Проекты
Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Юный конструктор" | 55.11 КБ |
Проект " Мой любимый город" | 38.76 КБ |
Доклад " Мой лучший проект" | 39.5 КБ |
Проект " Основы науки и элементарное техническое моделирование" | 36.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка
д/с «Фантазия»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Юный конструктор»
по развитию навыков конструктивной, исследовательской и творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством использования Лего-конструктора и образовательного конструктора UARO
Выполнила воспитатель
Дульцева Ольга Петровна
2021-2022
учебный год
Наименование педагогического опыта | Проект «Юный констуктор» |
Авторы – разработчики педагогического опыта | Дульцева Ольга Петровна первой квалификационной категории |
Период формирования и функционирования педагогического опыта | 2021-2022 учебный год |
Адрес педагогического опыта | 62883, Российская федерация, Ханты- Мансийский автономный округ- Югра, г. Пыть – Ях, 3-й мкр. Кедровый,ул.Семена Урусова зд.8, МДОАУ ЦРР - д\с «Фантазия» Т. 8(3463)46-51-16 Элекронный адрес: mdou_fantaziya@mail.ru |
Тип проекта: творческо-познавательный, игровой
Срок реализации проекта: 1 учебный год
Автор: Дульцева Ольга Петровна - воспитатель
Актуальность. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Начинать готовить будущих инженеров нужно не в ВУЗах, а значительно раньше - в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству, развивается техническая пытливость, аналитический ум и другие важные качества.
Следовательно, перед нами стоит задача развивать у детей навыки конструктивной, элементарной экспериментально-исследовательской, творческой деятельности.
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит сенсомоторное и интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами. В процессе конструктивной деятельности одновременно происходит развитие детей по всем пяти взаимодополняющим образовательным областям.
В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей и возможностей можно использовать различные виды конструкторов: DUPLO, Education, Лего-WeDo, образовательный конструктор UARO, которые отличаются простотой и легкостью сборки, ярким дизайном и абсолютной безопасностью.
Работая с конструктором, дети могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в постройке, совершенствовать. Это повышает самооценку ребенка. Умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в игре.
LEGO-конструирование и робототехника также является эффективным средством подготовки детей к обучению в школе. У детей формируется умение учиться, добиваться результата, получать новые знания, закладываются предпосылки учебной деятельности.
Однако в дошкольном образовании опыт системной работы по развитию познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества старших дошкольников посредством использования LEGO-конструирования и робототехники отсутствует.
Актуальность выявленных нами проблем объясняется необходимостью преодоления следующих противоречий:
• необходимостью развития конструктивных умений и технического творчества у старших дошкольников и поиском концептуально новых подходов, методов и приемов в этом направлении;
• необходимостью создания в ДОО инновационной предметно-развивающей среды, в том числе, способствующей формированию первоначальных технических навыков у старших дошкольников и отсутствием программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;
• возрастающими требованиями к качеству работы педагога и недостаточным пониманием педагогами влияния LEGO-технологий на развитие личности дошкольников.
Выявленные противоречия указывают на необходимость и возможность внедрения LEGO-конструирования и робототехники в образовательном процессе детского сада, что позволит создать благоприятные условия для приобщения старших дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков. Поэтому нами была определена тема инновационного проекта «Юный конструктор» по развитию навыков конструктивной, исследовательской и творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством использования Лего-конструктора и образовательного конструктора UARO .
Идея проекта: сделать LEGO-конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструктивной деятельности старших дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству.
Миссия: стимулирование дошкольников к исследовательской и творческой деятельности технического характера, к развитию навыков конструктивной деятельности через использование конструкторов нового поколения.
Цель проекта: создание условий для развития навыков конструктивной, исследовательской и творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством использования LEGO-конструктора и образовательного конструктора UARO.
Задачи проекта:
- развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
- развивать умение проводить конструирование по собственному замыслу, с опорой на технологическую карту, карту-схему модели, самостоятельно воспроизводить в конструкции увиденное;
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя общее речевое развитие и умственные способности;
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
- воспитывать умение сотрудничать, договариваться друг с другом, развивать навыки планирования, умение находить выход из проблемной игровой ситуации;
- повышать интерес родителей к конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
Методологическую основу лего-технологии составляют:
- исследования об особенностях конструктивного мышления дошкольников (Т.В. Кудрявцев, Э.А. Фарапонова и др.);
- исследования взаимосвязи конструирования с повседневной жизнью, с другими видами детской деятельности (В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, В.Ф. Изотова);
- теория о роли конструирования, как ведущей деятельности в период дошкольного развития (.Н.Н. Поддьякова, А.П. Усовой, Е.Л. Панько).
Новизна: расширение содержания конструктивной деятельности старших дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения (DUPLO, Education, Лего-WeDo, образовательный конструктор UARO).
Практическая значимость проекта заключается в том, что позволяет дошкольникам в игровой форме приобрести практические и теоретические инженерные навыки и умения.
