предметные: умение объяснять условия написания одной и двух букв Н в именах прилагательных, образованных от имен существительных; применять орфографическое правило на письме.
2) метапредметные:
регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, осознавать причину успеха (неуспеха);
познавательные: способность объяснять языковые явления;
коммуникативные: умение слышать и слушать себя и одноклассников, связно и развернуто отвечать на вопросы учителя;
3) личностные: уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса, уважение и любовь к родному языку.
Форма проведения урока: традиционная, урок-беседа.
Методы и приемы:
- по источнику знаний: словесные, наглядные;
- по характеру деятельности обучающихся: проблемный, частично-поисковый
ТСО и наглядные пособия: компьютер, проектор, презентация PowerPoint
Использованная литература:
- Русский язык: 6 класс: учебник / Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2020. – 286с.
План урока
п/п | Время этапов | Этапы урока |
1 | 2 мин. | Организационный момент |
2 | 3 мин | Проверка домашнего задания |
3 | 5 мин | Актуализация знаний учащихся |
4 | 10 мин | Объяснение нового материала |
5 | 15 мин. | Закрепление нового материала |
6 | 3 мин | Итоги урока |
7 | 2 мин | Домашнее задание |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Организационный момент | Проверяет готовность обучающихся к уроку, собирает тетради на проверку. | Демонстрируют готовность к уроку, слушают учителя, сдают тетради. |
II.Проверка домашнего задания | - Ребята, расскажите, при каких условиях сложные имена прилагательные пишутся через дефис, при каких – слитно. Приведите примеры. | Рассказывают правило. |
III.Актуализация знаний учащихся | 1) Тест (приложение 1) 2) Взаимопроверка. | Письменно отвечают на вопросы. Меняются карточками, проверяют ответы, выставляют оценки. |
IV.Объяснение нового материала | 1) Диктует число и тему урока. 2) Проблемный вопрос. Целеполагание. - Рассмотрите данные прилагательные. Ветреный, водяной, гусиный, безветренный, оловянный, пчелиный. - Что вы заметили в этих именах прилагательных? Как вы думаете, от чего зависит правописание Н и НН в именах прилагательных? - Можно ли по данным примерам сформулировать правило? - Сформулируйте цель сегодняшнего урока. 3) Решение поставленной проблемы. Составление схемы в тетради для правил. | Записывают число тему урока. Высказывают свою точку зрения. Формулируют цель урока. Рисуют опорную схему. |
V.Закрепление нового материала | 1) Чтение правила на страницах 101,102. - Прочитайте правило в учебнике. - Сравните информацию в учебнике с таблицей, которую мы записали, есть ли расхождения? 2) Выполнение упражнений 270, 273, 278 в рабочих тетрадях. | Читают правило. Один ученик читает, остальные следят. Выполняют упражнения у доски и в тетрадях. |
VI.Итоги урока | 1) Опрос. - Когда в именах прилагательных, образованных от имен существительных, пишется одна буква Н? Приведите примеры. - Когда в именах прилагательных, образованных от имен существительных, пишутся две буквы Н? Приведите примеры. 2) Выставление оценок. | Отвечают на вопросы. |
VII.Домашнее задание | § 29, выучить правило, упражнение 271. | Записывают домашнее задание в дневники. |
Конспект урока №3
Дата проведения урока: 24.11.2021г.
Тема урока: Употребление имен прилагательных в речи.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока:
- дать представление о роли имен прилагательных в речи;
- развивать умения распознавать роль имен прилагательных в тексте;
- устанавливать грамматическую связь имен прилагательных с именами существительными;
- учиться выполнять морфемный разбор слов, выразительно читать текст.
Планируемые результаты:
1) предметные: умение находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы;
2) метапредметные:
регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, осознавать причину успеха (неуспеха);
познавательные: способность объяснять языковые явления;
коммуникативные: умение слышать и слушать себя и одноклассников, связно и развернуто отвечать на вопросы учителя;
3) личностные: уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса, уважение и любовь к родному языку.
Форма проведения урока: традиционная, урок-беседа.
Методы и приемы:
- по источнику знаний: словесные, наглядные;
- по характеру деятельности обучающихся: проблемный, частично-поисковый
ТСО и наглядные пособия: компьютер, проектор, презентация PowerPoint
Использованная литература:
- Русский язык: 6 класс: учебник / Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2020. – 286с.
План урока
п/п | Время этапов | Этапы урока |
1 | 2 мин. | Организационный момент |
2 | 3 мин | Проверка домашнего задания |
3 | 5 мин | Актуализация знаний учащихся |
4 | 10 мин | Объяснение нового материала |
5 | 15 мин. | Закрепление нового материала |
6 | 3 мин | Итоги урока |
7 | 2 мин | Домашнее задание |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Организационный момент | Проверяет готовность обучающихся к уроку, собирает тетради на проверку. | Демонстрируют готовность к уроку, слушают учителя, сдают тетради. |
II.Проверка домашнего задания | - Ребята, расскажите, при каких условиях в именах прилагательных, образованных от имен существительных, пишется одна буква Н, две буквы Н. Приведите примеры. | Рассказывают правило. |
III.Актуализация знаний учащихся | 1) «Интерактивный» тест. Учитель выводит на доску вопросы с вариантами ответов, зачитывает их детям, предварительно раздав таблички с номерами от 1 до 4. Учитель внимательно следит за ответами учеников. Если кто-то из учащихся поднял табличку с неправильным ответом, учитель называет имя этого ученика. | Ребята внимательно читают и слушают вопросы, поднимают табличку с той цифрой, которая указывает на ответ зачитанного учителем вопроса. |
IV.Объяснение нового материала | 1) Диктует число и тему урока. 2) Проблемный вопрос. Целеполагание. На доске: - - Ребята, прочитайте тексты про себя и подумайте, чем они отличаются? - Прочитайте текст вслух. - Сравнив два текста, сделаем вывод: какую роль играют прилагательные в тексте? - Сформулируйте цель сегодняшнего урока. 3) Решение поставленной проблемы. - Откройте учебники на странице 104, давайте прочитаем правило и узнаем, зачем еще нужны имена прилагательные в речи. | Записывают число тему урока. Читают про себя текст, думают над вопросом. Высказывают свою точку зрения. Читают текст вслух. Делают выводы. Формулируют цель урока. Читают правило. Один ученик читает, остальные следят. Рассказывают о том, зачем еще нужны прилагательные в речи. |
V.Закрепление нового материала | Выполнение упражнений 1) Конструирование предложений. Описание картины Ивана Шишкина «Утро в сосновом бору». - Спишите текст, вставляя на месте пропусков необходимые имена прилагательные. (приложение 2) 2) Составление текста. - Запишите имена прилагательные, характеризующие зиму. - А теперь составьте и запишите 5 предложений о зиме, употребляя те имена прилагательные, которые вы записали в тетрадях. | Выполняют упражнения самостоятельно в тетрадях. Придумывают имена прилагательные, составляют с ними небольшой текст. |
VI.Итоги урока | 1) Опрос. - Дополните фразы. - Имя прилагательное отвечает на вопросы… - Имя прилагательное обозначает… - Имя прилагательное в речи связано с … - Имена прилагательные используются для того, чтобы сделать нашу речь… 2) Выставление оценок. | Отвечают на вопросы. |
VII.Домашнее задание | Упражнение 287 | Записывают домашнее задание в дневники. |
Технологическая карта урока
Дата проведения урока: 24.11.2021г.