Идеи реализации проекта:
- организовать работу с детьми по развитию конструктивных, исследовательских и творческих навыков;
- организовать работу с родителями по повышению уровня педагогической компетентности в вопросах конструктивной деятельности;
- подобрать и систематизировать дидактический, игровой и наглядный материал для развития конструктивных, исследовательских и творческих навыков.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный
Задачи:
1) создание условий
2) создание банка идей и предложений
3) изучение среды дошкольного учреждения
4) информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юный конструктор»
5) анкетирование «Значение конструирования в всестороннем развитии ребенка»
6) анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать
2 этап – практический
Задачи:
1) Реализация плана работы
3 этап – заключительный
Задачи:
1) выставка детских работ
2) участие детей в конкурсах
Формы работы с детьми:
- - «пошаговый показ»,
- - по образцу,
- - по карточкам и схемам,
- - по собственному замыслу.
Методы:
- - наглядные;
- - словесные;
- - игровые;
- - проблемные ситуации;
- - исследовательские.
Формы работы с родителями воспитанников:
- индивидуальное и групповое консультирование;
- проведение совместных мероприятий, согласно разработанному плану мероприятий;
- разработка памяток и буклетов по теме проекта.
Содержание работы по созданию развивающей предметно-пространственной среды:
- подбор методической литературы;
- разработка методических продуктов;
- создание дидактических игр; схем, образцов, инструкции по сборке, чертежей.
Активные участники проекта: дети старших и подготовительных групп, родители (законные представители) воспитанников, воспитатели.
Ресурсное обеспечение:
- временные: один учебный год
- программно-методические: методическая литература по теме реализации проекта;
- материально-технические: интерактивная доска, использование ИКТ, компьютер
- столы, стулья (по росту и количеству детей), демонстрационный столик, презентации и учебные фильмы (по темам занятий), наборы Лего-конструкторов, образовательные конструкторы UARO;
- кадровые: воспитатель по конструктивной деятельности;
- информационные: интернет-ресурсы, книжные и периодические издания по педагогике и методике дошкольного образования.
План реализации проекта
Проект разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основной образовательной программой дошкольной организации, реализуется по разработанному плану мероприятий и отвечает нормам СанПиН.
1 этап - подготовительный (информационно-аналитический) | ||
№ п/п | Мероприятия | Срок |
1 |
| Сентябрь |
| ||
№ п/п | Мероприятия | Срок |
взаимодействие с детьми | ||
1 | Знакомство с конструктором UARO | октябрь |
2 | Дидактическая игра «Собери геометрические фигуры» | в течение учебного года |
3 | Дидактическая игра «Чудесное превращение». | |
4 | Дидактическая игра« Что пропало», | |
5 | Дидактическая игра«Цветной диктант», | |
6 | Дидактическая игра «Незаконченные картинки» | |
7 | Дидактическая игра « Сделай объёмным» | |
8 | Конструирование модели «Робота» из образовательного конструктора UARO, по картам сборки. | |
9 | Конструирование модели «Робота» из образовательного изобразительного конструктора UARO, по картам сборки. Включение модели | |
10 | Конструирование модели «Автомобиль» из образовательного конструктора UARO, по картам сборки. | |
11 | Конструирование модели «Автомобиль» из образовательного конструктора UARO, по картам сборки. Включение модели. | |
12 | Игры на развитие алгоритмического мышления: «Раскодируй матрицу», « Заполни матрицу» | |
13 | Дидактические игры на развитие логического мышления «Кодики – ходики» | |
14 | Дидактическая игра «Моталочки» | |
15 | модели «Щенок» из образительного конструктора UARO, по картам сборки. | |
16 | Конструирование модели «Щенок» из образовательного конструктора UARO, по картам сборки. Включение модели. | |
17 | « Лего-конструктор и его виды» | |
18 | Рассматривание готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. Просмотр схем по Лего-конструированию. | |
19 | Дидактические игры: «Что лишнее?», «Найди такую же деталь как на карточке», «Построй, не открывая глаз», «Чья команда быстрее построит», «Зимний городок», | |
20 | Дидактические игры: «Цветные башенки», «Лабиринт», «Сосчитай и положи», «Цветные коврики», « Волшебный мешочек», «Разложи детали по местам», «Назови и построй», | |
21 | Конструирование «Транспорт» (Лего-конструктор) | |
22 | Конструирование «Мой первый робот» (Лего-конструктор) | |
23 | Конструирование « Здания» ( Лего-конструктор) | |
24 | Подготовка моделей с использованием лего-конструктора и конструктора UARO | |
25 | Свободные игры-экспериментирования с получившимися моделями. | |
26 | Создание технических сказок | |
взаимодействие с родителями | ||
1 | Консультация для родителей | |
2 | «Значение ЛЕГО-конструирования в всестороннем развитии детей дошкольного возраста» | |
4 | Выставки детских ЛЕГО-моделей. | |
5 | Выставки домашнего ЛЕГО-конструирования. |
Нормативное обеспечение:
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013г. (внесение изменений от 27 августа 2015 года № 41).
Ожидаемые результаты и социальный эффект:
I. Ожидаемые результаты проекта
Методические продукты:
- созданы дидактические игры по теме проекта;
- разработан план педагогических мероприятий с детьми и родителями по реализации проекта.
Информационно-практические продукты:
- созданы буклеты, памятки о практической роли конструирования.
Повышение рейтинга дошкольной организации в социуме:
- размещение информации (методические продукты, фотоматериалы) на сайте дошкольной организации и на личном сайте воспитателя;
- публикация опыта работы в электронных СМИ.
II. Социальный эффект:
для детей: будет решена проблема развития инженерного мышления: дети смогут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. У детей разовьется образное и пространственное мышление, активизируется фантазия, воображение и любознательность, появится интерес к изобретательству и творчеству.
для родителей: осознанное включение родителей в совместную с воспитателем образовательную деятельность позволит значительно повысить эффективность взаимодействия.
для педагогов: осознание значения конструирования для всестороннего развития дошкольников позволит эффективно использовать его во всех образовательных областях.
Возможные риски: невысокая мотивация родителей воспитанников (выход: поиск новых форм и методов взаимодействия); недостаточная заинтересованность этой проблемой педагогов дошкольной образовательной организации (выход: распространение передового педагогического опыта).
Эффективность проекта оценивается по следующим критериям:
- дети с интересом занимаются конструированием, могут самостоятельно собирать модели по схеме, образцу, реализовывать задуманные идеи.
- Заинтересованное и активное участие родителей и воспитателей в реализации проекта.
Перспективы дальнейшего развития проекта: увеличение количества участников проекта за счет привлечения детей среднего и младшего дошкольного возраста.
Результаты и эффективность реализации проекта
Динамика уровня сформированности конструктивных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста МДОАУ ЦРР- д/с «Фантазия» представлена на рисунке 1.
Увеличение количества детей, имеющих высокий и средний уровни развития конструктивных навыков, позволяют сделать вывод об эффективности проекта, его актуальности и востребованности. Данный проект прошел апробацию и может быть реализован в любой образовательной организации без каких-либо изменений и дополнений.
Рисунок 1
Литература:
1) Андрющенко, Е.В., Ишмакова, М. С., 50 игр для развития алгоритмического и логического мышления у детей дошкольного возраста.
2) Методические рекомендации для педагогов и родителей/ Е. В. Андрющенко, М. С. Ишмакова –Москва: УМЦ РАОР, 2019. – 114 с.
3) Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. – Всерос. Уч.-метод. центр образоват. робототехники. – М.: Изд.-полиграф. Центр «Маска». – 2013. - 100 с.
4) Обухова, С.Н. Развитие конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста: учеб. - пособие для слуш. курсов проф. переподготовки и повышения квалификации / сост. С. Н Обухова, Г.А. Рябова. И.Ю. Матюшина, В.Г. Симонова. – Челябинск: 2014. - 82 с.
5) Обухова, С.Н. Программирование образовательной деятельности педагогов ДОУ: учебно-
6) Ремезова, Л. А. Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушением зрения / Л. А. Ремезова. - Самара: НТЦ, 2002. - 135 с.
7) Савенков А.И. Маленький исследователь. Развитие творческого мышления. М.: Академия развития, 2010.
8) Сборник дидактических игр UARO, УМЦ РАОР, Москва, 2019
9) Филиппов, С. А. Робототехника для детей и родителей / С. А Филиппов. – СПб.: Наука, 2013. - 319 с.
10) Яковлева, Г.В., Лаврова, Г.Н. Организация интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации /Г. В. Яковлева, Г.Н. Лаврова. - Челябинск, Пронто, 2013.- 225с.
Приложение 1.
Критерии оценивания у детей компетенций в конструктивной деятельности:
1) владеют основными эталонами цвета, формы, величины;
2) различают и используют в деятельности различные детали, формы;
3) используют способами опосредованного измерения и сравнения объектов (по длине, ширине, высоте, толщине);
4) знают свойства деталей конструктора UARO и Лего-конструкторов владеют техникой их соединения;
5) создают постройки по рисунку, схеме, по образцу, по заданию взрослого, самостоятельно подбирая детали;
6) выделяют структуру объекта и устанавливают ее взаимосвязь с практическим назначением объекта.;
7) самостоятельно отбирают необходимые для постройки детали и использует их с учетом их конструктивных свойств;
8) знают виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; основные приемы конструирования роботов;
9) принимают участие в создании коллективных сооружений, построек, конструкций;
10) реализует собственные замыслы;
11) варьируют, интерпретирует, экспериментирует при выборе технических средств в конструировании, может сам составлять программу для созданной модели;
12) владеют способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности;
13) самостоятельно создают модели и конструкции,
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад «Фантазия»
ПРОЕКТ
« МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД»
Номинация конкурса
«Удивительное рядом»
Автор проекта
Сленькова Ульяна,
6 лет.