Тема урока: Употребление имен прилагательных в речи.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока:
- дать представление о роли имен прилагательных в речи;
- развивать умения распознавать роль имен прилагательных в тексте;
- устанавливать грамматическую связь имен прилагательных с именами существительными;
- учиться выполнять морфемный разбор слов, выразительно читать текст.
Планируемые результаты:
1) предметные: умение находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы;
2) метапредметные:
регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, осознавать причину успеха (неуспеха);
познавательные: способность объяснять языковые явления;
коммуникативные: умение слышать и слушать себя и одноклассников, связно и развернуто отвечать на вопросы учителя;
3) личностные: уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса, уважение и любовь к родному языку.
Форма проведения урока: традиционная, урок-беседа.
Методы и приемы:
- по источнику знаний: словесные, наглядные;
- по характеру деятельности обучающихся: проблемный, частично-поисковый
ТСО и наглядные пособия: компьютер, проектор, презентация PowerPoint
Использованная литература:
- Русский язык: 6 класс: учебник / Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2020. – 286с.
Сценарий урока
Время этапов | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
2 мин. | I. Организационный момент | Проверяет готовность обучающихся к уроку, собирает тетради на проверку. | Демонстрируют готовность к уроку, слушают учителя, сдают тетради. | Личностные: проявляют уважительное отношение к себе и одноклассникам. Коммуникативные: умеют слушать учителя. |
3 мин | II.Проверка домашнего задания | - Ребята, расскажите, при каких условиях в именах прилагательных, образованных от имен существительных, пишется одна буква Н, две буквы Н. Приведите примеры. | Рассказывают правило. | Познавательные: умение ориентироваться в ранее изученном учебном материале. Коммуникативные: умение грамотно формулировать монологическую речь, слушать учителя и одноклассников |
5 мин | III.Актуализация знаний учащихся | 1) «Интерактивный» тест. Учитель выводит на доску вопросы с вариантами ответов, зачитывает их детям, предварительно раздав таблички с номерами от 1 до 4. Учитель внимательно следит за ответами учеников. Если кто-то из учащихся поднял табличку с неправильным ответом, учитель называет имя этого ученика. | Ребята внимательно читают и слушают вопросы, поднимают табличку с той цифрой, которая указывает на ответ зачитанного учителем вопроса. | Познавательные: умение применять изученный материал в практических заданиях. Коммуникативные: умение внимательно слушать учителя. |
10 мин | IV.Объяснение нового материала | 1) Диктует число и тему урока. 2) Проблемный вопрос. Целеполагание. На доске: - - Ребята, прочитайте тексты про себя и подумайте, чем они отличаются? - Прочитайте текст вслух. - Сравнив два текста, сделаем вывод: какую роль играют прилагательные в тексте? - Сформулируйте цель сегодняшнего урока. 3) Решение поставленной проблемы. - Откройте учебники на странице 104, давайте прочитаем правило и узнаем, зачем еще нужны имена прилагательные в речи. | Записывают число тему урока. Читают про себя текст, думают над вопросом. Высказывают свою точку зрения. Читают текст вслух. Делают выводы. Формулируют цель урока. Читают правило. Один ученик читает, остальные следят. Рассказывают о том, зачем еще нужны прилагательные в речи. | Личностные: умение сохранять интерес к изучаемой теме. Познавательные: умение высказывать собственную точку зрения, опираясь на ранее изученный материал, делать выводы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: умение внимательно слушать, читать, грамотно выстраивать монологическую речь. |
15 мин. | V.Закрепление нового материала | Выполнение упражнений 1) Конструирование предложений. Описание картины Ивана Шишкина «Утро в сосновом бору». - Спишите текст, вставляя на месте пропусков необходимые имена прилагательные. (приложение 2) 2) Составление текста. - Запишите имена прилагательные, характеризующие зиму. - А теперь составьте и запишите 5 предложений о зиме, употребляя те имена прилагательные, которые вы записали в тетрадях. | Выполняют упражнения самостоятельно в тетрадях. Придумывают имена прилагательные, составляют с ними небольшой текст. | Познавательные: умение составлять письменно связный текст на заданную тему. Регулятивные: контроль собственных действий с опорой на учебную задачу. Коммуникативные: умение грамотно выстраивать связную речь. |
3 мин | VI.Итоги урока | 1) Опрос. - Дополните фразы. - Имя прилагательное отвечает на вопросы… - Имя прилагательное обозначает… - Имя прилагательное в речи связано с … - Имена прилагательные используются для того, чтобы сделать нашу речь… 2) Выставление оценок. | Отвечают на вопросы. | Познавательные: умение ориентироваться в ранее изученном учебном материале. Коммуникативные: умение грамотно формулировать монологическую речь, слушать учителя и одноклассников |
2 мин | VII.Домашнее задание | Упражнение 287 | Записывают домашнее задание в дневники. | Коммуникативные: умение слушать учителя. Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу. |
Приложение 1
Приложение 2
Предварительный просмотр:
Дата проведения:
Класс: 6
Тема урока: Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как эпические поэмы.
Цели урока: познакомиться с произведениями зарубежной литературы; узнать историческую и мифологическую основу произведений Гомера; продолжать развивать навыки грамотной речи; формировать поэтический слог.
Планируемые результаты:
Предметные: овладение навыками анализа произведения в единстве содержания и формы.
Метапредметные.
Познавательные: уметь выделять смысловые единицы текста, формулировать познавательную цель.
Регулятивные: овладение способностью понимать учебные задачи урока, оценивать достигнутый результат.
Коммуникативные: уважительное отношение к чужому мнению, внимание к личности другого, готовность вести диалог, участвовать коллективном обсуждении.
Личностные: доброжелательное отношение к другим людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям литературы.
Оборудование: ноутбук, видеопрезентация к уроку.
Сценарий урока 1.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Организа-ционный момент. | Проверка готовности обучающихся к уроку. Сообщение обучающимся темы и целей урока. | Демонстрируют готовность к уроку, слушают учителя. Записывают число и тему урока. | |
2. Проверка домашнего задания. | Учитель опрашивает 3-4 человек устно, 5 человек подносят на проверку свои тетради | ||
3. Открытие новых знаний | 1)Рассказ учителя о мифе и о произведениях Гомера. 2) Работа с учебником. - Ребята, предлагаю вам открыть учебник на стр. 227. Начинаем читать по цепочке со слов («Сюжетной основой поэмы…»). 3)Работа по вопросам к статье учебника.
4)Знакомство с отрывком из песни «Илиада». Перевод с древнегреческого В. В. Вересаева. Учебник открыт на стр. 194. Песнь 18. «Изготовление оружия». Часть текста зачитывает учитель, остальное - ученики. 5)Вопросы к тексту.
| Внимательно слушают учителя. | |
4. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Как вы думаете, почему на щите героя Гефест изобразил сцены сельского труда и праздничного танца юношей и девушек? | ||
5. Домашнее задание. | Стр. 202-216, прочитать и подготовить пересказ «Одиссеи». |
- Рассказ учителя о мифе и о произведениях Гомера.
Мифы большинства народов — это мифы прежде всего о богах. Мифы Древней Греции — исключение: в большей и лучшей части их рассказывается не о богах, а о героях. Герои — это сыновья, внуки и правнуки богов от смертных женщин; они совершали подвиги, очищали землю от чудовищ, наказывали злодеев и тешили свою силу в междоусобных войнах.