Руководители проекта:
Сокоренко
Оксана Александровна
воспитатель,
Дульцева
Ольга Петровна
воспитатель.
Пыть-Ях
2021 год
Проект «Мой любимый город»
Тип проекта: исследовательско - творческий
Участники проекта:
Сленькова Ульяна (6 лет);
Сокоренко Оксана Александровна – воспитатель;
Дульцева Ольга Петровна – воспитатель;
Сленькова Ксения Валериевна (мать ребенка);
МДОАУ ЦРР д/с « Фантазия».
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Актуальность проекта
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В.А. Сухомлинский.
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей, возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей. Он может быть тихим городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе и крае, композиторы пишут музыку, художники пишут картины, тем самым прославляя город, край и увековечивая память о нем на многие годы. Мы хотим, чтоб ребятам, город, а также округ, в котором они живут, стал любимым! Этот проект посвящается родному городу и округу – Югре, который является Родиной наших воспитанников.
Сленькова Ксения Валериевна, мама нашей воспитанницы, Сленьковой Ульяны, рассказала: «Однажды, разбирая шкаф со старыми книгами, мы нашли папку «Мой город», которую я собирала, когда училась в школе. В ней были открытки с видами Пыть-Яха, книги о Пыть-Яхе и мои рисунки с пейзажами города. Дочка очень заинтересовалась. Рассматривая эти находки, она задавала вопросы: «Что это?», «Где это находится?», «Кто эти люди?». Я поняла, что интерес ребенка нельзя оставить без внимания».
В результате взаимодействия с семьей воспитанницы мы прониклись актуальностью этого вопроса и желанием помочь узнать больше о нашем городе. Став равноправными участниками идеи создания проекта, мы вместе разработали план по ознакомлению ребёнка с достопримечательностями города Пыть-Яха, со знаменитыми земляками, коренными жителями, традициями и природой родного города.
Цель: Осуществление ознакомления дошкольника с историческим, культурным и природно-экологическим своеобразием родного города и привитие чувства патриотизма, гражданственности.
Задачи:
1.Расширять представления ребёнка об истории родного города, его жителях и традициях;
2. создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города;
3.развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
4. развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь, учить свободно выражать мысли, фантазировать;
5. воспитывать эмоционально - личностное отношение к родному городу, прививать чувства любви и гордости к своей малой родине.
Этапы проекта
I этап – подготовительный (организационный)
- Выявление уровня знаний о теме проекта.
- Подбор литературы, пособий, атрибутов.
- Сбор информации из различных источников по теме.
- Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе.
II этап – основной
- Разработать схемы реализации проекта через разные виды деятельности.
- Сбор и оформление наглядного материала.
- Создание семейного альбома «Мой удивительный Пыть-Ях».
- Посещение учреждений города (музеи, библиотеки, храмов и т.д.).
- Оформление проекта.
- Создание условий для реализации проекта.
III этап – итоговый (обобщающий)
- Обобщение результатов работы по проекту.
- Презентация проекта в группе.
Ход реализации процесса
1. Подготовительный.
Подбор фотографий, иллюстраций, книг, открыток с видами города.
Просмотр презентации «Пыть-Ях – жемчужина Сибири». Чтение стихотворений о родном городе.
2. Основной.
- Беседы: «Какой наш город?», «Пыть-Ях – жемчужина Сибири», «Улицы нашего города», «Исторические памятники», «Знаменитые земляки», «Как сохранить чистоту в городе».
- Экскурсии с родителями: «Улицы нашего города», «Новогодний Пыть- Ях», экскурсия выходного дня в краеведческий экомузей под открытым небом.
- Рассматривание альбомов «Пыть – Ях вчера и сегодня», «Достопримечательности Пыть - Яха», «Профессии горожан», «Наши земляки - покорители севера».
- Просмотр выпусков передач ТРК Пыть-Яхинформ «Архивы нашей памяти»
- Составление рассказов «Где я люблю гулять в нашем городе», «Мой дом», «Что я видел удивительного по дороге в детский сад».
- Дидактические игры «Узнай и назови», «Что нужно сделать, чтобы город стал красивым».
- Игровая ситуация «У города день рождение».
- Решение проблемной ситуации «Как очистить город от мусора».
- Чтение стихов и рассказов о городе.
- Изготовление альбома «Мой удивительный Пыть-Ях»
- Продуктивная деятельность: составление коллажа, совместно с родителями, « Чем знаменит наш город»; аппликация « Герб города», пластилинография «Флаг города».
- Создание уголка в центре патриотического воспитания «Мой любимый город Пыть-Ях»
- Составление презентации «Мой удивительный Пыть-Ях» для показа детям в детском саду»
3 этап. Заключительный.
Показ презентации «Мой удивительный Пыть-Ях» с творческим рассказом о городе Пыть-Яхе детям группы « Колокольчик».