«Илион», «Троя» — два названия одного и того же могучего города в Малой Азии, возле берега Дарданелл. По первому из этих имён великая греческая поэма о Троянской войне называется «Илиада». До неё в народе существовали только короткие устные песни о подвигах героев вроде былин или баллад. Большую поэму из них сложил легендарный слепой певец Гомер, и сложил очень искусно: выбрал только один эпизод из долгой войны и развернул его так, что в нем отразился весь героический век. Этот эпизод — «гнев Ахилла», величайшего из последнего поколения греческих героев.
О самом Гомере (8 -7 века до н.э.) известно мало. До нас дошли сведения, что Гомер не знал грамоты и что его поэмы исполнялись устно. Однако они принесли ему славу при жизни. Гомер, согласно греческим легендам, был гениальным певцом, которому удалось соединить в своих произведениях мифологию, фольклор и литературу.
Дата проведения:
Класс: 6
Тема урока: Героический эпос Гомера «Одиссея».
Цели урока:
познакомиться с произведениями зарубежной литературы; узнать историческую и мифологическую основу произведений Гомера; продолжать развивать навыки грамотной речи; формировать поэтический слог.
Планируемые результаты:
Предметные: овладение навыками анализа произведения в единстве содержания и формы.
Метапредметные.
Познавательные: уметь выделять смысловые единицы текста, формулировать познавательную цель.
Регулятивные: овладение способностью понимать учебные задачи урока, оценивать достигнутый результат.
Коммуникативные: уважительное отношение к чужому мнению, внимание к личности другого, готовность вести диалог, участвовать коллективном обсуждении.
Личностные: доброжелательное отношение к другим людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям литературы.
Оборудование: ноутбук, видеопрезентация к уроку.
Сценарий урока 2.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Организа-ционный момент. | Проверка готовности обучающихся к уроку. Сообщение обучающимся темы и целей урока. | Демонстрируют готовность к уроку, слушают учителя. Записывают число и тему урока. | |
2. Работа по теме урока. | 1)Слово учителя об «Одиссее» - Дано кончилась Троянская война, и все участники этого похода либо возвращались на родину, либо погибли в пути, а царь острова Итака Одиссей не может достигнуть родных мест, где он оставил жену – Пенелопу и маленького сына – Телемаха. Десять лет прошло с тех пор, как по совету хитроумного Одиссея была взята и разрушена неприступная «священная» Троя. Десять лет скитается Одиссей по бесконечным волнам бурного моря, преследуемый богом морей Посейдоном. Наконец Одиссею удаётся добраться до острова, где живут фиакийцы. Царь Алкиной обещает помочь ему… Продолжаем работать с учебником, стр. 202. «Одиссей на острове циклопов. Полифем» (в сокращении). (Дети читают по цепочке). 2)Работа по вопросам к тексту.
| Внимательно слушают учителя. | |
3. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Мифом или легендой можно назвать рассказ о приключениях Одиссея? | ||
4. Домашнее задание. | Подготовить сообщение с презентацией о жизни и творчестве о Мигеле де Сервантесе Сааведре. |
Составление таблицы «Странствия Одиссея: черты характера героя».
ТАБЛИЦА | |
Черты характера героя | Примеры |
Смелость |
|
Честность, желание договориться |
|
Находчивость |
|
Ловкость |
|
Хитроумие |
|
Стремление спасти товарищей |
|
Предварительный просмотр:
Дата проведения:
Класс: 6
Тема урока: Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».
Цели урока:
1.Познакомить учеников с жизнью и творчеством Ф.А.Искандера, показать автобиографический характер рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла».
2.Развивать понятия о сюжете, о герое-повествователе, о способах создания комического.
3.Показать влияние учителя на формирование детского характера.
4.Развивать чувство юмора, навыки характеристики героев, монологической речи.
Планируемые результаты:
Предметные: овладение навыками анализа произведения в единстве содержания и формы.
Метапредметные.
Познавательные: уметь выделять смысловые единицы текста, формулировать познавательную цель.
Регулятивные: овладение способностью понимать учебные задачи урока, оценивать достигнутый результат.
Коммуникативные: уважительное отношение к чужому мнению, внимание к личности другого, готовность вести диалог, участвовать коллективном обсуждении.
Личностные: доброжелательное отношение к другим людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям литературы.
Оборудование: ноутбук, видеопрезентация к уроку.
Сценарий урока 1.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Организа-ционный момент. | Искандеру принадлежит афоризм: «Юмор делает серьезное ещё более серьёзным». Как вы понимаете эту фразу? Запись в тетрадях числа и темы урока. | (Это значит, что читать будет весело, но речь пойдёт о серьёзных вещах). | |
2. Открытие новых знаний | 1)Беседа по статье, составление плана. Какое образование получил Ф. Искандер? | План статьи: 1.Детство и годы учёбы писателя | |
Как началась его писательская деятельность? | 2.Первые книги 3.Ф.Искандера | ||
Какова главная тема книг Ф.Искандера о подростках? | 4.Мир подростка в книгах Ф.Искандера. | ||
Почему рассказы Ф Искандера одновременно обращены к подросткам и взрослым? | 5.Взрослые рассказы о подростках. | ||
2)Чтение рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» | Стр.140 | ||
3. Подведение итогов урока. Рефлексия. | - Интересен ли рассказ? Почему? | ||
4. Домашнее задание. | Дочитать рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла», подготовить пересказ. |
Сценарий урока 2.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Организа-ционный момент. | Проверка готовности обучающихся к уроку. | Демонстрируют готовность к уроку, слушают учителя. | |
2.Актуализация знаний. | Юмор — вид комического: способ проявления комического в искусстве, заключающийся в добродушной насмешке; смех, имеющий своей задачей не обличение, а указание или намек на недостатки, которые не носят характера пороков. | Записывают термин в тетрадь. | |
3.Проверка домашнего задания. Беседа по прочитанному. |
| Вывод: Каждый герой рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика. | |
4.Практическое задание. |
| Отвечают письменно на вопрос. | |
4. Подведение итогов урока. Рефлексия. | - Чему учит рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»? | ||
5. Домашнее задание. | Стр.157, задания 1,2 из рубрики «Творческое задание» (на выбор). |
Предварительный просмотр:
Дата проведения:
Класс: 6
Тема урока: М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов.
Цели урока: познакомиться с произведениями зарубежной литературы; узнать о жизни и творчестве Мигеля де Сервантеса Сааведры, о его произведении «Дон Кихот»; продолжать развивать навыки грамотной речи; формировать поэтический слог.
Планируемые результаты:
Предметные: овладение навыками анализа произведения в единстве содержания и формы.
Метапредметные.
Познавательные: уметь выделять смысловые единицы текста, формулировать познавательную цель.
Регулятивные: овладение способностью понимать учебные задачи урока, оценивать достигнутый результат.
Коммуникативные: уважительное отношение к чужому мнению, внимание к личности другого, готовность вести диалог, участвовать коллективном обсуждении.
Личностные: доброжелательное отношение к другим людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям литературы.
Оборудование: ноутбук, видеопрезентация к уроку.