Результаты:
- ребёнок имеет представление о родном городе, символике, достопримечательностях;
- имеет представление о жизни коренных народов Югры;
- умеет творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности;
- владеет исследовательскими навыками, умениями наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, владеет навыками поисковой деятельности;
- умеет выступать перед аудиторией;
- способен организовать свою деятельность;
- любит свою малую родину, уважительно относится к коренным народам;
- знает животный и растительный мир своего родного края;
- бережно относится к природе края, к тому, что окружает детей и близко им с рождения, учится сохранять и преумножать богатство родной земли.
Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что гипотеза об успешном воспитании интереса, любви к малой родине и повышении краеведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста с помощью интеграции краеведческого материала во все компоненты воспитательно-образовательного процесса, подтверждена.
Литература:
1. Ельницкий К. В. «Патриотическое чувство и воспитание его» Современный детский сад, 2009 №4.
2. Комратова, Н. Г. Грибова Л. Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ, 2005 №1
3. Коротовских Л. Н. «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ». Управление ДОУ,
4. Костина Л. В. «С чего начинается Родина» Современный детский сад, 2009 №5.5. Матова В. Н. «Краеведение в детском саду». Санкт-Петербург, детство-пресс, 2014.
6. ТимофееваЛ. О., Волохова Н. Н., «Приобщение дошкольников к традициям родного края» Волгоград.
7. Ресурсы Интернета.
Приложение
Текст защиты проекта « Мой любимый город»
Здравствуйте уважаемые члены жюри конкурса. Меня зовут Сленькова Ульяна
э мне лет. Я воспитанница группы «Колокольчик», детский сад «Фантазия». Сегодня я представлю вашему вниманию проект» Мой любимый город».
Целью моего проекта было знакомство с удивительным городом Пыть-Ях, его достопримечательностями, особенностями географического расположения, знаменитыми жителями города.
Была выдвинута гипотеза, предположение: «Все удивительное – вокруг нас! Познать мир природы, людей, окружающих объектов,- это значит внимательно наблюдать, беречь созданное и создавать новое».
Как же узнать, что удивительного в нашем городе?
- Подумать самостоятельно.
- Спросить у взрослых.
- Прочитать в книгах, журналах, альбомах.
- Посмотреть в интернете документальные фильмы, передачи, ролики.
- Понаблюдать самостоятельно.
Как шли наши исследования?
1.Самостоятельно рассмотрела альбомы, журналы, фотографии города.
2.Рассмотрели с мамой папку с открытками, фотографиями города в первые годы его образования. С воспитателем познакомились с картой года.
3.Читала самостоятельно и со взрослыми о истории города и его жителях.
4.Просмотрела передачи о городе.
5.Посетила городскую доску почета, где увидела фотопортрет директора детсада
«Фантазия» Дидик Светланы Константиновны и психолога Цицулиной Олеси Михайловны. Побывала у памятников защитников отечества, в городском парке
« Ноев ковчег», у городской библиотеки, у аквацентра «Дельфин», у « Колеса времени».
В результате проведенных исследований можно сделать вывод, что выдвинутая в начале проекта гипотеза подтвердилась. И доказать это я хочу вот такими словами.
Пыть-Ях, мой город любимый,
Даже воздух здесь какой-то свой.
Ты моей душе и сердцу дорог,
Мне не нужен никакой другой.
Твои улицы и парки так красивы,
Здесь для удивления простор.
И красавцы кедры удалые,
И нефти стремительный напор.
Даже если кто-то мне и скажет:
«Что же удивительного тут?».
Я отвечу: «Удивляйся малым!
Удивленным ты по чаще будь!»
Уважаемое жюри!
В заключении моего выступления хочу спросить у вас:
«А вы знаете, почему наш город замечательный и удивительный? Он такой при одном условии: если замечать и удивляться!»
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка д/с «Фантазия»
Доклад:
«Мой лучший проект»
Выполнила:
Дульцева Ольга Петровна
2023
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Юный конструктор»
по развитию навыков конструктивной, исследовательской и творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством использования Лего-конструктора и образовательного конструктора UARO.
Здравствуйте, меня зовут Дульцева Ольга Петровна. Я воспитатель муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения центра развития ребенка детского сада « Фантазия»
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Начинать готовить будущих инженеров нужно не в ВУЗах, а значительно раньше - в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству, развивается техническая пытливость, аналитический ум и другие важные качества.
Следовательно, перед нами стоит задача развивать у детей навыки конструктивной, элементарной экспериментально-исследовательской, творческой деятельности.
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит сенсомоторное и интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами. В процессе конструктивной деятельности одновременно происходит развитие детей по всем пяти взаимодополняющим образовательным областям.
В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей и возможностей можно использовать различные виды конструкторов: DUPLO, Education, Лего-WeDo, образовательный конструктор UARO, которые отличаются простотой и легкостью сборки, ярким дизайном и абсолютной безопасностью.
Работая с конструктором, дети могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в постройке, совершенствовать. Это повышает самооценку ребенка. Умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в игре.