Сценарий урока 1.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Организа-ционный момент. | Проверка готовности обучающихся к уроку. Сообщение обучающимся темы и целей урока. | Демонстрируют готовность к уроку, слушают учителя. Записывают число и тему урока. | |
2. Проверка домашнего задания. | Учитель опрашивает весь класс, слушает выступления ребят, оценивает ответы. | ||
4. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Просмотр видеоролика с иллюстрациями романа «Дон Кихот». Чтение статьи в учебнике на стр. 218-220. Ответы на вопросы стр.220. | ||
5. Домашнее задание. | Стр. 221-222, прочитать и подготовить пересказ статьи о И.Ф. Шиллере. |
Предварительный просмотр:
Дата проведения:
Класс: 6
Тема урока: Мифы Древней Греции. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
Цели:
Образовательные:
- обобщить знание учащихся о героях древнегреческих мифов;
- познакомить с новыми понятиями
- формированию потребность знать мировую классическую литературу
Развивающие:
- совершенствовать умение сжато пересказывать текст;
- развивать творческие умения учащихся;
- развивать навыки групповой работы.
- через новые формы работы стимулировать интерес к чтению
Воспитательные:
- формировать эстетическое восприятие средствами литературы;
- формировать потребность проявлять творчество, фантазию.
- воспитывать ответственность за коллективное дело.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: имеют представление о Мифах Древней Греции, умеют их анализировать
Метапредметные
Познавательные:
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; иллюстрация, таблица, схема); осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения.
Регулятивные:
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные:
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные:
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
Сценарий урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Организа-ционный момент. | Проверка готовности обучающихся к уроку. Сообщение обучающимся темы и целей урока. | Демонстрируют готовность к уроку, слушают учителя. Записывают число и тему урока. | |
2.Актуализация знаний. | Ребята, мы часто говорим, что тот или иной человек – герой. Кто такой герой? Что делает человека героем? Каким вы его себе представляете? Словарная работа. Знакомство со значением слова «ГЕРОЙ» Словарь Ожегова: Герой - 1.Человек, совершающий подвиги, необычные по своей храбрости, доблести, самоотверженности. 2. Главное действующее лицо литературного произведения. Но есть еще одно значение слова "герой", которое было распространено в Древней Греции: "Герой - это сын или потомок божества и смертного человека". Запись определения понятия «герой» в тетрадь. - Ребята, со словом «герой» граничит слово «подвиг». А что такое подвиг? Давайте запишем значение этого слова Подвиг. - 1. Действие, совершенное в трудных, опасных условиях 2. Самоотверженный, героический поступок - Ребята, а как вы думаете, почему я начала урок со значения слов подвиг и герой? Так какой же будет тема сегодняшнего урока? Давайте вместе ее сформулируем. - Тема нашего урока «Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла». | ||
3.Работа по теме урока, открытие новых знаний. | Вводное слово учителя. Много веков назад на Балканском полуострове поселился народ, который впоследствии стали называть греками. А еще их называли эллинами, а их страну - Элладой. От древних греков остались нам их предания, их древние сказания - мифы. Давайте вспомним определение мифа. МИФ (от греч. mytos — сказание) — древнее народное сказание о богах или героях (истор. лит.). В мифах нашли отражения представления греков об устройстве мира, их попытки объяснить все происходящее в природе и в человеческом обществе. По отдельным мифам мы можем воссоздать картину мира, как ее себе представляли древние греки. Греки представляли себе богов в виде идеальных существ, обладавших всеми чувствами, свойственными человеку: радость, гнев, печаль, зависть, ненависть. Слайд 3 - А где жили Боги? - Кто был главным богом на Олимпе? - Кто были родители Геракла? (Бог Зевс и смертная женщина Алкмена.) Давайте с вами вернемся к определению понятия «герой». - Можно ли назвать Геракла героем с точки зрения всех значений? (Да, можно.) Комментарий учителя. Получается, что Гераклу подходят все три определения значения слова "герой": он сын Зевса и земной женщины Алкмены; он главное действующее лицо одного из самых популярных циклов мифов: он необычен по своей храбрости, доблести - он совершает двенадцать подвигов, вступая в борьбу с чудовищами и побеждая их. Работа с текстом мифа «Авгиевы конюшни». – Чем этот подвиг героя отличался от предыдущих? – Можно ли назвать такой поступок героя подвигом? – Была ли польза от этого поступка Геракла кому-нибудь, кроме Авгия? – О каких чертах характера героя можно сделать выводы? (Ум, мудрость, любовь к людям). – Что Геракл основал на деньги Авгия? (Олимпийские игры) – За сколько дней Геракл хотел очисть скотный двор Авгия? (1) – Сколько быков сын Зевса хотел получить за эту работу? (Одну десятую часть) – Как часто проходят Олимпийские игры? (Раз в 4 года) – Чем награждают победителя игр? (Оливковым венком) Работа с текстом мифа «Золотые яблоки Гесперид». Миф «Золотые яблоки Гесперид» (На доске написан план текста. Задача учащихся – расположить пункты в правильном порядке.) 4. Хитрость Геракла. 2. Геракл встречает Атланта. 5. Что стало с яблоками. 1. Сад Гесперид. 3. Обман Атланта. – О ком идет речь в мифе? (О Геракле и Атланте.) – Кто такой Атлант? – Кто такие Геспериды? – Зачем Гераклу понадобилось отправиться в сад Гесперид? – Найдите в тексте мифа описание сада Гесперид. Прочитайте, как выглядел этот сад. – Для чего Эврисфею понадобились яблоки? (Он хотел погубить героя.) – Как вы думаете, какой пункт плана будет первым? (Сад Гесперид.) – А теперь прочитайте вслух первую часть текста. (Один ученик читает вслух со слов «на западной оконечности…» до «накинув на спину…».) – Как герой снарядился в поход? (Он накинул львиную шкуру, взял дубину, лук.) – Что же увидел Геракл, когда дошел до сада? (Титана, держащего небо.) – С каких слов началось знакомство героев? Зачитайте их. Все вы прекрасно знаете, что держать небо на плечах невозможно. Древние греки и другие народы верили, что небо – это твердый купол, который поддерживает на своих плечах титан Атлант. Они также считали Землю плоской, как блюдо, которое стояло на слонах, китах и огромной черепахе. Древние греки думали, что, если титан не будет поддерживать небо, оно упадет и уничтожит все живое на земле. – Скажите, как называется второй пункт нашего плана. (Геракл встречает Атланта.) – Выразительно прочитайте вторую часть текста. – Согласился ли Атлант выполнить просьбу Геракла? (Да.) – Что попросил Атлант у героя? (Подержать за него небо.) – Найдите в тексте описание того, как чувствовал себя Геракл с огромной ношей на плечах. (Один из учеников зачитывает вслух это место в тексте.) – Как Атлант решил обмануть героя? (Предложил отнести яблоки, а сам хотел бросить Геракла с ношей.) – Укажите третий пункт плана. (Обман Атланта.) Прочитайте текст. (Один из учеников зачитывает вслух со слов «в глазах Атланта…» до «простодушный герой…».) – Хотел ли Геракл согласиться на предложение титана? (Сначала – да.) – Кто помог ему обмануть Атланта? (Афина.) – Как герой перехитрил титана? – Что произошло потом? (Геракл оставил Атланта с ношей и ушел.) – Как вы думаете, почему Атлант хотел обмануть героя? – С какой стороны показал себя Геракл? (Геракл, воспользовавшись советом Афины, ответил хитростью на хитрость.) – Найдите название для этой части мифа. (Хитрость Геракла.) – Предложите свои названия для этого пункта. Выразительно прочитайте четвертую часть текста. (Один из учеников зачитывает вслух со слов «простодушный герой…» до «Эврисфей не взял яблок…».) – Теперь уже ясно, что пятый пункт нашего плана называется «Что стало с яблоками». – Взял ли Эврисфей яблоки Гесперид? Почему? (Нет, ему нужна была гибель Геракла, а не яблоки.) – Что потом случилось с яблоками? (Афина возвратила их Гесперидам.) – Был ли поход за яблоками последним подвигом Геракла? (Нет, его ждали другие приключения.) | (Все боги жили на высокой горе Олимп, всегда закрытой от людей облаками, питались нектаром и амброзией. Каждый из богов занимался своим делом, покровительствовал своему ремеслу или отвечал за определенный участок мира. Люди на земле молились богам, воздвигали им храмы, приносили дары и жертвы.) (Раньше Гераклу больше требовалась сила, а теперь понадобился и ум, так как только умный человек мог найти такой выход из сложной ситуации). (Да, потому, что за один день вычистить то, что загрязнялось 30 лет, да еще и сделать это своими силами - это не обычный поступок, а подвиг). (Да, облегченно вздохнули люди из окружающих сел, к которым полился смрад из царских конюшен и отравлял им воздух). (Титан, вынужденный в наказание за бунт держать небесный свод на своих плечах.) (Нимфы с прекрасными голосами, которым принадлежал чудесный сад.) (Эврисфей приказал герою добыть золотые яблоки, растущие в этом саду.) (Один из учеников зачитывает вслух со слов «накинув на спину…» до «в глазах Атланта…».) (Геракл согласился, но попросил Атланта подержать небо, чтобы он мог сделать подкладку на плечи.) (Примерный ответ. Атлант хотел обмануть Геракла, потому что он очень устал, держа небесный свод на своих плечах, и стремился освободиться от этой ноши.) | |
4. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Греческая мифология разворачивает перед нами великолепную картину проявления прекрасных человеческих достоинств, благородства и мужества. Ради долга, чести и любви человек тех далеких времен шел на смерть и вступал в борьбу с богами. Герои греческой мифологии - люди земные, из плоти и крови, их подвиги рождали в людях веру в человека и в лучшее будущее. Это была мифология, верящая в человека, любящая его и прославляющая. И с тех пор век за веком композиторы и поэты, художники и артисты, все люди черпают вдохновение и силы в этом неповторимом роднике живой воды. | ||
5. Домашнее задание. | Составить план статьи о Гомере, стр.188-191. |
Предварительный просмотр:
Дата проведения:
Класс: 6
Тема урока: Особенности шукшинских героев- «чудиков» в рассказе В. М. Шукшина «Критики». Слово о писателе.
Цели урока:
-знакомство с биографией В.М.Шукшина;
-обучение анализу художественного произведения на примере рассказов В.М. Шукшина «Критики»;
-анализ понятия шукшинского героя - "чудика";
-развитие устной речи учащихся;
- формирование познавательного интереса к поднятым в рассказах проблемам и к предмету «Литература» в частности.
Планируемые результаты:
Предметные: овладение навыками анализа произведения в единстве содержания и формы.
Метапредметные.
Познавательные: уметь выделять смысловые единицы текста, формулировать познавательную цель.
Регулятивные: овладение способностью понимать учебные задачи урока, оценивать достигнутый результат.
Коммуникативные: уважительное отношение к чужому мнению, внимание к личности другого, готовность вести диалог, участвовать коллективном обсуждении.
Личностные: доброжелательное отношение к другим людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям литературы.
Оборудование: ноутбук, видеопрезентация к уроку.
Сценарий урока.
Слово учителя Василии Макаровиче Шукшине.
В 20 веке М. Горький в «Рассказе о безответной любви» напишет: «Чудаки украшают мир». А В.М. Шукшин, о котором мы будем говорить сегодня, представил миру целую галерею героев-«чудиков», людей, которые вызывают неприятие окружающих своим стремлением жить не так, как все, а в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости, людей, которые пытаются выразить собственную индивидуальность, обычно несколько странными поступками.
И не случайно эпиграфом к нашему уроку станут слова самого писателя: «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть…»
Писатель, режиссёр, актёр, артист (в максимально широком значении слова – мастер, искусник).
Творческий путь Шукшина — путь уникальный. Он сочинил пять томов прозы, которая легко расслаивается на жанры и уровни: 125 рассказов, опубликованных за пятнадцать лет (1958–1974); 2 романа: «Любавины», «Я пришёл дать вам волю», повести «Там вдали», «Калина красная», «До третьих петухов», 6 фильмов по собственным сценариям: «Живёт такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная», и ещё 5 сняты по его сценариям, 29 ролей в кино. Около 15 лет продолжалось его творчество, но хватило бы на всю жизнь. И всё это Василий Макарович Шукшин
-Что вы узнали из биографии Василия Макаровича Шукшина?
(Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Его отец, Макар Леонтьевич Шукшин (1912—1933) и мать Мария Сергеевна Шукшина (в девичестве Попова, во втором браке Куксина) были уроженцами той местности.
По социальному положению были крестьянами-единоличниками. В 1930 году, во время сплошной коллективизации, они вступили в колхоз. Макар Леонтьевич работал в колхозе механизатором на молотилках. В 1933 году он подвергся репрессиям, его арестовали и позднее расстреляли. Мать осталась с двумя детьми на руках — Василию было четыре года, а его сестре Наталье — всего два. После ареста отца и до получения паспорта Василий носил фамилию матери — Попов. Мать вышла замуж во второй раз.
По воспоминаниям самого Василия Макаровича, его отчим Павел Куксин, был очень добрым человеком, ведь не каждый в то время решился бы жениться на вдове репрессированного да еще с двумя детьми. Отношения с отчимом складывались не самым лучшим образом.
Во время войны отчима призвали на службу, через год принесли похоронку. Больше Мария Сергеевна замуж не выходила. Тринадцатилетний Василий стал старшим в семье. По воспоминаниям односельчан он был очень замкнутым, серьезным. От сверстников требовал, чтобы называли его не Васей, а Василием
Василий Макарович часто вспоминал своё детство, он написал несколько автобиографических рассказов, главным героем которых был деревенский мальчишка Ванька Попов, в котором без труда можно узнать самого автора. Шукшин дал главному герою имя своего двоюродного брата, товарища детских игр, Ивана Попова. В этих рассказах описывается жизнь обычного сельского сорванца, отстаивающего свою независимость, походы за ягодами, рыбалка… Но кроме этого можно увидеть, как тяжело в те годы жилось в деревне мальчишке-безотцовщине. Тяжёлый труд, недетская усталость, вечное недоедание и недосыпание.
Василий учился в деревенской школе. Учился плохо, часто прогуливал занятия, но не на шутку увлёкся чтением, читал всё подряд. «Читал я действительно чёрт знает что, - признавался потом Шукшин устами Ивана Попова, - вплоть до трудов академика Лысенко – это из ворованных. Обожал всякие брошюры: нравилось, что они такие тоненькие, опрятные: отчесал за один присест – и в сторону…» Благодаря учительнице из эвакуированных Анне Павловне Тисаревской (или Писаревской), принадлежавшей к выходцам из старой петербургской интеллигенции, Вася Шукшин стал читать русскую и зарубежную классику. И часто читал вслух для матери и сестры.