Однако в дошкольном образовании опыт системной работы по развитию познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества старших дошкольников посредством использования LEGO-конструирования и робототехники отсутствует.
Актуальность выявленных нами проблем объясняется необходимостью преодоления следующих противоречий:
• необходимостью развития конструктивных умений и технического творчества у старших дошкольников и поиском концептуально новых подходов, методов и приемов в этом направлении;
• необходимостью создания в ДОО инновационной предметно-развивающей среды, в том числе, способствующей формированию первоначальных технических навыков у старших дошкольников и отсутствием программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;
• возрастающими требованиями к качеству работы педагога и недостаточным пониманием педагогами влияния LEGO-технологий на развитие личности дошкольников.
Выявленные противоречия указывают на необходимость и возможность внедрения LEGO-конструирования и робототехники в образовательной деятельности детского сада, что позволит создать благоприятные условия для приобщения старших дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков. Поэтому нами была определена тема инновационного проекта «Юный конструктор» по развитию навыков конструктивной, исследовательской и творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством использования Лего-конструктора и образовательного конструктора UARO .
Сделать LEGO-конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструктивной деятельности старших дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству и стало идеей проекта
Цель проекта: создание условий для развития навыков конструктивной, исследовательской и творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством использования Лего-конструктора и образовательного конструктора UARO.
Методологическую основу лего-технологии составляют исследования ученых об особенностях конструктивного мышления у дошкольников и его взаимосвязи с практической деятельностью.
Новизна проекта заключается в расширение содержания конструктивной деятельности старших дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения (DUPLO, Education, Лего-WeDo, образовательный конструктор UARO).
Практическая значимость проекта заключается в том, что позволяет дошкольникам в игровой форме приобрести практические и теоретические инженерные навыки и умения.
В ходе реализации проекта дети знакомились с деталями конструкторов, осваивали методы и приемы сборки, работали со схемами и образцами, учились самостоятельно воплощать свои идеи. Велась систематическая работа с родителями воспитанников в форме консультации и мастер-классов. Организовывались тематические выставки детских работ. Дети приняли участие в муниципальном конкурсе по конструктивной деятельности «Строим город детства -Югры» и региональном фестивале «Техническая игрушка 2022».
Активными участниками проекта стали дети старших и подготовительных групп, родители (законные представители) воспитанников, воспитатели.
Ожидаемые результаты и социальный эффект:
для детей: будет решена проблема развития инженерного мышления: дети смогут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. У детей разовьется образное и пространственное мышление, активизируется фантазия, воображение и любознательность, появится интерес к изобретательству и творчеству.
для родителей: осознанное включение родителей в совместную с воспитателем образовательную деятельность позволит значительно повысить эффективность взаимодействия.
для педагогов: осознание значения конструирования для всестороннего развития дошкольников позволит эффективно использовать его во всех образовательных областях.
Эффективность проекта оценивается по следующим критериям:
- дети с интересом занимаются конструированием, могут самостоятельно собирать модели по схеме, образцу, реализовывать задуманные идеи.
- Заинтересованное и активное участие родителей и воспитателей в реализации проекта.
Перспективы дальнейшего развития проекта: увеличение количества участников проекта за счет привлечения детей среднего и младшего дошкольного возраста. Участие во всероссийском техническом конкурсе «ИКаРенок».
Результаты и эффективность реализации проекта
Динамика уровня сформированности конструктивных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста МДОАУ ЦРР- д/с «Фантазия» представлена на рисунке
Увеличение количества детей, имеющих высокий и средний уровни развития конструктивных навыков, позволяют сделать вывод об эффективности проекта, его актуальности и востребованности. Данный проект прошел апробацию и может быть реализован в любой образовательной организации.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка д/с «Фантазия»
Проект в подготовительной группе «Колокольчик»
«Основы науки и элементарное техническое моделирование»
2020-2021учебный год
ПАСПОРТ
Тема проекта | Основы науки и элементарное техническое моделирование | |
Вид проекта | Познавательно-исследовательсий, практический | |
Участники проекта | Дети старшего дошкольного возраста, родители ( законные представители), воспитатели. | |
Продолжительность | Долгосрочный | |
Место реализации проекта | МДОАУ ЦРР д/с «Фантазия» | |
Срок реализации проекта | 2020-2021 учебный год | |
Разработчик | Воспитатель: Дульцева Ольга Петровна
|
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить
вопросы и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном и
нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел».
К. Тимирязев
Актуальность
Познавательно-исследовательская культурная практика является одной из основных на этапе дошкольного образования и формируется она на основе взаимодействия с взрослыми, а также на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка-дошкольника - собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения, изучения, исследования.
В познавательно-исследовательской культурной практике педагогом создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Познавательно-исследовательская деятельность позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. При этом преобразования, которые ребенок производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. А в соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Одним из актуальных и эффективных типов исследования доступных детям дошкольного возраста и позволяющих им занять активную исследовательскую позицию является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и
деятельности.