Окончив семилетку в родной деревне, Василий Шукшин переезжает в соседний Бийск, чтобы продолжить обучение в автомобильном техникуме. Проучившись там два с половиной года, но так и не получив диплома, будущий великий режиссёр вынужден бросить обучение, вернуться домой и начать работать, чтобы иметь возможность содержать семью.
В 17 лет Василий Шукшин покидает родной дом, чтобы заработать себе кусок хлеба. Кем он только не был: и разнорабочим, и слесарем, и земледельцем, и маляром, и грузчиком, и даже учителем русского языка. Позднее он был приглашён на должность директора школы трудовой молодёжи в своей родной деревне Сростки)!
Однако, по воспоминаниям самого Шукшина, он был учителем «неважнецким». Преподавание не прельщало его в качестве дела всей жизни. Будущий режиссёр чувствовал огромное желание покорить столицу.
В 1955-м году Василий Шукшин едет в Москву, где начинается его активная творческая жизнь.)
Предварительный просмотр:
Дата проведения:
Класс: 6
Тема урока: Г.Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему народу.
Цели: познакомить с выдающимся татарским поэтом Габдуллой Тукаем, с главными темами творчества. Показать богатство и своеобразие художественного мира поэта.
Задачи: показать любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа в стихотворении «Родная деревня»; определить основную мысль стихотворения «Книга», роль книги в жизни человека поэта.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: имеют представление о Габдулле Тукае как выдающемся татарском поэте. Узнают факты из биографии поэта. Научатся анализу стихотворения. Рисование собственных иллюстраций к стихотворениям.
Метапредметные
Познавательные:
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; иллюстрация, таблица, схема); осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения.
Регулятивные:
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные:
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные:
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
Сценарий урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Организа-ционный момент. | Проверка готовности обучающихся к уроку. | Демонстрируют готовность к уроку, слушают учителя. | |
2.Проверка домашнего задания. | Слушает выступления обучающихся, выставляет оценки в журнал. | Читают творческие работы. | |
3.Работа по теме урока, открытие новых знаний. | 1)Рассказ учителя о Габдулле Тукае. 2)Знакомство со статьеьей о Г.Тукае. 3)Знакомство со стихотворениями «Родная деревня», «Книга». 4)Анализ стихотворений. Какое впечатление вызвали стихотворения поэта? Каким чувством проникнуты его стихи? Какова основная идея стихотворений?
| Слушают учителя. Читают статью на странице 169. | |
4. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Верите ли вы в спасительную силу книги? А автор? | ||
5. Домашнее задание. | Стр.172, «Творческое задание» |
Дата проведения:
Класс: 6
Тема урока: К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...».
Цели: познакомить с выдающимся поэтом Кайсыном Кулиевым, с главными темами творчества. Показать богатство и своеобразие художественного мира поэта.
Задачи: показать любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа в стихотворении «Когда на меня навалилась беда»; определить основную мысль стихотворения «Каким бы малым ни был мой народ».
Планируемые результаты обучения.
Предметные: имеют представление о Кайсыне Кулиеве как выдающемся поэте. Узнают факты из биографии поэта. Научатся анализу стихотворения. Рисование собственных иллюстраций к стихотворениям.
Сценарий урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организа-ционный момент. | Проверка готовности обучающихся к уроку. Сообщение обучающимся темы и целей урока. | Демонстрируют готовность к уроку, слушают учителя. Записывают число и тему урока. | |||||||||||||||||||||||||||||||
2. В.М. Шукшин: страницы биографии. | 1) Чтение и обсуждение статьи учебника «Кайсын Кулиев». 2) Составление плана статьи.
| Читают статью самостоятельно (5-7 минут) Отвечают на вопросы, составляют план к статье. | |||||||||||||||||||||||||||||||
3. Чтение и анализ стихотворений. | Анализ стихотворения «Когда на меня навалилась беда» – Как вы поняли основную идею стихотворения Кайсына Кулиева «Когда на меня навалилась беда…»? – Почему у человека в особенно сложных, трудных ситуациях обостряется чувство Родины? – Как Родина помогает герою произведения преодолеть беду? – Какой художественный прием использует поэт, говоря: «тихонько шуршала дорога», «поманили луга», «сказала вода»?(Олицетворение.) – Какие качества родного народа К. Кулиев считает постоянными, переходящими из поколения в поколение? – Почему поэт считает себя вечным должником своего народа? Анализ стихотворения «Каким бы малым ни был мой народ» -Какую мысль автор хочет донести до читателя? -Приведите примеры из текста стихотворения. | Отвечают на вопросы - неважна численность народа, важны его самобытность, традиции, уважение к своему языку. Пока культура народа будет жива, будет жить народа. | |||||||||||||||||||||||||||||||
4. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Выставление оценок. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Домашнее задание: | Выучить наизусть стихотворение на выбор (стр.170-175) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра «Найди пары» Та ск ать Кор м ить Ез д ить Гото в иться Осм о треть Изве щ ать Бл е стеть Мрак Прока т ился Прока ч усь Гото вл юсь Та щ ит Мрачный Кор мл ю Осм а тривать Ез ж у Ве ст ь бл и стать
Являются ли однокоренными данные слова? О п о зд ать – о п а зд ывать В л е з ть – в л а з ить Гото в ить – гото вл ю Что случилось с этими словами?
Беглые гласные . Автор: Воробьева М.О. 5 класс
Цель: Выяснить и запомнить, какие гласные называются беглыми.
П е нь – пня.
Сын о к – сынка.
Беглые гласные - гласные, которые при изменении формы слова имеют свойство «убегать».
Читаем теоретический материал на странице 169.
Упражнение 410 Упражнение 411
Итог урока: В одной и той же морфеме гласные О и Е чередуются с …, например: Это … . Беглые гласные бывают в …
Домашнее задание: Параграф 79, упражнение 412.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Расскажите о правописании корня –лаг- - -лож-? Можно ли проверить правописание этого корня ударением?
Диктант Сл..жить, пол..гать, предл..жить, прил..гать, перел..жить, предпол..гать, нал..жить, изл..гать, прол..жить, вл..жить, выл..жить, предл..жный, сл..гать.
Диктант Сл о жить, пол а гать, сл а гать, предл о жить, прил а гать, перел о жить, предпол а гать, нал о жить, изл а гать, прол о жить, вл о жить, выл о жить, предл о жный.
Наблюдаем: от чего зависит написание? р а сти – выр а щивать р а стение – зар о сли выр а сти – выр о с
Наблюдаем: от чего зависит написание? р а ст и – выр а щ ивать р а ст ение – зар о с ли выр а ст и – выр о с
Правописание корней РАСТ - РОС Р А СТ – Р А Щ – Р О С Р А СТ ЕНИЕ–ВЫР А Щ ИВАЛИ-ВЫР О С Исключения: росток, отрасль, Ростов.
Читаем правило на странице 178.
Упражнение 437. Упражнение 438.
Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание. 1. Лет до ста р…сти нам без старости. 2.Тени л…жились по пыльной дороге. 3. Перед сном пол…гается чистить зубы. 4. Носильщики предл…гали свои услуги пассажирам. 5. Выр…сла я, липка, тоненькой и гибкой. 6. В садах и огородах выр…щивают культурные р…стения. 7. Изл…гайте свои мысли чётко и внятно.
Итог урока: Можно ли проверить правописание корня раст-ращ-рос ударением? Почему?
Домашнее задание. Параграф 85,упражнение 441.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: Углубить знания о глаголе как части речи; Повторить правописание глаголов.
Глагол – это …
Глаголы изменяются по …
Глаголы изменяются по …
Глаголы изменяются по …
Страница 32 Читаем правило.
Выполняем упражнения. Упражнение 74 – устно. Упражнение 75 – письменно.
Упражнение 75. В 1 лице (я, мы) Во 2 лице (ты,вы) В 3 лице (он,они)
Вывод: Глаголы изменяются по: … … …
-Тся и ться в глаголах. Что делает? Уч ит ся Умыва ет ся Одева ет ся Улыба ет ся Что делать? Учи ть ся Умыва ть ся Одева ть ся Улыба ть ся
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Ь ? Ты знаеш.., он не испугает..ся; Испеч.. Пирог, они старают..ся; Надо двигат..ся, ты ошибаеш..ся; Привлеч.. Внимание, она наряжает..ся.
Вывод: Ь пишется в глаголах, которые… Ь не пишется в глаголах, которые …
Домашнее задание. § 16, 17, упр. 76, 79.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одиннадцатое октября . Классная работа .
Давно живу я в мире этом, Даю названье всем предметам.
Имя существительное - хлеб языка. Л.В. Успенский
Морфологические признаки имени существительного. № Остановка 1 «Опознавательная» 2 «Теоретическая » 3 «Морфологическая» 4 «Синтаксическая»
1. Опознавательная
Пуськи бятые. Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит: - Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: - Оее! Оее! Бутявка-то некузявая! Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам: - Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А Бутявка волит за напушкой: - Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
2 остановка «Теоретическая» Р ебенок, ножницы, мука, бег, щука, спектакль, юноша , стол, пожар,крупа , синева, Россия, стрельба, сливки, свежесть, прыжок, кошка, Белгород. 1. группа названия лиц 2 .группа названия вещей 3. группа названия веществ 4 .группа названия живых существ и организмов 5. группа географические названия 6. группа названия фактов, событий, явлений 7.Группа названий признаков 8. Группа н азваний действий
Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении? Вода, корабль, ночь, меч, блюдечко, окно, рожь.
Распределите существительные на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод. Дама сдавала в багаж Диван, чемодан, саквояж, Картину, корзину, картонку И маленькую собачонку.
Распределите слова в два столбика. По какому признаку распределяли? Пушкин, поэт, река, книга, Днепр, птица орел, город Орел, доброта, Нева, Восьмое марта, март, ромашка, кафе «Ромашка», трактор, Куликовская битва, Сатурн.
Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях. Расскажите о синтаксической роли существительного. 1) Дерево поднялось выше дома. 2) На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной. 3) Сосна – это хвойное дерево. 4) Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.
Опорный конспект: 1. Существительное – отвечает на вопросы … Обозначает … 2. Морфологические признаки: Пост. – собственное и …, одушевленные и …., род (….), склонение. Непост . – изменяется по числам, падежам 3. В предложении является ...
Домашняя работа Упражнение 139 (по 3 примера).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знать: Уметь:
Перечислите живые существа и вещи.
Перечислите живые
Страница 195, читаем правило.
Упражнение 478. Упражнение 479.
Вывод: Одушевленные существительные отвечают на … Например: Неодушевленные … Например:
Домашнее задание: Параграф 91, упражнение 480.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверочная работа. Сравнительная степень Превосходная степень Простая Составная Простая Составная 1 вариат Добрый Удобный Высокий 2 вариант Хороший Плохой Легкий
Проверочная работа. Сравнительная степень Превосходная степень Простая Составная Простая Составная 1 вариат Добрый Удобный Высокий Добрее Удобнее Выше Менее добрый Более удобный Более высокий Добрейший Удобнейший Высочайший Самый добрый Самый удобный Самый выокий 2 вариант Хороший Плохой Легкий Лучше Хуже Легче Более хороший Менее плохой Более легкий Наилучший Худший Легчайший Самый хорший Самый плохой Самый легкий
Подумайте Ярко-белый Литературно-музыкальный Юго-восточный Хитрый-прехитрый Железнодорожный
Дефис употребляется, если сложное прилагательное : обозначает оттенки цветов : ярко-красный Образовано от сложного существительног о: юго-восточный (от Юго-Восток) Может заменено равноправным словами : литературно-музыкальный (литературный и музыкальный) имеет усилительное значение (повторяется) : маленький-премаленький
Раскройте скобки, объясните слитное и дефисное написание прилагательных. (Иссиня) чёрная туча, (сильный) пресильный шторм, (железно) дорожная станция, (молочно) белое небо, (грубо) насмешливый тон, (стале) литейный завод, (юго) западный ветер, (лесо) пильный завод, (длинно) носый старик, (заунывно) тревожный вой, (стрелково) пушечное оружие.
Раскройте скобки, объясните слитное и дефисное написание прилагательных. (Рыбо) ловецкое судно, (седо) бородый дед, (сине) зелёное море, (водо) непроницаемая оболочка, (трёх) мачтовое судно, (горько) солёный огурец, (судо) строительный завод, (бело) розовый зефир, (южно) африканский лев, (англо) японский словарь, (сине) глазый юноша, (уныло) кислое лицо.
Раскройте скобки, объясните слитное и дефисное написание прилагательных. (Девяносто) летний юбилей; (светло) зелёная ткань; (хлопко) уборочный комбайн; (ярко) алый ситец; (бледно) голубой небосклон; (древне) русский памятник; (черно) глазая девушка; (сизовато) серый дым; (трёх) комнатная квартира; (глубоко) водная рыба; (англо) русский словарь; (мало) известный зверек; (учебно) воспитательная работа; (красно) синий карандаш; (тускло) серые глаза; (тёмно) синий шарф; (кисло) сладкий джем; (средне) вековый монах; (юго) восточный ветер.
Читаем правило на странице 98 Упражнение 264 Упражнение 265 Упражнение 266 Упражнение 268 Упражнение 269
Домашнее задание. §28, выучить правило, упражнение на карточке. Раскройте скобки, объясните слитное и дефисное написание прилагательных. (Золотисто) сиреневый цвет, (умный) пр …умный волшебник, (бело) снежные чайки, ( осенне ) зимний сезон, (одно) этажный дом, ( грибо ) образная крыша, ( приёмо ) сдаточный пункт, (пухло) щёкий малыш, (мало) сольный огурец, ( журнально ) газетная статья, (светло) голубая незабудка.
§28, выучить правило, упражнение 265
Семнадцатое ноября. Классная работа. Правописание сложных имен прилагательных.
Словарный диктант. Светло-зеленый лист Горько-соленый огурец Древнерусский язык Русско-английский словарь Бледнолицый человек Шахматно-шашечный турнир Санкт-Петербургский Спелый-преспелый апельсин
Перепишите примеры, раскрывая скобки. (Северо)западный ветер, (посудо)хозяйственный магазин,( русско)украинский словарь, (юго)восточное направление, (садово ) огородный инвентарь, ( животно)водческий комплекс, (свето)чувствительная бумага, (вагоно)ремонтный цех, (седо)волосая женщина,( широко)плечий мужчина,( судо)ходная река, (пяти)этажный дом, (высоко)качественная сталь.