Одним из достоинств метода экспериментирования является то, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и
синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. А необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы
стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование способствует становлению
целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объём воды и т.д. Всё это объекты исследования.
Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить
возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать.
Цель: приобщение детей к миру науки и техники, повышение их интереса к деятельности ученых и инженеров, расширение кругозора детей через экспериментирование и конструирование, создание предпосылок вовлечение дошкольников в техническое творчество, развитие их мыслительных способностей. Задачи:
- знакомить детей с миром естественных наук и техники, с простейшими механизмами, приборами, машинами, с различными принципами работы механизмов, основанные на естественнонаучных закономерностях;
- расширять знания о мире профессий;
- овладевать простыми навыками конструирования, знакомство с рисунком, схемой и чертежом;
- развивать наглядно-образное и логическое мышление, пространственное восприятие и мышление, коммуникативные навыки; произвольную память и внимание, мелкую моторику;
- воспитывать положительные качества личности ребенка: активность, ответственное отношение к любой деятельности, терпеливость, умение владеть чувствами и эмоциями, участливость, готовность оказать помощь;
- формировать умение работать в группе, уважение к результатам чужого труда, сознательного, бережного отношения к окружающей среде.
Ожидаемые результаты
В результате занятий у детей:
- существенно повысится уровень знаний об окружающем мире, о явлениях и закономерностях из различных областей естественных наук;
- сформируется положительное отношение к научным знаниям, в частности к естественным наукам;
- будут заложены основы формирования научной грамотности, навыки простейшего технического моделирования и конструирования;
- получит дальнейшее развитие мелкая моторика, дети научатся манипулировать деталями конструкторов и различными материалами, ножницами, отвертками; разовьется речь, пополниться словарный запас, раскроется значение многих слов и терминов;
- повысится уровень развития психических функций: восприятия, памяти, произвольного внимания, мышление;
- получать дальнейшее развитие такие положительные качества личности, как умение кооперироваться для достижения цели, готовность признать ошибку, умение поставить себя на место другого, доброжелательность, ответственность;
- создадутся предпосылки для развития творческой и познавательной активности, что явится залогом дальнейшего успешного обучения в школе.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах;
- непосредственный опыт воспитателя с ребенком;
- Самостоятельная исследовательская деятельность детей;
- Познавательные, эвристические беседы;
- Целевые прогулки, наблюдения в природе;
- Проектная деятельность;
- Создание коллекций;
- Выставки рисунков, поделок по теме проекта;
- Выполнение заданий на интерактивной доске;
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры.
Методы работы с детьми:
- игровой, так как именно игра является ведущей деятельностью дошкольников и именно в игровых действиях можно эффективно реализовать поставленные педагогические задачи;
- наглядный, который является важными приемом получения и закрепления знаний у детей. Игры, проводимые с помощью картинок, различного показа, демонстрационного, раздаточного материала, способствуют развитию связанной речи, ее выразительности, обогащают словарь детей образными словами и выражениями, способствуют развитию памяти;
- словесные: рассказ, беседа (монолог, диалог) с возможностью постоянной обратной связи.
- поощрение – прием, который следует чаще применять в работе с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание заниматься, ощущение успеха. Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность детей,
- художественное слово вызывает интерес к теме, помогает привлечь внимание ребят к занятию. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятий создает эмоциональный настрой, оживляет образ.
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Цель: развитие взаимодействий педагогов и родителей (законных представителей) по
развитию познавательно-исследовательской, экспериментальной деятельности
дошкольников. Формирование у родителей компетентность в организации
экспериментальной деятельности детей дома.
Формы работы с родителями по реализации проекта:
- анкетирование, собеседования;
- выставки литературы;
- оформление информационных стендов;
- консультации;
- мастер-классы;
- нетрадиционные родительские собрания;
- Фестиваль семейных проектов, опытов;
- участие в совместной деятельности с детьми (опыты, семейные стенгазеты,
- изготовление поделок).
Этапы реализации
1 этап: организационно-подготовительный, диагностический
Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно
– методического сопровождения, выявление имеющихся показателей знаний
воспитанников и их родителей (законных представителей) по теме. (Август –Сентябрь)
Задачи:
- изучение психолого-педагогической методической литературы;
- проведение педагогической диагностики по познавательному развитию детей;
- разработка перспективного тематического плана реализации проекта .
- подготовка практического материала;
- информирование родителей (законных представителей), опрос об участии детей в проекте.
2 этап: основной (Октябрь –Май)
Цель: развитее познавательно исследовательской деятельности у детей.
Задачи:
- создание условий для исследовательской экспериментальной деятельности;
- проведение занятий по моделированию;
- оформление памяток и консультаций для родителей (законных представителей)
3 этап: заключительный (Май)
Цель: мониторинг результатов эффективности реализации проекта.
Задачи:
- рефлексия деятельности по реализации проекта,
- выявление достижений и затруднений проведенной работы:
- организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;
- презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями (законными представителями), педагогами;
- анализ проведенного проекта.