Домашнее задание §28, выучить правило, упр. 265.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А кто такой детектив? (Словарь С.И. Ожегова: сыщик, агент)
Укажите, что за профессии изображены на рисунке? Дело № 1
Профессиональные слова (профессионализмы) - слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии. пациент диагноз анамнез инъекция п.14 Стр. 45
В агентство обратились учитель и врач Найдите и выпишите в тетрадь профессиональные слова, соответствующие их профессии. Градусник, мел, журнал, кирпич, бетон, бинт, указка, лекарство, витамины, песок, гвоздь, краска, вата, цемент, урок, учебник, линейка, тонометр, молоток, рецепт
Распутайте это дело о профессиональных словах
Игра «Найди пару» Слова, соответствующие наукам: суффикс, морфема география инфекция биология вирусы , « клава » информатика глобус, моря русский язык
Почему мальчик не понял бабушку ? - Сходи-ка, внучек, на огород, принеси бураков для борща. — Чего принести, бабушка? — Бураков. — А это что такое? — Ну, у нас в деревне так свёклу называют.
- Где Люба? – спросил я. По батожья ушла. По что? Ну, по столбцы. По что? Ну, по петушки. По что? По что? По стебени. Не понимаю вас. Ах, батюшки, какой ты бестолковый. По щавель. (В. Боков)
Почему герой отрывка не мог понять, о чем идет речь? Какие слова обозначают одно и то же? (Батожья, стебени, столбцы, петушки – щавель) Какое из этих слов общеупотребительное? Остальные слова мы называем диалектными.
Диалектизмы Дело №2
Словарная работа Диалекты (от греч. c лова dialektos ) – местное наречие, областной язык
Диалектизм – это слово, употребляемое только жителями той или иной местности. п.24 Стр. 64
- ДИАЛЕКТ - это разновидность языка, которая используется для общения людьми, объединенных общей территорией проживания.. - ДИАЛЕКТИЗМЫ – это слова, особенности диалекта, которые не соответствуют нормам литературного языка.
Поэтическая пятиминутка В хате Пахнет рыхлыми дроченами У порога в дежке квас. Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. …Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко. С.Есенин
Словарная работа Дежка (дежа) - деревянная кадка, в которой месят тесто. Дрочена – кушанье из картофеля и муки, смешанных с молоком и яйцами, подобие драников. Махотка – крынка или горшок. Паз - узкая щель между кирпичами и досками. Печурка – углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки разные вещи.
Спишите, постаравшись заменить общеупотребительные слова диалектизмам и, указанными ниже «... русская печь, как я пригляделся, неудобна для стряпни : приготовление идет скрыто от кухарк и , жар к горшку подступает с разных сторон неравномерно. Но потому, должно быть, пришла она к нашим предкам из самого каменного века, что, протопленная раз на рассвете , весь день хранит в себе теплыми корм и пойло для скота, пищу и воду для человека. И спать тепло». (А. Солженицын «Матренин двор») Для справок : чугунок, стряпуха, варка, досветье .
Почему автор использует именно эти слова? Что теряет текст при замене диалектов общеупотребительными словами?
«Почему бабушка не поняла мальчика?» -Внучек, ты уроки сделал? - Неа, прогуглить не смог, потому что инет упал… Хотел на баланс загнать, а предки голду не дали. D :
Агентство завершает свою работу. Подведем итог. Какая тема рассматривалась нами?
Домашнее задание Параграф 14, карточка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверочная работа. 1 вариант 2 вариант Девичья коса, Катины очки, верблюжья колючка, серебряная ложка, холодный ветер, хороший друг, интересная книга, северное течение, морские волны. Северное сияние, оленья тропа, лисья хитрость, кирпичный дом, деревянный стол, синий плащ, чудесные звёзды, огромное небо, медвежья услуга
Самопроверка Качественные Относительные Притяжательные холодный ветер, хороший друг, интересная книга. Вариант 1 серебряная ложка, северное течение, морские волны. Девичья коса, Катины очки, верблюжья колючка. Качественные Относительные Притяжательные синий плащ, чудесные звёзды, огромное небо. Вариант 2 Северное сияние,кирпичный дом, деревянный стол. оленья тропа, лисья хитрость, медвежья услуга.
Степень сравнения обозначает признак, который в предмете проявляется в большей или меньшей степени. Пушистый Пушистее, более пушистый Пушистейший, самый пушистый
Качественные Относительные Притяжательные Красивый Красивее Самый красивый Деревянный Деревяннее Самы деревянный Лисий Лисее самый лисий
Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная Превосходная Простая(1 слово) Составная(2 слова) Простая (1 слово) Составная (2 слова) светлее более светлый менее светлый Светлейший Самый светлый
Образуйте простую и составную сравнительную степень. Добрый - Мудрый - Справедливый - Утренний - Строгий - Решительный - Добродушный – От какого прилагательного нельзя образовать степени сравнения? Почему?
Образуйте составную сравнительную и превосходную степень Светлый - Могущественный - Богатый - Заботливый – Кожаный - Храбрый - Душевный - От какого прилагательного нельзя образовать степени сравнения? Почему?
Упражнение 248
Правильно ли распределены слова в две колонки? Напишите правильно. Сравнительная степень Шире Глубочайшая Самая интересная Слаще Легчайший Наиболее удобный Дальше Превосходнейший Более чистый Превосходная степень Старейший Более мягкий Дольше Простейший Самый густой Тверже Самый ужасный Прилежнее Более известный
Найдите ошибки и исправьте их. Более громче, самый умнейший, менее грамотный, наиболее интересный, самый вкуснейший, самый главный, более осторожный, твердее , мельчее , слаще, мягче, более мельче, самый горький, более сладкий, дороже, ужаснее, самый искусный.
Найдите имена прилагательные в форме превосходной степени и подчеркните их как члены предложения. Чистейшего снега, белейшего снега Зима отряхнула на рощу с разбега И, пухом легчайшим на солнце блистая, Пустила гулять по лесам горностая. М. Дудин
Творческое домашнее задание Придумайте рекламный ролик, используя имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени(5 предложений).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Объяснение нового материала. Что значит выполнить синтаксический разбор предложения? Назвать главные и второстепенные члены предложения, подчеркнуть. Указать, какими частями речи они выражены. Дать характеристику предложению.
Главные члены Второстепенные члены Подлежащее отвечает на вопросы к т о? ч т о? Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей* Сказуемое отвечает на вопросы ч т о д ел а т ь? ч т о с д е л а т ь? Определение отвечает на вопросы к а к о й? ч е й? Обстоятельство отвечает на вопросы г д е? к о г д а? к у д а? о т к у д а? п о ч ем у? з а ч е м? к а к?
?!. кто? что? какой? что делает? где? когда? кого? чего?
1 . По цели высказывания : повествовательное побудительное вопросительное 2. По интонации (по эмоциональной окраске): восклицательное невосклицательное 3. По количеству грамматических основ: простое сложное 4. По наличию второстепенных членов: распространённое нераспространённое 5. Однородные члены, обращения (если есть) Синтаксический разбор простого предложения.
Полустанок – это небольшая железнодорожная станция.
Перрон - Площадка на железнодорожной станции, у которой останавливаются поезда, пассажирская платформа.
Сопки - Название холма, горы с округлой вершиной в Забайкалье и на Дальнем Востоке.
Сопки
Сопки
Выполните полный синтаксический разбор предложений. Вдруг послышались лёгкие шаги. Тропинки в саду засыпали листья.
Домашнее задание П. 44, упр. 217.