Методическая и научная литература
- «Перспективно-тематическое планирование опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе» Детство –Пресс Мартина Кинингер
- «Техника для детей» Издательская группа «Семь вдохновений» 2011 г. - Мартина Кинингер «Физика для детей» Издательская группа «Семь вдохновений» 2011 г.
- Поддъякова А.Н. «Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. Вопросы психологии –
- Савинков А.И. «Учебное пособие в детском саду: вопросы теории и методики. Дошкольное воспитание 2000 г. – 2-с8-17
- Вераксы Н.Е. Вераксы А.Н. «Проектная деятельность дошкольников М: Мозаика -Синтез г.
- Инновационный педагогические технологии (Метод проектов в ДОУ) Детство- пресс 2013 г.
- Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ Детство – пресс 2013
- Проектный метод в организации познавательно - исследовательской деятельности в детском саду Детство – пресс 2013 г
- Научно - методическая литература -Вотякова И.В. «Перспективно-тематическое планирование опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе» Детство –Пресс Мартина Кинингер «Техника для детей» Издательская группа «Семь вдохновений» 2011 г.
- Мартина Кинингер «Физика для детей» Издательская группа «Семь вдохновений» 2011 г.
- Поддъякова А.Н. «Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. Вопросы психологии – Савинков А.И. «Учебное пособие в детском саду: вопросы теории и методики. Дошкольное воспитание 2000 г. – 2-с8-17 -Вераксы Н.Е. Вераксы А.Н. «Проектная деятельность дошкольников – М: Мозаика -Синтез г. - Инновационный педагогические технологии (Метод проектов в ДОУ) Детство- пресс 2013 г. -Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ Детство – пресс 2013 г. -Проектный метод в организации познавательно - исследовательской деятельности в детском саду Детство – пресс 2013 г.
Тематическое планирование
№ | Тема | Задачи | Месяц |
1 | Знакомство с научно-технической лабораторией | Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Познакомить с понятиями «наука» (познание) «гипотеза» (предположение) Рассказать о способе познания мира - эксперименте (опыте). Дать представление о назначение научно – технической лаборатории, культуре поведения в ней. Содержание Знакомство с работой ученых и инженеров-конструкторов. Знакомство с научно-технической лабораторией, с элементарным лабораторным оборудованием С различными видами луп. С пинцетами. Стаканчиками. Знакомство с измерительными приборами: Линейками. Угольником. Обычной линейкой. Портновским метром Весами Разновесы Рычажные. Знакомство с разнообразными конструкторами и механическими игрушками. Знакомство с правилами техники безопасности. Работа с родителями. Найти и показать портреты известных ученых. | Октябрь |
2 | Сила тяготения. Упрямые предметы. Почему предметы движутся? | Дать детям представление о существовании невидимой силы- силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Развивать навыки зрительного и осязательного обследования. Познакомить детей с физическим свойством предметов- инерцией. Развивать умение фиксировать результаты наблюдения. Развивать прослеживающие функции глаза Содержание Эксперименты с детскими машинами и игрушками. Познакомить детей с физическими понятиями: «Сила», « Трение». Показать пользу силы трения. Развивать навыки зрительного и осязательного обследования. Проверка способов трения. Беседа о пользе силы трения Зарисовка опыта. | Ноябрь |
9 | «Неизведанное рядом» экспериментирование с предметами (мир ткани, мир металлов, мир пластмасс, мир бумаги, магниты). | Поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям. Развивать способность самостоятельно планировать предстоящую деятельность; осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; помнить о цели работы на протяжении всей деятельности. Развивать у детей способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. | Декабрь |
10 | «Воздух- невидимка» экспериментирование с воздухом. | Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по заданию, схеме; способность самостоятельного формулирования выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения. | Январь |
11 | «Волшебница вода» экспериментирование с водой Создание интерактивных минимузеев «Мир предметов» | Развитие у детей познавательных мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение. Расширять представлений детей о окружающем мире, об основных физических свойствах и явлениях. Вызвать интерес к активной поисково-исследовательской деятельности. | Февраль |
12 | Моделирование из бумаги | Познакомить с видами и свойствами, особенностями бумаги. Закрепить знания детей об инструментах и техника безопасности при работе. Продолжать формировать умение детей использовать в работе схемы. Практическая работа. Изготовление аппликаций, праздничных открыток, сувениров, подвижных игрушек. | Март |
13 | Моделирование роботов (робототехника) | Знакомство с электронными приспособлениями. Сбор электронных приборов по схемам. Техника безопасности при работе. Знакомства с робототехникой. Изучение элементарных роботов. Техника безопасности при работе. Практическая работа. Создание электроприборов по схемам, роботы – манипуляторы. | Апрель |
14 | Фотовыставка «Юные экспериментаторы» | Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. | Май |
20 | Игра-путешествие «Любознайка!» | Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по заданию, схеме; способность самостоятельного формулирования выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения. |